УДК 339.187.62
DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43756
Мигачева Анна Юрьевна
кандидат юридический наук, доцент,
доцент кафедры гражданского права, Кубанский государственный университет a.migacheva@gmail.com
Мажник Дмитрий Алексеевич
Кубанский государственный университет a.migacheva@gmail.com
Дубинец Диана Павловна
Кубанский государственный университет a.migacheva@gmail.com
Anna Ju. Migacheva
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Dept. of Civil Law of Kuban State University a.migacheva@gmail.com
Dmitrii A. Mazhnik
Kuban State University a.migacheva@gmail.com
Diana P. Dubinets
Kuban State University a.migacheva@gmail.com
К проблеме правового регулирования лизинга в российской федерации
To the problem of legal
regulation of leasing in russia
Аннотация. Лизинг - является одним из наиболее эффективных способов осуществления инвестиционной деятельности. Вместе с тем современное законодательство о лизинге, регулирующее оформление договорных отношений участников лизинговых отношений, не соответствует современным экономическим потребностям. В статье изучаются причины, побудившие к разработке Проекта внесения изменений в гражданское законодательство в части выделения договора финансового лизинга в самостоятельный вид. Авторами отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны Проекта. Делается вывод о том, что целевое назначение договора лизинга, а также структура договорных связей позволяют говорить о его сущностном отличие от договора аренды. В тоже время, исключение возможности приобретения имущества в лизинг без перехода права собственности на предмет лизинга не в полной мере отвечает интересам лизингополучателей в частности и рынка в целом.
Ключевые слова: лизинг, договор лизинга, аренда, финансовый лизинг, лизингодатель, лизингополучатель.
Annotation. Leasing is one of the most effective ways to carry out investment activities. At the same time, the current legislation on leasing, regulating the execution of contractual relations between the participants of leasing relations, does not meet modern economic needs. The article examines the reasons that led to the development of the Draft amendments to the civil law in terms of the allocation of the financial lease agreement in an independent form. Both positive and negative aspects of the Project are noted. It is stated that the purpose of the lease agreement, as well as the structure of the contractual relations allow us to talk about its essential difference from the lease agreement. At the same time, the exclusion of the possibility of property acquisition on lease without transfer of ownership of the leased property is not in full measure meets the interests of lessees in particular and the market as a whole.
Keywords: leasing, leasing agreement, lease, financial leasing, lessor, lessee.
Реформа гражданского законодательства, продолжающаяся в настоящее время, затронула практически каждый институт гражданского права. В сфере регулирования отдельных видов обязательств она реализуется блоками. Уже вступили в действие изменения в разделы Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) [2] о договорах займа, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада, банковского счета и др. Вместе с тем, процесс преобразований нельзя назвать завершенным. В
частности, заслуживает внимания вынесенный на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)» [6] (далее -Проект).
В числе проблемных аспектов регулирования лизинговой деятельности, побудивших к разработке законопроекта, называют обстоятельства
как правового, так и экономического порядка. Во-первых, формирование прозрачной и непротиворечивой нормативно-правовой базы позволит повысить привлекательность лизинга и снизить избыточные риски сторон лизинговых отношений. Во-вторых, в соответствии с направленностью текущей реформы гражданского законодательства, нормы ГК РФ о лизинге нуждаются в приведение в соответствие со сложившейся судебной и международной практикой.
Реформа лизинга, в целом, значима для экономики. Со времен, когда в 1877 г. американская компания «Bell», занимающаяся продажей телефонных аппаратов, впервые упомянула термин «лизинг», данный институт эволюционировал от предоставления имущества во временное владение и пользование с целью расширение объемом продаж до инвестиционного соглашения о финансировании с целью приобретения имущества и внедрения его в производственную деятельность. История показывает, что пик активного развития законодательства о лизинге приходится на переломные в развитии экономик разных стран этапы. В США и Европе - это время бурного развития научно-технического прогресса. В России начала 90-х - появление частной собственности и возможности инвестировать в различные сферы экономики.
