Научная статья на тему 'Подготовка социальных работников в Великобритании'

Подготовка социальных работников в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4128
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка социальных работников в Великобритании»

РАЗДЕЛ IX СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 316 (4)

Т. Л. Кремнева

ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Сложный и неоднозначный процесс экономических реформ в России вызвал рост безработицы, появление беженцев и беспризорных детей, увеличение количества мигрантов, возникновение антисоциальных групп и т. п. Возникла потребность в усилении социальных служб и обеспечении их квалифицированными кадрами.

В настоящее время растет интерес исследователей к международному опыту становления и развития социальной работы, подготовки специалистов социальной сферы. Этот опыт, накопленный в различных странах, представляя собой всеобщее достояние, объективно требует изучения и творческого использования в российских условиях.

Между тем до сих пор не подвергнута анализу система подготовки социальных работников в Великобритании, имеющая глубокие традиции и большую научно-практическую ценность.

В результате анализа публикаций английских философов, экономистов, социологов, психологов, педагогов и правоведов было установлено, что ученые видят задачи государственной власти в планировании, управлении, финансировании и регулировании социальной работы, в образовании и подготовке специалистов для данной сферы деятельности.

Опыт развития Великобритании убеждает в том, что социальная политика - явление историческое. Она не может быть одной и той же для разных периодов жизни общества. Но при всей своей вариативности, социальная политика всегда учитывает исторические традиции и современную социально-экономическую ситуацию (Ш.Рамон, М. Пейн, М. Доэл и др.).

Социальная политика Великобритании исходит из совокупности универсальных человеческих норм и ценностей, принципов организации человеческого общежития, учитывая всю палитру традиций, экономических, этнических, региональных, религиозных особенностей, соединяя их в единое социальное пространство.

Социальная работа рассматривается как ответственная профессиональная деятельность, которая помогает индивидам и группам осознавать затруднения личностного, социального и экологического характера, неблагоприятно влияющие на них, и справляться с ними.

Теоретический анализ показал, что социальная политика Великобритании направлена на решение таких глобальных проблем как:

- борьба с бедностью и безработицей; укрепление здоровья нации; повышение общеобразовательного уровня всех граждан и особенно подрастающего поколения; профессиональная подготовка и предоставление старто-

вых возможностей для активного участия молодежи в трудовом процессе общества; оказание государственной поддержки и помощи всем категориям нуждающихся; забота о семье - как ячейки общества, как ведущего фактора процесса первичной социализации; организация экономической, природоохранной, этнокультурной деятельности населения; профилактика и коррекция поведения молодежи.

Исследователи особо выделяют вопросы, связанные с подготовкой комг петентных социальных работников.

Многогранность и уникальность социальных проблем и соответственно социальной политики потребовали, во-первых, создания новой модели социального воспитания, т. е. решение важной научной психолого-педагогичес-кой проблемы, во-вторых, поиска эффективных путей и средств подготовки квалифицированных специалистов для работы в социальной сфере. Это -важнейшая задача социальной политики, ибо речь идет о совершенствовании, модернизации системы подготовки социальных работников, которые обязаны отвечать высоким требованиям современной жизни (Г. Кейт, М. Доэл, Ш. Рамон, П. Джеймс и др.)

Такое представление о цели и смысле социальной работы существовало в ходе всей истории Англии, начиная со знаменитого «Закона о бедных» (1598), который на протяжении всей политической истории Великобритании претерпевал изменения и был отменен лишь в 1918 году. При этом надо иметь в виду борьбу двух политических партий - консерваторов и лейбористов, отражающих интересы различных слоев общества. Это первая важная особенность социальной политики Великобритании, которая прослеживается особенно четко в последние десятилетия.

Социальная политика Великобритании всегда была теснейшим образом связана с политикой в области образования, как общего, так и профессионального. И это вторая особенность политической жизни страны (В. Саймон, 1989).

Одним из важных направлений социальной политики Великобритании является молодежная социальная политика. Это многогранная и острая для Великобритании проблема в основном рассматривается и решается с позиции социализации личности. Английские ученые (М. Янг, 1965, Г. Уайт, 1982 и др.) определяют социализацию как смену социальных статусов и включение молодого человека в структуру общественных отношений.

