Научная статья на тему 'Особенности становления общественного телевещания Монголии'

Особенности становления общественного телевещания Монголии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА ОБЩЕСТВА / ПАРЛАМЕНТ / ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ / ЗАКОНОПРОЕКТ / САНКЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА / РЕКЛАМА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ / RESTRUCTURING OF SOCIETY / PARLIAMENT / PARLIAMENTARY ELECTIONS / PUBLIC TELEVISION / PUBLIC BROADCASTING / THE BILL / SANCTION THE PRESIDENT / ADVERTISING / NATIONAL COUNCIL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ганбаатар Мэндхуу

Рассматриваются особенности развития общественного телевидения Монголии. Идея создания общественного радио и телевидения в Монголии зародилась в начале 1990-х гг., однако созданы они были сравнительно недавно. Процесс становления общественного радио и телевидения вызвал большой резонанс в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation public telecastings of Mongolia

In given article features of development of public television of Mongolia are considered. The idea of creation of public radio and television in Mongolia has arisen in the early nineties. But public radio and television in Mongolia has been created rather not for a long time. Process of formation of public radio and television has caused the big resonance in a society.

Текст научной работы на тему «Особенности становления общественного телевещания Монголии»

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВЕЩАНИЯ МОНГОЛИИ

Ганбаатар Мэндхуу

Кафедра теории и истории журналистики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматриваются особенности развития общественного телевидения Монголии. Идея создания общественного радио и телевидения в Монголии зародилась в начале 1990-х гг. Но общественное радио и телевидение в Монголии были созданы сравнительно недавно. Процесс становления общественного радио и телевидения вызвал большой резонанс в обществе.

Ключевые слова: перестройка общества, парламент, выборы в парламент, государственное телевидение, общественное телерадиовещание, законопроект, санкция президента, реклама, национальный совет.

1989 г. в МНР начались массовые демонстрации и акции неповиновения, приведшие к отставке Политбюро ЦК МНРП в полном составе. С 1990 г. в стране начинают проводиться ограниченные реформы, формируются несколько оппозиционных партий, однако позиции правящей МНРП по-прежнему оставались сильны. 13 января 1992 г. была принята новая конституция, которая легла в основу развития политического, социально-экономического и общественного строя страны. В результате демократических реформ началась приватизация государственных предприятий в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и сфере обслуживания. К этому процессу активно подключились СМИ. В 1991 г. бывший директор Монгольского телевидения З. Алтай разработал проект трансформирования телевидения, предложив создать общественную и государственную телекомпании на базе существовавшего государственного телевидения. Однако его предложение не получило поддержки правительства. В период демократизации страны в системе средств массовой информации стал формироваться частный сектор. В начале 1990-х гг. были основаны независимые еженедельные и ежедневные газеты. В середине 1990-х гг. в Монголии была основана первая коммерческая радиостанция под названием «Улаанбаатар» FM-102,5, а в 1996 г. начинается развитие коммерческого телевещания. В эти годы государственное телевидение Монголии, созданное с помощью Советского Союза в 1967 г., находилось в кризисном состоянии, что было связано с общей тяжелой экономической ситуацией в стране. Техника, приобретенная в начале 1980-х гг., уже не отвечала новым требованиям; финансирование, которое выделяло государство, было недостаточным для переоснащения телевидения. Только с 1995 г. экономическое положение монгольского телевидения стало стабилизироваться, государство смогло частично оснастить телевидение новым оборудованием. Между тем деятельность государственного телевидения подвергалась резкой критике со стороны оппозиционных политических партий, кото-

рые заявляли, что государственное телевидение превратилось в орган пропаганды правявшей партии, что оно не предоставляло оппозиции эфирное время.

