Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / профессиональное образование / трансформация образования / цифровая экономика / digital technologies / vocational education / transformation of education / digital economy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщевская Юлия Михайловна, Булаева Марина Николаевна, Колдина Маргарита Игоревна

В статье раскрывается необходимость применения цифровых технологии в профессиональном образовании. Цифровые технологии улучшают качество образования, также способствуют внедрению новых методов, средств и технологий в образовательный процесс. В России принят проект «Современная цифровая образовательная среда», поэтому применение цифровых технологий является необходимым условием для развития системы образования, перехода на новый формат, отвечающий требованиям цифрового мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the need for the use of digital technologies in vocational education. Digital technologies improve the educational process, and also contribute to the introduction of new methods, tools and technologies in the educational process. Russia has adopted the project "Modern Digital Educational Environment", so the use of digital technologies is a necessary condition for the development of the education system, the transition to a new format that meets the requirements of the digital world.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Во-вторых, процесс самоорганизации педагога должен быть непрерывным, системным и направленным на решение имеющихся профессиональных трудностей, способствуя индивидуально-творческой самореализации и самовыражению.

В-третьих, самоорганизация педагогов должна быть управляемой деятельностью и основываться на постоянном мониторинге с целью оценки их профессионального развития и выявления конкретных трудностей или достижений.

В-четвертых, контрольно-измерительные материалы оценки самоорганизации педагога должны основываться на требованиях объективности, быть критериально обоснованными, что обеспечивает их справедливость.

В-пятых, объективная оценка самоорганизации педагога позволяет точно ставить цель как прогнозируемый результат самообразования, правильно планировать и осуществлять данный процесс. Литература:

1. Бичева, И.Б. Ответственность как личностно-профессиональная характеристика педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, Е.Г. Данилова, Ю.Н. Носкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. -С. 76-79

2. Бичева, И.Б. Роль самообразования в повышении эффективности профессиональной деятельности педагога / И.Б. Бичева, М.Ф. Степанова // Детский сад от А доЯ,- 2023. - № 2(122). - С. 58-65

3. Дьяков, С.И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования / С.И. Дьяков // Science for Education Today. - 2021. - T. 11, № 1. - С. 75-91

4. Маханек, М.А. Управление самоорганизацией педагогов в образовательной организации / М.А. Маханек,

B.C. Третьякова // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. - 2021. - № 3 (6). -

C. 64-79

5. Самообразовательная деятельность педагога как условие достижения профессионализма / И.Б. Бичева, A.B. Хижная, М.В. Фоменко Ги др.1 // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 2. - С. 4.

6. Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий / Л.В. Фалеева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - №4.

7. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10,№ 2. -С.З.

8. Яновская, Т.Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях / Т.Э. Яновская // Естественно-гуманитарные исследования. - 2013. - № 2(2). - С. 89-95

Педагогика

УДК 377, 378

кандидат педагогических наук, доцент Борщевская Юлия Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный университет имени Н.И Лобачевского» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье раскрывается необходимость применения цифровых технологии в профессиональном образовании. Цифровые технологии улучшают качество образования, также способствуют внедрению новых методов, средств и технологий в образовательный процесс. В России принят проект «Современная цифровая образовательная среда», поэтому применение цифровых технологий является необходимым условием для развития системы образования, перехода на новый формат, отвечающий требованиям цифрового мира.

Ключевые слова: цифровые технологии, профессиональное образование, трансформация образования, цифровая экономика.

Annotation. The article reveals the need for the use of digital technologies in vocational education. Digital technologies improve the educational process, and also contribute to the introduction of new methods, tools and technologies in the educational process. Russia has adopted the project "Modern Digital Educational Environment", so the use of digital technologies is a necessary condition for the development of the education system, the transition to a new format that meets the requirements of the digital world.

Key words: digital technologies, vocational education, transformation of education, digital economy.

Введение: В данное время в мире происходит рывок в цифровую эпоху. Под цифровизацией в общем смысле понимается концепция экономической деятельности, основанная на внедрении в различные сферы деятельности современных цифровых технологий. Профессиональное образование в подготовке специалистов для цифровой экономики не может обойтись без применения цифровых технологий [9, 12, 14].

Изложение основного материала статьи. В современном образовательном процессе невозможно представить процесс обучения без задействования различных цифровых технологий: они не только отражают последние изменения в развитии науки и общества, но и помогают следовать основным тенденциям образования. Цифровые технологии позволяют обучаться на расстоянии, когда это необходимо или иного выхода нет. Кроме того, от того, как профессиональные образовательные организации будут реализовывать современные методы обучения, зависит качество образования в целом[2, 3].

Реальной практикой становится применение цифровых технологий в образовании. Цифровые технологии создают условия в целях решения поставленной в рамках цифровой трансформации задачи за счет улучшения средств планирования и организации образовательного процесса, применения активных методов обучения и перехода к его персонализированной организации.

