КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 347.786 + 654 (517.3)
Ц Байгалмаа
СОТРУДНИЧЕСТВО МОНГОЛЬСКИХ И СОВЕТСКИХ КИНЕМАТОГРАФОВ. ПЕРВЫЕ ШАГИ МОНГОЛЬСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Статья касается первого опыта общения советских и монгольских кинематографистов. В результате совместного творческого усилия впервые в этнокультурной истории монголов были созданы совместные кинофильмы и телевизионный центр.
Ключевые слова: монгольская кинематография, советская кинематография, телевидение.
Ts. Baga/maa
THE PARTNERSHIP OF THE MONGOLIAN AND THE SOVIET CINEMATOGRAPHERS. THE FIRST STEPS OF THE MONGOLIAN TELEVISION
The article deals with the commentary on the interconnection and creative activity of the Mongolian cinematography and TV with the former Soviet specialists on this problem. The conclusion of the article is, that the Soviet specialists greatly influenced on the evolution of the Mongolian cinema as well as TV.
Key words: Mongolian cinematography, Soviet cinematography, television.
Становление журналистики в Монголии происходило в тесной взаимосвязи с бывшим Советским Союзом. Это было обусловлено, прежде всего, географической и культурной близостью двух стран, интенсивными контактами между ними, массовой подготовкой монгольских журналистов в России в эпоху социализма. Основой развития монгольского телевидения стал телецентр, созданный при содействии бывшего СССР и многочисленных специалистов, подготовленных в Советском Союзе.
В период становления монгольское телевидение во многом копировало советские образцы телепрограмм. Однако развитие телевещания в СССР и Монголии и его состояние на сегодняшний день были во многом обусловлены национальными особенностями.
По сравнению с бывшими социалистическими странами телевидение в Монголии появилось относительно поздно, в 1967 г. Главная особенность появления этого вида СМИ в том, что оно было организовано и развивалось в полной зависимости от братских стран социалистической системы, в первую очередь от Советского Союза. Это объясняется тем, что телепередачи невозможно вести без мощного технического центра. Впервые официальное обсуждение вопроса о создании телевидения в Монголии состоялось в апреле 1964 г. на очередном заседании плановой комиссии страны. В октябре 1965 г. Министерство связи послало на обучение в СССР 40 человек, которые должны были стать первыми специалистами будущего технического центра телевидения Монголии. Часть из них уже была специалистами по радиотехнике и смеж-
ным специальностям, остальные были набраны по результатам конкурса среди выпускников средних школ. Пройдя практику в разных телестудиях СССР, они вернулись в Монголию и сразу начали работать над строительством первого телецентра страны вместе с советскими специалистами. Фундамент первого телецентра был заложен 29 марта 1966 г.
Строительство телецентра имело огромное политическое значение, он должен был быть закончен и сдан в эксплуатацию накануне 50-летия Народной революции, которое отмечалось 11 июля. Эту работу выполнили советские строители за полтора года, закончив ее двумя месяцами раньше намеченного срока. Здесь следует отметить инициативу, проявленную в строительстве всем народом Монголии, который в то время (в 60-е гг.) был воодушевлен построением социализма. Большую заинтересованность проявляла и интеллигенция страны.
Через некоторое время, согласно постановлению Центрального комитета партии и Совета Министров, была создана администрация по эксплуатации телецентра. Для успешного продвижения работ по оснащению технического центра телевидения необходимо было позаботиться о подготовке художественных работников телевидения. 16 мая
1966 г. для обучения в Москву была отправлена первая группа будущих работников монгольского телевидения. В течение года они проходили практику на московском телецентре. Первая группа состояла из 45 человек, большинство из которых потом долгие годы активно и плодотворно работали на телевидении Монголии: М. Дожоодорж, Д. Хи-
шигт, С. Бадрах, Б. Зориг, Л. Шийтэр, Ж. Гомбосу-рэн, Ц. Норжмаа, Ж. Гур, И. Баямаа, Ч. Чимидцэеэ, Ж. Санждолгор, П. Нарангэрэл, Д. Г анчимэг и другие. Следует отметить, что они специализировались в основном по профессиям телекинорежиссера, телережиссера, звукорежиссера телевидения, телеоператора.
Первый председатель комитета по радио- и телерадиовещанию Монголии С. Жалан-Аажав вспоминает: "... нам стала ясна неизбежность дополнительной подготовки телевизионных работников по профессиям редактора, репортера и ведущего. Председатель комитета по телевидению и радиовещанию Советского Союза Месяцев мне также напомнил об этом и согласился обучать наших людей. Вскоре вышло постановление Центрального Комитета партии и Совета Министров о дополнительной подготовке специалистов телевидения...".
