УДК364
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В СТРАНАХ БРИТАНСКОГО СОДРУЖЕСТВА (АНГЛИИ, ШОТЛАНДИИ, УЭЛЬСЕ)
Т.Л. Кремнева
Московский открытый социальный университет (Тамбовский филиал) Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым
Ключевые слова и фразы: Болонская декларация; компетентностный подход в образовании; Международная Ассоциация Школ социальной работы; модульные технологии высшего образования; уровни практики.
Аннотация: Сравниваются программы подготовки социальных работников в странах Британского Содружества - Англии, Шотландии, Уэльсе. Анализируются направления программ обучения будущих бакалавров и магистров в социальной сфере на разных уровнях подготовки.
Исследование опыта и современных тенденций подготовки кадров для социальной работы за рубежом представляет особую важность в связи с необходимостью диверсификации отечественного образования, укрепления данного направления подготовки кадров, а также для оптимизации практики социальной работы.
Методологической основой для развития системы подготовки социальных работников в странах Британского Содружества является рационалистический позитивистский подход. Научное обоснование ему в современной педагогике можно представить как компетентностный подход. Данная педагогическая парадигма имеет своих критиков и сторонников. В центре внимания этой критики всегда оказывалась практика социальной работы.
Одни ученые утверждают, что социальная работа не требует научного обоснования, поскольку ориентирована на конкретные практические функции и результаты. Соответственно подготовка социальных работников должна иметь исключительно практический характер и опираться на практику. Другие ученые утверждают, что в современных условиях практика социальной работы должна учитывать достижения гуманитарных и медицинских отраслей знаний с тем, чтобы иметь планомерный системный характер, а не отвечать на новые вызовы и выполнять ситуативные задачи.
Компетентностный подход требует учета ключевых позиций, обобщенных предметных знаний, прикладных умений и жизненных навыков.
В зарубежных исследованиях, посвященных компетентностному подходу в образовании, отмечается, что парадигма традиционного образования не удовлетворяет, прежде всего, «заказчика» образования (в частности, сферу социальной работы), а также общественность. Выпускник вуза, обучение в котором было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых ситуациях и учению на протяжении жизни [1]. Традиционные формы не дают возможности молодым людям раскрыть
свой творческий потенциал и пережить опыт успешной самостоятельной и ответственной деятельности.
В связи с этим по поручению правительств европейских стран были выработаны и проводятся в жизнь реформы системы образования. В реформировании акцент делается на деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников. Внутри этой деятельности учащиеся должны развертывать, развивать, формировать максимально полным образом базовые или ключевые компетентности - качества или способности человека, выделенные в мире труда как необходимые свойства сотрудника.
Социальное конструирование форм и методов социальной работы в зависимости от пространства и времени обусловливает сложную методологическую проблему анализа опыта, его сравнения в отдельных странах содружества по критериям качественных характеристик.
Социальную работу в Великобритании координирует Департамент здравоохранения и социальной работы. Однако, есть некоторая специфика социальной работы в различных частях Великобритании [5].
Дискуссии ученых и практиков выражаются в определении типа учебного заведения, в котором должны готовиться социальные работники. Так, в Великобритании и ряде европейских стран - членов Британского Содружества, готовят в рамках университетов. Школы социальной работы, основанные на базе университетов, или факультеты социальной работы существуют уже более 80 лет. Обучение на университетском уровне для социальных работников было по форме и структуре схоже с тем, которое сформировалось в Великобритании, Шотландии и Ирландии, включая традиции, ценности и основные положения английского «закона о бедных» 1598 г.
В Великобритании проблемы социальной работы изучаются, прежде всего на факультетах социального администрирования или социального развития автономных университетов.
