Научная статья на тему 'САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог дошкольного образования / профессиональная деятельность / самоорганизация / процесс самоорганизации / управление самоорганизацией / preschool teacher / professional activity / self-organization / process of self-organization / management of selforganization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Хижная Анна Владимировна

В статье представлены теоретические положения, раскрывающие значение самоорганизации педагогов, в том числе, дошкольного образования в повышении качества профессиональной деятельности. Авторы отмечают персонифицированность процесса самоорганизации педагогов, указывают, что на его развитие влияют индивидуально-личностные характеристики, сформированность определенных профессиональных умений и способностей. Выделены важные характеристики, которые обеспечивают качество процесса самоорганизации профессиональной деятельности педагога в дошкольной образовательной организации. Результат самоорганизации педагога авторы рассматривают как обогащение профессионального опыта новыми знаниями или способами работы, которые гарантированно обеспечивают эффективность решаемых задач. Подчеркивается положение о цикличности и непрерывности процесса самоорганизации педагогов. Выделены некоторые проблемы, снижающие его эффективность. Указывается на важность управления самоорганизацией педагогов на основе мониторинга с целью выявления конкретных трудностей или достижений. Определена перспектива дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна, Хижная Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the authors presents theoretical principles that reveal the importance of self-organization of preschool teachers in order to improve the quality of their professional activities. The authors underline the meaning of the personalized nature of the process of self-organization of teachers. They indicate that individual personal characteristics and the maturity of certain professional skills and abilities influence on its development. There are important characteristics that ensure the quality of the process of self-organization of a teacher’s professional activity in a preschool educational organization. The authors consider the result of teacher self-organization as the enrichment of professional experience with new knowledge or ways of working. This ensure the effectiveness of solvable task. The position about the cyclicality and continuity of the process of self-organization of teachers is emphasized. There are some problems that reduce its effectiveness. The importance of managing the self-organization of teachers based on monitoring in order to identify specific difficulties or achievements is pointed out. In conclusion the authors determined some prospects for further research.

Текст научной работы на тему «САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 37.032

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены теоретические положения, раскрывающие значение самоорганизации педагогов, в том числе, дошкольного образования в повышении качества профессиональной деятельности. Авторы отмечают персонифицированность процесса самоорганизации педагогов, указывают, что на его развитие влияют индивидуально-личностные характеристики, сформированность определенных профессиональных умений и способностей. Выделены важные характеристики, которые обеспечивают качество процесса самоорганизации профессиональной деятельности педагога в дошкольной образовательной организации. Результат самоорганизации педагога авторы рассматривают как обогащение профессионального опыта новыми знаниями или способами работы, которые гарантированно обеспечивают эффективность решаемых задач. Подчеркивается положение о цикличности и непрерывности процесса самоорганизации педагогов. Выделены некоторые проблемы, снижающие его эффективность. Указывается на важность управления самоорганизацией педагогов на основе мониторинга с целью выявления конкретных трудностей или достижений. Определена перспектива дальнейших исследований.

Ключевые слова: педагог дошкольного образования, профессиональная деятельность, самоорганизация, процесс самоорганизации, управление самоорганизацией.

Annotation. In the article the authors presents theoretical principles that reveal the importance of self-organization of preschool teachers in order to improve the quality of their professional activities. The authors underline the meaning of the personalized nature of the process of self-organization of teachers. They indicate that individual personal characteristics and the maturity of certain professional skills and abilities influence on its development. There are important characteristics that ensure the quality of the process of self-organization of a teacher's professional activity in a preschool educational organization. The authors consider the result of teacher self-organization as the enrichment of professional experience with new knowledge or ways of working. This ensure the effectiveness of solvable task. The position about the cyclically and continuity of the process of self-organization of teachers is emphasized. There are some problems that reduce its effectiveness. The importance of managing the self-organization of teachers based on monitoring in order to identify specific difficulties or achievements is pointed out. In conclusion the authors determined some prospects for further research.

Key words: preschool teacher, professional activity, self-organization, process of self-organization, management of self-organization.

Введение. Эффективность профессиональных функций во многом зависит от способов деятельности педагога. В данном контексте педагог должен на высоком уровне владеть мотивационными, ценностными, нравственно-этическими, поведенческими, технологическими основами профессиональной деятельности. Их сформированность характеризует педагога как профессионала и управителя, способного эффективно решать поставленные задачи как в работе с детьми и родителями, так и собственного саморазвития.

