Научная статья на тему 'Личность преподавателя и новые технологии обучения в инновационном вузе'

Личность преподавателя и новые технологии обучения в инновационном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2219
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА НАЧАЛА XXI В. / КРЕАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АТМОСФЕРА ОСОБОГО СООБЩЕСТВА «ПОСВЯЩЕННЫХ». ФАСИЛИТИРУЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL PARADIGM OF THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY. / A SPECIAL COMMUNITY ATMOSPHERE"DEDICATED". / CREATIVE TECHNOLOGY TRAINING / INNOVATIVE ACTIVITY / FACILITATING TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Н. Г.

Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требует реформирования как системы высшего профессионального образования, так и изменения отношения к своей деятельности главных действующих лиц образовательной системы преподавателя и обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the reproductive system of education in a continuously evolving and open, involving of students in solving their own educational and sociocultural problems requires reformation the system of higher education as well as change in minds of teachers and students regarding their work.

Текст научной работы на тему «Личность преподавателя и новые технологии обучения в инновационном вузе»

УДК 37.011.31+378

Н. Г. Волков

ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В ИННОВАЦИОННОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: Образовательная парадигма начала XXI в., креативная технология обучения, инновационная деятельность, атмосфера особого сообщества «посвященных». фасилитирующая педагогическая деятельность.

Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требует реформирования как системы высшего профессионального образования, так и изменения отношения к своей деятельности главных действующих лиц образовательной системы - преподавателя и обучающихся

Key words: educational paradigm of the beginning of the XXI century., creative technology training, innovative activity, a special

community atmosphere"dedicated"., facilitating teaching.

The transformation of the reproductive system of education in a continuously evolving and open, involving of students in solving their own educational and sociocultural problems requires reformation the system of higher education as well as change in minds of teachers and students regarding their work.

Введение

Время, в которое мы живем, эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую социально-экономическую реформу. В педагогике - это переход к новым, наиболее оптимальным психолого-педагогическим системам - креативным технологиям обучения, в жизни отдельного слушателя - превращение его в самостоятельного субъекта учебно-познавательной деятельности. Такие изменения в обществе, в системе образования и подготовки специалистов XXI века, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, включение обучающихся в решение собственных образовательных и социокультурных проблем требует реформирования как системы высшего профессионального образования, так и изменения отношения к своей деятельности главных действующих лиц образовательной системы - преподавателя и обучающихся.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно.

Известный учёный Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:

• способность делать учебный материал доступным;

• творчество в работе;

• педагогически-волевое влияние на учащихся;

• способность организовать коллектив учащихся;

• интерес и любовь к детям;

• содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

• педагогический такт;

• способность связать учебный предмет с жизнью;

• наблюдательность;

• педагогическая требовательность.

Современный преподаватель высшей школы должен отличаться общей культурой, иметь глубокие психолого-педагогические знания, а также высокий уровень профессиональной подготовки в своей предметной области, владеть гуманистическими педагогическими технологиями, способностью к педагогическому целеопределению, проектированию и организации эффективного образовательного процесса, являться творческой развивающейся личностью.

На базе факультета педагогики и практической психологии Педагогического института Южного федерального университета (2009г.) Проведено изучение представлений студентов о профессионально-важных качествах (ПВК) преподавателей высшей школы (рис.1).

600 500 400 300 200 100 0

t

ЕЦВы сокий уровень

интеллекта [¡¡¡Коммуникативные

способности и обаяние ^Способность к разумному

осмыслению проблем НПр офессио на льные

интересы и склонности ЩКому никативная

воспитанность и такт ШОрганизаторские

способности ПЭмошюнальная

устойчивость ¡¡¡¡Обязательность и

ответственность ШДо брота

ЯЧувсТво юмора 1

Рис. 1

Результаты данных исследований, совпадают с данными опроса курсантов Факультета Военного Обучения КНИТУ.