С этого момента в Монголии возобновились дискуссии о необходимости создания общественного телевидения. Еще в 1994 г. первый президент Монголии П. Очирбат внес в парламент законопроект об Общественном радио и телевидении. Но по разным причинам данный законопроект не был рассмотрен парламентом. Однако идея основания общественного телевидения продолжала обсуждаться. Постоянно проходили собрания, дебаты, дисскусии на эту тему. Отдельные журналисты высказывали свою точку зрения по поводу создания общественного радио и телевидения. Так, журналист Д. Гантуг в 1998 г. опубликовал в ежедневной газете «Ардын эрх» статью под заголовком «Нужен косметический ремонт государственному телевидению». Позже, 13 сентября 2004 г. он перепечатал свою статью в электронном журнале «Цахим Ортоо» (адрес http://www.tsahimurtuu.mn). Д. Ган-туг призывал обратить особое внимание на порядок назначения руководства общественным телевидением, на финансирование и на ответственность новой модели телевидения перед обществом [1].

Исследователь журналистики М. Монхмандах сформулировала основные принципы общественного телевидения, основываясь на западных моделях. В своих работах М. Монхмандах разъясняла, что во многих странах, где функционирует общественное теле- и радиовещание, придерживаются принципа универсальности, плюрализма и независимой вещательной политики, и призвала соблюдать эти принципы при основании общественного радио и телевидения в Монголии [2]. В 1995 г. член парламента Т. Ганди разработала законопроект об общественном вещании, в котором содержались положения о функциях, правах и об ответственности общественного радио и телевидения. Однако парламент Монголии отказался рассматривать этот законопроект. В апреле 1999 г. депутаты парламента Т. Ганди, Э. Бат-Уул и Д. Баттулга разработали новый законопроект, но и тогда парламент не принял этот закон.

Вопрос о создании общественного радио и телевидения оказался в центре внимания общественности в 2004 г. после выборов в парламент страны. 27 июня 2004 г. в Монголии прошли очередные парламентские выборы, на которых правившая Монгольская народно-революционная партия и оппозиционная Демократическая коалиция получили равное количество мест в Великом государственном хурале — по 36. Независимые кандидаты завоевали три депутатских мандата, одно место в парламенте получила Монгольская республиканская партия. Демократическая коалиция провозгласила свою победу на парламентских выборах еще до официального объявления результатов голосования. Спустя несколько дней после голосования сторонники партии «Демократическая коалиция» захватили здание телецентра в Улан-Баторе и потребовали от директора предоставить им эфирное время. Оппозиция обвинила руководство телевидения в том, что в период предвыборной агитации телевидение поддерживало правившую партию и не предоставляло эфирного времени для оппозиции, что и послужило причиной захвата телецентра. Конфликт закончился предоставлением прямого эфира оппозиции. Сторонники

Демократической партии выступили с резкой критикой в адрес руководства монгольского национального телевидения и покинули здание.

После формирования нового состава парламента обе партии страны договорилось решить судьбу государственного телевидения, пообещав рассмотреть законопроект об общественном радио и телевидении в период осенней сессии. 28 августа 2004 г. спикер парламента Н. Энхбаяр (МНРП), премьер министр Ц. Элбэгдорж (Демократическая партия Монголии) на пресс-конференции заявили журналистам, что национальное радио и телевидение станут общественными [3]. В октябре 2004 г. в Улан-Баторе состоялся семинар на тему «Правовая база общественного радио и телевидения», в котором приняли участие законодатели, представители неправительственных организаций, руководители многих коммерческих телестанций и непосредственно журналисты Монголии. Участники семинара высказывали свои предложения, которые законодатели обещали учесть при принятия закона. 27 января 2005 г. монгольский парламент принял закон «Об общественном радио и телевидении». На базе государственного телевидения было основано принципиально новое телевещание, которое обязывалось удовлетворять информационные потребности всех слоев монгольского общества. Статья 1 гл. 1 закона «Об общественном радио и телевидении» гласит: «Целью данного закона является создание общественного радио и телевидения, которое должно удовлетворять потребности монгольского народа, регулировать и определить основные принципы деятельности общественного радио и телевидения. Общественное радио и телевидение — это некоммерческая организация, работающая на благо общества, которое создается на основе этого закона. Общественное радио и телевидение является юридическим лицом и несет ответственность перед обществом» [4]. Согласно закону, задача Общественного радио и телевидения состоит в оперативном информировании о событиях, происходящих не только в Монголии, но и за рубежом, а также в создании и распространении учебно-познавательных, развлекательных передач, удовлетворяющих потребностям зрителей и слушателей. Общественное радио и телевидение должно придерживаться следующих принципов:

— уважать право гражданина на получение достоверной информации;

— обеспечивать плюралистический характер вещания;

— проводить независимую информационную политику от государства, политических партий, иных юридических и физических лиц.

