закономерностях и формах общественных процессов. В этом смысле объектом или предметом общей теории социологии являются общие закономерности возникновения и развития основных этапов человеческой цивилизации.
Литература
1. Бромлей Н. Я. Цивилизация в системе общественных структур. Кн. Цивилизации. Вып. 2. Под ред. М. А. Барга. М., 1993. 235 с.
2. Ерасов Б. С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 556 с.
3. Райснер Л. И. Цивилизация и способ общения. М., 1993. 308 с.
4. РуссоЖ.-Ж. Избранное. М., 1996. 489 с.
5. Семенов Ю. И. Введение во всемирную историю. Вып. III. История цивилизованного общества (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.). Учебное пособие / МФТИ. М., 2001. 202 с.
6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Жаркова Е. Д. М. Рольф, 2001. 655 с.
7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. 318 с.
8. Философская энциклопедия, 1962. Т. 2. 504 с.
9. Шпенглер О. Ш. Закат Европы. Пер. с нем. Под ред. Франковского А. А. М., 1992. 596 с.
10. Яковец Ю. В. Истории цивилизации. М., 1995. 461 с.
Student's selfgovernment as a form of political socialization of youth Naumova M.1, Fardzinova Z.2 Ученическое самоуправление как форма политической социализации
молодежи Наумова М. С.1, Фардзинова З. А.2
'Наумова Марина Сергеевна /Naumova Marina — студент;
2Фардзинова Зарина Арсеновна / Fardzinova Zarina — старший преподаватель, кафедра государственного и муниципального управления и права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. Самоуправление школьников мы рассматриваем как необходимый компонент содержания современного воспитания личности и как форму политической социализации молодежи.
Abstract: local government in the school is in a state of continuous development, which is associated with the changes taking place in society and at school. Municipality students we see as a necessary component of the content of modern education of the individual, and as a form of political socialization of youth.
Ключевые слова: социализация, молодежь, самоуправление, политика, школьник. Keywords: socialization, youth, government, politics, student.
Особым социальным институтом, решающим задачи социализации молодежи через вовлечение обучающихся в систему управления и общественного контроля, является ученическое самоуправление. Как способ организации жизнедеятельности коллектива оно способствует развитию их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. По своей сути, ученическое самоуправление моделирует местное самоуправление, является начальной ступенью и в перспективе нацелено на включение граждан в управление делами города и государства. Вовлечение молодежи в процессы самоуправления носит двухсторонний характер: молодежь принимает социальные нормы, становится субъектом социальной деятельности, и при этом, реализуя свой потенциал, сама обновляет общество. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность
влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятия и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворять актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации [1].
Участвуя в ученическом самоуправлении, ребенок получает компетенции, навыки, основы правовой грамотности, понимание гражданской активности, другими словами, происходит процесс социализации личности ребенка. Как же на практике добиться реализации поставленных задач? В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными государственными образовательными стандартами, «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы» развитию ученического самоуправления придается огромное значение, как ведущему механизму социализации и развития компетенций самоопределения личности, также ученическое самоуправление дает детям, педагогам и родителям право участвовать в управлении и соуправлении образовательным процессом [2]. Необходимо создать как в образовательном учреждении, так и в воспитательном пространстве города такую среду, находясь в которой ученик через собственный опыт, через усвоение системы социальных связей и отношений, мог бы приобрести вышеперечисленные качества, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Оптимальной средой для этого является школьное ученическое самоуправление, так как школа должна обучать не только наукам, но и научить учащихся быть самостоятельными, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права [3]. А путем выстраивания органов ученического самоуправления, в школах развивается не только взаимодействие между учениками, преподавателями и дирекцией, но и повышается правовая грамотность школьников и их общая эрудиция.
