44
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 796.15
В. С. Лемешков
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ РЕКОРДНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся динамики мировых рекордов в спортивной ходьбе. Стремление людей к достижению наилучших двигательных результатов можно рассматривать как одно из многообразных проявлений человеческой активности, базирующейся на отношении состязательности и соперничества.
Успех или неуспех в соревнованиях являлся важнейшей побудительной причиной поиска путей совершенствования мастерства скороходов.
Введение
В связи с постоянным ростом рекордов (мировых, олимпийских), высокой плотностью лучших результатов на крупнейших соревнованиях, коммерциализацией, профессионализацией большого спорта и значительным повышением конкуренции на международной спортивной арене ощущается острая необходимость во всестороннем и глубоком познании сущности и значимости спортивных рекордных и высших достижений, факторов, влияющих на уровень максимальных результатов, механизмов и закономерностей их развития и проявления в процессе спортивной деятельности. Однако, как это не парадоксально, именно высшие спортивные результаты, к достижению которых стремятся и ради которых тренируются спортсмены, создается вся инфраструктура спорта в обществе, оказываются наименее изученной областью науки о спорте высших достижений. Накопленные к настоящему времени знания о высших спортивных результатах носят разрозненный, фрагментарный, неопределенный и порой логически противоречивый характер. Поэтому в теории спорта и спортивной ходьбы на сегодняшний день фактически отсутствует раздел, посвященный учению о рекордных спортивных достижениях. Сложившаяся ситуация является следствием слабой разработанности методологических подходов, специально организованных для интегративного познания наивысших достижений человека в различных видах спорта, предпосылок, факторов, и условий их обеспечивающих [1]—[5].
Цель исследования - формирование системы научно-прикладных знаний о достижениях высшего уровня, позволяющей выявить и концептуально обосновать содержание и специфику достижения абсолютных спортивных результатов, характерные черты и тенденции в подготовке сильнейших скороходов мира. С помощью выявленных системных критериев можно судить не только об успешности выступления спортсмена в длительной серии соревнований, но и об особенностях становления, сохранения и утраты спортивной формы в годичном цикле подготовки, на что одним их первых обратил внимание Л. П. Матвеев [1].
Попытки научного познания закономерностей проявления высших спортивных достижений относятся к концу XIX - началу XX столетия [6], [7]. Они были ответом на потребности бурного развития современного спорта, международного и олимпийского спортивного движения. Отправной точкой научного познания, проблематики высших (абсолютных) спортивных достижений следует признать время появления публикаций, посвященных различным аспектам теории рекордных спортивных достижений. В их основе лежала методология элементарного подхода, для которого характерен эмпирико-аналитический способ познания рекордных спортивных достижений. С каждым годом накапливалось огромное количество научных данных, однако в силу их разрозненности и односторонности не удалось создать целостное представление о рекордных достижениях как специфической сфере теории спорта, хотя первые шаги в разработке такой комплексной научной дисциплины предпринимались еще в конце 80-х гг. [6].
Как известно, задачи изучения объектов их взаимосвязи и целостности осознаются в контексте системного подхода. На его основе возможно осуществить интеграцию множества частных сведений о рекордных достижениях и целостное учение о них. Важную роль в установлении предметно-содержательной области знаний о спортивных рекордах играет выбор аспектов системного описания объекта исследования, которые помогают упорядочивать многие частичные представления и сводить их воедино.
ПЕДАГОГІКА
45
Результаты исследования и их обсуждение
Спортивные достижения, показанные скороходами в условиях часто повторяющихся соревнований, могут быть описаны множеством параметров, отражающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
При планировании подготовки скороходов тренеры и сами спортсмены должны заранее знать, в какой мере они достигнут заданного результата по каждому параметру, т. е. параметры результата формируются в этом случае в виде определённой модели раньше, чем будут сами результаты. Совершенно ясно, что без установления количественных и качественных значений тех или иных параметров предполагаемых спортивных достижений вряд ли можно сформулировать полное и точное представление о цели спортивной деятельности [3].
