внимание работе просвещения по данной проблеме.
5. Проводится лекция, в которой акцентируется природа детских страхов, проводится тренинг, в котором родителям предлагается посмотреть на мир глазами ребёнка или же составляется памятка, в которой собрана главная информация и прописаны рекомендации к действию.
Реализуя вышеперечисленные этапы при коррекционной работе следует помнить самое важное правило: «не навреди!». Необходимо настроиться на волну ребёнка, быть с ним искренне открытым, замечать все происходящие изменения и исходить из его интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что в борьбе со страхами необходимо уметь их признать и сказать ребенку, что вполне нормально то, что он боится, а это намного важнее того, чем просто отвлечь от проблемы или проигнорировать ситуацию. Моральная поддержка взрослого будет выступать как фундамент борьбы с воздействующим страшным. Маленьким детям очень необходимо знать и чувствовать, что взрослые на их стороне, что они достойны любви и что их любят. Ужасно испытывать чувства, которые другие люди высмеивают или не понимают. Плохо само по себе бояться чего-либо, и ещё страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение или сердятся за это [2]. Любая коррекционная помощь будет эффективна только тогда, когда взрослые начнут действовать сообща, по одному сценарию, подкрепляя то, что сделано другими во благо гармоничного развития ребёнка. Не стоит боятся детских страхов, стоит уделять им достаточное количество внимания, быть рядом с ребёнком, поддерживать его и направлять, чтобы он чувствовал себя под защитой, знал, что взрослый рядом, выслушает и поможет. Воплощая эти маленькие действия в жизнь, мы формируем адекватную психику ребёнка, с которой он в последствии станет взрослым, уверенным в себе и своих собственных силах, человеком.
Список использованной литературы:
1. Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей: Тренинг. / Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина. - 2-е изд. - М.: Психотерапия, 2009. - 272 с.
2. Родители и дети. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, Изд.-во: БАХРАХ-М, 2003. - 784 с.
3. Самойленко И.В. Как победить детские страхи. Тренинг для родителей и педагогов / И.В. Самойленко. - Ростов н/Д : Феникс, 2012. - 252 с.
© Погребицкая Ю.А., 2018
УДК 159.9
А. Д. Спаривая
студент 4 курса МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: h20cu57leto@mail.ru Научный руководитель: А. С. Зинцова к. ф. н., доцент МИВлГУ г. Муром, РФ E- mail: azincova@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация
Статья посвящена проблеме школьной адаптации ребенка с легкой формой умственной отсталости. Рассмотрено понятие «умственная отсталость», его формы, дана характеристика легкой форме умственной отсталости, раскрыто понятие «школьная адаптация» и выделены его этапы. Показаны особенности,
трудности процесса адаптации ребенка с нарушениями интеллекта к школе, а также выявлены идеальные условия и признаки благоприятного протекания данного процесса.
Ключевые слова
Умственная отсталость, легкая умственная отсталость, школьная адаптация, дезадаптация, обучение.
Согласно определению Международной классификации болезней Десятого пересмотра, умственная отсталость - это «состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности)» [3].
Умственную отсталость принято классифицировать по трем формам:
• Легкая (дебильность). Наименьшая по тяжести форма недоразвития психики. Характеризуется утратой способности к восприятию, выработке сложных понятий, что мешает формированию абстрактного мышления. В целом, дети с данным диагнозом сохраняют способность к обучению и жизни в социуме;
• Умеренная (имбецильность). Данная группа лиц способна овладеть навыками самообслуживания, трудовой дисциплиной, однако у них наблюдаются значительные нарушения в поведенческой, социальной сфере и рассеянность внимания. Дети с данным диагнозом практически не достигают успехов в обучении;
• Тяжелая (идиотия). У больных идиотией наблюдается отсутствие познавательной деятельности, навыков самообслуживания, а также нередко наличие физических уродств и неврологических заболеваний.
Обучение лиц с особыми образовательными потребностями может происходить в коррекционных школах, или же, в общеобразовательных, если у ребенка диагностирована легкая форма нарушения интеллекта. Работа с такими детьми требует индивидуального подхода, создания особых психологических и педагогических условий обучения, причем результат образовательной деятельности напрямую зависит от успеха адаптации особого ребенка в школе.
Понятие «адаптация» было введено в 19 веке. Данный термин подразумевает приспособление человека к изменившимся условиям жизни. Если рассматривать этот процесс в рамках образовательного учреждения, то под ним следует понимать формирование у обучающегося механизма привыкания к условиям, требованиям школы, а также возникновение связанных с этой деятельностью затруднений. Адаптация проходит на учебном, организационном, социальном и эмоциональном уровнях. Стоит отметить, что школьная адаптация напрямую связана со степенью социализации ребенка, то есть вхождением индивида в социальную среду, и усвоением им принятых норм и ценностей общества.
