Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ АСИНХРОННОЙ ФОРМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ АСИНХРОННОЙ ФОРМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / МОДЕЛЬ КЕЛЛЕРА / ВНИМАНИЕ / ЗНАЧИМОСТЬ / УВЕРЕННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальченкова Ольга Станиславовна

Решение задач по обеспечению и развитию дистанционных образовательных технологий тесно связано с факторами обеспечения мотивации обучающихся. Управление мотивационной стороной учебной деятельности охватывает значительный круг аспектов, которые должны быть учтены в деятельности преподавателя. Дистанционный формат формирует самостоятельность значительно в большей мере, чем в условиях традиционной учебы, увеличивая ответственность обучающихся за результаты своей деятельности. Современные технические и программные средства создают предпосылки для широкой доступности мировых информационных ресурсов и в связи с этим акценты обучения в большей степени должны опираться не на изучение фактов, а на выявление и освоение принципов, заложенных в изучаемую дисциплину. При осуществлении образовательного процесса традиционным методом этот подход достаточно просто реализуется активным участием педагога в образовательном процессе в ходе личного общения с обучающимися. Но при дистанционной форме, особенно в формате офлайн, у преподавателя ограничены в этом смысле возможности контроля и управления вниманием и познавательной деятельностью. Одним из направлений, позволяющих несколько скорректировать эту особенность, является повышение мотивации обучающихся. В статье рассматриваются основные процессы, влияющие на формирование мотивации, подходы, позволяющие управлять процедурой ее формирования. Рассматриваются компоненты развития мотивации к успешной учебной деятельности студентов в информационной сфере. Уделено внимание таким традиционным критериям, как активизация внимания, повышение уровня значимости, успешности и уверенности обучающихся в ходе реализации дистанционных образовательных технологий в асинхронном или офлайн-режиме с отложенным контролем организации учебного процесса. Предлагается ряд педагогических приемов, позволяющих в условиях такого формата образовательной технологии улучшить качество и результативность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальченкова Ольга Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ АСИНХРОННОЙ ФОРМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 37.018.43:378

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ АСИНХРОННОЙ ФОРМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ольга Станиславовна Мальченкова, к. техн. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия»,

Россия, г. Великие Луки

Решение задач по обеспечению и развитию дистанционных образовательных технологий тесно связано с факторами обеспечения мотивации обучающихся. Управление моти-вационной стороной учебной деятельности охватывает значительный круг аспектов, которые должны быть учтены в деятельности преподавателя. Дистанционный формат формирует самостоятельность значительно в большей мере, чем в условиях традиционной учебы, увеличивая ответственность обучающихся за результаты своей деятельности.

Современные технические и программные средства создают предпосылки для широкой доступности мировых информационных ресурсов и в связи с этим акценты обучения в большей степени должны опираться не на изучение фактов, а на выявление и освоение принципов, заложенных в изучаемую дисциплину. При осуществлении образовательного процесса традиционным методом этот подход достаточно просто реализуется активным участием педагога в образовательном процессе в ходе личного общения с обучающимися. Но при дистанционной форме, особенно в формате офлайн, у преподавателя ограничены в этом смысле возможности контроля и управления вниманием и познавательной деятельностью. Одним из направлений, позволяющих несколько скорректировать эту особенность, является повышение мотивации обучающихся.

В статье рассматриваются основные процессы, влияющие на формирование мотивации, подходы, позволяющие управлять процедурой ее формирования. Рассматриваются компоненты развития мотивации к успешной учебной деятельности студентов в информационной сфере. Уделено внимание таким традиционным критериям, как активизация внимания, повышение уровня значимости, успешности и уверенности обучающихся в ходе реализации дистанционных образовательных технологий в асинхронном или офлайн-режиме с отложенным контролем организации учебного процесса.

Предлагается ряд педагогических приемов, позволяющих в условиях такого формата образовательной технологии улучшить качество и результативность образовательного процесса.

Ключевые слова: дистанционное образование, мотивация, модель Келлера, внимание, значимость, уверенность, удовлетворение.

Дистанционный формат образовательных программ получил в настоящее время новый импульс к развитию. Если ранее он использовался чаще всего как вспомогательный, в настоящее время он стоит в образовательной модели на первом месте [1, 6].

При этом как синхронная (онлайн), так и асинхронная (с отложенным контролем участия) формы организации дистанционной модели имеют определенные нюансы реализации, открывающие перед обучающимся как возможности развития навыков самообразования и

саморегуляции, повышения качества и объема полученных знаний, так и многочисленные лазейки, позволяющие обойти ряд требований и не позволяющие преподавателю в полной мере контролировать ход и качество учебного процесса [2, 5].

