Научная статья на тему 'Профессионально-важные качества педагога-дефектолога глазами студентов первокурсников'

Профессионально-важные качества педагога-дефектолога глазами студентов первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4431
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / PROFESSIONAL-IMPORTANT AND PERSONAL QUALITIES / TEACHER-DEFECTOLOGIST / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручица Татьяна Сергеевна

Статья посвящена вопросам изучения профессионально-важных качеств будущих педагогов-дефектологов. На основании результатов анкетирования делаются выводы о представлениях первокурсников о личностных и профессионально-важных качествах педагога-дефектолога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of professionally important qualities of future teachers-defectologists. Based on the results of the survey, conclusions are made about the first-year students ' ideas about the personal and professional-important qualities of a teacher-defectologist.

Текст научной работы на тему «Профессионально-важные качества педагога-дефектолога глазами студентов первокурсников»

Ручица Татьяна Сергеевна

старший преподаватель

ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.922

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY OF THE TEACHER-PATHOLOGISTS IN THE EYES OF FRESHMEN STUDENTS

Статья посвящена вопросам изучения профессионально-важных качеств будущих педагогов-дефектологов. На основании результатов анкетирования делаются выводы о представлениях первокурсников о личностных и профессионально-важных качествах педагога-дефектолога

Ключевые слова: профессионально-важные и личностные качества; педагог-дефектолог; студенты первого курса.

The article is devoted to the study of professionally important qualities of future teachers-defectologists. Based on the results of the survey, conclusions are made about the first-year students ' ideas about the personal and professional-important qualities of a teacher-defectologist.

Key words: professional-important and personal qualities; teacher-defectologist; first-year students.

Профессия педагога-дефектолога является одной из востребованных педагогических профессий, в связи с дефицитом кадров на территории ДНР. При этом она требует серьезной подготовки молодого специалиста к профессиональной деятельности как с моральной стороны, поскольку не каждый человек сможет работать с детьми с нарушенным развитием, так и со стороны качественной профессиональной подготовки.

Подготовка компетентного педагога-дефектолога - одна из актуальных проблем современного профессионально-педагогического образования.

Вопросам профессионального образования педагогов-дефектологов посвящены работы Д.И. Азбукина, О.Е. Грибовой, А.М. Гендина, О.А. Денисовой, В.П. Кащенко, Н.Н. Малофеева, В.Н. Поникаровой, В.Д. Шадрикова и других [3, 5]. Анализ научных исследований показал, что у ученых нет единого мнения о наборе профессионально-важных качеств педагога-дефектолога.

Профессионально-важные качества - это качества человека, необходимые для успешного освоения конкретной трудовой деятельности и ее эффективного выполнения [6].

В процессе становления личности студента как профессионала формируются субъективные представления об основных направлениях и сторонах деятельности, о соответствии или несоответствии собственных качеств требованиям профессии, происходит переоценка субъективно-личностного отношения к особенностям профессии.

Целью данной статьи является анализ представлений студентов первокурсников о профессионально-важных качествах педагога-дефектолога.

По мнению ряда ученых Р.О. Агавеляна, Д.А. Азбукина, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко и М.С. Певзнер профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, поэтому к личности дефектолога предъявляются еще более высокие требования [3, 4].

Как отмечает И.П. Подласый, педагог-дефектолог - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности [4].

Профессионально-важные качества тесно пересекаются с личностными качествами, нет четкой грани между ними. В своих исследованиях П.Ф. Каптерев подчеркивал важность личностных качеств педагога, влияющих на успешность педагогической деятельности. В.П. Кащенко в свою очередь, придавал большое значение личностным качествам дефектолога, т.к. его характерологические особенности и особенности поведения будут влиять как на детей, так и на весь коллектив сотрудников учреждения. По мнению Л.Г. Оршанского, воспитателям и преподавателям коррекционной школы необходимо глубокое понимание специальных методик педагогического воздействия [3].

В своих работах Н.М. Назарова отмечает, что педагог специального образования должен быть оптимистично настроен в отношении своей профессиональной деятельности и к субъектам педагогического воздействия. Важными качествами она также считает терпение, толерантность и выдержку. Также педагог-дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей, поэтому ему часто приходится брать на себя инициативу и организацию различных мероприятий. Сам же труд дефектолога требует поддержания общего здоровья организма, как физического, так и психического.

Необходимыми чертами характера педагога-дефектолога Н.М. Назарова считает доброту, ответственность, эмпатию, профессиональную честность и уважение к детям.

В структуре профессионально-важных качеств педагога-дефектолога В.П. Кащенко выделяет два блока: общепрофессиональные компетенции и специально-профессиональные компетенции [3]. По мнению ученого - это устойчивые общие и специфические черты, обеспечивающие дефектологу полноценное выполнение своих профессиональных функций и обязанностей.

