Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА'

К ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог дошкольного образования / культа профессиональной деятельности / исследовательская культура / проектировочная культура / организационная культура / коммуникативная культура / рефлексивная культура / preschool teacher / culture of professional activity / research culture / design culture / organizational culture / communicative culture / reflective culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Носкова Юлия Николаевна

В статье представлены теоретические положения, раскрывающие значение культуры профессиональной деятельности педагогов как системообразующего компонента в достижении качественного результата подготовки дошкольников. Авторы отмечают, что развитие культуры профессиональной деятельности педагога предопределяет ее качество с позиции гуманистических принципов современного дошкольного образования. Выделяют основные проблемы ее сформированное™ в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Культура профессиональной деятельности педагога рассматривается как личностно обусловленное, системно и динамично развивающееся образование, которое способствует профессиональной результативности и успешности. Выделены компоненты культуры профессиональной деятельности педагога дошкольного (исследовательская, проектировочная, организационная, коммуникативная и рефлексивная культура), владение которыми обеспечивает культурные способы в разных видах деятельности. Авторы предлагают условия, направленные на формирование культурных способов профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовании и определяют перспективу дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Носкова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors present theoretical principles that reveal the importance of the culture of professional activity of teachers. They view it as a system-forming component in achieving a high-quality result in the training of preschoolers.The authors note that the development of the culture of a teacher’s professional activity predetermines its quality from the perspective of the humanistic principles of modern preschool education. There are the main problems of its formation in the professional activities of preschool teachers in the article. The culture of a teacher’s professional activity is considered as a personally determined, systematically and dynamically developing education that contributes to professional effectiveness and success. It is necessary to formulate and describe research, design, organizational, communicative and reflective cultures because their possession provide using cultural methods in various types of activities. The authors propose conditions aimed at developing cultural ways of professional activity of teachers in preschool education and determine the prospects for further research.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

2. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. - С. 135-137

3. Ромашкова, Е.И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся / Е.И.Ромашкова. - М.: Сфера, 2020. - 279 с.

4. Капиканов, С.В. Ценности и общество: о влиянии ценностных предпочтений на совместную жизнь людей / С.В. Капиканов // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сб. науч. ст. - Смоленск, 2009. - Вып. 5. - С. 125-127

5. Казаченок, Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. 5-9 классы. Методические рекомендации / Н.В. Казаченок. - М.: Просвещение, 2019. - 240 с.

6. Кузнецов, М.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи как национальный проект: моногр. / М.Д. Кузнецов. -М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 196 с.

7. Лаврентьева, Л.И. Школа и нравственное воспитание личности / Л.И. Лаврентьева, А.Е. Сатарова, Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2004. - №4. - С. 69-142

8. Пауэр, Ф.К. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию / Ф.К. Пауэр, Э. Хиггинс, Л. Кольберг // Психол. журн. - 1992. - Т. 13.-№3.-С. 175-182

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Носкова Юлия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье представлены теоретические положения, раскрывающие значение культуры профессиональной деятельности педагогов как системообразующего компонента в достижении качественного результата подготовки дошкольников. Авторы отмечают, что развитие культуры профессиональной деятельности педагога предопределяет ее качество с позиции гуманистических принципов современного дошкольного образования. Выделяют основные проблемы ее сформированности в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования. Культура профессиональной деятельности педагога рассматривается как личностно обусловленное, системно и динамично развивающееся образование, которое способствует профессиональной результативности и успешности. Выделены компоненты культуры профессиональной деятельности педагога дошкольного (исследовательская, проектировочная, организационная, коммуникативная и рефлексивная культура), владение которыми обеспечивает культурные способы в разных видах деятельности. Авторы предлагают условия, направленные на формирование культурных способов профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовании и определяют перспективу дальнейших исследований.

Ключевые слова: педагог дошкольного образования, культа профессиональной деятельности, исследовательская культура, проектировочная культура, организационная культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура.

Annotation. The authors present theoretical principles that reveal the importance of the culture of professional activity of teachers. They view it as a system-forming component in achieving a high-quality result in the training of preschoolers.The authors note that the development of the culture of a teacher's professional activity predetermines its quality from the perspective of the humanistic principles of modern preschool education. There are the main problems of its formation in the professional activities of preschool teachers in the article. The culture of a teacher's professional activity is considered as a personally determined, systematically and dynamically developing education that contributes to professional effectiveness and success. It is necessary to formulate and describe research, design, organizational, communicative and reflective cultures because their possession provide using cultural methods in various types of activities. The authors propose conditions aimed at developing cultural ways of professional activity of teachers in preschool education and determine the prospects for further research.

Key words: preschool teacher, culture of professional activity, research culture, design culture, organizational culture, communicative culture, reflective culture.

