Библиографический список
1. Аранова С.В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 5: 9 - 16.
2. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. Санкт-Петербург: КАРО, 2004.
3. Лямина А.А. Графический язык - международный язык общения. Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону: материалы XI Региональной научно-технической конференции. Ставрополь: СевКавГТУ 2007; Т. 2: 168.
4. Клочкова Г.М. Графическая составляющая в подготовке будущего бакалавра технологического образования. Вектор науки ТГУ. 2011; № 2 (16): 388 - 391.
5. Темербекова А.А., Байкунакова ГВ. Формирование графической культуры школьников: творчество - арт-проектирование. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018; Выпуск 5 (194): 189 - 193.
6. Кострюков А.В. Геометро-графический язык как основа организации учебного процесса при формировании графической культуры студента вуза. Концепт. Научно-методический электронный журнал. Педагогические науки. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181027.htm
7. Мишина Н.В. Методы развития графических умений подростков в процессе художественно-проектной деятельности. Современные проблемы науки и образования. Пенза: Издательский дом «Академия естествознания», 2014; № 4: 113.
8. Чугунова И.В., Темербекова А.А., Байгонакова ГА. Формирования графической культуры обучающихся методом интерактивного диалога: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012.
9. Алькова Л.А. Статистический анализ результатов экспериментальной работы по формированию самообразовательной компетентности студентов вуза. Информация и образование: границы коммуникаций: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014; № 6 (14): 390 - 394.
10. Байкунакова Г.В. Инфографические основы арт-проектирования. Дистанционные образовательные технологии: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящается 75-летию ГПА, 2019: 10 - 12.
References
1. Aranova S.V. Intellektual'no-graficheskaya kul'tura vizualizacii uchebnoj informacii v kontekste modernizacii obschego obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 5: 9 - 16.
2. Aranova S.V. Obuchenie izobrazitel'nomu iskusstvu. Integraciya hudozhestvennogo i logicheskogo. Sankt-Peterburg: KARO, 2004.
3. Lyamina A.A. Graficheskij yazyk - mezhdunarodnyj yazyk obscheniya. Vuzovskaya nauka - Severo-Kavkazskomu regionu: materialy XI Regional'noj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol': SevKavGTU, 2007; T. 2: 168.
4. Klochkova G.M. Graficheskaya sostavlyayuschaya v podgotovke buduschego bakalavra tehnologicheskogo obrazovaniya. Vektor nauki TGU. 2011; № 2 (16): 388 - 391.
5. Temerbekova A.A., Bajkunakova G.V. Formirovanie graficheskoj kul'tury shkol'nikov: tvorchestvo - art-proektirovanie. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; Vypusk 5 (194): 189 - 193.
6. Kostryukov A.V. Geometro-graficheskij yazyk kak osnova organizacii uchebnogo processa pri formirovanii graficheskoj kul'tury studenta vuza. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. Pedagogicheskie nauki. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181027.htm
7. Mishina N.V. Metody razvitiya graficheskih umenij podrostkov v processe hudozhestvenno-proektnoj deyatel'nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Penza: Izdatel'skij dom «Akademiya estestvoznaniya», 2014; № 4: 113.
8. Chugunova I.V., Temerbekova A.A., Bajgonakova G.A. Formirovaniya graficheskoj kul'tury obuchayuschihsya metodom interaktivnogo dialoga: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2012.
9. Al'kova L.A. Statisticheskij analiz rezul'tatov 'eksperimental'noj raboty po formirovaniyu samoobrazovatel'noj kompetentnosti studentov vuza. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij: sbornik nauchnyh trudov. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2014; № 6 (14): 390 - 394.
10. Bajkunakova G.V. Infograficheskie osnovy art-proektirovaniya. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), posvyaschaetsya 75-letiyu GPA, 2019: 10 - 12.
Статья поступила в редакцию 20.06.20
УДК 373.2:504-053.4
Fyodorova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE PROBLEM OF FORMING SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article considers the issue of formation of socio-ecological competence of the younger generation, which is of key importance in the process of establishing environmental education for sustainable development. The analysis of the concept of "socio-environmental competence" as a personality phenomenon in the research of scientists is given. Attention is focused on the special role of the preschool level of education, laying the foundations of the socio-ecological development of the individual. It is shown how the elements of social ecology can be included in the process of environmental education of children. In understanding the essence of the socio-ecological competence of a person, the author brings an ecological and economic component, justifying it with the possibility of introducing children to affordable resource-saving activities. Some of the most important pedagogical conditions, as well as ways of forming the socio-ecological competence of preschoolers, are clarified from the standpoint of the ecological and economic approach.
