Научная статья на тему 'Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике'

Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / EDUCATION / SOCIALIZATION / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNOCULTURAL IDENTITY / ETHNIC SOCIALIZATION / ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION / CULTURAL SOCIALIZATION / PUBLIC ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павличенко Анатолий Анатольевич, Литвак Римма Алексеевна, Болодурина Элина Анатольевна, Кардапольцева Валентина Николаевна

В статье кратко представлена историография проблемы этнокультурной социализации молодежи в теории и практике; раскрываются термины «воспитание», «этнокультурное воспитание», «этнокультурная социализация», выделены основные направления исследований по указанной проблеме. Определено соотношение понятий«воспитание» и «социализации». Выделены параметры, которые значимы в процессе воспитания и социализации молодежи при формировании и развитии личности, а также особенности современной социализации молодежи. Раскрывается сущность этнокультурной социализации как части культурной социализации, выделены ее функции. Уточнено понятие «этнокультурная социализация молодежи», выделены компоненты этнокультурной социализации: ценностно-культурный, когнитивно-социальный, рефлексивно-коммуникативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Павличенко Анатолий Анатольевич, Литвак Римма Алексеевна, Болодурина Элина Анатольевна, Кардапольцева Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN THEORY AND PRACTICE

Historography of the problem of ethno-cultural socialization of young people in theory and practice is presented; terms “education”, “ethno-cultural education”, “ethno-cultural socialization” are expanded and the main research trends on the above problem are specified. Parameters significant in the process of education and socialization of young people in the personality formation and development and the socialization specifics of the contemporary young people are pointed out. The essence of ethno-cultural socialization as a part of cultural socialization is revealed and its functions are pointed out. The concept of “ethno-cultural socialization of young people” is specified and components of ethno-cultural socialization are pointed out: value cultural, cognitive social and reflexive communicative.

Текст научной работы на тему «Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике»

DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-36-45

УДК 37.013.42 ББК 74.660.1

A.А. Павличенко, Р.А. Литвак, Э.А. Болодурина (Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

B.Н. Кардапольцева

(Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Россия)

ПРОБЛЕМА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

В статье кратко представлена историография проблемы этнокультурной социализации молодежи в теории и практике; раскрываются термины «воспитание», «этнокультурное воспитание», «этнокультурная социализация», выделены основные направления исследований по указанной проблеме. Определено соотношение понятий «воспитание» и «социализации». Выделены параметры, которые значимы в процессе воспитания и социализации молодежи при формировании и развитии личности, а также особенности современной социализации молодежи. Раскрывается сущность этнокультурной социализации как части культурной социализации, выделены ее функции. Уточнено понятие «этнокультурная социализация молодежи», выделены компоненты этнокультурной социализации: ценностно-культурный, когнитивно-социальный, рефлексивно-коммуникативный.

Ключевые слова: воспитание, социализация, этнокультурное воспитание, этнокультурная идентичность, этническая социализация, этнокультурная социализация, культурная социализация, общественное объединение.

A.A. Pavlichenko, R.A. Litvak, E.A. Bolodurina (Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia) V.N. Kardapoltseva

(Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia)

THE PROBLEM OF ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE IN THEORY AND PRACTICE

Historography of the problem of ethno-cultural socialization of young people in theory and practice is presented; terms "education", "ethno-cultural education", "ethno-cultural socialization" are expanded and the main research trends on the above problem are specified. Parameters significant in the process of education and socialization of young people in the personality formation and development and the socialization specifics of the contemporary young people are pointed out. The essence of ethno-cultural socialization as a part of cultural socialization is revealed and its functions are pointed out. The concept of "ethno-cultural socialization of young people" is specified and components of ethno-cultural socialization are pointed out: value cultural, cognitive social and reflexive communicative.

Key words: education, socialization, ethno-cultural education, ethno-cultural identity, ethnic socialization, ethno-cultural socialization, cultural socialization, public association.