Одним из условий совершенствования профессионализма педагогов в различных областях дошкольного образования является его умение планомерно организовывать собственную деятельность, то есть, осуществлять процесс самоорганизации. В ситуации социальных преобразований самоорганизация педагога актуализирует развитие его личностного и профессионального потенциала, обогащает индивидуальный опыт решения профессиональных проблем.

Сущность понятия «самоорганизация» исследуется учеными различных научных областей. Выделяются социологические, философские, психолого-педагогические, естественнонаучные толкования данного термина. Обращает на себя внимание то, что самоорганизация рассматривается как процесс, объединение, способность человека, личностное образование.

Цель данной статьи состоит в теоретическом осмыслении проблемы самоорганизации педагогов дошкольного образования и определении перспектив ее формирования.

Изложение основного материала статьи. В психологии и педагогике самоорганизация рассматривается в соответствии с основными методологическими подходами: личностным, деятельностным, акмеологическим, аксиологическим, др.

С позиции личностного подхода формирование самоорганизации раскрывается с точки зрения развития определенных свойств личности, которые показывают ее зрелость (развитый интеллект, критичность, волевые качества, поведенческие мотивы, др.) (С.Н. Михневич, Н.В. Савина, др.). Подчеркивается роль самоорганизации в личностном становлении, обогащении и преобразовании субъективного опыта человека [8].

Отметим позицию С.И. Дьякова, который в качестве личностного образования исследует мотивационно-ценностную самоорганизацию педагога и ее особенности Г31.

На культуру самоорганизации обращает внимание Л.В. Фалеева, выделяя в организации этой деятельности такие личностные характеристики, как целеустремленность, активность, обоснованную мотивацию, самостоятельность, ответственность и др. [6].

Деятельностный подход обуславливает изучение самоорганизации как последовательного процесса, включающего выявление проблемы на основе анализа (диагностики) и формулировку цели, проектирование (конструирование, планирование) и исполнение (реализацию), контроль и оценку, осуществление коррекции.

Таким образом, в соответствии с деятельностным подходом самоорганизация включает цель, проектирование, организацию, коммуникацию и рефлексию. Иными словами педагог, владеющий навыками самоорганизации:

- точно понимает собственные проблемы, снижающие качество профессиональной деятельности, важность их разрешения;

- мотивирован на изменения с целью достижения более высоких профессиональных результатов;

- формулирует конкретную и достижимую цель профессионального саморазвития и определяет зону риска;

- правильно планирует способы достижения цели, выделяя необходимые ресурсы и учитывая собственные возможности;

- осуществляет самоанализ и самоконтроль трудностей и достижений.

Следует отметить, что вызовы современного образования усиливают социокультурный контекст становления педагога. Сформированная на высоком уровне самоорганизация позволяет не просто учитывать новые образовательные тенденции, но и повышает степень соответствия «новому образу профессионального поведения», обеспечивая развитие профессиональной самостоятельности и ответственности [1,7].

Информационная открытость, информатизация - эта реальность, в которой сегодня функционирует и развивается каждый педагог, что также расширяет его возможности к самостоятельно организованной деятельности. С одной стороны, поиск необходимой информации на различных Интернет-ресурсах может быть обусловлен личным выбором педагога. С другой стороны, необходимость проведения качественного анализа изучаемого содержания предполагает сформированность умения концентрироваться и выделять главное, использовать наиболее эффективные и успешные способы работы, проявлять ответственность за результат. В этой связи самоорганизация отражает принцип рациональности и оптимальности при решении задач профессиональной деятельности [2].

Таким образом, на процесс самоорганизации педагогов влияют их индивидуально-личностные характеристики, сформированность определенных умений и способностей. Именно их комплекс обеспечивает культурные, а не принудительные способы осуществления профессиональных функций, способствует успешному решению профессиональных задач, позволяя каждому педагогу профессионально саморазвиваться в своем собственном ритме. Следовательно, самоорганизация педагога персонифицирована, отличается личностно-деятельностной направленностью, а ее результат зависит от уровня мотивации и осознания значимости данного вида деятельности.

