Научная статья на тему 'К проблеме профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении'

К проблеме профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО МАШИНОСТРОИТЕЛЯ / ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A FUTURE MECHANIC ENGINEER / PROJECT / PROJECT APPROACH / PROJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладких Валентина Григорьевна, Денисова Ольга Викторовна

В статье анализируется педагогическая сущность процессапрофессионального саморазвития будущегомашиностроителя, рассматривается проектный подход в профессиональной подготовке будущего машиностроителя. Приводятся данные эмпирического исследования проблемыпрофес-сионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладких Валентина Григорьевна, Денисова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THEPROBLEM OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF A FUTURE MECHANIC ENGINEER IN PROJECT TRAINING

In this article the pedagogical essence of a process of professional self-development of a future mechanic engineer is being analyzed, the project approach in technical training of a future mechanic engineer is contemplated. The data of empirical research of a problem of professional self-development of a future mechanic engineer in project training in college are given.

Текст научной работы на тему «К проблеме профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении»

УДК 159.922-057.8:377

Гладких В.Г.1, Денисова О.В.2

1Оренбургский государственный университет 2Индустриально-педагогический колледж E-mail: olga0836@yandex.ru

К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО МАШИНОСТРОИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ

В статье анализируется педагогическая сущность процессапрофессионального саморазвития будущегомашиностроителя, рассматривается проектный подход в профессиональной подготовке будущего машиностроителя. Приводятся данные эмпирического исследования проблемыпрофес-сионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в колледже.

Ключевые слова: личностное саморазвитие, профессиональное саморазвитие будущего машиностроителя, проект, проектный подход, проектное обучение.

Современная социально-экономическая обстановка в России обуславливает потребность промышленных предприятий в компетентных специалистах среднего звена, способных-квалифицированно и мобильно решать производственно-технологические задачи машиностроения, поскольку данная отрасль является ключевойв экономике нашей страны. В настоящее время, несмотря на внедрение передовых промышленных технологий, предпринятые в последние годыопределенные инвестиции в образование и науку, наша страна продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям научно-технологического развития.Как известно, еще в недавнем прошлом Россию называли страной инженеров и изобретателей, а учреждения среднего и высшего профессионального образования советского периода обеспечивали экономику и производство кадрами, квалификация которых была одной из самых высоких в мире. За последние десять лет доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции составляет всего 0,3-0,4 процента, в то время как США - 36 процентов, Японии - 30, Германии - 17 [1, 2]. Вполне очевидно, что требуются определенные усилия, мероприятия, реализация которых может вернуть России не только статус индустриально развивающейся державы, но обеспечить развитие машиностроительной отрасли. И такие перемены связывают в первую очередь с наличием высококвалифицированных техников, тех-нологов.Сложившееся положение в современной системе среднего профессионального обра-зованиясвязывается с необходимостьюшироко-го использования инновационных и интерактивных технологий в подготовке будущих спе-

циалистов среднего звена, способных к решению современных производственно-технологических задач в данной сфере.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО, 2009 г.)в определенной мере ориентированы на решение данных задач и предлагают использование в учебном процессе современных педагогических технологий. Их применение стимулирует развитие педагогической квалификации и создает предпосылки профессионального саморазвития личности обучающегося.Оно, как известно, предопределяется потребностью в самосовершенствовании внутренних качеств человека и подкрепляется активизацией познавательных интересов. В этой связи необходима научно обоснованная система профессионально-личностного саморазвития будущего машиностроителя в учебном процессе колледжа, предполагающая применение эффективное применение современных педагогических технологий.