Key words: environmental education, environmental competence, socio-environmental competence, social ecology, preschool children.
Т.А. Федорова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]
К РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматривается вопрос о формировании социально-экологической компетентности подрастающего поколения, имеющей ключевое значение в процессе становления экологического образования для устойчивого развития. Дается анализ понятия «социально-экологическая компетентность» как личностного феномена в исследованиях ученых. Акцентируется внимание на особой роли дошкольной ступени образования, закладывающей основы социально-экологического развития личности. Показано, как элементы социальной экологии могут быть включены в процесс экологического образования детей. В понимание сущности социально-экологической компетентности личности автор привносит эколого-экономическую составляющую, обосновывая ее возможностью приобщения детей к доступным ресурсосберегающим видам деятельности. Уточнены с позиций эколого-экономического подхода некоторые важнейшие педагогические условия, а также способы формирования социально-экологической компетентности дошкольников.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая компетентность, социально-экологическая компетентность, социальная экология, дети дошкольного возраста.
В настоящее время компетентностный подход определяет теоретико-методологическую основу модернизации экологического образования для устойчивого развития. Однако проблема формирования экологической компетентности в общем экологическом образовании изучена и разработана недостаточно.
Прежде всего, исследования касаются сферы профессионального образования (Ф.С. Гайнуллова, С.Н. Глазачев, В.А. Даниленкова, А.А. Деркач, Л.В. Пан-
филова, ГА. Папуткова, О.Е. Перфилова, И.В. Петрухина, JI.E. Пистунова). Эти работы раскрывают особенности формирования экологической компетентности как составляющей профессионализма будущих педагогов, инженеров, дизайнеров, медиков, строителей, курсантов авиационного училища и т.д.
Одним из первых разработчиков концепции формирования экологической компетентности учащихся является Д.С. Ермаков. Экологическая компетент-
ность рассматривается как многоаспектное педагогическое явление, имеющее ключевой характер в процессе становления экологического образования для устойчивого развития. Автор указывает на недостаточную дифференцирован-ность понятий «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность». Согласно Д.С. Ермакову, «экологическая компетенция» выступает как заданное требование к экологической подготовке учащихся, а «экологическая компетентность» - как приобретенное качество. Под экологической компетентностью подразумевается способность учащегося к осознанной экологической деятельности и опыт по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, умение выявлять, решать и предотвращать возникновение экологических проблем [1].
Следует заметить, что наряду с понятием «экологическая компетентность» исследователи обращают свое внимание на такое понятие, как «социально-экологическая компетентность». Его рассмотрение заставляет обратиться к социальной экологии. Известно, что до 20-х годов ХХ века термин «социальная экология» существовал в рамках биологической экологии, а наука исследовала общественных («социальных») животных, прежде всего, насекомых. Позже уже в философии стали рассматривать под этим названием взаимоотношения природы и общества (Э.В. Гирусов, Ю.Г Марков, А.Д. Урсул и др.). Формирование социальной экологии как нового научного направления было вызвано остротой тех противоречий, которые на всем пути сопровождают взаимодействие человека и природы.
В последнее время наблюдается повышенный интерес ученых к сфере «социально-экологического». Известные философы (Э.В. Гирусов, А.В. Лосев, Н.М. Мамедов и др.), экологи (ГГ Провадкин, В.В. Пустовойтов и др.), ученые-педагоги (A.M. Галеева, С.Н. Глазачев, И.Т. Суравегина, B.C. Шилова, С.Н. Николаева, Е.В. Гончарова и др.), занимающиеся изучением социально-экологических проблем, акцентируют внимание на обязательности социально-экологического образования на всех возрастных ступенях. При этом особая роль отведена дошкольному образованию, закладывающему основы социально-экологического развития личности.
