Сегодня необходимо вводить в молодежной среде прак- чаям и убеждениям своих соседей. Культура межнационально-
тику межэтнического взаимодействия Совершенствовать го общения наполняет национальную жизнь общечеловечески-
культуру межнационального общения. Многоцветие национальных культур и религиозных направлений существовали, ми ценностями, расширяет границы для социальн°г° разви-
обогащая друг друга, и сохранялись благодаря уважению к обы- тия личности, увеличивает ее духовный потенциал.
Библиографический список
Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ. - 1999. - № 3.
О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. - 1997. - № 3.
Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. -
Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений. - Нижнекамск, 2009.
Prioritetnihe napravleniya vospitaniya kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya molodezhi // Vestnik OGU. - 1999. - № 3.
O kuljture mezhnacionaljnogo obtheniya //Socialjno-politicheskiyj zhurnal. - 1997. - № 3.
Osobennosti formirovaniya kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya v mnogonacionaljnom regione // Pedagogika. - 1994. Tolerantnostj kak indikator kuljturih mezhnacionaljnihkh otnosheniyj. - Nizhnekamsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 09.07.13
1. Комаров, В.П.
2. СО 0 1 го о £ Н.Н.
3. Гасанов, Н.Н
1994.
4. Маркова, Н.Г.
Bibliography
1. K о 3 о < V.P.
2. Gasanov, N.N.
3. Gasanov, N.N
4. Markova, N.G.
УДК 159.9
Schelokov S.A. THE PROBLEM OF COMPETENCE OF EDUCATIONAL STUDIES IN MODERN EDUCATIONAL PSYCHOLOGY. The article is devoted to the study of educational competence as the basis of teacher professionalism. Particular attention is paid to the concepts of «competence» and «competence», which in the opinion of the author are controversial in the foreign and domestic psychology, which will greatly assist students in modern terms of ownership of the problem of competence in education.
Key words: educational competence, «competence» and «competence», the modernization of education, teacher professionalism.
С.А. Щелоков, аспирант ФБГОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. Козьмы Минина», E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье рассматривается сложность и неоднозначность трактовки понятий «компетенция» и «компетентность», обосновывается необходимость разработки экспериментальной программы.
Ключевые слова: компетенции в области образования, «компетенция» и «компетентность», модернизация образования, и профессионализм учителя.
В связи с проблемой изучения воспитательной компетентности у будущих педагогов, прежде всего, представляет особый интерес изучение самих понятий «компетенция» и «компетентность», это необходимо и для выработки концептуальной основы нашего исследования, и для разработки его экспериментальной программы.
Педагог образования является для учащихся не только носителем психологических знаний. Его оценивают с позиции соответствия идеального образа человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности педагога зависит его убедительность для участников образовательного процесса, а также эффективность образовательного процесса в целом.
Необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. В отечественной науке проблеме компетентности педагога посвящены работы Ю.В. Варданян, В.Н. Введенского, Б.С. Гершунского, И.В. Дубровиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Т.М. Сорокиной, Н.Ф. Талызиной, Ю.Г. Татура, И.В. Тухман и многих других.
В последнее десятилетие и особенно после публикации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит резкая переориентация результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. В России начались активные разработки компетентностного подхода в образовании (Е.В. Бон-даревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и др.), используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для
описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
Анализ литературы по этой проблеме, показывает, всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.
В зарубежной литературе под компетентностью подразумевают «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д., что, на наш взгляд, не отражает содержания этого понятия в полной мере.
В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности».
Обращает на себя внимание широкая представленность в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность». В настоящий момент, есть два варианта толкования соотношения понятий компетентность и компетенция: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, наиболее эксплицитно представленному в Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется как: способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при
устройстве на работу; способность выполнять особые трудовые функции.
В документе «Регулирование образовательных структур в Европе» компетенции в каждом ряде классификации представлены как: 1) инструментальные - когнитивные способности, методологические способности, технологические способности и лингвистические способности; 2) межличностные - индивидуальные способности как социальные навыки (социальные интеракции и кооперация) и 3) системные - способности и навыки, относящиеся к целым системам (комбинирование понимания, восприятия и знания; приоритет в приобретении требуемых инструментальных и межличностных компетенций).
Компетенции широкого спектра использования получили название ключевых или базовых, также существуют и профессиональные (специальные) компетенции.
Компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе (К1етр, 1980), или способность действовать в ситуации неопределенности.
Понятия компетенции и компетентности системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях.
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетентность» используется для описания конечного результата обучения; понятие компетенция приобретает значение «знаю, как» в отличие от ранее принятого ориентира в педагогике «знаю, что».