В статье 4 гл. 2 закона «Об Общественном радио и телевидении» заявлялось, что общественное радио и телевидение должно вести вещание не только на национальную аудиторию на монгольском языке, но и транслировать программы на иностранных языках для зарубежной аудитории.

В деятельность сотрудников общественного радио и телевидения не должны вмешиваться государственные институты, суды, другие организации и физические лица, если они выполняют свои обязанности в рамках закона. Общественное радио и телевидение обязано ежегодно готовить отчет о своей деятельности и информировать о ней через печатные издания или иным доступным способом. Отчет

о деятельности Общественного радио и телевидения обязательно должен содержать следующую информацию:

— тематика радио и телевизионных программ, информационная политика и ее реализация;

— анализ аудитора и финансовый отчет;

— жалобы, мнения зрителей и слушателей, а также ответы на них.

В главе 2 Закона речь идет об информационной политике программ и рекламе. Общественное радио и телевидение должны готовить и распространять высокопрофессиональные общественно-политические, социальные, экономические, культурные, спортивные, научно-популярные и учебные передачи. При подготовке и распространении программ общественное радио и телевидение должно соблюдать следующие принципы:

— уважать права человека, свободу слова и ценности демократии;

— соблюдать политический, социально-экономический, религиозный плюрализм и отражать в своих программах разные точки зрения;

— уважать национальную культуру, обычаи и историю страны, хранить единство народа;

— поддерживать миролюбивую политику Монголии, вносить вклад в укрепление отношений с другими государствами;

— поддерживать развитие гражданского общества, уделять особое внимание воспитанию молодого поколения;

— выражать интересы всех слоев общества, включая инвалидов и национальные меньшинства.

По общественному радио и телевидению запрещался показ передач, кинофильмов, призывающих к насилию, войне, а также эротического содержания. Пункт 1 ст. 10 гл. 2 гласит о сохранности передач общественного радио и телевидения. Все значимые программы по истории, культуре, политике, экономике и науке Монголии, подготовленные и показанные по каналам общественного радио и телевидения, должны храниться в архиве данной организации. Архив общественного радио и телевидения является частью Государственного национального архива. Все вопросы, связанные с хранением и использованием материалов архива, регулируются законом «Об архиве Монголии». Другие радио- и теле-передачи, не указанные в п. 10.1, сохраняются в редакции как минимум два месяца после их выхода в эфир.

Законом регулируется показ рекламы. Реклама на общественных каналах не может превышать 2% от общего объема вещания. Программы не могут прерываться рекламной паузой. В дни общенационального траура запрещается трансляция рекламы и развлекательных передач. Политическая реклама разрешается лишь в период предвыборной кампании. Трансляции новостных и информационно-аналитических программ по каналам общественного радио и телевидения не должны прерываться рекламой. Сотрудники, готовящие информационные выпуски новостей, не должны участвовать в производстве коммерческой рекламы и, тем более, ее трансляции.

В соответствии с гл. 3 общественное телерадиовещание финансируется за счет абонентской платы за пользование теле- и радиоприемниками, дохода от рекламы, аренды техники и специальных помещений, поддержки спонсоров иностранных и монгольских граждан и организаций.