Об этом свидетельствует резолюция №184 Центрального Комитета партии, которая давала разрешение комитету государственного радиовещания об отправке 17 человек в Советский Союз для обучения творческим телевизионным профессиям. Согласно этой резолюции в СССР были направлены на обучение:
- специальности редактора телевидения: Н. Шаравдорж, И. Эрдэнэчимэг, Г. Гомбо, Ш. Бат-монх, Б. Дорж, П. Пурэвсурэн, Ш. Сурэнжав, Д. Пашка, Ц. Цэгмид, Д. Жадамбаа, Т. Бааваа, Ж. Лхамсурэн;
- специальности редактора музыкальных программ: Ш. Эрдэнэбат, Ш. Долгорлхам;
- на обучение специальности ведущего: Ц. Дорж, Б. Цэенханд, С. Батсурэн.
Процесс создания телевидения имел огромный резонанс в обществе, сотни людей хотели там работать. Однако приемные конкурсы были очень строгими. Объявления о наборе людей для поступления на курсы и для дальнейшей работы на телевидении распространялись во всех средствах массовой информации. Из сотни желающих выбирали самых лучших. Об этом пишут в своих воспоминаниях почти все первые и старейшие работники Монгольского телевидения. Самые большие шансы имели те, кто работал в сфере культуры, кино, радио и театра, а также выпускники факультетов филологии высших учебных заведении. По некоторым специальностям подготовка специалистов началась в Монголии, например, постановление №228 совещания секретарей Центрального Комитета партии дало разрешение организовать с мая 1967 г. 45дневный курс обучения телевизионных осветителей.
10 июля 1967 г. в эфир вышла первая экспериментальная передача. В это время был готов к вещанию центр телевидения, в который входили аппаратно-студийный комплекс АСК с тремя камерами (черно-белыми); одна 150-метровая студия; "ПТУ-ЗУ" - передающая станция, вещающая по двум каналам. Хотя в мире было уже давно распространено цветное телевидение, монгольское теле-
видение было оборудовано хотя и "черно-белой", но довольно новой советской аппаратурой. Передатчиком была пятикиловаттная станция "Якорь". И единственное оборудование, которое осталось до сих пор, это 193- метровая телебашня. Металлическая телебашня монгольского телевидения построена по образцам телебашен союзных республик Советского Союза.
11 июля 1967 г. была передана вторая экспериментальная программа, следующая - 15 августа
1967 г. Эта была более интересная программа, подготовленная на лучшем, по сравнению с первыми, профессиональном уровне.
После этих успешных опытов было принято решение начать регулярное телевещание. Тех, кто был зачислен в штат телевидения, отправляли в командировки в СССР, Польшу, ГДР, Чехословакию, Венгрию и Болгарию для изучения методов управления, структуры, оборудования, видов телепередач, длительности программ, профессиональных обязанностей работников и т. д.
16 сентября 1967 г. на заседании политбюро Центрального Комитета МНРП был обсужден проект "Об организации администрации Монгольского телевидения" и принят указ №193, согласно которому в составе государственного радиокомитета была организована администрация телерадиовещания, имеющая собственную коллегию и художественный совет. Кроме того, были учреждены 7 редакций: политического и экономического вещания, новостного вещания, детских, юношеских и спортивных программ, драматического и литературного вещания, музыкального вещания, кинопрограмм, общая редакция программ (редакция, которая составляла общую программу телевидения). Спустя 4 дня после подтверждения постановления №193 был выпущен указ №129 Президиума Великого Хурала. Указ был подтверждением того, что в связи с входом телевещательной организации в состав радиокомитета впредь было установлено переименовать Государственный комитет по радиовещанию в Комитет по радио- и телерадиовещанию при Совете Министров МНР. Также в постановление №193 вошли некоторые пункты, которые уточняли обязательства по отношению к связным комитетам, министерствам и специальным организациям.
Председателем государственного радио- и телерадиокомитета был утвержден С. Жалан-Аажав, первым заместителем официально назначен Г. Сумъяа.
Советские и монгольские кинематографы совместно творили фильмы "Цогт тайж" (Князь Цогт), " Сухбаатар", которые отмечены в истории развития Монгольского кино золотыми буквами. Опыты советских кинематографов повлияли на деятельность монгольских кинорежиссеров и положили основу дальнейшего развития монгольского кино.
