Научная статья на тему 'К проблеме исследовательских ролей будущего социального работника'

К проблеме исследовательских ролей будущего социального работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ СТУДЕНТАМИ / PROFESSIONAL ROLES / RESEARCH ROLES OF SOCIAL WORKER / CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ROLES BY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячек Татьяна Петровна

Статья посвящена анализу формирования у будущих социальных работников трех исследовательских ролей: потребителя научных знаний, партнера по исследованиям, собственно исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROBLEM OF RESEARCH ROLES OF FUTURE SOCIAL WORKER

The article analyzes the formation of future social workers' three research roles: consumer science, research partner, the researcher.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследовательских ролей будущего социального работника»

УДК 364.62

К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РОЛЕЙ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Татьяна Петровна ДЬЯЧЕК

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: tpd8802@mail.ru

Статья посвящена анализу формирования у будущих социальных работников трех исследовательских ролей: потребителя научных знаний, партнера по исследованиям, собственно исследователя.

Ключевые слова: профессиональные роли; исследовательские роли социального работника; условия освоения исследовательских ролей студентами.

Социальную работу по спектру выполняемых функций квалифицируют как интегральную профессиональную деятельность. Для качественного выполнения ее многообразных форм будущим работниками социальных служб требуется широкий спектр знаний, умений и навыков, относящихся к сфере социальной педагогики, психологии, медицинской социальной работы, научноисследовательской деятельности и др.

Разнообразные аспекты профессиональной деятельности преломляются через те роли, которые должен освоить будущий социальный работник. С ролевых позиций можно трактовать способность его последующей включенности в исследовательскую деятельность, причем характер и степень этого участия обусловлены статусными ожиданиями от профессии.

По Р. Баркеру, ролевая теория представляет собой группу концепций, базирующихся на социокультурных и ролевых исследованиях и рассматривающих то, как на поведение людей влияет занимаемая ими социальная позиция, а также различные ожидания, которые сопутствуют этой позиции [1, с. 204]. В рассматриваемом контексте роль трактуется как культурно-детерминированная модель поведения, установленная для личности, занимающей определенное общественное положение [2, с. 4].

При этом социальную позицию или социальный статус обычно определяют как ранг или позицию индивидуума в группе (или группы во взаимодействии с другими группами). В этом случае роль выступает как ожидаемое поведение. «Статус и роль, - указывает С. С. Фролов - это две стороны одного

феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей» [3, с. 90].

Со статусами, присущими социальному работнику, В.Н. Сидоров связывает до двадцати различных ролей, объединенных им в следующие ролевые группы: практические; посреднические; управленческие; исследовательские; сервисные; латентные [2, с. 4].

Возникает вопрос: как в образовательновоспитательном процессе вуза происходит освоение студентами социальных и профессиональных ролей и есть ли различия в процессах их освоения?

Из социальной педагогики - науки, занимающейся проблемами социального воспитания, следует, что присвоение многообразных социальных ролей связано с процессом социализации и в обыденной жизни их освоение человеком происходит преимущественно бессознательно.

Присвоение же профессиональных ролей не происходит автоматически. Оно требует разработки определенных стратегий освоения, «вхождения» в них, закрепления важных для социального работника мотивов овладения ими.

На наш взгляд, студенты специальности «социальная работа» осваивают и присваивают профессиональные роли, в т. ч. исследовательские, в условиях:

- довузовской трудовой деятельности в процессе участия в мероприятиях, связанных с решением социальных проблем (этап до-профессиональной подготовки);

- на теоретических и практических занятиях во время учебы в вузе;

шения социального работника к новому знанию, выделяет следующие исследовательские роли: потребитель знаний и создатель знаний (т. е. собственно исследователь) [4, с. 14-15]. Р. Гриннелл к указанным добавляет роли распространителя знаний и партнера по исследованиям [4, с. 9-11].

Если устранить смысловые повторы, имеющиеся в приводимых К. Марлоу и Р. Гриннеллом трактовках, то можно говорить о трех исследовательских ролях социального работника: потребитель научных знаний, партнер по исследованиям, собственно исследователь.

Дадим краткую содержательную характеристику этим ролям (табл. 1).

Подчеркнем, что исследовательские роли социального работника обусловлены рядом особых факторов, отражающих специфику социальной работы.

