Научная статья на тему 'Культура межнационального общения в молодежной среде'

Культура межнационального общения в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / INTERNATIONAL COMMUNICATIONAL CULTURE / NATIONAL IDENTITY / NATION / TOLERANCE / THE YOUNG

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Угрюмова О. А.

В работе описано состояние культуры межнационального общения в обществе, в частности, в молодежной среде, а также необходимость изменения национальной политики для решения проблем, связанных с вопросами межнационального общения и межнациональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF INTERNATIONAL DIALOGUE AMONG YOUTH

The status of international communicational culture in society, particularly among the young, as well as the necessity of national political changes in order to permit the problems of international culture and communication, are described in the work.

Текст научной работы на тему «Культура межнационального общения в молодежной среде»

УДК 371:351.851 Ygrumova O.A. CULTURE OF INTERNATIONAL DIALOGUE AMONG YOUTH. The status of international communicational culture in society, particularly among the young, as well as the necessity of national political changes in order to permit the problems of international culture and communication, are described in the work.

Key words: international communicational culture, national identity, nation, tolerance, the young.

О.А. Угрюмова, зам. начальника отдела дознания и административной практики УНД ГУ МЧС России по Республике Алтай, слушатель ФРК Академии гос. противопожарной службы МЧС России,

E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В работе описано состояние культуры межнационального общения в обществе, в частности, в молодежной среде, а также необходимость изменения национальной политики для решения проблем, связанных с вопросами межнационального общения и межнациональной культуры.

Ключевые слова: культура межнационального общения, национальное самосознание, нация, толерантность, молодежная среда.

Совместная жизнедеятельность вынуждает людей разных национальностей к общению, поэтому оно обязательно осуществляется независимо от того позитивно, нейтрально или негативно один человек относится к другому. Практический опыт и уровень теоретического знания последних лет доказали, что противоречия в национальных отношениях присущи любой полиэтнической системе независимо от конкретно-исторической формы общественно-политического строя.

При преодолении конфликтов, устранении социально-психологической напряженности в национальной сфере важное значение имеет культура межнационального общения, формирование которой в обществе, особенно в молодежной среде, актуализируется необходимостью роста, сложностью национального самосознания, воспитания политической культуры. В нашем обществе длительное время в сфере интернационального воспитания молодого поколения складывалась неблагоприятная обстановка. Поскольку именно молодежь активно участвовала и продолжает участвовать в акциях национального характера, причем, не представляя порой действительной сущности собственного поведения [1].

Такое положение не может считаться нормальным и сложившаяся ситуация требует работы по национально-государственному Образованию, воспитанию и формированию культуры межнационального общения. Поведение молодежи, ее реакция на межэтнические конфликты явились отражением общей обстановки в обществе в сфере национальных и межнациональных отношений.

Кризис общественных процессов в бывшем Союзе, пришедшая гласность, безусловно, способствовали возрождению национального самосознания. Обнаружились противоречия и проблемы. Они объясняются национально-культурной политикой, отсутствием необходимого внимания к национальным языкам, неравномерностью разрешения социальных процессов в разных регионах страны. Кроме того, с ростом национального самосознания, с кризисом национальной сферы как сферы экономической и политической столкнулось не только наше общество, но и многие другие страны, что влечет за собой общемировую проблему национально-культурного развития. Иными словами, кризис в социально-экономической и социально-политической сферах воздействовал и на область национальных и межнациональных отношений [2].

Люди, обладающие национальным самосознанием, понимающие свою национальную принадлежность к той или иной культуре, своим «корням», традициям способны переносить не только боль и лишения за судьбы своего народа, своей родины, но и могут подняться на возрождение своей нации, своей земли, своего государства. А нередко у многих русских отсутствовала и отсутствует потребность гордиться своей национальной культурой, отсутствует национальная гордость, национальное самосознание. В таком случае, не может человек, к какой бы национальности он не принадлежал, научиться ценить и понимать культуру, историю, традиции других народов, если он обделен знаниями истории своего народа, не знает свою культуру и не ценит ее. Без национального самосознания нет пути к форми-

рованию и воспитанию культуры межнационального общения [3]. Проявление понимания, восприятие другой национальной культуры индивидуумом в процессе общения в значительной мере обусловлено его мировоззренческими ориентациями в сфере межнациональных отношений, проявлением его собственного национального самосознания, мотивировано тенденцией к толерантности в общении, отношением к практике межнационального общения вообще.

Не всегда верные этнические стереотипы, отсутствие общей и политической культуры влияют на активность процесса формирования культуры межнационального общения у разных социальных групп населения, в том числе, у студентов, которые не имеют большого опыта межнационального общения. Это относится и к студентам - представителям интеллигенции, т.е. той социальной группы населения любой нации, от которой зависит развитие культуры в обществе в целом и национальной культуры в частности.

В студенческой среде в формировании политической культуры и культуры межнационального общения особое значение имеет преподавание гуманитарных наук (и особенно социально-политического цикла - истории, философии, политологии, социологии, права, культурологии и др.). Проблемы культуры межнационального общения, связанные с ростом национального самосознания, могут быть изучены только в более широком ракурсе рассмотрения национальных и межнациональных отношений, через толкование такого сложного социально-политического феномена как «национализм».