Для понимания значимости саморазвития человека рассмотрим педагогическую сущность данного понятия в различные периоды развития научной мысли. Исследуемая нами пробле-маявляется общенаучной, первоначально поставлена известными философами, а дальнейшее свое развитие получила в трудах психологов и педагогов.Идея саморазвития оформила свой педагогический статусво временапервых средневековых университетов Европы: Болон-ский университет (1088), Парижский университет (1200), Оксфордский университет (1168), университет на Саламанке (1227).Распростра-неннымиметодами индивидуального саморазвития, использованными в средневековых уни-

верситетах, былидиспут, логический анализ, проблемное изложение.Основной формой обучения профессии этого периода являлось ученичество, а осуществлял его мастер, который формировал в подмастерьях отношение к труду, как к творению. В этотпериод применяются методы мотивации и активизации саморазвития обучающихся, стимулирующие умение мыслить и рассуждать.

Главным образовательным достижением эпохи Возрождения являлось провозглашение принципа индивидуальности, «самости» человека,утверждалась необходимость саморазвития, как результатаобразования. Перво-степеннойцелью выдвигался ориентир профессионального обучения на приобретение знаний и саморазвитие.Владение навыками самообразования считалось доминирующим. В этой связи в обучении стали применяться активные методы, направленные на стимулирование данного процесса, к примеру, сопоставление противоречивых точек зрения.

Великие педагоги Нового времени, изучая и дополняя достижения своих предшественников, касающиеся образования человека, также обратили свое внимание на саморазвитие личности в обучении. В частности, Я.А. Коменс-кий связывал процесс индивидуального саморазвития с внутренними потребностями чело-векаи предлагал организовывать педагогический процесс, ориентированный на понимание, волю и деятельность обучающегося. Согласно идеям А. А. Коменского, обучение и воспитание человека должно происходить благодаря естественному природному саморазвитию без внешнего напора и насилия. Образование - не самоцель, а средство дальнейшего развития.

В начале Х1Хвека стали формироваться образовательные учреждения нового типа -университеты, гимназии, уездные училища, приходские школы, в которых была реализована концепция В. Гумбольдта, основанная на следующих принципах: дух протестантизма,идея самобытности; представления о нравственности; гуманная миссия образования [4].В этот период создаются предпосылки гуманизации образования, направленного на формирование личности, характера, индивидуальности, на саморазвитие и самореализацию обучающихся.

Проблема мотивации профессионального саморазвития получила новый виток развития

с возникновением в 60-е годыХХвека гуманистической психологии. В контексте рассматриваемой нами проблемызначимостьпредставля-ют несколько положений данной концепции:в основе природы человека заложены тенденции к саморазвитию, устремленность в будущее -главное качество личности;в основе гуманистических теории личности заложен экзистенциалистский принцип самоактуализации личности и предлагается выстраивать профессиональное обучение, основанное на самодеятельности, саморегуляции и самопознании. Заметим, что преимущества такого обучения заключаются в сознательном, ответственном, аследовательно, самостоятельном включении в него обучающегося, готовность быть постоянно открытым к восприятию нового знания, меняться самому в зависимости от изменений окружающей действительности.

Идеи гуманистической психологии нашли свое воплощение в современной теории и практике образования - гуманистической педаго-гике.Основа такого образования - смещение идей воспитательного процесса с внешнего плана во внутренний мир обучаемого, акцентуация формирования внутренней мотивации, самокоррекции, самоанализа, саморазвития, то есть процессовсамосозидания, самопостроения личности, а в учрежденияхсреднего профессионального образования России применяются педагогические средства, направленные-на свободное творческое саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности.На-ми уже приводились примеры мотивирования студентов к саморазвитию, в частности, фрагмент опыта средневековых европейских университетов, однако педагогическая действительность обогатилась современными идеями применения педагогических технологий в профессиональном обучении. В частности, одной из эффективных технологий, отвечающих идее профессионального саморазвития, стала проект-технология, которая восходит к получившему широкое распространение в конце XIX века методу проектов, а впоследствии проектного обучения.

