УДК 316.7+371
Джуринский Александр Наумович
Доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, [email protected]., Москва
практики социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе россии
Аннотация. Автор анализирует цели, задачи, содержание, взаимосвязь практик социального и гражданского воспитания в общеобразовательной школе в России. Дана общая сравнительная характеристика опыта, результатов, проблем социального и гражданского воспитания. Проанализированы идеи, инновации, неформальные и формальные практики, мониторинг социального и гражданского воспитания.
Ключевые слова: социализация школьника, социальное воспитание, гражданское воспитание, методы и формы социального и гражданского воспитания, реалии социального и гражданского воспитания.
Введение в проблему. Международные мониторинги выявили неоднозначность результатов социального и гражданского воспитания российских школьников [1; 9; 10]. Наши ребята демонстрируют высокую степень доверия государственным структурам и готовности участия в политической жизни. Так, 85 % российских респондентов заявили о намерениях в будущем участвовать в качестве избирателей в национальных выборах. Подобные данные внушают оптимизм, поскольку свидетельствуют о сохранении среди школьной молодежи гражданской позиции участвовать в социальной жизни. Вместе с тем сравнительные исследования подают сигнал о серьезных недостатках гражданского воспитания российских школьников. Наши ребята зачастую не умеют аргументировать собственную гражданскую позицию. Российская школа уделяет мало внимания таким темам, как права человека, судебная власть, парламентские способы управления государством, система и механизм выборов, глобальное сообщество и международные организации, региональные (европейские) институты и организации. Наши соотечественники не занимаются систематически общественной деятельностью, мало участвуют в политических дискуссиях, лишь в отдельных случаях анали-
зируют на занятиях политические события. В немногочисленных школьных советах роль учеников крайне незначительна. Реальная власть в школьных советах принадлежит дирекции. Российские школьники, согласно мониторингам, находятся на предпоследнем месте среди европейцев по степени участия в политических дебатах в классе. Хотя восьмиклассники российской школы несколько превышают среднеевропейский уровень участия в голосовании в школьном совете (76 % против 66 %), они существенно уступают по этому показателю сверстникам из большинства европейских государств (32 % против 55 %).
Существенные причины недостатков социального и гражданского воспитания в российской школе - влияние авторитарных педагогических традиций, приверженность словесным технологиям воспитания. Последовательным гражданским воспитанием пренебрегают с первых дней обучения школьников. Им зачастую не предоставляют самостоятельность, не озадачивают ответственностью выбора. Слабы установки организовывать воспитание с ориентиром на активную гражданскую деятельность. По словам А. А. Фурсенко: «У нас в стране, и не только у нас, система образования достаточно авторитарна: условно говоря, учи, что тебе говорят, де-
лай, что тебе говорят, двигайся туда, куда говорят. Иногда это делается мягче, иногда жестче» [8].
В воспитании российских школьников развиваются процессы, направленные на эффективную социализацию подрастающего поколения. Программами общеобразовательной школы предусмотрено формирование общепринятых фундаментальных социальных ценностей. В школе популярность приобретают педагогические идеи сотрудничества и партнерства. В воспитании предлагается опора на такие базовые ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность. Но при определении содержания и способов социального и гражданского воспитания остается немало лакун. Ждут системных решений такие проблемы, как: гендерные различия; социальное и гражданское воспитание представителей малых субкультур; глобальное (космополитическое) воспитание; идентичность и образование; воспитание в условиях социального неравенства; зависимость результатов социального и гражданского воспитания от профессионального статуса родителей; взаимосвязь социального, гражданского и патриотического воспитания; участие в жизни социума как путь гражданского воспитания; стратегия повышения качества социального и гражданского воспитания и др.
Цель статьи - проанализировать общее и отличное в практиках социального и гражданского воспитания, с учетом их реализации в отечественной и зарубежной традиции.
Исследовательская часть. В общем виде социализация личности в значительной степени сводится к формированию у человека способности к ответственным решениям в ситуации выбора в различных жизненных ситуациях. Школа должна воспитывать у молодых людей соответствующее поведение: от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. Совре-
менная школа видит своим постоянным приоритетом социальное воспитание учащихся (В. Г. Бочарова, Л. В. Мардахаев, А. Д. Мудрик, Т. А. Ромм и др.), которое направлено на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, общительности, высокой культуры [6; 7]. Речь идет о воспитании, при котором воспитанник ощущает личностный смысл деятельности в окружающем мире, когда поощряется свободное самоопределение личности, когда осваиваются когнитивные, эмоциональные, поведенческие ценности, когда видят связь между истиной, добром и красотой. Предусматривается внимание к условиям жизни школьников, обеспечение комфортной психологической атмосферы, когда поощряются их творческая активность, склонности и интересы. Социальное воспитание выступает процессом, основанным на сотрудничестве, партнерстве, когда ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества. Однако зачастую высокие задачи социального воспитания далеки от реальной деятельности школы.