Социально-экологическое образование, согласно В.С. Шиловой, содержит целью подготовку личности к вхождению в социально-экологические процессы и соблюдению общепризнанных мер и правил взаимодействия, обеспечивающих биологическое и социокультурное равновесие. Это требует высокого уровня образования в сфере социально-экологических отношений человека, формирования его социально-экологической культуры [2].
Широкое понимание социально-экологической компетентности находим у С.Н. Глазачева. Она связана с выявлением особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, влиянием науки и религии [3].
С точки зрения О.Е. Перфиловой, социально-экологическая компетентность представляет важнейшее профессиональное качество личности будущего учителя. Поэтому его необходимо готовить к выполнению социально-экологической функции. Суть социально-экологической компетентности как феномена личности выражается в желании и способности человека воспринимать окружающую действительность в единстве природных и социокультурных компонентов, признавая при этом социальную ответственность за свою профессиональную деятельность. Социально-экологическая компетентность будущего учителя формируется при соблюдении ряда условий, в том числе понимание самоценности природы как системы жизни, субъект-субъектного характера отношений во взаимодействии с природой [4].
По определению Е.Н. Чеканушкиной, социально-экологическая компетентность - это способность и готовность человека в процессе его профессиональной деятельности адекватно решать экологические проблемы и проблемы взаимодействия с природой, основанные на восприятии единства природных и социокультурных связей, на знаниях, умениях, опыте и личностных качествах [5].
Е.Г Шаронова рассматривает социально-экологическую компетентность будущего учителя как результат социально-экологического воспитания, как часть общекультурной компетенции профессионала. Социально-экологическая компетентность педагога включает компетенции в области взаимодействия с социопри-родной средой и компетенции в области социально-экологического образования школьников [6].
Л.А. Гвоздева и Ю.Н. Широбокова формирование социально-экологической компетентности студентов связывают с необходимостью развития экологического сознания, которое понимается как осознание человеком своей социальной природы и места в обществе, своих возможностей целенаправленного воздействия на природу и оценки вариантов предполагаемого поведения в окружающей среде. В структуре социально-экологического сознания различают: эмпирический, методологический, комплицитный и поведенческий уровни. Первый основан на сенсорных формах, опыте повседневного взаимодействия с природой. Это закреплено в нравах, обычаях, традициях. Методологический уровень связан с проявлением рациональных форм мировоззренческой направленности. Он предполагает формирование социально-экологических идей, позволяющих реализовать их связь с природой и действиями с точки зрения экологической целесообразности. Комплицитный уровень предполагает формирование отношения к природе, поскольку одни только знания еще не обеспечивают экологически приемлемого поведения. На поведенческом уровне человек стремится к реше-
нию экологических проблем на основе рационального взаимодействия с природой [7].
Определенные исследования посвящены изучению особенностей формирования экологических качеств младших школьников (Л.В. Моисеева, Ю.Г Никитина, О.А. Литвинова и др.).
Так, Ю.Г Никитина формирование экологической компетенции младших школьников рассматривает как умение и опыт учащегося использовать сформировавшиеся в процессе изучения окружающего мира универсальные учебные действия в самостоятельной практике, в собственной экологической деятельности во внеурочное время, в различных новых ситуациях. Процесс формирования экологической компетенции младших школьников предполагает включение в учебную экологическую деятельность, участие в экологических проектах, акциях, конференциях, конкурсах и т.д. Уделяется внимание развитию таких личностных качеств, как эмпатия, бережливость, ответственность и т.д. [8].
Формированию экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности посвящено исследование О.А. Литвиновой. Экологическая компетентность связывается с экологической деятельностью, ее проектированием и организацией, обучением решению экологических проблем локального и регионального характера. В этой связи автор подчеркивает необходимость создания экологообразовательной среды (на микро-, локальном и региональном уровнях) [9].
В развитии экологической культуры личности следует уделять должное внимание формированию социально-экологической компетентности. Можно говорить, что на данном этапе в дошкольном экологическом образовании идет процесс становления нового социально-экологического направления (С.Н. Николаева, Е.В. Гончарова, Л.В. Шинкарева и др.).
Так, Е.В. Гончарова пишет о социально-экологическом развитии дошкольника, связанном с изменениями его экологического сознания, что позволяет ребенку выстраивать взаимоотношения с социоприродной средой, осуществлять виды деятельности, связанные с охраной природы [10].