Школьное ученическое самоуправление дает возможность самим учащимся организовывать и планировать свою деятельность, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Участие в работе ученического самоуправления помогает развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в школе, а значит, и к происходящему в городе. Ученическое самоуправление развивается в классных коллективах с 5-го по 11-й классы. Органы самоуправления избираются в каждую микрогруппу, под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. У всех членов классных органов самоуправления есть свои обязанности, например, проведение культурно-массовых мероприятий, участие учащихся в различных спортивных соревнованиях или проведение дежурства по классу и школе. Каждый класс выбирает своего лидера, который представляет интересы всего коллектива на педсоветах при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию учащихся. Педагоги, в свою очередь, должны помогать учащимся в организации обучения и воспитания, в формировании приоритетных ценностей коллектива. Правильная организация школьного ученического самоуправления способствует самореализации, становлению и развитию личности школьников, успешному овладению знаниями, профессионально значимыми качествами, помогает в нахождении места в обществе, формировании активной жизненной позиции. Формат построения ученического самоуправления в разных образовательных учреждениях может разниться в зависимости от документов, по которым они работают, учащиеся должны иметь возможность реализовать свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации.
С целью развития и популяризации деятельности ученического самоуправления в образовательных учреждениях России проводится множество различных конкурсов и форумов. На площадке Владивостокского государственного университета экономики и сервиса с 20 по 22 октября 2015 года проходил первый в России форум молодежного самоуправления. Участие в нем принимали более 200 участников от 9 до 30 лет. В рамках площадки «Ученическое самоуправление» школьники узнали об особенностях создания и функционирования ученических объединений, ознакомились с нормативно-правовой стороной их деятельности. Вниманию школьников также была представлена презентация модели ученического самоуправления от Владивостокской школы № 28 — финалиста всероссийского конкурса моделей Ученического самоуправления 2015 года. Также по инициативе МКУ «Молодежный ресурсный центр» и при поддержке администрации Владивостока создан новый орган ученического самоуправления — совет старшеклассников. Главной задачей совета старшеклассников Владивостока является вовлечение учащихся школ в общественную жизнь города, а также помощь в развитии инициатив подростков.
Изучением данной темы занимались многие авторы и педагоги. Большинство авторов пришли к выводу, что организация ученического самоуправления обеспечивает развитие
самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. В своей статье Старицкая С. Ф. говорит «Самоорганизация как основа самоуправления дает школьникам возможность органично войти в систему гражданских отношений в обществе, выработать навыки социального взаимодействия, закрепить умение брать на себя обязательства и выполнять их, подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными» [4]. Радомысльская Е. А [5], проведя анализ опыта работы разнообразных моделей ученического самоуправления, делает вывод, что при правильной организации орган ученического самоуправления является эффективным фактором социализации учащихся.
Развитие ученического самоуправления в системе образования позволяет молодым людям реализовать свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни. Ученическое самоуправление - это необходимый компонент содержания современного воспитания личности. Создание органов ученического самоуправления в образовательных учреждениях позволит воспитывать политически грамотное и активное население. Необходимо подчеркнуть следующее: чем больше молодые люди вовлечены в процесс выбора, подготовки и организации социально значимой деятельности, тем богаче и разнообразнее будет обретенный ими опыт, и тем большему они научатся. Именно эта позиция учитывается при организации работы по развитию ученического самоуправления как значимого фактора политической социализации молодежи на муниципальном уровне.
Школьное самоуправление может реализоваться в самых различных конкретных формах, жизненность которых зависит от особенностей окружающей обстановки. Но всюду предпосылкой школьного самоуправления является широко развитая общественная жизнь учащихся, осуществляемая в добровольных союзах, организациях, предприятиях школьной молодежи. Юность имеет свои собственные интересы, свои задачи, наличие и значение которых школа должна признать и использовать в образовательных целях. Содействовать этому «движению молодежи» составляет первую и прямую задачу школы, гораздо более важную, чем введение радикального демократического «самоуправления», так как и последнее будет жизненным только тогда, когда будет основываться на первом. В этом глубокая правда идеи «культуры юности» Винекена - школа должна стать действительно средоточием жизни, а не оставаться только местом механической к ней подготовки. В этом также завидная особенность американской, а отчасти и английской школы, являющейся, «домом молодежи», местом, в котором получают свое удовлетворение ее собственные интересы, запросы и мечты. Эта неофициальная, внепрограммная сторона школы должна быть, наконец, официально признана как одна из самых существенных ее сторон [9].