За годы, прошедшие с принятия части второй ГК РФ, институт лизинга не оставался статичным: расширились возможности использования лизингового имущества, изменились требования к участникам лизинговых отношений. Если особенностью начального этапа развития лизинга в России являлось его тесное взаимодействие с банковской сферой (первые российские лизинговые компании предполагали обязательное участие банков или других государственных структур), то в настоящее время число компаний, специализирующихся на лизинге, значительно возросло, а договор лизинга стал важным звеном в регулировании предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, как показывает практика последних лет, уязвимым звеном в лизинговых отношениях оказались именно лизинговые компании. Сказанное демонстрирует ситуация с обанкротившейся авиакомпанией «Трансаэро», которой из 103 эксплуатируемых самолетов 99 были предоставлены в лизинг такими компаниями, как «Вэб-лизинг», «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Ильюшин Финанс Ко» и др. С одной стороны, именно лизинг позволил самой крупной авиакомпании длительное время успешно осуществлять свою деятельность. С другой - банкротство «Трансаэро» поставило лизинговые компании в затруднительное положение, связанное с возвратом своего имущества. Поэтому направленность реформы лизинга, кроме того, заключается в создании дополнительных гарантий для всех участников лизинговых правоотношений. Нормы о лизинге нуждаются в преобразовании с учетом новых реалий и выявленных недостатках в правовом регулировании.
В настоящее время нормы о договоре лизинга сосредоточены в отдельном параграфе главы 34
ГК РФ «Аренда». Согласно ГК РФ, под договором лизинга понимается такой договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» [7] определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе, приобретением предмета лизинга.
Современное законодательство предусматривает две модели лизингового договора. Первая базируется на принципах арендных отношений и предусматривает возврат предмета лизинга лизингодателю после прекращения действия договора. Вторая предполагает, что с прекращением действия договора и выплатой всей лизинговых платежей предмет лизинга перейдет в собственность лизингополучателя. Такая форма лизинга получила наименование выкупного лизинга.
В разъяснениях Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» указано, что выкупным лизингом является такой договор лизинга, который содержит условия перехода права собственности на предмет лизинга от а ре ндодателя к арендатору при условии внесения всех обязательных платежей предусмотренных договором финансовой аренды (лизинга) [8].
Модель выкупного лизинга отличается по своей сущности от договора аренды. В ней в концентрированном виде получает выражение инвестиционный интерес участников лизинговых отношений. Если в договоре аренды арендодатель передает во временное владение и пользование уже имеющееся у него имущество, то в договоре выкупного лизинга имущество приобретается специально для передачи в пользование с последующим приобретением права собственности на такое имущество. В этой связи, справедливо мнение, согласно которому «для лизингополучателя финансовая сторона лизинговой схемы имеет черты кредитования в целях приобретения долгосрочных активов» [9, с. 33]. Подобная трактовка лизинга характерна и для иностранных правопорядков [11, р.1].
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 акцентируется внимание на том, что в договоре выкупного лизинга имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств, а имущественный интерес лизингополучателя - в приобретении предмета лизинга в собственность за счет средств, предоставленных лизингодателем, и при его содействии. При этом Пленум, по сути, рассматривает действия лизингодателя как финансирование, а не предоставление объекта во временное владение и пользование. Приобретение же лизингодателем права собственности на предмет лизинга служит для него обеспечением обязательств лизингополучателя по уплате уста-
новленных договором платежей, а также гарантией возврата вложенного [3].
В юридической литературе также уже некоторое время поднимается проблема отнесения лизинга к разновидности договора аренды.
Так, А.В. Егоров отмечает, что теория лизинга как нетипичной аренды представляет собой попытку поместить лизинг в рамки, не отвечающие его внутренней природе [4, с. 36-45]. В.А. Белов аналогично указывает, что лизинг по способу формирования лизинговых платежей ближе к кредитным правоотношениям [1].
Разработанный Минфином России проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности)» является итогом обобщения практического опыты и теоретических дискуссий. Проект предлагает исключить из главы 34 ГК РФ §6 «Финансовая аренда (лизинг)» и добавить главу 43.1 «Финансовый лизинг» в ГК РФ. Таким образом, в случае его принятия, договор лизинга будет выделен в самостоятельный договорный вид, отличный от аренды. В ст. 833.1 Проекта договор лизинга определяется как предоставление лизингодателем финансирования лизингополучателю путём оплаты по договору, заключенному с третьим лицом, стоимости предмета лизинга (лизингового имущества) в обмен на возврат такого финансирования с процентами за его пользования (лизинговыми платежами).