В исследовании В.В. Толмачевой определены педагогические условия формирования социально-экологической направленности личности детей дошкольного возраста. К ним автор относит: организацию эколого-развива-ющей среды; систематическое включение в образовательный процесс трудовой деятельности в дошкольной организации и в семье; взаимодействие с семьей в вопросах формирования социально-экологической направленности личности [11].
Л.В. Шинкарева изучает проблему формирования социально-экологических представлений у дошкольников, которые в обобщенном образе отражают виды и способы взаимодействия человека с природной средой. В структуре представлений автор выделяет смыслообразующий, когнитивный, операционально-деятельностный и эмотивный компоненты. Формирование социально-экологических представлений обеспечивается амплификацией представлений о природе, человеке и технике; необходимостью обеспечения экологической и социальной направленности деятельности, формированием внутренних мотивов этой деятельности и рефлексии [12].
Как показал анализ, в настоящее время исследование социально-экологического образования детей дошкольного возраста не имеет достаточной проработки. Нам представляется уместным обозначить свое видение проблемы, связанной с формированием социально-экологической компетентности у детей дошкольного возраста.
В работах П.Г Саморуковой, И.А. Хайдуровой, З.П. Плохий, Е.Ф. Терентье-вой, С.Н. Николаевой было показано, что при специальной организации обучения старшие дошкольники могут понимать и устанавливать цепочки связей внутри сообществ, выявлять зависимость жизни растений и животных от ряда факторов. То есть у них уже формируется достаточно осознанная экологическая картина мира. Однако без включения в нее человека эта картина мира не может считаться полной и адекватной современным представлениям.
Согласно концепции С.Н. Николаевой, элементы социальной экологии представляют одну из содержательных линий экологического воспитания дошкольников. Они подразумевают такое содержание, как использование человеком в хозяйстве природных ресурсов; загрязнение природы человеком; охрана и восстановление богатств природы [13].
В ранее проведенном нами совместном исследовании было показано, что в дошкольном возрасте с помощью взрослого ребенок может приобщаться к некоторым видам деятельности по сбережению природных ресурсов. Следовательно, возможно формировать первоначальные элементы культуры природопользования уже на дошкольной ступени образования [14]. Так, дошкольник может понимать необходимость сбережения воды, электроэнергии, бумаги и осуществлять соответствующую данному требованию доступную деятельность. Он узнает о том, как повторно использовать упаковку, продлить жизнь книгам, игрушкам, тем предметам, которые его окружают, и являются необходимой частью его жизни. Этому будут способствовать наблюдения за использованием воды и электроэнергии дома и в детском саду. Темой для обсуждения может стать проблема воды: откуда она берется, как она попадает в наш дом, как мы с ней должны обращаться? Поиски забытого крана и забытой лампочки можно осуществить в игровой форме, предложив детям стать на некоторое время «разведчиками».
Необходимо обсуждать с детьми вопросы, касающиеся мусора: откуда возникает мусор? Что он из себя представляет? Каков его состав? Что происходит в дальнейшем с тем мусором, который выбрасывают? Как долго «живет» мусор в природе? Что необходимо делать, чтобы его количество не росло так быстро? Как правильно ходить в магазин: с пакетом или с сумкой? Что делать с оставшейся упаковкой? Как и где ее лучше использовать? Накопившиеся упаковочные материалы станут основой для детского творчества по изготовлению разнообразных поделок из бросового материала, что широко практикуется в современных условиях.
Е. Протасова и А. Райхштейн в статье об экологическом воспитании пишут, что в Германии в детских садах детей учат беречь природные ресурсы, раздельно собирать мусор. Дети узнают о том, что такое компост, какие отходы его составляют Также они знакомятся с опасным и проблемным мусором, к которому относятся батарейки, градусники, баллончики из под красок и аэрозолей, старые лекарства и т.д. В игровой форме они учатся сортировать мусор и собирать его отдельно по категориям: пластик, металл, стекло, бумага и картон, ткань и т.п. [15].
Надо ли и нам учить детей сортировать мусор? Вопрос неоднозначный и пока остается открытым. Представляется, что в скором будущем он может быть разрешен. С одной стороны, во дворах уже отдельно собирается картон, мебель, пластиковая упаковка. С другой стороны, проблема утилизации мусора еще не нашла должного решения и находится на стадии эксперимента в некоторых регионах.
