Научная статья на тему 'К проблеме формирования теории рекордных достижений в спортивной ходьбе'

К проблеме формирования теории рекордных достижений в спортивной ходьбе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
886
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лемешков Владимир Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся динамики мировых рекордов в спортивной ходьбе. Стремление людей к достижению наилучших двигательных результатов можно рассматривать как одно из многообразных проявлений человеческой активности, базирующейся на отношении состязательности и соперничества. Успех или неуспех в соревнованиях являлся важнейшей побудительной причиной поиска путей совершенствования мастерства скороходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects the actual problems of the formation of the theory of highest sportive record achievements in walking.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования теории рекордных достижений в спортивной ходьбе»

44

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 796.15

В. С. Лемешков

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РЕКОРДНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся динамики мировых рекордов в спортивной ходьбе. Стремление людей к достижению наилучших двигательных результатов можно рассматривать как одно из многообразных проявлений человеческой активности, базирующейся на отношении состязательности и соперничества.

Успех или неуспех в соревнованиях являлся важнейшей побудительной причиной поиска путей совершенствования мастерства скороходов.

Введение

В связи с постоянным ростом рекордов (мировых, олимпийских), высокой плотностью лучших результатов на крупнейших соревнованиях, коммерциализацией, профессионализацией большого спорта и значительным повышением конкуренции на международной спортивной арене ощущается острая необходимость во всестороннем и глубоком познании сущности и значимости спортивных рекордных и высших достижений, факторов, влияющих на уровень максимальных результатов, механизмов и закономерностей их развития и проявления в процессе спортивной деятельности. Однако, как это не парадоксально, именно высшие спортивные результаты, к достижению которых стремятся и ради которых тренируются спортсмены, создается вся инфраструктура спорта в обществе, оказываются наименее изученной областью науки о спорте высших достижений. Накопленные к настоящему времени знания о высших спортивных результатах носят разрозненный, фрагментарный, неопределенный и порой логически противоречивый характер. Поэтому в теории спорта и спортивной ходьбы на сегодняшний день фактически отсутствует раздел, посвященный учению о рекордных спортивных достижениях. Сложившаяся ситуация является следствием слабой разработанности методологических подходов, специально организованных для интегративного познания наивысших достижений человека в различных видах спорта, предпосылок, факторов, и условий их обеспечивающих [1]—[5].

Цель исследования - формирование системы научно-прикладных знаний о достижениях высшего уровня, позволяющей выявить и концептуально обосновать содержание и специфику достижения абсолютных спортивных результатов, характерные черты и тенденции в подготовке сильнейших скороходов мира. С помощью выявленных системных критериев можно судить не только об успешности выступления спортсмена в длительной серии соревнований, но и об особенностях становления, сохранения и утраты спортивной формы в годичном цикле подготовки, на что одним их первых обратил внимание Л. П. Матвеев [1].

Попытки научного познания закономерностей проявления высших спортивных достижений относятся к концу XIX - началу XX столетия [6], [7]. Они были ответом на потребности бурного развития современного спорта, международного и олимпийского спортивного движения. Отправной точкой научного познания, проблематики высших (абсолютных) спортивных достижений следует признать время появления публикаций, посвященных различным аспектам теории рекордных спортивных достижений. В их основе лежала методология элементарного подхода, для которого характерен эмпирико-аналитический способ познания рекордных спортивных достижений. С каждым годом накапливалось огромное количество научных данных, однако в силу их разрозненности и односторонности не удалось создать целостное представление о рекордных достижениях как специфической сфере теории спорта, хотя первые шаги в разработке такой комплексной научной дисциплины предпринимались еще в конце 80-х гг. [6].

Как известно, задачи изучения объектов их взаимосвязи и целостности осознаются в контексте системного подхода. На его основе возможно осуществить интеграцию множества частных сведений о рекордных достижениях и целостное учение о них. Важную роль в установлении предметно-содержательной области знаний о спортивных рекордах играет выбор аспектов системного описания объекта исследования, которые помогают упорядочивать многие частичные представления и сводить их воедино.

