УДК 316
Р. А. Литвак, Г. Я. Гревцева
К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Уточняется понятие «гражданская социализация». Анализируются различные подходы к сущности данного понятия, определяются цели, задачи и функции гражданской социализации, выделяются составные части гражданской социализации. Отмечается важная роль различных видов социально-культурной деятельности, в результате которой вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия.
Ключевые слова: социализация, гражданская социализация, правовая социализация, социальные проекты, социальная проба, социальная практика
The article specifies the notion "civil socialization". It analyses various approaches to the essence of this notion, defines the aims, tasks and functions of civil socialization, it marks the components of civil socialization. The authors note the significant role of different kinds of socio-cultural activity, in the result of which necessary skills of social cooperation are being elaborated.
Keywords: socialization, civil socialization, legal socialization, social projects, social test, social practice
В концепции гражданского образования отмечается, что «существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация» [8, с. 39]. В современной педагогической науке в последние годы появилась определенная совокупность разработанных подходов к теории социализации детей и подростков.
По мнению А. Ф. Амирова, «социализация есть процесс формирования личности человека, его социальной позиции и мировоззрения на основе воздействия на человека всей системы обучения и воспитания, включая средства массовой информации, семью, трудовые объединения школьников» [2, с. 27]. В энциклопедическом словаре социализация (от лат. 8оааИ8 -'общественный') - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование [12, с. 1242]. Следовательно, социализация - это многогранный процесс, охватывающий все сферы жизнедеятельности личности.
Составными частями гражданской социализации являются правовая и политическая социализация. Эффективность процесса гражданской социализации зависит от социально-политических, экономических, культурных условий, их стабильности или изменений. Процессы реформирования, происходящие в России, по-иному высвечивают проблему гражданской социализации, имеющую свою специфику, без анализа и понимания которой невозможно рациональное и эффективное педагогическое руководство данным процессом.
Меняются ценностные ориентации молодежи. Растет престижность образования, усиливается интерес к науке, искусству, правовым знаниям. Многообразие форм собственности, общественно-политических организаций и движений, форм общественной активности граждан, плюрализм мнений - все это актуализирует
проблему гражданской социализации, требует активизации деятельности по социализации молодежи, воспитания гражданских качеств.
Обращаясь к понятию гражданская социализация, С. И. Сергейчик подчеркивает, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [11]. Гражданская социализация - форма включения в социально-экономические, политические процессы общества, средство самореализации и самоактуализации.
Гражданская социализация - это процесс становления личности как гражданина и субъекта права, освоение человеком правовой и политической культуры, предполагающей включение в систему правовых отношений. Важным элементом вхождения детей и подростков в систему правовой культуры является самостоятельное моделирование ими правового пространства, в котором они приобретают опыт социального взаимодействия и ценностные ориентации.
Итак, социализация включает два наиболее важных процесса: интеграцию человека в общество и самореализацию личности в условиях социума, результатом чего становится ее саморазвитие. Саморазвитие не считается социализацией, хотя может составлять основу развития личности. Исходя из этого, гражданская социализация - процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладения социальными ролями, позволяющий ему осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества.
Задачи гражданской социализации: установить такие взаимоотношения личности с обществом, при которых «личность выступает источником общественного развития, а общество - гарантом сохранения и развития в человеке собственной индивидуальности, самобытности, нетипичности» [11, с. 11].
155
«Функции социализации обеспечивают усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, что может стать характеристикой и свидетельством безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Продуктами социализации выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание и ценностно-смысловое ядро мировоззрения» [3, с. 226].
Огромную роль в правовой социализации призваны сыграть обществоведческие дисциплины. Они заставляют ребенка задуматься о своем месте в обществе, о роли общества в жизни человека. Как указывает Е. А. Певцова, правовая социализация содействует самостоятельному освоению несовершеннолетними в процессе развития окружающей ее правовой действительности, ценностей и норм. При этом она справедливо отмечает, что успех в правовой социализации во многом определяется достигнутым уровнем правового развития самого общества, его правовой культуры, в том числе степенью развитости правового воспитания и обучения [9]. В этом плане неоценимую помощь правовой социализации оказывают факультативные курсы «Введение в современные социальные проблемы», «Права человека» и др. Они создают обнадеживающие предпосылки для усиления роли образовательного учреждения как фактора гражданской социализации.
