#
САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR OF STUDENTS' SOCIALIZATION IN CHILDREN'S EXTRA-CURRICULUM EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Е. А. Радомысльская
В работе выявлены и обоснованы возможные эффективные пути формирования процесса самоуправления в учреждении дополнительного образования детей как фактора социализации обучающихся: активное включение школьников в социально-педагогическое проектирование; создание единой информационной среды, расширяющей возможности обучающихся эффективно взаимодействовать с социумом.
E. A. Radomyslskaya
The article examines and explains possible effective ways of forming the process of self-government in children's extra-curriculum educational institutions as a factor of students' socialization, namely: active involvement of students into social and pedagogical project work; developing unified information environment broadening students' opportunities to communicate effectively with the society.
Ключевые слова: социализация, самоуправление, социальное проектирование, информационная среда, учреждение дополнительного образования детей, деятельность, фактор социализации, воспитанник, обучающиеся.
Keywords: socialization, self-government, social project work, information environment, extra-curriculum educational institution, activities, socialization factor, students.
В последние десятилетия проблема социализации детей и молодежи, поиск образовательного пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения и непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях являются актуальными вопросами педагогической науки и практики.
Современная наука рассматривает социализацию как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, ответственность.
Система дополнительного образования детей является самостоятельной образовательной структурой общего образования и характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям ребенка и социума в целом. Учреждение дополнительного образования детей (УДОД) выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации школьника. Сущностным показателем данного типа образования являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека (А. К. Бруднов, Б. З. Вульфов, Л. С. Выготский, О. С. Газман, В. А. Караковский, А. В. Мудрик и др.). Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах процесса об-
1
щего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.
Являясь институтом социализации, учреждения дополнительного образования детей составляют разнообразное поле для выбора школьниками содержания деятельности. Большое значение для социализации школьников имеет осознание своей включенности в организацию жизни учреждения дополнительного образования детей. В связи с этим одним из факторов социализации является детское самоуправление.
Вопросы управления, самоуправления и соуправле-ния в разные периоды освещались Л. С. Поташником, В. И. Бочкаревым, А. С. Прутченковым, М. И. Рожковым, А. Н. Ту-бельским и др. Но многие аспекты проблемы социализации школьников в условиях самоуправления в учреждении дополнительного образования не получили должного научного обоснования и анализа.
Самоуправление, как особое пространство для самореализации школьников, возникает, когда в объединении есть сфера общих интересов, выделяется предмет совместной деятельности, определяются ее цели, организуется их реализация, проектируется комплекс совместных действий, проводится поэтапный их анализ, осуществляется коррекция социального поведения и деятельности.
Специфика самоуправления в учреждении дополнительного образования находится в прямой зависимости от социального заказа на самореализацию личности. Такой заказ самоуправление в учреждении дополнительного образования получает непосредственно от ребенка и родителей. В отличие от общеобразовательного учреждения, в дополнительном образовании участники само-
Ф
Таблица
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива в учреждении дополнительного образования детей
Этапы Характе^^^^^ ристика этапа Первый этап «Зарождение» Второй этап «Становление» Третий этап «Совершенствование»
Особенности объединения Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе Сформированность актива, заинтересованность воспитанников в делах коллектива Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления
Ведущая функция самоуправления Исполнительская Организаторская Управленческая
Содержание функции Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов Оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование
Элементы системы ученического самоуправления Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. Комиссии, бригады, штабы, центры и др. Коллективное планирование, проведение, анализ дела
Позиция педагога Педагог Консультант Партнер
Характер деятельности педагога Сообщает знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у воспитанников, навыки самостоятельной работы Передает воспитанникам организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении УДОД Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач
Функции информационной среды Мотивационная, информационная Активизирующая Поддерживающая
Социальное проектирование Цели Цели деятельности определяются педагогами или вышестоящими органами самоуправления Цели деятельности определяются совместно педагогами и учащимися. Постепенно предоставляется возможность учащимся самостоятельно определять цели своей деятельности Обучающиеся самостоятельно определяют цели деятельности при консультативной помощи педагогов
Уровни На уровне группы На уровне объединения На уровне УДОД
Пути достижения цели Определяются на основе совместного решения коллективов педагогов и детей. Осуществляется постепенный переход к самостоятельному поиску путей достижения поставленных целей Определяются обучающимися при консультативной поддержке педагогов. Осуществляется переход к тому, чтобы поиск путей достижения поставленных целей и их реализация осуществлялись учащимися самостоятельно Определяются обучающимися самостоятельно
управления имеют большие возможности в выборе содержания образования, организации, различных методов и форм его реализации.