В аспекте социального формирования и саморазвития личности социализация включает в себя: целенаправленную психолого-педагогическую деятельность; воздействие социальных институтов; стихийные социальные воздействия; социальную активность самой личности. Все эти направления учитываются при определении основных параметров молодежной политики как важной составляющей социальной политики государства (М. Ьашщ, 1965), и это ее четвертая особенность.

Социальная политика Великобритании, таким образом, представляет собой своеобразный сплав, т. к. в нее интегрированы или она органично интегрирована практически во все сферы общественной жизни. Она прочно связана с финансовыми структурами и экономикой страны, с образовательной и культурной политикой, демографией и медициной, экологией и природоохранной деятельностью и т.д. Сфера деятельности социальной политики Великобритании включает в себя: социальное обеспечение, здра-

воохранение, персональные службы по защите граждан, образование, трудоустройство, жилищную политику.

Изучение основных направлений социальной политики дает основание утверждать, что вся социальная работа в Великобритании является практической реализацией целенаправленной политики государства. В соответствии с этим создана система социальной службы и государственная система обучения и подготовки кадров для этой сферы деятельности.

В своем развитии социальная работа и профессиональная подготовка социальных работников Великобритании прошли долгий и сложный путь. Эти два взаимосвязанных исторических процесса нашли отражение не только в законодательных актах, начиная с XVI в., но и в трудах известных ученых XVII - XVIII вв. (Р. Бойль, У. Пети, Д. Мильтон, Д. Беллер, Д. Локк, Р. Оуэн и др.). Изучение трудов ученых-философов, социологов, экономистов, педагогов показало, что все они связывали прогресс государства с материальным благосостоянием нации, уровнем образования, с заботой о детях, о больных, о престарелых. Организованная практическая социальная работа была начата в XIX в. Обществом благотворительных организаций и Колонной Барнеттов, члены которых поняли необходимость знания научных основ для организации и проведения социальной работы как вида самостоятельной общественной деятельности. К этому времени в научный оборот вошел такой термин как социология, а к началу XX в. - и социальная психология как отрасль психологической науки. Пионеры в области социальной работы не только начали осуществлять эту деятельность, но они ответили на вопрос, кому и как этой работе следует обучать (Октавия Хилл, Тойнби Холл, Чарльз Локк, Хелен Боссан, Беатрис Уэбб, Мисс Сьюэлл, Генриетта Барнетт, Барнардо, сотрудники колонии Барнетт). Первоначально обучение осуществлялось в виде индивидуального ученичества. Собственно подготовка специалистов - социальных работников, их обучение, образование и воспитание и передача практического опыта началась с 1895 года. В1898 г. был создан Комитет общества благотворительных организаций по подготовке социальных работников для детских приютов, школ-лечебниц для детей с физическими недостатками, домов-инвалидов.

Именно в это время стали разрабатывать научные принципы, содержание, формы и методы социальной работы, ее этические основы (Барбара Роджерс, Олив Стивенсон, Филида Парслоу). В начале XX в. в Великобритании значительно обострились экономические проблемы, в частности, вопросы, связанные с социальными последствиями безработицы и увеличением количества бедных и бездомных людей.

Анализ документов 20-40-х гг. XX в., относящихся к проблеме нашего исследования, показал, что в эти годы была проявлена особая активность в области социального законодательства. Эго предполагало создание широкомасштабной службы социальных услуг населению и подготовку для этих целей квалифицированных специалистов.

Осуществленный анализ исторических документов показал, что профессиональное образование социальных работников Великобритании прошло сложный путь от небольших курсов, школ низшей ступени образования (при благотворительных обществах, религиозных организациях, медицинских учреждениях, сельских общинах и т. д.), к высшим профессиональным школам, в которых готовятся квалифицированные специалисты по социальной работе.

Вся система подготовки социальных работников базируется на знаниях таких наук, как философия, экономика, социология, законодательство, медицина, психология, педагогика и культурология. Опираясь на достижения этих наук, ученые Великобритании смогли создать научно обоснованную систему подготовки квалифицированных социальных работников.

Содержание социальной работы находится в постоянном движении, оно видоизменяется, возникают новые социальные проблемы. В связи с этим расширяются и видоизменяются задачи и функции, содержание, формы и методы практической социальной работы, а также система подготовки социальных работников. Однако цель профессионального образования остается неизменной - подг отовка квалифицированных профессионально компетентных специалистов.

