Key words: social competence, competences of preschool children, preschool age, competence-based approach, diagnostics, technology.
Л.Н. Гиенко, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрывается проблема формирования социальной компетентности дошкольников в условиях образовательного учреждения. Выделены основные компетенции детей 6-7 лет: «самостоятельность», «произвольность поведения, самодисциплина», «доброжелательность». Определены критерии и показатели социальной компетентности детей дошкольного возраста, дана характеристика по уровням сформированности ключевых компетенций дошкольников, описаны результаты конкретных диагностических методик. Особое внимание отводится результатам формирующего эксперимента по авторской программе, разработанной на основе компетентностно-ориентированного подхода. Представлена инновационная технология формирования социальной компетентности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: социальная компетентность, компетенции дошкольников, дошкольный возраст, компетентност-ный подход, диагностика, технология.
Министром образования Д.В. Ливановым был подписан Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который предполагает формирование ключевых компетенций подрастающего поколения.
Вопросы становления и развития социальной компетентности детей дошкольного возраста получили свое отражение в работах ученых: Н.И. Белоцерковец, А.И. Болыпакова, О.Ф. Борисова, Д.И. Фельдштейн и др. [1; 2; 3; 4]. Однако до настоящего времени проблема становления социальной компетентности у детей 6 - 7 лет остаётся недостаточно изученной.
Опыт работы показывает, что в процессе формирования социальной компетентности дошкольников целесообразно соблюдать определённые психолого-педагогические условия, например: субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности; создание специальной образовательной среды; сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности; активизация семьи как института социализации, реализация компетентностного подхода и др.
Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности дошкольников проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - «Детский сад № 173», г. Барнаул.
В исследовании приняли участие две подготовительные группы (экспериментальная группа № 1 - далее ЭГ 1, экспериментальная группа № 2 - далее ЭГ 2), возрастом 6 - 7 лет, с одинаковым количеством в них детей - 19 человек в каждой.
Задачи эксперимента: определить критерии, показатели ключевых компетенций дошкольников; дать характеристику уровням их сформированности, осуществить подбор диагностического инструментария; изучить уровень начальных компетенций детей; разработать программу, направленную на формирование социальной компетентности, экспериментальным путем проверить её эффективность.
Практическая реализация опытно-экспериментальной работы осуществлялась в три этапа: констатирующий; формирующий; результативный.
В процессе констатирующего эксперимента анализировалось содержание основных компетенций, которые влияют на уровень социальной компетентности дошкольника. Определены критерии: самостоятельность, произвольность поведения, самодисциплина, познавательная активность, доброжелательность, взаимодействие и сотрудничество с субъектами процесса; показатели: умение выбрать самостоятельно дело, умение сдерживать свои эмоции и непосредственные желания, принятие и выполнение правил группы и требований взрослого, сосредоточенность на умственной деятельности, частота занятий самостоятельной деятельностью, умение адекватно реагировать на чувства других, оказывать поддержку, сопереживать, умение дружно без конфликтов взаимодействовать с другими детьми [3]; уровни сформированности социальной компетентности детей (низкий, средний, высокий).
Уровень сформированности начальных компетенций детей дошкольного возраста измерялся по следующим методикам: «Карта проявлений самостоятельности», «Шкальная оценка социальных форм поведения ребенка», «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» (Щетинина А.М.) [5].
Анализ полученных результатов, в среднем по группам, показал не достаточную сформированность начальных компетенций у дошкольников по изучаемым нами критериям, например, большинство детей, принимавших участие в эксперименте, имели в основном средний уровень - 44,75% по критерию «самостоятельность» (низкий уровень - 36,8%, высокий уровень - 18,45%). По критерию «произвольность поведения и самодисциплина» у большинства детей низкий уровень - 42,1%. Показатели по критерию «доброжелательность»: низкий уровень - 23,8%; средний - 36,8 %; высокий - 23,95%. Полученные результаты выявили недостаточно высокий уровень сформиро-ванности социально значимых качеств личности дошкольников. Очевидно, что проблема исследования является актуальной и требуется целенаправленная работа для формирования социальной компетентности дошкольников посредством разработки и реализации специализированной программы формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста (далее «Программа»).
Программа разработана на основе компетентностного подхода. Ведущие цели - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование базовых основ культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку ребенка к жизни в современном социуме. Программа имеет открытый характер, задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования определенных педагогических технологий.
Суть формирующего эксперимента заключается в том, что на базе ЭГ 1 была реализована авторская Программа, а ЭГ 2 в течение года занималась по традиционному плану занятий, основанном на действующей в саду программе дошкольного образования «От рождения до школы». В плане работы на год ЭГ 1 были комплексно соединены занятия по формированию социальной компетентности и традиционный план воспитательной работы, тем самым появилась возможность реализации не только на дополнительных занятиях в мини группах или индивидуально, но и во всей организованной деятельности группы.
