Научная статья на тему 'Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников'

Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРУСТРАЦИЯ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / (ДЕЗ)АДАПТАЦИЯ / ФРУСТРАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ АСИММЕТРИЙ / НАПРАВЛЕННОСТЬ РЕАКЦИЙ / FRUSTRATION / TYPOLOGICAL ANALYSIS / (DIS)ADAPTATION / FRUSTRATIONAL SENSITIVITY / SPECIALIZATION OF HEMISPHERES OF A BRAIN / INDIVIDUAL STRUCTURE OF FUNCTIONAL ASYMMETRY / ORIENTATION OF REACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Елена Николаевна, Богомаз Сергей Александрович

Изучается уровень социальной адаптированности студентов-первокурсников и особенности их фрустрационной чувствительности. Отмечается высокий уровень психоэмоциональных нагрузок на начальном этапе обучение и снижение адаптационного потенциала первокурсников. Обсуждаются функционально-типологические особенности реагирования студентов первого курса психологического факультета на фрустрирующие ситуаци.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Елена Николаевна, Богомаз Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typological Features of Frustrational Reactions of the Freshmen

The level of social adaptation of the freshmen and features them frustrational of sensitivity is studied. The high level of psychoemotional loadings on the initial stage training and reduction of adaptational potential of the freshmen is marked. The functional-typological features of the students of the first rate of psychological faculty on frustrations are discussed.

Текст научной работы на тему «Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (педагогическая психология)

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ

ПЕРВОКУРСНИКОВ1

E.H. Дмитриева, С.А. Богомаз (Томск)

Аннотаиия: Изучается уровень социальной адаптированное™ студентов-первокурсников и особенности их фрустрационной чувствительности. Отмечается высокий уровень психоэмоциональных нагрузок на начальном этапе обучение и снижение адаптационного потенциала первокурсников. Обсуждаются функционально-типологические особенности реагирования студентов первого курса психологического факультета на фрустрирующие ситуаци.

ключевые слова: Фрустрация, типологический анализ, (дез)адаптация, фрустрационная чувствительность, специализация полушарий мозга, индивидуальный профиль функциональных асимметрий, направленность реакций.

Поступление в ВУЗ и обучение на первом курсе относятся к разряду сильных стрессогенных факторов, т.к. молодой человек вступает в новые социальные отношения, появляются новые социальные роли и обязанности, изменяются привычные темп и ритм жизни. Начальный этап обучения связан с серьезными психо-эмоциональными н интеллектуальными нагрузками, что может повлечь за собой развитие дезадаптационных процессов. Известно, что социально адаптированный человек не только уверен в себе, своих действиях, но и характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением своего будущего.

Нам представилось актуальным изучить уро-аень социальной адаптированности студентов-лервокурсников и особенности их фрустрацион--юй чувствительности. Мы предположили, что )ти особенности могут зависеть от структуры 1сихики, детерминированной специализацией полушарий мозга.

Методы исследования.

В исследовании приняли участие 72 студентки (в возрасте от 16 до 20 лет) психологического факультета Томского государственного педагоги-

¡еского университета.

У всех испытуемых с помощью опросника и пециально организованной процедуры, опреде-ялись показатели функциональной асимметрии, оторые составляли индивидуальный профиль »ункциональных асимметрий (ИПФА). С помо-

Е*ью этих профилей испытуемые дифференциро-ались на 16 психофизиологических типов. Каж-ый из них характеризовался специфической Структурой психики, которая описывалась в терминах постюнговской типологии [Богомаз С.А., 1996; 1999].

Для выявления особенностей поведения первокурсников в стрессовых ситуациях мы использовали проективную методику С. Розенцвейга «Тест рисуночных фрустраций». Данная методика основана на использовании рисунков с изображе-

нием людей, один из которых находится во фру-стрирующей ситуации. Предполагается, что респондент сознательно или бессознательно идентифицирует себя с изображенным на картинке фру-стрируемым персонажем и проецирует в ответе свои собственные потребности, отношения, установки поведения. В общем виде методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Также с помощью теста можно выявить степень социальной адаптированности личности и ее отношение к себе и к своему социальному окружению [Тарабрина Н.В., 1984; Хитрова Н.Г., 1992].

Полученные данные были обработаны стандартными методами статистического анализа с помощью компьютерного пакета программ Statistics.

Результаты исследования.

Как показали результаты нашего исследования, большинство студентов- первокурсников характеризовались низкой степенью адаптации к своему социальному окружению. На это указывали низкие средние значения показателя GCR (46±2%) теста С. Розенцвейга (нижней границей нормы GCR считается 64%) [Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н., 1983; Тарабрина Н.В., 1984]. Эти данные можно рассматривать в качестве подтверждения того, что начальный этап обучения в вузе может способствовать повышению психоэмоциональных нагрузок и снижению адаптационного потенциала первокурсников.

