Научная статья на тему 'К типологии жанра фэнтези'

К типологии жанра фэнтези Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
966
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К типологии жанра фэнтези»

рившись, но не утратив надежды» [Лоуренс 1994: 301].

«Любовник леди Чаттерли» является итоговым романом Лоуренса. Вобрав в себя различные элементы практически из всех предыдущих романов, это произведение, без сомнения, «сочетает многочисленные тематические повторения с продвижением вперёд» [Hough 1956: 166]. Тщательное контра-пунктирование «голосов» придаёт произведению объёмное звучание, стереоскопичность. Той же цели служит особый характер художественного мира романа, сказочно-романтическая символика.

Список литературы

Hough G. The Dark Sun. L., 1956. 263p.

Niven A. D.H.Lawrence. The Novels. L.,1978.188p.

Phoenix II: Uncollected, Unpublished and Other Prose Wrighting. L., 1968. 640 p.

Sagar K. The Art of D.H.Lawrence. L., 1975. 258p.

Lawrence D. H. Lady Chatterley’s Lover (Unexpurgated) L., 1961. 317 p.

Лоуренс Д.Г. Любовник леди Чаттерли / пер. с англ. И.Багрова, М.Литвиновой // Лоуренс Д.Г. Избранные произведения: в 5 т. Рига, 1994. Т.5. 349с.

Пальцев Н. По ту сторону сексологии // Иностранная литература. 1991. №6. С. 240-246.

Хьюитт К. «Леди Чаттерли» в московском метро // Иностранная литература. 1994. № 11. С. 239-246.

Е.С.Бондина (Нижний Тагил) К ТИПОЛОГИИ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ

Фэнтези нельзя считать совершенно новым литературным явлением. Она имеет глубокие и прочные корни в литературных традициях разных времен и народов, вплоть до древнейших, но как определенный жанр сложилась лишь в XX в.

Эскапистская сущность фэнтези довольно четко отделяет ее от литературы ужасов, хотя эти виды беллетристики разделились далеко не сразу. Произведения жанра фэнтези призваны не отталкивать, как литература ужасов, а привлекать читателя. Кроме того, литература ужасов по определению обязана иметь дело не с «вторичным», а с нашим, «первичным» миром, в который вторгаются необъяснимые, противоестественные силы. Фэнтези же описывает изначально другой мир, другую реальность.

В современном литературоведении предлагались различные подходы к определению жанра фэнтези, классификации по различным основаниям: про-блемно-тематический принцип, жанровостилистические особенности, хронология, новые жанры. При классификации фэнтези в соответствии с проблемно-тематическим принципом выделяются следующие поджанры: героическая фэнтези, готическая фэнтези, христианская, оккультная и др.

При обращении особого внимания на жанровостилистические особенности разделение происходит на два поджанра: высокая фэнтези, куда входят произведения, в которых перед читателем предстают полностью вымышленные миры, и низкая фэнтези -

© Е.С.Бондина, 2009

произведения, в которых сверхъестественное привносится в нашу реальность.

При хронологическом подходе выделяют поджанры классической, или эпической высокой фэнтези, родоначальником которой является Дж.Р.Р.Толкиен. Поджанр исторической фэнтези начал развиваться после публикация его произведения «Властелин Колец». В отличие от классической фэнтези, действие исторической разворачивается не в далеком и небывалом прошлом Земли и тем более не в иных, неведомых мирах, а на фоне прошлого реального, исторического.

Славяно-киевская фэнтези - собственно российское изобретение. Такого рода литература построена на материале первых столетий существования древней Руси и наполнена образами культуры славянского язычества. Основой славяно-киевской фэнтези стала группа писателей, собранная Юрием Никитиным для создания героического литературного проекта «Загадочная Русь».

В юмористическом ключе с элементами философских рассуждений на всеобщие глобальные темы творил сатирик Михаил Успенский - создатель серии романов о путешествиях и приключениях князя Жихаря.

К новым поджанрам можно отнести романтическую, юмористическую, оккультную, этическую, сакральную фэнтези и т.д.

Если романтическая фэнтези опирается больше всего на литературную традицию романтических произведений, то историко-мифологическая фэнтези использует действительную историю или мифы, созданные когда-то древними народами Земли.

В поджанре юмористической фэнтези в России получил широкую известность Андрей Белянин. В героической фэнтези можно выделить авторов: Леонид Кудрявцев, Степан Вартанов, Дмитрий Скирюк.

Магический детектив, или оккультная фэнтези, -один из наименее распространенных в России типов фэнтези. Тем не менее, произведения Макса Фрая, творившего в этом направлении, стали известны по всей стране. Он создал сериал повестей и романов о волшебном городе Ехо и его окрестностях.

На протяжении 1990-х в России появился еще один поджанр фэнтези, который можно было бы назвать этическим. Наиболее известными стали Г.Л.Олди («Бездна голодных глаз») и Марине и Сергею Дьяченко (роман «Привратник», 1994).

В самом конце 1990-х от фэнтези отделилось новое литературное направление - сакральная фэнтези. От традиционной фэнтези она отличается тем, что строит фантастическое не на магии, а на мистике, иными словами, на опыте общения с потусторонними существами.

Хотелось бы заметить, что при таком положении одни и те же произведения можно отнести к разным поджанрам в зависимости от основания классификации. Например, «Властелин Колец» Дж.Р.Р.Толкиена следует считать высокой, классической, эпической фэнтези; «Загадочная Русь» Юрия Никитина - высокой, героической, исторической, славянской; «Приключения Жихаря» Михаила

Успенского - высокой, героической, славянской, юмористической фэнтези, и т.д.