На основании анализа современных методов социальной работы, практикуемых во всем мире Международной Ассоциацией Школ социальной работы (1Л88'^, сделан вывод о том, что существует явный крен в пользу приоритета практических методов. В специальном докладе, подготовленном для Комиссии европейского сообщества, прозвучали идеи в пользу широкого применения различных методов; рекомендовалось также проводить дальнейшие исследования для того, чтобы заложить основы европейской модели социальной работы [2].
Важнейшими критериями профессиональной компетенции, которых придерживаются социальные службы стран Британского Содружества являются профильная профессиональная подготовка и наличие степени бакалавра.
Эти страны стремятся к идентификации в соответствии с требованиями стандартов Международной Ассоциации Школ социальной работы, для которых характерен двухгодичный цикл, сочетающий теоретическую и полевую практическую подготовку. Для многих европейских стран характерна централизация и участие государства в управлении подготовкой специалистов для социальной работы.
Однако есть некоторые отличия программ, проявляющиеся в ориентациях подготовки. В некоторых странах профессиональная подготовка связана с целями, подчеркивающими гуманистические филантропические ценности, и их методологическое и технологическое обоснование применительно к практике будущих специалистов.
Страны Британского Содружества координируют подготовку специалистов высшей квалификации в рамках Болонской декларации. Этот документ направлен на унификацию образовательных программ, однако предполагается сохранение независимости и самостоятельности высших учебных заведений.
Сравним процесс становления и развития программ подготовки кадров в сфере социального образования некоторых стран Британского содружества -Уэльса, Англии и Шотландии.
Многоплановость и многовариантность задач социальной педагогики предполагает профессиональную подготовку специалистов различных уровней и профилей для работы в социальной сфере. Для большинства студентов это двухгодичная программа подготовки в магистратуре, осуществляемая на основе базовой образовательной подготовки.
Теория и практика социальной работы за рубежом развивается неоднозначно. В одних странах преобладают строгие научные подходы, а в других идет процесс неформальной передачи знаний от опытного преподавателя к стажеру. Поэтому вполне закономерно в практике образования сложившееся множество альтернативных подходов.
Так, в Великобритании сейчас становится все более распространенной модель структурированного обучения. Это менее индивидуализированный подход, чем модель личностного роста и развития, так как ему больше свойственно обучение в «команде». При данном подходе важным моментом является приобретение навыков, но не меньшее внимание уделяется также ценностным основам работы студентов. Модель структурированного обучения предполагает использование образовательных моделей вместо психосоциальных. Непосредственное наблюдение за практикой студентов считается очень важным критерием для обучения.
Практика подготовки специалистов по социальной работе показала, что обучение студентов, обладающих опытом и стажем практической деятельности, наиболее успешно осуществляется при наличии следующих условий: решение студентами их собственных проблем; использование их прежнего опыта; развитие студенческого самоуправления в учебной деятельности. Программа подготовки практических социальных работников призвана помочь им осознать ценности той профессии, к которой они себя готовят.
Для целей гармонизации общей структуры дипломов и циклов обучения вводятся ступени бакалавр/магистр как подградуальный (базовый) и постградуаль-ный уровни. При этом образовательная программа базового уровня, во-первых, не может быть меньше трехлетней продолжительности; во-вторых, должна иметь по преимуществу прикладную направленность.
Создана единая структура образовательного процесса:
- подстепень (сертификат, диплом) - 1-2 года;
- первая степень (бакалавр или иная первая степень): не менее 3-х лет/не более 4-х лет;
- степень магистра - 5 лет (в том числе 12 месяцев обучения по магистерским образовательным программам).
Общим при подготовке социальных работников в Шотландии, Уэльсе является наличие нескольких программ, в том числе и действующих программ по подготовке магистров.
Обобщены общие требования к специалисту и основные ценности социальной работы, которые включают:
- человеческое достоинство и ценность;
- социальное правосудие;
- гуманное обслуживание;
- честность;
- компетентность.
Однако, в Шотландии готовят магистров сравнительной социальной политики и магистров социальной работы в течение однолетнего периода. В Уэльсе обу-
чают бакалавров в течение трех летней программы, а магистров социальной работы по двух летней.