Поэтому возникает необходимость в систематизации имеющихся в литературе и практике спорта данных для целей измерения и количественной оценки различных сторон спортивных достижений. Эта работа осуществлялась нами на основании принципов системного изучения, принятого и успешно развиваемого в спортивной метрологии [8]. В конечном счете метрологический аспект изучения спортивных достижений должен привести к разработке принципов и технологии измерения и оценки спортивных результатов применительно к требованиям соревновательной деятельности в отдельных спортивных дисциплинах. Как справедливо отмечает Л. П. Матвеев [3], несмотря на массу накопленных эмпирических данных по теории и технике измерений в спорте, сейчас нет еще действительно спортивной научной метрологии. В ней заинтересованы в одинаковой мере большинство разделов теории спорта и в не меньшей - спортивная практика.
Как указывает М. А. Годик [8], метрологическая обоснованность абсолютного уровня спортивных достижений разрядных норм и требований ЕВСК гарантирует справедливость оценок достижений в разных видах спорта. Отсутствие научно обоснованной методики оценки эквивалентности достижений в спорте может сдерживать развитие так называемых трудоемких видов спорта, где сложнее установить мировой рекорд, выполнить разряд, и создает благо приятные условия для выводов, в которых эти результаты достигаются меньшими затратами труда и средств [8].
Важнейшей составной частью проблематики рекордных достижений являются вопросы, связанные с выявлением закономерностей динамики роста высших спортивных достижений на различных этапах развития того или иного вида спорта. При изучении временной динамики спортивных достижений обычно используют следующие подходы:
1. Анализ динамики роста мировых (национальных) европейских и олимпийских достижений в соответствующем виде спорта за определенный промежуток времени ил за всю историю спорта.
2. Анализ динамики спортивных достижений победителей и призеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и страны.
3. Анализ динамики достижений мирового спорта и отдельных стран на основе изучения списков 10, 25, 50, 100 сильнейших скороходов [9].
Попытки раскрыть исторические тенденции динамики спортивных высших достижений предпринимались и в других странах [10]-[12].
Одним из существенных недостатков многих из этих исследований является то, что в них, как правило, применяются разные методы анализа временных рядов, не вскрываются причины роста рекордов в тот или иной момент времени, не показана количественная сторона развития того или иного вида спорта, его материально-техническая база, рост тренерских кадров, развитие науки о спорте и т. д. В большинстве работ отсутствует детальный анализ подготовки разрядников и спортсменов высокого класса, не отражена взаимосвязь и зависимость в подготовке спортсменов высших и массовых разрядов [13].
По мнению Г. И. Рузавина [14], чтобы создать теорию, которая могла бы активно служить практике, надо не только знать, что и как происходит в настоящем, но и предвидеть ход будущих событий, выявить их тенденции и закономерности. Вот почему прогнозирование спортивных результатов, возможного их уровня в будущем и составляет важнейшую функцию учения о спортивных высших достижениях.
46
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Повышенный интерес к проблеме прогнозирования спортивных достижений в этот период обусловлен несколькими причинами:
1. В связи с неудержимым ростом спортивных результатов, высокой конкуренцией и плотностью результатов на крупнейших состязаниях увеличивается неопределенность исходов спортивных поединков во многих видах спорта. Для успешного выступления на Олимпийских играх, первенствах мира, Европы, различных международных соревнованиях скороходам и тренерам необходимо иметь данные о предполагаемом уровне спортивных достижений в ближнем или отдаленном будущем.
2. Научно обоснованное суждение о возможных высших олимпийских достижениях, мировых рекордах на дистанции 20 км спортивной ходьбы (у мужчин и женщин), на дистанции 50 км (у мужчин) в будущем, возможных результатах победителей и призеров крупнейших соревнований в определенный период времени как раз и возможно сделать на основе разработки эффективных методов прогнозирования.
