Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СУИЦИДЕНТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СУИЦИДЕНТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / СУИЦИДИЕНТ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пугацкий Михаил Владимирович, Романова Наталья Михайловна

В настоящей статье рассматривается проблемы суицидального поведения в местах лишения свободы, социальные конструкты самоубийства и психологическая характеристика суицидента. В работе с предотвращением суицидального поведения предлагается использовать социальное конструирование как деятельность человека, осуществляемая во взаимодействии с обществом, направленная на социальное преобразование его существования в целях преодоления мультипограничных состояний и нахождения смысла жизни, приобретение целостных состояний в рамках границ, характеризуемых законностью, прагматизмом, рационализмом, продуктивностью и гуманизмом. Социальное конструирование, с одной стороны, позволяет прогнозировать деструктивные последствия существующих пограничных состояний человека и социума, а с другой - позволяют предупреждать их путём работы с социально позитивными конструктами. Локус контроля постепенно нужно переместить с общества на личность самого суицидента, чтобы он осознал всю ответственность за последствия своего деструктивного поведения. Самоконтроль, в свою очередь, должен создать условия для самоконструирования личности. Без усилий самого суицидента справится с аутоагрессией, стремлением к саморазрушению, к сожалению, не получится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пугацкий Михаил Владимирович, Романова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGN AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL WORK WITH SUICIDAL PEOPLE IN PRISONS

This article examines the problems of suicidal behavior in prisons, the social constructs of suicide and the psychological characteristic of the suicide. In the work on the prevention of suicidal behavior, it is proposed to use social construction as a human activity, carried out in cooperation with society, aimed at social transformation of its existence in order to overcome multi-border states and find the meaning of life, the acquisition of holistic states within borders characterized by legality, pragmatism, rationalism, productivity and humanism. Social design, on the one hand, allows to predict the destructive consequences of existing border states of the person and society, and on the other hand - allow to prevent them by working with socially positive constructs. Locus control gradually needs to be moved from society to the personality of the suicidal, so that he realizes all the responsibility for the consequences of his destructive behavior. Self-control, in turn, should create conditions for self-construction of the individual. Without the efforts of the suicide bomber will cope with autoaggression, the desire for self-destruction, unfortunately, will not work.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СУИЦИДЕНТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Социальное конструирование как метод психолого-педагогической работы с суицидентами, находящимися в местах лишения свободы

Пугацкий Михаил Владимирович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры правоведения института социального инжиниринга, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева» E-mail: [email protected]

Романова Наталья Михайловна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского» E-mail: [email protected]

В настоящей статье рассматривается проблемы суицидального поведения в местах лишения свободы, социальные конструкты самоубийства и психологическая характеристика суицидента. В работе с предотвращением суицидального поведения предлагается использовать социальное конструирование как деятельность человека, осуществляемая во взаимодействии с обществом, направленная на социальное преобразование его существования в целях преодоления мультипограничных состояний и нахождения смысла жизни, приобретение целостных состояний в рамках границ, характеризуемых законностью, прагматизмом, рационализмом, продуктивностью и гуманизмом. Социальное конструирование, с одной стороны, позволяет прогнозировать деструктивные последствия существующих пограничных состояний человека и социума, а с другой - позволяют предупреждать их путём работы с социально позитивными конструктами. Локус контроля постепенно нужно переместить с общества на личность самого суицидента, чтобы он осознал всю ответственность за последствия своего деструктивного поведения. Самоконтроль, в свою очередь, должен создать условия для самоконструирования личности. Без усилий самого суицидента справится с аутоагрессией, стремлением к саморазрушению, к сожалению, не получится.

Ключевые слова: самоубийство, суицидиент, конструирование, социальные конструкты.

социальное

Во всем мире рост самоубийств представляет собой очень серьёзную проблему. Самоубийство является не только актом индивида по своему физическому уничтожению, но и дерзким заявлением о том, что индивид свободен от каких-либо правовых, религиозных, моральных санкций за нарушение инстинкта самосохранения.

Самоубийство выше в тех обществах, в которых абсолютизируется индивидуализм, где понятия общности, солидарности, сотрудничества, социальной ответственности уходят на второй план. Принцип свободы, основанный на моральном волюнтаризме, это путь к разрушению. Свобода, не знающая границ, в обществе индивидуализма - это путь в никуда.

В суицидологии существуют различные теории суицида: социологическая теория Э. Дюркгейма, культурно-эволюционная теория М. Хальбвакса, теория удовольствия М. Фуко, теория подражания, психологические и биолого-генетические теории, межличностная теория и другие.

