Сведение об авторе: Гусакова Виктория Олеговна,
кандидат искусствоведения, докторант, кафедра педагогики, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Gusakova Victoria Olegovna,
Candidate of Sciences (Art Criticism), Doctoral candidate, Department of Pedagogy, Herzen University, Saint-Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 373.7 ББК 74.5
О.В. Денисова
целенаправленная поэтапная проективная деятельность по поиску профессиональных решений при разработке технических проектов как условие профессионального саморазвития будущего техника в проектном обучении
в малой группе
-О X -О
В статье рассмотрено одно из организационно-педагогических условий, способствующих эффективному профессиональному саморазвитию будущего техника в проектном обучении в " 0 малой группе. Дана характеристика этапов формирования профессионального саморазвития
!о
О I
будущих техников в проектном обучении в малой группе: самоопределения, самовыражения и ф с; самореализации. Результаты могут быть использованы для дальнейших исследований проблем профессионального саморазвития будущих техников в профессиональной педагогике. ^ о §
Ключевые слова: профессиональное саморазвитие будущего техника, поэтапная проективная о £ деятельность, проектное обучение, малая группа. о
8 | | -О СО «1
ь о ш
° 5 5
O.V. Denisova
purposeful stage by stage proactive activities to search for professional solutions when doing technical projects in small group project based
learning аs a condition of a future technitian provessional self development
Ап organizational and pedagogical condition, facilitating professional self development when learning in a small group, is discussed. Stages of forming professional self development of future technicians in project based small group learning: personal identity, self expression and self realization, are characterized. The results can be used in further research of professional self development problems of the future technicians and in vocational pedagogy.
Key words: professional self development of future technician, stage by stage proactive activities, project based learning, small group.
Проблема профессионального са- центральных мест в психологии профес-моразвития личности занимает одно из сиональной деятельности. Так, широко
X
>1
£ * ф ÎD го т
ш с L- ^ ^
к m
ф о ° =
S « ? 5 о н
ÏC1)
Sïgâ
ф ^ с
° a m
К X s I ф X
□ 1-ю р «
5 * О
о
сю ^
К ГО ^ ГО О-ст
1 Я ^ I гою
Ф О-
со
51 3
Го s (Л I I о. Ф Ф о
lis
^"О-О
го m о о s
х
ф
d od О
рассматриваются вопросы о свойствах личности в профессиональной деятельности в работах Е.А. Климова, В.Д. Ша-дрикова, и др. [5; 8]. В свою очередь, как отмечают А.А. Деркач и В.Г. Зазыкин [4], в процессе становления профессионализма деятельности личность обязательно развивается, причем, как минимум в четырех направлениях: личностно-профессиональном, профессионально-квалификационном, профессионально-должностном и нравственном.
КакпоказываютисследованияК.Я.Ва-зиной [2], а также Н.К. Сергеева [7], с началом трудовой деятельности саморазвитие взрослого человека индивидуализируется, приобретает свойственные только ему черты. На первое место выдвигается познание и совершенствование себя в профессиональной деятельности, удовлетворение потребности в расширении границ собственных возможностей, преодолении профессиональной замкнутости. В исследованиях Н.М. Борытко, И.А. Колесниковой и др. раскрываются особенности саморазвития как способа саморегуляции деятельности в различных профессиональных сообществах и на разных этапах становления субъект-ности личности [1; 6]. Основной идеей проблемы профессионального саморазвития выступает детерминация развития личности деятельностью, согласно которой будущий работник рассматривается на предмет соответствия профессии и успешной деятельности в ней.
Становление будущего техника как профессионала возможно лишь в результате выполнения различных видов профессиональной деятельности. Профессиональное саморазвитие будущего техника будет протекать в единстве таких аспектов деятельности, как организация собственной профессиональной деятельности, выбор типовых методов решения профессиональных задач, принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях; поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, выбор метода получения заготовок и схемы их базирования, составление маршрутов изготовления деталей, проек-
тирование технологических операций, применение систем автоматизированного проектирования при моделировании изделий машиностроения и другие. Данные аспекты деятельности найдут свое отражение в учебно-профессиональной деятельности на занятиях с использованием проектного обучения в малой группе.