В России вопросы, связанные с этническим, этнокультурным воспитанием и образованием, имеют несколько этапов своего развития: донаучное развитие связано с проблемой выделения самобытности культур разных народов при упрочении общероссийской идентичности каждого из их представителей. Далее с 1917 г. до конца 80-х гг. этнокультурное обучение и воспитание носит характер, связанный с преобладанием тенденции роста унификации и процесса формирования «единой общности - советский народ». Третий этап этнокультурного образования и воспитания носит научный характер и начинается с начала 90-х гг., когда произошло коренное изменение -отмечается рост исследований этнона-ционального, полиэтнокультурного образования, разработки педагогических теорий и концепций в трудах Е.В. Бон-даревской, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилю-ка, К.Ж. Кожеахметовой, В.Ю. Хотинец и др., а также исследований полисоциокультурного образования Г.Д. Дмитриева и др. [20]. В указанный период появляются диссертационные исследования, направленные на систематизацию понятийного аппарата, выстраивание образовательных и воспитательных систем в данном направлении (В.К. Шаповалов, А.А. Балыкова, Н.Н. Попова, Л.Н. Романова, Е.С. Милованова и др.).

Анализ термина «этнокультурная социализация» связан с пониманием сущности этнокультурной идентичности, этнокультурной грамотности, этнокультурной направленности, этнокультурной компетентности. В исследованиях представлен ряд эффективных механизмов, методик и технологий, определяющих формирование искомых качеств личности, которые могут служить основанием для дальнейшей разработки и систематизации решения проблемы.

В логике рассуждения при анализе многоаспектного явления «этнокультурная социализация» необходимо затронуть взаимосвязь нескольких направлений исследований:

- трудов об общих аспектах социализации личности как ведущего процесса функционирования личности в социальной среде;

- понимания процессов этнической социализации и культурной социализации как акцентированной связи этнокультурного развития молодежи и ее социально-профессионального становления;

- рассмотрения аспектов этнокультурного развития личности как основы понимания этнической идентичности в структуре личности, формирования ценностей и норм в современных реалиях многоэтничного мира и высокой значимости гражданских и общечеловеческих ценностей.

Из этого следует вывод о том, что социализация молодежи - одно из наиболее сложных направлений исследований в педагогике (З.Г. Абубакаров, Г.Я. Грев-цева, Н.Д. Никандров, М. В. Поддуб-ная, А.В.Мироненко и др.), социологии (Р. И.Зинурова, А.Н. Тесленко и др.), философии (А.В. Елехин, В.П. Букин и др.) и других науках.

Мы согласны с основополагающим мнением Н. Д. Никандрова о том, что социализация включает не только образование, определенное процессами обучения и воспитания, но и влияние жизненных ситуаций во всей полноте сознательно учитываемых и случайно возникающих факторов в социально-культурной среде на развитие личности [15.].

Логика нашего исследования предполагает рассмотрение понятий «социализация», «воспитание», «этнокультурное воспитание». «Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» [19, с. 159]. «Социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности; общественная категория с конкретно заданным результатом» [4]. Понятие «социализация» в большей степени, чем

го

о ф

* ф

ч

о ц

о

го

го

S

о о >s

0

1

£

0

1

ф

о IZ

го m

<u

0 с го ч ср го

1

0Q

ср ^

ч

о ц

о

LQ

<

о

го

CG

< □L

<U т

S

ц

CG ГО

IZ

<

<

понятие «воспитание», «образование» и «развитие» отражает соответствие личности требованиям и конкретным условиям среды.

Социализация - это процесс адаптации личности к тем условиям, в которых он будет жить. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у личности систему качеств личности, взглядов, убеждений. Основой социального воспитания является - нравственность [19, с.4]. В течение жизни человека меняются цели, формы и виды деятельности, составляющие базу для социализации. По мнению Н.Д. Ни-кандрова, «целью и ориентиром педагогической деятельности по социализации личности являются общечеловеческие ценности» [16, с. 35-36]. Этнокультурное воспитание - это процесс формирования этнокультурных знаний, умений и гуманистических ценностей, обеспечивающий развитие поликультурной личности. Считаем, что этнокультурное воспитание является фактором этнокультурной социализации. «Фактор» - это «условие освоения системы знаний и умений, необходимых человеку для жизнедеятельности в конкретном обществе» [4].

В исследованиях Н.А. Соколовой, Б.В. Куприянова, М.В. Поддубной, А.В. Мудрика, М.А. Галагузовой, Ф.А. Мустаевой и др. определяется несколько параметров, которые значимы в процессе социализации молодежи при формировании и развитии личности. К ним относятся процесс целеполагания как жизненного самоопределения личности ее самореализации в соответствии с требованиями общества, что ориентирует на установление взаимосвязи социализации и специально организованного педагогического процесса. Второй параметр связан с современными поисками в области нового содержания развития личности. Третий определяется поиском способов присвоения индивидом социального опыта через освоение социальных ролей [17].

