Научная статья на тему 'К уточнению понятия "социализация"'

К уточнению понятия "социализация" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / SOCIALIZATION / EDUCATION / SOCIAL SCIENCES / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мулюкова Асель Галеевна, Аббасов Павел Рамазанович, Криницына Екатерина Владимировна, Коляда Олеся Владимировна

В статье раскрывается сущность процесса социализации обучающихся. Затрагивается проблема пересмотра педагогических основ социализации старшеклассников в связи с изменениями, затронувшими российское и мировое общество, и принятием в 2012 г. нового образовательного стандарта. Рассматривается влияние процесса обучения и воспитания на социализацию обучающихся. Приводится классификация видов социализации, ее структура. Объясняется роль обществознания в процессе социализации старшеклассников. Утверждается, что психолого-педагогические основы социализации в настоящее время существенно изменились, в связи с чем актуальным становится рассмотрение проблемы социализации подрастающего поколения в новом ракурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мулюкова Асель Галеевна, Аббасов Павел Рамазанович, Криницына Екатерина Владимировна, Коляда Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REDEFINING THE CONCEPT OF “SOCIALIZATION”

The article elaborates understanding of the students' socialization process. It raises the issue of reviewing the pedagogical foundations of high school students' socialization with regard to the changes that affected Russian and international societies and adoption of the new educational standards that took place in 2012. The influence of education and upbringing on students' socialization is discussed. Types of socialization are classified and its structure is shown. It is maintained that psychological and pedagogical foundations of socialization have dramatically changed and the study of the problem of new generation socialization in a new aspect is topical.

Текст научной работы на тему «К уточнению понятия "социализация"»

УДК 37.013.42 ББК 74.66

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-108-113

А.Г. Мулюкова

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Россия)

П.Р. Аббасов, Е.В. Криницына, О.В. Коляда

(Челябинский государственный институт культуры,

г. Челябинск, Россия)

К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

В статье раскрывается сущность процесса социализации обучающихся. Затрагивается проблема пересмотра педагогических основ социализации старшеклассников в связи с изменениями, затронувшими российское и мировое общество, и принятием в 2012 г. нового образовательного стандарта. Рассматривается влияние процесса обучения и воспитания на социализацию обучающихся. Приводится классификация видов социализации, ее структура. Объясняется роль обществознания в процессе социализации старшеклассников. Утверждается, что психолого-педагогические основы социализации в настоящее время существенно изменились, в связи с чем актуальным становится рассмотрение проблемы социализации подрастающего поколения в новом ракурсе.

Ключевые слова: социализация, образование, обучение, воспитание, обществознание, образовательный стандарт.

A.G. Mulyukova

(South-Ural Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

P.R. Abbasov, E.V. Ktinitsyna, O.V. Kolyada (Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

ON REDEFINING THE CONCEPT OF "SOCIALIZATION"

The article elaborates understanding of the students' socialization process. It raises the issue of reviewing the pedagogical foundations of high school students' socialization with regard to the changes that affected Russian and international societies and adoption of the new educational standards that took place in 2012. The influence of education and upbringing on students' socialization is discussed. Types of socialization are classified and its structure is shown. It is maintained that psychological and pedagogical foundations of socialization have dramatically changed and the study of the problem of new generation socialization in a new aspect is topical.

Key words: socialization, education, social sciences, educational standard.

На наш взгляд, современное российское общество, пережившее периоды перехода (90-е годы) и становления (2000-е), в настоящее время находится на этапе системности и стабильности. Об этом свидетельствуют сложившееся общественное устройство, а также место государства и других социальных институтов в системе общественных отношений. Понимание сущности образования и его значения в жизни общества и личности отражено в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС [13]. В целом ФГОС отражает социальный заказ образовательной системе со стороны государства, общества, семьи на воспитание инициативной личности, готовой выполнять социальные роли родителя, работника, гражданина в свете нового информационного общества. Соответственно, поднимается вопрос о социализации личности в новых общественных условиях не только государственного, но и мирового масштаба.

Изначально понятие «социализация» - социологическое. Исследователи считают, что впервые к проблеме социализации обратился американский ученый Ф.Г Гиддингс в «Теории социализации» в 1887 г. Социализацию он характеризовал, как «попытку приспособиться к друг к другу» [6].