ПЕДАГОГІКА

45

Результаты исследования и их обсуждение

Спортивные достижения, показанные скороходами в условиях часто повторяющихся соревнований, могут быть описаны множеством параметров, отражающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

При планировании подготовки скороходов тренеры и сами спортсмены должны заранее знать, в какой мере они достигнут заданного результата по каждому параметру, т. е. параметры результата формируются в этом случае в виде определённой модели раньше, чем будут сами результаты. Совершенно ясно, что без установления количественных и качественных значений тех или иных параметров предполагаемых спортивных достижений вряд ли можно сформулировать полное и точное представление о цели спортивной деятельности [3].

Поэтому возникает необходимость в систематизации имеющихся в литературе и практике спорта данных для целей измерения и количественной оценки различных сторон спортивных достижений. Эта работа осуществлялась нами на основании принципов системного изучения, принятого и успешно развиваемого в спортивной метрологии [8]. В конечном счете метрологический аспект изучения спортивных достижений должен привести к разработке принципов и технологии измерения и оценки спортивных результатов применительно к требованиям соревновательной деятельности в отдельных спортивных дисциплинах. Как справедливо отмечает Л. П. Матвеев [3], несмотря на массу накопленных эмпирических данных по теории и технике измерений в спорте, сейчас нет еще действительно спортивной научной метрологии. В ней заинтересованы в одинаковой мере большинство разделов теории спорта и в не меньшей - спортивная практика.

Как указывает М. А. Годик [8], метрологическая обоснованность абсолютного уровня спортивных достижений разрядных норм и требований ЕВСК гарантирует справедливость оценок достижений в разных видах спорта. Отсутствие научно обоснованной методики оценки эквивалентности достижений в спорте может сдерживать развитие так называемых трудоемких видов спорта, где сложнее установить мировой рекорд, выполнить разряд, и создает благо приятные условия для выводов, в которых эти результаты достигаются меньшими затратами труда и средств [8].

Важнейшей составной частью проблематики рекордных достижений являются вопросы, связанные с выявлением закономерностей динамики роста высших спортивных достижений на различных этапах развития того или иного вида спорта. При изучении временной динамики спортивных достижений обычно используют следующие подходы:

1. Анализ динамики роста мировых (национальных) европейских и олимпийских достижений в соответствующем виде спорта за определенный промежуток времени ил за всю историю спорта.

2. Анализ динамики спортивных достижений победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и страны.

3. Анализ динамики достижений мирового спорта и отдельных стран на основе изучения списков 10, 25, 50, 100 сильнейших скороходов [9].

Попытки раскрыть исторические тенденции динамики спортивных высших достижений предпринимались и в других странах [10]-[12].

Одним из существенных недостатков многих из этих исследований является то, что в них, как правило, применяются разные методы анализа временных рядов, не вскрываются причины роста рекордов в тот или иной момент времени, не показана количественная сторона развития того или иного вида спорта, его материально-техническая база, рост тренерских кадров, развитие науки о спорте и т. д. В большинстве работ отсутствует детальный анализ подготовки разрядников и спортсменов высокого класса, не отражена взаимосвязь и зависимость в подготовке спортсменов высших и массовых разрядов [13].

По мнению Г. И. Рузавина [14], чтобы создать теорию, которая могла бы активно служить практике, надо не только знать, что и как происходит в настоящем, но и предвидеть ход будущих событий, выявить их тенденции и закономерности. Вот почему прогнозирование спортивных результатов, возможного их уровня в будущем и составляет важнейшую функцию учения о спортивных высших достижениях.

46

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Повышенный интерес к проблеме прогнозирования спортивных достижений в этот период обусловлен несколькими причинами:

1. В связи с неудержимым ростом спортивных результатов, высокой конкуренцией и плотностью результатов на крупнейших состязаниях увеличивается неопределенность исходов спортивных поединков во многих видах спорта. Для успешного выступления на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы, различных международных соревнованиях скороходам и тренерам необходимо иметь данные о предполагаемом уровне спортивных достижений в ближнем или отдаленном будущем.

2. Научно обоснованное суждение о возможных высших олимпийских достижениях, мировых рекордах на дистанции 20 км спортивной ходьбы (у мужчин и женщин), на дистанции 50 км (у мужчин) в будущем, возможных результатах победителей и призеров крупнейших соревнований в определенный период времени как раз и возможно сделать на основе разработки эффективных методов прогнозирования.

3. Прогнозирование спортивных результатов дает возможность создать модель будущего скорохода экстра-класса, способного достичь их в заданный момент времени.