Суицид имеет различные измерения: гендер-ное, культурное, религиозное, политическое, социально-экономическое.

Предметом настоящего исследования является выявление социально-психологических конструктов суицидального поведения лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Место лишения свободы имеет особые социально-правовые границы: изоляция от общества, в том числе от постоянного общения со своими родными и близкими, коллегами по работе; сексуальные, пищевые, материальные, физические, информационные и иные ограничения; необходимость трудиться и соблюдать строгий распорядок дня в условиях уголовно-исправительного режима. Человек в этой ситуации сталкивается с теми социальными конструктами, о которых он раньше не знал, либо догадывался, когда совершал преступления. Но сейчас, в условиях реального лишения свободы, эти конструкты становятся для преступной личности источником непростого психологического опыта.

В условиях изоляции от общества человек попадает в пограничное состояние между инстинктом смерти и инстинктом жизни. В случае утраты психологического равновесия инстинкт смерти побеждает и человек отказывается от дальнейшего права на жизнь. Это может иметь место в отношении личности эгоистичной, капризной, инфантильной, привыкшей к комфорту.

Э. Шнейдман называет десять характеристик суицидентов [8]: самоубийство как решение; са-

сз о

о Л о

о сз о в

моубийство как уничтожение сознания; невыносимая психологическая боль; неудовлетворённые потребности; чувство безнадёжности и беспомощности; состояние когнитивной амбивалентности; состояние сужения восприятия; самоубийство как побег; сообщение о своём намерении; соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

Личность, которая имеет латентные нравственные установки и элементы совести, попав в условия изоляции, может вдруг осознать всю низость совершённого им преступления и посчитает самостоятельный уход из жизни самым достойным для себя наказанием.

У человека в исправительном учреждении может возникнуть состояние психического расстройства (депрессивное состояние, психоз и пр.), что станет причиной самоубийства в условиях отсутствия квалифицированной психиатрической помощи и невнимательного отношения к его состоянию со стороны психологической службы.

Самоубийство может быть результатом неудачного протеста против администрации исправительного учреждения - попытка «сыграть» самоубийство как проявление демонстративности и истеричности личности, может закончиться, вопреки воли «протестанта-актёра» реальной смертью (выпил больше таблеток, сорвался с подоконника, не был спасён в ходе операции по удалению проглоченных гвоздей и пр.).

Самоубийство может выступать как месть сотрудникам исправительной системы, другим заключённым, потерпевшим и прочим по принципу: «Посмотрите, что вы наделали - вы убили человека, который ни в чём не был виноват». Таким образом, осуждённый может рассчитывать на то, что после акта его самоубийства будет проведено «тщательное расследование», люди, «доводившие» его до самоубийства, понесут «строгое наказание» и пр.

В России в начале 1990-х годов больше суицидов было среди лиц, не находящихся в местах лишения свободы. Это можно объяснить тем, что жизнь на свободе сама по себе была связана с большими социально-экономическими и психологическими проблемами. Возможно, таких проблем в местах лишения свободы было тогда гораздо меньше.

В начале «нулевых» годов жизнь стала налаживаться и ситуация с соотношением суицидов на свободе и вне неё изменилась. В 2011 году в уголовно-исполнительной системе уровень суицидов составил 52 случая на 100 тысяч обвиняемых, подозреваемых и осужденных, а среди всего населения этот показатель составил 21 случай на 100 тысяч жителей. Среди содержащихся в местах лишения свободы в России наиболее часты е суициды среди следующих лиц, содержащихся М в СИЗО. Уровень суицидов в СИЗО намного вы-^ ше, чем в исправительных колониях. В 2012 году ° в СИЗО, где находятся 10-15% лиц, содержащих-ав ся в местах лишения свободы, было совершено

32% от общего количества суицидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы. 38% суи-цидентов СИЗО совершали самоубийство в течение первого месяца пребывания там, а ещё 25% суицидентов СИЗО совершали самоубийство после вынесения приговора или после вступления его в законную силу. К суициду часто приводил тот факт, что подсудимые сотрудничали со следствием в надежде на смягчение наказания, а приговор оказывался на их взгляд слишком суровым лица, обвиняемые и осужденные за совершение убийства и причинение тяжкого вреда здоровью -48% самоубийц лица, осужденные и обвиняемые в преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности личности - 23% самоубийств [1].