Компетенции определяются через такие понятия, как знания, умения, навыки, качества и свойства личности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, К.С. Махмурян, В.В. Сафонова), как личностная составляющая профессионализма (Т.Ю. Базаров, В.Г. Зазыкин), результат и критерий качества подготовки специалиста (А.Г. Бермус, И.А. Зимняя), практическое выражение модернизации содержания образования (В.В. Краевский), базовые компоненты педагогической культуры преподавателя (Т.Е. Исаева), специальные способности (Дж. Равен), как новый подход к конструированию образовательных стандартов (В.В. Рубцов, А.В. Хуторской).
А.В. Хуторским предложено применительно к общему и среднему образованию определение понятия «компетенция» как «готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [1].
На наш взгляд, необходимо дифференцировать эти понятия и использовать понятие компетентность для определения конечного результата обучения, как способности действовать в ситуации неопределенности; понятие же компетенция рассматривать как основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться хороших результатов в деятельности.
Применительно к каждой компетенции можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
А.В. Хуторской также ввел понятие иерархии самих образовательных компетенций: 1) ключевые компетенции, которые относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретные описание и возможность формирования в рамках учебных предметов» [1].
Наряду с базовыми компетенциями важную роль играют ключевые компетенции или метапрофессиональные качества, востребованные в профессиях широкого спектра действия [2]. В зарубежной науке эти социально-профессиональные конструкты получили название «ключевых квалификаций».
Под ними понимаются личностные и межличностные качества, способности, умения и навыки, которые обусловливают продуктивность деятельности специалиста в многообразных ситуациях профессиональной жизни.
Комплекс «ключевых компетенций» можно представить четырьмя компонентами: информационная составляющая компетенции (способы приема, хранения и оформления передачи информации); проектировочная составляющая компетенции (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); оценочная составляющая компетенции (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); коммуника-
тивная составляющая компетенции (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей).
Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
Содержательный аспект термина «компетенция» включает три составляющих: когнитивную (владение знаниями); операциональную (сформированность способов деятельности, технологической грамотности); аксиологическую (освоение ценностей, ценностное отношение к профессиональному труду и личностному росту). Такая точка зрения на сущность компетенции преобладает в работах российских и белорусских исследователей (В.А. Болотов, А.В. Хуторской, В.В. Краевский, В.В. Сериков,
A.А. Пинский, И.А. Зимняя, И.Д. Фрумин, О.С. Таизова, О.Л. Жук,
B.И. Воскресенский, А.И. Жук, А.В. Макаров и другие).
И.А. Зимняя выделяет три больших класса ключевых компетенций: компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека [3].
В первую группу компетенций входят компетенции здоровь-есбережения, ценностно-смысловой ориентации, саморазвития. Для языкового образования наиболее важной в этой группе базовых компетенций является компетенция саморазвития, самосовершенствования, саморегулирования. К ней относятся такие содержательные аспекты, как языковое и речевое развитие, овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
Ко второй группе базовых компетенций относятся компетенции социального взаимодействия с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность. К базовым компетенциям можно отнести компетенции в устном и письменном общении: диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; межкультурное общение; деловую переписку, делопроизводство, бизнес-язык, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
В третью группу базовых компетенций входят компетенции, относящиеся к деятельности человека: компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение, продуктивное и репродуктивное познание, интеллектуальная деятельность; компетенция деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность; компетенция информационных технологий: прием, преобразование, выдача информации, мультимедийные, компьютерные технологии. Все виды данных базовых компетенций создают основу для развития языковой коммуникативной компетенции специалиста.
В связи с активными разработками компетентностного подхода (А.Г. Бермус, О.К. Битюцких, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.С. Леднев, А.К. Маркова, С.А. Маруев, Л.М. Митина, М.В. Рыжаков, А.И. Субетто, Ю.В. Фролов, А.В. Хуторской,В.Д. Шадриков и др.) широкое распространение получили понятия «компетенция» и «компетентность». Существуют значительные расхождения в их понимании у различных авторов. Различные трактовки обусловлены разными теоретическими подходами исследователей. Рассматривая соотношение понятий «компетенция» и «компетентность», авторы проводят сравнение этих категорий по следующим основаниям: «знания — способы действий» (Э.Ф. Зеер); «потенциальное - актуальное» (В. Хутмахер, А.И. Субетто, И.А. Зимняя и др.); «требования - овладение требованиями» (А.В. Хуторской, А.Г. Бермус и др.).
Анализ психологической литературы по этой проблеме показывал всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий «компетенция» и «компетентность», так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.
Библиографический список
1. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М., 2003.
2. Зеер, Э.Ф. Ключевые компетенции учащихся по ремесленным профессиям / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова // Образование и наука. - 2005.
- № 1(31).
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование. - 2003. - № 5. Bibliography
1. Khutorskoyj, A.V. Didakticheskaya ehvristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya. - M., 2003.
2. Zeer, Eh.F. Klyuchevihe kompetencii uchathikhsya po remeslennihm professiyam / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova // Obrazovanie i nauka. - 2005.
