дошкольников с низким уровнем развития логического мышления. После окончания цикла занятий была проведена сравнительная диагностика обеих групп детей. Цель — сравнить уровень развития логического мышления дошкольников экспериментальной группы, в которой проводились развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.
На повторном этапе исследования анализ результатов образно-логического мышления детей показал, что большинство детей обеих групп по методике «Нелепицы» показали (44% и 39%) показали средний уровень образно-логического мышления.
Анализ результатов образно-логического мышления детей показал, что большинство детей I группы по методике «Что здесь лишнее?» показали средний уровень (72%) процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения. Далее большинство детей II группы показали высокий уровень (52%) процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.
Анализ результатов элементов логического мышления по методике «Изучение уровня овладения логическими операциями» показал, что большинство детей обеих групп показали (86% и 70%) средний уровень овладения логическими операциями.
Таким образом, по результатам диагностики по всем методикам было доказано, что средний уровень развития логического мышления в группе, которые прошли, разработанный курс занятий по развитию логического мышления превышает уровень развития детей занимавшихся по стандартной программе. Это означает, что проведение специальных развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления старших дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Вилюнас В. К. Развитие мышления и воображения у детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 239 с.
2. Кравцова Е. Е. Мышление дошкольника. - Москва, 1977. - 276 с.
3. Блонский П. П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2001. - 422 с.
© Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А., 2018
УДК - 159.9
Левченко Н.С.
Студентка магистр
ГБОУ ВО Таврическая академия КФУ им. В.И. Вернадского»
г. Симферополь, Республика Крым E-mail: [email protected]
ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация
В статье раскрывается понятие троллинга, причины его возникновения. Так же в данной работе сделан анализ возможных причин, способствующих возникновению троллинга.
Ключевые слова
Троллинг, Интернет-пространство, мотивация поведение, девиантное коммуникативное поведение.
Мотивационная сфера является важнейшей особенностью, характеризующей личность. Многие авторы считают, что мотивация служит ведущим механизмом для выбора определённых форм поведения. С. Л. Рубинштейн определяет поведение как особую форму деятельности. По его мнению, деятельность
становится поведением, когда мотивация действий переходит из предметного плана в план личностных отношений. На особенности поведения человека оказывает влияние характер взаимоотношения с другими людьми, ценностные ориентации.
По мнению многих авторов, поведение человека является выражением его внутреннего мира. Исходя из этого постулата, можно говорить о существовании двух видов субъективного пространства: внешнем и внутреннем. На данном этапе развития информационно-коммуникативных технологий, которые прочно укрепились в нашей повседневной жизни, целесообразно выделить новое, качественно новое субъективное пространство, которым выступает пространство Интернет. Впервые третье, новое, субъективное пространство выделила в своих работах Л. В. Черёмошкина, которая утверждала, что отличительной чертой Интернет-пространства можно считать то, что объектами Интернета являются куски информации, которые выражаются в знаниях и рассуждениях пользователей. Поддерживая Л.В. Черёмошкину, Б. М. Величковский говорит о том, что образы и представления личности в Интернет-пространстве выступают в виде особого пространства движения мысли, создающего возможности для действия. Все сказанное в Интернете, создаёт возможность интернет-деятельности, а также позволяют использовать его в виде собственного субъективного пространства[2]. Таким образом, можно говорить о том, что основным видом поведения в сети Интернет можно считать коммуникативное поведение. Коммуникативным поведение -это совокупность норм и традиций общения людей в ходе взаимодействия в различных группах и сообществах[1].
Нарушение принятых норм и правил Интернет-сообществ с целью вызова определенной реакции пользователей считается ненормативным (девиантным) коммуникативным поведением.
На данном этапе нет единой классификации девиантных форм поведения личности, но все авторы одной из основных форм считают троллинг. Под троллингом понимается написание в Интернете (социальных сетях, на форумах, в чатах, и др.) сообщений провакационного характера с целью вызвать флейм (спор ради спора), конфликты между участниками, оскорбления. Этот психологический и социальный феномен возник в 1990-х годах на просторах Usenet. Людей, занимающихся троллингом, называют троллями, что совпадает с названием мифологического существа. Главной целью троллинга является подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений тролля, чтобы склонить других пользователей к бесполезной конфронтации[4].
