УДК 377.6
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО МАШИНОСТРОИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ
© 2015
В.Г. Гладких, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Общая и профессиональная педагогика» О.В. Денисова, соискатель
Оренбургский государственный университет, Оренбург (Россия)
Аннотация. В данной статье раскрывается процесс формирования профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе. Его реализация предусматривает ориентацию на разработанную педагогическую модель, правомерность обращения к которой и ее научное обоснование составляет содержание статьи. Актуальность обращения к данной проблеме обоснована стремлением сформировать конку-рентноспособную личность будущего машиностроителя, поскольку данная отрасль в настоящее время является фондообразующей отраслью страны, создающей фундамент для укрепления ее независимости и экономического могущества. В сложившихся условиях динамизм профессионального саморазвития будущего машиностроителя в учреждениях среднего профессионального образования составляет один из факторов позитивного влияния на решение указанной проблемы. Другой фактор в соответствии с нашим замыслом, подтвержденным анализом сложившейся в среднем профессиональном образовании ситуации связывается с механизмом формирования профессионального саморазвития будущего машиностроителя, описание которого представлено нами в материале данной публикации. Особый акцент в формировании исследуемого феномена сделан на его субъекте - малой группе, а также интерактивных технологиях, способствующих эффективности данного процесса.
Ключевые слова: модель, профессиональное саморазвитие будущего машиностроителя, проектное обучение, малая группа.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В контексте данного исследования современному машиностроителю необходимо помимо знаний, умений, компетенций, постоянной готовностью к самообразованию и потребностью в непрерывном пополнении образования для своевременной адаптации к изменяющимся условиям производства, стремлением предвидеть и оценивать социальные и экономические риски и их последствия в профессиональной деятельности. Мы считаем, что реализация этих приоритетов окажет позитивное влияние на результаты производственной деятельности будущих машиностроителей. На наш взгляд эффективной технологией, отвечающей идее профессионального саморазвития, является проект-технология, которая восходит к получившему широкое распространение в конце XIX века методу проектов, а впоследствии проектному обучению.
Отечественный и зарубежный опыт проектного обучения в профессиональном образовании подтвердил свою продуктивность в организационных условиях, ограниченных составом так называемой малой проектной группы численностью в 4-6 обучающихся.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Требования к содержанию среднего профессионального образования в области машиностроения связаны с особой спецификой технического образования и с особой «природой» объектов профессиональной деятельности. В профессионально-педагогическом поле отмечаются исследования, раскрывающие дидактические аспекты совершенствования профессионально-технологической подготовки будущих работников машиностроительного профиля. Среди них работы С.Ж. Айжамбаевой [1], В.Г. Лизункова [2], З.В. Степчевой [3], С.М. Ударцевой [4], К.Е. Цветковой [5] , Е.А. Матвеевой [6], М.А. Сапугольцевой [7] и других исследователей.
К примеру, в исследовании Н.П. Степановой [3] представлена методика формирования профессионально значимых качеств учащихся профессионального лицея машиностроительного профиля, обеспечивающая их диагностирование, развитие и коррекцию в обучении. Ею разработаны и экспериментально апробированы критерии сформированности определенных профессионально значимых качеств, в частности профессиональной направленности личности, а также процессов техниче-
ского и логического мышления, мотивации и уровня развития внимания. В данном исследовании утверждается, что разработанная методика позволяет регулярно диагностировать как уровень развития профессионально значимых качеств, так и корректировать обучающую деятельность, осуществлять мониторинг профессионального развития будущих рабочих машиностроительного профиля.
На основе анализа состояния подготовки будущих специалистов машиностроительного профиля в работе С. Ж. Айжамбаевой [1] уточнена педагогическая сущность понятия «конструкторско-технологической подготовки будущих специалистов машиностроительного профиля». Она воплощается в формировании конструк-торско-технологических знаний, умений и навыков по основам и особенностям конструирования изделий, проектированию технологического процесса изготовления деталей, инструментов и технологической оснастки, а также составлению программных продуктов, применяемых при автоматизированном проектировании технологических процессов изделий и разработке управляющих программ механической обработки деталей.