4. Информация о вероятном уровне спортивных достижений и «модели скорохода» в какой-то момент времени позволит в дальнейшем разработать технологию отбора и подготовки будущих претендентов на мировые и олимпийские медали.

В начале 1980-х годов выходит несколько работ, в которых затрагиваются важные теоретические и методологические аспекты проблемы прогнозирования спортивных достижений: классификация прогнозов по времени упреждения; поиск наиболее эффективных методов для повышения точности и надежности прогноза результатов; ускорение внедрения ЭВМ и автоматизированных систем управления в систему прогнозирования в спорте [15].

Наряду с разработкой теоретико -методологических основ прогнозирования в эти и последующие годы внимание ученых и специалистов было направлено на прогнозирование рекордов, лучших достижений.

Несмотря на то, что работа в области прогнозирования в спорте интенсифицируется, особенно в период подготовки к Олимпийским играм, сама проблема прогнозирования продолжает в настоящее время оставаться чрезвычайно сложной и наименее разработанной. Она требует решения ряда теоретических и практических вопросов. До сих пор существуют разные взгляды на то, как следует классифицировать прогнозы.

В начале ХХ века были предприняты первые попытки изучения зависимостей между длиной дистанции, скоростью ее прохождения и рекордным временем, показанным на каждой дистанции спортивной ходьбы. В научно-практическом плане интересны, прежде всего, зависимости «скорость - время», «дистанция - время», которые в циклических видах спорта удобно анализировать на материале мировых рекордов [6].

Термин «кривая рекордов» обязан своим появлением американскому исследователю

A. Kenelly [15], который всего лишь десять лет спустя после проведения I Олимпийских игр современности попытался проанализировать графическое изображение рекордов мира в различных беговых дисциплинах (в интерпретации «скорость - время»).

Для математического описания «кривой рекордов» используются разные математические выражения (экспонента, гипербола и др.). A. Hill [17] впервые при анализе «кривой рекордов» предложил представлять зависимость «скорость - время» в логарифмическом виде.

В. С. Фарфель [18], обработав данные не только мировых рекордсменов, но и 10, 25 и 50 сильнейших спортсменов мира, обнаружил, что логарифмическая зависимость «скорость -время» распадается на 4 прямолинейных участка, каждый из которых соответствует определенной группе дистанции. Привлекая для объяснения этого факта богатый физиологический материал, он предложил разделить упражнения циклического характера на 4 зоны относительной мощности: максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную. При таком подходе «кривая рекордов» может быть описана выражением:

lgF = lga - clgt,

где значения а и с различны для 4 зон относительной мощности.

ПЕДАГОГІКА

47

Отдавая должное научной прозорливости В. С. Фарфеля, хотелось бы заметить, что более поздними исследованиями в беговых видах легкой атлетики было обнаружено не 4, а 6 и более зон относительной мощности [19]. В частности, М. Р. Смирнов [19] установил, что зависимость, известная под названием «кривая рекордов» (в логарифмической интерпретации lgt = /(lg>S)), может быть подразделена не на 4 зоны относительной мощности, как предполагал В. С. Фарфель, и не на 5-8, как считали более поздние исследователи, а на 20 зон. По мнению М. Р. Смирнова, обнаруженное деление зависимости «дистанция - время» на 20 участков (зон) наглядно объясняет неудачи многочисленных исследователей, пытавшихся в течение всего ХХ века подобрать единую формулу для аппроксимации «кривой рекордов».

Начиная с 1954 г. в целом ряде работ предпринимаются попытки связать «кривую рекордов» со спецификой энергообеспечения деятельности при передвижении с рекордной скоростью по дистанции. Наиболее глубокий анализ этой кривой проведен F. M. Henry [20], использовавшим пятичленное экспоненциальное выражение. Один член этого выражения соответствует затратам энергии на стартовое ускорение, а четыре других - четырем различным источникам энергии при мышечной деятельности - двум анаэробным: 1) распаду макроэнергетических фосфорных соединений (КрФ и АТФ); 2) гликолизу - и двум аэробным;

3) аэробному окислению углеводов; 4) аэробному окислению жиров.

