Научная статья на тему 'Техники психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста'

Техники психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
127
18
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
СТРАХ / ПРОБЛЕМА СТРАХА / КОРРЕКЦИЯ / ТЕХНИКИ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ / ИГРЫ СО СТРАХОМ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАХА / РИСОВАНИЕ СТРАХА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Погребицкая Ю.А.

Данная статья посвящена актуальности проблемы страхов детей дошкольного возраста. В ней кратко представлены техники коррекции, которые помогут помочь ребёнку и сохранить его психологическое здоровье. Публикация рассчитана на практикующих психологов, педагогов и родителей.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Техники психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 1

Ю.А. Погребицкая

Магистрант 2 курса ЮУрГГПУ, г. Челябинск

ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Данная статья посвящена актуальности проблемы страхов детей дошкольного возраста. В ней кратко представлены техники коррекции, которые помогут помочь ребёнку и сохранить его психологическое здоровье. Публикация рассчитана на практикующих психологов, педагогов и родителей.

Ключевые слова

Страх, проблема страха, коррекция, техники коррекции страхов, игры со страхом, вербализация страха, рисование страха

Особенность детской психики состоит в том, что она легко поддается разного рода страхам. Переживания и тревоги, которые для взрослого человека пройдут безболезненно, для ребенка могут нанести сильную травму и трансформироваться в серьезные психические отклонения, поэтому так важно диагностировать и корректировать страхи детей дошкольного возраста на этапе их формирования или преобладания.

Проблема страхов была и всегда будет актуальной. Современный мир, таящий в себе угрозу быстро развивающейся мобильности так или иначе накладывает отпечаток на развитие личности. Начиная работу со страхами, присутствующими у детей дошкольного возраста, первоначально стоит разобраться с определением термина «страх», чтобы понимать специфические особенности появления, проявления и последующего его лечения.

Словарь психологических терминов дает следующее определение: «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении [3]. Из определения можно проследить, что страх выступает отрицательной эмоцией, которая может держать ребёнка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе и своих силах, а при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Диагностировав у ребенка наличие страхов можно помочь ему с ними справиться, поиграв на полярности, обратив отрицательные эмоции в положительные, мобилизируя силы ребенка. При таком «лечении» эффективной будет психологическая коррекция, направленная на индивидуальную помощь ребенку в той или иной ситуации.

Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности, предполагающая использование естественных движущих сил психологического и личностного развития. Данное определение включает в себя исправление недостатков, неправильностей, не требующих коренных изменений корректируемого процесса или явления [2]. На помощь в борьбе приходят различные техники коррекции страхов детей дошкольного возраста. В целом, по мнению Л.Д. Лебедевой, все предлагаемые методики условно можно разделить на три группы: игра со страхом, вербализация страха, рисование страха. Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных техник.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Игры со страхом. Наблюдая за детскими играми, К.Д. Ушинский пришёл к выводу, что для дитяти игра - действительность, и действенность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живёт [4]. Взяв это на вооружение можно помочь ребенку поиграть со страхом, помочь проявить

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

двигательную активность, подключить все грани фантазии, выразить спонтанные эмоции, а самое главное -одержать над ним победу и выйти из игры победителем. Говоря об играх в плане коррекции, имеются в виду не только моделирущие проблемную ситуацию игры, позволяющие ребенку прочувствовать и эмоционально отразить травмирующие переживания, но и игры с водой, которые обладают успокаивающим эффектом, помогают расслабиться и искренне восхищают детей, а также игры с песком, которые позволяют наглядно моделировать ситуации, строить предметы, вещи и явления, которые вызывают страх, а затем ломать их или заливать. В играх ребенок «раскрывается», проявляет свои чувства, открывает тайны, грамотно это используя - можно помочь ребенку смоделировать ситуацию страха, пережить её, отследить эмоции и запомнить их на будущее.

