Научная статья на тему 'Профессионально-личностный подход в подготовке психологов'

Профессионально-личностный подход в подготовке психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PREPARATION OF THE PSYCHOLOGISTS / PROFESSIONALLY-PERSONAL APPROACH / PEDAGOGICAL INNOVATION / MENTAL DEVELOPMENT / PROFESSIONALLY-PERSONAL STANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Козлова Наталья Викторовна

Обсуждаются вопросы инновационной подготовки психологов в вузе. Акцентируется внимание на личностном аспекте образовательного процесса. Предлагается система методов активного психологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-Personal Approach in the Preparation of the Psychologists

The questions of innovational preparation of the psychologists in high school are discussed. An attention on the personal aspect of educational process are discussed. The system of methods of active psychological influence is offered.

Текст научной работы на тему «Профессионально-личностный подход в подготовке психологов»

mm,

проблемы (безрассудно, как Дон Кихот, бросаться на мельницы).

Таким образом, полученные результаты можно рассматривать в качестве доказательства идеи о существовании связи между функциональной специализацией полушарий, детерминирующей структуру психики, и особенностями фрустраци-онных реакций, проявляющихся в поведении.

Наше исследование показало, что наиболее уязвимой в плане психоэмоционального напряжения и фрустрационной устойчивости являются сенсорно-эмотивные и эмотивно-сенсорные типы первокурсников (группа с социальной установкой). Они характеризуются высокой фрустрационной напряженностью, наличием чувства вины, меньшей степенью социальной адаптированно-сти. Логико-сенсорные и сенсорно-логические типы первокурсников (группа с управленческой установкой), которых можно отнести к наиболее благополучной группе в плане фрустрационной напряженности, тем не менее, имеют ряд слабых характеристик, которые проявляются в их агрессивном отношении к окружающим.

На наш взгляд, выявленные характеристики оказывают существенное влияние на процесс адаптации первокурсников к условиям вуза, их стиль учебы и поведение в целом. Знание подобных особенностей может найти свое применение при реализации в вузе индивидуально-ориентированного подхода к обучению студентов.

Литература

1. Альманах психологических тестов. - М., 1996.

2. Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. Проективные методы//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Ленинград, 1983.

3. Богомаз С.А., Исаева Т.М. К проблеме поиска объективных критериев деления людей на типы в типологии Юнга//Сибирский психологический журнал. - 1996.- Вып. 3. - С. 16-20.

4. Богомаз С.А. Конструирование типологии индивидуальных различий на основе специализации полушарий мозга//Ежегодник РПО: Психология и практика. - Ярославль, 1998. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 253-256.

5. Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: Автореф.дисс ... докт.психол.н. -Томск, 1999.-48 с.

6. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанапиз для руководителей. - Новосибирск, 1995. - 192 с.

7. Зиверт X. Тестирование личности. - М., 1997.

8. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Ответ, ред. А.Ф. Кудря-шов. - Петрозаводск, 1992,- 318с.

9. Самыгин С.И., Столяренко Н.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов-н-Д., 1997.-512 с.

10. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустраци-онных реакций. Методические рекомендации. -Л., 1984.

11. Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустра-ционных реакций//Иностранная психология. -1994.-Т. 4.-№2.

12. Хитрова Н.Г. Лучшие психологические тесты. -Л., 1992.

TYPOLOGICAL FEATURES of FRUSTRATIONAL REACTIONS of the FRESHMEN

E.N. Dmitrijeva, S.A. Bogomaz (Tomsk) The summary: The level of social adaptation of the freshmen and features them frustrational of sensitivity is studied. The high level of psychoemotional loadings on the initial stage training and reduction of adaptational potential of the freshmen is marked. The functional-typological features of the students of the first rate of psychological faculty on frustrations are discussed. Key words: Frustration, typological analysis, (dis)adaptation, frustrational sensitivity, specialization of hemispheres of a brain, individual structure of functional asymmetry, orientation of reactions.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ

психологов

Т. Г. Бохан, Н.В. Козлова (Томск)

Аннотация: Обсуждаются вопросы инновационной подготовки психологов в вузе. Акцентируется внимание на личностном аспекте образовательного процесса. Предлагается система методов активного психологического воздействия.