В художественном фильме "Сухбаатар", созданном в 1942 г. монгольскими и советскими кинема-
тографами, объединены старание молодых актеров Монголии и широкое знание и специфические опыты советских кинематографов. Подготовка к роли великого полководца Д. Сухэ-Батора народного артиста Советского Союза Л.Н. Свердлина (многочисленные исследовательские работы, встреча с людьми, знавшими Сухэ-Батора, разучивание монгольских народных песен) оказала большое влияние на монгольских артистов и кинематографов.
В результате опроса, объявленного газетой «Унуудур» (Сегодня), художественный фильм
"Цогт тайж" (1945 г.) провозглашен лучшим фильмом ХХ в. и стал любимым для монгольского народа. Сюжет фильма написан известными писателями Ю. Таричем и Ринчин Бимбаевым. Артисты, сыгравшие в данном фильме, позже стали артистами «Золотого поколения». В отечественных и зарубежных изданиях напечатаны многочисленные статьи на эти фильмы. В одной из них написано, что фильмы "Сухбаатар" и "Цогт тайж" как лучшее совместное творчество советских и монгольских кинематографов повлияли на последующее кинотворчество (Искусство кино Монголии, 1989. С. 48).
Такие артисты, как Н. Крючков ("Наводнение", 1966), В. Заманский и Н. Фатеева ("Конец", 1977), Ю.Каюров («Утро», 1968), В. Сафанов и Н. Жанту-рин ("Слушайте на той стороне'', 1971), оказали существенное влияние на рост мастерства монгольских артистов. В то время известные советские артисты не только внедряли свой опыт, но и распространяли современные достижения театрального искусства. Режиссеры фильмов "Конец" (А.А. Бобровский), "Слушайте на той стороне" (Б. Ермолаев) оказали огромное влияние на наших режиссеров. В журнале "Искусство" Н.И. Суменов написал: "Мы считаем, что мы начали создавать фильмы совместно с социалистическими странами с 50-60 гг. Но такое сотрудничество началось уже с 30-х годов, когда русские создали фильм "Монгол хуу " в
1936 г. совместно с первыми монгольскими артистами. И это творчество стало большой школой творения фильмов для первых монгольских артистов и режиссеров (Суменов Н.И. Фильмы, созданные друзьями. Искусство. 1982. №5. С 32). Это является свидетельством того, что из стран социали-стичесекого содружества советские кинематографы впервые начали сотрудничать с монгольскими кинематографами.
Б. Дэмбэрэл и его наставник - оператор С. Гусев, снявшие фильм о борьбе монгольских и советских воинов против японских милитаристов на Халхин-Голе 1939 г., безусловно, заслуживают уважения.
Таким образом, телевидение Монголии было создано при поддержке Советского Союза и соответствовало советскому телевидению в тележурналистике и техническом оснащении. Первые монгольские специалисты телевидения были подготовлены в Советском Союзе и совместно с советскими кинематографистами была создана киностудия "Монгол кино". Их всесторонняя помощь и поддержка в создании и развитии монгольского киноискусства продолжались 70 лет.
Литература
1. Суменов. Н. И. Фильмы, созданные друзьями // Искусство. 1982. Сер. 5.
2. Зандраа Ц. Архив сектора искусствоведения кино фонда.
3. Цолмон Д. Монгол кино. - Улаанбаатар, 1995
4. Жигжидсурэн Г., Цэцэг Д. Энциклопедия монгольского кино. - Улаанбаатар, 2005.
5. Монгольское киноискусство. - Улаанбаатар, 1989.
6. Постановления и решения пленумов ЦК МНРП съездов МНРП.
Цэндийн Байгалмаа - ректор Международного университета «Сити», Улан-Батор.
Tsendiin Baigalmaa - rector of the International University «City», Ulan-Bator.
УДК: 008:00i.89.i302.2
Н.В. Букина
К ВОПРОСУ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ*
Статья написана по результатам исследования, проведенного при поддержке РГНФ проект № 09-03-95173и1 Мл
В статье рассматриваются основные направления исследования культурных кодов в контексте культуры и культурного пространства. Статья представляет интерес для специалистов в области культурологии, философской антропологии и философии культуры.
Ключевые слова: культура, культурный код, уровни кодирования, методология.
N.V. Bufiina
ON THE METHODOLOGY OF CULTURAL CODES RESEARCH
The article is devoted to the basic directions of cultural codes research in the scope of culture and cultural space. It is interesting for researchers, cultural studies, philosophical anthropology and philosophy of culture.
Key words: culture, cultural code, levels of encoding, methodology.