Обратимся к трактовке основных понятий, включенных в анализируемый нами процесс проектного обучения: проект-технология, метод проектов, проектное обучение. Педагогический словарь трактует понятие «технология» как

систему приемов, способов, шагов, последовательность которых обеспечивает гарантированный результат. В контексте данного определения проект-технология будет представлять собой совокупность методов проектирования, направленных на стимулирование заинтересованности обучающихся в решении определенной проблемы.Родившись из идеи свободного воспитания, проект-технология впоследствии трансформируется в метод проектов.

В педагогическом словаре метод проектов трактуется как «...система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [5]. Возникновение проекта относят к ХУ1-ХУШ векам, когда данное понятие относилось к категории «. эксперимент» в естественных науках, «рассмотрение дела» в юриспруденции или «тактика и стратегия» у военных» [6]. Первые разработки данного метода появились в США в период развития прагматической педагогики, провозгласившей принцип «.обучение посредством делания». Значимой идеей данного метода состояла в том, что учебная деятельность обучающегося представляла собой решение задач «из жизни». Анализируемый метод называли методом проблем, основанным на гуманистических идеях философии и образования. Основоположниками метода проекта являлись американские педагоги Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик, предлагавшие активизировать деятельность обучающегося через самостоятельную работу, вызывающую его личную заинтересованность в применении имеющихся знаний и получении новых.

Внимание российских педагогов-практиков к методу проектов возникло в начале XX века наряду с американскими. В 1905 году группа педагогов во главе с С. Т. Шацким разработали методику применения проектного метода в педагогической деятельности. Так, известные практикиМ.В. Крупенина, В.Н. Шульгин, Б. В. Игнатьев провозгласили данный метод единственным средством интеграции обучения с реальной жизнью, основанным на знаниях, полученных из трудовой деятельности учащихся.Главной задачей метода проектов являлось выполнение проекта как осознанной, структурированной деятельнос-

ти учащегося, основной целью которой является формирование интеллектуальных и практических умений.

Мы согласны с мнением известного педагога Е. С. Полат, выразившей в своем тезисе современный взгляд на понимание метода проектов - «.все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить», который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [6].Итак, метод проектов основывается на профессионализации определенного вида деятельности. Он применяется для активизации самостоятельной работы обучающихся, интеграции теоретических знаний и практических умений. В учреждениях среднего профессионального образования машиностроительного профиля предпринимались попытки использования метода проектов, как конструктивного способа обучения,результатом которогостановилось решение определенной технологической задачи, например, сборки агрегатов или узлов. Впоследствии метод проектов выступил доминирующим в дидактической системе, называемой проектным обучением.

Впоследние годы усилилось внимание к проектному обучению, и многие педагоги успешно используют его в педагогической деятельности, однако в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля его применение вызывает ряд трудностей. Они обусловлены определенными причинами: отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;слабая разработанность методики проектной деятельности; гипертрофия метода проектов в ущерб другим методам обуче-ния;сочетание метода проектов с научно необоснованной идеей комплексных программ.

Анализируя научные работы современных педагогов и теоретиковЕ. С. Полат, К. Г. Селев-ко, Е. Л. Еськовой, касающихся проектного обучения,мы пришли к выводу, что оно представляет собой интеграциюпоисковых, исследовательских и проблемных методов, творческих по своей сути.Подтверждение данного мнения мы получили в эмпирическом исследовании преподавателей одного из колледжей г. Оренбурга. Для нас было важным выяснить

отношение преподавателей к профессиональному саморазвитию будущих техников как к педагогической проблеме, которой был посвящен первый этап исследования. Мы выдвинули гипотезу об использовании проектного обучения как эффективной технологии, способствующей созданию условий для успешного профессионального саморазвития будущих техников.Подтверждение данного предполо-жениямы надеялись получить во второй части констатирующего эксперимента.