Традиционно, при рассмотрении социализации исследователи опираются

на концепцию А.В. Мудрика, который выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека: мега-факторы; макрофакторы; мезофакторы; микрофакторы [14].

За длительный период разработок проблемы социализации в зарубежной и отечественной психологии удалось решить ряд задач [22; 23]. Однако ряд значимых вопросов остается, по-прежнему, малоисследованным, в том числе вопросы этнокультурной социализации молодежи.

Особенности и трудности социализации молодежи определены в педагогических исследованиях А.И. Ковалева, Р.А. Литвак, А.В. Мудрика и др. и связаны с особенностями личностного развития студенческой молодежи, которые определены завершающим этапом первичной социализации и началом вторичной социализации [9]. Трудность состоит в том, что в общественное объединение или иной социальный институт (вуз, дополнительное образование и др.) молодежь приходит как сформировавшееся личность, которая обладает социальной сущностью, связанной с наличием устойчивой совокупности социально значимых черт. Личность уже включена в ряд значимых общественных отношений, однако первичная социализация завершится успешно при становлении определенной системы ценностей, целостного образа «Я» и устойчивом наличии готовности к саморазвитию.

Требуется изменение педагогической траектории влияния на завершающую стадию первичной социализации молодежи, что связано, по мнению А. И. Ковалёвой, с тем, что социализационные траектории российской студенческой молодежи за период с начала 90-х годов ХХ века и по настоящее время претерпели изменения. Это обусловлено существенным обновлением общей траекторной картины процесса социализации молодежи как результата преодоления единой модели социализации, господствующей в предшествующий советский период. Как известно, ей были свойственны схожесть

трансляторов социального опыта и выверенное содержание воспитательного воздействия. Однако предельно важным является то, что в основе вариативности современных траекторий социализации располагается потенциал внутреннего единства как выражение исторических, социальных и национальных корней россиян, которое обретает сегодня новые черты [там же]. Следовательно, значимость этнокультурной социализации в данном аспекте возрастает и усиливает возможности успешного становления личности - это выступает особенностью современной социализации молодежи.

Следующая особенность современной социализации молодежи, по мнению В.В. Касьянова, связана с наличием «условий более широкого высвобождения социальной энергии людей, повышением роли индивидуальности и индивидуализма, более сложной и разносторонней трактовки идеи социальной справедливости, признающей различие потребностей людей, а не просто сводящей их к общему знаменателю, к равенству всех. Во многом это связано с тотальной информатизацией и роботизацией производственного процесса, в результате которого часть рабочих функций взяли на себя машины» [7].

Особенность социализации, связанную с информатизацией в продолжение мысли В.В. Касьянова высказывают Б.С. Садулаева, Л.В. Юсупова и др. Они утверждают, что в век новых информационных и телекоммуникационных технологий к социализации молодежи предъявляют особые требования.

Этнокультурная социализации имеет стадии развития, указанные в исследованиях И.С. Кона (период раннего детства, дотрудовая деятельность, трудовая деятельность, послетрудовая деятельность), а уровни этнокультурной социализации носят смешанный характер и будут представлены и описаны нами далее на основе требуемых для формирования качеств молодежи, то есть результатов этнокультурной социализации.

При этом для исследования наиболее важны результаты процесса социализации. В классическом представлении В.Т. Лисовского, таковыми являются:

- социальная зрелость молодежи, связанная с овладением профессией, достижением самостоятельности, нравственной зрелости как внутреннего состояния личности и ее устойчивость);

- интеллектуальная зрелость, связанная с развитием умственных способностей, достаточных для многогранного выполнения различных социальных ролей;

- правовая зрелость, связанная со знанием прав и обязанностей;

- политическая зрелость определенная развитым чувством гражданского долга, высокой степенью социально-политической активности.

А.В. Луков констатирует, что культурная социализация - это двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни культурных ценностей, позволяющий индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества [12, с. 1].

Результатом культурной социализации, по мнению А.В. Ульман, Л.В. Кузнецовой, является выработка культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций, этнокультурной самоидентификации, художественных предпочтений [22].