При организации специальной деятельности воспитатели создавали условия для свободной деятельности детей, самостоятельного выбора деятельности, строили образовательный процесс так, чтобы взаимодействие детей проходило в самых разнообразных видах и формах инновационной деятельности.
Кроме этого, воспитатели экспериментальной группы № 1 до начала реализации программы были ознакомлены с теоретическими основами данного исследования, получили определенные рекомендации и памятки с основными понятиями и действиями, которых необходимо было придерживаться.
Особое внимание уделяется формированию предметно -развивающей среды. Проведено зонирование группы: зона упражнений в практической жизни, зона сенсорного воспитания, зоны интеллектуального развития, игровой уголок.
Основными формами работы по развитию социальных компетенций являются: свободная работа детей в подготовленной развивающей среде; индивидуальные и подгрупповые занятия по освоению социально-коммуникативных навыков; уроки социальной жизни, движение по линии и др.
Таблица 1
Анализ результатов сформированности социальной компетентности у дошкольников (констатирующий и результативный эксперимент)
Группа Уровни
Низкий Средний Высокий
Количество % Количество % Количество %
ЭГ 1 - 19 КЭ 7 36,8 8 42,1 4 21,1
РЭ 3 15,7 5 26,4 11 57,9
ЭГ 2 - 19 КЭ 7 36,8 8 42,1 4 21,1
РЭ 5 26,3 8 42,1 6 31,6
Результаты апробации Программы показывают, что в группе ЭГ 1 повысились показатели по всем критериям социальной компетентности. В то время как в группе ЭГ 2 произошли незначительные изменения. Анализ результатов представлен в таблице (см. табл. 1).
Данные таблицы показывают положительную динамику испытуемых в группе ЭГ 1, находящихся на высоком уровне сформированности социальной компетентности, наблюдается увеличение показателя в 2,8 раза (было 21,1%, стало 57,9%) по изучаемым критериям, также можно констатировать значительное снижение показателей по шкале низкий уровень (было 36,8%, стало 15,7%). За время эксперимента дошкольники стали осознанно делать выбор игр их вида и продолжительности, серьезно относиться к своим результатам, активнее участвовать в
Библиографический список
процессе выполнения полезной работы. Наблюдается снижение числа конфликтов, возросла усидчивость, способность концентрироваться на выполнении самостоятельной работы. В группе, работающей по общеразвивающей программе, количество детей достигших высокого уровня формирования социальной компетентности соответственно 31,6%.
Таким образом, анализ полученных данных подтвердил эффективность реализации Программы. Проведенное исследование позволяет утверждать о том, что специально созданные педагогические условия и реализация инновационных форм и методов работы по формированию социальной компетентности у дошкольников имеют положительный результат. Сформированные качества личности ценные для дошкольника оказывают влияние на уровень социальной компетентности.
1. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.
2. Большакова А.И. Формирование компетентностного отношения дошкольников к себе. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008; 2: 68 - 76.
3. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2009.
4. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. Вопросы философии. 1985; 6: 18 - 22.
5. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребёнка. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.
References
1. Belocerkovec N.I. Formirovanie social'nojkompetentnosti detej 3-7 let v usloviyah otkrytogo doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
2. Bolypakova A.I. Formirovanie kompetentnostnogo otnosheniya doshkol'nikov k sebe. Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2008; 2: 68 - 76.
3. Borisova O.F. Formirovanie social'noj kompetentnosti detej doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2009.
4. Fel'dshtejn D.I. Psihologicheskie zakonomernosti social'nogo razvitiya lichnosti v ontogeneze. Voprosy filosofii. 1985; 6: 18 - 22.
5. Schetinina A.M. Diagnostika social'nogo razvitiya rebenka. Velikij Novgorod: NovGU im. Yaroslava Mudrogo, 2000.
Статья поступила в редакцию 26.04.16
УДК 37.013.83
Zarutskaya Zh.N., senior teacher, Nosov Magnitogorsk Technical University (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Kisel O.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk Technical University (Magnitogorsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Savinova Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Nosov Magnitogorsk Technical University (Magnitogorsk,
Russia), E-mail: [email protected]
SOME ASPECTS ОF TEСHNОLОGY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO ADULTS. The article deals with a problem of teaching adults that is of current interest nowadays. In the article the authors have studied the experience of researchers who investigated foreign language teaching to adults and describe the basic principles of andragogy. Adult learning technology is an integral part of andragogy, which is generally considered separately from pedagogy and is distinguished by its focus on adult learners. The article presents a definition, conceptual issues, principles, objectives, and models of education, which reveal the theory and practice relevant to the issues of adult learning. Exploring technology use in formal adult teaching the authors realize that this technology assumes the formulation of basic principles, workable guidelines for drawing up the learning model aimed to facilitate the development of learning for adults, and as a consequence, to set specific goals, and introduce teaching methods and techniques with an emphasis on practical application. The article introduces some methods to motivate adult learners, which found their practical application at Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Key words: andragogy, sustainable education, educational methods, andragogic model, adult motivation.