Таким образом, наиболее важным качеством преподавателя высшей школы студенты считают высокий уровень развития интеллекта, предполагающий общую эрудицию, мыслительные умения и специальные знания. Также подчеркивается значение таких профессионально-важных качеств, как: коммуникативные способности и обаяние; способность разумно осмысливать трудные жизненные и профессиональные ситуации; профессиональные интересы и склонности; коммуникативная воспитанность и такт; организаторские способности и готовность к лидерству; эмоциональная устойчивость; обязательность, ответственность и исполнительность; доброта; чувство юмора и остроумие.

Целью образовательного процесса становится не усвоение готовых знаний, а усвоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний.

I. Новые направления в развитии психолого-педагогических знаний

Образовательная парадигма начала XXI в. пополняется авторским определением категории креативная психолого-педагогическая технология, суть которой заключается в творческом и созидательном подходе к решению проблемы педагогического процесса, в ходе которого интересы и ценность личности являются доминирующей компонентой организации и смысла учебной деятельности. Согласно концепции Г.Л. Ильина - автора проективного образования, в определении «креативная психолого-педагогическая технология» делается акцент на творческое начало и созидательный аспект деятельности как преподавателя, так и обучающегося - взрослого обучающегося с высшим образованием, желающего получить дополнительное образование.

Основой для реализации таких установок выступают следующие принципы:

1. Личность преподавателя или технолога учебного процесса по-прежнему выступает как ведущий элемент обучения. Преподаватель выступает не только как провозвестник предметно-дисциплинарных знаний, носитель информации, хранитель норм и традиций, но и как помощник в становлении и развитии личности студента, утверждающий эту личность независимо от меры его приобщенности к знанию, меры его понимания либо непонимания. Изменяется характер управления, воздействия на студента. Позиция авторитетной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается партнерская позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе студента, к становлению и развитию его личности. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с полученной оцен-

ки на активное взаимодействие с преподавателем и своими сокурсниками.

2. Изменение в функции знаний, которые осваиваются в ВУЗе, и способ организации процесса их усвоения. Знание в наше время, став «третьей социальной силой» после богатства (денег) и собственно власти, даст человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации, лишь будучи представлено в духе современного информатизированного общества как системное, междисциплинарное, обобщенное. Процесс его усвоения перестанет носить характер рутинного заучивания, репродукции и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс.

3. Решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта», богатого радостью повседневного сотрудничества и сотворчества.

Иначе говоря, креативная технология обучения представляет собой способ изменения исходной и основной установки профессионального образования, поскольку креативный подход к проблеме обучения предполагает не решение готовых дидактических задач, а генерацию, творческую формировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни. В последние десятилетия в мире происходят интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической (табл. 1).

Речь идет о смене парадигмы образования, [2] предполагающей переворот взаимоотношений системы образования с обучаемыми: вместо системы формирования обучаемых, выступающих в роли объектов обучения, предполагается создание системы образования, обслуживающей образовательные потребности обучающихся и обучающего.

Информация - сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Можно определить специфичность креатив-

ной технологии образования как возможность развития способности обучающегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, т. е. заниматься исследовательской деятельностью, использовать не только готовые знания, но и полуфабрикат, каким зачастую является информация.

В связи с этим важно подчеркнуть значение развития креативного образования для преодоления кризиса отечественной образовательной системы. Трудности, переживаемые отечественным образованием, в значительной степени объясняются тем, что традиционные формы обучения теряют свою эффективность; преподаватель, а с ним и готовые знания, носителем которых он является, теряют былой авторитет, основанный на представлении о вековой мудрости, которую они выражают. Главная

особенность образовательного процесса в современной высшей технической школе состоит в том, что знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определённых профессиональных функ-

ций, важны не сами по себе, не как конечная цель обучения, а лишь как средство достижения более значимой цели - формирование активной, творческой, созидательной личности специалиста [1].

Таблица 1 - Характеристики образовательных парадигм

Классическая парадигма

1. Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения

2. Человек - простая система

3. Знания - из прошлого («школа памяти»)

4. Образование - передача студенту известных образцов знаний, умений, навыков («образцевание»)

5. Студент - объект педагогического воздействия, обучаемый

6. Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого

7. «Ответная», репродуктивная, деятельность обучаемого

Новая, неклассическая парадигма

Основная миссия образования: обеспечение условий самоопределения и самореализации личности_

Человек - сложная система_

Знания - из будущего («школа мышления»)

Образование - созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры_

Студент - субъект познавательной деятельности, обучающийся_

Субъект-субъектные, диалогические отношения педагога и

обучающегося_

Активная, творческая деятельность обучающегося

4. Доминирующая функция образования по отношению к обучающимся сменяется сервисной.