Введение. Современные требования к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования предполагают решение профессиональных задач в области познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка соответствующими возрасту методическими приемами и дидактическими средствами. Поскольку педагог дошкольного образования решает различные профессиональные задачи, усиливается роль его субъектности, духовно-нравственной составляющей профессиональной деятельности, ответственности за непрерывность профессионально-личностного развития. Являясь носителем социально-значимого опыта, педагогу важно осуществлять воспитательно-образовательный процесс максимально эффективно, применяя способы, соответствующие культурной организации профессиональной деятельности. Именно культурные способы профессиональной деятельности педагога характеризуют его как профессионала, позволяя демонстрировать индивидуальный опыт как культурно-нравственный и социально значимый. Следовательно, вне зависимости от вида образовательной области очевидна важность культурных способов их реализации. Поэтому владение педагогом культурой профессиональной деятельности можно рассматривать как ее системообразующий компонент, который обеспечивает достижение, как качественного результата подготовки дошкольников, так и обеспечивая конкурентоспособность конкретного педагога и образовательной организации в целом [2].

Цель данной статьи состоит в теоретическом обосновании культуры профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования как условия ее качества.

Изложение основного материала статьи. Нормы профессиональной деятельности педагога, в том числе, дошкольного образования, актуализирует значимость развития профессионально культурных аспектов личности как наиболее востребованных социумом и отвечающего его запросам. Уровень развития культуры профессиональной деятельности педагога предопределяет ее качество с позиции гуманистических принципов современного дошкольного образования.

В рассматриваемом контексте педагог:

- проявляет отношение к профессиональной деятельности как личностно и социально значимой;

- понимает роль детства в личностном становлении ребенка;

- создает условия для реализации прав и свобод ребенка;

- владеет системой знаний (методических, технологических, нормативных, др.) и осуществляет воспитательно-образовательный процесс, учитывая возрастные и индивидуально-личностные особенности ребенка;

- предъявляет обоснованные и разумно сформулированные требования, учитывая позицию ребенка, его потребности и интересы; др.

В тоже время нельзя не отметить основные проблемы сформированности культуры профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования: не умение применять знания теории в практической деятельности, интегрировать их в профессиональное действие, не умение проводить объективную оценку собственных социальных и культурных предпочтений и возможностей, а также профессиональных ценностей.

Таким образом, формирование культурных способов профессиональной деятельности становится значимым фактором преобразований, особенно в условиях инновационной педагогической деятельности.

Реализация профессиональных функций предполагает владение педагогом исследовательскими, проектировочными, организационными, коммуникативными и рефлексивными способностями. С этой точки зрения культурные способы профессиональной деятельности реализуются именно в процессе исследования, проектирования, организации, коммуникации, рефлексии. Основываясь на вышеизложенных положениях, компонентный состав культуры профессиональной деятельности педагога дошкольного образования включает исследовательскую, проектировочную, организационную, коммуникативную и рефлексивную культуру (рис. 1).

исследовательская культура

рефлексивная культура

проектировочная культура

Г

коммуникативная культура

организационная культура

Рисунок 1. Культура профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Исследовательская культура педагога имеет особое значение в условиях социокультурного и информационного обновления системы дошкольного образования. Актуальность ее формирования вызвана тем, что каждый педагог ежедневно наблюдает за развитием детей. Он должен уметь правильно интерпретировать информацию, анализировать ее, обосновывать свои выводы. Для этого педагогу необходимо владеть соответствующими способностями, развивать у себя исследовательский тип мышления и поведения, знать особенности нормированного и отклоняющегося развития ребенка конкретного возрастного периода, др. О.Н. Крутиковой справедливо указывается, что «исследовательская культура является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами» [3, С. 24].

Сформированность проектировочной культуры обеспечивает педагогу возможность планировать свою деятельность как инвариантную и вариативную. С одной стороны, содержание планируемой работы с детьми основано на программных требованиях. В то же время способы его реализации всегда индивидуальны и отличаются творческой направленностью. Поэтому владение проектировочной культурой отражает как общий уровень психолого-педагогической подготовки педагога, так и его возможности к творческой самореализации [5].

Организационная культура или культура исполнения характеризует способность педагога реализовывать профессиональные виды деятельности. Процесс выполнения деятельности как культурно-организованной должен отличаться направленностью на получение эффективного результата. Такие характеристики педагога, как ответственное и созидательное поведение, демонстрация личной заинтересованности и активности свидетельствуют о выполнении деятельности как культурно-организованной.

Коммуникативная культура педагога определяется сформированными коммуникативными умениями, моделями поведения и способами построения взаимоотношений. Именно овладение положительной коммуникативной тактикой обеспечивают эффективность взаимодействия с детьми, другими педагогами, социальными партнерами [4].

Рефлексивная культура основана на личностной и ценностно-смысловой позиции педагога к себе и собственной профессиональной деятельности, обусловлена осознанностью, способностью размышлять, переосмысливать содержание и технологии профессионального опыта с учетом новых реалий и тенденций. Иными словами, педагог способен «осознавать и актуализировать личностный потенциал, критически относиться к имеющемуся профессиональному опыту и повышать готовность к творчеству» [1,С. 948].