В пространстве самоуправления в учреждении дополнительного образования школьник реализует себя не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми, можно сказать: чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими людьми, тем эффективнее воспитательное влияние самоуправления.
Как показывает анализ опыта работы учреждений дополнительного образования, навыки решения социально
значимых проблем школьники более эффективно осваивают в ходе реальной деятельности, когда участвуют в различных социальных проектах.
По инициативе актива Дома детского творчества № 1 г. Пензы были разработаны и реализованы социальные проекты, направленные на формирование социальных ценностей и профилактику зависимости от психоактивных веществ: «Социальная реклама глазами детей», «Творчество против...», «Твоя инициатива», «Ты не одинок»; на формирование патриотических чувств: «Поверка павших героев Пензенской области», «Чудеса вокруг нас»; на раз-
#
витие творчества детей: «От сердца к сердцу», «Музыка нас связала», «НТН» и др. В процессе реализации проектов происходило активное взаимодействие детских объединений Дома детского творчества.
Результативность реализации плановых мероприятий в рамках проекта зависела от общественного резонанса, от географии распространения опыта решения проблемы в рамках проектной деятельности. Поэтому необходимым, на наш взгляд, явилось создание единой информационной среды учреждения дополнительного образования детей.
Работа по формированию и развитию информационной среды учреждения стала отправной точкой для разработки социального проекта «Включись», цель которого - расширение информационного пространства Дома детского творчества № 1 г. Пензы. Данный проект получил высокую оценку в феврале 2009 г. на областном конкурсе детских и молодежных проектов «Я - гражданин!».
Все вышесказанное позволило нам отразить динамику самоуправления на разных этапах развития коллектива в учреждении дополнительного образования детей (см. таблицу).
Обобщая опыт, можно предположить, что успешная социализация школьников в условиях самоуправления в учреждении дополнительного образования детей обеспечивается через реализацию таких путей и средств, как активное включение воспитанников в социально-педагогическое проектирование, создание единой информационной среды, расширяющей возможности обучающихся по взаимодействию с социумом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для руководителей общеобразовательных школ. - М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Дик Н. Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
3. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия развития, 2004.
4. Кабуш В. Т. Ученическое самоуправление: теория и практика. - Минск: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы -детям»,1999.
5. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2004.
6. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально-образовательные проекты. Из опыта работы / Авт.-сост. Т. Н. Ковязина, Н. Е. Гали-цына. - Волгоград: Учитель, 2010.
7. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». - М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
ДЕТЕРМИНАНТЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
DETERMINANTS OF A PERSON'S MULTICULTURAL BEHAVIOR
И. А. Потапова
В статье изложена характеристика мультикультур-ного поведения личности, в качестве системы детерминант которого выступают этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки.
Ключевые слова: мультикультурное поведение, этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки.
I. A. Potapova
The article characterizes person's multicultural behavior and describes its determinant system as consisting of ethnic tolerance, ethnic identity, and ethnic attitudes.
Keywords: multicultural behavior, ethnic tolerance, ethnic identity, ethnic attitudes.
Межэтнические отношения являются одной из самых важных сфер жизни общества. Очевидно, что многокультурность в России - это право людей разных национальностей, издавна населяющих нашу страну, на сохранение своих традиций и культуры. Для
Российской Федерации исследования мультикультура-лизма более чем актуальны ввиду полиэтнического состава ее населения.
В большей степени миграционные процессы коснулись приграничных территорий России. Астраханский ре-
Ф