Первое, что отличает креативную технологию от традиционных педагогических технологий -партнерство обучающегося и преподавателя в учебном процессе. Обучающийся вправе сам отбирать нужную ему информацию, сам определяет её необходимость, исходя из замысла проекта. Преподаватель может лишь помочь ему в этом.

Второе. При креативной технологии обучения меняется главное условие традиционно понимаемого образования - наличие готовых, систематизированных знаний, подлежащих усвоению. В проективном образовании знания могут носить случайный, несистематизированный характер, могут быть «неистинными» и противоречивыми. Их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости - дело и забота самого обучающегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний и понятий строит свой проект, своё представление о мире.

Третья особенность креативной технологии обучения состоит в том, что основным элементом учебного процесса становится не информация, а её анализ и получение знаний. Различие между знанием и информацией можно определить следующим образом. Знания - это проверенный практикой общества результат познания действительности, главной особенностью которого являются истинность и непротиворечивость. Информация - сведения любого характера, выражающие чаще всего мнения говорящих, иногда сомнительной достоверности и, как правило, не совпадающие или даже противоречащие друг другу. Можно определить специфичность креативной технологии образования как возможность развития способности обучающегося создавать и извлекать знания из получаемой информации, т.е. заниматься исследовательской деятельностью, использовать не только гото-

вые знания, но и полуфабрикат, каким зачастую является информация.

В связи с этим важно подчеркнуть значение развития креативного образования для преодоления кризиса отечественной образовательной системы. Трудности, переживаемые отечественным образованием, в значительной степени объясняются тем, что традиционные формы обучения теряют свою эффективность; преподаватель, а с ним и готовые знания, носителем которых он является, теряют былой авторитет, основанный на представлении о вековой мудрости, которую они выражают. Главная особенность образовательного процесса в современной высшей технической школе состоит в том, что знания, умения и навыки, необходимые для выполнения определённых профессиональных функций, важны не сами по себе, не как конечная цель обучения, а лишь как средство достижения более значимой цели - формирование активной, творческой, созидательной личности специалиста [1].

В современной педагогической науке и в мировом образовании, включая российское, на всех его уровнях представлен широкий спектр инноваций - проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проективных, контекстных и других моделей обучения. Используются разнообразные формы совместной, групповой учебной деятельности, организация диалогического общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса и т.п.

Пока они не делают погоды в массовом образовании по причинам своего несопоставимо меньшего по сравнению с традиционной системой обучения теоретико-методического «обустройства» и недостаточной технологичности некоторых из них. Но эти модели являются несомненным свидетельством размывания устоев классической технологии и постепенного становления в ее «теле» новой образовательной парадигмы.

Для мировой образовательной системы конца XX века характерны следующие важные тенденции:

Первая - повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая - углубление международного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья - существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоори-ентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологи, теологии, экологии, эргономики, экономики.

Основные принципы и направления структуры и содержания высшего профессионального образования России на начало XXI века следующие:

• самодостаточность системы высшего профессионального образования по обеспечению научного, технического и культурного развития страны;

• совершенствование многоуровневой структуры образования, формирование образовательных программ различной направленности и длительности;

• усиление фундаментальности образования;

• расширение академических свобод ВУЗов в вопросах формирования содержания образовательных программ;

•повышение экономической эффективности системы высшего профессионального образования;

•учет мировых тенденций развития образовательных систем и обеспечение мобильности выпускников высшей школы на рынке интеллектуального труда [2].

Говоря о развитии инновационных процессов в Российской образовательной системе, следует прежде всего, уяснить смысл этого понятия. Термин «инновационная деятельность» в отечественной литературе появился в конце 80-х годов.