Литература
1. Акмалова А. А. Политология: учебное пособие: по дисциплине «Политология» для студентов высших учебных заведений / М-во образования и науки Российской Федерации, Северный (Арктический) федеральный ун-т. [Акмалова А. А. и др.]. Под ред. В. М. Капицына, В. К. Мокшина, С. Г. Новгородцева. Москва: Дашков и К, 2012. 259 с.
2. Федеральный закон «Об образовании». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29 ФЗ_Об_образовании_в_Российс кой_Федерации^£/ (дата обращения: 05.10.2016).
3. Ачкасов В. А. Сравнительная политология: Учебник / В. А. Ачкасов. М.: Аспект Пресс, 2011. 400 с.
4. Старицкая С. Ф. Ученическое самоуправление. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleшnka.ru/artide/n/uchemcheskoe-samoupravleme-1/ (дата обращения: 05.10.2016).
5. Радомысльская Е. А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских учреждениях через призму истории // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. № 24. С. 752-755.
6. Кузнецов В. В. Местное самоуправление в системе государственного управления: учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 127 с.
7. О состояниях и путях дальнейшего развития массового спорта и подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: учебно-методическое пособие Комитета по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации. М.: Статус, 2013. 65 с.
8. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: учебно-методическое пособие / под общей ред. Е. В. Тишина. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2011. 259 с.
9. Опалихин В. М. Развитие ученического самоуправления в школе: (Актуальные проблемы). М.: Знание, 2014. 39 с.
Additional education as a way of preventing of the negative deviation
Maltseva A.
Дополнительное образование как способ профилактики негативной
девиации Мальцева А. А.
Мальцева Анастасия Андреевна /Maltseva Anastasia — магистрант, кафедра общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье рассматривается девиантное поведение среди несовершеннолетних, его тенденции, причины формирования и способы профилактики. Особое внимание уделяется рассмотрению дополнительного образования как меры профилактического воздействия, влиянию деятельности учреждений дополнительного образования на ценностные ориентации молодежи.
Abstract: the article deals with deviant behavior of young people, trends, causes offormation and methods of prevention. Particular attention is paid to the additional education as a way of preventing the negative deviation. The effect of the activities of institutions of additional education on the values of life of young people.
Ключевые слова: дополнительное образование, правонарушение, девиантное поведение, учреждения дополнительного образования, профилактика, ценностные ориентации. Keywords: additional education, juvenile offenders, deviant behavior, institutions of additional education, prevention, values.
Старший подростковый или ранний юношеский возраст - это определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Он представляет собой один из важных этапов становления личности. Молодой человек в этот период задумывается о своем месте в этом мире; под воздействием окружающей действительности и личностных интересов формируются его жизненные ценности. Подросток становится частью новой системы отношений и, вследствие этого, претерпевает изменения и его смысловая сфера, что, в лучшем случае, может способствовать успешному освоению им норм и ценностей современного общества, а в худшем - может негативно сказаться на его самооценке и поведении.
В настоящее время происходят масштабные социально-экономические и политические изменения в обществе, в связи с чем особенно трудно приходится молодым людям с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Сегодня уровень правонарушений среди несовершеннолетних остается довольно высоким и вызывает серьезную обеспокоенность педагогов, социальных педагогов, органов обеспечения правопорядка:
- за 2015 г. в Тюменской области несовершеннолетними в возрасте от 14 до 17 лет было совершено 845 преступлений, что на 20,2% превышает показатели 2014 г. [1];
- преступные действия подростков становятся все более жестокими и изощренными, все чаще фиксируется их связь с алкоголизмом [2, с. 838];
- проявляется тенденция к совершению групповых преступлений, снижается возрастной порог преступности [2, с. 840];
- с января по июль 2016 года число несовершеннолетних, совершивших преступления в Тюменской области, уже составило 427 человек [1].
Из года в год причинами преступности среди несовершеннолетних становятся одни и те же социальные условия. Но далеко не последнее место в ряде причин свершения преступления подростком занимают его жизненные ориентиры и ценности, сформировавшиеся под влиянием тех или иных социальных условий и окружения.
Уже давно научно доказано, что на готовность подростка или юноши к восприятию социальных ценностей и положительных воздействий на него окружающей среды большое