Для выявления типологических особенностей фрустрационных реакций первокурсники с помощью признаков функциональной асимметрии были дифференцированы нами на 16 типов, которые затем? в русле представлений постюнговской типологии? были объединены в четыре группы установок («установки на вид деятельности» [Гу-ленко В.В., 1995]): «исследователи», «социалы», «управленцы» и «гуманитарии». Группа «иссле-

' Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (№99-06-80366)

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

дователей» составлена логико-интуитивными и интуитивно-логическими типами, для которых характерны теоретическое, абстрактно-логическое мышление и интерес к исследованию необычных, интеллектуально-оригинальных явлений. Группа «социалов» объединяет сенсорно-эмотивные и эмотивно-сенсорные типы, которым свойственны ориентация мышления на конкретно-образное, чувственное и склонность к проявлению себя в социальной сфере деятельности. Группа «управленцев» представлена логико-сенсорными и сенсорно-логическими типами, для которых характерны конкретно-логическое мышление и склонность к управлению людьми, явлениями и процессами. Группа «гуманитариев» объединяет интуитивно-эмотивные и эмотивно-интуитивные типы, мышление которых опирается на чувственный аспект психики и которые склонны к проявлению себя в гуманитарной сфере деятельности.

Как показал типологический анализ, среди первокурсников оказалось 16 представителей первой группы, 30 представителей второй группы, 12 представителей третьей группы и 16 представителей четвертой группы.

С помощью статистического анализа было обнаружено, что типы с управленческой установкой отличались максимальными средними оценками по факторам EDE и Е теста С. Розенцвейга, и минимальными оценками по факторам EDM и М (рисунок 1). Это позволяет нам говорить о том, что этим типам первокурсников более свойственна

экстрапунитивная, чем импунитивная направленность реакций на фрустрирующие ситуации. При возникновении проблемы, они в большей мере фиксируются на самозащите, обвиняя окружающих и проявляя по отношению к ним сарказм и иронию.

Напротив, типы студентов с социальной установкой имели максимальные средние оценки по факторам EDM и М. Это указывает на их более выраженную склонность избегать осуждения лиц, вовлеченных во фрустрирующую ситуацию, и импунитивную направленность реакций. Однако выявленные минимальные оценки по факторам NP1 и NP в группе «социалов» говорят о том, что им в меньшей степени, по сравнению с другими типами студентов, присуще стремление к самостоятельному разрешению возникшего конфликта.

Б 14 |

Л 18 • J -J

чтя

* * *

ФАКТОРЫ ТЕСТА С.РОЗЕНЦВЕЙГА Рисунок 1

Средние факторные оценки фрустрационшх реакциС у испытуемых, принадлежащих к 4 групгим «установок на вид деятельности», дифференцируемым пс профилям функциональной асимметрии. «Исследователи» - интуитивно-логические и логико-интуитивные типы (п=16), «социапы» - сенсорно-эмотшные и эмотивно-сенсорные типы (п=30), «управленцы» - логико-сенсорные и сенсорно-логические типы (п=12), «гуманитарии» - интуитивно-эмотивные и эмотивно-интуитивные типы (п=16).

* - различия между группами «исследователей» и «управленцев» достоверны с р<0.02; ** - различия между группами «социалов» и «управленцев» достоверны с р<0.03;

*** - различия между группами «исследователей» и

«социалов» достоверны с р<0.02;

♦*»» - различия между всеми группами достоверны с

р<0.05.

Сравнивая между собой особенности реагирования на фрустрацию в этих двух группах студентов, следует отметить, что логические типы с управленческой установкой в проблемной ситуации способны ее обострить. Они не боятся открыто обвинять окружающих в происходящем и «называть вещи своими именами», что мы объясняем сочетанием психических функций логики и сенсорики в структуре их психики. В отличие от них. эмотивные типы с социальной установкой, для которых особую ценность представляет гармоничность отношений между людьми, по видимому, не спешат задевать чувства окружающих их людей, их более устраивает возможность «мирного» разрешения возникшей проблемы.

Интересно, что максимальные средние оценки по факторам МР1 и 1>1Р, а также минимальные по факторам ЕОЕ были получены для первокурсников, которые составляли группу типов с исследовательской установкой. Это означает, что они менее всего склонны фиксироваться на самозащите, порицать окружающих, демонстрировать враждебность по отношению к ним. Вместе с тем, они предпочитают самостоятельное разрешение возникающих проблем.

