венной соотнесенности произведений; выявление набора «устойчивых схем и образов», мифологем, универсалий, архетипов, концептов как оснований традиционности и новаций; продуманная организация литературного материала с учетом необходимости развития речи учащихся; использование разнообразных форм учебной деятельности (урок-путешествие, урок-диалог, интегрированный урок, урок-презентация, урок-проект, элективные курсы, внеклассная и внешкольная работа).
Литература
1. Агеев В.С., Толмасова А.К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания: хрестоматия. - Самара, 2000. - С. 626-629.
2. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников. -СПб.: Просвещение, 2007. - C.12.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой деятельности. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2003. - C. 9.
5. Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в системе образования. - М.: Перспектива, 2011. - 32 с.
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 160 с.
Кольчикова Наталья Лаврентьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. E-mail: pollik21@mail.ru
Kolchikova Natalia Lavrentyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of literature, N.F. Katanov Khakass State University. E-mail: pollik21@mail.ru
УДК 373.3.016
© А.С. Корытова
Интерактивные формы развития социального творчества старшеклассников в процессе политической социализации
Статья посвящена проблеме развития социального творчества старшеклассников. Представлен опыт использования интерактивных форм оптимизации данного качества личности в процессе их политической социализации
Ключевые слова: социальное творчество, политическая социализация.
© A.S. Korytova
Interactive forms of the development of social creativity of high school students in the process of political socialization
This article is devoted to the problem of the development of social creativity in high school students. The experience of the use of interactive forms for optimization of this personality feature in the process of political socialization has been presented.
Keywords: social creativity, political socialization.
Динамичное развитие современного общества может обеспечить активная созидающая личность. Период становления демократии и правового государства обусловливает потребность в таких человеческих качествах, как социальная активность, политико-правовая грамотность, активная гражданская позиция и социальное творчество. Механизмом, обеспечивающим поступательное развитие современного общества, наряду с перечисленными качествами является, по нашему мнению, социальное
творчество. Под социальным творчеством мы понимаем особую характеристику человеческой деятельности, которая направлена как на преобразование социальной среды, так и на самого субъекта деятельности в процессе его социализации.
Обобщая основные существующие подходы к определению понятия «социальное творчество», можно сделать вывод о том, что творчество - это всегда создание чего-либо нового, а социальное, соответственно, должно происходить в
области общественных отношений. В настоящей статье мы рассмотрим формирование этого качества личности у старшеклассников в процессе их политической социализации, какие интерактивные формы являются наиболее эффективными, исходя из нашей практики работы.
По мнению большинства исследователей, именно период обучения в школе является наиболее благоприятным для формирования социально творческой личности, так как это период становления собственных мировоззренческих ценностей, жизненной позиции, своего собственного «Я». Вне общества процесс социализации подростка довольно трудно представить, стало быть проявление своих возможностей реально лишь в социальной среде.
Одной из методик развития социального творчества является разработанная И.П. Ивановым система коллективных творческих дел. Согласно этому подходу, который, безусловно, опирается на более ранние разработки в этой области, развитие личности происходит по следующим направлениям:
• познавательно-мировоззренческое (накапливаются знания, формируются политические взгляды, убеждения, идеалы);
• эмоционально-волевое (влияет на высокие гражданские чувства, стремления, интересы, потребности);
• действенное (появляются общественно необходимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Ученым были выделены соответствующие вышеперечисленным сторонам развития личности методы товарищеской воспитательной заботы:
• метод убеждения (познавательно-мировоззренческая);
• метод побуждения (эмоционально-волевая);
• метод приучения (действенная).
Данный подход к развитию социальной активности и социального творчества является одним из классических, поэтому мы его применили и в нашей опытно-экспериментальной работе.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем развитие социального творчества старшеклассников в процессе политической социализации. Многие исследователи, ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что современная личность должна быть грамотна и активна в политико-правовой сфере.