Ключевые слова: Подготовка психологов, профессионально-личностный подход, педагогические инновации, психическое развитие, профессионально-личностное становление.

Отталкиваясь от общепринятого мнения, что конец XX века - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни,

обращение к проблеме педагогических инноваций следует считать достаточно актуальным. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возмож-

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

ность педагогическим коллективам выбирать и конструировать учебный процесс по любым инновационным моделям, включая авторские. Это, несомненно, прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование современных достижений психолого-педагогической культуры, научная и практическая разработка инновационных идей и технологий. Инновационное обучение трактуется с позиции современного образования как обучение, ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему, за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

Это позволяет признать, что профессиональная подготовка психологов предполагает не только освоение базовых теоретических знаний, овладение конкретными техниками, методами и приемами практической работы, но и личностное развитие. Личностный аспект подготовки психологов имеет особое значение, поскольку профессиональная деятельность основана на необходимости вскрытия, анализа, объяснения и интерпретации разнообразных психологических проявлений человека. В этом случае личностные особенности, неудовлетворенные или неосознаваемые потребности, собственные проблемы, внутренние конфликты, возникающие, в том числе, и по причине недостаточной сформированности собственных психических функций, существенно затрудняют и искажают видение, понимание и интерпретацию актуальной ситуации взаимодействия, психологических особенностей и проязлений другого человека. Именно поэтому включение в подготовку психологов системы программ, ориентированных на психическое и личностное развитие является актуальным в процессе профессиональной подготовки психолога.

Научные исследования (Богомаз С.А., Залев-ский В.Г., Козлова Н.В., Бохан Т.Г.) и практическая работа с абитуриентами и студентами-первокурсниками факультета психологии, показали недостаточную сформированность уровневых и комбинаторных свойств интеллекта, низкий уровень рефлексии, что затрудняет переработку на когнитивном уровне социально-психологической информации и возможность адекватных, а, значит, эффективных способов реагирования. Это, в свою очередь, вызывает трудности в становлении профессиональной компетентности.

Данный факт послужил основанием введения в учебные программы подготовки психологов, наряду с лекционными, практическими и семинарскими занятиями, методов активного психологического воздействия, реализуемых через систему тренинговых занятий.

Содержание этой системы определяется следующими основными направлениями:

1. Изучение и развитие профессионально-значимых качеств личности.

2. Развитие интеллектуальной сферы личности.

3. Развитие креативности.

4. Развитие социально-психологической компетентности.

5. Личностный рост.

6. Теоретико-методическое направление.

Каждое из этих направлений преследует свои

задачи, соответствующие уровню становления профессиональной компетентности.

Первое направление предполагает изучение и развитие таких качеств, как чувствительность к групповым процессам, аффилиативная предрасположенность, эмпатия, эмоциональная и социальная гибкость, рефлексивные способности и т.д.

Второе направление решает такие задачи, как развитие мыслительных операций, логического мышления, овладение эффективными мыслительными стратегиями, развитие умения раскрывать содержание понятия, развитие сенсомоторного и вербального интеллекта.

Третье направление ориентировано на развитие многомодальности восприятия, творческого мышления, способности генерировать множество идей о способах поведения и реализовывать их в общении, готовности к изменениям стратегий поведения, поисковой активности, нестандартности поведения.

Четвертое направление включает в себя: развитие сензитивности к поведенческим проявлениям других людей, расширение межличностного сознания и диагностики отношений в межличностной сфере, развитие способности наблюдать, воспринимать психологические проявления и своеобразие других людей, осознание собственных неадаптивных моделей поведения и возможность их коррекции в условиях группового взаимодействия.