3. Прогнозирование спортивных результатов дает возможность создать модель будущего скорохода экстра-класса, способного достичь их в заданный момент времени.
4. Информация о вероятном уровне спортивных достижений и «модели скорохода» в какой-то момент времени позволит в дальнейшем разработать технологию отбора и подготовки будущих претендентов на мировые и олимпийские медали.
В начале 1980-х годов выходит несколько работ, в которых затрагиваются важные теоретические и методологические аспекты проблемы прогнозирования спортивных достижений: классификация прогнозов по времени упреждения; поиск наиболее эффективных методов для повышения точности и надежности прогноза результатов; ускорение внедрения ЭВМ и автоматизированных систем управления в систему прогнозирования в спорте [15].
Наряду с разработкой теоретико -методологических основ прогнозирования в эти и последующие годы внимание ученых и специалистов было направлено на прогнозирование рекордов, лучших достижений.
Несмотря на то, что работа в области прогнозирования в спорте интенсифицируется, особенно в период подготовки к Олимпийским играм, сама проблема прогнозирования продолжает в настоящее время оставаться чрезвычайно сложной и наименее разработанной. Она требует решения ряда теоретических и практических вопросов. До сих пор существуют разные взгляды на то, как следует классифицировать прогнозы.
В начале ХХ века были предприняты первые попытки изучения зависимостей между длиной дистанции, скоростью ее прохождения и рекордным временем, показанным на каждой дистанции спортивной ходьбы. В научно-практическом плане интересны, прежде всего, зависимости «скорость - время», «дистанция - время», которые в циклических видах спорта удобно анализировать на материале мировых рекордов [6].
Термин «кривая рекордов» обязан своим появлением американскому исследователю
A. Kenelly [15], который всего лишь десять лет спустя после проведения I Олимпийских игр современности попытался проанализировать графическое изображение рекордов мира в различных беговых дисциплинах (в интерпретации «скорость - время»).
Для математического описания «кривой рекордов» используются разные математические выражения (экспонента, гипербола и др.). A. Hill [17] впервые при анализе «кривой рекордов» предложил представлять зависимость «скорость - время» в логарифмическом виде.
В. С. Фарфель [18], обработав данные не только мировых рекордсменов, но и 10, 25 и 50 сильнейших спортсменов мира, обнаружил, что логарифмическая зависимость «скорость -время» распадается на 4 прямолинейных участка, каждый из которых соответствует определенной группе дистанции. Привлекая для объяснения этого факта богатый физиологический материал, он предложил разделить упражнения циклического характера на 4 зоны относительной мощности: максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную. При таком подходе «кривая рекордов» может быть описана выражением:
lgF = lga - clgt,
где значения а и с различны для 4 зон относительной мощности.
ПЕДАГОГІКА
47
Отдавая должное научной прозорливости В. С. Фарфеля, хотелось бы заметить, что более поздними исследованиями в беговых видах легкой атлетики было обнаружено не 4, а 6 и более зон относительной мощности [19]. В частности, М. Р. Смирнов [19] установил, что зависимость, известная под названием «кривая рекордов» (в логарифмической интерпретации lgt = /(lg>S)), может быть подразделена не на 4 зоны относительной мощности, как предполагал В. С. Фарфель, и не на 5-8, как считали более поздние исследователи, а на 20 зон. По мнению М. Р. Смирнова, обнаруженное деление зависимости «дистанция - время» на 20 участков (зон) наглядно объясняет неудачи многочисленных исследователей, пытавшихся в течение всего ХХ века подобрать единую формулу для аппроксимации «кривой рекордов».
Начиная с 1954 г. в целом ряде работ предпринимаются попытки связать «кривую рекордов» со спецификой энергообеспечения деятельности при передвижении с рекордной скоростью по дистанции. Наиболее глубокий анализ этой кривой проведен F. M. Henry [20], использовавшим пятичленное экспоненциальное выражение. Один член этого выражения соответствует затратам энергии на стартовое ускорение, а четыре других - четырем различным источникам энергии при мышечной деятельности - двум анаэробным: 1) распаду макроэнергетических фосфорных соединений (КрФ и АТФ); 2) гликолизу - и двум аэробным;
3) аэробному окислению углеводов; 4) аэробному окислению жиров.