Динамика социально-экономической жизни Великобритании в 60-80-х гг. активизировали поиски ученых, которые должны были обеспечить научные основы социальной работы и подготовки специалистов для осуществления всех видов социальной помощи. От теоретического обоснования системы социальных служб зависела их практическая реализация, а также содержание, форма и методы подготовки социальных работников. Решение этих проблем в конечном счете определило государственную структуру социальной работы, принципы ее функционирования, перспективы развития, а также систему подготовки специалистов для всех видов социальной работы. Учреждённый в 1971 г. Центральный совет обучения и подготовки социальных работников (ЦСОПСР) стал важнейшим координационным центром, который создал в стране структурную организацию по подготовке социальных работников, разработал единые правила и требования для дипломированных социальных работников. Диплом социального работника (ШрБ^У) является общенациональным документом, подтверждающим профессиональную квалификацию социальных работников во всех учреждениях и организациях - местных агентствах социальной защиты, службах патронажа, здравоохранении, учреждениях образования и юстиции - как государственного, так и частного сектора.

Центральный совет разработал стандартные требования, которыми следует руководствоваться при организации учебного процесса во всех учебных заведениях, готовящих социальных работников. Однако эти правила не предписывают строго определенную модель обучения; они делают акцент на критериях аттестации студентов, в то же время поощряя гибкий подход к организации учебного процесса, разнообразие форм и методов обучения. Центральный совет определил также шесть базовых составляющих профессиональной компетенции социального работника: общение и коммуникация; поддержка и помощь клиенту; анализ и планирование; вмешательство в жизнь клиента и предоставление ему социальных услуг; работа в организациях; развитие профессиональной компетенции. Таким образом, профессиональная компетенция включает в себя базовую и специальную теоретическую подготовку, а также фундаментальную практическую подготовку. Знания являются научным багажом, которым овладевает будущий специалист, и переходят в практические действия на индивидуально-личностном уровне. Это позволяет определить компетентность как индивидуально-интегральную качественную характеристику социального работника. Чтобы доказать свою профессиональную компетентность, выпускник университе-

та должен продемонстрировать владение общефилософскими ценностями социальной работы, теоретическими прикладными знаниями, навыками критического анализа своей деятельности, умение применять полученные знания, умения и навыки на практике. Ученые разработали требования к системе моральных ценностей социального работника, без овладения которыми нельзя получить ГМр8'\У.

Исследуя профессиональное становление и развитие социального работника, ученые Великобритании отмечают, что сам выбор личностью данной профессии является одним из источников самореализации, самоутверждения себя как личности, как профессионала. Профессия, выбранная адекватно интересам и возможностям личности, поддерживает у нее ощущение благополучия и удовлетворения своим местом в обществе (Д. Секер, Н. Томпсон).

В британской научной литературе представлено несколько моделей профессионализма, каждой из которых присущ определенный набор представлений о природе профессиональной компетенции (практический профессионализм, профессионализм технологического аспекта и рефлективный практик). Все эти модели объединяют два обстоятельства. Социальный работник рассматривается как субъект социальной деятельности, а поэтому необходима целостность и непрерывность его профессионально-личностного развития (С. Джоунс, Р. Джосс).

Подготовка социальных работников в Великобритании характеризуется ориентацией на человека как на высшую ценность, осознание и принятие самоценности личности, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Такая нацеленность социального работника на человека возможна только в том случае, если его подготовка будет носить профессиональноличностный характер. Шесть основных составляющих профессиональной компетентности могут быть реализованы в том случае, если структура личностного потенциала социального работника будет включать в себя: профессиональные знания, умения и навыки (квалификационный потенциал), работоспособность (психофизиологический потенциал), интеллектуальные способности (образовательный потенциал), креативные способности (творческий потенциал), способность к взаимодействию и сотрудничеству (коммуникативный потенциал) и ценностно-мотивационную сферу (нравственный потенциал).

Подготовка социальных работников в Великобритании осуществляется в университетах, институтах, высших школах и колледжах. Срок обучения от 2-х до 4-х лет в зависимости от уровня предшествующего образования, возраста и семейных обстоятельств. Минимальный возраст для поступления в учебное заведение (без присуждения ученой степени магистра) - 20 лет. Приемные комиссии, осуществляя отбор абитуриентов, руководствуются следующими критериями: академический, возрастной, наличие практического опыта, индивидуально-психологический, личностные особенности. Последний критерий определяется с помощью тестирования о профессиональной пригодности к социальной работе (высокий уровень интеллектуального развития, способность к саморегуляции, способность проявлять терпение, настойчивость, чуткость, эмоциональную отзывчивость, выносливость и т. п.).

