Научная статья на тему 'История создания и жанровые особенности гепталогии Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»'

История создания и жанровые особенности гепталогии Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9888
690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саликова Н. А.

В статье исследуются история создания и жанровое своеобразие серии романов о Гарри Поттере английской писательницы Дж. К. Роулинг; определяются факторы, повлиявшие на создание произведения и выбор его жанровой специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the history of creation and genre originality of the series of novels about Harry Potter written by an English writer J.K. Rowling. Factors that influenced the creation of the work and the choice of genre specificity are stated.

Текст научной работы на тему «История создания и жанровые особенности гепталогии Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»»

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

117

УДК 821.111

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕПТАЛОГИИ ДЖ. К. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР»

Н. А. Саликова

магистрант кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации УО “ГрГУ им. Я. Купалы”

Научный руководитель: кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации УО “ГрГУ им. Я. Купалы” М. М. Иоскевич

В статье исследуются история создания и жанровое своеобразие серии романов о Гарри Поттере английской писательницы Дж. К. Роулинг; определяются факторы, повлиявшие на создание произведения и выбор его жанровой специфики.

Введение

Английская писательница Дж. К. Роулинг - автор, покоривший сердца миллионов детей и взрослых во всем мире. Созданная ею серия романов о приключениях юного волшебника Гарри Поттера стала одной из самых читаемых книг за всю историю человечества.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы последовательно проследить творческую работу Дж. К. Роулинг по созданию серии романов о Гарри Поттере, изучить жанровые особенности произведения и определить, какие факторы оказали влияние на создание гепталогии и выбор жанровой специфики серии.

Изучение истории создания произведения является своеобразным ключом к его пониманию. Оно позволяет понять те факторы, которые способствовали созданию произведения, почувствовать дыхание эпохи, увидеть особенности личности, характера и судьбы автора. А исследование жанровой специфики произведения помогает выработать цельное и законченное представление о нем, что, в свою очередь, дает возможность уяснить его структурные и художественные особенности и легче понять единство его содержания и формы.

Результаты исследования и их обсуждение

Дж. К. Роулинг родилась 31 июля 1965 года в городе Йэйте в десяти милях к северовостоку от Бристоля [1, 20-23].

Писательница с детства любила читать. Книги, прочитанные ею в детском и юношеском возрасте, впоследствии оказали большое влияние на ее творчество. К ним, например, относятся «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса [1, 59]. В обеих повестях есть портал, через который герои попадают в фантастический мир. Для Гарри Поттера - это платформа номер девять и три четверти, а для Люси, героини К. С. Льюиса, - это платяной шкаф в доме ее дяди. В Нарнии обитает множество мифических и сказочных существ, таких, как эльфы, кентавры, единороги, фавны, нимфы, великаны, колдуньи и оборотни. Подобные существа встречаются и в серии романов о Гарри Поттере. Герои К. С. Льюиса сражаются с Белой Колдуньей, которая погрузила Нарнию в вечную зиму. Колдунья искусно владеет магией и стремится к абсолютной власти. Лорд Волдеморт, главный враг Гарри Поттера, обладает не менее выдающимися способностями к колдовству и тоже стремится к власти.

Ещё одной любимой книгой будущей писательницы был «Белый жеребенок» Э. Гудж, написанный в жанре фэнтези [1, 63]. Героиня этой повести, Мария, - сирота, как и Гарри, она тоже оказывается в незнакомом мире. После смерти отца она едет из Лондона в замок своей кузины, который располагается в загадочной долине Мунакр. Там она оказывается втянутой в давнюю печальную историю. На протяжении повествования ей помогают замечательные люди и волшебные животные.

118

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

В университетские годы Дж. К. Роулинг познакомилась ещё с одним произведением, повлиявшим на ее творчество. Этим произведением стала фэнтези-трилогия «Властелин колец» Дж. Р Р Толкина [1, 125]. И Гарри, и Фродо, главный герой «Властелина Колец», - сироты. У них обоих есть миссия - победить зло в лице Тёмного Властелина. Оба героя значительно уступают по силам своим противникам. Фродо - маленький и слабый хоббит, ему нечего противопоставить армии Саурона, кроме своей храбрости и чистого сердца. А Гарри, хотя и накапливает определенные познания в волшебстве во время учебы в Хогвартсе, но всё равно не может сравниться с Волдемортом во владении тёмной магией. В конце оба героя всё-таки одерживают победу над злом. Их человеческие качества - отвага, честь, доброта, готовность прийти на помощь тем, кто попал в беду, оказываются сильнее могущественных армий врагов и злого колдовства.