Автор показал, что «кривую рекордов» можно разложить на четыре суммирующиеся экспоненциальные составляющие, константы «половинного времени» которых совпадают с соответствующими значениями, полученными для четырех упомянутых источников энергии. Отсюда сделан вывод, что «кривая рекордов» отражает уменьшение поставки энергии от соответствующих метаболических источников.

С самого начала возникновения спорта тренеры задумывались о том, какие причины лежат в основе успехов и неудач их учеников. Рост достижений в мировом спорте еще острее поставил перед педагогами и учеными следующие важные вопросы: Почему одни спортсмены демонстрируют рекордные достижения, а другие нет? Чего им не хватает? Какие факторы и в какой степени определяют уровень спортивных достижений в спортивной ходьбе? Каким должен быть скороход, чтобы стать победителем на крупнейших состязаниях (Олимпийских играх, чемпионатах мира)?

Следует отметить, что спортивное достижение определяется суммарным действием многих факторов, имеющих разную природу и степень важности. К числу основных факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень спортивных достижений, относятся индивидуальная спортивная одаренность, пол, возраст, состояние здоровья, тип телосложения, степень физической, технической, тактической и психологической подготовленности, размах спортивного движения и социально-экономические условия его развития в обществе, экзогенные и биологические ритмы, масштаб и условия проведения состязаний и многое другое.

Л. П. Матвеев [1]-[3] справедливо отмечает, что в отличие от массового (ординарного) спорта спорт высших достижений ориентирован на спортивные абсолютные результаты и неуклонное повышение их уровня. Эта сфера спорта - удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями.

Л. П. Матвеев по этому поводу пишет следующее: «... спортсмены одного и того же возраста, специализирующиеся в одном и том же виде спорта, имеющие одинаковый спортивный стаж и достигшие равных спортивных результатов, могут значительно отличаться друг от друга своими функциональными и иными личными свойствами, от которых зависят перспективы их прогресса в спорте» [1, 175].

Предметом особого внимания при формировании системы знаний о рекордных достижениях должно стать изучение и обобщение данных об особенностях подготовки скороходов высокого класса при установлении спортивных высших достижений. Это связано, прежде всего, с тем, что одним из основных факторов, влияющих на уровень спортивных достижений, является эффективность методики подготовки скороходов [21].

Существует мнение, что методика тренировки высшего класса периодически изменяется. Приблизительно каждые 15-20 лет в нее вносятся принципиально новые, революционные изменения, которые приводят к очередному взлету результатов [7].

48

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Большой интерес при анализе и обобщении опыта подготовки спортсменов представляют, прежде всего, данные о построении микро -, мезо- и макроциклов тренировки и особенно система соревновательной и предсоревновательной подготовки, обеспечивающая достижение наивысших результатов; результативности и надежности выступлений спортсменов в условиях насыщенного и длительного соревновательного периода; а также данные о структуре, величине и динамике нагрузок в годичном цикле; применение нетрадиционных средств и методов подготовки и др.

В. Н. Платонов [22] указывает на то, что стремление сохранить пик спортивной формы в течение значительной части года или во время нескольких крупнейших соревнований приводит к преждевременной узко специализированной подготовке, формированию результатов, их демонстрации в соревнованиях, проводимых в начале и середине сезона, и к утрате спортивной формы к моменту главных соревнований. Спортсмены, добивающиеся выдающихся результатов в зимних и весенних соревнованиях, обычно снижают их в главных соревнованиях года, проводимых летом. Напротив, те из ведущих скороходов, которые сумели подчинить свою подготовку участию в главных соревнованиях, выступают зимой и весной на относительно невысоком уровне, однако добиваются убедительных побед летом на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.

Растущая популярность многих видов спорта и их коммерциализация, особенно характерная для последних лет, привела к небывалому ранее количеству самых разнообразных соревнований, к участию в которых устроители пытаются привлечь сильнейших спортсменов.