В научном исследовании В.Г. Лизункова [2] по проблеме развития экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения на основе анализа отзывов работодателей (из опросов руководителей предприятий машиностроения), указывается, что «уровень подготовленности выпускников машиностроительных специальностей не всегда соответствует производственным задачам, связанным с проведением производственных расчетов ... с эффективной организацией работы коллектива, четким планированием выполняемой работы» [2, с 6.]. В этой связи в науке и практике поднимается проблема уточнения подходов к подготовке бакалавров машиностроения с целью устранения производственных и технико-экономических дефицитов в данной сфере.
Исследование С.М. Ударцевой, в свою очередь, посвящено профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров машиностроительного профиля. В частности, характеризуется модель подготовки инженера-педагога, которая представлена компонентами технологической подготовки, требующими значительных изменений с установленными требованиями ФГОС: изменения в общеинженерном и общепрактическом блоках [4]. В работе К.Е. Цветковой [5], выполненной на базе Оренбургского государственного университета, рассмотрена специфика конструирования вариативных образовательных программ подготовки инженеров-маши-
ностроителей в условиях университетского комплекса.
Профессиональная компетентность будущих бакалавров в сфере прикладной биотехнологии и инженерии исследована Е.А. Матвеевой на основе применения проект - технологии. Она считает, что проект-технология выступает как средство формирования профессиональных умений бакалавров [6], а М.А. Сапугольцева выполнение дизайн-проектов рассматривает как эффективное средство социализации личности обучающихся [7]. Таким образом, в приведенных исследованиях отмечается, что постановка проблемы качественной подготовки будущего машиностроителя связывается с учетом организационно-педагогических условий, тенденций, стратегий среднего профессионального образования и является своевременной, требующей пристального внимания и оснащения новыми исследованиями. В свою очередь, одним из актуальных дидактических средств, обеспечивающих качественное решение указанной проблемы, является проектное обучение.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является характеристика структурно-содержательной модели процесса профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе как системы качественно различных и вместе с тем взаимосвязанных блоков: целевого, структурно-содержательного, процессуального, критериально-оценочного и результативного. В качестве целевой доминанты предлагается также описание педагогических условий, средств, критериев и показателей профессионального саморазвития будущего машиностроителя, способствующих постоянному самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Областью профессиональной деятельности выпускников согласно ФГОС СПО специальности 13.02.08 Технология машиностроения [8] выступает разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения, а также организация работы структурного подразделения. Успешная реализация основных видов деятельности становится возможной в результате сформированности общих и профессиональных компетенций будущего техника машиностроения. Одной из приоритетных целей в рамках освоения образовательной программы специалиста среднего звена указанной отрасли является способность будущего техника как к личностному, так и профессиональному саморазвитию.
Совершенно очевидно, что сформированность общих и профессиональных компетенций, их качественное и количественное наполнение зависит от условий, в которых осуществляется подготовка будущего машиностроителя, обеспечивающих его успешное саморазвитие. Данное суждение обосновано анализом действующего образовательного стандарта указанной специальности и представлено в таблице 1.
Вышеприведенный вывод и материал стали мотивированным основанием для нашего обращения к разработке модели исследуемого процесса. Работа над нею позволила выделить объединенные логической связью и зависимостью структурные компоненты профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении (мотивационно-когнитивный), содержательно-поисковый, рефлексивно-оценочный), а также создать диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценивать формируемое качество и влияние на него созданных нами определенных педагогических условиях. В процессе создания модели мы опирались на работы известных теоретиков в области моделирования, в частности, В. А. Штофф под моделью понимает такую мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая отображает и воспроизводит объект так, что ее изучение дает 30
новую информацию об этом объекте [9]. С точки зрения А.И.Уемова, модель определяется как система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе [10]. Данные позиции соответствуют нашему исследовательскому замыслу, в соответствии с которым под моделью понимается идеальное формализованное представление системы и динамики ее поэтапного формирования, в частности, формирования профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе.
Таблица 1 - Зависимость реализации общих и профессиональных компетенций в рамках ФГОС СПО-3 по направлению подготовки 13.02.08 Технология машиностроения
Общие компетенции будущего техника технологии машиностроения Профессиональные компетенции будущего техника технологии машиностроения
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ПК1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. ПК 1.4 Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ПК 2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения ПК 2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,осоз-нанно планировать повышение квалификации ПК 1.4 Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей ПК 1.5 Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей
Разработанная нами модель является структурно-динамической, поскольку отражает структуру и связи функционирующих компонентов системы. Она характеризуется целостностью, динамичностью, уровневостью и системностью.