После окончания университета Дж. К. Роулинг работала секретарем в лондонском офисе Amnesty International, организации, борющейся за соблюдение прав человека по всему миру [1, 131-132]. Эта работа оказала существенное влияние на творчество писательницы и на темы, поднимаемые в ее произведениях. Она рассказывала о своей работе в Amnesty International так: «Там, в своем кабинете, я читала наспех нацарапанные письма, контрабандой вывезенные из тоталитарных режимов мужчинами и женщинами, которые рисковали свободой, чтобы рассказать миру о том, что с ними происходило. Я читала свидетельства жертв пыток и видела фотографии их ран. Открывала рукописные записи свидетелей ускоренных судопроизводств и наказаний, похищений и изнасилований. Каждый день я видела все больше свидетельств зла, которое люди причиняют себе подобным, чтобы заполучить или удержать власть. Но в то же время в Amnesty International я больше узнала о человеческой доброте, чем когда-либо раньше. Amnesty побуждает тысячи людей, которых никогда не пытали и не заключали в тюрьму за их взгляды, действовать во благо тех, кто пострадал» [2]. Недаром в романах о Гарри Поттере так много места отведено теме злоупотребления властью, теме социальной активности и единения людей перед лицом зла. Описывая методы, которые Волдеморт использует для захвата власти, а Министр Магии - для ее удержания, Роулинг описывает весь ужас тоталитарных режимов: произвол чиновников, контроль над всеми сторонами жизни людей со стороны правительства, отсутствие нормального судопроизводства, пытки, лживую прессу, убеждающую людей в том, что им не о чем волноваться. В то же время в своих романах она говорит о том, как важно не оставаться в стороне и действовать сообща, чтобы победить зло.

Идея серии романов о Гарри Поттере зародилась у писательницы в июне 1990 года, когда поезд, на котором она ехала в Лондон, сломался по дороге и на четыре часа застрял среди английских полей. Дж. К. Роулинг просто сидела и смотрела в окно, когда идея романа вдруг «свалилась» ей на голову [3]. Позже она рассказала об этом так: «Образ Гарри Поттера возник внезапно. Сама не знаю, как и почему. Но мне совершенно отчетливо представился Гарри, школа волшебников. И тут же родился замысел истории о мальчике, который не знает, кто он, не догадывается, что он волшебник, пока не получает приглашение в школу магов. Ещё ни одна идея не вызывала во мне такого воодушевления» [1, 133-134].

Работа над романом шла очень медленно. 30 декабря 1990 года от рассеянного склероза умерла мать писательницы, Энн Роулинг [1, 136]. Смерть матери оставила глубокий отпечаток в душе Дж. К. Роулинг и сильно повлияла на ее творчество. Основным лейтмотивом всей серии книг о Гарри Поттере стала смерть. Это говорит и сама Роулинг в интервью газете «The Telegraph»: «Мои книги в основном о смерти. Они начинаются с гибели родителей Гарри. Волдеморт хочет победить смерть, и его стремление добиться бессмертия любой ценой - цель каждого, кто владеет магией. Я прекрасно понимаю, почему Волдеморт хочет победить смерть. Мы все боимся ее» [4].

Роман «Гарри Поттер и философский камень» увидел свет 26 июня 1997 года. Критики сразу же оценили его по достоинству: «Невозможно противиться дерзкому напору свежей, новаторской струи на фоне приевшихся триллеров и приторных любовных романов», - такой отзыв появился в газете «Scotsman» 28 июня 1997 года [1, 214]. Газета «Sunday Times» назвала роман «забавной волшебной сказкой для людей всех возрастов от десяти и старше» [1, 214], а «The Mail on Sunday» отозвалась о книге, как о «самом впечатляющем дебюте со времен Роальда Даля» [5, 10].