Л П. Матвеев [3] справедливо отмечает, что в условиях круглогодичного участия в соревнованиях перед теми спортсменами, которые пытаются выступать параллельно в соревнованиях в коммерческом и некоммерческом спорте высших достижений, возникает проблема «состыковки» систем соревнований, принятых в профессионально-достиженческом и профессионально-коммерческом спорте. Часто такие попытки оказываются крайне безуспешными, если оценивать их по уровню результативности, демонстрируемой этими спортсменами в некоммерческих соревнованиях. Отсюда автор делает вывод, что «профессиональнокоммерческий спорт не может служить постоянным поставщиком подлинно рекордных достижений. В его рамках спортсмен так или иначе неизбежно попадает в условия, сдерживающие развертывание тренировочного процесса с возрастающей эффективностью и мешающие планомерно управлять развитием спортивной формы. Хотя это и не исключает возможности многократно повторять ранее достигнутые спортсменом внешне впечатляющие спортивно -технические показатели».

Весьма спорным и интересным является вопрос о том, какие именно главные факторы обусловливают продолжительность и структуру тренировочного года (макроциклов): только ли календарь спортивных соревнований или же в основе планирования годичного цикла тренировки скороходов должны лежать биологические закономерности становления спортивной формы.

Многочисленные результаты экспериментальных исследований, проведенных нами показывают, что длительность фазы становления, стабилизации и временной утраты спортивной формы у сильнейших скороходов мира носит индивидуальный характер.

Таким образом, спортивный максимальный результат, спортивный рекорд -это главный и неизбежный продукт большого спорта, без которого он просто не может существовать.

Важно подчеркнуть, что спортивный рекорд - это не просто высшее абсолютное достижение скорохода. Он выступает в качестве объективной оценки совместной деятельности многих людей (тренера, спортсмена, врача, научного работника и т. д.) в сфере спорта и обладает целым рядом ценностных характеристик.

Именно в этом качестве спортивный рекорд содержит в себе тот общественный и личностный смысл, ради которого он создается, а значит, для обеспечения которого и функционирует вся система большого спорта [6].

Ведь если бы рекорды не обладали такими ценностями, то вряд ли бы общество или отдельный спортсмен были заинтересованы в достижении высших результатов в спорте.

ПЕДАГОГІКА

49

В этой связи уместно привести слова Г. Д. Горбунова: «Спорт высших достижений -это остров особой жизни. Он сродни религии: здесь свои храмы, гимны, одежды, ритуалы, посты, символы, правила и т. д. Молятся здесь на спортивные результаты... Достигая успеха, скороход, тренер, видят, чувствуют себя в центре событий, происходящих вокруг них. И для многих типажей личности, представленных в спорте, в системе ценностных ориентаций это бывает превыше всего» [23, 15]. Это исследование практики для скороходов и установлений рекордных результатов, т. е. всего того, из чего складывается деятельность спортсмена, обеспечивающая формирование готовности к достижению наивысших спортивных результатов и благодаря которой они были достигнуты. В этом случае практическая деятельность по подготовке скороходов рассматривается не как хаотическое, а как целостное образование. Естественно возникает вопрос: какие же основные компоненты здесь можно выделить в педагогическом аспекте. К их числу прежде всего можно отнести: тренировочную деятельность спортсмена, ее содержание, построение, в структуре макро-, мезо-и микроциклов, величину направленности, тренировочных нагрузок и др.; стратегию, тактику и технику соревновательной деятельности, суммарное количество состязаний и стартов и их концентрацию во времени, различные виды внетренировочной и внесоревновательной деятельности [16].

Изложенный выше подход к формированию и содержательной разработке данной сферы научных знаний позволит в дальнейшем уточнить границы, специфику, объект, предмет, структуру теории спортивных рекордных достижений и ее место в общей теории спорта. В результате обобщения имеющегося массива информации можно сформулировать:

Выводы

1. Стремление к достижению наиболее высоких спортивных результатов является специфической чертой спорта как уникального и многогранного социального феномена. Сопоставление спортивных результатов в отдельных видах спорта по шкале «лучше-хуже» свидетельствует о возможностях человека в данном виде спортивной деятельности, о качестве подготовки спортсменов в стране, об уровне развития спортивной культуры и степени прогресса в ней других видов культуры общества.

2. Изменения, наблюдаемые в динамике рекордов, отражают процесс развития технологий подготовки спортсменов, периодически сменяющих друг друга на отдельных этапах истории. На рост спортивных достижений также накладывают свой отпечаток социальные, климатические, географические и другие факторы. Тем не мение ведущая роль принадлежит изменениям в методике подготовки спортсменов.

