ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ МОНГОЛИИ
Бямбажав Наранбаатар
Кафедра массовых коммуникаций Филологический факультет Российский университет дружбы народов. ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Рассматривается вопрос о влиянии новых информационных технологий и Интернета на профессиональную деятельность журналистов на примере СМИ Монголии.
Ключевые слова: международная журналистика Монголии, Интернет, информационные технологии, освещение международных событий, этика журналистов, массовые информационные процессы.
Согласно ежегодным мониторинговым исследованиям массмедиа Монголии Пресс-института Монголии, в первом квартале 2010 г. на территории Монголии работает 383 средства массовой информации — газеты, журналы, радио и телевидения. Общее число СМИ постоянно росло с 2000 г., но с 2008 г. проявляется тенденция спада их числа. Рост и развитие видов СМИ были сравнительно не схожи, к примеру росло число газет в 1990—2001 гг., радио с 2001 г., телевидения с 2004 г., журналов с 2005 г., а с 2008 г. появились много онлайн СМИ и немного упало число традиционных СМИ [6. С. 4]. Традиционные СМИ частично перешли на онлайн, резко растет число пользователей Интернета, вследствие чего аудитория онлайн-информации занимает второе место после телезрителей. Хотя немного уменьшается число СМИ в последние три года, число работающих в СМИ выросло на 0,3% за год, и достигло 3840 человек. Из них около 50% работают на телевидении, 40% в газетах, 13% на радио [6. С. 23].
Главные изменения в профессиональной деятельности журналистов и СМИ Монголии за последние пять лет заключаются в следующем:
— использование Интернета и информационных технологий быстро внедряется в деятельность журналистов и СМИ, становится конкретным фактором. Улучшается работа по нахождению и распространению темы, фактов информации, растет степень оперативности и доступности информации СМИ. Одним из результатов этого можно считать то, что интернет-журналистика формируется и становится конкретным явлением в системе СМИ Монголии;
— постоянно растет число национального, местного и кабельного телевидения, оно достигло 109: из них 6 в национальном масштабе, 27 в Улан-Баторе, 49 в местном масштабе, и 27 кабельных каналов обслуживается в Монголии [3. С. 134].
— в предыдущие годы ежедневные газеты занимали 50% продаж газет, в последние два года этот показатель достиг 70%;
— содержание публикации и передачи обогощается, и тенденция превращения журналистики в массовые коммуникации укрепляется.
С ростом использования Интернета и информационных технологий и журналистам, и простым гражданам приходится адаптироваться к новой тенденции информационных коммуникаций. Проведенные исследования «Общественное мнение о состоянии СМИ Монголии-2009» показывают, что число интернет-пользователей выросло в два-три раза в последние два года: если в 2007 г. 3% местных жителей, 7% городских жителей имели Интернет дома, то к концу 2009 г. эти показатели составили 10 и 48% соответственно [5. С. 8]. Пресс-институт Монголии показывает в своих мониторинговым исследованиях прошлого года, что на каждые 10 человек, работающих в периодических изданиях, приходится 3,6 компьютера с Интернетом. Согласно данным этих же исследований, 40% работающих на периодических изданиях — это творческие работники, т.е. журналисты [6. С. 16]. Из этого можно сделать вывод, что около 90% профессиональных журналистов имеют возможность на работе пользоваться Интернетом. Онлайн версия периодических изданий, онлайн источники информации становятся конкретным явлением в монгольской журналистике, в связи с этим традиционные СМИ должны рассмотреть свою деятельность, адаптироваться и измениться.
Каждое СМИ старается иметь свою онлайн версию или веб-сайт как часть своей деятельности и уделяет внимание изменению аудитории и онлайн обратной связи. Этот процесс оказывает существенное влияние на пулбикации, передачи традиционных СМИ, их качество, доступность, тематику. К примеру, с ростом объема и оперативности информации на сайтах периодических изданий доминируют информационные жанры, ухудшаются стилистика и журналистское мастерство. Появляется большое количество открытых источников информации (в том числе онлайн источники), у журналистов появилась хорошая возможность обогатить свою работу путем использования и сравнения с зарубежными источниками, СМИ. Однако наряду с этим также можно наблюдать такие негативные процессы, как использование непроверенных источников, разные виды плагиата, частое сопаде-ние тем в СМИ, нетворческое отношение журналистов к работе и т.д.