Коммерческий и литературный успех первого романа о Гарри Поттере сделал выход последующих частей лишь вопросом времени. Дж. К. Роулинг работала над всей серией одновременно, помимо работы над текущим текстом, делая записи и пометки для будущих книг [1, 212]. Это позволило ей написать следующие три части гепталогии всего за три года

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

119

и таким образом выполнить требование издательства, которое отводило писательнице один год на написание каждой книги. С каждым новым романом серии мир, созданный Дж. К. Роулинг, обрастал новыми деталями и сюжетными линиями. К моменту завершения четвертой книги писательница уже понимала, что не сможет написать следующий роман за один год, поэтому обратилась в издательство с просьбой позволить ей работать над книгами столько, сколько потребуется [6]. Просьба была удовлетворена, и это совпало с началом нового этапа в творчестве писательницы. У нее появилась возможность пересмотреть свое творчество и детальнее продумать дальнейшее развитие сюжета. Поэтому последние три романа гепталогии разительно отличаются от первых четырех: атмосфера в них более мрачная и напряженная, они рассчитаны на более взрослую аудиторию и затрагивают более серьезные проблемы.

Гепталогия «Гарри Поттер» сочетает в себе признаки многих жанров, однако можно выделить три основных жанра, к которым она относится. Это фэнтези, волшебная сказка и роман воспитания. На выбор жанров оказали влияние литературные пристрастия писательницы, о которых уже шла речь выше. А традиционной схемой романа воспитания гепталогия обязана, вероятно, роману Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста», с которым литературоведы ее нередко сравнивают [7].

В произведениях жанра фэнтези действие разворачивается в мире, отличном от реального, где существуют явления, не поддающиеся рациональному истолкованию. Это может быть как полностью вымышленный мир со своей географией, законами, расами, народами и фантастическими существами, так и мир, параллельный обыденной реальности. Для романов о Гарри Поттере характерен последний тип мироустройства. Мир волшебников и мир обычных людей тесно переплетены между собой, но основное действие романов происходит в своеобразной параллельной реальности - заколдованных местах, куда могут попасть только волшебники и где действуют законы волшебного мира (школа Хогвартс, деревня Хогсмид, Министерство Магии и др.). Борьба добра и зла является сюжетообразующим стержнем произведений жанра фэнтези [7], [8]. У героя фэнтези есть определенная миссия, которую он должен выполнить, но при этом ему предоставляется право решать, следовать этой миссии или нет. Миссия Гарри Поттера заключается в уничтожении злого волшебника Волдеморта, который держит в страхе весь волшебный мир. Как и другим героям фэнтези, Гарри Поттеру присуща честь, храбрость и справедливость. Эти качества не дают ему остаться в стороне от своей миссии. Произведения жанра фэнтези, как правило, завершаются полной победой героя и торжеством сил добра. То же справедливо и для сказки, но отличие фэнтези от сказки заключается в том, что герои сказок побеждают зло без особых потерь для себя, в то время как герои фэнтези порой несут значительные потери [7], [8]. Так, в финальной битве саги Гарри наконец побеждает Волдеморта окончательно, но победа достается ему дорогой ценой: в битве гибнут многие его товарищи, и он сам в какой-то момент оказывается между жизнью и смертью. Ещё одна черта, которая объединяет произведение Дж. К. Роулинг с жанром фэнтези, - это разнообразие мира фантастических существ, встречающихся на всем протяжении повествования.

Романы о Гарри Поттере также обладают признаками волшебной сказки. Это становится очевидным, если проанализировать их в соответствии с функциями действующих лиц, выявленных В. Я. Проппом, которые представляют собой морфологическую основу всех волшебных сказок. Всего В. Я. Пропп выделил 31 функцию [9, 60]. Многие функции повторяются в гепталогии неоднократно, но объем данной статьи не позволяет привести все примеры их употребления, поэтому мы приведем лишь некоторые.

1. Отлучка. Первая часть начинается с гибели родителей Г арри.

2. Запрет. В Хогвартсе ученикам запрещается ходить в закрытый коридор на третьем этаже и в Запретный лес.

3. Нарушение. Все запреты, приведенные выше, нарушаются.

4. Выведывание. Профессор Квирелл, телом которого овладел Волдеморт, стремится узнать, как украсть философский камень.

5. Выдача. Хагрид случайно рассказал Квиреллу, как пройти мимо цербера, охраняющего камень.

6. Подвох. Чтобы выведать у Хагрида информацию, Квирелл притворился торговцем драконами.

7. Пособничество. Хагрид не узнал Квирелла и выдал ему важную информацию о философском камне.