Сегодня обозначенная проблема видится еще более актуальной. Представляется, что такое отношение может выступать одним из критериев социально-экологической компетентности личности, ее эколого-экономической составляющей.
На наш взгляд, основой формирования социально-экологической компетентности дошкольников является освоение детьми экосистемной познавательной модели. Она позволяет формировать представления об объектах неживой природы, растениях, животных, человеке как о взаимосвязанных элементах одной экологической системы (биосферы в целом). Целостность и устойчивость этой системе придают сложившиеся между ее компонентами связи и отношения. Данное условие диктует необходимость обогащения уже имеющихся отдельных конкретных представлений дошкольников о двухстороннем влиянии в системе «человек - природа» и формирования на этой основе обобщенных социально-экологических представлений.
Опираясь на исследования С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.В Шинкаре-вой, выделим следующее условие формирования социально-экологической компетентности детей. Это привнесение экологической составляющей в различные виды деятельности дошкольника (познавательную, игровую, деятельность экспериментирования, художественно-эстетическую и т.д.). Данное условие подразумевает использование новых педагогических технологий в экологическом образовании детей: проведение эколого-психологического тренинга, имитационных игр, исследовательской деятельности в природе, постановок экологического театра, экологических акций и т.д. Использование соответствующей педагогической технологии будет способствовать освоению в комплексе социально-экологических представлений, эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, элементов социокультурного поведения и деятельности в природе.
Библиографический список
Такому требованию может отвечать технология интерактивной экологической мастерской с региональным компонентом, приоритетными элементами которой являются следующие: научные знания об экологических связях и отношениях в системе «человек - природа», их противоречиях, закономерностях; экосистемная познавательная модель; социальные нормы экологически безопасного поведения; опыт экологических эмоционально-ценностных отношений; экологически направленная исследовательская, рефлексивно-оценочная, творческая деятельность в процессе приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре.
Детям дошкольного возраста можно продемонстрировать взаимосвязи в природе на примере цепей питания. В наглядном виде они могут быть представлены в виде карточек, кубиков, картинок, рисунков с изображением растений и животных. Детям важно понять сам принцип того, что в природе все взаимосвязано, и выпадение одного из элементов цепи неизбежно приведет к разрушению всей системы.
Формированию социально-экологических представлений будет способствовать организация познавательно-исследовательской деятельности детей. Она начинается с постановки проблемы, например: что будет с пластиковым стаканчиком, если его закопать в землю? На данном этапе дошкольники высказывают свои предположения, а противоположные точки зрения берутся за основу проверки правильности предположений. В ходе эксперимента из собственных наблюдений ребенку становится ясным, почему мусор представляет большую опасность для природы, и что с ним надо делать.
Положительное влияние на формирование представлений дошкольников о ценности природы может оказать решение познавательных экологических задач. По сути, экологическая задача представляет собой модель какой-либо жизненной ситуации, возникшей в результате взаимодействия человека с природой. Решение этих ситуаций развивает наблюдательность ребенка, привлекает его внимание к ближайшим экологическим проблемам, способствует закреплению правил поведения в природе. Так, дети могут обсуждать проблемы загрязнения реки или озера, в которых они купались летом. Темой для разговора может стать пожар в лесу, сбор грибов, отлов диких животных, сбор первоцветов и др. В процессе обсуждения происходит развитие экологического сознания и мышления детей, формируются оценочные суждения и рефлексивные действия, проявляются творческие способности, что так необходимо для осуществления в будущем социально-экологической деятельности.
В формировании социально-экологической компетентности дошкольника необходимым условием выступает организация экологически развивающей среды. Она обеспечивает непрерывное общение дошкольников с социоприродными объектами. Совместная экологически ориентированная деятельность педагога и детей позволяет расширить и закрепить умения экологически правильного взаимодействия с животными и растениями, предметами быта, природными ресурсами и т.д. Здесь же создаются условия для развития самостоятельности детей, применения полученного опыта отношения к природе в самостоятельной, экологически ориентированной деятельности.
Таким образом, социально-экологическая компетентность многими исследователями относится к универсальным характеристикам личности. Формирование социально-экологической компетентности берет начало уже в дошкольном возрасте и приобретает все большее значение в современных условиях.