Ведущим основанием построения модели стал целевой подход как методологическая доминанта профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении и составивший вектор учебно-профессиональной деятельности [11]. Специфика целевого подхода состоит в ориентации модели данного процесса на конкретный результат и возможности его обеспечения всеми известными и доступными в конкретных обстоятельствах средствами. Цель в нашем контексте означает ее использование как исходной позиции всех педагогических действий, обращенных как на обучающихся, так и на образовательный процесс. Оно требует от каждого субъекта осознания целей своей деятельности, а по сути - целенаправленного поведения. Обратимся к краткой характеристике содержания блоков модели.
Целевой блок, как уже отмечалось, определяет направленность данного исследования и является системообразующим, поскольку именно правильное определение цели как модели, так в последующем и деятельности, связанной с ее реализацией, предопределяет процесс и результат ее внедрения, решения задач исследования. Постановка цели важна также для организации квазипрофессиональной деятельности будущего машиностроителя, поскольку она задает параметрические
характеристики его профессионального саморазвития, влияет на его промежуточные и конечные результаты. С этой целью нами разработана целевая матрица процесса профессионального саморазвития будущего техника машиностроения, соотнесенная с установленными стандартом видами профессиональной деятельности, основанная на таксономии целей Б. Блума [12].
Целевым предметом в проектной деятельности в малой группе выступает определенное качество личности, которое формируется в проектной деятельности, в частности создаются реальные предпосылки профессионального саморазвития будущего машиностроителя. Целевой предмет отвечает на вопрос: что мы развиваем в студентах с учетом конкретной роли (позиции) в проектном обучении. Соответственно, в малой группе выполнение технического проекта сопровождается распределением обязанностей, выбором лидера и исполнителей.
Целевое действие предполагает конкретное поведение будущего машиностроителя, стимулирующее профессиональное саморазвитие в рамках выполнения технического проекта. Целевое действие характеризуется необходимостью полного завершения за промежуток времени, отведенного на выполнение проекта. Ориентируясь на целевую иерархию, отметим, что в контексте рассматриваемого вопроса основой целепола-гания является выявленный уровень профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе.
Структурно-содержательный блок данной модели включает описание принципов, реализация которых наполняет содержанием процесс профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе, а также составляет требования к содержанию исследуемого процесса и его структурных компонентов. В нашем исследовании принципы являются контекстно значимыми и наполняют соответствующей спецификой его процесс и результат. В этой связи, мы полагаем, что принципы целеполагания, самоорганизации, междисциплинарности, профессионального самоопределения, индивидуализации, субъект-субъектного взаимодействия являются необходимыми и достаточными для содержательной характеристики процесса профессионального саморазвития будущего машиностроителя.
Принцип целеполагания предполагает определение будущими машиностроителями не только целей учебно-профессиональной деятельности, но также разработку оптимальных направлений деятельности, форм и методов их достижения при разработке технических проектов. Осознание техниками машиностроения целесообразности эффективной учебно-профессиональной деятельности обеспечивает возможность самостоятельно выдвигать цели, планировать свои действия, определять методы и средства их достижения, уметь корректировать действия, вырабатывать критерии высокоэффективной деятельности, а также разрабатывать программу успешного профессионального саморазвития.
Самоорганизация как принцип предполагает направленность профессиональной подготовки на овладение будущим машиностроителем способностью самостоятельно, без воздействия извне, совершенствовать организацию работы по управлению учебно-профессиональной деятельностью. Этот принцип характеризует такую организацию самостоятельной работы, которая способствует способствующей профессиональному саморазвитию будущего машиностроителя, с использованием проектного обучения (работа над техническим проектом, анализ научной, методической, справочной, технической литературы, в сети Интернет, участие в научно-практических конференциях).