Понятие «политическая социализация» возникло по аналогии с понятием «социализа-
ция». Впервые оно было введено американским социологом Ф. Гиддингсом и французскими социо-психологами в конце XIX в. Они понимали под социализацией процесс развития социальной природы человека. В современной научной литературе понятие «социализация» широко используется для описания процесса формирования личности под воздействием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному.
Содержательное определение в области социального развития молодежи мы находим у А.В. Мудрика, который трактует социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества» [5]. Такая трактовка процесса социализации представляется нам наиболее полной.
Также два аспекта этого понятия выделяются известным в этой области ученым Н.А. Головиным, который указывает то, что она есть сторона, «эпифеномен, общей социализации, обеспечивает включение граждан в господствующую политическую систему посредством включения во всю общественную структуру» [3].
В широком смысле этого понятия политическая социализация означает политически релевантный аспект общей социализации, который возникает вследствие того, что между всеми подсистемами общества существуют определенные связи и отношения. «Она выражается, прежде всего, в политической идентичности и либо в принципиальной конформности системе, либо в критическом отношении к ней» [3].
В более узком значении Н.А. Головин характеризует политическую социализацию как детали включения граждан в господствующую политическую систему в ходе интеграции в общественную структуру и взаимосвязи между этими деталями.
Для оптимизации процесса социализации, в том числе и политической, необходимо учитывать следующие, внутренние компоненты ее технологии:
• мотивационный;
• содержательный;
• методический;
• диагностический.
Применительно к нашему предмету исследования, а именно - развитию социального творчества учащейся молодежи в процессе ее политической социализации, следует учесть некоторые особенности во всех вышеперечисленных компонентах технологии социализации.
Так как специфика социализации старшеклассников обусловлена особенностями юношеского возраста, то и присутствие всех вышеперечисленных компонентов должно обеспечиваться в ходе реализации образовательного процесса.
Содержательный компонент технологии политической социализации включает в себя те мероприятия, которые призваны в наиболее эффективной форме осуществлять поставленные цели (специализированные курсы, образовательные программы и т.д.).
Методический компонент технологии политической социализации в ходе нашего эксперимента представлен комплексом, включающим преимущественно интерактивные методы обучения.
Деятельностный компонент социального творчества старшеклассников в процессе их политической социализации был оптимизирован посредством игрового характера взаимодействия участников образовательно -воспитательного процесса, использованию аналогий между содержанием занятий и жизненным опытом участников, а также широкому использованию средств визуальной и пластической экспрессии. Данные условия были нами соблюдены во всех технологиях при работе со старшеклассниками.
Так, для старшеклассников была разработана и проведена организационно-деятельностная игра «Кто в школе хозяин?», к ходе которой было предложено оценить работу всех органов школьного самоуправления, какие существуют на данный момент в их учебном заведении. В ходе данного анализа необходимо было использовать стикеры трех цветов: красный (плохая работа), желтый (средний уровень эффективности) и зеленый (полностью удовлетворены работой школьного самоуправления (ШСУ)). Учащиеся были разделены на группы по 3-5 человек, в каждой из которых должны были решить, каким цветом отметить то или иное структурное подразделение ШСУ, причем на стикере необходимо было написать объяснение своего выбора. Выявление школьных проблем, как выяснилось, процесс сложный, трудоемкий, и поэтому технология проведения организационно-деятельностной игры должна была содействовать тому,
чтобы школьники четко смогли себе представить и разграничить те проблемы, решение которых от них не зависит по объективным причинам, а также проблемы, которые в состоянии решить они сами. Поэтому школьные проблемы нами были разделены на те, что касаются условий обучения, и те, которые относятся к сфере взаимоотношений, дисциплины и т.д.
Ученикам было предложено обратить свое внимание именно на отрицательные стороны, касающиеся организации учебно-воспитательного процесса. Данное задание воздействует на эмоционально-ценностный компонент социального творчества личности, так как обсуждение и наглядное выражение его результатов призвано побудить школьников к совместному решению существующих проблем, вследствие появления потребностей в этом, хотя механизмы действий еще не определены.