Следовательно, культурная социализация определяет специфику ценностных ориентаций, культурных потребностей и интересов, установок, жизненных ориентаций. Из различных типов социализации культурная социализация может быть выделена как интегрирующая и дающая основное направление общему процессу социализации.

Этнокультурная социализация как часть культурной социализации определена специфическими характеристиками этнической социализации. Обратимся к выявлению специфики этнокультурной

го

О ф

* ф

О

ц о

го

го

о о

0

1

^

£

0

1

ф

о С

го

со ф

.0 ц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 с го ч

ГО ^

1 т

^ О

ц

о

ш

<

о

го со

< СГ

ф

т ^

ц

со го

с

<

<

социализации в рамках терминологического поля исследуемой проблемы.

Особый формат в современный период приобретает этническая социализация как один из аспектов социализации и процесс развития, саморазвития личности в ходе усвоения этносоциальных ролей, культуры межэтнических отношений, принятых в обществе. Понятие связано с представлением об этнической идентичности как свойстве, которое приобретает человек по мере взросления, в процессе социализации; это осознание своей принадлежности к какой-либо этнической общности [8]. Также понимание этнической социализации часто связано с характеристикой инкультурации личности. В отличие от социализации, категория инкультурации подразумевает знакомство человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой - человек сам влияет на свою культуру.

Значимо, что этническая социализация строится с учетом всех особенностей социализации современной молодежи и выполняет в связи с этим ряд существенных функций:

- выступает регулятором социального поведения, регулирует межличностное и межгрупповое общение на основе традиций, обычаев, общепризнанных устойчивых ценностей;

- представляет собой способ установления договорных соглашений

- выступает в качестве своеобразного информационного фильтра;

- способствует удовлетворению органично присущей человеку потребности в некоторой психологической устойчивости и определенности родного этноса и использовании их для обогащения культуры своего народа [13], а также в разрешении ряда проти-

воречий политического, межнационального, культурного диалога.

Анализ ряда теоретико-методологических идей дал возможность установить содержательные особенности искомого явления, в том числе через анализ понятия «этнокультурная компетентность», представленного в трудах А.Б. Афанасьевой [1], В.Г. Крысько [11], Т.В. Пошта-ревой [18] и др.

Результатами этнической социализации, как пишет М. С. Яницкий [27], являются усвоенные личностью нормы, ценности, традиции, символы, социальные роли и образцы поведения, характерные для той или иной культуры, и этническая идентичность.

Р.М. Шамионов [24; 25] в качестве психологических эффектов этнической социализации выделяет этническую идентичность, этническое самосознание и толерантность, Р. И. Зинурова [6] акцентирует свое внимание на этнической идентичности и этнокультурной компетентности. В целом, успешная социализация должна быть направлена на формирование способности к самостоятельному выбору и толерантности к Другим [2; 5].

И.С. Сухоруков подчеркивает: «В сознании подростков и юношества нет внутреннего ощущения принадлежности личности к целому - к этносу, к гражданскому обществу, к культуре, к национальной истории, а ведь это основополагающее свойство, фундамент этнокультурной идентичности личности. Восполнить эти пробелы можно лишь включением молодежи в социально значимую деятельность, в общественно-полезный коллективный труд, реализующий не только общие цели коллективной деятельности, но и формирующий всю социальность, всю систему жизненных координат входящего в самостоятельную взрослую жизнь гражданина» [21, с. 297-298].

В исследовании Г.В. Якушиной [26] этнокультурная социализация есть двусторонний процесс передачи обществом и освоения индивидом в течение всей

жизни этнокультурных ценностей, идеалов и образцов как части национальной культуры общества в целом. Для этнокультурной социализации необходима выработка культурных потребностей, интересов и установок, жизненной ориентации во взаимосвязи с этнокультурной самоидентификацией личности и формированием картины мира, позволяющей индивиду функционировать в пространстве культуры данного общества в гармонии и равновесии этнических, национальных и общечеловеческих ценностей.

На основе вышеназванных исследований дана характеристика понятия «этнокультурная социализация молодежи», под которой мы понимаем процесс, связанный с усвоением универсальных компонентов социального опыта; приобщением к культуре определенной этнической группы; опорой на межличностное взаимодействие в социальной деятельности общественных объединений на основе совокупности потребностей, идеалов, мотивов деятельности; осваиванием социокультурного пространства региона.