120

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

8. Вредительство. Ещё в начале первой книги читатель узнает, что Волдеморт убил родителей Гарри и множество других волшебников.

9. Посредничество. Гарри получает письмо с приглашением учиться в Хогвартсе, а затем за ним посылают Хагрида, чтобы тот вызволил его от тёти и дяди.

10. Отправка. Гарри отправляется на поезде в школу волшебников.

11. Первая функция дарителя. Гарри хочет найти философский камень раньше Квирелла, но получить камень можно, только пройдя ряд испытаний на пути к нему.

12. Реакция героя. С помощью своих друзей он успешно проходит через все испытания.

13. Снабжение. После того, как Гарри прошел испытания, философский камень неожиданно возникает у него в кармане из ниоткуда.

14. Путеводительство. Гарри, Рон и Гермиона обнаруживают путь к философскому камню, полный препятствий, которые они с честью преодолевают.

15. Борьба. Гарри вступает в борьбу с Квиреллом и с Волдемортом, вселившимся в его тело.

16. Клеймение. Когда Волдеморт пытался убить Гарри в первый раз, его смертельное заклятие неожиданно срикошетило в него самого, после чего он исчез, а у Гарри на лбу остался шрам в виде молнии, по которому все в волшебном мире его узнают.

17. Победа. В конце первой книги Квирелл погибает во время схватки с Гарри, а дух Волдеморта покидает его разрушенное тело.

18. Ликвидация беды или недостачи. Философский камень уничтожается. Волдеморту не удается возродиться с его помощью.

19. Возвращение. В первой книге эта функция отсутствует, но присутствует в других. Например, во второй части гепталогии Гарри и его друзья покидают Тайную комнату после борьбы с василиском и его хозяином Томом Реддлом, держась за хвост птицы феникс, которая переносит их туда, откуда началось их путешествие к комнате.

20. Преследование. После схватки с Волдемортом в романе «Гарри Поттер и Кубок Огня» главный герой спасается бегством. Его пытается остановить и сам Волдеморт и целая группа его сторонников.

21. Спасение. Гарри успевает добежать до портала, который моментально переносит его на территорию Хогвартса.

22. Неузнанное прибытие. Когда Гарри впервые прибывает на платформу номер девять и три четверти, его долгое время никто там не узнает.

23. Трудная задача. Сюда можно отнести загадки на пути к философскому камню, испытания на Турнире Трёх Волшебников, уничтожение хоркруксов и многое другое.

24. Решение. Все трудные задачи всегда решаются героями.

25. Узнавание. Незнакомые люди всегда узнают Гарри по его шраму на лбу.

26. Обличение. В конце четвертой книги герои узнают, что Пожиратель смерти Барти Крауч-младший весь год выдавал себя за аврора Аластора Муди.

27. Трансфигурация. В романе «Гарри Поттер и Тайная комната» Гарри и Рон выпивают оборотное зелье и превращаются в друзей Драко Малфоя, чтобы выведать у него важную информацию.

28. Наказание. В последней книге гепталогии Гарри Поттер окончательно побеждает Волдеморта и кладет конец его террору в мире волшебников.

29. Свадьба. Эта функция присутствует в эпилоге серии романов о Гарри Поттере, который позволяет читателю узнать о том, как сложилась семейная жизнь героев.

Таким образом, очевидно, что в гепталогии «Гарри Поттер» присутствуют 29 из 31 функции действующих лиц, выявленных В. Я. Проппом, но им присуща большая вариативность расположения в тексте по сравнению с фольклорной волшебной сказкой. Это, тем не менее, позволяет отнести романы о Г арри Поттере к жанру авторской волшебной сказки.

Немало общих черт произведения о Г арри Поттере имеют и с жанром романа воспитания. Герой романа воспитания - это чаще всего ребёнок-сирота, который покидает дом или приют, совершая побег от провинциальной или обыденной жизни. Персонаж развивается, получая определённые знания. Получение знаний, необходимых для процесса развития, и есть основной стержень романа. Помимо прочего, на долю персонажа романа воспитания выпадают различные испытания, которые формируют его характер и образ действий. Вс это есть и в романах о Гарри Поттере. Гарри - сирота. Он уезжает из дома дяди и тети, когда ему приходит письмо из школы

ФШАЛАГГЧНЫЯ НАВУКІ

121

волшебников, и таким образом покидает мир повседневности, мир обычных людей, и оказывается в мире волшебников, где он проходит обучение в школе чародейства и волшебства «Хогвартс». Там он не только приобретает знания и опыт, необходимые ему для того, чтобы одолеть величайшего злодея, Волдеморта, но и встречает друзей и врагов, попадает в сложные ситуации и проходит через множество тяжелых испытаний, которые закаляют его характер и содействуют становлению его личности.

