Научная статья на тему 'К проблеме страхов детей дошкольного возраста'

К проблеме страхов детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
553
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / ПРОБЛЕМА СТРАХА / ПРИЗНАНИЕ СТРАХА / РАБОТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ / ЭТАПЫ КОРРЕКЦИИ / ТЕХНИКИ КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погребицкая Ю. А.

Данная статья акцентирует внимание на проблеме страхов детей дошкольного возраста, раскрывает основные особенности и этапы работы психологической службы. Материал данной статьи будет интересен практикующим психологам, преподавателям, студентам и родителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме страхов детей дошкольного возраста»

незнакомых людей;

4) гнев: использование троллинга с целью выразить враждебность группе или некоей точке зрения; 5) крик о помощи: многие тролли в своих сообщениях жалуются на жизнь - семью, отношения, школу, работу, здоровье (хотя в данном случае невозможно узнать, является ли это правдой или только частью троллинга);

7) вызов: потребность убедиться, способен ли на такое, и можно ли в этом добиться успеха — например, обмануть пользователей, создав другой ник и личность;

8) трата времени других: одна из самых привлекательных целей троллинга - затратить как можно меньше усилий и времени на то, чтобы спровоцировать других на бессмысленную трату как можно больших усилий и времени;

9) изменения во взглядах всей группы: раздуть обсуждаемый вопрос до такой степени, чтобы заставить людей пересмотреть собственные взгляды на него;

10) проверка работы системы: например, чтобы увидеть, как отреагируют на явное нарушение те, кто следит за порядком;

11) преодоление комплекса неполноценности или беспомощности путём получения опыта управления окружающей средой, пускай даже виртуальной;

12) самоутверждение;

13) удовлетворение, получаемое от личных нападок (вербальный садизм);

14) финансовый интерес: занятие троллингом на заказ, за материальное вознаграждение^]. Список использованной литературы:

1. Кузнецова Ю.К. Психология жителей интернета / Ю.К. Кузнецова, Н.В. Чудова — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 224 с

2. Лучинкина А.И. Анализ девиантного направления интернет - социализации/ А.И. Лучинкина// Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 4

3. Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php - №13 (сентябрь), 2014

4. ЛучинкинаА.И. Информационно-психологическая безопасностьличности в интернет-пространстве/ А.И. Лучинкина, Т.В. Юдеева, В.Р. Ушакова// Учебное пособие. - Симферополь - 2015. - 196 с.

© Левченко Н.С., 2018

УДК 1

Ю.А. Погребицкая

Магистрант 2 курса ЮУрГГПУ, г. Челябинск

К ПРОБЛЕМЕ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Данная статья акцентирует внимание на проблеме страхов детей дошкольного возраста, раскрывает основные особенности и этапы работы психологической службы. Материал данной статьи будет интересен практикующим психологам, преподавателям, студентам и родителям.

Ключевые слова

Страх, проблема страха, признание страха, работа психологической службы, этапы коррекции, техники коррекции.

На современном этапе развития общества, проблеме страхов детей дошкольного возраста уделяется

мало внимания, наблюдается тенденция не понимая взрослыми глобальных воздействий негативных эмоций на маленький детский мир. Ритм жизни с каждым днём растёт и диктует свои правила, а вместе с ними растёт и страх, углубляясь всё больше в душе, трансформируясь в серьёзные болезни и беспокоя личность.

Следует принять, что дети иначе видят этот мир, у них он свой собственный. И то, на что взрослые отмахиваются: «ничего страшного», для ребёнка может выступать не только как страшное, но и как психологическая травма, которая не позволяет контролировать ситуацию, тем самым захватывая и поглощая всё детское существование. Подтверждающий тому пример приведён в хрестоматии под редакцией Д.Я. Райгородского: девочка четырёх лет ужасно боялась темноты. Ночник в комнате, свет в коридоре и ободрения поддержки не помогали. «В темноте нет ничего страшного» - настаивала мама. Однажды ночью девочка посмотрела на маму серьёзными глазами и сказала: «я не боюсь твоей темноты, я боюсь своей темноты» [2]. Вот она — важность понимания детского мира. Страх, даже вымышленный, является для ребёнка реальным, он с ним живёт. Говорить при этом, что бояться глупо, навешивать ярлык «трусишка» или же просто игнорировать — не значит избавить от страха, а значит вызвать ощущение у ребёнка, что с ним что-то не так, не в порядке и он не заслуживает любви взрослых, они его не поддержат, он один на один в поединке сражения со своими страхами. Можно проанализировать множество литературы по данной теме и увидеть, что красной нитью через различную информацию проходит то, что первоначально следует признать наличие страха. Допустить, что страх существует и проявить настоящее сочувствие, будет лучшим способом оказать помощь. Говоря ребёнку, что вы понимаете его страх — ребёнок усвоит для себя, что он нормальный, он хороший, он достаточно сильный, чтобы справиться со своими тревогами. Признание страха — первооснова помощи психологической службы.

