PSYCHOLOGICAL SCIENCES
К ПРОБЛЕМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И РАБОТАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ.
Бахтина Н.Н.,
Северо-Восточный государственный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук
Касьяненко А.А.
Северо-Восточный государственный университет старший преподаватель кафедры социальных и гуманитарных наук
TO THE PROBLEM OF THE RESPONSIBILITYOF WOMEN WHO RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES AND WORK IN DIFFERENT TIME REGIMES
Bakhtina N.,
North-East State University, Cand. Sci (Psychology), docent, associate professor at the department of social and human sciences.
Kasyanenko A. North-East State University, senior lecturer at the department of social and human sciences
Аннотация
В статье описана проблема ответственности женщин, воспитывающих детей с ОВЗ и работающих в различных временных режимах. Abstract
The article describes the problem of responsibility of women who raise children with disabilities and work in different time regimes.
Ключевые слова: ответственность личности, ребенок с ОВЗ, временной режим труда. Keywords: personal responsibility, a child with disabilities, temporary work regime.
В настоящее время как в Магадане и Магаданской области, так и в стране в целом, существуют определенные виды профессиональной деятельности, которые реализуются в режиме сменного графика, в результате чего время жизни специалиста и время жизни членов его семьи различаются, формируется временной десинхроз.
О.А. Гаранина, разрабатывала проблему организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика и ввела понятие «социальный десинхроноз», который переживается специалистами, работающими в режиме сменного графика, как несовпадение общесоциальной временной концепции с индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроноз), но и проявляется в рассогласовании времени жизни самого специалиста со временем жизни значимых других людей (членов семьи, друзей и др.), работающих, и/или живущих, в обычном временном графике («внешний» десинхроноз) [2].
Сменность предполагает работу в две, три, четыре смены, в том числе и в ночное время суток, что несомненно откладывает отпечаток на жизнедеятельность семьи в целом, в результате либо члены семьи научаются жить в таком временном режиме, либо возникают проблемы, связанные
именно с временной организацией профессиональной деятельности члена семьи ее реализующего. На данный момент, не только мужчины, но и женщины работают посменно, очевидно, что специфический временной режим труда, особенно женщины-матери, влияют как на семейную систему, так и на жизнедеятельность самой женщины.
В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Российской Федерации вообще, и в Магаданской области, в частности. Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания [6]. Матерям, воспитывающим детей с ОВЗ приходится работать, так как поддержание жизнедеятельности детей данной категории требует больших материальных затрат.
Ответственность является одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи. В психологии ответственность понимают,
как обязанность выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу, необходимость соответствия поведения личности социально-нормативным требованиям, долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю (внешнему или внутреннему), то есть ответственность личности часто связывают с уровнем ее субъективного контроля, его локализацией [5].
В основу определения понятия «уровень субъективного контроля» личности положены следующие предпосылки, во-первых, нередко причинами поведения личности является склонность видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самом себе, данное свойство в психологии называют локусом контроля. Во-вторых, локус контроля, характерный для личности, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться [4].
Возможны два полярных типа локализации контроля: экстернальная и интернальная. В случае, если человек в большей степени принимает ответственность за события, происходящие в его жизни на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него интернального (внутреннего) контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него экстернального (внешнего) контроля [3]. П1о мнению Дж. Роттера, предложившего эти термины, ин-тернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее социализации [3].
К. Муздыбаев считал, что чем более выражена возможность контроля за совершение действия и его исход, тем выше степень личной ответственности [5].
Любой член семьи может нести ответственность за других ее членов (жену, мужа, детей, родителей), а роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, прошлое и будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которому принадлежит семья [7]. В случае, если женщины, воспитывают ребенка с ОВЗ и работают в режиме сменного графика, члены семьи вынуждены занимать активную позицию в отношении ребенка, так как мать работает, в том числе и в ночное время суток. Вероятно, с одной стороны, ответственность за ребенка и материальное положение семьи провоцируют женщину, воспитывающую ребенка с ОВЗ работать в особом сменном временном режиме, а с другой - данную
ситуацию можно рассматривать и как избегание или перекладывание ответственности за ребенка на других членов семьи.
Проанализировав литературные источники, мы выяснили, что проблема ответственности личности в психологии активно разрабатывается, проводится изучение данной тематики в различных направлениях, представляется весьма актуальным изучение ответственности женщин, воспитывающих детей с ОВЗ и работающих в режиме сменного графика.
Список литературы
1. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. - 152162.
2. Гаранина О.А. Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика // Организационная психология. 2015. №2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-vremeni-zhizni-spetsialistov-rabotayuschih-v-rezhime-smennogo-grafika (дата обращения: 07.05.2021).
3. Горская Н. Е., Глызина В.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (35). URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/subektivnyy-kontrol-usk-v-oblasti-professional-noy-sfery-kak-odna-iz-fundamentalnyh-potrebnostey-lichnosti (дата обращения: 07.05.2021).
4. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности: учебник для вузов / О. П. Елисеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 390 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-10962-7. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/453125 (дата обращения: 07.05.2021).
5. Муздыбаев К. Психология ответственности / Под ред. В. Е. Семенова. - Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1983. - 240 с.
6. Четверикова Т.Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // Концепт. 2016. № 58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-ogranichen-nymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sisteme-inklyuzi-vnogo-obrazovaniya (дата обращения: 07.05.2021).
7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебник для вузов / Л. Б. Шнейдер. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 503 с.
— (Высшее образование). — ISBN 978-5-53408017-9. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
- URL: https://urait.ru/bcode/473665 (дата обращения: 07.05.2021).