Таким образом, культура профессиональной деятельности педагога является личностно обусловленным, системно и динамично развивающимся образованием, которое способствует профессиональной результативности и успешности.

Рассмотренные положения обусловливают определение условий, способствующих формированию культурных способов профессиональной деятельности педагогов, в том числе, дошкольного образования. Выделим основные.

1. Непрерывность процесса развития личностно-профессиональной культуры педагогов как фактора достижения высокого уровня профессионализма и реализации своих профессиональных функций с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Реализация данного условия обеспечивается:

- проектированием индивидуальных, адекватных реальной ситуации, подходов и программ саморазвития педагогов и их методического сопровождения;

- построением целостной управленческой системы, соответствующей государственной и региональной политике в области дошкольного образования, закономерностям профессионального развития личности и основополагающим принципам управления (рациональности, целенаправленности воздействия, технологичности, паритетности, персонификации, субъект-субъектного взаимодействия, др.).

Подчеркнем, что реализация этого условия подразумевает совершенствование самообразовательной деятельности педагогов и их методического сопровождения. Важно разрабатывать индивидуально-ориентированные программы по развитию исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной и рефлексивной культуры педагогов с учетом их реального уровня и потенциальных возможностей педагогов, продумывать конкретные мероприятия по реализации цели, отбирать оценочные средства, позволяющие измерять и корректировать уровень достигнутых результатов (промежуточных и итоговых).

2. Установление норм и правил взаимодействия, обеспечивающих мотивационно-ценностные, когнитивные, эмоционально-волевые компоненты профессиональной компетентности, сформированность которых способствует выполнению профессиональной деятельности не только как эффективной и результативной, но и культурно организованной.

Значимость данного условия объясняется тем, что личностно-профессиональные ценности каждого педагога определяются индивидуальными позициями и убеждениями, опытом общественно-культурного поведения, нормативными требованиями профессии. В исследованиях подчеркивается положение, согласно которому «ценностные ориентации педагога должна соответствовать социальным требованиям, социальным ориентирам, одновременно сохраняя, передавать традиционные ценности для формирования ценностных основ в поведении обучающихся» [6].

Культура профессиональной деятельности педагога, являясь интегративным личностно-профессиональным качеством, выражает культурно-ценностные ориентации и мотивы, уровень социально-культурного профессионального развития и проявляется в отношениях, складывающихся в профессиональной среде. В процессе своей профессиональной деятельности у каждого педагога формируется собственный индивидуальный стиль и опыт. Это обеспечивает необходимое качества труда и профессиональную успешность в соответствии с принципами профессиональной этики и культурной самоорганизации профессиональной деятельности.

Выводы. Владение нравственно-культурными нормами профессиональной деятельности способствует развитию нравственных убеждений и принципов, формированию самостоятельности и готовности непрерывно профессионально саморазвиваться. Поэтому культурная составляющая профессиональной деятельности педагогов является фактором личностно-профессионального развития, что предполагает повышение индивидуальной роли каждого педагога в проектировании целей, содержания, методов, средств обучения, обеспечивающих инновационную стратегию развития всего учреждения.

Эффективность осуществления профессиональной деятельности как культурно организованной обуславливает формирование новой системы профессиональных взаимоотношений, основанной на осмыслении педагогами реальной ситуации профессионально-культурного развития, осознании нововведений, стремлении проявлять профессиональную ответственность и инициативу, овладевать педагогическими ценностями и технологиями.

Рассмотренные положения являются основанием для проведения диагностики сформированности культуры профессиональной деятельности у педагогов в дошкольной образовательной организации с целью выявления достижений и проблем, а также моделирования ее развития на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Литература:

1. Дудина, М.Н. Рефлексивная культура в контексте акмеологии педагогического профессионализма / М.Н. Дудина // Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования: XVIII Международная конференция памяти проф. Л.Н. Когана, Екатеринбург, 19-20 марта 2015 года / Департамент политологии и социологии, Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Департамент политологии и социологии, Институт социальных и политических наук. - Екатеринбург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015. - С. 943-951

2. Конкурентные преимущества дошкольной образовательной организации в развивающемся профессиональном пространстве / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, В.Ю. Егорова, Д.А. Казначеев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6(40). - С. 11-17

3. Крутикова, О.Н. О роли исследовательской культуры в университетском образовании / О.Н. Крутикова // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 9,- С. 23-26

4. Проблемы и перспективы повышения коммуникативной компетентности педагога / И.Б. Бичева, А.Ю. Вершинина, Т.И. Шарова [и др.] // Современные наукоемкие технологии. -2020. -№ 11-2. - С. 337-341

5. Топилина, Н.В. Становление проектной культуры педагога в практической деятельности в образовательном пространстве вуза / Н.В. Топилина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016. - № 2,- С. 144-150

6. Ценностные ориентации как основа становления аксиологического профиля гражданской идентичности педагога / А.К. Крупченко, Х.А. С. Халадов, Т.Ю. Медведева [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11, № 3(44). -БО! 10.26795/2307-1281-2023-11-3-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.