Типология и классификации жанра фэнтези остается открытым вопросом. Каждый автор, творящий в этом жанре, имеет право назвать жанр своего произведения или причислить его к уже существующим поджанрам.

Определений фэнтези много, хотя суть сводится к одному. Фэнтези сочетает в себе сказку, миф и рыцарский роман и обладает чертами всех предшествующих жанров. Ее назидательность, стремление к игре и навязчивая гуманность от сказки, эпичность, трагичность и хтоническая направленность от мифа, благородство и жертвенность героев от рыцарского романа.

Таким образом, можно ожидать, что и язык произведений этого жанра будет нести в себе признаки всех перечисленных литературных направлений и стилизации под их форму, будет включать в себя прецедентные имена, сюжеты и ситуации мировой литературы и истории, содержать трансформированные прецеденты родного языка автора и его национальной культуры.

Список литературы

Березин В. Фэнтези // Октябрь. 2006. №6. С.185-188.

Желязны Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя ("Fantasy and Science Fiction: A Writer's View"). http://magazines.russ.ru/voplit/2008/4/ ra3.html.

Логинов С. Русская фэнтези - новая Золушка, http ://www.rusf.ru/loginov/rec/rec 14 .htm

Ратькина Т. Анализ или насмешка? "Фантастическое литературоведение" в контексте полемики о специфике познания в гуманитарных науках. http://magazines.russ.ru/voplit/2008/4/ra3.html.

А.С.Одышева (Тюмень) ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГАРРИ ПОТТЕРА:

К ПРОБЛЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МИФОТВОРЧЕСТВА

Волшебный мир детской литературы традиционно является принадлежностью детской субкультуры. Чудо, волшебство используются авторами как указание на неповторимый сказочный характер такого возрастного периода как детство. Именно поэтому, чаще всего волшебные герои приходят к детям, волшебные предметы принадлежат детям и невероятные приключения происходят тоже с детьми.

В цикле Дж. Ролинг о Гарри Поттере мир волшебства и магии принадлежит не только детям. Это параллельный мир, существующий рядом с миром маглов, то есть обычных людей. К тому же мир магии у Дж. Ролинг - это не мир исполнения желаний, а сложный мир собственными законами общественной и моральной жизни.

Вымышленный Дж. Ролинг мир уникален, построен на прочном фундаменте мифологии, фольклора. М. Залесская, автор книги о феномене Г арри Поттера, исследует мифологические корни волшеб-

© А.С.Одышева, 2009

ного мира Г арри Поттера: «В именах персонажей, в названиях мест, в описании различных реалий, окружающих героев, можно найти аллюзии на греческую и древнеиндийскую, кельтскую и древнеегипетскую, славянскую, германо-скандинавскую и т.д. мифологии» [Залесская 2001:90]. Описанию волшебного мира Г арри Поттера также посвящены книги Дэвида Колберта «Волшебные миры Гарри Поттера» и А. и Э. Кронзек «Настольная книга чародея»: «Читать книги Дж. К. Ролинг приятно, помимо всего прочего ещё и потому, что при чтении обнаруживаешь многочисленные шутливые отсылки к истории, мифологии и литературе» [Колберт 2002:7].

Всех волшебных существ, населяющих мир Гарри Поттера, можно условно разделить на две группы: придуманные Дж. Ролинг (дементоры, патронус, соплохвост, флоббер-черви, нюхли и др.) и заимствованные из мифологии (привидения, великаны, упыри, эльфы, оборотни, кентавры, единороги, драконы и др.), причём вторая группа окажется несравненно больше. Однако и заимствованных существ Дж. Ролинг осмысливает по-своему, наделяет весьма нетрадиционными чертами. Заметим, что Ролинг даёт подробное описание каждого вида волшебного животного, с помощью чего добивается создания ощущения реальности существования подобных существ. Более того, все волшебные существа описаны Дж. Ролинг в отдельной книжке, бестиарии «Фантастические существа и места их обитания» (“Fantastcs Beats and Where to Find Them”) (по аналогии с одним из учебников Хогвратса). В этой книге дана подробная классификация магических животных по степени опасности для человека, детально описывается каждый вид животных, даны рекомендации по их содержанию в неволе. Юмористическими пометками на полях, сделанных, якобы, самим Гарри Поттером, а также самим фактом существования учебника Хогвартса создаётся иллюзия реальности всего волшебного мира, выдуманного Ролинг.

Дж.Ролинг следует древним традициям в описании таких существ, как тролли, сфинкс, феникс, дракон, гиппогриф. Далее мы рассмотрим тех существ, которые знакомы читателям по мифам и легендам, но в тексте Дж.Ролинг предстают в несколько ином качестве. В замке Хогвартс вместе с учителями и учениками живут призраки и привидения. Причем в башне каждого факультета - свое привидение. Почти Безголовый Ник (Nearly Headless Nick), или Сэр Николас де Мимси-Дельфингтон, -привидение башни Гриффиндор. Именно он празднует пятьсот лет со дня своей смерти в «Тайной комнате», пригласив на юбилей Гарри. Почти Безголовый Ник нередко оказывает услуги Г арри Поттеру. К сэру Николсу Гарри отправляется, когда после смерти Сириуса Блэка он хочет выяснить, что происходит после смерти с душами людей. Почти Безголовый Ник объясняет Гарри Поттеру особенности жизни приведений в мире Дж.Ролинг: «-Волшебники могут оставить на земле свой призрачный образ, и он будет бродить по тем местам, где они некогда ходили при жизни, - с болью в голосе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.