Можно выделить важные характеристики, которые обеспечивают качество процесса самоорганизации педагога дошкольного образования. Прежде всего, это дисциплинированность и работоспособность, культура труда и самоконтроль, осознанность выполняемой деятельности, инициативность, ответственность, др. [1]. В совокупности эти качества способствуют формированию у педагога объективной профессиональной самооценки, актуализируют его творческий потенциал, мотивируют на постоянный рост собственного мастерства. Подчеркнем, что умение самостоятельно организовывать данный процесс позволяет не только формировать внутреннюю позицию педагога, но и оценить степень его активности, развития способности к самоанализу и планированию.

Результат самоорганизации педагога по повышению уровня профессионального мастерства может выражаться в обогащении его опыта новыми знаниями или способами работы, которые гарантированно обеспечивают эффективность решаемых профессиональных задач. В свою очередь, это приводит к состоянию профессиональной успешности, желанию представить свой новый опыт коллегам как внутри образовательной организации, в том числе, дошкольной, так и посредством установления внешних информационно-методических взаимосвязей.

Для достижения качественных результатов профессиональной деятельности самоорганизация педагога должна осуществляться постоянно. Непрерывность этого процесса заключается в его цикличности: «изучаю сам - выявляю лучшие практики - приобретаю новый опыт - преобразовываю новый опыт к условиям своей группы - апробирую в работе с детьми (родителями) - обобщаю собственные разработки - тиражирую свой опыт - ставлю новую цель».

Важно отметить, что, поскольку педагоги находятся на разном уровне профессионального развития, их самоорганизация также отличается.

Главной проблемой отсутствия результата мы считаем незавершенность цикла или остановка на каком-либо этапе. Так, педагоги, имеющие неустойчивую профессиональную мотивацию, могут достаточно формально относиться к необходимости профессионального саморазвития. Поэтому не столько стремятся к приобретению/преобразованию/апробации нового знания, сколько к ознакомлению с новой информацией. Именно на этом этапе они часто завершают процесс самообразования.

Исследование самообразовательной деятельности, проведенное с педагогами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода, показало, что в большинстве случаев педагоги не умеют правильно и конкретно ставить ее цель, планируют в основном «прочтение пособия (статьи)», указывают общие сроки и др. [5]. Это является свидетельством низкого самоконтроля педагогов и недостаточности проведения контрольно-оценочных процедур.

К не менее серьезным проблемам самоорганизации педагогов следует отнести неумение рассчитывать и распределять свое время, рационально организовывать рабочее пространство, неуверенность в получении должного результата, др.

Наличие указанных проблем свидетельствует о неготовности педагогов к самоорганизации как системному и целенаправленному процессу личностно-профессионального роста. В то же время, качество знаний во многом определяется способностью приобретать их самостоятельно и преобразовывать с учетом собственной субъектности. Педагог с высокой степенью профессиональной мотивации осознает важность самоорганизации как условие своего личностного и профессионального роста.

Особо следует подчеркнуть роль управленческой деятельности руководителя образовательной организации в самоорганизации педагогов [4].

В рассматриваемом контексте для педагогов дошкольного образования важно создавать ситуации, мотивирующие их структурировать данный процесс, поддерживающие их профессиональные потребности и интересы, обеспечивающие постоянную рефлексию. Поэтому в методическом кабинете целесообразно оформлять библиотеку с использованием цифровых ресурсов по темам самообразования педагогов, планировать содержание методических мероприятий таким образом, чтобы педагоги отчитывались за результат самообразования с демонстрацией конкретных достижений (например, освоили проведение занятия в формате культурной практики и разработали план-конспект его проведения, др.).

Рассмотренные положения обуславливают проведение диагностики личностно-профессионального развития педагогов дошкольного образования по выявлению качеств и способностей, с одной стороны, обеспечивающих профессиональный рост, а с другой стороны, снижающих качество самоорганизации.

По результатам выявленных профессиональных достижений и реальных проблем педагогам необходимо оказать методическую помощь в составлении индивидуальных программ, направленных на повышение уровня их самоорганизации.

Выводы. Теоретическое осмысление проблемы самоорганизации педагогов дошкольного образования позволяет заключить, что для повышения ее уровня важно учитывать следующие выводы.