Как можно заметить (рисунок 1), такое предпочтение отличает «исследователей» от типичного поведения «управленцев» в ситуации фрустрации, хотя и те, и другие относятся к логическим типам. Мы предполагаем, что это различие может быть связано с тем, что «управленцы» - прагматики, они «себе на уме» и поэтому могут весьмг рационально решать вопрос о необходимости их личного вмешательства в разрешение фрустри-рующей ситуации. Это может приводить к тому, что в каких-то ситуациях они могуг самостоятельно разрешать возникающие проблемы, а в каких-то - предпочитают, чтобы ими занимали» другие участники событий. В противоположность этому, «исследователи», не отличаясь прагматичностью, по-видимому, склонны в любых фруст-рирующих ситуациях проявлять собственную активность, направленную, по их мнению, на снятие

■ ИССЛЕДОВАТ ЕЛИ

■ СОЦИАЛЫ

□УПРАВЛЕНЦЫ

□ ГУМАНИТАРИ И

mm,

проблемы (безрассудно, как Дон Кихот, бросаться на мельницы).

Таким образом, полученные результаты можно рассматривать в качестве доказательства идеи о существовании связи между функциональной специализацией полушарий, детерминирующей структуру психики, и особенностями фрустраци-онных реакций, проявляющихся в поведении.

Наше исследование показало, что наиболее уязвимой в плане психоэмоционального напряжения и фрустрационной устойчивости являются сенсорно-эмотивные и эмотивно-сенсорные типы первокурсников (группа с социальной установкой). Они характеризуются высокой фрустрационной напряженностью, наличием чувства вины, меньшей степенью социальной адаптированно-сти. Логико-сенсорные и сенсорно-логические типы первокурсников (группа с управленческой установкой), которых можно отнести к наиболее благополучной группе в плане фрустрационной напряженности, тем не менее, имеют ряд слабых характеристик, которые проявляются в их агрессивном отношении к окружающим.

На наш взгляд, выявленные характеристики оказывают существенное влияние на процесс адаптации первокурсников к условиям вуза, их стиль учебы и поведение в целом. Знание подобных особенностей может найти свое применение при реализации в вузе индивидуально-ориентированного подхода к обучению студентов.

Литература

1. Альманах психологических тестов. - М., 1996.

2. Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. Проективные методы//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Ленинград, 1983.

3. Богомаз С.А., Исаева Т.М. К проблеме поиска объективных критериев деления людей на типы в типологии Юнга//Сибирский психологический журнал. - 1996.- Вып. 3. - С. 16-20.

4. Богомаз С.А. Конструирование типологии индивидуальных различий на основе специализации полушарий мозга//Ежегодник РГ10: Психология и практика. - Ярославль, 1998. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 253-256.

5. Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: Автореф.дисс ... докт.психол.н. -Томск, 1999.-48 с.

6. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанапиз для руководителей. - Новосибирск, 1995. - 192 с.

7. Зиверт X. Тестирование личности. - М., 1997.

8. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Ответ, ред. А.Ф. Кудря-шов. - Петрозаводск, 1992,- 318с.

9. Самыгин С.И., Столяренко Н.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов-н-Д., 1997.-512 с.

10. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустраци-онных реакций. Методические рекомендации. -Л., 1984.

11. Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустра-ционных реакций//Иностранная психология. -1994.-Т. 4.-№2.

12. Хитрова Н.Г. Лучшие психологические тесты. -Л., 1992.

TYPOLOGICAL FEATURES of FRUSTRATIONAL REACTIONS of the FRESHMEN

E.N. Dmitrijeva, S.A. Bogomaz (Tomsk) The summary: The level of social adaptation of the freshmen and features them frustrational of sensitivity is studied. The high level of psychoemotional loadings on the initial stage training and reduction of adaptational potential of the freshmen is marked. The functional-typological features of the students of the first rate of psychological faculty on frustrations are discussed. Key words: Frustration, typological analysis, (dis)adaptation, frustrational sensitivity, specialization of hemispheres of a brain, individual structure of functional asymmetry, orientation of reactions.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ

психологов

Т. Г. Бохан, Н.В. Козлова (Томск)

Аннотация: Обсуждаются вопросы инновационной подготовки психологов в вузе. Акцентируется внимание на личностном аспекте образовательного процесса. Предлагается система методов активного психологического воздействия.

Ключевые слова: Подготовка психологов, профессионально-личностный подход, педагогические инновации, психическое развитие, профессионально-личностное становление.

Отталкиваясь от общепринятого мнения, что конец XX века - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни,

обращение к проблеме педагогических инноваций следует считать достаточно актуальным. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.