В учебно-профессиональной деятельности, способствующей профессиональному саморазвитию, проектное обучение выступает доминирующим, предполагающим совместную деятельность преподавателя и обучающегося, направленную на поиск решения профессионально-ориентированной проблемы. Поэтапная проективная деятельность предполагает постановку и достижение подцелей каждого этапа технического проекта. Следует отметить, что важным фактором при выполнении технического проекта является наличие проблемы, субъективно либо профессионально значимой для группы обучающихся (малой группы).
Кроме того, данный метод - это не просто рассмотрение и исследование обозначенной проблемы, но и инструмент практического воплощения целей [3]. Занимаясь разработкой технического проекта, каждый участник малой группы должен изучить разные точки зрения и подходы к решению профессионально-ориентированной проблемы, проанализировать полученные результаты и в итоге защитить свой совместный проект. Вместе с тем в процессе поэтапной проективной деятельности обучающийся приобретает знание, интериоризирует его, и оно становится его собственным, а не абстрактной мыслью.
Поэтапная разработка технического проекта в малой группе ориентирована на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, друг с другом, но и со специалистами машиностроительных предприятий. Так при реализации данного организационно-педагогического условия будущим техникам предоставлялся на выбор один из видов технического монопроекта: стартовый, опережающий, рефлексивный, итоговый, способствующий индивидуальной траектории профессионального
саморазвития будущего техника; реализация самостоятельно приобретенных системных научно-справочных, технологических знаний и проективных умений по разработке и внедрению технологических процессов изготовления деталей машин средствами проектного обучения; формирование направленности в профессиональном саморазвитии.
Реализация данного организационно-педагогического условия предполагала соблюдение преемственности этапов формирования профессионального саморазвития в проектном обучении в малой группе: самоопределения, самовыражения и самореализации.
Первый этап - этап самоопределения -был направлен на решение следующих задач: определить уровень готовности к профессиональному саморазвитию, активизировать интерес будущих техников к проективной деятельности; пополнить знания студентов о профессиональном саморазвитии и проективной деятельности, пополнить знания студентов о сущности проектного обучения, о видах проектов, их этапах; расширить представления студентов о возможностях применения проективной деятельности при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также в будущей профессиональной деятельности. На данном этапе студенты изучали теоретические основы компьютерной графики, получая информацию о проектном обучении, проективной деятельности, проектировочных умениях.
Студенты в рамках лекционных занятий выполняли задания, способствующие формированию проективных умений. Приведем пример такого задания.
Задание: постройте аксонометрию детали с вырезом одной четверти, соблюдая размеры, приведенные на рисунке 1 и ответьте на следующие вопросы:
1. Назовите основные способы 3D-моделирования данной детали (рис. 1).
2. Выберите оптимальный вариант построения данной детали. Аргументируйте свой выбор.
3. Приведите «дерево построения» данной детали. Из скольких операций оно состоит ?
4. С какими трудностями Вы столкнулись при проектировании детали?
Рис. 1. Задание по построению аксонометрии детали с вырезом 1/4
Результатами обозначенного этапа явились: осознание студентами собственной проективной некомпетентности; освоение понятийного аппарата; повышение интереса к проективной деятельности, понимание ее значимости.
Во время второго этапа - этапа самовыражения - будущие техники были включены в процесс создания технического проекта в области 3D-моделирования и проектирования. Основными задачами данного этапа было включение студентов в процесс коллективного проектирования, предполагающее создание малой группы из 4-5 человек; развитие предварительных проективных умений; овладение способами проективной деятельности; формирование позитивного опыта проектирования.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что 50 % будущих техников направлены в учебно-профессиональной деятельности на себя и только 38 % готовы работать в коллективе, у остальных 12 % респондентов была отмечена деловая направленность (на задачу). Поскольку содержание ФГОС СПО предъявляет требование формирования компетенции, связанной с умением работать в коллективе, сотрудничать в группе, результат констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что будущих техников необходимо ставить
-О X -О
га
х о ° ^
^ о о х
О .0 ф с; -8-ю
И
с о
>ч О
!а£ ф
о о >2 с ао
ф Ш
ф с
с
>.