Глава 4 Закона посвящена вопросам управления общественным радио и телевидением. Высшим органом является Национальный совет общественного радио и телевидения, состоящий из 15 членов. Их срок полномочия составляет шесть лет. В состав Национального совета входят два представителя от президента, четыре от парламента, и два от правительства. Девять членов совета назначаются после согласования их кандидатур с неправительственными организацями. Члены Национального совета должны иметь высшее образование, быть квалифицированными специалистами в области вещания, искусства, журналистики, экономики и юриспруденции. Работа в составе Национального совета оплачивается. В состав Национального совета не могут быть избраны члены руководящих органов политических партий, иностранные граждане, лица без гражданства, руководители независимых телерадиокомпаний, а также лица, имеющие договорные отношения с телерадиокомпанией. Национальный совет общественного радио и телевидения обязан следить за исполнением данного закона.

После принятия Закона коммерческие телеканалы Монголии выразили несогласие с отдельными его положениями. Они считали, что 2% рекламы от общего объема эфирного времени — это слишком много. Руководители 25-го канала, TV5, TV9, UBS TV выступили с предложением запретить трансляцию коммерческой рекламы на общественных каналах. Передачи общественного телевидения принимались на территории всей страны, а программы коммерческих телестанций в тот период могли принимать только жители Улан-Батора. Сельским жителям были недоступны передачи коммерческих телестанций.

Коммерческие телестанции потребовали от властей разрешить трансляцию их программ на всю территорию Монголии. Директор телеканала UBS TV Л. Балхжав заявил, что монгольские телеканалы отличаются по своей информационной политике. Например, 25-й канал и TV5 занимают независимую позицию. TV9 — буддийское телевидение, а телеканал UBS ориентируется на освещение проблем столицы. Несправедливо, когда жители Улан-Батора смотрят программы пяти монгольских телеканалов, а сельские жители только — Монгольского национального (с 1 апреля 2005 г. — Общественного) телевидения [5]. Свое отношение к этой проблеме высказала директор телестанции TV5 Т. Сарантуяа: «Рекламодатели, бизнесмены будут покупать эфирное время только на том телеканале, которое транслирует программы на всей территории Монголии. Таким образом, частные телеканалы не имеют возможности для дальнейшего развития. Разве у общественных телеканалов зарубежных стран, таких как NHK, BBC в эфире идет коммерческая реклама? Там нет трансляции коммерческой рекламы» [5].

После общественной дискуссии Президент Монголии Н. Багабанди наложил санкцию на закон «Об общественном радио и телевидении».

Президент согласился с тем, что в законе четко не определен механизм назначения девяти членов от неправительственных организаций и что в состав национального совета входит неодинаковое количество представителей от законодательной и исполнительной ветвей власти. Заслушав и обсудив предложения президента, большинство депутатов парламента разрешило продолжить трансляцию рекламы до конца текущего года в связи с продолжавшимся финансовым кризисом. С 1 января 2006 г. Монгольское общественное радио и телевидение прекратило транслировать коммерческую рекламу. Из государственного бюджета ежегодно должно было проводиться дополнительное финансирование равное доходу от рекламы (2% от общего вещания).

В состав Национального совета стали входить по четыре представителя от президента, семь от парламента, четыре представителя от правительства. Был уточнен механизм назначения членов совета от неправительственных организаций, которые обязывались предлагать свои кандидатуры, а парламент должен утверждать их полномочия. Парламент внес изменение в срок действия полномочий Национального совета, который был сокращен до пяти лет.

В связи с изменением отдельных положений закона парламент Монголии отложил срок его вступления в силу до 1 июля 2005 г. [6]. После принятия парламентом Монголии закона «Об общественном радио и телевидения» государственная телерадиокомпания прекратила свое существование, уступив место Национальному общественному радио и телевидению. Национальный совет является высшим органом монгольского общественного радио и телевидения, который избирает директора телевидения сроком на пять лет [7].

С началом деятельности Национального совета большинство творческих сотрудников Общественного телевидения выразили недовольство многими решениями, принятыми новым руководством. В частности, они обвинили отдельных членов Национального совета в некомпетентности и в попытке оказать влияние на информационную политику редакции с точки зрения партийнной принадлежности. Отдельные кандидатуры, которые были выдвинуты членами Национального совета на пост директора Общественного телевидения, по разным причинам не устраивали творческих работников. В частности, Национальный совет выдвигал на пост директора Ц. Энхбата (члена МНРП, ранее работавшего директором Государственного телевидения; ныне занимает пост директора коммерческой телекомпании 1У9), и С. Мягмара (члена МНРП, журналиста, директора рекламной студии «Боролдой») и Л. Ариунбата (директора независимой студии «Аригу»). Творческие сотрудники выступали против назначения первых двух кандидатов на пост директора общественного телевидения.

