МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1
Ю.А. Погребицкая
Магистрант 2 курса ЮУрГГПУ, г. Челябинск
ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Данная статья посвящена актуальности проблемы страхов детей дошкольного возраста. В ней кратко представлены техники коррекции, которые помогут помочь ребёнку и сохранить его психологическое здоровье. Публикация рассчитана на практикующих психологов, педагогов и родителей.
Ключевые слова
Страх, проблема страха, коррекция, техники коррекции страхов, игры со страхом, вербализация страха, рисование страха
Особенность детской психики состоит в том, что она легко поддается разного рода страхам. Переживания и тревоги, которые для взрослого человека пройдут безболезненно, для ребенка могут нанести сильную травму и трансформироваться в серьезные психические отклонения, поэтому так важно диагностировать и корректировать страхи детей дошкольного возраста на этапе их формирования или преобладания.
Проблема страхов была и всегда будет актуальной. Современный мир, таящий в себе угрозу быстро развивающейся мобильности так или иначе накладывает отпечаток на развитие личности. Начиная работу со страхами, присутствующими у детей дошкольного возраста, первоначально стоит разобраться с определением термина «страх», чтобы понимать специфические особенности появления, проявления и последующего его лечения.
Словарь психологических терминов дает следующее определение: «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении [3]. Из определения можно проследить, что страх выступает отрицательной эмоцией, которая может держать ребёнка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и своих силах, а при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.
Диагностировав у ребенка наличие страхов можно помочь ему с ними справиться, поиграв на полярности, обратив отрицательные эмоции в положительные, мобилизируя силы ребенка. При таком «лечении» эффективной будет психологическая коррекция, направленная на индивидуальную помощь ребенку в той или иной ситуации.
Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности, предполагающая использование естественных движущих сил психологического и личностного развития. Данное определение включает в себя исправление недостатков, неправильностей, не требующих коренных изменений корректируемого процесса или явления [2]. На помощь в борьбе приходят различные техники коррекции страхов детей дошкольного возраста. В целом, по мнению Л.Д. Лебедевой, все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: игра со страхом, вербализация страха, рисование страха. Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных техник.
1. Игры со страхом. Наблюдая за детскими играми, К.Д. Ушинский пришёл к выводу, что для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живёт [4]. Взяв это на вооружение можно помочь ребенку поиграть со страхом, помочь проявить
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
двигательную активность, подключить все грани фантазии, выразить спонтанные эмоции, а самое главное -одержать над ним победу и выйти из игры победителем. Говоря об играх в плане коррекции, имеются в виду не только моделирущие проблемную ситуацию игры, позволяющие ребенку прочувствовать и эмоционально отразить травмирующие переживания, но и игры с водой, которые обладают успокаивающим эффектом, помогают расслабиться и искренне восхищают детей, а также игры с песком, которые позволяют наглядно моделировать ситуации, строить предметы, вещи и явления, которые вызывают страх, а затем ломать их или заливать. В играх ребенок «раскрывается», проявляет свои чувства, открывает тайны, грамотно это используя - можно помочь ребенку смоделировать ситуацию страха, пережить её, отследить эмоции и запомнить их на будущее.
2. Вербализация страха Техники, которые входят в вербализацию страхов значительно отличаются от игровых. Если в игре ребенок проживает страх, то здесь он его формулирует и проговаривает, осознает и учится принимать. Очень важная роль в коррекции страхов отводится сказкотерапии, т.к. сказки являются самым эффективным и доступным способом общения, олицетворяют поддержку словом. В дошкольном возрасте у детей очень хорошо развит механизм идентификации, и слушая сказки, дети находят в них отголоски собственной жизни, стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами. Мир сказки, где возможны самые непредсказуемы сочетания событий и героев, предоставляет ребенку огромную информацию для жизни в реальном мире [1]. Техника сказкотерапии многогранна и подбирается в зависимости от ситуации, существует несколько вариантов: 1.можно подобрать специальные, терапевтические сказки, написанные психологами, для того, чтобы на примере других героев показать ребенку проблему с разных сторон и ненавязчиво предложить способ решения; 2.сказку можно инсценировать по сценарию, смоделировав ситуацию и сыграв свою роль в победе над страхами; и З.сказку можно написать самому ребенку, под чутким руководством взрослого, который поможет, поддержит и сопроводит к решению проблемы. Независимо от выбора техники, суть остается в том, что в каждой сказке для ребенка умышленно создается «зона личной безопасности», которая помогает преодолеть тот или иной страх. Ребенок ассоциирует реальных и вымышленных героев с собой и своим окружением, сравнивает причины и последствия, размышляет, а в итоге — выбирает правильные решения проблем, получая собственный опыт.
3. Рисование страха. Техника, которая доступна каждому дошкольнику. Творческий порыв, в котором ребенок открывает тайны своего внутреннего мира, искренне переживает все действующие эмоции и неосознанно выплескивает скрывающиеся чувства. Рисуя ребенок не просто изображает конкретные предметы, он живет в этом «микрокосмосе», который условно назван «детский рисунок». Оформляя свой труд, продумывая детали и доводя его до нужной композиции, ребенок проводит огромную внутреннюю работу над своим представлением пугающей ситуации. Преимущество прорисовывания своих страхов состоит в том, что ребенок наглядно с ними сталкивается. Страх, отображенный в рисунке, является для ребенка уже почти реальным его воплощением, что заметно упрощает моделирование выхода из сложившейся страшной ситуации. Важно отрицательные эмоции страха заменить положительными или обернуть их в нейтральные, спокойные, добрые и т.д. именно эта замена в последствии закрепится в сознании рисующего. Существует огромное количество приемов и способов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание страшного, уничтожение беспокоящего (скомкать, порвать, выбросить и т. д.), дорисовать интересных и интригующих деталей, видоизменить рисунок путем превращения страшного в смешное, украсить пугающее красивым и другие, но все они направлены на одну общую цель - помочь ребенку снять напряжение, выплеснуть свои страхи и освободиться от них.
Все вышеперечисленные техники коррекции страхов детей дошкольного возраста объединяет положительное влияние на психику ребенку: снимается напряжение, снижается тревожность, поднимается самооценка, приподнимается уверенность в собственных силах, прорабатывается механизм избавления от страха, улучшается общее самочувствие.
Таким образом, можно сделать вывод, что любую отрицательную эмоцию страха можно заменить положительной, проговаривание и обозначение страхов поможет их признать, а проживание последует примером поведения для решения последующих возникающих ситуаций, что в целом благоприятно скажется
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070
на психическом развитии ребенка. Индивидуально подобрав для каждого ребенка приведенные выше техники коррекции страхов помогут убедиться в том, что неизлечимых страхов нет и психику ребенка можно защитить просто пребывая рядом с ним, поддерживая, понимая, принимая и проживая путь от страшного к совсем не страшному.
Список использованной литературы:
1.Бавина Т.В. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова -М.: АРКТИ, 2016. - 64 с
2.Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Погорелова Н. Б. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.
3.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.
4.Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К.Д. Ушинский. - Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. - 626 с.
© Погребицкая Ю.А., 2018