Особенно остро данная проблема стоит при асинхронной форме дистанционного процесса, когда перед обучающимся ставится задача просмотра лекций в текстовом, графическом, видео-формате, формате презентации; выполнения определенных заданий и/или решения практических задач. Преподаватель при этом фиксирует факт участия или неучастия обучающегося в учебном процессе в заданный интервал времени и в значительной степени ограничен в возможностях влияния как на регулярность работы, на сроки выполнения заданий, так и на самостоятельность их выполнения, самостоятельность в формировании выводов, освоения принципов и подходов к решению задач.

Анализ работы студентов в образовательной среде вуза нередко показывает, что лекции студентами не изучаются, а в лучшем случае просматриваются или отмечаются, как просмотренные. Ответы на контрольные вопросы к лекциям формулируются не на основании полученных в лекции знаний, а элементарным поиском ответов в сети Интернет. Решение задач, представляющих собой контрольные точки, зачастую выполняется несколькими студентами, а потом дублируется всей группой. Даже при реализации творческих задач встречаются ответы, которые явно скопированы у кого-то из ранее сдавших подобную

работу, с изменением некоторых формулировок, изменением форматирования или компоновки ответа.

При этом у преподавателя нет возможности традиционного контроля хода образовательного процесса, когда активное участие обучающегося в процессе проведения занятия можно оценивать путем визуального наблюдения. Попытка же по каждой теме или разделу учебного курса создавать индивидуальные задания и подбирать индивидуальные задачи как минимум на несколько порядков усложняет работу преподавателя как в качественном, так и во временном смысле. А контроль усвоения лекционного материала таким путем не решается вообще.

Серьезной проблемой для обучающегося становится также относительно свободный (для асинхронного режима) график работы, непривычная форма подачи материала, отсутствие навыков самоорганизации и самостоятельной работы над материалом. Психологическим барьером, который нельзя недооценивать, является отсутствие контакта с товарищами по учебной группе, личностный контроль работы со стороны преподавателя [4, 7].

Ряд трудностей дистанционной формы преодолеть невозможно, они объективны и неустранимы. Тем не менее, одним из путей преодоления или, точнее, компенсации этих трудностей являются методы и приемы повышения мотивации [3, 7].

Один из способов повышения мотивации был предложен Джоном Келлером (США), экспертом в области обучающих систем [2, 3]. Он разработал модель, которая повыша-

ет мотивацию обучающегося к процессу обучения. Данная модель называется «ARCS» и включает в себя следующие компоненты: Attention - внимание, Relevance -значимость, Confidence - уверенность, Satisfaction - удовлетворение.

Активизация внимания к курсу и содержанию учебной дисциплины при реализации образовательного процесса в асинхронном дистанционном формате представляет собой наибольшую трудность. Традиционно рекомендуемые приемы, такие, как использование видеоматериалов, организация ролевых игр, изменение стиля общения более пригодны для онлайн-формата. Для формата офлайн более эффективной оказалась организация обратной связи. Проявление персонального внимания к конкретному обучающемуся, его успехам и неудачам, нарушениям сроков сдачи работ или, наоборот, предоставлению задания раньше срока дало возможность закрепить внимание к конкретной учебной дисциплине, теме. Быстрая (в течение одного дня) реакция на сданную работу, подсказки к решению, юмор в оценке ошибок и неточностей, активно выраженная похвала заставляют обучающегося вновь и вновь возвращаться к изучаемой дисциплине, теме. Собственно данный прием имитирует общение молодежи в социальных средах, когда существует постоянная потребность посмотреть, нет ли ответа на сообщение, нет ли нового сообщения от собеседника.

Вторая компонента, значимость, может быть реализована в уже опробованных, привычных для традиционного учебного процесса

формах. Например, введение рейтинговой системы оценки участия в изучении дисциплины, учитывающей активность обучающегося, решение задач, близких к производственным, постановка интересных целей. Так, например, обучающая среда МооШе по умолчанию предлагает организовать оценку знаний обучающегося в пределах 100 баллов, что вполне достаточно для объективного оценивания всех аспектов хода образовательного процесса.

Уверенность как элемент асинхронной формы дистанционного обучения - наиболее сложно поддающийся модификации элемент, поскольку в формате офлайн он практически не может быть правильно оценен педагогом. Ни регулярная сдача заданий, ни значительное отсутствие студента в рамках изучаемого курса не характеризуют его уверенности, поскольку в первом случае это может быть результатом помощи и формальной поддержки со стороны товарищей по группе, а во втором - отсутствия интереса как к дисциплине, так и к образовательному процессу вообще. Это может быть также и проявлением протеста по отношению к именно такой форме организации обучения или психологическая, личностная невозможность реализовать себя в подобном формате.