В социологическом значении, по российской энциклопедии гуманитарных наук: «социализация - это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе» [2]. Согласно социологической традиции, образование является одним из агентов социализации, наряду с семьей, СМИ, трудовым коллективом и т.д. Система образования является агентом, влияющим на процесс социализации личности целенаправленно. Поэтому социализация личности является научно-педагогической проблемой.

Социализация как педагогическое явление является объектом изучения многих ученых - социологов, психологов, педагогов. Ими исследуются проблемы системы, методов управления, условий, факторов, механизмов социализации, влияние общественных изменений на процесс социализации.

По психологическому словарю Б. Мещерякова, В. Зинченко, социализация -это усвоение социального опыта, системы социальных связей и отношений [8]. По российской педагогической энциклопедии - это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [11]. А.В. Мудрик под социализацией понимает развитие и самоизменение человека в ходе усвоения и воспроизводства культуры [10, с. 1]. Социологическое, психолого-педагогическое толкование данного понятия позволяют сделать вывод, что социализация носит активный, деятельный и сознательный характер как со стороны личности, так и со стороны общества. И, соответственно, результат этой социализации носит личностный и общественный характер. Понимание этого факта легло в основу системно-деятель-ностного, компетентностного, личност-но-ориентированного образовательных подходов. Процесс приобщения индивида к социальному опыту (знаниям, умениям, ценностям и нормам) носит индивидуальный характер. Соответственно, в процессе социального взаимодействия, сталкиваясь с новыми ролями, личность приобретает и отстаивает свою индивидуальность.

Развитие общества стало причиной выделения детства как стадии развития человека и, соответственно, появилась проблема подготовки ребенка к социальной жизни. Как следствие, появляется сеть учреждений, способствующих социализации детей. В настоящее время, по мысли А.В. Мудрика, это привело к оформлению воспитания в самостоятельный социальный институт [9].

го

го

S

о о

о с

<u

I

т о

го ч к с; о ü

0Q

0 го"

1 _0

0Q UÜ

со О о го ю

ю <

го ш о

<2 с;

В 60-х гг. XX в. западные ученые пришли к выводу, что процесс социализации длится всю сознательную жизнь человека с самого момента рождения. Что породило целое направление в отечественной педагогике - социальную педагогику. Социальная педагогика -это отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды [4, с. 318].

Воспитание - это целенаправленное создание условий для развития человека [11]. По вопросу соотношения воспитания и социализации существуют три подхода. Первый - социализация тождественна воспитанию. Сторонники второго подхода считают, что воспитание -это часть социализации. Третий подход заключается в том, что социализацию рассматривают как гражданское и нравственное воспитание [8, с. 100].

Большинство исследователей придерживаются второго подхода, к ним относятся современные ученые-педагоги А.В. Мудрик, Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева и др. Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева рассматривают социализацию как результат социального воспитания: «... Специфика социального воспитания заключается в ориентации личности в детстве на социальные ценности, прежде всего на ценности культуры отношений. Результатом социального воспитания является социализация личности, которая продолжается на протяжении всей жизни» [3; 7; 12].

Система образования способствует социализации индивида через содержание и систему взаимодействия. К проблеме социализации обучающихся в своих трудах обращались классики отечественной педагогики К.Д. Ушинский,

A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Г. Шацкий, а также О.С. Богданова,

B.Е. Гмурман, Б.Т. Лихачев. Западные исследователи О.Г. Брим, Ч.Х. Кули, М. Мид, Т. Парсонс, Э. Эриксон и др.

В силу того, что образование оказывает целенаправленное воздействие на личность через обучение, воспитание, развитие и, учитывая многогранность общественной жизни, педагогами изучаются разные средства, виды, условия социализации. Педагоги изучают этнокультурную, гражданскую, экономическую, политическую, правовую и др. виды социализации школьников. Р.А. Литвак, Г.Я. Гревцева в гражданской социализации выделяют две составные -политическую и правовую [7].

Особую роль в этом вопросе играют гуманитарные учебные предметы, особенно курс обществознания, это обусловлено следующими факторами:

1. Содержание обществознания должно формировать у обучающихся целостную систему представлений о жизни и развитии общества, месте человека в системе общественных отношений; ценностных ориентациях, необходимых ему в жизни [5].