Стремительно в последнее время идет процесс создания и использование открытых образовательных, общеразвивающих онлайн-ресурсов, начиная от отдельных заданий и до полных курсов и модулей формирования заданных компетенций. В данном направлении Правительством Российской Федерации утвержден паспорт проекта «Современная цифровая образовательная среда», который направлен на формирование условий для системного роста качества и

расширения возможностей непрерывного образования. Реализовать это предполагается посредством развития цифрового образовательного пространства и повышения доступности российского онлайн-обучения[1, 4].

Цифровые технологии индивидуализируют процесс обучения, формируют и развивают у обучающихся самостоятельность. Вместе с тем повышается качество образования, и речь здесь идет не только о выполнении требований программы обучения, повысилась тенденция на ориентирование занятий под личные интересы и потребности студентов.

Цифровые медиа позволяют использовать новые формы обработки, хранения и передачи информации, которые еще не использовались. Цифровые технологии объединяют все предыдущие медиа и создают новые коммуникационные структуры. Под цифровизацией в общем смысле понимается концепция экономической деятельности, основанная на внедрении в разные сферы общества современных цифровых технологий.

Цифровые технологии меняют способ обучения: цифровизация создает виртуальную и расширенную реальность, без которой невозможно представить себе образовательную отрасль. Такие разработки, как искусственный интеллект, большие данные и нейросети и др., воплощают в жизнь персонализированное и игровое обучение. Аудитории превращаются в интерактивные учебные пространства, оснащенные новыми образовательными технологиями, такими как интерактивные доски и интеллектуальные мобильные устройства [5, 8].

Таким образом, в настоящее время цифровизация применяется каждую секунду в следующих областях:

- быт (робототехника);

- производство (авиа, машино, судостроение);

- образование (использование тренажеров для отработки практических навыков, геймификация, ускорение процесса получения знаний);

- государственная деятельность;

- здравоохранение (возможность дистанционного мониторинга состояния здоровья, снижение человеческого фактора, быстрый доступ к карточкам пациента);

- бизнес (гостиничный, туристический и т.д.) (быстрая обработка данных, продажи в интернете и онлайн-реклама, электронный документооборот);

- сельское хозяйство;

- культура и обслуживание;

- информационная, банковская, финансовая отрасли.

Все уже давно привыкли к бытовой цифровизации, например, используют сигнализацию - специальный датчик отслеживает посторонние действия и при их обнаружении подается сигнал. Сложность таких систем варьируется, поэтому спектр их действия достаточно широки уже есть проекты применения их в образовании.

На производстве благодаря цифровизации появляется возможность сократить монотонный труд работников, обеспечить их безопасность, а также проконтролировать происходящие процессы. Например, специальная система замечает, что человек идет к рабочему месту без каски, что является нарушением техники безопасности, и подает сигнал.

В государственных структурах так же используются цифровые технологии, например, использование камер для розыска преступников, возможности отправки обращений по интернету. Благодаря цифровизации при оформлении документов удалось достичь снижения затрат бумаги и сокращения бюрократии. Все эти разработки придут в образование и помогут отслеживать не только успеваемость, но и следить за безопасностью и состоянием здоровья студентов.

Цифровая экономика предполагает, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, в которой цифровые технологии обеспечивают эффективное взаимодействие предпринимательства, государства и социума. Одним из главных факторов в становлении цифровой экономики является трансформация образования.

Часто цифровизацию путают с автоматизацией. Наличие компьютеров и интернета не является признаком цифрового предприятия, они являются лишь инструментами упрощения и автоматизации осуществляемых процессов. Суть цифровизации состоит не столько в автоматизации, сколько в изменении всей бизнес-модели, трансформации продукта и взаимоотношений с партнерами и внутри организации.

В сфере образования автоматизация предусматривает применение электронных учебников, видеоуроков и т.п., а цифровизация - построение новой интерактивной образовательной системы с обратной связью, где человеку дается возможность самостоятельно выбирать программу и скорость обучения исходя из своего уровня и возможностей.

Кроме того цифровизация предусматривает процесс изменения первичных получаемых данных в полезные знания, которые в дальнейшем могут быть задействованы в разных целях, в том числе снижения трудозатрат в разных системах человеческой деятельности.

Цифровизация дает возможность быстро реагировать на новые вызовы и перспективы. По этой причине национальные проекты по внедрению массовой цифровизации в различные сферы жизни являются одними из самых курируемых правительством и органами местного самоуправления.

Применение цифровых технологий в любой из сфер деятельности преследует реализацию следующих целей:

- модернизация бизнес-процессов, обеспечивающая сокращения финансовых вливаний, а также временных и физических затрат собственника;

- использование открытой информации, что является важной частью глобальной цифровизации;

- создание улучшенных социальных и политических факторов человеческой жизни.

Несомненно, что цифровизация экономики, бизнеса и других областей приводит к постоянному улучшению качества жизни населения [29].

Применение цифровых технологий имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества:

- повышение производительности;

- появление новых профессий;

- снижение бюрократии;

- повышение качества жизни.