Потенциальных самоубийц, конечно же, можно спасти, если вести планомерную психологическую работу среди осуждённых. И в этом, на наш взгляд, может помочь метод социального конструирования позитивного будущего.

Понятие «конструктивизм» сегодня употребляется в науке в двух значениях: 1) в широком смысле - как парадигма исследований в социальных науках со своей онтологией, эпистемологией, методологией и этикой, 2) и узком - как название конкретного направления в психологии и социологии (Ж. Пиаже, Дж. Кел ли, Дж. Брунер, П. Бергер и Т. Лукман и другие), являющегося составной частью этой парадигмы.

Дж. Вико считают «первым истинным «конструктивистом», убедительно показавшим, что мы можем знать конечную истину лишь в отношении того, что сами сотворили. То есть наше ментальное «творение», воплощаясь в творение материальное через результаты нашего творчества, трудовую, образовательную и иные виды деятельности, показывают нам, что есть наше существование и ради чего мы существуем.

Конструкты - это способы истолкования мира, своеобразные классификационно-оценочные шаблоны, которые человек создает для предсказания событий и через которые он воспринимает мир. Конструкты понимаются нами как средства социального конструирования и как элементы будущей, воображаемой социальной реальности.

Состояние человека с точки зрения социального конструирования - это состояние определяющего его жизнь социального конструкта. Например, состояние мышления как когнитивного конструкта, или состояние воли как волевого конструкта, социальная роль, статус и прочие.

Пограничное состояние человека - это состояние диссонанса и напряжённости между социальными конструктами. Например, между радостью и печалью, между агрессией и смирением, между волей и безволием, между статусом государственного чиновника и членом преступной группы (коррупционером) и пр.

Социальное конструирование представляется нам как деятельность человека, осуществляемая во взаимодействии с обществом, направленная

на социальное преобразование его существования в целях преодоления мультипограничных состояний и нахождения смысла жизни, приобретение целостных состояний в рамках границ, характеризуемых законностью, прагматизмом, рационализмом, продуктивностью и гуманизмом. Социальное конструирование, с одной стороны, позволяет прогнозировать деструктивные последствия существующих пограничных состояний человека и социума, а с другой - позволяют предупреждать их путём работы с социально позитивными конструктами.

Можно выделить следующие социально-психологические конструкты, которые сопровождают суицидальное поведение.

Первое. Стрессовые состояния и неприятные ситуации, воспринимаемы личностью как катастрофа [4, с. 466-472].

Второе. Альтруизм, доходящий до патологического самозабвения [5].

Третье. Состояние беспомощности [7, с. 49-54].

Четвёртое. Слабая социальная поддержка [6].

Касьянов В.В. и Нечипуренко В.Н. видят следующие элементы контекста суицидального поведения: стрессовые ситуации; поведение окружающей среды; социальная поддержка; социодемо-графические особенности; нейротрансмиттеры; психиатрические болезни; эволютивный период; личностные особенности; когнитивные особенности; режим преодоления трудностей; толерантность к стрессу; социальные нормы и интеграция; валоризация суицида; имитация; отношение; суицидальное состояние ума: одиночество, депрессия, низкая самооценка, отчаяние, мало причин жить, положительные ожидания от суицида и другие [2, с. 128].

Чтобы построить новую реальность потенциального суицидиента, необходимо редуцировать названные выше социально-психологические конструкты суицидального поведения и одновременно усилить те социальные конструкты, которые позволят человеку справиться с жизненными проблемами в связи с пребыванием в условиях изоляции от общества.

Немедленному редуцированию подлежат следующие конструкты суицидента: установка на ау-тоагрессию, которую продуцируют самообвинение, самоуничижение, нанесение себе самоповреждений [3, с. 211]; мотивы, приводящие к суициду; социальные роли обиженного, жертвы, мстителя и пр.; социальные позиции отчуждения от общества и эгоцентризма; негативное и пренебрежительное отношение к другим людям; социальные ситуации, имеющие для суицидента стрес-согенное значение.

Психолого-педагогическая реабилитация су-ицидента должна быть направлена на изменение мировоззренческих установок, системы норм и ценностей, придание социально-позитивных векторов развития психических процессов, состояний, свойств, воспитание и психическое образование.

Локус контроля постепенно нужно переместить с общества на личность самого суицидента, чтобы он осознал всю ответственность за последствия своего деструктивного поведения. Самоконтроль, в свою очередь, должен создать условия для самоконструирования личности. Без усилий самого суицидента справится с аутоагрессией, стремлением к саморазрушению, к сожалению, не получится.

