Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ.'

К ПРОБЛЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
ответственность личности / ребенок с ОВЗ / временной режим труда. / personal responsibility / a child with disabilities / temporary work regime.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахтина Н.Н., Касьяненко А.А.

В статье описана проблема ответственности женщин, воспитывающих детей с ОВЗ и работающих в различных временных режимах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF THE RESPONSIBILITYOF WOMEN WHO RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES AND WORK IN DIFFERENT TIME REGIMES

The article describes the problem of responsibility of women who raise children with disabilities and work in different time regimes.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ.»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

К ПРОБЛЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ.

Бахтина Н.Н.,

Северо-Восточный государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук

Касьяненко А.А.

Северо-Восточный государственный университет старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук

TO THE PROBLEM OF THE RESPONSIBILITYOF WOMEN WHO RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES AND WORK IN DIFFERENT TIME REGIMES

Bakhtina N.,

North-East State University, Cand. Sci (Psychology), docent, associate professor at the department of social and human sciences.

Kasyanenko A. North-East State University, senior lecturer at the department of social and human sciences

Аннотация

В статье описана проблема ответственности женщин, воспитывающих детей с ОВЗ и работающих в различных временных режимах. Abstract

The article describes the problem of responsibility of women who raise children with disabilities and work in different time regimes.

Ключевые слова: ответственность личности, ребенок с ОВЗ, временной режим труда. Keywords: personal responsibility, a child with disabilities, temporary work regime.

В настоящее время как в Магадане и Магаданской области, так и в стране в целом, существуют определенные виды профессиональной деятельности, которые реализуются в режиме сменного графика, в результате чего время жизни специалиста и время жизни членов его семьи различаются, формируется временной десинхроз.

О.А. Гаранина, разрабатывала проблему организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика и ввела понятие «социальный десинхроноз», который переживается специалистами, работающими в режиме сменного графика, как несовпадение общесоциальной временной концепции с индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроноз), но и проявляется в рассогласовании времени жизни самого специалиста со временем жизни значимых других людей (членов семьи, друзей и др.), работающих, и/или живущих, в обычном временном графике («внешний» десинхроноз) [2].

Сменность предполагает работу в две, три, четыре смены, в том числе и в ночное время суток, что несомненно откладывает отпечаток на жизнедеятельность семьи в целом, в результате либо члены семьи научаются жить в таком временном режиме, либо возникают проблемы, связанные

именно с временной организацией профессиональной деятельности члена семьи ее реализующего. На данный момент, не только мужчины, но и женщины работают посменно, очевидно, что специфический временной режим труда, особенно женщины-матери, влияют как на семейную систему, так и на жизнедеятельность самой женщины.

В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации вообще, и в Магаданской области, в частности. Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [6]. Матерям, воспитывающим детей с ОВЗ приходится работать, так как поддержание жизнедеятельности детей данной категории требует больших материальных затрат.

Ответственность является одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи. В психологии ответственность понимают,

как обязанность выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу, необходимость соответствия поведения личности социально-нормативным требованиям, долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю (внешнему или внутреннему), то есть ответственность личности часто связывают с уровнем ее субъективного контроля, его локализацией [5].

В основу определения понятия «уровень субъективного контроля» личности положены следующие предпосылки, во-первых, нередко причинами поведения личности является склонность видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе, данное свойство в психологии называют локусом контроля. Во-вторых, локус контроля, характерный для личности, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться [4].

Возможны два полярных типа локализации контроля: экстернальная и интернальная. В случае, если человек в большей степени принимает ответственность за события, происходящие в его жизни на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него интернального (внутреннего) контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него экстернального (внешнего) контроля [3]. П1о мнению Дж. Роттера, предложившего эти термины, ин-тернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации [3].

К. Муздыбаев считал, что чем более выражена возможность контроля за совершение действия и его исход, тем выше степень личной ответственности [5].

Любой член семьи может нести ответственность за других ее членов (жену, мужа, детей, родителей), а роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, прошлое и будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которому принадлежит семья [7]. В случае, если женщины, воспитывают ребенка с ОВЗ и работают в режиме сменного графика, члены семьи вынуждены занимать активную позицию в отношении ребенка, так как мать работает, в том числе и в ночное время суток. Вероятно, с одной стороны, ответственность за ребенка и материальное положение семьи провоцируют женщину, воспитывающую ребенка с ОВЗ работать в особом сменном временном режиме, а с другой - данную

ситуацию можно рассматривать и как избегание или перекладывание ответственности за ребенка на других членов семьи.

Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что проблема ответственности личности в психологии активно разрабатывается, проводится изучение данной тематики в различных направлениях, представляется весьма актуальным изучение ответственности женщин, воспитывающих детей с ОВЗ и работающих в режиме сменного графика.

Список литературы

1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. - 152162.

2. Гаранина О.А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика // Организационная психология. 2015. №2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-vremeni-zhizni-spetsialistov-rabotayuschih-v-rezhime-smennogo-grafika (дата обращения: 07.05.2021).

3. Горская Н. Е., Глызина В.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/subektivnyy-kontrol-usk-v-oblasti-professional-noy-sfery-kak-odna-iz-fundamentalnyh-potrebnostey-lichnosti (дата обращения: 07.05.2021).

4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности: учебник для вузов / О. П. Елисеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 390 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-10962-7. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453125 (дата обращения: 07.05.2021).

5. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В. Е. Семенова. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983. - 240 с.

6. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // Концепт. 2016. № 58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-ogranichen-nymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sisteme-inklyuzi-vnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.05.2021).

7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 503 с.

— (Высшее образование). — ISBN 978-5-53408017-9. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].

- URL: https://urait.ru/bcode/473665 (дата обращения: 07.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.