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in - в, novus - новый, innovare - делать новое), означающее обновление или улучшение.

Применительно к производственной сфере, главным условием развития которой выступает прогресс науки и техники: инновация - это изменение в продукте, технике, технологии и организации производства, в котором материализуется новое научное знание, формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающее новые.

Вполне логично, что инновационная деятельность невозможна и без новых психологических подходов, при которых формируются новые установки и психологические навыки у всех участников этого процесса и особенно у руководителей.

Значительным препятствием для инновации является: психологический барьер, возникающий при принятии нововведения, которое, как правило, осуществляется в условиях риска или неопределенности обусловленных невозможностью, с одной стороны, описать проблемную ситуацию, а с другой стороны - представить и оценить все возможные альтернативы решений.

Применительно к педагогическому процессу применение термина «инновационная деятельность» правомочно, когда имеют место подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования.

Педагогические инновации предполагают личностный и творческий процесс организации учебного процесса, они охватывают всю сферу образования от подготовки преподавателя, осуществляющего разнообразные функции - эксперта, консультанта, проектировщика, технолога инновационных направлений.

Инновация как элемент дидактического процесса - это результат творческой деятельности, основное содержание которой находится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо укорененной традиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творческая деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания культурных, художественных и научных традиций. Инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение, потребность своей необычностью, новизной, заставляют думать и действовать, отвечать на них своими инновациями. Для реализации активности личности и ее инновационной деятельности сейчас имеются большие возможности. Этому способствует ряд изменений, происходящих в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них - снятие ограничений профессиональной деятельности, это позволяет воспринимать значительно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение предвзятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу действий, своевременное реагирование на внешние изменения.

Как следствие этого, преподаватель приобретает очень важные способности: готовность к реагированию на неожиданности, готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска, готовность нести за них ответственность, критичность в оценке своих и чужих действий.

II. Инновационное содержание предметно-ориентированного обучения в вузе

Инновационную деятельность преподавателя можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Это дает возможность структурировать систему взглядов на целостное изучение этого вида деятельности в русле акмеологии. Преподаватель-новатор, реализуясь в педагогической деятельности, обязательно включается в креативный процесс, который актуализируется в креативном результате. Инновационная деятельность образует трехуровневую структуру, где основанием служит рефлексия - осмысление личностью собственной поисково-творческой деятельности; креативно -преобразовательная деятельность и сотворчество.

Большое значение для рефлексии структуры инновационной деятельности имеет рассмотрение соотношения творчества и профессионализма. Профессионализм несет в себе скрытое противоречие. С одной стороны, дифференциальные признаки, отличающие профессию преподавателя от других, ведут к системе требований, несоблюдение которых лишает человека имиджа профессиональности. С другой стороны, чем выше уровень сложности задач, ближе к акмеологической характеристике мастерства, тем чаще становится инновационное проявление, стремление к преодолению норм, созданию продуктов и способов работы, не совпадающих с «общепринятыми». Инновационная устремленность ведет собой творческое самовыражение, не умещающееся в привычных рамках. Чем более близка вершина достижений, которую превосходит творец-новатор, тем большее количество «несоблюдения» нормы он демонстрирует и вовлекает в это «игнорирование» большее количество других преподавателей.

Выходы за пределы сложившихся стереотипов, норм, установок апробируются в практике взаимодействий с обучаемыми. Критерием приемлемости «отходов от основной линии» за пределы общепринятого выступает сначала продуктивность учебно-воспитательного процесса.

Первоначально сравнение, рефлексия опирается на критерии, специфичные для данного профиля, для всей педагогической профессии. Но более совершенная саморегуляция выходит за пределы профессии, привлекает обще культурные средства и способы, когда включаются интеллектуальные и духовно-ценностные культурные критерии наряду с индивидуальными и личностными качествами специалиста.

Следует остановиться также и на формах выражения индивидуальности педагога в профессиональной деятельности. Возрастное психическое развитие характеризуется, как отмечается в литературе, возрастающей индивидуализацией по мере взросления человека. Индивидуализация обсуждается как специфическая форма развития.