Недостатки:

- уменьшение рабочих мест;

- распространение киберпреступности;

- финансовые затраты на внедрение новых технологий.

При этом преимущества все-таки перекрывают недостатки, однако важно тщательно планировать все процессы, чтобы минимизировать возможные негативные эффекты. Важно помнить, что некоторые упущения могут привести к потере данных, поэтому необходимо развивать отрасли, обеспечивающие их безопасность (как в плане киберпреступности, так и в плане технического сбоя). Реализовать это призвана блокчейн система и блокчейн-технологии, которую так же можно применять и в образовании.

Цифровизация образовательного пространства предполагает оборудование учебных заведений современным оборудованием, что облегчит усвоение учебного материала.

Положительные стороны цифровизации образования:

- повышение самостоятельности обучающихся;

- уменьшение бумажных учебников, которые могут поместиться в одном планшете;

- экономия расходов на канцелярские товары;

- повышение доступности образования для отдаленных районов.

При этом так же возможны и отрицательные стороны цифровизации образования:

- снижение социальной активности;

- меньшее внимание физической культуре;

- снижение взаимодействия педагогов и обучающихся [6, 11].

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ставит задачу формирования у каждого обучающегося способности руководить собственным обучением. Успешному решению поставленной задачи должна способствовать цифровая трансформация образования.

Задачи цифровой трансформации образования состоит:

- овладения обучающимися заранее социально заданным содержанием;

- достижения обучающимися внешне заданных и самостоятельно отобранных целей;

- поддержки и развития способности к обучению;

- формирования самостоятельности обучающихся в обучении;

- развития самоидентичности в процессе освоения как заданным внешне, так и самостоятельно отобранным содержанием[4, 7].

Выводы. Подготовка квалифицированных рабочих с высоким уровнем профессиональной социализации, востребованных в условиях цифровой экономики, обусловливает новые подходы к организации образовательного процесса в учреждениях системы среднего профессионального образования, что создает новые задачи для улучшения образовательного процесса. Для эффективной реализации потенциала цифровых технологий необходимо адаптировать технологический потенциал учебных заведений к конкретным задачам, которые решают преподаватели и студенты, осваивая содержание образования в цифровую эпоху.

Необходимо включать в образовательный процесс новые цифровые решения, профессиональным образовательным организациям следует использовать цифровое образовательное пространство в целях улучшения качества образования.

Литература:

1. Булаева, М.Н. Методические рекомендации применения цифровых платформ в профессиональных образовательных организациях обучения / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова, П.В. Канатьев // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №72(4). - С. 34-36

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. «Цифровой форсайт» - образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения / М.Е. Вайндорф-Сысоева, И.П. Тихоновецкая, Н.Д. Вьюн // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10. -№2.

3. Гущин, A.B. Особенности реализации информационной стратегии высшей образовательной организации / A.B. Гущин, О.И. Ваганова, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. -2021.-№3(57).-С. 47-51

4. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, H.A. Белоусова, E.H. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. -2022. -Т. 10. -№3.

5. Сябитова, К.С. Искусственный интеллект в системе профессионального образования / К.С. Сябитова, О.Н. Филатова // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Красноярск -Челябинск - Нижний Новгород - Москва. - 2023. - С. 132-134

6. Петров, ЮН. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования / Ю.Н. Петров, М.В. Фирсов, О.Н. Филатова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11

7. Фирсов, М.В. Опережающие обучение навыкам будущего (Future Skills) посредством разработки компьютерных тренажеров и цифровых ассистентов с искусственным интеллектом / М.В. Фирсов, О.Н. Филатова, A.B. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - №3(53).

8. Филатова, О.Н. Применение нейросетей в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, М.Н. Булаева, A.B. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №77-3. - С. 243-245

9. Филатова, О.Н. Инновации в профессиональном образовании / О.Н. Филатова, С.А. Зиновьева, Е.М. Гринина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-2.

10. Филатова, О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе / О.Н. Филатова // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агропромышленный университет им. В.П. Горячкина. - 2008. - №6-2(31). - С. 143-145

11. Филатова, О.Н. Педагогический Кванториум как средство повышения цифровых компетенций / О.Н. Филатова, Т.Д. Феофанова, А.Д. Маркова // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2022. - № 1(59).-С. 61-64. -DOI 10.46845/2071-5331-2022-1-59-61-64,- EDN ZAYBQR

12. Филатова, О.Н. Профессиональное образование в современном информационном обществе / О.Н. Филатова, A.B. Гущин, H.A. Шобонов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-2. - С. 189-192. - EDN MCENTJ

13. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, O.N. Filatova, A.V. Khizhnaya 11 Eecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -T. 200. - C. 940-947

14. Markova, S.M. Forecasting the development of professional education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, E.P. Sedykx, A.V. Khizhnaya, O.N. Filatova 11 The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. - Cham, 2020. - C. 452-459

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.