Наряду с правовой социализацией следует углублять и политическую социализацию подрастающего поколения, так как отчетливо проявляется отчуждение детей и подростков от государства, неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. По данным Института молодежи, лишь 5 % учащихся интересуются политикой [1]. Поэтому решение задач формирования у школьников демократических ценностей, мотивации к проявлению политической активности и толерантности в решении политических проблем, политической культуры личности имеет большое значение.
Гражданская социализация молодежи предполагает также целенаправленное патриотическое воспитание. Определенные позитивные результаты приносят специальные меры государства, что подтверждается реализацией Федеральной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2001-2005 гг.».
Государственные символы оказывают особенное влияние на эмоции, связанные с гражданским самосознанием, патриотическими взглядами в педагогически организованных ситуациях. Государственная символика применяется в целях изучения важных социально-политических проблем, содействует становлению гражданской позиции школьника, воздействуя на сознание и поведение.
По мнению В. Н. Сороки-Росинского, «задача в политическом воспитании детей сводится к тому, чтобы не только давать знания, но еще и воспитывать, и
притом так, как если бы каждый первоклассник предназначался к занятию государственных должностей» [13, с. 160-165]. П. Ф. Каптерев признает право каждого человека на свой политический выбор, который гражданин должен осуществлять в зрелом возрасте, поэтому заботой образовательных учреждений становится формирование личности гражданина, чувства ответственности за происходящее в обществе на основе демонстрации ценностей гражданской культуры [4].
Создание правового государства, укрепление основ государственной и общественной жизни зависят от политической и правовой культуры учащихся (в сфере избирательного права и избирательного процесса) как будущих избирателей. Гражданская социализация учащейся молодежи - процесс, который осуществляется не только в специально организованной среде, но и за ее пределами. Справедливо мнение О. Коршуновой о том, что педагоги должны организовать такую социальную деятельность молодежи, которая сохраняет сущностные характеристики политической, но ограждает ее до поры до времени от прямого участия во властных отношениях [5, с. 165]. Учащиеся осознают необходимость создания школьного самоуправления, понимают, что участие в нем позволит: обеспечить реализацию права на свободу мнений, свободу слова, равноправие, самоутверждение; развивать чувство ответственности за себя, коллектив, школу; изменить уклад жизни школы и взаимоотношения между учащимися и педагогами для создания духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания; организовывать свой досуг. В основе технологии выборов органов школьного самоуправления - поэтапное прохождение кандидатами лестницы социальной деятельности от социальной пробы через социальную практику к социальному проекту (за основу взята идея коллектива педагогов МОУ СОШ № 24 г. Брянска).
Социальная проба: биография кандидата школьной республики; интервью с кандидатом; рейтинг кандидатов; модель школьной республики; портрет кандидата; политическая мозаика; мой вопрос кандидату; письмо избирателя кандидату; наказ кандидату. К социальной пробе также можно отнести: социологический опрос «Мой идеал президента»; телефонные опросы; построение имиджа кандидата; самоанкета «Я и выборы», «Я - будущий избиратель»; рекламный ролик; политическая реклама; листовки для избирателей; памятка избирателю.
Социальная практика: заседание детской избирательной комиссии; день в избиркоме; делаем газету; школа лидера; сайт кандидата; встреча с доверенным лицом; встреча кандидата с избирателями; шоу-дискотека «Я голосую за...»; конкурс «Будущий лидер».
Социальные проекты: предвыборная программа; «чистые» выборы в классе; школьное самоуправление
156
и выборы; школа молодого лидера; азбука избирателя; модель школьного самоуправления; голосование и Интернет. Развитию творчества и самостоятельности способствуют проекты: самоучитель для избирателя; дети выбирают имя и будущее; мой голос и будущее страны; впиши свой голос в будущее России; будущие президенты, мэры, губернаторы; кодекс чести депутата; человек года в моей школе.
Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное ощущение эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, других. А что же думают об игре сами ученики? На вопрос «Зачем нужна игра "Выборы президента ученического самоуправления"?» почти все ответили, что она помогает приобщиться к реалиям жизни в условиях рыночной экономики. Игра нужна, чтобы на практике применить знания, полученные на уроках экономики, права, почувствовать себя избирателем, предпринимателем, перенестись в реальную среду. Что же касается самоуправления в школе, очень многие опрошенные ответили, что их права не ущемляются. Однако среди некоторых учащихся бытует такое мнение, что члены ученического самоуправления выбираются не по заслугам или способностям, а из личных симпатий или «по связям»; высказывается недовольство тем, что они не всегда выполняют свои функции. Большинство, напротив, оценивают положительно деятельность органов ученического самоуправления. Разногласия по этому вопросу - сигнал к тому, что нужно активизировать деятельность органов ученического самоуправления, знакомить с проделанной работой учащихся школы.