Практику гражданского воспитания, по-видимому, следует рассматривать в общем контексте социализации личности. Гражданское воспитание играет едва ли не центральную, связующую роль такой социализации. В гражданском воспитании речь идет прежде всего о приобретения политических компетенций. В качестве основных агентов гражданского воспитания рассматриваются школа, семья, средства массовой информации, мир политики. Цель гражданского воспитания состоит в формировании интегративных качеств личности, выражающихся в осознанном желании, способности и умении
16
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2018
правильно и эффективно функционировать в государстве, принимать активное участие в жизни политического сообщества, принося пользу согражданам. Предусматривается формирование социальной ответственности, мотивации к обеспечению индивидуального и общественного блага. Гражданское воспитание транслирует социальные ценности, принципы и убеждения, политические и правовые знания, знания о правах и обязанностях гражданина, формирует компетенции критического и независимого мышления.
Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании человека, который может успешно управлять собой внутри политического сообщества, определяемого Конституцией. Задачи, вытекающие из такой цели, предполагают инициацию общественно значимой деятельности школьников, знакомство с ролью общественных ценностей, базовых институтов и процедур политической жизни, воспитание любви к «родному пепелищу» - патриотизма, поощрение личного опыта гражданственности [5].
В школу на волне общественного свободомыслия возвращается идея воспитания независимого и свободного гражданина, неподвластного авторитарному контролю государства. Концепции гражданского воспитания предусматривают необходимость складывания новой российской государственности, формирования плюралистической идентичности, общенацио-нальногоединства.Гражданскоевоспитание понимается как совокупность социальных и педагогических усилий по сохранению национальных языков и культур, созданию «российского суперэтноса» (М. Н. Кузьмин), состоящего из различных этнокультур [4]. Гражданское воспитание рассматривается как интегрированный социально-педагогический феномен, которому присущи ряд существенных признаков: направленность на понимание гражданского общества как особого социального организма, определение гражданином своих
отношений с социумом, формирование готовности к выполнению гражданских обязанностей и т. д. (А. С. Гаязов, Л. Л. Любимов, И. В. Суколенов, Г. Н. Филонов и др.).
В России накоплен значительный опыт практик социального и гражданского воспитания. В школе социально и граждански воспитывающее обучение - органическая часть образования. Гражданское воспитание осуществляется во многом при преподавании общественно-политических дисциплин. В школьные программы России включены темы и курсы граждано-ведения. На первом месте при этом стоят традиционные предметы гуманитарного содержания: литература, история, обществоведение. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как важный источник социализации личности школьника. В учебные программы, кроме указанных традиционных дисциплин, на материалах которых осуществляется гражданское воспитание, в 2011 г. было предложено включать интегрированный курс «Россия в мире». Этот курс, куда входят материалы о месте российской державы в мировой истории, экономике, культуре, предназначался для того, чтобы учить школьника делать выводы, необходимые для выбора и принятия гражданских решений.
На социальное и гражданское воспитание направлен ряд инноваций: проект «Мое отечество», политико-экономическая игра «Новая цивилизация», деятельность кадетских корпусов, клубов и ассоциаций военно-патриотической направленности. Задачи гражданского воспитания решались при проведении Всероссийской акции «Я гражданин России», военно-спортивной игры «Победа», проектов «Гражданин» (Самара), «Гражданский форум» (Брянск), Всероссийского туристско-краеведческо-го движения «Отечество», Всероссийского слета юных патриотов «Равнение на победу» и т. п. Ценным в проектах и акциях оказалась нацеленность на осознание школьниками своих гражданских прав и обязанностей,
готовности к защите отечества, уважения к государственным символам.
Среди неформальных каналов социального и гражданского воспитания важное место занимают организации учащихся. Вакуум, возникший после распада пионерской и комсомольской организаций, постепенно заполняется за счет трансформации прежних и появления новых ассоциаций и движений. В 1991-1992 гг. возникает Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций. Детские движения ищут новые содержание и формы работы [3], динамично развивается общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Перспективным путем приобретения навыков социального, гражданского поведения выглядят ученические комитеты и школьные советы с участием учащихся. Ученические комитеты к началу 1990-х гг. имелись практически во всех школах. Затем их сменили школьные советы, которые занимаются помимо вопросов обучения социальными проблемами учащихся и преподавателей.
Заключение. Позитивные тенденции социального и гражданского воспитания юных россиян не могут, тем не менее, заслонить проблемы, которые вызывают
глубокую озабоченность. В воспитание пришла идеология, окрашенная моралью общества потребления. Школа зачастую рассматривается не как очаг взращивания и самореализации личности, а прежде всего как поставщик образовательных услуг. В учебных заведениях живы традиции авторитарного воспитания. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Подвергаются «коррозии» чувства доброты и сострадания к ближнему. Кумирами молодых людей, по нашему мнению, чаще становятся не представители науки, культуры, просвещения, здравоохранения, а поп-звезды, успешные бизнесмены, судьи и фотомодели. Жизненные идеалы значительной части учащихся ограничены дискотекой, популярной вокальной группой и футболом. У школьников недостаточно развиты коммуникативные умения. В гражданском воспитании во многом утрачена социальная педагогическая функция трансляции общегражданских ценностей. В этой связи обращение к продуктивному опыту прошлого и опыту зарубежной практики может быть актуальным с точки зрения поиска и осмысления критериев эффективности, выбора педагогических условий (см., напр.: [2]) и ресурсов их реализации.
