Научная статья на тему 'К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников'

К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА / АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT (DMD) / EDUCATIONAL SKILLS AND SKILLS CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK / PREVENTIVE MAINTENANCE / ABNORMAL DEVELOPMENT / SOCIAL-PEDAGOGICAL DISREGARDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брель Елена Юрьевна

Обсуждаются причины неуспеваемости школьников и методы их ранней диагностики, преодоления и профилактики. Содержательно анализируется, с различных концептуальных позиций, термин «задержка психического развития» (ЗПР). Предлагаются методологические основания для организации коррекционно-развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a Question of Diagnostics, Classification and Formation of a Delay of Mental Development 93 at the Younger Schoolboys

The reasons of the progress of schoolboys and methods of their early diagnostics, overcoming and preventive maintenance are discussed. The term "a delay of mental development" (DMD) is substantially analyzed, from various conceptual positions. The methodological bases lor organization of correctional-developing work and preventive maintenance of bad schoolprogress are offered.

Текст научной работы на тему «К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников»

тз

ходимость дальнейшей разработки теоретических обоснований организационных форм предложенной системы (супервизорство, реализация самостоятельной практики студентов на базе экспериментальных площадок ФП) и внедрение их в практику профессиональной подготовки психологов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -М., 1980.

2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. -М., 1977.

3. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. - М., 1986.

5. Залевский Г.В., Прозументова Г.Н. Концепция открытого образовательного пространства (проект). - Томск, 1998.

6. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. -М„ 1992.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994

PROFESSIONALLY-PERSONAL APPROACH in the PREPARATION of the PSYCHOLOGISTS T.G. Bokhan, N.V. Kozlova (Tomsk) The summary: The questions of innovational preparation of the psychologists in high school are discussed. An attention on the personal aspect of educational process are discussed. The system of methods of active psychological influence is offered.

Key words: Preparation of the psychologists, professionally-personal approach, pedagogical innovation, mental development, professionally-personal standing.

К ВОПРОСУ ДИАГНОСТИКИ, КЛАССИФИКАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е Ю. Брель (Кемерово)

Аннотация: Обсуждаются причины неуспеваемости школьников и методы их ранней диагностики, преодоления и профилактики. Содержательно анализируется, с различных концептуальных позиций, термин «задержка психического развития» (ЗПР). Предлагаются методологические основания для организации коррекционно-развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости.

Ключевые слова: Задержка психического развития (ЗПР), социально-педагогическая запущенность, учебные умения и навыки, коррекционно-развивающая работа, профилактика, аномальное развитие.

Для современной системы образования проблема сниженной обучаемости некоторых категорий школьников приобретает особую актуальность. Ее решение сопряжено с совершенствованием методов, средств и приемов обучения, подготовкой квалифицированных педагогических кадров, ранней диагностикой причин неуспеваемости учащихся.

Проблемы неуспеваемости (причины возникновения, способы ее преодоления и профилактики) значительной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы привлекают внимание не только педагогов, но и психологов, медиков, физиологов.

В основном выделяют три группы младших школьников, для которых характерна сниженная обучаемость и, как следствие, стойкая неуспеваемость. Это социально и педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети. Последняя категория в массовой общеобразовательной школе не представлена, так как учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми в нашей

стране осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях образования и здравоохранения.

Что касается социальной и педагогической запущенности, чаще всего она возникает из-за неполноценности микросоциальных условий развития ребенка в дошкольном детстве. H.A. Менчин-ская и Г.Г. Сабурова отмечают, что впоследствии это приводит к проявлению неуспеваемости у ребенка в младшем школьном возрасте. Раннюю форму неуспеваемости (1-3 класс) авторы связывают с недостатком общения ребенка со взрослыми. Это вызывает низкую сформированность учебных умений и навыков, а также слабую познавательную активность ребенка при общем дефиците знаний. Поздняя форма неуспеваемости (4-5 класс) возможна, если ребенка рано вовлекают в интеллектуальную деятельность, поощряют за успехи, но первоначально решение учебных задач не вызывает у ребенка усилий. Поэтому, при увеличении объема и усложнении учебного материала в среднем звене успешность учебной деятельности ребенка снижается.