Рассмотрим подробнее подготовку магистров социальной работы в Шотландии. Однолетняя программа построена для студентов - дипломированных специалистов, желающих понять, как оценивать социальные вмешательства и отвечать на вопросы об эффективности работы. Данный курс обучения рассчитан на специалистов социальных профессий (сферы социальной работы, психологии, здравоохранения, образования, умственного здоровья). Следующая ступень подготовки рассчитана для тех, кто желает продвинуться к профессиональной карьере, например, к написанию докторской работы. Программа подготовки социальных работников пытается достичь следующей цели - содействие социальному изменению и увеличению благосостояния людей при использовании знаний теории принципов, прав человека и социального правосудия.
В Шотландии студенты, прошедшие курсы подготовки, могут работать в качестве терапевтов по профессиям. Направленностью программ обучения явилась социальная работа: со взрослыми; с престарелыми; с нарушителями; с детьми и семьями; с людьми; имеющими проблемы умственного здоровья; с беженцами; наркоманами и ВИЧ инфицированными.
В Уэльсе же университет Бирмингема предложил новую двухлетнюю программу обучения магистров социальной работы с сентября 2004 года. Первый год обучения строится на базе университета, затем проводится 85-дневная практика на рабочих местах. Второй курс - 115 дней студенческой практики вместе с обучением на базе университета.
Важной особенностью является и тот факт, что в Шотландии в университете Манчестера утверждена новая квалификация подготовки социальных работников -степень магистра (МА). Новая степень МА объединяет все выше перечисленные аспекты в ходе академического обучения, практики и трудоустройства. Это инновационный подход в практике подготовки социальных работников. Приоритетными направлениями курсов при подготовке студентов выбраны: «забота о детях», «работа с взрослыми», «злоупотребление веществами», «правовая защита молодежи», «проблемы в обучении».
Направленность программ подготовки социальных работников в Уэльсе несколько отличается от вышеописанных. Это социальная работа в больницах или психиатрических центрах; в независимой или благотворительной организации; с инвалидами и пожилыми людьми; с детьми и молодежью; с осуществлением ухода на дому.
Примечательным в Уэльсе является обучение бакалавра социальной работы по трехлетней программе. Студенты проходят практику в течение 200 дней. Оценка деятельности студентов прослеживается в течение всей программы обучения. Т ак, первый год обучения осуществляется на базе университетского городка, а на практику студентов направляют только на втором и третьем курс. Цели программы в области социальной работы МА несколько расширенные, по сравнению с программами Шотландии. На первом этапе решаются задачи: ознакомление с профессией, помощь в самореализации и развитии и т.п. Примечательно, что степень магистра преследует такие цели, как обеспечение учебного процесса для студентов (на рабочем месте; государственном, добровольном и в частном секторе); пробуждение отзывчивости к социокультурным отличиям типа расы, пола, возраста, нестандартной ориентации и развитие компетентности в антирепрессив-ной практике; воспитание, развитие, поощрение и т. п.
В Уэльсе основной акцент делается на подготовку практиков, которые владеют методами проведения различных исследований. Важно, чтобы практики могли проводить независимое исследование и применять результаты для развития практики социальной работы.
Особые направления практики социальной работы сложились в Англии. Материалы по ключевым компетенциям, разработанные в Англии экзаменационным Советом Кембриджского университета, ставят цель определить степень действительной сформированности той или иной компетентности в профессиональной деятельности. Предусматривается пять уровней или степеней овладения компетенциями в зависимости от сложности задач, с которыми сталкивается соискатель. При этом первый уровень является базовым. На нем строятся все остальные. Содержание уровней включает:
- правильное понимание предлагаемой проблемы и два предложения по ее решению;
- умение самому увидеть проблему (проблемную ситуацию), описать ее, выделить основные характеристики и предложить два способа ее решения;
- самостоятельное изучение комплексной проблемы и предложение трех способов ее решения;
- трехмесячную практику при различных трудовых или учебных ситуациях и возможность самостоятельного решения проблем, определения результатов;
- умение управлять работой группы (занять лидирующую позицию).