Фактически, договор лизинга приобретает черты услуги, направленной на приобретение за счёт денежных средств лизингодателя предмета лизинга с целью его последующего перехода в собственность лизингополучателя. Разработчики Проекта предлагают отказаться от модели лизингового договора, предполагающей возврат предмета лизинга лизингодателю после выплаты всех лизинговых платежей. Из смысла ст. 833.9 Проекта следует, что переход права собственности является обязательным условием договора лизинга, если договором не предусмотрен снос или утилизация имущества после исполнения всех обязательств перед лизингодателем. С одной стороны, такое решение позволит выделить квалифицирующий признак для разграничения договоров лизинга и аренды, поскольку последний всегда предполагает передачу имущества арендодателю после завершения действия договора и не направлен (по общему правилу) на предоставление имущества в собственность арендатора.
С другой стороны, действующая модель лизингового договора позволяет удовлетворить интерес лизингополучателя в имуществе без перехода права собственности на него. При этом имущественный интерес лизингодателя также удовлетворяется за счет получения платы на предоставления финансирования на приобретение предмета лизинга. Стандартной схемой получения «простого» лизинга является обраще-
ние в лизинговую компанию с дальнейшим авансом в виде процента от стоимости выбранного имущества, а также периодической выплатой оставшейся стоимости предмета договора и выплатой всех амортизационных платежей. Отказ от простой модели лизинга направлен на защиту интересов, прежде всего, лизингодателей, которым, безусловно, выгоднее не оставлять в своих активах уже использованное, изношенное и порой неликвидное имущество. Для лизингополучателя же возможность использования предмета лизинга в течение определенного времени без приобретения права собственности на него означает и возможность по непрерывному обновлению, модернизации и оптимизации производственной базы. Договор лизинга в большинстве случаев используют для аренды автомобилей, строительной техники, а также в сфере авиации. В информационный век технологии стремительно развиваются, и взятое сегодня в лизинг имущество, через пять лет оказывается устаревшим или приходит в негодность из-за неспособности конкурировать с новыми видами такого же имущества. Данное правило не относится, пожалуй, только к финансовой аренде жилья.
Исходя из вышесказанного, действующее законодательство является спасительным для перечисленных выше отраслей экономики. Поэтому решение Проекта в части отказа от просто лизинга, не предполагающего перехода права собственности на предмет лизинга, по-нашему мнению не только учитывает интересы лизингополучателя, но и, создавая, с одной стороны, гарантии для деятельности лизинговых компаний, с другой стороны, - ограничивает потенциальные объемы заключения лизинговых соглашений и области применения лизинга как способа оформления участия в инвестиционной деятельности.
Проект поднимает и другие проблемы. В частности, вызывает вопросы предложенная в п. 2 ст. 833 Проекта конструкция обеспечительного права собственности. По мнению С. А. Громова, данная норма «устанавливает очень абстрактный (не наполненный пока никаким содержанием) принцип, порождает риск ее произвольного толкования, что несовместимо с требованием определенности права» [5]. Представляется, что такое правило, кроме того, может породить конструкцию временного права собственности, что не согласуется с принципами вещного права.
В Проекте не получили закрепления правила о допустимости или недопустимости лизинга земельных участков. Проект лишь максимально расширил возможности для описания в договоре предмета лизинга, путём указания на наиболее общие его признаки. Не затронуты в Проекте и вопросы о субъектном составе участников лизинговых отношений. По-прежнему не получил четкого разрешения вопрос о статусе физического лица - лизингополучателя, о последствиях уклонения лизингополучателя от приемки лизингового имуществ, не конкретизирован режим предмета лизинга при банкротстве лизингодателя. По мнению В. Глазунова, прямое указание в
ГК РФ порядка и размера лизинговых платежей, порядка перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, критериев досрочного исполнения договора лизинга (в том числе понятие несущественной просрочки) позволило бы уменьшить количество спорных ситуаций [10].