Так, процесс общения социального работника и клиента всегда характеризуется нестандартной ситуацией - с каждым клиентом она меняется. Вхождение в деловой контакт с клиентом привносит в деятельность специалиста новую проблему, создает поисковую ситуацию, которую он разрешает вместе с клиентом, каждый раз «открывая истину». Проблемный аспект усиливается тем, что желаемые цели помощи, за которой обратился клиент, и требуемый вид помощи, как правило, формулируются им весьма неопределенно. Поэтому цели вмешательства первоначально не представляются социальному работнику в четко сформулированном

Таблица 1

Исследовательские роли социального работника

Исследовательская роль Содержание деятельности Продукт исследовательской деятельности

Потребитель научных знаний Строит практическую деятельность, опираясь на весь массив научно обоснованной информации (например, о типологии проблем конкретной категории клиентов), полученной другими в процессе эмпирических и теоретических исследований Технология помощи той категории клиентов, с которой работает социальный работник в данный момент

Партнер по исследованиям Объединяясь с коллегами, выполняет определенные стадии и этапы научного исследования Выявленные новые проблемы; обобщение эмпирических данных; базы данных об объектах исследований

Исследователь Реализуя исследовательский компонент в деятельности, квалифицированно собирает эмпирическую информацию; обобщает ее; информирует профессиональное сообщество о результатах эмпирического исследования Письменные описания процесса вмешательства; сообщения, основанные на анализе конкретного случая; обобщение результатов обследования каких-либо групп социальных клиентов

- при прохождении всех видов практик в социальных службах, административных структурах, общественных организациях социальной направленности;

- при выполнении исследовательских проектов;

- в ходе волонтерской деятельности;

- в квазипрофессиональной и непосредственно профессиональной деятельности (последнее имеет место при совмещении студентами учебы и работы).

Таким образом, освоение исследовательских ролей - это специально организуемый процесс. В вузе он осуществляется во время занятий, при выполнении всевозможных по форме и объему заданий с исследовательской ориентацией (работа с профессиональной литературой, анализ документации социальных учреждений и служб, освоение исследовательского опыта наставника-супервизора практики и др.) Введение студентов в исследовательское пространство сопровождается освоением ими Кодекса этики профессии, в котором исследовательские роли трактуются как базовые для практикующего социального работника.

Ролевой подход позволяет оттенить различные аспекты исследовательской деятельности в социальной работе. Российские и зарубежные исследователи выделяют несколько видов исследовательских ролей. Например, В.Н. Сидоров дифференцирует исследовательские роли следующим образом: эксперт, аналитик, исследователь [2, с. 5]. К. Марлоу, отталкиваясь от характера отно-

виде. Поскольку этические стандарты запрещают принимать какие-либо решения за клиента, то специалист не только сам выстраивает цели и задачи своей деятельности, определяя значимые для достижения условия и ресурсы, но помогает определить их клиенту, действуя с ним в исследовательском ключе. В этом проявляется латентный характер исследования в практической социальной работе.

Роль потребителя исследований вытекает из этических обязательств социального работника перед клиентами, перед профессиональным сообществом и, в конечном счете, перед всем обществом. Она предполагает опору в работе на те теории, опыт, находки, которые уже получены другими. «...Ни один, даже самый блестящий, практик не может создать все или большую часть того, что уже есть в практическом багаже», - пишет в этой связи Ш. Рамон [5, с. 88].

М. Доэл и С. Шардлоу указывают, что обучающиеся социальной работе могут многому научиться у других, если будут внимательно и критически относиться к чужому опыту как к собственному, сознательно подходя к оценке возможностей его переноса и заимствований [6, с. 20]. Если же социальный работник игнорирует исследовательские находки, то его деятельность имеет опасность либо выродиться в бюрократическую форму «раздачи государственных пособий», либо стать нефункциональной и принять вредные для клиента формы.

Поэтому будущий социальный работник должен научиться выявлять эти знания из учебников по различным аспектам социальной работы, из смежных наук (психологии, педагогики, социальной политики, экономики и др.), научной литературы, профессиональных журналов, из анализа опыта практикующих специалистов. Он должен освоить способы включения научных знаний в свою будущую практику - преобразование исследовательских находок в приемлемую форму вмешательства способствует расширению арсенала практических методов и техник работы с клиентами.

В роли партнера по исследованиям социальный работник объединяется с теми, кто имеет общие с ним цели в развитии профессии и разделяет этическую ответственность за нее.

Помимо взаимодействия с коллегами-практиками, речь может идти о партнерском взаимодействии между учеными и практиками. Они могут контактировать как в вопросах разработки программ, так и при поиске средств для их реализации. К примеру, социальные работники западных стран отмечают, что такое партнерство облегчает поиски источников финансирования: значительный

объем благотворительных и государственных средств предназначается для разработки комплексных программ и выделяется на конкурсных условиях, а объединение в команду повышает шансы выиграть конкурс.

Особый вид партнерского взаимодействия - привлечение студентов в качестве экспертов при оценивании каких-либо исследовательских результатов. Подчеркнем, что в современной социальной работе роль экспертных оценок весьма значительна, она сопрягается с такими содержащими исследовательскую проблематику проблемами, как оценка качества социальных услуг, выработка заключений об эффективности использования финансовых ресурсов и др.

В роли собственно исследователя социальный работник выступает в случаях, когда он сам, опираясь на принятую в научном сообществе методологию, осуществляет научный поиск, достигает новых, позитивных результатов и информирует об этом профессиональное сообщество. Распространение знаний может выражаться в написании отчета об исследованиях, который представляется профессиональному сообществу через средства коммуникации, включая интернет, электронную почту.