Обучение на степень бакалавра гуманитарных наук предлагается в Англии с
2004 года Открытым Университетом. Требования для получения данной степени отличаются от Шотландии и Уэльса. Программа обучения рассчитана на тех, кто работает в социальных агентствах и поддерживается их работодателями.
Отличием программы обучения в Англии от Шотландии и Уэльса является прохождение студентами практики в несколько уровней. Чтобы получить степень в социальной работе студенты должен набрать 360 баллов (120 баллов на каждом из уровней 1, 2 и 3). Программа состоит из открытых курсов обучения (содержащих теорию и практику), которые студент изучает главным образом дома, но с поддержкой обучающей программы и 200 дней опытной практики. Программы курсов рассчитаны на шесть лет, и поэтому студент вправе сам выбрать степень прохождения практики.
Программа обучения социальной работы в Англии строится по многим направлениям, которые есть в Шотландии и Уэльсе. Однако, существуют значительные отличия программ как в уровнях прохождения практики, так и в выборе направлений программы обучения. Т ак, например, на первом уровне процесс обучения помогает студентам развить их понимание и навыки в шести ключевых ролях социальной работы, особенно ключевых ролей 1 и 3: «Подготовка и работа с индивидуумами, сиделками, группами и общинами», чтобы оценить их потребности и обстоятельства, и «Поддержка индивидуумов», чтобы представлять их потребности, взгляды и обстоятельства. Курс включает 40 дней практики под руководством эксперта по практике, назначенного агентством.
Интересным представляется направление курса программы, где студент изучает понимание здравоохранения и социальной заботы. Это уровень 2 и тема направления деятельности - «Социальная забота, социальная работа и право». Курс разработан для того, чтобы развить знание и понимание того, как закон влияет и формирует социальную заботу и практику социальной работы. Исследуется вопрос эффективного использования закона и рассматриваются различные перспективы в отношении роли и ценности закона со стороны пользователей и профессионалов, а также - отношения между ценностями социальной работы, социальной заботы и правовыми ценностями, их политические и этические проблемы.
В программу обучения входит: «Закон о детях 1989 года», включая разделы: «Защита детей и роль местных властей, законодательство о заботе, об обществе», «услуги для пожилых людей, людей с трудностями обучения и инвалидов». Курс также охватывает систему психического здравоохранения взрослых, систему правосудия в отношении молодежи и взрослых, жилищный комплекс.
Окончив курс, студент должен быть способен демонстрировать понимание правовых рамок, которые регулируют социальную заботу и практику социальной работы; анализировать связи между правовыми ценностями и ключевыми ценностями социальной работы, например товарищества и представления полномочий; описывать важность закона в оценке разнообразия и борьбе с дискриминацией; понимать дилеммы практической работы в этическом плане; выделять юридическое основание для принятия профессионального решения; работать вместе с другими профессионалами в различном юридическом окружении и отстаивать интересы пользователей обслуживания в этой среде.
Направления деятельности студентов распределятся по следующим блокам:
- «Забота»,
- «Благосостояние»,
- «Сообщество для социальных работников».
Этот курс включает программу исследования вопросов неравенства, прав, различий и товарищества в предоставлении заботы и поддержки для взрослых, в области старения, дееспособности обучения и умственного здоровья.