Исследователь М. М. Безруких выделила три этапа, которые проходит школьник в процессе адаптации к новым для себя условиям образовательной организации:
• Первый. Бурная реакция и напряжение организма из-за возникновения новых обстоятельств существования;
• Второй. Организм находит какие-либо варианты реакции на новые условия - нестабильное приспособление;
• Третий. Организм находит подходящие варианты реагирования на сложившиеся условия -устойчивое приспособление.
Эти этапы вполне применимы к детям с легкой умственной отсталостью. Для того, чтобы выявить особенности школьной адаптации ребенка с этой формой нарушения интеллекта, необходимо выделить общие характеристики данной группы детей:
• Слабая критичность мышления, трудности в отслеживании причинно-следственных связей, выделении главного и выработке сложных понятий;
• Следование заученным правилам, конструкциям, неспособность видоизменять их в зависимости от окружающих условий;
• Безынициативность, пассивность, легкая внушаемость;
• Сложности в подавлении собственных желаний и влечений.
Эти свойства организма непосредственно отражаются на школьной адаптации: данный процесс и последующие развитие проходит в рамках биологических возможностей человека. Чаще всего у данной группы лиц не наблюдается дополнительных психопатических расстройств. При грамотном воспитании ребенок сохраняет удовлетворительную трудоспособность, продуктивность, хорошо усваивает принятые в обществе правила поведения и даже в определенной степени может контролировать совершаемые им поступки. Результативность обучения зависит от дефекта ребенка и педагогического, психологического подхода к нему. Исследователь Е. С. Фоминых выдвигает следующее положение: «... психологическое сопровождение лиц с ОВЗ в процессе инклюзии предполагает не коррекцию недостатков, а поиск скрытых ресурсов развития личности. » [7].
Несмотря на хорошие способности к обучению, у детей с легкой умственной отсталостью в процессе адаптации к школе может наблюдаться эмоциональный срыв. В целом, этому подвержен любой ребенок, но особенности психики и восприятия данной группы лиц увеличивают возможность возникновения этой проблемы. Срыв, и последующая дезадаптация происходит по следующим причинам:
• Отсутствие навыков учебной деятельности и мотивации;
• Неспособность контролировать свое поведение, внимание;
• Сложности с привыканием к новому ритму жизни;
• Столкновение с неизвестными ранее трудностями и обстоятельствами: новый коллектив, незнакомые ситуации, проблемы с восприятием материала.
При этом наблюдается излишняя эмоциональность, повышенная тревожность, импульсивность. Ребенку трудно определить собственное «Я» и принять себя. Он нуждается в признании, уважении, самоутверждении. Сталкиваясь с проблемами, дети с легкой умственной отсталостью прибегают к помощи окружающих, проявляя инфантилизм и не стараясь справится с трудностями собственными силами.
Для того, чтобы избежать и снизить риск возникновения трудностей со школьной адаптацией детей с легкой умственной отсталостью необходимо реализовать следующие задачи:
• Создать гибкий учебный график, проводить регулярные групповые и индивидуальные занятия с психологом;
• Оказать ребенку помощь в принятии новой роли, преодолении неосознанной тревожности, страха;
• Помогать в освоении навыков общения, сотрудничества с одноклассниками и учителем, в принятии правил поведения в образовательной организации и обществе;
• Прививать такие качества личности как честность, доброжелательность;
• Учить самоконтролю, постоянно мотивировать к обучению и поддерживать активность.
Осуществление данных задач возможно только при тесном сотрудничестве и понимании между
родителями и образовательной организацией. Причем, каждая сторона в равной степени несет ответственность за успех школьной адаптации ребенка с нарушениями интеллекта. Положительный результат этого процесса проявляется в сохранении благоприятного психического и физического здоровья, проявлении адекватного поведения на уроках, повышении работоспособности и установлении контакта со сверстниками и учителями.
Список использованной литературы:
1. Варламова А. Я. Школьная адаптация / А. Я. Варламова; ВГПУ, Институт проблем личностного ориентирования образования. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 204 с.
2. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Классы МКБ-10 / F00-F99 / F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (F70-F79). Электронный ресурс. - Режим доступа: http://mkb-10.com/index.php?pid=4380
3. Мещерякова И.Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77265 (дата обращения: 11.01.2018);
4. Тасаева Д. О., Кормушина Н. Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 35. - С. 6974. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771185.htm;
5. Фоминых Е. С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 86-92. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm.
© Спаривая А. Д., 2018