Выводы

1. В творчестве Дж. К. Роулинг можно выделить 2 периода: 1) 1990-2000 гг. - период создания первых четырех романов гепталогии; 2) 2000-2007 гг. - создание последних трех частей серии.

2. Огромное влияние на создание гепталогии и на темы, поднимаемые в ней, оказали:

а) литературные пристрастия писательницы: творчество К. С. Льюиса, Дж. Р Р. Толкина,

Э. Гудж, Ч. Диккенса. Любовь к книгам определенных жанров оказала воздействие на жанровое своеобразие собственного произведения Дж. К. Роулинг.

б) жизненный опыт: работа в международной организации, борющейся за соблюдение прав человека, смерть матери, нищета.

3. Гепталогия «Гарри Поттер» представляет собой смешение жанровых признаков. Тремя основными жанрами серии, признаки которых прослеживаются на протяжении всего повествования, являются фэнтези, волшебная сказка и роман воспитания. Смешение признаков наиболее популярных в настоящее время жанровых разновидностей романа оказало влияние на его успех у читательской аудитории.

Литература

1. Смит, Ш. Биография создателя Гарри Поттера Дж.К. Ролинг / Ш. Смит ; пер. А. Мельника. -М. : Астрель : АСТ, 2003. - 314 с.

2. Rowling, J. K. The Fringe Benefits of Failure, and the Importance of Imagination / J. K. Rowling // Harvard Magazine [Electronic resource]. - 2008. - Mode of access : http://harvardmagazine.com/2008/06/the-fringe-benefits-failure-the-importance-imagination. - Date of access : 22.12.2012.

3. Riccio, H. Interview with JK Rowling, author of Harry Potter / H. Riccio // HILARY Magazine [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.hilary.com/career/harrypotter.html. - Date of access : 31.10.2012.

4. Creig, G. «There would be so much to tell her...» / G. Creig // The Telegraph [Electronic resource]. -2006. - 10 Jan. - Mode of access : http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/1507438/There-would-be-so much-to-tell-her....html. - Date of access : 20.11.2012.

5. Eccleshare, J. Guide to the Harry Potter Novels / J. Eccleshare. - London : Continuum International Publishing Group, 2002. - 124 p.

6. Treneman, A. "I'm not writing for the money: It's for me and out of loyalty to fans." / A. Treneman // Accio Quote! [Electronic resource]. - 2003. - 20 Jun. - Mode of access : http://www.accio-quote.org/articles/2003/0620-times-treneman.htm. - Date of access : 03.03.2013.

7. Harry Potter was inspired by Oliver Twist, claims academic // The Telegraph [Electronic resource]. -2011. - 19 Jul. - Mode of access : http://www.telegraph.co.uk/culture/harry-potter/8645593/Harry-Potter-was-inspired-by-Oliver-Twist-claims-academic.html. - Date of access : 06.01.2013.

8. Левко, Е. Н. Динамика волшебного мира Дж. К. Роулинг : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. Н. Левко ; Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - 20 с.

9. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 2001. - 192 с.

10. Rowling, J. K. Harry Potter and the Philosopher’s stone / J. K. Rowling. - London : Bloomsbury, 2004. - 223 p.

11. Rowling, J. K. Harry Potter and the Chamber of Secrets / J. K. Rowling. - London : Bloomsbury, 2004. - 251 p.

12. Rowling, J. K. Harry Potter and the Goblet of Fire / J. K. Rowling. - London : Bloomsbury, 2004. - 636 p.

13. Rowling, J. K. Harry Potter and the Deathly Hallows / J. K. Rowling. - London : Bloomsbury, 2007. - 607 p.

Summary

The article investigates the history of creation and genre originality of the series of novels about Harry Potter written by an English writer J.K. Rowling. Factors that influenced the creation of the work and the choice of genre specificity are stated.

Поступила в редакцию 24.01.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.