- № 1(31).
3. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii — novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie. - 2003. - № 5.
Статья поступила в редакцию 10.07.13
УДК 379.8.09
Yudina A.I. FORMATION OF CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE IN ASPECT OF SOCIALIZATION OF TEENAGERS: FROM NATIONAL TRADITIONS TO A CURRENT STATE. In article aspects of formation of a healthy lifestyle of teenagers are considered. The author opens influence of traditions of national culture on socialization of teenagers. The concept of socialization reveals via mechanisms of acquisition by the person of social experience. Fragments of culture of the past aren't lost completely, remaining, they provide continuation of cultural process.
Key words: healthy lifestyle, socialization, national traditions, national culture, sports establishments.
А.И. Юдина, канд. пед. наук, доц., директор института социально-культурных технологий Кемеровского гос. университета культуры и искусств, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНИ В АСПЕКТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ: ОТ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ К СОВРЕМЕННОМУ СОСТОЯНИЮ
В статье рассматриваются аспекты формирования здорового образа жизни подростков. Автор раскрывает влияние традиций национальной культуры на социализацию подростков. Понятие социализации раскрывается через механизмы приобретения человеком социального опыта. Фрагменты культуры прошлого не утрачиваются полностью, сохраняясь, они обеспечивают продолжение культурного процесса.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, социализация, народные традиции, народная культура, учреждения спорта.
В современном обществе здоровый образ жизни является неотъемлемой жизнеутверждающей частью исторически сложившейся традиционной народной культуры. Традиционная народная культура: как материальная, так и духовная во всей своей целостности располагает исторически апробированными в многовековом народном опыте знаниями, умениями и навыками обеспечения здорового образа жизни человека.
Особое внимание современной российской общественности привлечено к сохранению и развитию национальной культуры, возрождению народных традиций, которые в нравственном, физическом, экологическом воспитании и, особенно, в формировании здорового образа жизни могут стать надёжным и точным средством передачи опыта народа в виде различных норм и правил, разрешить большинство проблем личности, семьи, школы, нации. Сегодня многие народные традиции утрачены, но именно традиции и обряды всегда были направлены на воспитание, сбережение духовного и физического здоровья.
Народный опыт формирования здорового образа жизни освещен в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики П.П. Блонского, Я.А. Коменского, Я. Корчака, П.Ф. Лесгаф-та, Д. Локка, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо,
В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
Этнопедагогические и этнокультурные представления о здоровом образе жизни отражены в работах В.И. Белова, Т.А. Бер-нштам, Г.Н. Волкова, М.М. Громыко, И.Е. Забелина, Н.М. Карамзина, Е.А. Покровского, М.И. Стельмаховича и др.
Анализ этнографических, исторических научных источников показал, что народные традиции воспитания детей, подростков и молодежи способствуют наиболее полному удовлетворению физических, психических и социально-нравственных потребностей растущего человека. Формирование потребности в ведении здорового образа жизни, убеждений в необходимости поддержания и укрепления здоровья происходило через включение в бытовую и трудовую деятельность, соблюдение традиций, обычаев, норм и правил поведения, восприятие и исполнение фольклорных произведений. Естественным следствием такого
поведения являлась активная деятельность человека по сохранению и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни в народной педагогике формируется через полноценное и рациональное питание, оптимальную физическую и двигательную активность, полноценный труд и отдых, закаливание морально-волевых качеств, систематическую тренировку и закаливание тела, санитарную культуру и личную гигиену, культуру межличностных отношений и регуляцию психоэмоционального поведения. Отношение к здоровому образу жизни в России передается из поколения в поколение посредством народной культуры и национальных традиций.
В своих исследованиях ученые В.М. Чижиков и В.В. Чижиков отмечают, что сущность традиционной культуры составляют не только культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые непреходящие общечеловеческие ценности. В традиционной культуре аккумулируются не только высшие формы духовной жизни, но эмоции, чувства, душевные движения, где объективируются обычаи, традиции, запреты, предпочтения, заповеди.
Социальная структура населения России в известной степени неоднородна, но в то же время основной контингент составляют коренные сельские жители и жители, ненадолго прервавшие связи с селом. Все это свидетельствует об устойчивости социального состава сельского населения, а стало быть, о малой вероятности размывания самобытных черт народной культуры. Самобытность традиционной культуры проявляется во всем многообразии жизненных устоев, труда, быта, уклада жизни, мировоззрении, традициях, духовности народа [1, с. 145].
Самобытный характер традиционной народной культуры заключается в следующих основополагающих и взаимообусловленных категориях.
1. Сельский труд, природопользование, жизнеобеспечение: численность и расселение селян, хозяйственные занятия, землепользование, образ жизни, половозрастное разделение труда, отношение человека к природе и степень его зависимости
13218345