Один из приемов, который позволяет в некоторой степени повлиять на формирование уверенности, - это тщательный подбор заданий (в том числе и тестовых) по уровню оценивания знаний. Так, например, вопросы контрольного теста могут быть подобраны по уровню сложности таким образом, чтобы

оценка «удовлетворительно» требовала от обучающегося лишь базовых знаний по дисциплине, а оценка «отлично» - умения нестандартно мыслить, либо использовать расширенный по сравнению с базовым курсом объем знаний по дисциплине. Если тест не является контрольной точкой, то есть формой проведения зачета по теме, по дисциплине, или формой экзамена, целесообразно не ограничивать время ответа, предоставлять возможность пройти его несколько раз для получения оценки, на которую рассчитывает обучающийся. Практика компьютерного тестирования показывает, что прохождение одного и того же теста несколько раз стимулирует необходимость повторить теоретический материал, усвоенный недостаточно, обратить внимание на пропущенные темы, сосредоточиться и проявить сообразительность в вопросах повышенной сложности. В целом такой подход работает на закрепление полученных знаний.

Хорошую результативность показал и такой прием формирования практических заданий: студентам предлагается несколько задач или комплектов задач, которые получают условное название «на оценку удовлетворительно», «на оценку хорошо», «на оценку отлично». При этом студент имеет возможность самостоятельно выбрать то задание или комплект задач, которые ему (условно) по силам. При этом оговаривается отсутствие запрета переходить из одной категории заданий в другую. Практика показала, что объективно слабо успевающие студенты предпочитают самостоятельно выполнять задания базового (на удо-

влетворительную оценку) блока, чем пользоваться результатами чужого труда, в то время как успешные студенты получают большее удовлетворение от своих результатов, в большей степени ценят свой труд и соответственно в меньшей степени готовы делиться своими решениями с отстающими или лодырями. Но и в том, и в другом случае поддерживается уверенность в возможности освоить дисциплину или ее отдельные темы.

В целом такой подход является путем формирования последней компоненты - удовлетворения. Однако он не является единственно возможным. Удовлетворение формируется также и в ходе преодоления определенных трудностей, повышении результативности. В связи с этим целесообразно регулярно предоставлять обучающимся накопительную ведомость оценивания знаний, в том числе и по рейтингу. Публично предъявленные показатели успешности или отставания мотивируют обучающихся, показывают им значимость достигнутых результатов и в целом оказывают положительное влияние на ход учебного процесса.

Описанные в статье приемы были использованы автором в период реализации образовательного процесса в дистанционной форме, а также с целью упорядочения самостоятельной работы обучающихся и оказались результативными.

Подводя итоги, необходимо отметить, что некоторые из описанных подходов и приемов организации асинхронной формы дистанционного обучения могут быть применены и в традиционном

образовательном формате. Кроме обучению смысл и значимость, ор-

того, они достаточно ясно ганизации личного, человеческого

показывают, что на любой контакта с обучающимися учебный

формат образовательного процесса процесс превращается в рутину, да-

весомо влияет личность педагога- же будь он подкреплен любыми тех-

организатора. Без его заинтересо- ническими или программными сред-

ванности, возможности придать ствами.

Библиографический список

1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9202-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт : [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450836 (дата обращения: 5.12.2020). - Режим доступа : для авториз. пользователей.

2. Кузняк, Н. Б. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки / Н. Б. Кузняк, Е. Ю. Гаген. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 466-469. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 6.12.2020).

- Режим доступа : свободный.

3. Мотивация в дистанционном образовании. Часть первая : Модель Келлера. - Текст : электронный // Бакалавр-Магистр : [сайт]. - URL: http://bakalavr-magistr.ru/news/188 2013 г. (дата обращения: 05.12.2020). - Режим доступа : свободный.

4. Царапкина, Ю. М. Потенциал использования и перспективы развития дистанционного обучения / Ю. М. Царапкина, А. Г. Миронов, А. М. Кирейчева // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Том 8, №7. - С. 304-318. - Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : сайт. - Москва, 2013-2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-i-perspektivy-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 5.12.2020). - Режим доступа : свободный.

5. Назаров, А. И. Преимущества дистанционных образовательных технологий - взгляды студентов и преподавателей / А. И. Назаров, О. В. Сергеева // Открытое образование. - 2016.

- №6. - С. 42-50. — Текст : электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : сайт. - Москва, 2013-2020. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-vzglyady-studentov-i-prepodavateley/viewer (дата обращения: 5.12.2020). - Режим доступа : свободный.

6. Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Аша-нина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт : [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454163 (дата обращения: 5.12.2020). - Режим доступа : для авториз. пользователей.

7. Федорова, М. А. Формирование учебной самостоятельной деятельности студентов : учебное пособие для вузов / М. А. Федорова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 331 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12292-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт : [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/447233 (дата обращения: 5.12.2020). - Режим доступа : для авториз. пользователей.

E-mail: [email protected]

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА

Тел.: (81153) 7-17-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.