Окончив курс, студенты должны уметь: критически обсуждать ценности,
которые подкрепляют политику социальной заботы; понимать основные структуры предоставления социальной заботы в странах Великобритании; исследовать связи между социальной структурой и индивидуальным опытом; знать ключевые понятия и теории, которые связаны с социальной заботой; понимать границы между территориями здравоохранения и социальной заботы; оценивать проведенные исследования и использовать их для доказательства аргументов; размышлять критически над своей собственной практикой и практикой других; распознавать сложности, связанные с выполнением профессиональных ролей и обязанностей;
Социальная работа с детьми и семьями - один из четырех курсов по выбору. Этот курс обеспечивает знание теории для того, чтобы работать с детьми и их семьями в различной обстановке. Данный курс схож с приемами обучения как в Шотландии, так и Уэльсе.
Программа обучения будущих социальных работников Шотландии включает направление «Умственное здоровье», а в Англии оно звучит как «Умственное здоровье и беспокойство: перспективы и практика» и входит в один из четырех курсов по выбору. В Уэльсе данное направление подразумевает работу в психиатрических больницах. В программе курса Англии отражается суть деятельности данного направления, заключающегося в том, что забота об умственном здоровье перемещается на уровень общества. Любой, кто испытал психическое беспокойство или поддерживает людей, имеющих его, или чья работа связана с предоставлением услуг таким людям, всегда сталкивается с новыми трудностями.
Направление - «Смерть и умирание», является одним из четырех курсов по выбору. Такого направления нет ни в Шотландии, ни в Уэльсе. Специфика деятельности по данному курсу свидетельствует, что очень немногие социальные работники имеют достаточную подготовку для того, чтобы работать с умирающими или людьми, понесшими тяжелую утрату. Курс охватывает очень широкий диапазон вопросов философии, антропологии, социологии, психологии и социальной истории.
В Англии существует и второй уровень практики. Это новый вариант практики, который включает 80-дневный период. Данный уровень помогает студентам развивать и демонстрировать шесть ключевых ролей национальных профессиональных стандартов в сфере социальной работы [8]. Курс направлен на работу с индивидуумами, группами и общинами межпрофессионального сотрудничества и включает сведения о росте и развитии человека и совершенствовании его умственного здоровья.
На третьем уровне студенты включаются в аналитическую практику в области здравоохранения и социальной заботы. Студенты учатся справляться с неуверенностью и работать более эффективно с коллегами, сотрудничать с профессиональными органами и агентствами.
К тому же студенты имеют возможность объединять практику и свое личное профессиональное развитие и соответствовать современным изменяющимся ролям и обязанностям в местных органах власти, службе здравоохранения, добровольном и частном секторе. Понятие «критический практик» является центральным понятием курса. Критический практик - это тот, кто привносит конструктивное, но подвергающееся сомнению отношение к текущей практике и кто способен думать стратегически о политике. Критический практик должен исследовать значение изменений не только для своей собственной практики, но для практики других людей и для ее более эффективного воздействия на пользователя.
Общим направлением в организации практики в области социальной работы в Великобритании является «Организация обслуживания», которое является курсом по выбору. Этот курс позволяет студентам узнать о роли управления в сфере здравоохранения и социальной заботы, познакомить с особенностями работы менеджеров в современных меняющихся условиях работы. Этот курс поможет студентам лучше воспринимать изменения, совершенствовать свои знания и навыки и понимать, что необходимо менеджеру для эффективной работы. Это поможет менеджерам вести электронные отчеты о социальной работе и использовать другие информационные технологии [3].
Следовательно, системность и последовательность образовательной программы являются важнейшими компонентами качества учебного процесса. Образовательная программа должна быть всесторонней, открытой для научнометодических инноваций в области социальной политики и профессиональной практики, целостной, последовательной и гибкой. В ней должна присутствовать полезная и современная информация из смежных научных дисциплин и профессиональных сфер [7].