Автор показал, что «кривую рекордов» можно разложить на четыре суммирующиеся экспоненциальные составляющие, константы «половинного времени» которых совпадают с соответствующими значениями, полученными для четырех упомянутых источников энергии. Отсюда сделан вывод, что «кривая рекордов» отражает уменьшение поставки энергии от соответствующих метаболических источников.
С самого начала возникновения спорта тренеры задумывались о том, какие причины лежат в основе успехов и неудач их учеников. Рост достижений в мировом спорте еще острее поставил перед педагогами и учеными следующие важные вопросы: Почему одни спортсмены демонстрируют рекордные достижения, а другие нет? Чего им не хватает? Какие факторы и в какой степени определяют уровень спортивных достижений в спортивной ходьбе? Каким должен быть скороход, чтобы стать победителем на крупнейших состязаниях (Олимпийских играх, чемпионатах мира)?
Следует отметить, что спортивное достижение определяется суммарным действием многих факторов, имеющих разную природу и степень важности. К числу основных факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень спортивных достижений, относятся индивидуальная спортивная одаренность, пол, возраст, состояние здоровья, тип телосложения, степень физической, технической, тактической и психологической подготовленности, размах спортивного движения и социально-экономические условия его развития в обществе, экзогенные и биологические ритмы, масштаб и условия проведения состязаний и многое другое.
Л. П. Матвеев [1]-[3] справедливо отмечает, что в отличие от массового (ординарного) спорта спорт высших достижений ориентирован на спортивные абсолютные результаты и неуклонное повышение их уровня. Эта сфера спорта - удел сравнительно немногих, действительно обладающих выдающимися спортивными способностями.
Л. П. Матвеев по этому поводу пишет следующее: «... спортсмены одного и того же возраста, специализирующиеся в одном и том же виде спорта, имеющие одинаковый спортивный стаж и достигшие равных спортивных результатов, могут значительно отличаться друг от друга своими функциональными и иными личными свойствами, от которых зависят перспективы их прогресса в спорте» [1, 175].
Предметом особого внимания при формировании системы знаний о рекордных достижениях должно стать изучение и обобщение данных об особенностях подготовки скороходов высокого класса при установлении спортивных высших достижений. Это связано, прежде всего, с тем, что одним из основных факторов, влияющих на уровень спортивных достижений, является эффективность методики подготовки скороходов [21].
Существует мнение, что методика тренировки высшего класса периодически изменяется. Приблизительно каждые 15-20 лет в нее вносятся принципиально новые, революционные изменения, которые приводят к очередному взлету результатов [7].
48
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Большой интерес при анализе и обобщении опыта подготовки спортсменов представляют, прежде всего, данные о построении микро -, мезо- и макроциклов тренировки и особенно система соревновательной и предсоревновательной подготовки, обеспечивающая достижение наивысших результатов; результативности и надежности выступлений спортсменов в условиях насыщенного и длительного соревновательного периода; а также данные о структуре, величине и динамике нагрузок в годичном цикле; применение нетрадиционных средств и методов подготовки и др.
В. Н. Платонов [22] указывает на то, что стремление сохранить пик спортивной формы в течение значительной части года или во время нескольких крупнейших соревнований приводит к преждевременной узко специализированной подготовке, формированию результатов, их демонстрации в соревнованиях, проводимых в начале и середине сезона, и к утрате спортивной формы к моменту главных соревнований. Спортсмены, добивающиеся выдающихся результатов в зимних и весенних соревнованиях, обычно снижают их в главных соревнованиях года, проводимых летом. Напротив, те из ведущих скороходов, которые сумели подчинить свою подготовку участию в главных соревнованиях, выступают зимой и весной на относительно невысоком уровне, однако добиваются убедительных побед летом на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.