Процесс индивидуализации преподавателя в педагогическом труде может иметь разные выражения:

• индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

• индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

• индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности преподавателя в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде.

Под индивидуальным стилем принято понимать обусловленную природными особенностями человека устойчивую систему способов и тактик деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению данной работы. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека (состояние организма, нервной системы, высшей нервной деятельности), а также прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Механизмами становления индивидуального стиля профессиональной деятельности является адаптация, компенсация, коррекция. Адаптация состоит в использовании человеком (осознанно или неосознанно) тех своих благоприятных природных качеств, которые способствуют успеху в деятельности. Компенсация заключается в выборе таких условий труда, которые помогали бы избежать тех ситуаций, где могли бы проявиться неблагоприятные качества педагога. Выделяется также и механизм коррекции, когда обеспечивается выполнение деятельности в оптимальных границах.

Во всех описанных процессах (адаптация, компенсация, коррекция) поведение человека определяется логикой профессиональной деятельности и своего психического развития. Однако на достаточно высоком уровне профессионализма преподаватель может выйти из нормативных требований профессии, и тогда он осуществляет реконструкцию профессиональной деятельности, опережает её требования, вносит творческий вклад в профессию, происходит выход за пределы своих возможностей, вычерпывание своих резервов. Можно предположить, что здесь процесс развития специалиста не ограничивается механизмами адаптации, компенсации, коррекции и включает новые, пока мало изученные механизмы, которые приводят к появлению творческого стиля деятельности.

На определенном этапе выполнения педагогической деятельности у педагога складывается индивидуальность в профессиональной деятельности. Это самое позднее образование.

Творческая (креативная) индивидуальность проявляется как высшая характеристика профессионального творчества. Она является личностной категорией, которая включает:

• интеллектуально-творческую инициативу;

• интеллектуальные способности, широту и глубину знаний;

•чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу;

•информационный голод, чувствоновизны, необычного в проблеме, профессионализм, жажда познания.

Основные функции реализации творческой индивидуальности можно определить следующим образом:

• обогащение культуры, определяющейся критерием общественной значимости;

•преобразование педагогического процесса и личности;

• нахождение новых технологий, определяющихся по критериям продуктивности и значимости;

• саморазвитие на основе самоопределения, самовыражения личности.

Формирование творческой индивидуальности преподавателя - динамический инновационный процесс преобразования и саморазвития личности. Ядром творческой индивидуальности является продуктивное самосознание, подразумевающее:

• осознание неповторимости личности при сравнении себя с другими;

• совокупность креативных проявлений и представлений о себе;

• целостность и гармоничность, внутреннее единство индивидуальных креативных особенностей;

• динамичность и непрерывность процесса собственного саморазвития личности и становления ее как творца;

• самоутверждение личности и осознание собственной компетентности;

• самореализация творца и осознание собственной значимости в личностном и социальном аспектах.

В инновационной деятельности преподавателя преобладает потребность в новизне, в риске, поиске более совершенных способов работы. Мотивация креативной личности проявляется в большей степени именно в тенденции к риску, основанной на желании достичь и проверить свои предельные возможности, развить творческую индивидуальность. В деятельности педагога всегда может наступить такой момент, когда обычные способы, процедуры не дают новый уровень решения профессиональных задач и проблем. В таком случае он прибегает к новым приемам и способам, включает механизмы анализа, прогноза возможных последствий, самооценки и др. Акмеологический (научно-исследовательский) анализ своей педагогической деятельности осуществляется в условиях всей жизнедеятельности человека. Это особенно очевидно при анализе инновационной деятельности. Таким образом, акмеологиче-ский подход к анализу сущности инновационной деятельности позволяет осмыслить закономерности развития личности педагога в период его расцвета, соотнести индивидуальное и творческое начало,

стимулировать рефлексивное выполнение действий. Практика убеждает, что на формирование уровня готовности к творческой деятельности влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории и образовательному уровню. Поэтому все виды и формы организации творческой деятельности в этой системе направлены на формирование положительной мотивации и удовлетворенности результатом творческой деятельности.