Обратимся к результатам проведенного нами эмпирического исследования, в котором принимало участие 36 преподавателей. Так на вопрос «Необходимо ли, на Ваш взгляд, развивать в студентах мотивацию к профессиональному саморазвитию», все преподаватели ответили утвердительно, однако согласно другому вопросу «Применяете ли Вы на своих занятиях методики, способствующие профессиональному саморазвитию студентов» положительно ответили лишь 47% преподавателей. Обнаружилось явное противоречие. Несмотря на то, что все респонденты отметили значимость профессионального саморазвития будущего техника, не все применяют методики, связанные со стимулированием его мотивации. В следующем вопросенас интересовали причины, препятствующие применению методов, способствующих развитию данного качества студентов. На вопрос «С чем связаны трудности, по Вашему мнению, применения методов, способствующих мотивации профессионального саморазвития студентов», 53% опрошенных ответили, что их составляет недостаточная мотивация студентов на профессиональное саморазвитие; 30% не уверены в своих возможностях; 17% преподавателей не владеют новыми технологиями и методиками обучения, способствующими профессиональному саморазвитию будущих машиностроителей.

В нашем исследовании предстояло выяснить, в чем состоит сущность профессионального саморазвития, в чем оно проявляется, какими способностями должен обладать студент и какие действия уметь выполнять, чтобы стать специалистом, способным к перманентному профессиональному саморазвитию. Мы предложили преподавателям ответить на следующий вопрос: «Какими, на Ваш взгляд, специфическими качествами личности необ-

ходимо обладать для профессионального саморазвития». В итоге были выделенывсе три группы способностей, предложенных нами. Большая часть респондентов (69%) отметила, что профессионально-значимыми качествами личности являются, учебные способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. И лишь 31% опрошенных посчитали, что студентам важно обладать так называемыми интеллектуальными способностями, определяющими склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практическими способностями, лежащими в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Следовательно, преподаватели понимают, что профессионально-важные качестванеобходимо развивать в процессе учебно-познавательной деятельности.

Мы предложили преподавателям охарактеризовать сущность понятия «профессиональное саморазвитие» и представилидля выбора три варианта ответа: первый характеризует указанное понятие как особый процесс, являющийся средством самопознания и самосовершенствования в профессиональной деятельности, второе - как особый вид деятельности, а третий - как профессионально-важное качество личности. Большинствомисследуемых, а это 47%, профессиональное саморазвитие понимается как качество личности, необходимое для успешной профессиональной деятельности, 38% понимают под профессиональным саморазвитием многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования. Однако15% трактуют профессиональное саморазвитие как вид деятельности, характеризующийся целенаправленными, планомерно осознанными действиями над собой, включающий совершенствование собственных знаний, качеств, навыков, умений и компетенции в целом, что дает возможность

повысить результативность профессиональной деятельности. Задавая этот вопрос, мы надеялись, что преподаватели охарактеризуют данное понятие, не ориентируясь на предложенные нами варианты, однако этой возможностью воспользовались только два человека, которые поняли под профессиональным саморазвитием стремление стать профессионалом, способным решать сложные профессиональные задачи. По итогам анализа данных ответов мы склонны предположить, что преподаватели понимают сущность данного понятия, их точка зрения совпадает с мнением большинства ученых, характеризующих в современной научной литературе «профессиональное саморазвитие» именно как качество.

В процессе анкетирования преподавателей колледжа мы выяснили, что они считают профессиональное саморазвитие важным аспектом работы над собой. На вопрос «Как Вы считаете, можно ли содействовать профессиональному саморазвитию студентов во время обучения» все преподаватели ответили утвердительно. Однако в открытом вопросе, касающиемся условий успешного профессионального саморазвития будущих техников 33% респондентовот-дали предпочтение «личному желанию студентов», 28% - «участию в конкурсах профессионального мастерства и конференциях», 22% -«заинтересованности в будущей профессии», 11% преподавателей выделили среди важных условий наличие материальной базы в колледже, а остальные затруднились ответить на данный вопрос. С одной стороны преподаватели отметили значимость профессионального саморазвития, но оказались не осведомлены, какие условия могут этому способствовать.