Несмотря на отмеченные недостатки, в Проект включены и значимые для развития лизинговых отношений правила. В частности, в п. 4 ст. 833.1 получил закрепление возвратный лизинг, необходимость детальной законодательной регламентации которого давно уже обсуждалась в научных кругах и среди практиков. Своевременны и справедливы правила ст. 833.16 Гк РФ, которая прямо предусматривает, что если стои-
Литература:
1. Белов В.А. Договор аренды: научно-познавательный очерк. М. : Статут, 2018 // СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Об особенностях обеспечительной собственности в договоре лизинга см.: Громов С. А. Обеспечительная собственность: догматический очерк на примере лизинга // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2019. № 2. С. 51-114; № 3. С. 66-123; № 4. С. 46-91.
4. Егоров А.В. Лизинг: аренда или финансирование? // Вестник ВАС РФ. 2012. № 3. С. 36-45.
5. Лизингу будет посвящена отдельная глава Гражданского кодекса. URL : https://www.advga zeta.ru/novosti/lizingu-budet-posvyashchena-otdelnaya-glava-grazhdanskogo-kodeksa/
6. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования гражданско-правового регулирования лизинговой деятельности): Проект. URL : https://regulation. gov.ru/projects#npa=83902
7. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394.
8. Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга: Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 17 // Вестник ВАС РФ. 2014. № 5.
9. Философова Т.Г. Лизинг : учебное пособие. М. : Юринити-Дана, 2015.
10. Экспресс-комментарий к проекту новой главы ГК РФ о финансовом лизинге . URL : https:// za-kon.ru/blog/2018/09/12/ekspress-kommentarij_k_ proektu_novoj_gl avy_g k_rf_o_f inansovom_lizinge#c omment_474326
мость предмета лизинга, возвращаемого лизингодателю, а также все иные полученные им суммы превышают размер задолженности лизингополучателя, остаток денежных средств подлежит возврату последнему.
В заключении следует отметить, что реформа законодательства о лизинге в сложившихся современных экономических условиях необходима. В целом обособление договора лизинга от договора аренды представляется правильным, поскольку цель заключения договора лизинга значительно отличается от целей заключения договора аренды. Вместе с тем, предлагаемый на обсуждение Проект требует дальнейшей доработки с учётом эффективной защиты прав всех участников лизинговых отношений.
Literature:
1. Belov V.A. Lease Agreement: scientific and educational essay. M. : Statute, 2018 // Access from legal reference system «ConsultantPlus».
2. Civil code of the Russian Federation (part two) of 26.01.1996 № 14-FZ // Collection of laws of the Russian Federation. 1996. № 5. P 410.
3. About features of security property in the leasing contract see: Gromov S.A. Security property: dogmatic essay on the example of leasing // Bulletin of economic justice of the Russian Federation. 2019. № 2. P. 51-114. № 3. P. 66-123; № 4. P. 46-91.
4. Egorov A.V. Leasing: leasing or financing? // The Gazett of the VAS of the Russian Federation. 2012. № 3. P. 36-45.
5. A separate Chapter of the Civil code will be devoted to leasing. URL : https://www.advgazeta.ru /novosti/lizingu-budet-posvyashchena-otdelnaya-glava-grazhdanskogo-kodeksa/
6. About modification of part one, the second and the third of the Civil code of the Russian Federation (regarding improvement of civil regulation of leasing activity): Draft. URL : https://regulation.gov.ru/ pro-jects#npa=83902
7. About financial lease (leasing): the Federal law dated 29.10.1998 № 164-FZ // Collection of laws of the Russian Federation. 1998. № 44. P. 5394
8. On some issues related to the agreement of redemption leasing: the Resolution of Plenum YOU the Russian Federation from 14.03.2014 n 17 // the Bulletin YOU the Russian Federation. 2014. № 5.
9. Filosofova T.G. Leasing: a training manual. M. : Urinate-Dana, 2015.
10. Express comment to the draft new Chapter of the civil code on financial leasing. URL : https:// za-kon.ru/blog/2018/09/12/ekspress-kommentarij_ k_proektu_novoj_glavy_gk_rf_ o_finansovom_ liz-inge#comment_474326
11. Fletcher M. Leasing in Development Lessons from Emerging Economies. International Finance Corporation Washington, D.C / M. Fletcher, R. Freeman, M. Sultanov. 2005.
11. Fletcher M. Leasing in Development Lessons from Emerging Economies. International Finance Corporation Wash-ington, D.C. / M. Fletcher, R. Freeman, M. Sultanov. 2005.