Поскольку культура межнационального общения, ее проявление не обнаруживаются в «чистом виде» представляется необходимым рассматривать ее как отражение и выражение субъектно-субъектных отношений. Именно молодежная среда не больна ошибками в национальной политике прошлого, чем «страдают» старшие поколения, она более склонна к рационализму - оценивать человека по «личностным» и «деловым» качествам, независимо от национальной принадлежности. Молодежная среда далеко не однородна в пластичности, толерантности к межнациональному согласию. Она также подвержена воздействию негативных факторов в межнациональном общении [4].

Современная национальная политика в многонациональном обществе может иметь успех, если она реализуется через определенные социальные механизмы и встречает одобрение у разных категорий населения, представителей различных национальностей, в том числе и молодежи. Культура межнационального общения наполняет национальную жизнь общечеловеческими ценностями, расширяет границы для социального развития личности, увеличивает ее духовный потенциал.

Деформации в сфере национальных отношений, отсюда и межнациональные конфликты, кризис в экономической, политической, духовной сфере обращают сегодня внимание к духовности, национальному возрождению, преодолению противоречий в сложившихся сферах. Ценностная ориентация представляет важнейший элемент внутренней структуры культуры межнационального общения. Ее характер является показателем гуманности и демократизма в обществе в целом.

Сегодня необходимо вводить в молодежной среде прак- чаям и убеждениям своих соседей. Культура межнационально-

тику межэтнического взаимодействия Совершенствовать го общения наполняет национальную жизнь общечеловечески-

культуру межнационального общения. Многоцветие национальных культур и религиозных направлений существовали, ми ценностями, расширяет границы для социальн°г° разви-

обогащая друг друга, и сохранялись благодаря уважению к обы- тия личности, увеличивает ее духовный потенциал.

Библиографический список

Приоритетные направления воспитания культуры межнационального общения молодежи // Вестник ОГУ. - 1999. - № 3.

О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. - 1997. - № 3.

Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. -

Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений. - Нижнекамск, 2009.

Prioritetnihe napravleniya vospitaniya kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya molodezhi // Vestnik OGU. - 1999. - № 3.

O kuljture mezhnacionaljnogo obtheniya //Socialjno-politicheskiyj zhurnal. - 1997. - № 3.

Osobennosti formirovaniya kuljturih mezhnacionaljnogo obtheniya v mnogonacionaljnom regione // Pedagogika. - 1994. Tolerantnostj kak indikator kuljturih mezhnacionaljnihkh otnosheniyj. - Nizhnekamsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 09.07.13

1. Комаров, В.П.

2. Гасанов, Н.Н.

З. Гасанов, Н.Н

1994.

4. Маркова, Н.Г.

Bibliography

1. Komarov, V.P.

2. Gasanov, N.N.

З. Gasanov, N.N

4. Markova, N.G.

УДК 159.9

Schelokov S.A. THE PROBLEM OF COMPETENCE OF EDUCATIONAL STUDIES IN MODERN EDUCATIONAL PSYCHOLOGY. The article is devoted to the study of educational competence as the basis of teacher professionalism. Particular attention is paid to the concepts of «competence» and «competence», which in the opinion of the author are controversial in the foreign and domestic psychology, which will greatly assist students in modern terms of ownership of the problem of competence in education.

Key words: educational competence, «competence» and «competence», the modernization of education, teacher professionalism.

С.А. Щелоков, аспирант ФБГОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. Козьмы Минина», E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье рассматривается сложность и неоднозначность трактовки понятий «компетенция» и «компетентность», обосновывается необходимость разработки экспериментальной программы.

Ключевые слова: компетенции в области образования, «компетенция» и «компетентность», модернизация образования, и профессионализм учителя.

В связи с проблемой изучения воспитательной компетентности у будущих педагогов, прежде всего, представляет особый интерес изучение самих понятий «компетенция» и «компетентность», это необходимо и для выработки концептуальной основы нашего исследования, и для разработки его экспериментальной программы.

Педагог образования является для учащихся не только носителем психологических знаний. Его оценивают с позиции соответствия идеального образа человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности педагога зависит его убедительность для участников образовательного процесса, а также эффективность образовательного процесса в целом.

Необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. В отечественной науке проблеме компетентности педагога посвящены работы Ю.В. Варданян, В.Н. Введенского, Б.С. Гершунского, И.В. Дубровиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Т.М. Сорокиной, Н.Ф. Талызиной, Ю.Г. Татура, И.В. Тухман и многих других.

В последнее десятилетие и особенно после публикации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит резкая переориентация результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. В России начались активные разработки компетентностного подхода в образовании (Е.В. Бон-даревская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и др.), используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для

описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).

Анализ литературы по этой проблеме, показывает, всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

В зарубежной литературе под компетентностью подразумевают «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д., что, на наш взгляд, не отражает содержания этого понятия в полной мере.

В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие — к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения». При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности».

Обращает на себя внимание широкая представленность в различных видах компетентности категорий «готовность», «способность», а также фиксация таких психологических качеств, как «ответственность», «уверенность». В настоящий момент, есть два варианта толкования соотношения понятий компетентность и компетенция: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Согласно первому варианту, наиболее эксплицитно представленному в Глоссарии терминов ЕФО (1997), компетенция определяется как: способность делать что-либо хорошо или эффективно; соответствие требованиям, предъявляемым при

21З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.