Во-первых, самоорганизацию педагога следует рассматривать как индивидуально-личностное качество и как умение организовывать самого себя с целью выполнения профессионально важных видов деятельности (исследовательской, проектировочной, исполнительской, коммуникативной, рефлексивно-оценочной).

Во-вторых, процесс самоорганизации педагога должен быть непрерывным, системным и направленным на решение имеющихся профессиональных трудностей, способствуя индивидуально-творческой самореализации и самовыражению.

В-третьих, самоорганизация педагогов должна быть управляемой деятельностью и основываться на постоянном мониторинге с целью оценки их профессионального развития и выявления конкретных трудностей или достижений.

В-четвертых, контрольно-измерительные материалы оценки самоорганизации педагога должны основываться на требованиях объективности, быть критериально обоснованными, что обеспечивает их справедливость.

В-пятых, объективная оценка самоорганизации педагога позволяет точно ставить цель как прогнозируемый результат самообразования, правильно планировать и осуществлять данный процесс. Литература:

1. Бичева, И.Б. Ответственность как личностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, Е.Г. Данилова, Ю.Н. Носкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. -С. 76-79

2. Бичева, И.Б. Роль самообразования в повышении эффективности профессиональной деятельности педагога / И.Б. Бичева, М.Ф. Степанова // Детский сад от А доЯ,- 2023. - № 2(122). - С. 58-65

3. Дьяков, С.И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования / С.И. Дьяков // Science for Education Today. - 2021. - T. 11, № 1. - С. 75-91

4. Маханек, М.А. Управление самоорганизацией педагогов в образовательной организации / М.А. Маханек,

B.C. Третьякова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. - 2021. - № 3 (6). -

C. 64-79

5. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма / И.Б. Бичева, A.B. Хижная, М.В. Фоменко Ги др.1 // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 2. - С. 4.

6. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л.В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4.

7. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10,№ 2. -С.З.

8. Яновская, Т.Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях / Т.Э. Яновская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2013. - № 2(2). - С. 89-95

Педагогика

УДК 377, 378

кандидат педагогических наук, доцент Борщевская Юлия Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье раскрывается необходимость применения цифровых технологии в профессиональном образовании. Цифровые технологии улучшают качество образования, также способствуют внедрению новых методов, средств и технологий в образовательный процесс. В России принят проект «Современная цифровая образовательная среда», поэтому применение цифровых технологий является необходимым условием для развития системы образования, перехода на новый формат, отвечающий требованиям цифрового мира.

Ключевые слова: цифровые технологии, профессиональное образование, трансформация образования, цифровая экономика.

Annotation. The article reveals the need for the use of digital technologies in vocational education. Digital technologies improve the educational process, and also contribute to the introduction of new methods, tools and technologies in the educational process. Russia has adopted the project "Modern Digital Educational Environment", so the use of digital technologies is a necessary condition for the development of the education system, the transition to a new format that meets the requirements of the digital world.

Key words: digital technologies, vocational education, transformation of education, digital economy.

Введение: В данное время в мире происходит рывок в цифровую эпоху. Под цифровизацией в общем смысле понимается концепция экономической деятельности, основанная на внедрении в различные сферы деятельности современных цифровых технологий. Профессиональное образование в подготовке специалистов для цифровой экономики не может обойтись без применения цифровых технологий [9, 12, 14].

Изложение основного материала статьи. В современном образовательном процессе невозможно представить процесс обучения без задействования различных цифровых технологий: они не только отражают последние изменения в развитии науки и общества, но и помогают следовать основным тенденциям образования. Цифровые технологии позволяют обучаться на расстоянии, когда это необходимо или иного выхода нет. Кроме того, от того, как профессиональные образовательные организации будут реализовывать современные методы обучения, зависит качество образования в целом[2, 3].

Реальной практикой становится применение цифровых технологий в образовании. Цифровые технологии создают условия в целях решения поставленной в рамках цифровой трансформации задачи за счет улучшения средств планирования и организации образовательного процесса, применения активных методов обучения и перехода к его персонализированной организации.

Стремительно в последнее время идет процесс создания и использование открытых образовательных, общеразвивающих онлайн-ресурсов, начиная от отдельных заданий и до полных курсов и модулей формирования заданных компетенций. В данном направлении Правительством Российской Федерации утвержден паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда», который направлен на формирование условий для системного роста качества и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.