Если рассмотреть влияние дижитализации на деятельность журналистов в Монголии с точки зрения этики, то доминирует негативная тенденция:
— журналист использует информацию в Интернете, не проверяя достоверность или не ссылаясь на источник;
— развитие разных видов плагиата: информационные портал-сайты ставят в опубликованные статьи факты из газет, или наоборот;
— в процессе информационной конкуренции под лозунгом «самой оперативной новости» увеличивается число некачественных материалов, не отвечающих требованиям журналистики, стилистики, принципам достоверности. Результатом этого можно считать спад критериев профессиональных журналистов, их мастерства, а главное спад доверия масс к информации СМИ;
— в Монголии пока не приняты правовые, юридические акты, регулирующие распространение информации в интернет-пространстве. Вследствие этого появилась возможность манипуляции общественным мнением, уменьшения или искажения ценности события или информации;
— в целях установления обратной связи с аудиторией практически все СМИ Монголии предоставляют читателям возможность оставить комментарий под сообщением на своих сайтах. Этот инструмент журналисты должны использовать как возможность исправления взаимных ошибок, обогащения информации дополнительными фактами, узнать мнение читателей и критически оценивать свою работу. Однако место для комментариев на сайтах СМИ превращается в инструмент искажения информации, даже оскорбления и клеветы. Сами СМИ не уделяют этому должного внимания, оставляя комментарии без ответа. Это негативно влияет на массовую культуру использования онлайн информации.
Надо отметить, что защита интеллектуальной собственности и авторского права очень слабо развита, поэтому Монгольские СМИ очень часто несанкцио-нировано используют чужие материалы для передачи и подготовки газетных номеров. Периодические издания до сих пор обвиняют информационные портал-сайты, такие как gogo.mn, olloo.mn, news.mn, в незаконном использовании информации.
На Монгольском информационном рынке плагиат дает преимущества средствам информации: во-первых, они экономят деньги на подготовку собственных материалов, передач и т.д.; во-вторых, такие материалы, за которые пока никто не платит и не отвечает, дают СМИ Монголии хороший рейтинг. Например, телеканал ТМ с помощью "X Factor", SBN благодаря "American Idol", NTV с помощью "American next top model" поднимает себе рейтинг [4. С. 20].
Таким образом, в информационном рынке Монголии актуальными вопросами являются защита авторских прав, правовое урегулирование в онлайн пространстве.
В Монгольской журналистике определенное место занимают журналистские расследования. В целях развития этого жанра было проведено много исследований и семинаров за последние годы. Хотя пока нельзя сказать с уверенностью, что в Монголии существует расследовательская журналистика в полном смысле этого слова, есть попытки специалистов, стремление журналистов к этому. Профессор М. Зулькафиль пишет: «Как положительное влияние перехода на цифровые форматы на развитие расследовательской журналистики, можно назвать улучшение работы журналистов по добыче и оперативной передаче информации и фактов, становление информации государственных, финансовых и общественных организации более открытой» [2. С. 176].
Эта тенденция открывает для журналистов-расследователей такие возможности, как сбор материалов из национальных и зарубежных онлайн источников, архивов, быстрый обмен информацией. К примеру, есть случай, когда в номере от 12 февраля 2008 г. ежедневной газеты «Одрийн сонин» («Газета дня») журналисты опубликовали материал, используя российские онлайн источники о том, что правительство Монголии скрывало сообщение от компании «Роснефть», доминирующего импортера нефтепродуктов Монголии. Данная компания отправила в адрес правительства Монголии официальное письмо, требуя дать разрешение строить в Монголии 100 автозаправочных станций взамен договора о стабильной цене нефтепродуктов [7].