2. «Школьное обществознание реализует сформулированные в Законе «Об образовании» задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет - он формирует не отдельные умения и навыки, а комплексные способы гражданского действия в позициях социального исследователя, организатора и участника коммуникации, субъекта принятия решений, организатора социального действия, учащегося»

[1, с. 3].

3. В последние годы обществозна-ние как учебный курс достаточно быстро реагирует на изменения в обществе, на запрос государства, что отражается на содержании предмета. Во-первых, в программах по обществознанию находят отражение темы, актуальные современной ситуации (терроризм, глобализация и т.д.). Во-вторых, обществознание формирует уме-

ния, актуальные для информационного общества: выявлять причинно-следственные, функциональные иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; получать информацию из разнообразных источников, критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные с целью реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития; применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений [5]. В-третьих, содержание дисциплины ориентирует на формирование у школьников важнейших ценностно-мировоззренческих приоритетов, прежде всего, российской гражданской и цивилизационно-куль-турной идентичности [1, с. 17].

4. Обществознание прочно вошло в школьную учебную программу, требования к подготовке выпускников утвердились, содержание тем структурировалось.

5. «Обществознание формирует предпосылки для профессионального самоопределения учащихся через знакомство с системой общественных отношений: экономических, социальных, национальных, культурно-мировоззренческих» [1, с. 8].

6. Методика преподавания обще-ствознания развивается с учетом требований нового времени. Изучение предмета выстроено на модульной основе. Системно-дея-тельностный подход является определяющим в предъявлении обществоведческого содержания.

Общественные дисциплины как средство социализации являются объектами

педагогических исследований Г.Я. Грев-цевой, Е.В. Киприяновой, Д.В. Рогова,

H.И. Шевченко и др. Отдельные аспекты социализации в рамках преподавания обществознания затронуты в методических диссертационных исследованиях. Однако в целом, разработанные теоретические положения были актуальны для переходного периода развития индустриального российского общества, характеризующегося переходом к рыночным отношениям, приобщением к демократическим ценностям, началом становления новой правовой системы и т.д. С другой стороны, психолого-педагогические основы социализации существенно изменились. Эти обстоятельства делают актуальным рассмотрение проблемы социализации подрастающего поколения в новом ракурсе.

Библиографический список:

I. Болотина Т.В., Калуцкая Е.К., Мишина И.А., Тюляева Т.И. Научно-теоретическое обоснование внедрения Концепции обществоведческого образования // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 5. С. 3-19.

2. Задоя Л.А. Дидактическая игра как средство социализации старшеклассника: на примере уроков обществоз-нания 10-11-е кл.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2007. - 27 с.

3. Киприянова Е.В. Философская пропедевтика как фактор социализации личности старшеклассников: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 27 с.

4. Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. - 2004. -№ 1. С. 139-143.

5. Концепция преподавания обще-ствознания в школе [Электронный ресурс] // Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Режим доступа: Ы^р://соп£ apkpro.ru/

6. Литвак Р.А., Гревцева Г.Я. К уточнению понятия гражданская социализация // Вестник Челябинской гос.

го

го

о о

о с

I

т о

академии культуры и искусств. -

2012. - № 1. С. 155-158.

7. Литвак Р.А., Гревцева Г.Я. Соотношение социального воспитания, социализации и социально-культурного развития личности в детстве // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -

2013. - № 9. С. 96-103.

8. Луков В.А., Лукова Е.Е. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2014/3/ Lukovs_Theory-Socialization-Giddings.

9. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой Психологический словарь [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. -Режим доступа: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/http:// www.gumer.info.

10. Мудрик А.В. Исследование трансформации механизмов социализации: проект первые результаты // Вестник ПСГТУ - Серия IV: Педагогика. Психология. - 2014. - Вып. 4 (35). С. 44-51.

11. Мудрик А.В. Универсальные характеристики социализации в контексте раскола // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 1. С. 16-19.