Эта роль выполняется теми социальными работниками, которые участвуют в наработках и использовании передового опыта. Характеризуя его, В.И. Загвязинский подчеркивает, что передовой опыт многообразен. Он связан с рационализацией и модернизацией средств и подходов, их творческим и гибким использованием. Наконец, опыт новаторов особенно ценен в прогностическом плане.

Проиллюстрируем проявление ролевого подхода к исследовательской деятельности в социальной работе в контексте выделенных В.И. Загвязинским особенностей передового опыта [7, с. 122]:

- он инициирует роль исследователя, т. к. служит источником выявления противоречивых моментов в развитии практики, ее «точек роста», ее связей с теорией, является источником научной проблематики;

- он является фактором постоянной и действенной связи теории с практикой; через него происходит эффективное и быстрое продвижение достижений науки в массовую практику. Воплощая перспективные научные идеи, он материализует их, делая зримыми, конкретными, привлекательными, и тем самым активизирует две другие исследовательские роли социального работника;

- использование передового опыта и его целенаправленная организация, стимулирование, выращивание выступают ведущей методикой социального исследования наряду с опытно-поисковой работой и экспериментом, - эта позиция отражает роль потребителя знаний;

- как сам передовой опыт, так и достигнутые в нем результаты служат средством убеждения и переубеждения не только профессиональной, но и широкой общественности, работников государственного аппарата, средством подготовки общественного мнения, создают «внедренческий фонд» для продвижения разрабатываемых новаций в практику, - это одна из функций исследователя;

- он, наконец, основа реальных исследовательских проектов, способов их проверки, он во многом определяет содержание рекомендаций по совершенствованию практической работы, - в этом отражены все три исследовательских роли социального работника.

Для студентов - будущих социальных работников - освоение исследовательских ролей может реализовываться при использовании несколько моделей, связанных со степенью «подвижности» исследовательского коллектива. На наш взгляд, наиболее приемлемы две из них:

- студент является полноправным и постоянным членом исследовательской группы, выполняющим все этапы конкретного исследования (от формулирования исследовательского замысла до написания отчета, статьи, методических разработок, внедрения в практику);

- его привлекают в качестве временного участника на тех или иных этапах исследования.

Нет сомнения, что наиболее продуктивной в освоении студентом исследовательских ролей является первая модель. Она предполагает, что все исследовательские компетенции им освоены. Поэтому она может использоваться в отношении студентов старших курсов. Для младшекурсников преимущество отдаем второй модели, поскольку ее можно использовать, начиная со второго года обучения в вузе.

Еще одной моделью, способствующей освоению студентами исследовательских ролей, является включение их в научные конференции, симпозиумы, чтения, в процессе которых о результатах исследовательской деятельности и научных достижениях в области социальной работы они сообщают вместе с учеными, практическими социальными работниками.

В заключение отметим, что все три исследовательские роли не независимы. Они объединяются социальным работником с целью наращивания базы знаний в профессии, усиливая тем самым эффективность вмешательства, с одной стороны, и повышая значимость социальной работы - с другой. В. Рейд и А. Смит обращают внимание учебных заведений, готовящих социальных работников, на то, что их выпускники должны рассматривать участие в исследованиях и распространение его результатов как профессиональную норму [8].

Это, однако, не означает, что все будущие социальные работники должны стать «чистыми» исследователями, или что вся практика должна быть основана на результатах их исследований. Но способность и навыки выполнения исследований на должном научном уровне есть интегральная часть профессиональной компетентности социального работника.

1. Barker R.L. Social Work Dictionary. 2-nd ed. Washington, 1994.

2. Сидоров В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М., 2000.

3. Фролов С.С. Социология. М., 1998.

4. Marlou C. Research methods for generalist social work. Pacific Grove, California, 1993.

5. Grinnell R.M. Social Work Research and Evaluation. F.E. Peacock Publishers, INC., ITASCA, Illinois, 1988.

6. Рамон Ш. Подготовка преподавателя // Обучение социальной работе: преемственность и инновации. М., 1996.

7. Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.

8. Загвязинский В. И. О роли передового опыта в опережающем социально-педагогическом исследовании // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва; Тула, 1993. Т. 1. С. 112-126.

9. Reid W.J., Smith A.D. Research in social work. 2-nd ed. N. Y., 1989.

Поступила в редакцию 22.11.2011 г.

UDC 364.62

ON PROBLEM OF RESEARCH ROLES OF FUTURE SOCIAL WORKER

Tatyana Petrovna DYACHEK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: tpd8802@mail.ru

The article analyzes the formation of future social workers’ three research roles: consumer science, research partner, the researcher.

Key words: professional roles; research roles of social worker; conditions of development of research roles by students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.