1. Ермаков Д.С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2009.
2. Шилова В.С. Социально-экологическое образование школьников: сущность и основные закономерности функционирования. Международный журнал экспериментального образования. 2015; № 7: 158 - 160.
3. Глазачев С.Н. Социально-экологическая компетентность как элемент базовой компетентности человека. Социально-гуманитарные знания. 2007; № 3: 92 - 102.
4. Перфилова О.Е. Развитие социально-экологической компетентности педагога в профессиональном образовании. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
5. Чеканушкина Е.Н. Педагогическая технология формирования социально-экологической компетентности у студентов технического вуза. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009; Т. 11, № 4: 895 - 897.
6. Шаронова Е.Г Социально-экологическое воспитание будущего учителя в воспитательной системе ВУЗа. Современные проблемы науки и образования. 2013; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10124
7. Гвоздева Л.А., Широбокова Ю.Н. Формирование социально-экологической компетентности студентов в естественнонаучном образовании. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013; Т. 2, № 3 (27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-ekologicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii
8. Никитина Ю.Г Методика формирования экологической компетенции младших школьников в условиях системного обновления начального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2013.
9. Литвинова О.А. Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2013.
10. Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников. Нижневартовск: Нижневартовский гуманитарный университет, 2008.
11. Толмачева В.В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Шадринск, 2008.
12. Шинкарева Л.В. Формирование социально-экологических представлений у детей: На материале дошкольного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Белгород, 2003.
13. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. Москва: Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности, 1996.
14. Федорова Т.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1999.
15. Протасова Е., Райхштейн А. Германия: Экологическое воспитание в детских садах. Дошкольное воспитание. 1997; № 7: 85 - 88.
References
1. Ermakov D.S. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya 'ekologicheskoj kompetentnosti uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
2. Shilova V.S. Social'no-'ekologicheskoe obrazovanie shkol'nikov: suschnost' i osnovnye zakonomernosti funkcionirovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; № 7: 158 - 160.
3. Glazachev S.N. Social'no-'ekologicheskaya kompetentnost' kak 'element bazovoj kompetentnosti cheloveka. Social'no-gumanitarnyeznaniya. 2007; № 3: 92 - 102.
4. Perfilova O.E. Razvitie social'no-'ekologicheskoj kompetentnosti pedagoga v professional'nom obrazovanii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
5. Chekanushkina E.N. Pedagogicheskaya tehnologiya formirovaniya social'no-'ekologicheskoj kompetentnosti u studentov tehnicheskogo vuza. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2009; T. 11, № 4: 895 - 897.
6. Sharonova E.G. Social'no-'ekologicheskoe vospitanie buduschego uchitelya v vospitatel'noj sisteme VUZa. Sovremennye problemy nauki iobrazovaniya. 2013; № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10124
7. Gvozdeva L.A., Shirobokova Yu.N. Formirovanie social'no-'ekologicheskoj kompetentnosti studentov v estestvennonauchnom obrazovanii. Uchenyezapiski: 'elektronnyjnauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; T. 2, № 3 (27). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sotsialno-ekologicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-estestvenno-nauchnom-obrazovanii
8. Nikitina Yu.G. Metodika formirovaniya 'ekologicheskojkompetenciimladshih shkol'nikov v usloviyah sistemnogo obnovleniya nachal'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2013.
9. Litvinova O.A. Formirovanie 'ekologicheskoj kompetentnosti mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2013.
10. Goncharova E.V. Teoriya i tehnologii 'ekologicheskogo obrazovaniya doshkol'nikov. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gumanitarnyj universitet, 2008.
11. Tolmacheva V.V. Formirovanie social'no-'ekologicheskoj napravlennosti lichnosti starshego doshkol'nika v trudovoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shadrinsk, 2008.
12. Shinkareva L.V. Formirovanie social'no-'ekologicheskih predstavlenij u detej: Na materiale doshkol'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Belgorod, 2003.
13. Nikolaeva S.N. Koncepciya 'ekologicheskogo vospitaniya detej doshkol'nogo vozrasta. Moskva: Mezhdunarodnaya akademiya nauk 'ekologii i bezopasnosti zhiznedeyatel' nosti, 1996.
