Научная статья на тему 'К проблеме технологического подхода в системе высшего образования'

К проблеме технологического подхода в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / TECHNOLOGICAL APPROACH / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PARADIGM / EFFECTIVENESS / EDUCATIONAL PROCESS / GOALSETTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Елена Яковлевна

Технологический подход к системе высшего образования рассматривается как процесс обучения, основанный на принципах управления, системном характере и возможности получения предсказуемых результатов и эффективности. Термин «образовательная технология» трактуется в рамках таких образовательных парадигм как информационная, коммуникативная, личностно-ориентированная и гуманитарная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN HIGHER EDUCATION SYSTEM

The technological approach in higher education system is treated as organization of educational process in a higher school based on the principles of conceptuality, monitoring, systemic character and the possibility of obtaining predictable results and effectiveness. The term educational technology is considered in the framework of such educational paradigms as informational, communicative, personality-oriented, cultural, humanitarian ones.

Текст научной работы на тему «К проблеме технологического подхода в системе высшего образования»

Электронное периодическое издание «Вестник Дальневосточного государственного технического университета» 2009 год № 1 (1)

13.00.00 Педагогические науки

УДК - 371.128.1; 370.1;373.3.

Е.Я.Городецкая

Городецкая Елена Яковлевна - канд. филолог. наук, профессор, директор Гуманитарного института ДВГТУ. E-mail: elena.gorodetskaya@gmail.com

К ПРОБЛЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологический подход к системе высшего образования рассматривается как процесс обучения, основанный на принципах управления, системном характере и возможности получения предсказуемых результатов и эффективности. Термин «образовательная технология» трактуется в рамках таких образовательных парадигм как информационная, коммуникативная, личностно-ориентированная и гуманитарная.

Ключевые слова: технологический подход, педагогическая технология, образовательная парадигма, эффективность, образовательный процесс, целеполагание.

Elena Y. Gorodetskaya ON THE PROBLEM OF TECHNOLOGICAL APPROACH IN HIGHER

EDUCATION SYSTEM

The technological approach in higher education system is treated as organization of educational process in a higher school based on the principles of conceptuality, monitoring, systemic character and the possibility of obtaining predictable results and effectiveness. The term “educational technology” is considered in the framework of such educational paradigms as informational, communicative, personality-oriented, cultural, humanitarian ones.

Key words: technological approach, pedagogical technology, educational paradigm, effectiveness, educational process, goalsetting.

Стремительное развитие процесса технологизации профессионального высшего образования позволило выявить ряд противоречий, что говорит о сложности применения технологического подхода в вузовской практике, разных путях и способах реализации технологического подхода, неоднозначном отношении профессорско-преподавательского состава вузов к инновационным технологиям.

Для того, чтобы правильно выбрать ту или иную технологию в решении вузовских задач, надо иметь общее представление о технологиях, выделить разные точки зрения на этот на понимание этого феномена применительно к образовательной практике.

Сам термин «технология», заимствованный из производственной сферы, применяется в образовании неоднозначно. В самом широком значении под технологией понимают «поэтапную реализацию того или иного метода, принципа с помощью определённых форм работы. При одном и том же принципе могут быть разные технологии и его реализация» [1], т.е. единицей технологии в практическом аспекте выступает метод, а принцип - на теоретико-прикладном уровне, на этапе проектирования.

Особенность технологического подхода к организации образовательного процесса исследовали В.П.Беспалько, Г.И.Ибрагимов, Т.И.Ильина, П.И.Пидкасистый, Н.Ф.Талызина, А.И.Уман, С.Е.Шилов и др. Одни педагоги считают, что повышение качества образования в вузе связано с личностноориентированными и диалоговыми, другие - с интерактивными технологиями и технологиями организации самостоятельной образовательной деятельности студентов, третьи связывают повышение уровня образовательных результатов в вузе с информационными и коммуникативными технологиями. Но однозначной трактовки в понимании термина «технология» среди исследователей и практиков до сих пор нет.

Поэтому, обобщая литературу по обсуждаемой проблеме, выделим наиболее известные трактовки в понимании педагогической технологии:

целенаправленное использование предметов, приёмов, средств, событий, отношений для повышения эффективности педагогического процесса (М.Вулман);

систематизированное использование субъектов учебного процесса, учебных методов и оборудования для решения педагогических проблем (Ф.Персиваль, Х.Эллингтон);

системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогической цели (М.В.Кларин);

схема предметно-преобразующей деятельности (Б.Г.Юдин); проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике (В.П.Беспалько).

В данной статье под педагогической технологией понимается проект педагогического процесса (на уровне всего вуза и отдельного факультета, отдельной учебной программы и профессионально-педагогической деятельности преподавателя), разработанный на научной основе, процедуры которого эффективны для получения конкретно-прогнозируемого результата при постановке и решении любых вузовских задач. Это может быть проект (технология) процесса обучения в целом или процесса проведения семинарского занятия; процесса профессионально-личностного развития студентов средствами конкретной дисциплины или развития у студентов критического мышления; проект воспитания в вузе или общения преподавателя со студентами.