3. До настоящего времени в теории спорта фактически отсутствует раздел, посвященный рекордным спортивным достижениям. Это обусловлено слабой теоретической и методической разработанностью изучаемой проблемы. Создание теории рекордных достижений требует применения системного подхода, благодаря которому можно было бы объединить разрозненные и односторонние представления об отдельных сторонах спортивных достижений в единое целое.

Внедрение в практику спорта новых методических установок в различные периоды времени отражается на амплитуде и скорости прироста мировых рекордов и достижений.

4. Чтобы создать теорию спорта, которая могла бы активно служить практике, надо не только знать что и как происходит в спорте в настоящее время, но и предвидеть ход будущих спортивных событий, выявлять их тенденции и закономерности. Вот почему прогнозирование спортивных результатов и составляет важнейшую функцию учения о высших спортивных достижениях.

5. Фундаментальные теоретико-методические положения построения тренировочного года (четкая периодизация, вариативность нагрузок, разнообразие средств, нацеленность на достижения наивысших результатов в главных соревнованиях), внедрение в практику спорта новых методических установок в различные периоды времени отражались на амплитуде и скорости прироста мировых результатов и достижений. С момента зарождения теоретической идеи до ее апогея обычно проходит 10-15 лет (в некоторых случаях до 25 лет): таков период «жизни» новых методических концепций. Это зависит прежде всего от образовательной базы тренеров, наличия соответствующего контингента спортсменов и возможностей широкого внедрения в программу большого спорта передовых концепций тренировки.

50

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Литература

1. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 270 с.

2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры, общие основы теории и методики физического воспитания / Л. П. Матвеев // Теоретико-методические аспекты спорта и профессионально -прикладных форм физической культуры : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

3. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта / Л. П. Матвеев. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

4. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 136 с.

5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

6. Годик, М. А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.

7. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 21-28.

8. Wazny, Z. Tendencje rozwojowe wynikkow sportwoch. Lekka atletyka i podnoszenie ciezarow / Z. Wazny // Vych. Fis. Sport. - 1975. - № 4. - S. 93-115.

9. Tilinger, P. Prognozy vykonu na OH 1988 a 2000 v atletike / P. Tilinger // Teor. Praxe tel. vych. -1985. - № 5. - S. 284-291.

10. Radullscu, A. Progresul recordurilor mondiale in Atletism si perspectivele lor / A. Radullscu // Educatil fizica si sport. - 1985. - № 6. - P. 51-62.

11. Платонов, В. Н. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки / В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, М. Озимек // Наука в Олимпийском спорте. - 2003. - № 1. - С. 3-31.

12. Рузавин, Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ / Г. И. Рузавин. - М. : Мысль, 1978. - 224 с.

13. Баландин, В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.

14. Лемешков, В. С. Количественный анализ динамики мировых рекордов в спортивной ходьбе у мужчин / В. С. Лемешков // Уч. записки : сб. науч. тр. / ред. кол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2007. - Вып. 10. - С. 161-170.

15. Kenelly, A. Enhancing Recovery / A. Kenelly // Preventing underperformance in Athletes. - Human Kinetics, 1906. - P. 25-45.

16. Hill, A. The air resistance toarunner / A. Hill // Proc. Roy Soc. B. - 1929. - P. 102-380.

17. Фарфель, В. С. Исследование по физиологии выносливости / В. С. Фарфель. - М. : Физкультура и спорт, 1949. - 271 с.

18. Смирнов, М. Р. Теоретические основы беговой нагрузки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педвузов / М. Р. Смирнов. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1996. - 217 с.

19. Henry, F. M. Effects of methandienone on the performance and body composition of men undergoing athletic training / F. M. Henry // Clinical Sci. - 1955. - № 30. - P. 457-461.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Бондаренко, С. К. Спортивная ходьба: техника, методика тренировки / С. К. Бондаренко. - СПб. : СПбНИИФКиС, 1992. - 93 с.

21. Курамшин, Ю. Ф. Интеграция знаний о рекордных спортивных достижениях: методология, основные тенденции / Ю. Ф. Курамшин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10.

- С. 39-41.

22. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов.

- Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

23. Горбунов, Г. Д. Психология спорта / Г. Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры.

- 1996. - № 12. - С. 15-17.

Summary

The article reflects the actual problems of the formation of the theory of highest sportive record achievements in walking.

Поступила в редакцию 21.01.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.