Библиографический список
1. Джуринский А. Н. Практики гражданского воспитания в общеобразовательной школе за рубежом // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С. 71-76.
2. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. - М.: Прометей, 2014. - 326 с.
3. Кирпичник А. Г. Некоторые основания детоцентрического подхода к детскому общественному движению // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2013. - Т. 19, № 3. - С. 172-178.
4. Кузьмин М. Н., Артеменко О. И. Человек гражданского общества как цель образования
в условиях полиэтнического российского социума // Вопросы философии. - 2006. - № 6. -С. 40-51.
5. Любимoв Л. Л. Российская школа: воспитание гражданственности // Вопросы образования. - 2013. - № 1. - С. 278-300.
6. Мудрик А. В. Подходы к воспитанию -взгляд с высоты птичьего полета // Вопросы воспитания. - 2009. - № 1. - С. 50-56.
7. Ромм Т. А., Лаврентьева З. И., Аникеева Н. П., Лаврентьева О. А. и др. Воспитание: формирование социальности человека: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 254 с.
8. Фурсенко А. А. Стенограмма выступления на пленарной дискуссии «Пути развития профессионального и высшего образования
Сибирский педагогический журнал ♦ № 3 / 2018
18
в условиях экономической турбулентности» // XVI Апрельская Международная конференция по проблемам развития экономики и общества (7-10 апреля 2015 г., Москва). - URL: https://conf. hse.ru/data/2015/04/23/1095263716/Education_ seliger.pdf (дата обращения 15.04.2018).
9. Goals 2000: EducateAmericaAct [Элек-
тронный ресурс]. - URL: http://www2.ed.gov/ legislation/GOALS2000/TheAct/index.html (дата обращения: 18.04.2018).
10. Ham C. L. Comparative civic education research: What we know and what we need to know // Citizenship Teaching and Learning. -2010. - Vol. 6, № 1. - P. 5-23.
Поступила в редакцию 25.04.2018
Dzhurinskiy Alexandr Naumovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Pedagogical Sciences, Prof., Moscow State Pedagogical University, [email protected], Moscow
the practice of social and citizenship education in general school russia
Abstract. This article by A. N. Dzhurinskiy presented goals, objectives, content, relationship and social practices of civic education in general school Russia. A general comparative characteristics of experience, results, problems of social and civic education are given. The ideas, innovations, informal and formal practices, monitoring of social and civic education in Russia are analyzed.
Keywords: Socialization of education, social education, civic education, methods and forms of social and civic education, realities of social and civic education.
References
1. Dzhurinskij, A. N., 2017. The practice of citizenship education in a secondary school abroad. Siberian Pedagogical Journal, 2, pp. 71-76. (In Russ., abstract in Eng.).
2. Dzhurinskij, A. N., 2014. Comparative education. Challenges of the XXI century. Moscow: Prometej Publ., p. 326 (In Russ.).
3. Kirpichnik, A. G., 2013. The main provisions revealing the essential foundations of the social movements of children are addressed in the article. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. Vol. 19, № 3, pp. 172-178 (In Russ., abstract in Eng.).
4. Kuzmin, M. N., Artemenko, O. I., 2006. A Person of Civil Society as Education Goal in Russian Polyethnical Conditions. Russian Studies in Philosophy, 6, pp. 40-51 (In Russ., abstract in Eng.).
5. Lyubimov, L. L., 2013. Russian school: Civic consciousness training. Educational Studies Moscow, 1, pp. 278-300. (In Russ, abstract in Eng.).
6. Mudrik, A. V., 2009. Approaches to ed-
ucation - a bird's eye view. Parenting Issues, 1, pp. 50-56. (In Russ., abstract in Eng.).
7. Romm, T. A., Lavrentieva, Z. I., Anikeeva, N. P., Lavrentieva, O. A. et al., 2012. Education: formation of human sociality: monograph. Novosibirsk: NSPU Publ., p. 254. (In Russ.).
8. Fursenko, A. A. Transcript of remarks at a plenary discussion "the way of the development of vocational and higher education in times of economic turbulence". The XVI April international conference on problems of development of economy and society (April 7-10, 2015, Moscow). Available at: https:// conf.hse.ru/data/2015/04/23/1095263716/Educa-tion_seliger.pdf (accessed 15.04.2018). (In Russ.).
9. Goals 2000: EducateAmericaAct. Available at: http://www2.ed.gov/legislation/G0ALS2000/ TheAct/index.html (accessed 18.04.2018).
10. Hann, C. L., 2010. Comparative civic education research: What we know and what we need to know. Citizenship Teaching and Learning. Vol. 6, № 1, pp. 5-23.
Submitted 25.04.2018