При этом основой таких педагогических технологий (проектов) должны стать следующие требования:

концептуальность (опора на научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей);

управляемость (возможность проектирования, диагностики и корректирования процесса обучения);

системность (логика процесса, взаимосвязь частей, целостность);

144

эффективность в достижении цели;

воспроизводимость (возможность применения другими субъектами в других однотипных учебных заведениях).

Следует отметить, что термин «педагогическая технология» близок по смыслу к термину «образовательная технология», но они не являются синонимами, поскольку технологичность образовательного процесса в вузе - это описание его стандартизации в виде предписывающей конструктивной схемы деятельности преподавателя и студентов в определённых, заданных условиях.

Под термином «образовательные технологии» применительно к вузу будем понимать проект образовательного процесса в вузе, в котором управление процессом решения образовательной задачи может выполнять не только преподаватель вуза и не обязательно в условиях вузовских аудиторий. Образовательная технология представляет собой преобразование теоретической информации в предписывающую информацию для педагога и студента или только для студента о конкретных содержательно-процессуальных действиях, которые ему необходимо произвести с целью обеспечения надлежащего образовательного эффекта. Вот почему к образовательным технологиям относят информационные технологии, технологии поиска научной и учебной информации, технологии компьютерной переработки учебной вузовской информации, технологии организации производственной практики студентов, технологии написания и защиты дипломной работы (проекта), подготовки и написания курсовой работы и др.

Особенностью образовательной технологии является то, что она опирается на «способ систематического планирования, применения и оценивания всего процесса обучения» [2], поэтому отличительным признаком современных образовательных технологий является также акцент на характере деятельности преподавателя, который выступает в них в роли организатора различных видов деятельности обучаемых, педагога-менеджера и режиссера обучения, а не транслятора учебной информации. Обучаемый же является субъектом деятельности наряду с преподавателем, а его личностное и профессиональное развитие

выступает как одна из главных образовательных целей. Информация в образо-

145

вательных технологиях используется как средство организации образовательной деятельности студентов, а не как цель обучения.

В последнее десятилетие в связи с ростом потребностей в инновационных образовательных технологиях их количество и разнообразие заметно возросло. Особенно сильно на данный процесс повлияло развитие информационнокоммуникативных технологий и технологий активного и интерактивного обучения. Итак, в рамках:

знаниевой парадигмы педагоги обращаются к технологиям трансляции и усвоения знаний;

информационной парадигмы - к новым информационным технологиям; деятельностной парадигмы - к технологиям организации учебнопознавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности студентов (технологии проблемного обучения, игровые технологии, технологии поэтапного усвоения знаний и др.);

культурологической парадигмы - к трансляции элементов культуры и способов их освоения, к технологиям организации диалога разных культур и точек зрения;

личностно-ориентированной парадигмы - к технологиям контекстного обучения, рефлексивного обучения, создания образовательных ситуаций, технологии «погружения» студентов;

проектной парадигмы - к технологиям проектирования образовательной программы, проблемной лекции, нового учебника и т.д.;

гуманистической парадигмы - к технологиям реализации гуманистических целей в организации вузовского образовательного процесса;

гуманитарной парадигмы - к технологиям создания условий в вузе, позволяющих каждому студенту проявить себя и свои субъектные свойства при взаимодействии с преподавателями, другими студентами, с информацией и различными средствами в ходе освоения государственной образовательной программы, общения и самостоятельного выполнения учебных заданий.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что применительно к вузовской практике значение термина «технология» используется как

педагогическое искусство и мастерство преподавателей высшей школы в обеспечении высокого качества образования и подготовки специалистов самой высокой квалификации;

знание о том, как технологически обеспечить решение вузовских задач в работе со студентами.

Знание термина «технология» применительно к профессиональнопедагогической деятельности вузовских преподавателей также можно свести к двум основным:

логически упорядоченная и воспроизводимая система действий вузовского педагога, направленная на достижение образовательной цели, а также её отражение в форме описания как цикла выполняемых операций в логике реализации цели и ведущего метода или алгоритмического описания, адекватного структуре этого метода, выполнение которого гарантирует достижение поставленной цели;

особый тип знаний о научно-системном, гарантированном и воспроизводимом способе достижения образовательной цели в процессе профессиональной деятельности вузовских преподавателей.

Глубинный смысл применения современных технологий в вузовской образовательной практике состоит в отходе от экспромтов и переходе к предварительному проектированию действий преподавателя и действий студентов в образовательном процессе;

в научно обоснованной разработке системы действий преподавателя в виде чёткой последовательности его действий с определённым инструментарием на каждом этапе реализации своего педагогического проекта в образовательном процессе;

в диагностическом, измеряемом целепологании на уровне учебной дисциплины, учебного занятия и всех форм взаимодействия преподавателя со студентами;

в объективном контроле качества своей деятельности и деятельности студентов в решении образовательных задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Инта проф. образования МО России,1995. 336 с.

2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент»,1998. 175 с.

3. Сластёнин В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-пресс,1997. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.