о с
I ш
ё
5!
>1
^ ф
К И *§
Ф о ° =
5 « X « о ^ т о-"с® Е х ° £ § а
ф с
° Я ш
о. Ф с Т
го
сю ^
к го ^
ГО О-СТ
1 я ^
X ГОЮ
ф о__
с;
ш
£ = * 51 8
ГО 5 (Л X X ^
Ф Ф О ^"О-О
в условия коллективной проектной работы. В связи с этим были созданы малые группы по 4-5 человек, являющиеся прототипом коллектива машиностроительного предприятия.
Процесс коллективного технического проектирования включал предпро-ектную стадию (поисково-аналитическая), технологическую (твердотельного моделирования и разработки рабочей документации), итоговую стадию. На предпроект-ной стадии проективной деятельности проводилось установочное занятие (лекционное), на котором студентам была предложена информация о проектном обучении, о видах проектов, этапах проекта. На данном занятии было предложено распределиться по малым группам, поставить цель будущего технического проекта, построить дерево целей. Многие студенты, прошедшие производственную практику на машиностроительных предприятиях, воспользовались материалами, полученными на практике (рабочие чертежи изготовляемых на предприятиях деталей). Студенты ознакомились с содержанием презентации и письменными рекомендациями по организации проективной деятельности, предложенными преподавателем. Оказывалась консультационная помощь по темам проектов, обсуждались основные идеи проекта, способы сбора и анализа информации, а также были утверждены индивидуальные планы работы.
На данном этапе студентам было предложено выбрать один из видов проектов в зависимости от их индивидуального желания и уровня готовности к выполнению проектно-ориентированных заданий различной сложности: информационный (поисковый), исследовательский, практико-ориентированный (прикладной), творческий, инновационный. В результате мнения распределились следующим образом: 65 % будущих техников выбрали практико-ориентированный проект, а остальные -информационный (поисковый). Многие студенты впоследствии объясняли свой выбор недостаточностью знаний и отсутствием опыта в исследовательской, творческой, инновационной видах деятельности.
Перед началом работы над проектом во время лекционных занятий, студентам было предложено ответить на вопросы и заполнить карту профессионального саморазвития в проектном обучении, в которой были отражены такие вопросы, как: Почему профессиональное саморазвитие важно для меня? Почему проектное обучение будет способствовать профессиональному саморазвитию? Почему я создаю этот проект? Что мне необходимо сделать, чтобы осуществить этот проект? С чего необходимо начать проект? Что я получу в итоге от проекта? Пример технологической карты проективной деятельности будущих техников приведен в таблице 1.
Табл. 1. Технологическая карта проективной деятельности
го ш о
о ^
X
ф
т
О
Стадии/этапы проективной деятельности Цель и задачи этапа Методы и средства выполнения этапа Ответственные Сроки выполнения этапа Результаты, выход этапа
1 2 3 4 5 6
Предпроектная (поисково-аналитическая)
1
Технологическая
1
Итоговая
1
Предпроектная стадия (поисково-аналитическая) разработки проекта состояла из следующих составляющих: сбор и систематизация научно-справочной информации, анализ рабочего чертежа сборки, изучение назначения сборочного узла, из каких деталей он состоит, определение служебного назначения каждой детали, входящей в узел, наименования и количества стандартных и оригинальных деталей, выбор способа моделирования в системе «КОМПАС» каждого изделия, выбор видеоредактора, с помощью которого впоследствии будет формироваться видеоролик проектирования сборки. Результатом пред-проектной стадии явилось распределение деталей между участниками малой группы по их проектированию в системе «КОМПАС», и их изучение их служебного назначения на основе справочной литературы. В качестве отчета предпро-ектной стадии предоставлялся систематизированный материал, отвечающий идее проекта, аргументирующий выбор оптимального метода проектирования и структуры проекта.