Осуществленный нами анализ программных документов Центрального совета свидетельствует о том, что уже на уровне приема в учебное заведение, а затем в процессе самого обучения особое внимание уделяется личностному компоненту и формированию таких индивидуальных психологических качеств, как креативность, рефлексивность, инновационность и др.

В настоящее время в Великобритании идут активные поиски новых профессионально-образовательных программ подготовки социальных работников, что находит отражение, как в содержании образования, так и в формах, методах, технологиях обучения (Р. Барбус, М. Бэгинский, М. Доэл, Л. Сисон, С. Шардлоу).

В рамках данного исследования мы проанализировали учебные программы теоретической и практической подготовки социальных работников в системе высших учебных заведений (Университеты городов: Шеффилда, Бирмингема, Уорвика; Лондонская школа экономики). Характерным для учебных программ является, с одной стороны, систематизация и научная разработка сообщаемых знаний из разных научных областей, а с другой -интеграция знаний и личностная ориентированность процесса обучения. Причем это относится как к базовой теоретической, так и к практической подготовке будущих специалистов.

Несмотря на различие в профессионально-образовательных программах (что связано, в частности, со специализацией), можно отметить их общую позицию: формирование научно-теоретической компетентности как основы социальной профессиональной деятельности. Специализированные цели и задачи обучения (по разным «траекториям») опираются на основополагающие цели. Студенты должны овладеть основной квалификацией, которая позволит им работать во всех специальных сферах. Квалификация социального работника Великобритании базируется на овладении тремя уровнями компетенции: научно-методологическим, профессионально-практическим и личностным. В учебном процессе, при подготовке на уровне специализации, широко используются специфические учебные дисциплины, набор которых достаточно многовариантен и разнообразен. Вместе с тем существуют государственные стандарты для специализации, включающие работу: с детьми, подростками, несовершеннолетними; с правонарушителями и заключенными; с больными; с инвалидами; с престарелыми; с семьями; с военнослужащими; с общиной; в системе социального обеспечения.

Во всех высших учебных заведениях, которые готовят социальных работников, осуществляется трехуровневое обучение: теоретическое, теоретико-практическое и практическое. Базовое теоретическое образование предполагает изучение общественных наук, психологии (общей и специальной), правовых наук; теоретико-практический уровень включает в себя изучение теории социальной работы и ее методики, методологических основ вмешательства в социальной работе, организации социальной работы (менеджмент). При реализации профессионально-образовательных программ следует ориентироваться на разработанные учеными и утвержденные Центральным советом шесть базовых составляющих профессиональную компетенцию социальных работников.

Ученые Великобритании совместно с педагогами высшей школы разработали новую образовательную концепцию, в основу которой положена идея интегрированного формирования компетенции. Они рассматривают интег-

рацию в образовательном процессе как высшую форму выражения единства целей, принципов содержания, форм организации, или, можно сказать, как создание укрупненных образовательных единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебного процесса. Идея интеграции характерна для всей системы подготовки социальных работников. Этот подход особенно ярко проявляется в овладений знаниями о человеке, его физическом и психическом развитии, культуре, поведении, коммуникации и т. п. Идея миграции положена в основу создания и активного использования в учебном процессе «модульной технологии» (М. Еллоли, М. Хенкель). Интегративно-модульная технология в теоретической подготовке студентов основана на идее межпредметных связей различных учебных дисциплин. Нам представляются наиболее интересными модули, в которых выступает интеграция базовых знаний из различных научных областей, относящихся к проблеме «человек, который должен и имеет право получить социальную помощь, поддержку и реабилитацию», т. е. речь идет о различных комбинациях модулей интегрированных, но всегда направленных на одну цель -человек и его социальная защита. При этом имеется в виду, что знания о человеке, личности, индивиде, необходимы каждому социальному работнику, к тому же эти знания должны быть из разных научных областей, и не отвлеченные, а всегда практически направленные.