Присоединение стран Британского содружества к Болонской декларации привело к росту конкурентоспособности высшей школы; усилению адекватности высшего образования; повышению «прозрачности» высшего образования, что способствует росту академической и профессиональной мобильности; достижению совместимости, сравнимости дипломов, степеней и квалификаций; утверждению на практике непредвзятого отношения к национальным дипломам и доверию; расширению диверсификации образовательных структур, программ, форм обучения, а также индивидуализации образовательных маршрутов; созданию эффективного инструментария общности и гармонизации структур высшей школы; тесному сотрудничеству между системами признания и аккредитации; формированию систем гарантии качества для достижения высоких академических стандартов; рационализации сроков подготовки; экономии ресурсов; сближению университетских и неуниверситетских типов высшего образования; освоению модульных технологий в высшем образовании, а анализ проведенного исследования программ подготовки, социальных работников в странах Британского Содружества (Уэльсе, Англии и Шотландии) имеет основание утверждать, что акцент данных направлений современного процесса обучения в вузах во многом перекликается.
Это дает возможность студентам раскрыть свой творческий потенциал через призму профильной профессиональной подготовки.
1 Auf dero Weg zu einer neuen Lernkultur, hrsg. Wilfried Lohre, Gutersloh 1999 «Ключевые компетенции 2000. Программа» (Oxford and RSA Examinations).
2 Cocozza L. (author) and Dolan P, (English editor)c Social--Work Training in the European Communityi Зишаагу Report on a Postal Survey. - "uiembourg".
3 Бридж, Д. Обучение практике социальной работы в Великобритании: Образование в области социальной работы в России / Д. Бридж. - М., 1996. - С. 44-49.
4 Доэл, М. Введение в контекст практической подготовки будущих социальных работников: обзор ключевых тем / М. Доэл, С. Шардлоу // Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы. - М., 1997. -С. 15-24.
5 Доэл, М. Содержание и методы практической подготовки студентов к социальной работе / М. Доэл, С. Шардлоу // Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы. - М., 1997. - С. 92-103.
6 Зимняя, И.А. Начало диалога: зарубежный опыт подготовки социальных работников (аналитический обзор выступлений зарубежных специалистов) / И. А. Зимняя // Социальная работа. Вып. №9: Практика в вузовской подготовке социальных работников. - М., 1995. - С. 8-39.
7 Методологические аспекты изучения зарубежного опыта социальной работы / социальная работа: теория и практика: учебное пособие. - М.: Инфа-М., 2003.
8 Национальные профессиональные стандарты для подготовки социальных работников в Англии : пер. с англ. Т. Л. Кремневой. - Тамбов, 2005
9 Новые технологии подготовки специалистов в современных социальноэкономических условиях: Материалы второй регион. межв. науч. - практ. метод. конф., 37 марта 2003.
Analysis of Research into the Social Workers Training Programs in the UK (England, Scotland, Wales)
T.L. Kremneva
Moscow Free Social University (Tambov branch)
Key words and phrases: the Bolon declaration; competence approach to education; International Association of Schools of social work; module technologies of higher education; levels of practice.
Abstract: The programs of social workers training in the UK (Wales, England, Scotland) are compared. The directions of training programs of bachelors and asters in the sphere of social work at different levels of training are analyzed.
Analyse der Forschung der Programme der Vorbereitung der Sozialarbeiter in den Ländern der britanischen Gemeinschaft
Zusammenfassung: Es werden die Programme der Vorbereitung der sozialen Arbeiter in den Ländern der britischen Gemeinschaft - England, Schottlands, Wales
verglichen. Es werden die Richtungen der Programme der Ausbildung der zukünftigen Bachelors und der Magister in der sozialen Sphäre auf verschiedenen Niveaus der Vorbereitung analysiert.
Analyse des études des programmes de la formation des cadres socaux dans les pays de l’Union Britanique (Pays de Galles, Angleterre, Ecosse)
Résumé: Sont comparés les programmes de la formation des cadres sociaux dans les pays de l’Union Britanique - Pays de Galles, Angleterre, Ecosse. Sont analysées les orientations des programmes de la formations des futurs bacheliers et magistres du domaine social aux différents niveaux de la formation.