Для того чтобы наметить с участниками игры пути решения вышеперечисленных проблем, необходимо совместно определить механизмы взаимодействия учеников школы между собой и с преподавательским коллективом для более эффективной и конструктивной работы, учебы, отдыха и т.д. Такой механизм уже существует -это система школьного самоуправления, которая как раз и призвана обеспечить развитие третьего компонента социального творчества личности -деятельностного. Далее, на третьем этапе организационно-деятельностной игры «Кто в школе хозяин?», нами было предложено распределить стикеры с недостатками, выделенными учениками в организации учебно-воспитательного процесса, среди органов школьного самоуправления. В результате ученики наглядно продемонстрировали возможности в управлении, а также решении определенного перечня существующих проблем.
Четвертый этап игры был призван побудить участников самим определить наиболее важные компоненты «идеальной» школы. Появившаяся мотивация что-то реально исправить должна была найти свое выражение в совместном принятии «Конституции» школы. Для этого группам было дано еще одно задание: определить по пять основных, самых насущных, законов школьного самоуправления. И вновь по принципу наиболее повторяющихся стикеров был составлен своеобразный рейтинг законов, которые и вошли в проект школьной конституции.
Таким образом, поэтапная работа, которая в конечном итоге должна была воздействовать на формирование ценностей, отвечающих требованиям эффективной и конструктивной организа-
ции учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях, достигла своей изначальной цели.
Нужно отметить, что все задания игры были направлены на выстраивание логики рассуждений. Последнее задание стало для участников эксперимента наиболее затруднительным. Причиной этого стал сам характер задания, так как предыдущие отличались лишь тем, что необходимо было выявить недостатки существующей в школе обстановки, а когда дело дошло до конструктивных предложений и даже в какой-то мере законотворчества, то, безусловно, возникли затруднения, и было затрачено больше отведенного на его выполнение времени.
Таким образом, проведенная игра наглядно показала, что человек только тогда принимает на себя ответственность и проявляет инициативу, когда чувствует себя субъектом деятельности, творцом, участвует в принятии решений. Кроме того, важно отметить, что именно деятельность педагога, классного руководителя должна стимулировать активность, самостоятельность, творчество в принятии решений самими учащимися, которые, естественно, не должны ощущать себя объектами управляющего воздействия.
Другая обучающая программа была разработана и использована для студентов средних специальных учебных заведений. Программа включала в себя разнообразный набор мероприятий, основной целью которых стало повышение уровня политико-правовой грамотности молодежи, воздействие на эмоционально -волевые качества и побуждение к активному участию в политической жизни своего города, республики и страны в целом. Для реализации образовательной программы было создано студенческое волонтерское движение «Молодежный потенциал» по принципу работы -«равный обучает равного». Тьюторскую помощь движению оказали преподаватели кафедры политологии и социологии БГУ, а актив составили студенты отделения политологии исторического факультета БГУ.
Для воздействия на когнитивную компоненту социального творчества личности (то есть для повышения политико-правовой грамотности среди студентов средних специальных учебных заведений) была разработана специальная лекция на тему «Избирательное право». Для повышения познавательного интереса к данному занятию лекция проходила с мультимедиа сопровождением, включающим схемы, таблицы, фотографии известных политиков, а также вы-
держки из законодательства по избирательному праву.
Следующий этап образовательной программы заключался в организации и проведении интерактивного семинара, который позволил продемонстрировать степень усвоения изученного в ходе предыдущей лекции материала.
Для этого были разработаны различные варианты проблемных задач, содержащих ситуации, происходящие во время предвыборной кампании и непосредственно в день выборов. Интерактивный семинар предполагал разрешение проблемных задач по группам. Еще одним элементом задания являлось представление правильного варианта ответа в театрализованной форме. Этот этап обучающей программы вызвал наибольший интерес у участников нашего исследования.