В опыте английской высшей школы при подготовке социальных работников активно используются и профессионально-практические модули, объединяющие в себе методы и технологии социальной работы, основы социального управления, менеджмента, проблемные практикумы, тренинги, ролевые и имитационные игры, практику различного вида помощи и т. п. В ряде учебных заведений используются профессионально-диагностические и оценочные модули, цель которых - осуществлять экспертные оценки, используя тесты, проводить самоанализ уровня знаний и своего развитая, самодиагностику, самокоррекцию и т. п. - все, что относится к личностному потенциалу и профессионально-личностным качествам будущего социального работника.

Преимущество названной образовательной концепции состоит в том, что обучение строится вне зависимости от специализаций, от узких образовательных сфер деятельности будущих социальных работников, поскольку компетентность как целостное личностное образование - это больше, чем рабочая квалификация. Нами подробно рассмотрены содержательная и процессуальная стороны, методы изучения модулей базовой теоретической подготовки, которые используются в педагогическом процессе Бирмингемского университета: «Профессиональное развитие», «Суть социальной работы», «Законодательство», «Социология», «Психология», а также модули теоретико-практической подготовки: «Теория и практика, направленные на пользователя услугами», «Траектория службы для взрослых», «Дети - семья».

Разрабатывая механизм интегративно-модульной технологии, ученые Великобритании опираются на системно-целостный подход, который позволяет представить межпредметные связи как систему, которая состоит из взаимосвязанных компонентов учебных дисциплин, имеющих общую целевую основу (М. Доэл, Р. Меинэрт, С. Шардлоу). Интегративный междисциплинарный подход может иметь не только вид модуля, возможны и дру-

гие варианты, которые в Великобритании называют «интегративными учебными курсами». Так, например, в Лондонской школе экономики (ЛШЭ) обучение проводится в основном по учебным дисциплинам базового и специального характера. При этом базовые дисциплины могут изучаться и как самостоятельные, и в блоке с другими учебными предметами.

Как мы могли наблюдать, это учебное заведение готовит в основном дипломированных специалистов по социальной работе для двух административных округов - Кенсингтона и Челсии в Лондоне. Эти округи являются Центрами экономических, социальных и культурных контрастов. Здесь проявляются острые жилищные проблемы, особенно в связи с огромным количеством временно проживающих людей. Учитывая эти и другие обстоятельства, ЛШЭ готовит социальных работников широкого профиля, которые специализируются для работы с представителями этнических меньшинств, в службе пробации, социального обеспечения, образования и др. В сферу влияния ЛШЭ входит также административный округ Брент, где проживает большое количество азиатских и африкано-карибских общин, большая ирландская община. Расовые и этнические группы составляют здесь больше половины населения. Разнообразие общин, большое количество социальных агентств, частных, волонтерских групп самопомощи требуют постоянного притока социальных работников. Все это необходимо учитывать при подготовке социальных работников, поэтому учебные планы, программы и технологии обучения в своих конкретных проявлениях отличаются от других учебных заведений.

Приведенный пример является подтверждением нашего заключения о том, что содержание профессионально-образовательных программ - явление весьма мобильное, отражающее особенности общественно-исторической, экономической, демографической и др. ситуаций в стране.

Во всех высших учебных заведениях, готовящих социальных работников, исключительно важную роль отводят практической готовности специалиста. Весь учебный процесс вуза основан на сотрудничестве и партнерстве между университетом и агентствами социальной защиты. Характерной особенностью организации производственной практики является составление «Трудового договора» на основе трехстороннего согласия: тьютор - студент -инструктор.

Английские исследователи (Л. Сайсон, М. Брачински) утверждают, что для такого вида деятельности как социальная работа особо важную роль играют именно практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им. Только в условиях непосредственной работы с клиентом под руководством инструктора (наставника) студенты получают возможность развивать и совершенствовать свои способности. Обучение на рабочем месте дает возможность студентам не только овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой и осознать ценности социальной работы.

Ученые и преподаватели университетов Великобритании (К. Бревер, Б. Бутлер, М. Доэл, С. Шардлоу, Т. Сакко, Д. Бридж, Ш. Рамон, Д. Эванс, Д. Элиот и др.), плодотворно разрабатывая проблемы эффективной практической подготовки студентов - будущих квалифицированных социальных работников, сформулировали условия хорошо поставленной практической

подготовки студентов. Педагог-наставник (инструктор) должен рассматривать себя именно в качестве педагога, который именно учит и воспитывает, а не пассивно наблюдает за действиями студентов; он также координирует всю учебу своих подопечных, привлекая, если нужно, сотрудников агентства; отношения между педагогом-наставником и студентом должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия.