В профессиональной подготовке будущего преподавателя должна превалировать идея адаптивности-способности репродуцировать известные науке и практике методы, приемы, формы обучения, чтобы наиболее успешно развивать способности, изучать традиционную педагогическую деятельность. Иными словами сказанное, означает, что будущий преподаватель должен постоянно возвращаться к традиции, к прежним педагогическим наработкам, их аксеологически осмысливать в соответствии с новыми подходами, разрабатываемыми психологией, педагогикой, и другими науками о человеке.

Теоретические основы саморазвития личности - это те знания, которые могут служить основой и побудительной силой личностно-профессионального становления будущего специалиста, но получить эти знания студенту сложно из-за отсутствия источников и ограниченности времени; таким источником (плохим или хорошим) чаще всего и становится вузовский педагог в условиях своего общения: образовательного, официального и межличностного, неформального. Педагогическая ответственность любого преподавателя ВУЗа, когда сама жизнь ставит его в условия не просто добросовестного выполнения своих функций, а «проживания» со студентами сложных моментов их личностно-профессионального становления, саморазвития, исключительно высока. Сущность саморазвития заключается в принципиальном превалировании в целенаправленном использовании личностью собственной внутренней энергии в общем процессе ее вызревания.

Ведущими факторами саморазвития личности в условиях ВУЗа выступают: содержание образования, сам процесс организации образования (методика обучения, одновременно пробуждающая активное самопознание, стимулирующая самообразование, личностное саморазвитие); деловое и межличностное общение «студент - студент», «студент -группа», «студент - преподаватель» и др.

Ставя во главу угла подготовки будущего специалиста - преподавателя принцип развития и саморазвития (вместо принципа «накопления знаний, умений и навыков»), современное высшее педагогическое образование должно повернуть на службу этой идее не только содержание образования, но также и методы (способы взаимодействия вузовских педагогов со студентами во имя обретения последними не только знаний, умений, навыков, но и формирования «образа Я» в соответствии с социально-

личностным предназначением, восхождения к потребности и способности соответствующего самодостраивания). Поэтому в вузовском обучении неуклонно возрастает роль не просто «активных методов усвоения материала», а принципиально меняется «ключ» обучения: методы проведения учебных занятий всех видов (лекции, семинары, практикумы, педагогическая практика и прочее) нацеливаются на формирование «вопросов» к педагогам, к научной литературе, к ученым, интенсивной востребованности новых знаний и опыта, на развитие «спроса» на все то, что рождает и обогащает профессионализм, а также на формирование готовности эти знания отыскивать, выстраивать в систему, строить выводное, личностно значимое, ценностно окрашенное собственное знание-убеждение.

Речь идет не просто о превалировании в вузовском образовании проблемного обучения, частично-поисковых и исследовательских методов, что само по себе очень значимо, а о такой их интерпретации и инструментовке, при которой сами обучающиеся увидят смысл собственной работы такими методами и в процессе изучения материала одновременно станут овладевать «технологической стороной» процесса собственного обучения, станут подлинными субъектами образовательной деятельности.

Следующим шагом развития профессионально значимых личностных качеств преподавателя должно быть изменение стиля межличностного, в том числе и педагогического, общения в ВУЗе Создание атмосферы особого сообщества «посвященных», свободно избравших деятельность, направленную на поддержку личностного самосозидания будущих наставников подрастающих поколений, - атмосферы, в которой только и могут развиваться свободные и страстные, толерантные и терпеливые преподаватели, способно осуществляться в том случае, если:

• будет постепенно устанавливаться взаимное безусловное, безоценочное принятие друг друга - не по социальной роли, а по человеческой сущности;

• когда будут утверждаться неписаные (и писаные?) нормы внутри вузовского сообщества, согласно которым и педагогам, и студентам следует проявлять умение и желание максимально слышать и видеть другого («пристальное внимание», эмпатийное слушание, «чтение лица» собеседника, реализация установки не на отчуждение и конфронтацию, а на понимание и поддержку);

• когда каждый ощутит в душе чувство «защищенности» своей альма-матер и благодарности, признательности к тем, во взаимодействии с кем проходили годы ученичества (это верно и по отношению к преподавателям, потому что годы плотного личностного взаимодействия с обучающимися были и для обучающих годами ученичества - самопознания, самоукрепления, самовыстраивания).