В целом, этнокультурная социализация молодежи представляет собой процесс, направленный на усвоение универсальных компонентов культуры определенной этнической группы, позволяющий взаимодействовать с представителями этноса в поликультурном мире и воспринимать себя и других личностей как представителей этого мира.

Структурными компонентами процесса этнокультурной социализации, по В.И. Кожанову [10, с. 45], являются: познавательный, ценностно-ориента-ционный, деятельностный компонент. Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и детей и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость. К данным компонентам относят-

ся: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный. Все компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам [3].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что результатом этнокультурной социализации, вслед за М.К. Селезневой [20], можно рассматривать следующие критерии: сформированность гуманистических ценностей; уровень образованности; социальная адаптированность личности; обретение социальной идентичности; гражданскую активность личности.

Анализ предложенных качеств личности и структуры позволил выделить в данном исследовании следующие компоненты этнокультурной социализации: ценностно-культурный, когнитивно-социальный, рефлексивно-коммуникативный.

Таким образом, на основе изученных теоретических положений в данном понятии рассмотрено терминологическое поле, включающее структуру понимания социализации - культурной социализации - этнической социализации - этнокультурной социализации (этническая идентичность, этнокультурные ценности и др.). Выделены компоненты этнокультурной социализации: ценностно-культурный, когнитивно-социальный, рефлексивно-коммуникативный.

Значимо, что этнокультурная социализация строится с учетом всех особенностей социализации современной молодежи, определена особенностями ее деятельности в общественном объединении и выполняет следующие функции: социально-регулятивную, позитивно-развивающего коммуникативного взаимодействия, информационно-аналитическую, комфортоопределяющую, социально-развивающую.

Успешная социализация зависит от многих факторов, в том числе от воспитания, способствует превращению личности в достойных людей и, в конечном итоге, является залогом развития общества.

го

О ф

* ф

О

ц о

го

го

о о

0

1

£

0

1

ф

о с

го m <u J

_D

Ц

0 С

го Ч

го

1

0Q

^

Ч

О Ц

О L0

<С о

го ш

0L

Ф т

S

с; ш го

IZ

<

Библиографический список:

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 68. С. 100-116.

2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. -М.: Моск. психол.-соц. ун-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 208 с.

3. Васина О.А. Этническая социализация подростков в условиях общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). С. 125-128.

4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: монография. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. - 504 с.

5. Дагбаева С.Б. Этническая социализация личности: психологические эффекты и закономерности. - 2015. -Т. 7. - № 2. С. 121-129.

6. Зинурова Р. И. Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества: дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2005. -382 с.

7. Касьянов В.В. Методология изучения исторического опыта разработки и реализации российской молодежной политики // Теория и практика общественного развития. - 2010. - № 1. С. 225-259.

8. Кирюхина Е.Ю. К проблеме этнической идентификации молодежи в современной России: политическая социализация и инкультурация // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2014. - № 2 (25). С. 40-49.

9. Ковалёва А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Социология и жизнь. - 2017. - № 3. С. 48-62.

10. Кожанов И.В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8 (часть 5). С. 1193-1197.

11. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

12. Луков А.В. Культурная социализация [Электронный ресурс] // Социология. - 2008. - № 3. - Режим доступа: http://www.zpu-joumal.m/e-zpu/2008/3/

13. Мироненко А.В. Этнокультурная социализация подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца: дис. ... канд. пед. наук. -Орел, 2014. - 193 с.

14. Мудрик И.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 240 с.

15. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Социальная педагогика. -2012. - № 1. С. 8-17.

16. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - Екатеринбург: Ур. гос. проф.-пед. ун-т, 2000. - 254 с.

17. Поддубная М.В. Педагогические условия социализации молодежи в деятельности молодежного общественного объединения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - ЧГПУ: Магнитогорск, 2003. - 21 с.

18. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: дис. ... д-ра пед. наук. - Ставрополь, 2009. - 393 с.

19. Проблемы воспитания и социализации молодежи: монография / науч. ред. Н.О. Яковлева, общ. ред. Г.Я. Грев-цева. - Челябинск: Цицеро, 2014. -203 с.