Ведущие специалисты в области практической подготовки М. Доэл (Университет Центральной Англии в Бирмингеме) и С. Шардлоу (Шеффилдский университет) в книге «Практика социальной работы» сделали акцент на важнейших знаниях, ценностях и умениях, составляющих основу практики социальной работы. В поле нашего зрения оказались труды Д.Бриджа (Лондонская школа экономики), который является признанным специалистом в области преподавания практики и работы с больными детьми, Ш. Рамона (Лондонская школа экономики) - ведущего исследователя социальной работы и психиатрии, а также М. Пейна (Манчестерский университет) -автора классической работы «Современные теории социальной работы» (М., 1995) и известного специалиста в области коммуникации.

Анализ трудов вышеназванных авторов, изученные нами отчеты о производственной практике (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Шеффилд), интервью преподавателей, педагогов-наставников и студентов, а также личные наблюдения и изучение опыта позволяют охарактеризовать ключевые проблемы практики, общие и специфические факторы, влияющие на ее организацию, выявить основные черты системы практической подготовки, раскрыть методы, приемы и технику практической подготовки студентов.

Рассматривая общие и специальные компоненты учебного плана для подготовки социальных работников, его содержание и структуру, М. Пейн определил пять основных функций социальной работы, которые объединены одним — их практической направленностью: терапевтическая (социальный работник должен предоставить человеку терапевтическое лечение от всех социальных болезней); политическая (социальный работник должен научить людей взаимодействовать, с тем чтобы они могли оказать помощь сами себе и помочь другим); предоставлять социальные услуги, понимать нужды людей независимо от того, кто эти люди; защищать уязвимых людей, но в то же время защищать и общество от людей, которые могут представлять опасность для конкретного человека и всего общества; адвокатская (выступление социального работника в защиту кого-то, представление его интересов). Для того, чтобы выполнять эти пять функций, нужен высокий интеллектуальный потенциал, личные качества, практические умения и навыки как общего характера, так и специальные.

В ходе исследования было установлено, что в Великобритании существует три подхода к построению учебно-практических программ: парадигмаль-ный, общетеоретический и эмпирический, которые имеют одну общую позицию - к разработке программ привлекаются представители всех заинтересованных сторон. Совместная работа является наглядной демонстрацией взаимного уважения всех, кто участвует в процессе практической подготовки социальных работников, учитываются взаимные интересы и права всех участников. Такой подход позволяет создать не абстрактную программу практической подготовки, а детально ориентированную на практику. Шеффилдская программа реализуется в рамках эмпирического подхода, програм-

ма ЛШЭ имеет общетеоретическое направление, Бирмингемская - парадиг-мальное; другие учебные заведения разрабатывают свои программы, учитывая достижения всех трех названных выше программ.

Проведенное исследование выявило основополагающие принципы функционирования всей системы подготовки социальных работников.

Первый принцип - гуманизация, т. е. учет личного опыта студентов и вовлечение их в творческий диалог в процессе занятий, уважение к личности студента, понимание их проблем, нужд и потребностей.

Второй - антидискриминационный подход как в теоретической подготовке, так и в процессе практики. При этом антидискриминация рассматривается в самом широком аспекте, по принципам материальным, этническим, религиозным, возрастным, половым, классовым, состояния здоровья, места проживания и др.

Третий - работа в партнерстве как с представителями агентств и местных властей, так и с получателями услуг (с клиентами). Привлечение клиентов к улучшению практической социальной работы - важный шаг в развитии социального обслуживания, т. к. это стимулирует рост самосознания клиентов, их ответственность и расширяет их полномочия.

Четвертый принцип — активное внедрение инновационных технологий обучения (таких, например, как интегративно-модульная и супервизия), что способствует стремлению будущих специалистов развивать профессионально-личностные качества и индивидуально-творческие способности.

Пятый принцип - все содержание образования полностью отвечает процессу формирования профессиональной компетенции (по всем шести базовым направлениям), на основе которой формируются необходимые знания, умения и навыки для специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.