Нами было проведено исследование на базе Донецкого педагогического института, в котором принимали участие студенты первого курса направления подготовки: 44.03.03 Специального (дефектологического) образования. Целью исследования было изучение представлений первокурсников о значимости профессионально-важных и личностных качествах педагога-дефектолога. С этой целью, основываясь на исследованиях ученых, нами была разработана анкета, состоящая из 10 профессионально-значимых и 18 личностных качествах. К их числу мы отнесли качества позволяющие педагогу-дефектологу адекватно взаимодействовать с людьми и с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности (коммуникабельность, культура речи, тактичность, отзывчивость, оптимизм, уверенность в себе, гуманность, заинтересованность в оказании помощи, толерантность, доброжелательность, требовательность); качества, которые отвечают за возможность реализовать себя в профессии (компетентность, профессиональные знания, умения, навыки, профессионализм, позитивное отношение к профессии, образованность, ответственность); а так же качества, необходимые для получения и обработки информации (любознательность, креативность/творчество, организаторские способности); качества, отвечающие за стабильность эмоционального состояния (альтруизм, любовь к детям, уравновешенность, уважение к ребенку, сопереживание/эмпатия).

В ходе анкетирования первокурсники должны были определить значимость того или иного качества, а также отметить наличие этих качеств у себя, что позволяет соотнести представления студентов об имеющихся у них профессионально-важных и личностных качеств, с качествами необходимыми педагогу-дефектологу.

По результатам анкетирования большинство первокурсников первостепенное значение отдают таким профессионально-важным качествам педагога-дефектолога, как профессиональные знания, умения, навыки - 84%, профессионализм - 69%, образованность -59%. Из чего следует, что студенты первостепенное значение отдают качествам, которые отвечают за возможность

реализовать себя в профессии, при этом эти качества формируются в период обучения и опыта профессиональной деятельности, осуществляемой в период учебной и производственной практики студентов.

По мнению опрошенных студентов значимыми так же являются: позитивное отношение к профессии - 63%; психологическая устойчивость и креативность (творчество) - 59%; организаторские способности и коммуникабельность - 50%. Эти же качества студенты определили у себя, только в другом процентном соотношении: позитивное отношение к профессии

- 84%; креативность (творчество) - 75%; психологическая устойчивость - 72%; организаторские способности и коммуникабельность - 56%. Из чего следует, что первокурсники, участвовавшие в исследовании, считают, что обладают рядом профессионально-важных качеств, необходимых педагогу-дефектологу в профессиональной деятельности.

К числу важных личностных качеств для педагога-дефектолога студенты отметили такие качества как ответственность - 75%, культура речи - 66%, заинтересованность в оказании помощи и моральная устойчивость - 56%, тактичность - 50%.

При определении личностных качеств большинство первокурсников считают, что у них присутствуют 66,7% необходимых качеств педагогу-дефектологу, причем 50% от общего числа личностных качеств, значимых для педагога-дефектолога, по мнению студентов у них уже есть. Из них, чаще встречаются: отзывчивость - 94%; любовь к детям - 91%, доброжелательность

- 88%, ответственность - 81%; оптимизм и заинтересованность в оказании помощи - 72%; толерантность - 69%; сопереживание (эмпатия) - 66%. Полученные данные позволяют говорить о том, что большинство первокурсников считают, что обладают большей частью личностных качеств, необходимых педагогу-дефектологу, следовательно, нет необходимости в дальнейшем саморазвитии.

Такая ситуация не является благополучной, поскольку на основе профессионально-важных качеств выстраивается вся дальнейшая профессиональная деятельность человека, а переоценка себя не позволят дальнейшему личностному и профессиональному росту. При этом данные наборы профессионально-важных качеств не являются просто суммой способностей и умений, они представляют собой сложные взаимосвязи и иерархию способностей, необходимых для компенсации одних качеств другими, или же для синергии [2].

Таким образом, наше исследование показало, что большинство студентов первого курса специальности «педагог-дефектолог» считают, первостепенно

значимыми качествами те, которые отвечают за возможность реализовать себя в профессии, при этом формирование их осуществляется в период обучения в вузе. В тоже время, по их субъективному мнению, они уже обладают большей частью личностных качеств, необходимых педагогу-дефектологу в его профессиональной деятельности.

Для объективности и полноты представлений о профессионально-важных и личностных качествах студентов-дефектологов, в перспективе планируется проведение психологического исследования перечисленных в анкете качеств. Это позволит определить уровень сформированности реальных качеств первокурсников, а не только предположения об их наличии.

Итак, личностные и профессиональные качества педагога-дефектолога придают некую уникальность его деятельности, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями, в итоге определяют такую его интегральную характеристику как мастерство или профессионализм педагога специального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова О.А. Концептуальные основы подготовки педагогов инклюзивного образования / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Дефектология. - 2012. - №3 . - С. 81-90.

2. Карпов А.В. Психология труда: учебник для бакалавров / А.В. Карпов; отв. ред. А.В. Карпов. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт. - 2013. - 350 с.

3. Кащенко В.П. Воспитание - обучение трудных детей / В.П.Кащенко, С.Н. Крюков. - М.: Логос, 2005. - 154 с.

4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2003. - 352 с.

5. Поникарова В.Н. Система психологического сопровождения многоуровневого процесса подготовки кадров для инклюзивного образования / В.Н. Поникарова // Вестник ЛГУ им. А С. Пушкина. - 2014. - №1. - Т.5. - С. 16-26.

6. Хитрюк В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. - Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.