Направление личностного роста преследует реализацию следующих задач: познание себя и совершенствование самопонимания, расширение сферы самосознания, укрепление чувства самоидентичности, развитие навыков разрешения социально-психологических проблем.

На последнем этапе решается класс задач, направленных на овладение профессиональными теоретико-методическими аспектами: углубление знаний в области психологии личности и группы, клинической и социальной, педагогической и психологии развития в процессе непосредственного взаимодействия в группе, ознакомление с методическими приемами и техниками психокор-рекционной, психотерапевтической работы и методами преподавания психологических дисциплин; развитие способности применять различные теоретические и методические подходы в научно-исследовательских целях для интерпретации и прогнозирования психологических проявлений (поведения, чувств и мыслей других людей).

Мы предполагаем, что реализация этих направлений создает условия и для решения дидактических задач, и для профессионально-личностного становления. Это определяет необ-

тз

ходимость дальнейшей разработки теоретических обоснований организационных форм предложенной системы (супервизорство, реализация самостоятельной практики студентов на базе экспериментальных площадок ФП) и внедрение их в практику профессиональной подготовки психологов.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -М., 1980.

2. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. -М., 1977.

3. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические труды. - М., 1986.

5. Залевский Г.В., Прозументова Г.Н. Концепция открытого образовательного пространства (проект). - Томск, 1998.

6. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. -М„ 1992.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994

PROFESSIONALLY-PERSONAL APPROACH in the PREPARATION of the PSYCHOLOGISTS T.G. Bokhan, N.V. Kozlova (Tomsk) The summary: The questions of innovational preparation of the psychologists in high school are discussed. An attention on the personal aspect of educational process are discussed. The system of methods of active psychological influence is offered.

Key words: Preparation of the psychologists, professionally-personal approach, pedagogical innovation, mental development, professionally-personal standing.

К ВОПРОСУ ДИАГНОСТИКИ, КЛАССИФИКАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е Ю. Брель (Кемерово)

Аннотация: Обсуждаются причины неуспеваемости школьников и методы их ранней диагностики, преодоления и профилактики. Содержательно анализируется, с различных концептуальных позиций, термин «задержка психического развития» (ЗПР). Предлагаются методологические основания для организации коррекционно-развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости.

Ключевые слова: Задержка психического развития (ЗПР), социально-педагогическая запущенность, учебные умения и навыки, коррекционно-развивающая работа, профилактика, аномальное развитие.

Для современной системы образования проблема сниженной обучаемости некоторых категорий школьников приобретает особую актуальность. Ее решение сопряжено с совершенствованием методов, средств и приемов обучения, подготовкой квалифицированных педагогических кадров, ранней диагностикой причин неуспеваемости учащихся.

Проблемы неуспеваемости (причины возникновения, способы ее преодоления и профилактики) значительной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы привлекают внимание не только педагогов, но и психологов, медиков, физиологов.

В основном выделяют три группы младших школьников, для которых характерна сниженная обучаемость и, как следствие, стойкая неуспеваемость. Это социально и педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети. Последняя категория в массовой общеобразовательной школе не представлена, так как учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми в нашей

стране осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях образования и здравоохранения.

Что касается социальной и педагогической запущенности, чаще всего она возникает из-за неполноценности микросоциальных условий развития ребенка в дошкольном детстве. H.A. Менчин-ская и Г.Г. Сабурова отмечают, что впоследствии это приводит к проявлению неуспеваемости у ребенка в младшем школьном возрасте. Раннюю форму неуспеваемости (1-3 класс) авторы связывают с недостатком общения ребенка со взрослыми. Это вызывает низкую сформированность учебных умений и навыков, а также слабую познавательную активность ребенка при общем дефиците знаний. Поздняя форма неуспеваемости (4-5 класс) возможна, если ребенка рано вовлекают в интеллектуальную деятельность, поощряют за успехи, но первоначально решение учебных задач не вызывает у ребенка усилий. Поэтому, при увеличении объема и усложнении учебного материала в среднем звене успешность учебной деятельности ребенка снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.