Технологическая стадия включала в себя следующие виды деятельности:
• твердотельное проектирование 3D-модели каждой детали, входящей в сборку в системе «КОМПАС». Любая сборка влечет за собой создание двух документов: сборочного чертежа и спецификации. На данном этапе изучался процесс разработки спецификации в системе «КОМПАС», выполняемый автомати-зированно и зависящий от информации, которая вносилась при моделировании. Также изучалась технология создания сборки в системе автоматизированного проектирования;
• построение трехмерных сборок. Целью данного вида деятельности являлось непосредственное «соединение» разработанных всеми участниками малой группы деталей, наложение взаимосвязей, работа с библиотекой стандартных деталей;
• разработка рабочей документации ознаменовывалась оформлением спецификации и созданием сборочного чертежа, простановкой посадок и не-
достающих размеров, разнесенного вида сборки.
Итоговая стадия предполагала деятельность по подготовке к защите технического проекта, включавшая оформление пояснительной записки, создание презентации и видеоролика проектирования 3D-сборки. Пояснительная записка технического проекта представляла собой структурированное изложение в логической последовательности основного теоретического материала и имела общий план. Пояснительная записка должна включать: титульный лист; задание на технический проект; содержание; введение; аналитическую часть; проектную часть; заключение; список использованных источников; приложения, содержащие графические документы, распечатки программ, результаты работы на ЭВМ и тому подобное.
Таким образом, результатом второго этапа являлось получение готового коллективного продукта в виде технического проекта, овладение студентами проектировочными умениями.
Третий этап - этап самореализации -предполагал разработку портфолио проблемно-исследовательского типа, где отражались результаты коллективной проективной деятельности и личностных достижений. Данный продукт представлял собой отчет по процессу обучения в течение всего курса компьютерной графики. Данный вид портфолио включал материалы, свидетельствующие о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думал, анализировал, синтезировал, обобщал, производил, создавал личностно-значимый продукт. Портфолио будущего техника представляло собой систематический и специально организованный сбор материалов проективной деятельности, который служил способом системной рефлексии данной деятельности и представления ее результатов для оценки профессионального саморазвития.
На наш взгляд, целесообразным было предложение о создании и использовании двух типов портфолио на выбор студента, отличающихся по способу обработки и презентации информации:
.0 X .0
га
х о ° ^
^ о о х
О .0 ф с;
И
с о
>ч О
!а£ ф
о о >2 с ао
ф Ш
ф с
с
>.
-
о с
I ш
ё
5!
>1
^ ф
ф о °
5 «§ £ ? о н
"с® Е х ° Ё Ё й-ф с
° Я щ
о. Ф с Т
го
сю ^
к го ^
ГО О-СТ
1 я ^
X ГОЮ
ф о__
с;
ш
£ ££ 51 8
ГО 5 (Л X X ^ Ф Ф о
^"О-О
портфолио в бумажном варианте и электронный вариант портфолио.
Портфолио в бумажном варианте является традиционной формой представления результатов учебно-профессиональной деятельности, но в настоящее время более презентабельным выглядит электронное, или он-лайн-портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно в будущем общаться через Интернет с возможными работодателями. Подобное электронное портфо-лио размещалось как на персональном сайте студента, так и на сайте колледжа. Например, на сайте колледжа выделялся специальный раздел, посвященный персональной информации о студентах для потенциальных работодателей.
Соответственно, портфолио профессионального саморазвития студента в проектном обучении состояло из двух частей. Первая часть содержала информацию о личных достижениях студента во время выполнения проекта: материалы по поиску научной, справочной, периодической литературы по теме проекта, результаты исследования и анализа темы проекта, освоение новых технологий проектирования деталей различной сложности в системе «КОМПАС»; чертежи изделий машиностроения, полученные при прохождении производственной практики на предприятиях; результаты выполнения проектно-ориентированных заданий; самооценка результатов каждого этапа проекта, результаты тестирований по саморазвитию. Первая часть портфолио отражала личностно-значимые достижения профессиональной направленности, освоенные в результате проектного обучения компьютерной графике.
Вторая часть портфолио содержала результаты деятельности по разработке и реализации технического проекта: пояснительную записку, видеофайл и презен-
тацию о процессе проектирования сборочного узла, записанные на CD-диске, презентацию, представленную в слайдах на бумажном носителе.