2. Вербализация страха Техники, которые входят в вербализацию страхов значительно отличаются от игровых. Если в игре ребенок проживает страх, то здесь он его формулирует и проговаривает, осознает и учится принимать. Очень важная роль в коррекции страхов отводится сказкотерапии, т.к. сказки являются самым эффективным и доступным способом общения, олицетворяют поддержку словом. В дошкольном возрасте у детей очень хорошо развит механизм идентификации, и слушая сказки, дети находят в них отголоски собственной жизни, стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими тревогами и проблемами. Мир сказки, где возможны самые непредсказуемы сочетания событий и героев, предоставляет ребенку огромную информацию для жизни в реальном мире [1]. Техника сказкотерапии многогранна и подбирается в зависимости от ситуации, существует несколько вариантов: 1.можно подобрать специальные, терапевтические сказки, написанные психологами, для того, чтобы на примере других героев показать ребенку проблему с разных сторон и ненавязчиво предложить способ решения; 2.сказку можно инсценировать по сценарию, смоделировав ситуацию и сыграв свою роль в победе над страхами; и З.сказку можно написать самому ребенку, под чутким руководством взрослого, который поможет, поддержит и сопроводит к решению проблемы. Независимо от выбора техники, суть остается в том, что в каждой сказке для ребенка умышленно создается «зона личной безопасности», которая помогает преодолеть тот или иной страх. Ребенок ассоциирует реальных и вымышленных героев с собой и своим окружением, сравнивает причины и последствия, размышляет, а в итоге — выбирает правильные решения проблем, получая собственный опыт.

3. Рисование страха. Техника, которая доступна каждому дошкольнику. Творческий порыв, в котором ребенок открывает тайны своего внутреннего мира, искренне переживает все действующие эмоции и неосознанно выплескивает скрывающиеся чувства. Рисуя ребенок не просто изображает конкретные предметы, он живет в этом «микрокосмосе», который условно назван «детский рисунок». Оформляя свой труд, продумывая детали и доводя его до нужной композиции, ребенок проводит огромную внутреннюю работу над своим представлением пугающей ситуации. Преимущество прорисовывания своих страхов состоит в том, что ребенок наглядно с ними сталкивается. Страх, отображенный в рисунке, является для ребенка уже почти реальным его воплощением, что заметно упрощает моделирование выхода из сложившейся страшной ситуации. Важно отрицательные эмоции страха заменить положительными или обернуть их в нейтральные, спокойные, добрые и т.д. именно эта замена в последствии закрепится в сознании рисующего. Существует огромное количество приемов и способов: дорисовка «защитного объекта», закрашивание страшного, уничтожение беспокоящего (скомкать, порвать, выбросить и т. д.), дорисовать интересных и интригующих деталей, видоизменить рисунок путем превращения страшного в смешное, украсить пугающее красивым и другие, но все они направлены на одну общую цель - помочь ребенку снять напряжение, выплеснуть свои страхи и освободиться от них.

Все вышеперечисленные техники коррекции страхов детей дошкольного возраста объединяет положительное влияние на психику ребенку: снимается напряжение, снижается тревожность, поднимается самооценка, приподнимается уверенность в собственных силах, прорабатывается механизм избавления от страха, улучшается общее самочувствие.

Таким образом, можно сделать вывод, что любую отрицательную эмоцию страха можно заменить положительной, проговаривание и обозначение страхов поможет их признать, а проживание последует примером поведения для решения последующих возникающих ситуаций, что в целом благоприятно скажется

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №0 3/2018 ISSN 2410-6070

на психическом развитии ребенка. Индивидуально подобрав для каждого ребенка приведенные выше техники коррекции страхов помогут убедиться в том, что неизлечимых страхов нет и психику ребенка можно защитить просто пребывая рядом с ним, поддерживая, понимая, принимая и проживая путь от страшного к совсем не страшному.

Список использованной литературы:

1.Бавина Т.В. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова -М.: АРКТИ, 2016. - 64 с

2.Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Погорелова Н. Б. Модель психолого-педагогической коррекции страхов детей дошкольного возраста 5-6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.

3.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494с.

4.Ушинский К.Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К.Д. Ушинский. - Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т теории и истории педагогики. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948 — 1952. - 626 с.

© Погребицкая Ю.А., 2018

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.