26 ноября 2006 г. прошли дебаты между тремя кандидатами на пост директора общественного телевидения, после которых большинство членов Национального совета считали наиболее вероятным избирание директором С. Мягмара. Несогла-сившиеся с мнением большинства четыре члена Национального совета покинули заседание. Оставшиеся восемь членов продолжили заседание и выбрали директора

Монгольского Национального Общественного телевидения. Им стал С. Мягмар, ранее работавший редактором телевидения. Национальный совет общественного телевидения вручил С. Мягмару приказ о его утверждении на пост директора [8]. Однако группа сотрудников телевидения создала «Временный комитет», который подготовил документ с требованием распустить Национальный совет. Свое требование «Временный комитет» обосновал следующим образом: во-первых, Национальный совет общественного телевидения должен иметь штатного секретаря, должность которого закреплена в законе «Об общественном радио и телевидении». Однако до того времени у национального совета не было секретаря; во-вторых, председатель национального совета в течение 30 дней был обязан подать заявку в Министерство юстиции Монголии о госрегистрации, что не было сделано; в-третьих, была поставлена под сомнение легитимность выбора директора. На основании этого «Временный комитет» делал вывод, что нынешный состав Национального совета не может управлять деятельностью общественного телевидения.

Однако ни президент, ни правительство, ни парламент не отозвали своих представителей из Национального совета. Не достигший желаемого результата «Временный комитет», состоявший из творческих работников, заявил, что не намерен сворачивать деятельность до тех пор, пока не достигнет успеха. У Национального совета оставалась мало шансов продолжать работу, когда его легитимность не признавали творческие сотрудники, призванные проводить в жизнь политику своего руководства [9]. 19 августа 2006 г. С. Мягмар был освобожден от должности директора телевидения по решению Совета Монгольского общественного радио и телевидения. В ходе проверки его деятельности были обнаружены нарушения финансового и административного характера. Исполняющим обязанности директора общественного телевидения стал Б. Пурэвдаш, директор общественного радио Монголии [10]. После решений всех разногласий директором Общественного телевидения была назначена тележурналистка Ц. Оюундарь, а «Временный комитет» распущен. После назначения директора сетка вещания общественного телевидения стала обновляться.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Гантуг Д. Что такое общественное телевидение? URL: http://www.tsahimurtuu.mn/main/ 20040913328.htm

[2] Мунхмандах М. К законопроекту общественного радио и телевидения. URL: http://www.globeinter.org.mn/old/publications/pub_1_1_02_01 .html

[3] Газета «Зууны мэдээ» от 29 августа 2004 г.

[4] Закон «Об общественном радио и телевидении». — Улан-Батор, 2005.

[5] Газета «Оноодор» от 1 февраля 2005 г.

[6] Газета «Зууны мэдээ» от 17 февраля 2005 г.

[7] Официальный сайт общественного радио и телевидения www.mnb.mn

[8] Газета «Оноодор» от 30 ноября 2005 г.

[9] Газета «Оноодор» от 17 февраля 2006 г. [10] Газета «Одрийн сонин» от 19 августа 2006 г.

FEATURES OF FORMATION PUBLIC TELECASTINGS OF MONGOLIA

Ganbaatar Mendkhuu

Department of Theory and History of Journalism People's Frendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In given article features of development of public television of Mongolia are considered. The idea of creation of public radio and television in Mongolia has arisen in the early nineties. But public radio and television in Mongolia has been created rather not for a long time. Process of formation of public radio and television has caused the big resonance in a society.

Key words: restructuring of society, parliament, parliamentary elections, public television, public broadcasting, the bill, sanction the president, advertising, national council.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.