12. Солдатченко А.Л. Метод социального учения как инструмент самосоциализации студентов в социокультурной среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - Т. 8. - № 3. С. 134-140.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. [Электронный ресурс] // Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ы^р://минобрнауки.рф/

Поступила 16.11.2018

Об авторах:

Мулюкова Асель Галеевна, ассистент кафедры всеобщей истории, соискатель кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Россия, г. Челябинск), asel.kushtaeva@mail.ru го Аббасов Павел Рамазанович, начальник юридического отдела Челябинского госу-

дарственного института культуры (Россия, г. Челябинск), abbasovp@yandex.ru

Криницына Екатерина Владимировна, ведущий научный сотрудник Челябинского государственного института культуры (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, ekrinitsyna@gmail.com

Коляда Олеся Владимировна, доцент кафедры театрального искусства Челябинского государственного института культуры (Россия, г. Челябинск), vokal74@mail.ru

и; с; о bi

m

0

(0

1 _0 J

m

LlJ

CD О О ГО Ю

Ю <

ГО ш

о ^

2 с;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Мулюкова А.Г., Аббасов П.Р., Криницына Е.В., Коляда О.В. К уточнению понятия «социализация» // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 108-113. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-108-113

References:

1. Bolotina T.V., Kalutskaya E.K., Mishina I.A., Tyulyaeva T.I. Scientific theoretical substantiation of introducing the Conception of Social Studies Teaching /Learning // Prepodavanie istorii v shkole. - 2017. - No. 5. Р. 3-19. [in Russian]

2. Zadoya L.A. Didactic game as a tool of senior student socialization: by the example of Social Studies lesson. Author's transcript. Dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2007. - 27 p. [in Russian]

3. Kipriyanova E.V., Philosophic propedeutics as a factor senior school student's personality socialization. Author's transcript. Dis...kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2007. - 27 p. [in Russian]

4. Kovaleva A.I. Socialization // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2004. - No. 1. P. 139-143. [in Russian]

5. Conception of teaching social studies at school [Electronic resource] // Akademia povysheniya kvalifikatsii i professionalnoy perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya. -Available at: http://conf.apkpro.ru/ [in Russian]

6. Litvak R.A., Grevtseva G.Ya. On redefining the concept of civic socialization // Vestnik Chelyabinskoy gos. akademii kultury i iskusstv. - 2012. - No. 1. P. 155-158. [in Russian]

7. Litvak R.A., Grevtseva G.Ya. Interrelation of social education, socialization and socio-cultural development of personality in childhood // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2013. - No. 9. P. 96-103. [in Russian]

8. Lukov V.A., Lukova E.E. On Franklin Giddings socialization theory [Electronic resource] // Znanie. Ponimanie. Umenie. - Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings. Lukov V.A. [in Russian]

9. Meshcheryakov B., Zinchenko V. Large Psychology dictionary [Electronic resource] // Biblioteka Gumer. - Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/http:// www.gumer.info. [in Russian]

10. Mudrik A.V. Study of socialization transformation mechanisms: project, first results // Vestnik PSGTU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiya. - 2014. - Vyp. 4 (35). P. 44-51. [in Russian]

11. Mudrik A.V. Universal characteristics of socialization in the context of split // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. - 2014. - Vol. 20. -No. 1. P. 16-19. [in Russian]

12. Soldatchenko A.L. Self-socialization in socio-cultural environment of an institute of higher education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. - Vol. 8. -No. 3. P. 134-140. [in Russian]

13. Federal state educational standard of secondary general education [Electronic resource] // Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - Available at: http:// MHHo6pHayKH.p$/ [in Russian]

About the authors:

Mulyukova Asel Galeevna, Lecturer, Department of General History, South-Ural Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), asel.kushtaeva@mail.ru

Abbasov Pavel Ramazanovich, Head, Law Office, Chelyabinsk State Institute of Culture

(Chelyabinsk, Russia), abbasovp@yandex.ru

Ktinitsyna Ekaterina Vladimirovna, Leading research worker, Chelyabinsk State Institute

of Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, ekrinitsyna@gmail.com

Kolyada Olesya Vladimirovna, Associate Professor, Department of Drama, Chelyabinsk

State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), vokal74@mail.ru

CO

го

For citation: Mulyukova A.G., Abbasov P.R., Ktynitsina Ye.V., Kolyada O.V. On redefining o the concept of "socialization" // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 108-113. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-108-113

о с

<u

X

т

о £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.