Нужно заметить, что пять-шесть лет назад ни одна из ежедневных газет не публиковала сообщение о текущей цене на главное для Монголии сырье (золото, серебро, медь, нефть и т.д.) на международных биржах. А сейчас это практически повседневное значительное сообщение, которое оказывает влияние на экономическую жизнь Монголии.
Дижитализация охватывает все сферы общества в Монголии, и многие государственные организации стали публиковать на своих сайтах значительную для журналистов и общества информацию. Например, Независимое агентство по борьбе против коррупции с 2008 г. начало публиковать на своем сайте ежегодные декларации о доходе и имуществе членов парламента и государственных чиновников.
Неполноценность юридического, правового регулирования в сфере СМИ и Интернета, зависимость журналистов от редакции, редакции от учредителей и инвесторов являются основными причинами, мешающими развитию расследовательской журналистики в Монголии. Кроме того, плагиат в Интернете, увеличение числа непрофессиональных онлайн источников информации, формировавшийся стандарт к онлайн тексту негативно влияют на репутацию информации в Интернете. Пользователи в основном считают, что информация в Интернете не достоверна, не профессиональна. В Монголии в интернет-сфере очень развито распространение компроматов, клеветы, некачественных материалов, что является угрозой для расследовательской журналистики в Интернете.
Журналисты, работающих в традиционных СМИ, стали распространять свои материалы, используя блоги, новые онлайн платформы. В Монголии началось активное использование блог-сферы с 2006 г., но до сих пор среди самых посещаемых блогов мало профессиональных журналистов. По данным исследования кафедры журналистики МонГУ от 10 апреля 2010 г., из 10 самых посещаемых блогов Монголии только два принадлежат профессиональным журналистам [1. С. 46]. С 2006 г. журналист А. Амарсайхан ведет свой блог amarsaikhan.blogspot.com, который является третьим по посещаемости. В этом блоге он публикует фельетоны, памфлеты, статьи с элементами расследования. Однако его трудно назвать расследовательским журналистом. Блог ajiglagch.wordpress.com занимает шестое место по посещаемости. Его ведет известный журналист, исследователь СМИ Д. Цэрэн-жав. Он пишет ценные материалы, публикации по тематике развития, актуальных проблем СМИ. В его работе можно наблюдать множество элементов журналистского расследования.
Интернет-пользователи Монголии высоко ценят рубрику публицистов (baabar.mn) информационного портал-сайта News.mn, где можно ознакомиться с публикациями известных журналистов, публицистов. Работая в традиционных СМИ, они одновременно пишут для этого сайта эксклюзивные статьи, анализы на основе взаимного договора. В большинстве случаев материалы этих публицистов бывают уже опубликованы в СМИ, где они работают. Но это не влияет на посещаемость и оценку интернет-аудитории. В настоящее время на сайте baabar.mn периодически выкладывают свои статьи более 30 публицистов, среди них такие известные журналисты, как Б. Батбаяр (учредитель данного сайта, известный публицист и политик) Л. Болормаа (главный редактор журнала Mining Mongolia),
Д. Мунхбаясгалан (редактор газеты «Политическое обозрение»), Ж. Гангаа (ответственный секретарь газеты «Одрийн сонин») и др. Среди их публикаций найдется много материалов, написанных в жанре журналистского расследования.
Некоторые журналисты распространяют свои публикации через свои сайты, блоги. Например, журналист Б. Галаарид имеет блог galaarid.blogspot.com, который можно считать образцовым блогом профессионального журналиста. Здесь мы должны упомянуть сайт блоггеров топкеу.тп, который пользуется успехом среди монгольских блоггеров, любителей журналисткой деятельности. До сих пор для большинства монгольских журналистов Интернет остается только источником информации, средством быстрого общения, обмена информацией.