14. Fedorova T.A. Vospitanie u detej starshego doshkol'nogo vozrasta kul'tury vzaimodejstviya s prirodoj. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.
15. Protasova E., Rajhshtejn A. Germaniya: 'Ekologicheskoe vospitanie v detskih sadah. Doshkol'noe vospitanie. 1997; № 7: 85 - 88.
Статья поступила в редакцию 05.06.20
УДК 378
Khadzhimuradova T.Kh., senior teacher, Department of Social Work Theory and Technology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
INVOLVEMENT OF STUDENTS IN VOLUNTEERING ACTIVITIES AS A MEANS OF OVERCOMING THEIR LACK OF PROFESSIONAL MOTIVATION. Problems characteristic of the higher education system, resulting in lower professional motivation, are identified. It is noted that the motivational sphere of the student is characterized not only by the development of cognitive motives, but also by the search for personal meanings of professional activity. The problem of supporting students in understanding the need to develop personal qualities that characterize the formation of professional motivation is updated. The aim is to find pedagogical means to overcome the lack of professional motivation, to form professional-significant qualities of students by involving them in volunteering practices. An analysis of scientific literature is being carried out, which shows the attention of researchers to this problem. On the basis of the given analysis the substantiation of possibility of influence of various forms of extra-curricular activity on formation of professional motivation is resulted. Special attention is paid to research on the impact of volunteering practices on the motivational sphere of students' professional qualities. A.N. Leontiev's ideas of the theory of motives in human activity are put forward as a methodological basis. The idea of the importance of professional motivation for the development of such personal qualities as professional orientation, responsibility and discipline is promoted. Scientific novelty is determined by substantiation of purposefulness of influence of volunteering practices on overcoming of insufficient professional motivation and development of professional-significant qualities of students. The signs and advantages of this form of extra-curricular activity, its purpose and directions of realization are revealed. The identification of conditions for students' involvement in this type of activity is considered as practical significance.
Key words: professional motivation, extracurricular activities of students, volunteering practices, volunteer, professional-significant qualities.
Т.Х. Хаджимурадова, ст. преп., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ВОВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Выявляются проблемы, характерные для системы высшего образования, приводящие к снижению профессиональной мотивации. Отмечается, что мотивационная сфера студента характеризуется не только развитием познавательных мотивов, но и поиском личностных смыслов профессиональной деятельности. Актуализируется проблема поддержки студентов в осознании необходимости развития личностных качеств, характеризующих сформирован-ность профессиональной мотивации. Ставится цель поиска педагогических средств преодоления недостаточной профессиональной мотивации, формирования профессионально значимых качеств студентов с помощью вовлечения их в волонтерские практики. Проводится анализ научной литературы, который свидетельствует о внимании исследователей к данной проблеме. На основании данного анализа приводится обоснование возможности влияния различных форм внеучебной деятельности на формирование профессиональной мотивации. Особое внимание уделяется исследованиям, посвященным влиянию волонтерских практик на мотивационную сферу профессионально значимых качеств студентов. В качестве методологического основания выдвигаются идеи теории мотивов в деятельности человека А.Н. Леонтьева. Представляется идея значимости профессиональной мотивации для развития таких личностных качеств, как профессиональная направленность, ответственность и дисциплинированность. Научная новизна заключается в обосновании целенаправленности влияния волонтерских практик на преодоление недостаточной профессиональной мотивации и развитие профессионально значимых качеств студентов. Выявлены признаки и преимущества данной формы внеучебной деятельности, ее цель, направления реализации. В качестве практической значимости рассматривается выявление условий вовлечения студентов в данный вид деятельности.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, внеучебная работа студентов, волонтерские практики, волонтер, профессионально значимые качества.
Современные дискуссии о качестве высшего образования, его соответствие тенденциям социально-экономического развития и принципам «образования через всю жизнь» находят свое отражение в совершенствовании его содержания, форм и методов. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования отражаются целевые ориентиры высшего образования,
компетенции, подлежащие освоению, условия реализации программ. Университеты, осознавая значимость данной проблемы, разрабатывают образовательные программы, соответствующие потребностям экономики регионов. Создавая привлекательную образовательную среду, университеты заинтересованы в том, чтобы студенты активно осваивали предоставленные возможности для профес-