Реализуя этапы коррекции страхов детей дошкольного возраста, психологу необходимо собрать всю картину мира, как внешнего, окружающего ребёнка, так и его внутреннего.

1. Используется диагностика, в которую можно включить: наблюдение, ответы на вопросы, беседы с ребёнком и окружающими его взрослыми, анализ продуктивной деятельности ребёнка, методики по наличию и выявлению беспокоящих страхов. Методик выявления на сегодняшний день существует больше десятка. Для каждой возрастной группы есть наиболее подходящие, учитывающие особенности развития детей того или иного возраста [3].

2. Устанавливаются причины появления страха.

Пункт первый, где мы видим симптомы плюс пункт второй, где выявляем причины равняется постановке психологического диагноза, что позволяет составить грамотный и индивидуальный план дальнейшей коррекционной работы.

3. Создаётся доверительная атмосфера принятия, где происходит налаживание контакта с ребёнком для более продуктивной работы. Благодаря этому ребёнок не будет опасаться психолога, сможет расслабиться, почувствовать себя в безопасности и свободно выражать свои чувства и эмоции.

4. На основе первых трёх пунктов прописывается и реализуется коррекционная работа или программа. Данный этап предполагает воспроизведение всех амбивалентных, беспокоящих, негативных, страшных чувств, которые могут мешать психике ребёнка функционировать адекватно реальности и включает последующую их коррекцию, чтобы по итогу стабилизировать общее психическое состояние и помочь личности справиться со своими страхами, превращая негативные эмоции в положительный на будущее опыт. Каждый психолог выбирает те техники коррекции, в которых уверен, разбирается лучше всего и при этом исходит из интересов ребёнка, для его большей комфортности и привлечения внимания. Среди самых эффективных и популярных выступают: тренинги, игровая терапия, танцевально-двигательная терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, песочная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, драмтерапия, музыкотерапия, деятельностая терапия. Они являются самыми доступными для детей, помогают раскрытию личных особенностей и творческих способностей, помогают снять и облегчить состояние тревожности, переключить энергию страха в конструктивное русло [7].

Проведя коррекционную работу с ребёнком, следует помнить об окружающих его взрослых и уделить

внимание работе просвещения по данной проблеме.

5. Проводится лекция, в которой акцентируется природа детских страхов, проводится тренинг, в котором родителям предлагается посмотреть на мир глазами ребёнка или же составляется памятка, в которой собрана главная информация и прописаны рекомендации к действию.

Реализуя вышеперечисленные этапы при коррекционной работе следует помнить самое важное правило: «не навреди!». Необходимо настроиться на волну ребёнка, быть с ним искренне открытым, замечать все происходящие изменения и исходить из его интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что в борьбе со страхами необходимо уметь их признать и сказать ребенку, что вполне нормально то, что он боится, а это намного важнее того, чем просто отвлечь от проблемы или проигнорировать ситуацию. Моральная поддержка взрослого будет выступать как фундамент борьбы с воздействующим страшным. Маленьким детям очень необходимо знать и чувствовать, что взрослые на их стороне, что они достойны любви и что их любят. Ужасно испытывать чувства, которые другие люди высмеивают или не понимают. Плохо само по себе бояться чего-либо, и ещё страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение или сердятся за это [2]. Любая коррекционная помощь будет эффективна только тогда, когда взрослые начнут действовать сообща, по одному сценарию, подкрепляя то, что сделано другими во благо гармоничного развития ребёнка. Не стоит боятся детских страхов, стоит уделять им достаточное количество внимания, быть рядом с ребёнком, поддерживать его и направлять, чтобы он чувствовал себя под защитой, знал, что взрослый рядом, выслушает и поможет. Воплощая эти маленькие действия в жизнь, мы формируем адекватную психику ребёнка, с которой он в последствии станет взрослым, уверенным в себе и своих собственных силах, человеком.

Список использованной литературы:

1. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей: Тренинг. / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. - 2-е изд. - М.: Психотерапия, 2009. - 272 с.

2. Родители и дети. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, Изд.-во: БАХРАХ-М, 2003. - 784 с.

3. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов / И.В. Самойленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 252 с.

© Погребицкая Ю.А., 2018

УДК 159.9

А. Д. Спаривая

студент 4 курса МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: h20cu57leto@mail.ru Научный руководитель: А. С. Зинцова к. ф. н., доцент МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: azincova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация

Статья посвящена проблеме школьной адаптации ребенка с легкой формой умственной отсталости. Рассмотрено понятие «умственная отсталость», его формы, дана характеристика легкой форме умственной отсталости, раскрыто понятие «школьная адаптация» и выделены его этапы. Показаны особенности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.