Результатом использования проблемных задач на тему избирательного права и выборов во время проведения интерактивного семинара стало вовлечение студентов-слушателей курса в активное обсуждение серьезных проблем в неформальной форме. Это, безусловно, способствовало повышению интереса к данной теме, а также закреплению полученных знаний на практике.
Также участниками волонтерской группы был создан видеоролик, посвященный незаконным, так называемым «черным», избирательным технологиям, которые все чаще используются на выборах. Демонстрация фильма с его последующим обсуждением были призваны воздействовать именно на эмоционально-ценностную компоненту социального творчества личности участников проекта. После наглядного подтверждения того, что с помощью силы или денег возможно прийти к власти, и что от адекватной реакции молодежи на подобного рода действия зависит дальнейшая жизнь в нашем обществе, в аудиториях разворачивались серьезные дискуссии. В ходе совместного обсуждения нами были намечены решения по формированию деятельностного компонента и механизмов противодействия проявлениям незаконного влияния на людей, особенно на молодежь.
Заключительным мероприятием образовательной программы «Молодежный потенциал» стало проведение тематической командной игры «Выбирать и быть избранным». Игра преследовала цель обобщить полученные в ходе реализации проекта знания, продолжить воздействие на эмоциональное состояние участников исследования, их ценности, идеалы, а также создать условия для проявления актив-
ности, инициативности, ответственности за происходящие в жизни общества изменения. Игра включала соревнования команд по заданным конкурсам, среди которых была викторина «Проверь себя», индивидуальное задание «Если б я был депутатом», конкурс «Все на выборы!», а также конкурсы для болельщиков. Проведенная работа позволяет сделать вывод о необходимости проведения подобного рода мероприятий. Использование активных педагогических технологий по вовлечению в процесс политической социализации учащейся молодежи, а также применение принципа «равный обучает равного» способствуют изменению сознания молодежи и влияют на повышение политической активности.
Наша опытно-экспериментальная работа включала в себя целый комплекс мероприятий и технологий, среди которых хотелось бы выделить обучающие тренинги и семинары на Фестивале молодого избирателя: «Школа оратора», «Школа молодого автора», «Школа организации избирательной кампании с привлечением молодежи»; «Школа современных избирательных технологий»; работу секции «Обществознание» в летнем лагере для старшеклассников «Школа юного исследователя»; участие в работе Клуба политологов, Школы молодого политолога. Данная форма работы способствует накоплению опыта общественно-политической жизни молодежи.
С целью изучения уровней социального творчества старшеклассников в процессе их политической социализации мы провели соответствующую диагностику, в которой были применены такие методы психолого-педагогического исследования, как анкетирование, тестирование, беседы.
Необходимо отметить, что ранжирование сфер общественной жизни для старшеклассников продемонстрировало преимущественное значение духовной сферы (42%), на втором месте - экономическая (35,8%) и социальная сфера (35,4%), и некоторые из опрошенных указали, что политика находится для них на последнем месте (9,1%). Полученные данные в полной мере соответствуют возрасту наших испытуемых. В данный период жизни они далеки от политических процессов. Но мероприятия проведенные в рамках нашего исследования позволили изменить данную картину. Значимость политической сферы в жизни старшеклассников, участвовавших в опросе, выдвинулось на второе место (45,2%).
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что выявленная положительная динамика всех компонентов социального творчества свидетельствует о возможности воздействовать на оптимизацию процесса развития данного качества личности посредством инновационных педагогических подходов.
Литература
1. Белобородов Н.В. Ребятам мечту дарить. Опыт социального творчества. - М.: Щербинская типография, 2002. - 115 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.: ил. -285 с.
3. Головин Н.А. Теоретико-методологические основы исследования политической социализации. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
Корытова Анна Сергеевна, старший преподаватель кафедры политологии и социологии Бурятского госуни-верситета. Тел. (301-2)216447.
Korytova Anna Sergeevna, senior lecturer, department of political science and sociology, Buryat State University. Ph. (301-2)216447.