Реализация системы гражданского воспитания способствует процессу социализации учащихся через социальную пробу, социальную практику, адекватную их возрастным особенностям и личному опыту, направленную на воспитание личности. Практические навыки гражданского участия в общественной жизни учащиеся приобретают в ходе работы над социально значимыми проектами, цель которых оказать реальную помощь окружающим людям, местному сообществу. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью. Школьники осваивают правила жизни гражданского общества, способы и формы взаимодействия с представителями власти, со
средствами массовой информации, со сверстниками, родителями, вовлекаются в коллективную деятельность, накапливают личный опыт решения общественных проблем. Участие в подготовке и реализации социально значимых проектов содействует формированию лидерских качеств, гражданской честности, патриотической обеспокоенности, ответственности, самостоятельности. «Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей» [7, с. 41].
Важной стороной гражданского воспитания в таком политэтническом государстве, как Россия, является воспитание культуры межнационального общения. И. В. Суколенов в своем исследовании обращает внимание на следующие закономерности, влияющие на процесс воспитания культуры межнационального общения: 1) при формировании гражданской заинтересованности ученика следует учитывать его национальную принадлежность, национальные культурные запросы и интересы; 2) формировать у учащихся умения и навыки преодоления личностно-психологических барьеров в общении; 3) способствовать развитию у школьников глубокого уважения к таким ценностям, как торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности, духовность, патриотизм, милосердие и т. д.; 4) вырабатывать у учащихся умения обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, предупреждать ситуации, порождающие напряженность между людьми разных национальностей [10, с. 34].
У многих подростков сужены возможности накопления навыков общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками. Большую часть времени они проводят за компьютером, у экранов телевизора, поэтому происходит отстранение ребенка от общества сверстников. В связи с этим особую остроту приобретает проблема формирования у детей навыков социального взаимодействия. Воспитание культуры межнационального общения должно осуществляться на основе приоритета культурологического подхода.
Развитие позитивной я-концепции является важнейшим условием реализации возможностей личности. Только в сотрудничестве, во взаимодействии достигается успех, который в свою очередь создает атмосферу взаимоуважения, доверия в коллективе, рождает чувство защищенности в каждом.
Ориентация школы на демократические идеалы требует значительной психологической перестройки учителей. Необходим коллектив единомышленников для создания демократической школьной жизни, условий для гражданской социализации школьников. Важным для становления и развития демократичных отношений является организационное устройство школы, ее философия и культура. Гражданское воспитание, несомненно, должно содействовать социализации человека в России третьего тысячелетия.
157
1. Аргументы и факты. - 1999. - № 23.- С. 41.
2. Амиров, А. Ф. Теория и практика допрофессиональной трудовой социализации старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук / А. Ф. Амиров. - Уфа, 2001. - 362 с.
3. Гаязов, А. С. Образование и образованность гражданина в современном мире / А. С. Гаязов. - М.: Наука, 2003. - 256 с.
4. Каптерев, П. Ф. Педагогика и политика / П. Ф. Каптерев // Свободная мысль. - 1992. - № 8.
5. Козлова, Е. В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства: автореф. ... канд. пед. наук / Е. В. Козлова. - М., 1998. - 16 с.
6. Коршунова, О. Об участии педагогов в политической социализации школьников / О. Коршунова // Нар. образование. -2003. - № 2. - С. 160-165.
7. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе / Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькин, Л. Ф. Иванова и др. // История и обществознание в школе. - 2003. - № 9. - С. 20-29.
8. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ: письмо Министерства образования РФ от 15 янв. 2003 г. № 13-51-08/13 // Вестн. образования. - 2003. - № 7. - С. 39.
9. Певцова, Е. А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся: моногр. / Е. А. Певцова. - М.: АПКиППРО, 2006. - 356 с.
10. Суколенов, И. В. Теория и практика гражданского образования (историко-педагогические аспекты): автореф. ... д-ра пед. наук / И. В. Суколенов. - М., 2001. - 42 с.
11. Сергейчик, С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи / С. И. Сергейчик // Социс: Социол. исслед. -2002. - № 5. - С. 107-111.
12. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Совет. энцикл., 1983. - 1599 с.
13. Сорока-Росинский, В. Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения / В. Н. Сорока-Росинский; сост. А. Т. Губко. - М.: Педагогика, 1991.
Сдано 17.02.2012
158