Возникновение такого поведения в виртуальной реальности требует изучения. И важнейшим направлением изучения этого феномена для эффективной борьбы с ним, является изучение мотивационной сферы личности троллей, так как, как уже говорилось ранее, мотивация - главный двигатель поведения личности.
Основной причиной возникновения девиантных форм поведения в Интернет-пространстве А.И. Лучинкина считает интернет-социализацию, идущую по девиантному направлению. Она считает, что интрнет-социализация может принять девиантное направление на каждом из трёх этапов (доинтернетный, начальный и основной). на третьем (основном) этапе интернет-социализации личности[3].
А. И. Лучинкина говорит о том, что группы треллей составляют активные и чрезмерно активные пользователи с чрезмерно выраженной коммуникативной мотивацией в интернет-пространстве. Интернет входит для этой группы пользователей в тройку ведущих институтов социализации.личности, а первым в иерархии механизмов социализации становится механизм самовыражения[2].
Существуют разные мнения по поводу того, какие мотивы могут способствовать троллингу. К основным возможным мотивам можно отнести следующие:
1) троллинг в качестве эксперимента, при котором вследствие анонимности есть возможность испытать границы терпения людей и нарушить правила этикета без серьёзных последствий. Это может быть желанием или попыткой проверить реакцию людей;
2) анонимный поиск внимания: тролль стремится доминировать в дискуссии, вызывая гнев собеседников;
3) развлечение: некоторых забавляет мысль, что человека задевают утверждения совершенно
незнакомых людей;
4) гнев: использование троллинга с целью выразить враждебность группе или некоей точке зрения; 5) крик о помощи: многие тролли в своих сообщениях жалуются на жизнь - семью, отношения, школу, работу, здоровье (хотя в данном случае невозможно узнать, является ли это правдой или только частью троллинга);
7) вызов: потребность убедиться, способен ли на такое, и можно ли в этом добиться успеха — например, обмануть пользователей, создав другой ник и личность;
8) трата времени других: одна из самых привлекательных целей троллинга - затратить как можно меньше усилий и времени на то, чтобы спровоцировать других на бессмысленную трату как можно больших усилий и времени;
9) изменения во взглядах всей группы: раздуть обсуждаемый вопрос до такой степени, чтобы заставить людей пересмотреть собственные взгляды на него;
10) проверка работы системы: например, чтобы увидеть, как отреагируют на явное нарушение те, кто следит за порядком;
11) преодоление комплекса неполноценности или беспомощности путём получения опыта управления окружающей средой, пускай даже виртуальной;
12) самоутверждение;
13) удовлетворение, получаемое от личных нападок (вербальный садизм);
14) финансовый интерес: занятие троллингом на заказ, за материальное вознаграждение^]. Список использованной литературы:
1. Кузнецова Ю.К. Психология жителей интернета / Ю.К. Кузнецова, Н.В. Чудова — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 224 с
2. Лучинкина А.И. Анализ девиантного направления интернет - социализации/ А.И. Лучинкина// Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 4
3. Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php - №13 (сентябрь), 2014
4. ЛучинкинаА.И. Информационно-психологическая безопасностьличности в интернет-пространстве/ А.И. Лучинкина, Т.В. Юдеева, В.Р. Ушакова// Учебное пособие. - Симферополь - 2015. - 196 с.
© Левченко Н.С., 2018
УДК 1
Ю.А. Погребицкая
Магистрант 2 курса ЮУрГГПУ, г. Челябинск
К ПРОБЛЕМЕ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
Данная статья акцентирует внимание на проблеме страхов детей дошкольного возраста, раскрывает основные особенности и этапы работы психологической службы. Материал данной статьи будет интересен практикующим психологам, преподавателям, студентам и родителям.
Ключевые слова
Страх, проблема страха, признание страха, работа психологической службы, этапы коррекции, техники коррекции.
На современном этапе развития общества, проблеме страхов детей дошкольного возраста уделяется