Преподавателям ВУЗа будет необходимо, хоть это и не просто, осознать ценность фасилити-рующей педагогической деятельности, основанного на гуманных принципах:

• видеть в обучающемся самоценную и уникальную личность, обладающую правом общечеловеческого равенства с обучающими;

• считать главной точкой опоры в педагогической деятельности собственное достоинство студента;

• осознавать широкую потенциальность студента и способствовать ее развертыванию, помогать его самоактуализации;

• демонстрировать доверие к обучающемуся с самого начала и на всем протяжении взаимодействия с ним;

• поддерживать и развивать индивидуально и групповое целеполагание, восхождение к большей выраженности субъектности - своей и студента;

• признавать и уважать внутреннюю мотивацию поведения и деятельности обучающихся, исходить из нее в организации образовательной деятельности;

• быть не носителем «истины в последней инстанции», не ревизором, а «справочником», в лучшем случае - значимым экспертом по вопросам, интересующим студента источником опыта;

• быть доступным для каждого студента, найти «ниточки» духовной связи с ним;

• проявлять активность во взаимодействии, не становясь «наблюдателем со стороны»;

• развивать собственные способности сопереживания, вхождения в положение другого человека и исходить из этого в своей педагогической деятельности;

• проявлять открыто свои чувства, переживания во взаимодействии;

• развивать свою способность чувствовать эмоциональный настрои группы;

• учиться хорошо понимать себя, знать свои возможности и управлять собой.

Заключение

Изучение творческого характера педагогической деятельности имеет большую историю. Много известных ученых внесли свой вклад в ее познание. К числу главных факторов, тормозящих решение этих вопросов, относится практически изолированное друг от друга развитие психологии педагогики, разделенность отраслей каждой из них, консервативное влияние идеологических установок на развитие теории и практики педагогической деятельности.

Рассмотрим последовательно, как строится инновационная деятельность преподавателя при явном доминировании одного из перечисленных мотивов.

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. К таким стимулам можно отнести материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, в частности, за участие в конкурсе «Преподаватель года», удовле-

творительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля и т. п.

2. Мотивы внешнего самоутверждения преподавателя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих). В этом случае преподаватель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Этот мотив можно назвать мотивом престижа.

3. Профессиональный мотив. Психологическая природа двух рассмотренных выше мотивов связана в первом случае с удовлетворением непрофессиональных потребностей, а во втором - выступает как цель, связанная с мотивом самоутверждения, повышения самооценки,' что является необходимым условием комфортного психологического состояния личности. Профессиональный мотив в наиболее общем виде выступает, как желание передавать знания и передавать положительные-личностные качества обучающимся.

4. Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс, выбор из многих возможностей «возможности роста». Преподаватели ,стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности такого саморазвития.

Каждое занятие для такого педагога - это повод к реализации себя как личности и профессионала. Осмысливаются результаты занятия, осущест-

© Н. Г. Волков - ст. препод. ФВО при КНИТУ, [email protected].

вляются попытки его изменения, модификации, внесения новшества. Преподаватель, идущий по такому пути, - это человек с высоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности.

Литература

1. В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов, В.В. Кондратьев / «Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики» // Вестник Казанского технол.ун-та.- 2010. № 4.-С.230

2. Кандидат педагогических наук полковник Карташов О.Р. / «Современные психолого-педагогические технологии и их использование в педагогическом процессе» / статья / ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РХБ ЗАЩИТЫ./ Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин. / Кострома, 2006

3. Гинецинский В.И./ Предмет психологии: дидактический аспект. / М., 1994

4. Деркач А. А., Кандыбович С. Л. / Очерки психологии управления: стратегии развития профессионала. М., 1997.

5. Морозов А.В., Чернилевский Д.В / Креативная педагогика и психология. / Учебное пособие.-М., 2004

6. Кроль В.М. Психология и педагогика. М., 2001.

7. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.