Принцип профессионального самоопределения связывается с самоактуализацией, самореализацией и самоуправлением будущего техника в учебно-професси-
ональной деятельности. Многие мыслители связывают самоопределение с трудовой деятельностью. К примеру, А. Маслоу определяет самоактуализацию «через увлеченность значимой работой» [13], а К. Ясперс самореализацию рассматривает как «дело», которое совершает человек. Проектное обучение наиболее эффективно создает предпосылки профессионального самоопределения, самореализации, самосознания будущего машиностроителя, формирования способности строить самого себя, проектировать свою индивидуальную профессиональную историю. Воплощением самоактуализации, к примеру, является разработка единичной детали в системе «Компас-3D»; создание 3D-модели сборки детали; оформление пояснительной записки; создание презентации проекта. Вместе с тем данный принцип не противоречит, а усиливает содержательную специфику принципа индивидуализации.
Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных способностей студентов в проектном обучении. При осуществлении личностной индивидуализации создаются условия для учета как личностно, так и профессионально-значимых качеств будущего машиностроителя. К примеру, выбор темы проекта, постановка профессионально-ориентированных задач, реализация поливариативности деятельности по разработке и реализации проекта, организация работы малой группы производятся сообразно индивидуальным маршрутам профессионального и личностного развития.
Регионализация предусматривает ориентацию профессиональной подготовки будущего машиностроителя на комплексное социально-экономическое развитие Оренбургской области, в частности, развитие оборонно-промышленного комплекса. В настоящее время АО «ПО «Стрела»» вносит весомы вклад в экономическое благополучие области, обеспечивая увеличение валового внутреннего продукта. Деятельность данного предприятия обеспечивается выпускниками исследуемого нами контингента обучающихся, которые на данном предприятии выполняют стратегический заказ не только регионального, но и федерального диапазона: оснащать оборонно-промышленный комплекс высококвалифицированными специалистами. Общеизвестно, что свой профессиональный вклад в стенах данного производства, направленный на изготовление крылатых ракет «БраМос» преимущественно вносят именно наши выпускники, достигшие такого уровня профессионального саморазвития, который сделал продукцию этого предприятия конкурентноспособной на мировом рынке и по сути пока непревзойденной по качеству.
Принцип субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса характеризуется организацией взаимодействия будущего машиностроителя с другими субъектами образовательного процесса и предполагает совместное, согласованное и конструктивное сотрудничество, взаимопринятие будущего техника в рамках проектного обучения, как с участниками малой группы, так и преподавателеями. Реализация данного принципа направлена на достижение преследуемых таким взаимодействием целей обучения. Реализация продуктивного сотрудничества между будущими машиностроителями и другими участниками образовательного процесса, использование позитивных мер педагогического взаимодействия предоставляет возможность проявления профессионально-личностных качеств, способствующих профессиональному саморазвитию будущего машиностроителя: точность, высокая исполнительская дисциплина, ответственность, техническая фантазия, практическое мышление.
Отметим также, что в данном блоке разработанной нами модели профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе представлены его структурные компоненты: мо-тивационно-когнитивный, содержательно-поисковый и рефлексивно-оценочный. Каждый из них обогащается в
образовательной деятельности и взаимодействует с другими на всех этапах реализации цели.
Процессуальный блок описываемой нами модели представлен педагогическими условиями, этапами, средствами, технологиями, обеспечивающими динамичность и результативность исследуемого процесса. Как известно, условие в педагогике рассматривается как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности. В разработанной модели определены необходимые и достаточные организационно-педагогические условия профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении, которые соответствуют потребностям студентов в формировании исследуемого качества. Успешная реализация заявленной в нашем исследовании цели возможна только при внедрении данной совокупности условий в учебный процесс, которые находятся в строгой взаимосвязи: формирование мотивов познавательной самостоятельности в соответствии с личностными и профессиональными потребностями студентов; насыщение основных видов деятельности по выполнению технических проектов профессионально-ориентированными задачами, актуальными для работодателей; создание и использование электронного портфолио, регулирующего индивидуальную траекторию профессионального саморазвития.
Критериально-оценочный блок предполагает анализ и обоснование уровней, критериев и показателей профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе. В соответствии с задачами исследования нами выделяются три уровня личностно-профессионального саморазвития: низкий, средний и высокий. В качестве критериев и оснований, определяющих стратификацию уровней профессионального саморазвития будущего машиностроителя, рассматриваются мотивационно-смысловые образования, определяющие потребность в самоизменении, рефлексивность, самоотношение к своей личности, а также сформированность таких действенно-практических компонентов саморазвития, как самоэффективность, саморегуляция и самоконтроль.