20. Селезнева М.К. Социально-философский анализ процесса социализации молодежи как фактора развития общества [Электронный ресурс] // CREDO NEW 2008. - Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/705/60/

21. Сухоруков И.С. Этнокультурная идентичность как феномен социального воспитания: особенности формирования в поликультурном мире // Социальное воспитание молодежи на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основе традиционных ценностей Русского мира: материалы XII международной научно-практической конференции, 20-21 мая 2016 / под ред. А.В. Репринцева: В 2 тт. - Т.1. - Курск: ООО «Мечта», 2016. - С. 287-301.

22. Ульман А.В., Кузнецова Л.В. Культурная социализация ребенка-дошкольника на основе феликсологического подхода: зарубежный опыт // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 4-2. С. 167-173.

23. Хакимов Э. Р. Появление и развитие понятия «Поликультурное образование» в российской педагогике [Электронный ресурс] // Образовательный портал ТГУ. - Режим доступа: http:// edu.tltsu. ru/sites/sites_content/site1238/ html/media66898/101_xakimov.pdf.

24. Шамионов Р.М. О проблеме этнической социализации // Человек. Сообщество. Управление. - 2009. - № 3. С. 66-76.

25. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования: электронный научный журнал. -2013. - Т. 6. - № 27. С. 8.

26. Якушина Г.В. К проблеме этнокультурной социализации студенческой молодежи в процессе художественно-творческой деятельности / Сб: Культура, наука и искусство - современные векторы развития вуза культуры: материалы междун. научно-практ. конф. - 2018. - С. 166-169.

27. Яницкий М.С., Авилов Г.М. Традиционная ролевая игра как средство этнической социализации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2008. - № 4 (20). С. 27-30.

Поступила 18.11.2018

Об авторах:

Павличенко Анатолий Анатольевич, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (Россия, г. Челябинск), [email protected] |

Литвак Римма Алексеевна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, [email protected]

Болодурина Элина Анатольевна, профессор кафедры эстрадно-оркестрового творчества Челябинского государственного института культуры (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, mpf@chgaki

Кардапольцева Валентина Николаевна, заведующий кафедрой художественного проектирования и теории творчества ГОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» (Россия, г. Екатеринбург), доктор культурологии, профессор культурологии, [email protected]

Для цитирования: Павличенко А.А., Литвак Р.А., Болодурина Э.А., Кардаполь-цева В.Н. Проблема этнокультурной социализации молодежи в теории и практике // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 36-45. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-36-45

References:

1. Afanasyeva A.B. Ethno-cultural education as a problem of contemporary pedagogical science // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. - 2008. - No. 68. Р. 100-116. [in Russian]

2. Belinskaya E.P., Stefanenko T.G. Ethnic socialization of teenager. - M.: Mosk. psikhol. sots. un-t; Voronezh: MODEK, 2000. - 208 p. [in Russian]

3. Vasina O.A. Ethnic socialization of teenagers in secondary school conditions // Mir nauki, kultury, obrazovaniya. - 2015. - No. 2 (51). P. 125-128. [in Russian]

4. Grevtseva G.Ya. Civic education of school students as a socialization factor. -Chelyabinsk, Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta, 2005. - 504 p. [in Russian]

5. Dagbaeva S.B. Ethnic socialization of personality: psychological effects and regularities // Psychology in Economics and management. -2015. - Vol. 7. - No. 2. P. 121-129. [in Russian]

6. Zinurova R.I. Ethnic socialization of young people in the conditions of the contemporary Russian society: Dis. ... dr. sotsiol. nauk. - M. 2005, - 382 p. [in Russian]

7. Kasyanov V.V. Methodology of researching historical experiences in development and realization of Russian youth policy // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -2010. - No. 1. P. 225-259. [in Russian]

8. Kiryukhina E.Yu. To the problem of ethnic identification of young people in contemporary Russia: political socialization and inculturation // Voprosy natsionalnykh i federalnykh otnosheniy. - 2014. - No. 2(25). P. 20-49. [in Russian]

9. Kovalyova A.I. Problems of student personality socialization at higher school // Sotsiologiya i zhizn. - 2017. - No. 3. P. 48-62. [in Russian]

10. Kozhanov I.V. Essence and structure of personal ethno-cultural socialization // Fundamentalnyye issledovaniya. - 2013. - No. 8 (part 5). P. 1193-1197. [in Russian]