ПСИХОЛОГИЯ ОБРА ЮВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Говоря о детях с задержкой психического развития (ЗПР), нельзя не отметить ряд проблем, возникающих при употреблении данного термина.

Во-первых, следует решить вопрос о приоритете наследственных или социально отягощенных факторов в процессе формирования и развития ЗПР. Отводя ведущую роль наследственным факторам, мы не можем говорить об эффективной коррекции развития ребенка. В данном случае возможна разработка и использование в психолого-педагогической практике комплекса компенсирующих мероприятий. Неблагоприятное же влияние социально-психологических факторов может быть снижено только в случае целенаправленной и специально организованной деятельности всех участников педагогического процесса (учителей, родителей, школьных психологов и учащихся).

Во-вторых, возникают проблемы ранней диагностики задержки психического развития. В современной психолого-медико-педагогической практике недостаточно разработан арсенал диагностических методик, позволяющих не только констатировать наличие или отсутствие ЗПР у ребенка (при этом важно четко отграничить данный вариант развития от близких к нему по внешним проявлениям педагогической и социальной запущенности и дебильности), но и определить вид ЗПР и степень ее выраженности. Именно от этого зависит эффективная организация последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком.

В-третьих, необходимо определить границы сенситивного развития неблагоприятных процессов в организме и структуре личности ребенка, чтобы иметь возможность оказывать корригирующее воздействие на его познавательное, эмоциональное и личностное развитие. При этом должен быть использован комплекс адекватных методов коррекционно-развивающей педагогической и психологической работы. Подбор данных методов обусловлен индивидуальными особенностями ребенка и историей его развития.

В-четвертых, вызывает сомнения отнесение ЗПР к аномальному развитию. Аномальное развитие предполагает, в итоге, нарушение общего развития, которого может не быть у детей с некоторыми видами ЗПР. В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов рассматривают задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Правомерно отметить возможность нарушения общего развития при ЗПР соматогенного и церебрально-органического генеза. ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм) представлена негрубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы ребенка, которые проявляются в преобладании в структуре личности ребенка игровых мотивов деятельности, эмоциональной мотивации поведения, несформи-рованности произвольности познавательных процессов, повышенном фоне его настроения. ЗПР психогенного происхождения (психогенный инфантилизм) чаще всего вызвана неблагоприятными, неправильными условиями семейного воспитания ребенка и проявляется, прежде всего, в нарушениях его поведения (агрессивность, отказ от выполнения бытовых и школьных требований и т.д.). Очевидно, что данные изменения мы не можем относить к аномальному развитию.

Данные проблемы обуславливают необходимость разработки теоретических основ системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей иное, чем в массовой общеобразовательной школе, содержание образования, а также использование в практике специальных методов и приемов обучения. Решение этих вопросов позволяет своевременно обеспечит адекватные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, преодолеть затруднения в учебной деятельности у значительной части учащихся начальной школы, а также разработать для них комплекс профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

To a QUESTION of DIAGNOSTICS, CLASSIFICATION and FORMATION of a DELAY of MENTAL DEVELOPMENT at the YOUNGER SCHOOLBOYS

E.J. Brel' (Kemerovo)

The summary: The reasons of the progress of schoolboys and methods of their early diagnostics, overcoming and preventive maintenance are discussed. The term "a delay of mental development" (DMD) is substantially analyzed, from various conceptual positions. The methodological bases for organization of correctional-developing work and preventive maintenance of bad schoolprogress are offered.

Key words: A delay of mental development (DMD). social-pedagogical disregarding, educational skills and skills correctional-developing work, preventive maintenance, abnormal development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.