Литература

1. Дебольский, М.Г., Матвеева, И.А. Суицидальное поведение осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в местах лишения свободы // Психология и право. 2013. № 3. URL: https:// psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full. shtml

2. Касьянов, В.В. Суицидальное поведение / В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 330 с. - (Профессиональная практика). - ISBN 978-5-53409893-8. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/455800

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Ю.А. Клейберг. - 5-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2020. -290 с. - (Профессиональное образование). -ISBN978-5-9916-9989-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/ bcode/453481

4. Червинская-Якимюк, Э.Ф. Общая теория напряжения Роберта Агню и её интерпретационные возможности по отношению к преступности среди молодёжи // Психология и психотехника. 2013. № 5. С. 466-472

5. De Catanzaro, D. Suicide and Self-Damaging Behavior: A Sociobiological Perspective.N. Y.: Academic Press. 1981.

6. Garfinkel, B.D. Major Affective Disorders in Children and Adolescents / G. Winokur, P. Clayton (eds.) // The Medical Basis of Psyquiatry. Philadelphia: W.B. Saunders company,1986

7. Schotte, D. E., Clum, G.A. Problem-Solving Skill in Suicidal Psychiatric Patients //Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1987. Vol. 55 (1). P. 49-54

8. Shneidman, E. S. (1993). Suicide As Psychache: A Clinical Approach To Self-Destructive Behavior. Northvale, NJ/London: Jason Aronson, Inc., 258 p.

SOCIAL DESIGN AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL WORK WITH SUICIDAL PEOPLE IN PRISONS

Pugatsky M.V., Romanova N.M.

Siberian State University of Science and Technology by M.F. Reshetnev, Saratov National Research State University by N.G. Chernyshevsky

This article examines the problems of suicidal behavior in prisons, the social constructs of suicide and the psychological characteristic

C3

о

о Л о

о сз о в

of the suicide. In the work on the prevention of suicidal behavior, it is proposed to use social construction as a human activity, carried out in cooperation with society, aimed at social transformation of its existence in order to overcome multi-border states and find the meaning of life, the acquisition of holistic states within borders characterized by legality, pragmatism, rationalism, productivity and humanism. Social design, on the one hand, allows to predict the destructive consequences of existing border states of the person and society, and on the other hand - allow to prevent them by working with socially positive constructs. Locus control gradually needs to be moved from society to the personality of the suicidal, so that he realizes all the responsibility for the consequences of his destructive behavior. Self-control, in turn, should create conditions for self-construction of the individual. Without the efforts of the suicide bomber will cope with autoaggression, the desire for self-destruction, unfortunately, will not work.

Keywords; suicide, suicide, social design, social constructs. References

1. Debolsky, M.G., Matveyeva, I.A. Suicidal behavior of convicts, suspects and accused in prisons / Psychology and law. 2013. № 3. Url: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63783_full. shtml

2. Kasyanov, V.V. Suicidal Behavior / V.V. Kasyanov, V.N. Nechi-purenko. Moscow: Yureit Publishing House, 2020. 330 s. - ISBN 978-5-534-09893-8. - Text: electronic / EBS Yuright. - URL: https://urait.ru/bcode/455800

3. Kleiberg, Yu.A. Psychology of deviant behavior: textbook and workshop for secondary vocational education / Yuri Kleiberg. 5th, re-editing and additional - Moscow: Publishing By Yureit, 2020. 290 s. (Professional education). - ISBN 978-5-99169989-1. - Text: electronic / EBS Yuright. - URL: https://urait.ru/ bcode/453481

4. Chervinskaya-Yakimyuk, E.F. The general theory of Robert Ag-new's tension and its interpretive capabilities in relation to youth crime // Psychology and psychotechnics. 2013. № 5. S. 466472.

5. De Catanzaro, D. Suicide and Self-Damaging Behavior: A So-ciobiological Perspective.N. Y.: Academic Press. 1981.

6. Garfinkel, B.D. Major Affective Disorders in Children and Adolescents / G. Winokur, P. Clayton (eds.) // The Medical Basis of Psyquiatry. Philadelphia: W.B. Saunders company,1986

7. Schotte, D. E., Clum, G.A. Problem-Solving Skill in Suicidal Psychiatric Patients //Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1987. Vol. 55 (1). P. 49-54

8. Shneidman, E. S. (1993). Suicide As Psychache: A Clinical Approach To Self-Destructive Behavior. Northvale, NJ/London: Jason Aronson, Inc., 258 p.

e

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.