Таким образом, создание портфо-лио представляется нам важным этапом проективной деятельности студентов, так как позволило: организовать работу каждого участника проектной группы; создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом; объективно оценить ход работы над завершенным проектом; судить о личных достижениях и развитии каждого участника малой группы; сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме исследований.
На этапе самореализации проективной деятельности студентами составлялась рефлексивно-оценочная карта проективной деятельности. Ее целью являлось определение динамики формирования проективных умений, скорости разрешения возникающих трудностей при выполнении проекта, а также мо-тивационной готовности к решению нестандартных профессионально-ориентированных заданий, что служило показателем профессионального саморазвития будущего техника в проектном обучении. Рефлексивно-оценочная карта позволила студентам не просто осознать достоинства и недостатки проекта, но и оценить личный вклад в разработку коллективного продукта.
Описанное организационно-педагогического условие - целенаправленная поэтапная проективная деятельность по поиску профессиональных решений при разработке технических проектов -свидетельствует об использовании проектного обучения в малой группе как эффективной технологии, способствующей эффективному профессиональному саморазвитию будущего техника.
Библиографический список
1. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза [Текст] / Н.М. Борытко. - Волгоград: ВГИПК РО, 2004. - 120 с.
2. Вазина, К.Я. Регенерация духовно-природного механизма саморазвития человека [Текст] / К.Я. Вазина. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. - 140 с.
3. Гладких, В.Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования [Текст]: монография / В.Г Гладких. - М.: ИПК и ПРНО МО, 2000. - 252 с.
4. Деркач, А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований [Текст]: монография / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 1999. - 391 с
5. Климов, Е.А. О структуре профессионального самосознания, профессионализма и профессионала [Текст] / Е.А. Климов // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 512-514.
6. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
7. Сергеев, Н.К. Педагогическое образование: поиск инновационной модели [Текст] / Н.К. Сергеев // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 66-73.
8. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос. - 1996. - 320 с.: ил.
References
1. Borytko N.M. Professional education of higher school students. Volgograd: VGIPK RO, 2004. P. 120. [in Russian].
2. Vazina K.Ya. Regeneration of spiritual and natural mechanism of human self development. N.Novgorod: izd. VGPIPU, 2009. P. 140. [in Russian].
3. Gladkikh V.G. Theoretical foundations of goal approach in educational institution management. M.: IPK i PRNO MO, 2000. P. 252. [in Russian].
4. Dergach A.A. Methodological and applied foundations of acmeological studies. M.: izd-vo RAGS, 19099. P. 391. [in Russian].
5. Klimov E.A. On the structure of professional identity, professionalism and professional. Psikhologia raboty s personalom v trudakh otechestvennykh spetsialistov. Ed. L.V. Vinokurova. SPb.: Piter, 2001. 2001. P. 512514. [in Russian]
6. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaia M.P. Pedagogical projecting. M.: Akademia, 2005. P. 288. [in Russian].
7. Sergeev N.K. Pedagogical education: search for an innovative model. Pedagogika. 2010. № 5. P. 66-73. [in Russian].
8. Shadrikov V.D. Psychology of activities and human capacities. M.: Logos, 1996. P. 320. [in Russian].
сведения об авторе: Денисова Ольга Викторовна,
соискатель,
кафедра общей и профессиональной педагогики,
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Российская Федерация, Ктай: [email protected]
Information about the author: Denisova Olga Viktorovna,
Applicant for Degree, Department of General and Professional Pedagogy, Orenburg State University, Orenburg, Russia. E-mail: [email protected]
.0 X .0
ro
x о ° ^
s о
О X
О -û ф ^
и
с о
>ч О Ü ф
о o>s с ао
ф Ш
ф с с
-
о с
I m
g'
5! >.i ^ ф
Ei m ^ ф о °
S и £
? О ь
5 X 0 ф ^ с
° й m
Q. Ф с Т
го
к го ^
ГО О-ст
1 я ^
X ГОЮ
ф Q__
с;
m
tu s
Го s (Л X X q,
Ф Ф о
ills s
^"О-О