Завершением нашей модели является результативный блок, выполняющий функцию обратной связи, позволяя анализировать информацию о сформированности исследуемого качества, а также корректировать деятельность по его формированию.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сложность и значимость профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении потребовали научного обоснования его формирования. Считаем, что реализация предложенной нами модели процесса профессионального саморазвития будущего машиностроителя в проектном обучении в малой группе, приведет к ожидаемому результату, а именно подготовке будущего машиностроителя, готового к дальнейшему обучению, способного к постоянному самосовершенствованию, профессиональному и личностному росту. Инструментальное воплощение данных ожиданий связывается с реализацией разработанными нами качественно различных и вместе с тем взаимосвязанных блоков: целевого, структурно-содержательного, процессуального, критериально-оценочного и результативного.
Миссия разработанной модели представляется нам как перспективная возможность коррекции деятельности образовательного учреждения по подготовке кадров для таких предприятий машиностроительной профиля города Оренбурга и региона в целом, как ООО «Завод бурового оборудования», ООО «Технология», ООО «Оренбургский радиатор», ООО «Гидропресс», НПП «Энергия» и других.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айжамбаева С.Ж. Конструкторско-техноло-гическая подготовка будущих специалистов машиностроительного профиля с использованием информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук / С.Ж. Айжамбаева. - Республика Казахстан, Караганды, 2009.
- 14 с. - [Электронный ресурс] : Режим доступа : http:// rudocs.exdat.com/docs/index-32114.html.
2. Лизунков В.Г. Развитие экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения авто-реф. дис. канд. пед. наук / В.Г. Лизунков. - Томск, 2015.
- 23 с.
3. Степчева З.В. Формирование профессионально-значимых компетентностей в условиях непрерывного профессионального образования машиностроительного профиля / З.В. Степчева. - Ульяновск, 2011. - 22 с.
4. Ударцева С.М. Формирование технологической подготовки бакалавра профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 8. С. 106-111.
5. Цветкова К.Е. Конструирование вариативных образовательных программ инженерной подготовки в условиях университетского комплекса: автореф. дис. канд. пед. наук / К.Е. Цветкова. - Оренбург, 2010. - 22 с.
6. Матвеева Е.А. Профессиональная компетентность будущих бакалавров в сфере прикладной биотехнологии и инженерии: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.А. Матвеева. - Оренбург, 2013. - 25 с.
7. Сапугольцева М.А. Социализация личности студента в творческой проектной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / М.А. Сапугольцева.- Оренбург, 2012. - 22 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 350.
9. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф.- М. : Наука, 1996. - 301 с.
10. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования: Из истории физико-математических наук. Ответственный редактор Л.С. Полак.- М.: Наука, 1970.
- 297 с.
11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
12. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1956. - P. 207.
13. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999.
- P. 139.
MODEL PROFESSIONAL SELFDEVELOPMENT OF FUTURE MACHINE BUILDING IN PROJECT EDUCATION
© 2015
V. G. Gladkikh, doctor of pedagogical sciences, professor of department «General and vocational pedagogy» O.V. Denisova, applicant of general of department «General and vocational pedagogy» Orenburg State University, Orenburg (Russia)
Abstract. In this article the process of formation of professional self-development of the future Machinist in project-based learning in a small group. Its implementation provides orientation developed pedagogical model, the validity of the treatment to which and its scientific basis is the content of the article. The urgency of addressing this issue is justified desire to create a competitive personality Machinist future as the industry is currently the industry fondoobrazuyuschey country, creating the foundation for strengthening its independence and economic power. Under these circumstances, the dynamism of professional self-development of the future Machinist in institutions of secondary vocational education is one of the factors of a positive impact on the solution to this problem. Another factor, according to our plan, confirmed in an analysis of the current situation of secondary vocational education is associated with the mechanism of formation of professional self-development of the future of machine builder, the disclosure of which is represented by us in the material herein. Particular emphasis in the formation of the investigated phenomenon made its subject - a small group, as well as interactive technologies that contribute to the efficiency of the process.
Keywords: model, professional self-development of the future of machine builder, project learning, small group.