Вторая часть нашего исследования была посвящена новым образовательным технологиям, именно поэтому мы предложили преподавателям ответить на вопрос «Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в процессе подготовки будущих техников с целью развития у них способностей к профессиональному саморазвитию?» Большая часть преподавателей (38%) ответила, что необходимо организовы-

вать производственную практику на современных предприятиях машиностроительного профиля, такое же количество опрошенных отметили, что необходимо применять активные методы обучения, среди остальных ответов мы выделили «индивидуальные методы обучения», «самостоятельную работу студентов», «выполнение курсовых проектов». В ответе на вопрос «Какая из перечисленных форм обучения, по Вашему мнению, является наиболее эффективной для развития способности к профессиональному саморазвитию?» 52% назвали производственную практику, 28% преподавателей - «практические занятия», 19% -«проектное обучение», а 8% - «мастер-класс». На вопрос «Используете ли Вы в своей практике элементы проектного обучения» 58% преподавателей ответили утвердительно. Однако в ответе на другой вопрос, касающийся сущности проект-технологии, более 60% опрошенных признались, что плохо ориентируются в содержании технологии проектного обучения. На наш взгляд, очевидно противоречие, позволяющее сделать вывод, что преподаватели осведомлены о технологиях активного обучения, но в своей практике используют традиционные образовательные технологии.

Таким образом, в первом этапе исследования нами зафиксировано, что преподаватели хорошо ориентируются в сущности понятия «профессиональноесаморазвитие» будущего машиностроителя, отмечают значимость данного процесса в будущей профессиональной деятельности, но не достаточно информированы об основных условиях формирования способностей будущих машиностроителей к профессиональному саморазвитию. Результаты второго этапа исследования, связанного с активными методами обучения, подтвержда-ютнашу гипотезу об актуальности проектного обучения как эффективной технологии, способствующей развитию в студентах способности к профессиональному саморазвитию, но преподаватели колледжа испытывают трудности в его освоении.

22.10.2013

Список литературы:

1. Семкин Б., Свит Т. Проблемы инженерного-технического образования // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]:Режим доступа:http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnicheskogo_obrazovania.html

2. Шевцова Т. И. Формирование профессиональной самостоятельности будущего инженера-строителя.:автореф. дис. канд. пед. наук / Т. И. Шевцова,- Оренбург: [Б. и.], 2008. - 22 с.

3. Бабина С. В. Формирование компетенции профессионального саморазвития студентов вуза.: автореф. дис. канд. пед. наук / С. В. Бабина, - Москва, 2009. - 22 с. -[Электронный ресурс]:Режим доступа:http://disszakaz.com/catalog/ formirovanie_kompetentsii_professionaInogo_samorazvitiya_studentov_vuza_avtoreferat.html

4. Педагогическая мысль и образование начала Нового времени // История педагогики [Электронный ресурс]:Режим доступа:http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3812/24346/.

5. Российская педагогическая энциклопедия / Под.ред. Давыдова В.В. - М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 1011 с.

6. Стернберг, В. Н.Теория и практика «метода проектов» в педагогике ХХ века / Стернберг В. Н. - автореферат к дисс. -Рязань, 2003. - [Электронный ресурс]:Режим доступа:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-teoriya-i-praktika-metoda-proektov-v-pedagogike-xx-veka

7. Корнетов Г.Б. Феномен общественно активной школы в контексте развития демократической педагогики. - АСОУ, 2009. - 264 с. - ISBN 978-5-204-01937-5 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-60447.html

Сведения об авторах:

Гладких Валентина Григорьевна, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург пр-т Победы, 13, ауд.2435, тел. (3532) 372584, e-mail: gladwal@yandex.ru,

timpo@mail.osu.ru

Денисова Ольга Викторовна, заведующая отделением «Производственная практика» Индустриально-педагогического колледжа Оренбургского государственного университета 460050, г. Оренбург, ул. Терешковой, 134, ауд. 52, тел. (3532) 525950, e-mail: olga0836@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.