11. Krysko V.G. Ethnopsychological dictionary. - M.: MPSI, 1999. - 343 p. [in Russian]

12. Lukov A.V. Cultural socialization [Electronic resource] // Sotsiologiya. - 2008. - No. 3. -Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/3/ [in Russian]

13. Mironenko A.V. Ethno-cultural socialization of teenagers in the process of mastering regional folk-lore dance: Dis ... kand. ped. nauk. - Orel, 2014. - 193 p. [in Russian]

14. Mudrik I.V. Social pedagogy. - M.: Akademiya, 2013. - 240 p. [in Russian]

15. Nikandrov N.D. Education and socialization of young people: humanization problems // Sotsialnaya pedagogika. - 2012. - No. 1. P. 8-17. [in Russian]

16. Nikandrov N.D. Russia: socialization and education at the turn of millennia. -Ekaterinburg, Ur.gos.prof.ped.un-t, 2000. - 254 p. [in Russian]

| 17. Poddubnaya M.V. Pedagogical conditions of socialization of the young people in the activities of a youth public association: Author's transcript. Dis ... kand. ped. nauk. -CHGPU: Magnitogorsk, 2003. - 21 p. [in Russian]

18. Poshtareva T.V. Forming the ethno-cultural competence of students in a m poli-ethnic educational environment: Dis ... dr. ped. nauk. - Stavroplo, 2009. - 393 p. [in

Russian]

19. Problems of education and socialization of young people. Ed. by G.Ya. Grevtseva. -Chelyabinsk, Tsitsero, 2014. - 203 p. [in Russian]

о с го ч ü го

X

o

111 20. Selezneva M.K. Social and philosophical analysis of the process of socialization of

<

young people as a factor of development of the society [Electronic resource] // CREDO NEW 2008. - Available at: http://credonew.ru/content/view/705/60/ [in Russian]

21. Sukhorukov I.S. Ethnocultural identity as a phenomenon of social education: formation specifics in a poli-culural world // Sotsialnoiye vospitaniye molodezhi na osnove

^ traditsionnykh tsennostey Russkogo mira. Vol.1. - Kursk, "Mechta", 2016. - P. 287-301.

[in Russian]

22. Ulman A.V., Kuznetsova L.V. Cultural socialization of a pre-school child on the

<

g basis of phelixological approach: foreign experiences // Vestnik Chuvashskogo gosud

^ arstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. - 2001. - No. 4-2.

< P. 167-173. [in Russian]

23. Khakimov E.R. Appearance of the concept "Poli-cultural education" in Russian pedagogy [Electronic resource] // Obrazovatelnyy portal TGU. - Available at: http://edu. tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media66898/101_xakimov.pdf. [in Russian]

24. Shamionov R.M. On the problem of ethnic socialization // Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. - 2009. - No. 3. P. 66-76. [in Russian]

25. Shamionov R.M. Socialization of personality: system diachronic approach // Psikhologicheskie issledovaniya: elektyronnyy nauchnyy zhurnal. - 2013. - Vol. 6. -No. 27. P. 8. [in Russian]

26. Yakushina G.V. To the problem of ethnocultural socialization of young students in the process of creative articstic activities. Kultura, nauka i iskusstvo - sovremennyye vektory razvitiya vuza kultury. - 2018. P. 166-169. [in Russian]

27. Yanitskiy M.S., Avilov G.M. Traditional role play as a tool of ethnic socialization // Sotsialnyye i gumanitarnyye nauki na Dalnem Vostoke. - 2008. - No. 4(20). P. 27-30. [in Russian]

About the authors:

Pavlichenko Anatoliy Anatolyevich, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk, State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), [email protected]

Litvak Rimma Alekseevna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk, State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, [email protected]

Bolodurina Elina Anatolyevna, Professor, Department of Variety Orchestra Art, State Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, mpf@chgaki

Kardapoltseva Valentina Nikolaevna, Head, Department of Artistic Design and Creativity Theory, Ural State Mining University (Ekaterinburg, Russia), [email protected]

For citation: Pavlichenko A.A., Litvak R.A., Bolodurina E.A., Kardapoltseva V.N. The problem of ethno-cultural socialization of young people in theory and practice // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 36-45. | DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-36-45 |

о

<D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.