Различные сайты политических сил, общественных организаций активизируются во время выборов в Монголии. Именно во время выборов парламента в 2008 г., выборов президента в 2009 г. информационные технологии являлись одними из главных сил СМИ и политических сил, которые наглядно продемонстрировали, на что они способны. Помимо того, что политические партии распространяли информацию через традиционные средства, они могли использовать мобильные ресурсы и интернет-ресурсы, оказывать влияние на общественное мнение. Главным отличием информационных сайтов и специальных сайтов во время выборов была то, что они использовали оперативные социологические опросы, форумы, результаты которых можно было сразу просмотреть. Информационные портал сайты и сайты ежедневных газет сейчас постоянно проводят такие опросы на злободневные темы. Например, сайт news.mn в ноябре 2010 г. провел опрос «Правильно ли, что Монгольская революционно-народная партия изменяет свое название?». Этот опрос вызвал наибольший отклик у читателей.
В политической жизни, политческих отноениях Монголии сейчас играет заметную роль дижитализация. Здесь можно выделить политический сайт ^р76.тп, который посвящен работе парламента Монголии, подробные биографии членов парламента, план работ и мероприятий каждого из 76 членов парламента в своем округе). Некоторые члены парламента сами ведут страницу в этом сайте, пищут отчеты о работе, проводят опросы, форумы среди избирателей, общаются с ними посредством электронной почты в целях поддержки непосредственной связи с избирателями и своей репутации. Твиттеры и личные сайты, блоги видных политиков также пользуются большим спросом среди интернет-пользователей. Политические партии и движения активно сотрудничают с информационными порталами сайтов.
С одной стороны, активное участие политических сил в развитии и использовании дигитизации в Монголии обеспечивает плюрализм, гласность, с другой стороны, в интернет-сфере быстро развиваются заказная журналистика, манипуляция общественным мнением, использование черного пиара, организованная клевета, распространение недостоверной информации и т.д.
Во время выборов наблюдалось много нарушений закона о выборах в Интернете: предвыборные рекламы кандидатов не снимались с сайтов в день выборов, результаты социологических опросов оставались на сайте до конца выборов, хотя по закону нельзя демонстрировать результаты опросов избирателям за неделю
до выборов. Эти нарушения вызваны тем, что в Монголии нет правового регулирования в сфере Интернета, сайты не признаются как СМИ. После выборов парламента 2008 г. оппозиционные избиратели во главе с руководствами общественных политических движений 1 июля 2008 г. в столице организовали демонстрацию, что закончилось массовыми беспорядками. Вечером этого дня президентом Монголии Н. Энхбаяром было объявлено чрезвычайное положение, в результате которого на четыре дня была запрешена деятельность радио, телестанций, кроме Монгольского Национального Общественного Телевидения. Но в эти дни в информационных сайтах появлялись видеоматериалы, сюжеты об обстановке страны после выборов. Это доказывает то, что интернет-СМИ иногда остаются вне действующих законов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Блог-сфера Монголии. Исследование кафедры журналистики МонГУ. 2010.
[2] Зулькафиль М. Массовая информация Монголии: от однопартийной идеологии до плюрализма. — УБ., 2010.
[3] Зулькафиль М. Современная журналистика. — УБ., 2007.
[4] Масс-медиа Монголии. Мониторинговые исследования. ЮНЕСКО Монголия и Глоб Интернэшнл, 2007.
[5] Мониторинговые исследования «Общественное мнение о состоянии СМИ»-2010. Пресс институт Монголии. — С. 5.
[6] Мониторинговые исследования СМИ Монголии. 2010. Пресс институт Монголии. — С. 16.
[7] Роснефть предъявляет «ультиматум» // Одрийн сонин. — № 37 от 12.02.2008.
THE IMPACT OF INFORMATION TECHNOLOGY ON THE DEVELOPMENT OF THE MONGOLIAN JOURNALISM
Byambajav Naranbaatar
Mass communication subdepartment Philological department Peoples Friendship University of Russia
Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article examines the impact of new information technologies and the Internet on the professional activities of journalists by the example of the media in Mongolia.
Key words: journalism, international journalism in Mongolia, Internet, information technology, coverage of foreign issues, ethics, journalists, mass information processes.