Растущая популярность многих видов спорта и их коммерциализация, особенно характерная для последних лет, привела к небывалому ранее количеству самых разнообразных соревнований, к участию в которых устроители пытаются привлечь сильнейших спортсменов.
Л П. Матвеев [3] справедливо отмечает, что в условиях круглогодичного участия в соревнованиях перед теми спортсменами, которые пытаются выступать параллельно в соревнованиях в коммерческом и некоммерческом спорте высших достижений, возникает проблема «состыковки» систем соревнований, принятых в профессионально-достиженческом и профессионально-коммерческом спорте. Часто такие попытки оказываются крайне безуспешными, если оценивать их по уровню результативности, демонстрируемой этими спортсменами в некоммерческих соревнованиях. Отсюда автор делает вывод, что «профессиональнокоммерческий спорт не может служить постоянным поставщиком подлинно рекордных достижений. В его рамках спортсмен так или иначе неизбежно попадает в условия, сдерживающие развертывание тренировочного процесса с возрастающей эффективностью и мешающие планомерно управлять развитием спортивной формы. Хотя это и не исключает возможности многократно повторять ранее достигнутые спортсменом внешне впечатляющие спортивно -технические показатели».
Весьма спорным и интересным является вопрос о том, какие именно главные факторы обусловливают продолжительность и структуру тренировочного года (макроциклов): только ли календарь спортивных соревнований или же в основе планирования годичного цикла тренировки скороходов должны лежать биологические закономерности становления спортивной формы.
Многочисленные результаты экспериментальных исследований, проведенных нами показывают, что длительность фазы становления, стабилизации и временной утраты спортивной формы у сильнейших скороходов мира носит индивидуальный характер.
Таким образом, спортивный максимальный результат, спортивный рекорд -это главный и неизбежный продукт большого спорта, без которого он просто не может существовать.
Важно подчеркнуть, что спортивный рекорд - это не просто высшее абсолютное достижение скорохода. Он выступает в качестве объективной оценки совместной деятельности многих людей (тренера, спортсмена, врача, научного работника и т. д.) в сфере спорта и обладает целым рядом ценностных характеристик.
Именно в этом качестве спортивный рекорд содержит в себе тот общественный и личностный смысл, ради которого он создается, а значит, для обеспечения которого и функционирует вся система большого спорта [6].
Ведь если бы рекорды не обладали такими ценностями, то вряд ли бы общество или отдельный спортсмен были заинтересованы в достижении высших результатов в спорте.
ПЕДАГОГІКА
49
В этой связи уместно привести слова Г. Д. Горбунова: «Спорт высших достижений -это остров особой жизни. Он сродни религии: здесь свои храмы, гимны, одежды, ритуалы, посты, символы, правила и т. д. Молятся здесь на спортивные результаты... Достигая успеха, скороход, тренер, видят, чувствуют себя в центре событий, происходящих вокруг них. И для многих типажей личности, представленных в спорте, в системе ценностных ориентаций это бывает превыше всего» [23, 15]. Это исследование практики для скороходов и установлений рекордных результатов, т. е. всего того, из чего складывается деятельность спортсмена, обеспечивающая формирование готовности к достижению наивысших спортивных результатов и благодаря которой они были достигнуты. В этом случае практическая деятельность по подготовке скороходов рассматривается не как хаотическое, а как целостное образование. Естественно возникает вопрос: какие же основные компоненты здесь можно выделить в педагогическом аспекте. К их числу прежде всего можно отнести: тренировочную деятельность спортсмена, ее содержание, построение, в структуре макро-, мезо-и микроциклов, величину направленности, тренировочных нагрузок и др.; стратегию, тактику и технику соревновательной деятельности, суммарное количество состязаний и стартов и их концентрацию во времени, различные виды внетренировочной и внесоревновательной деятельности [16].
Изложенный выше подход к формированию и содержательной разработке данной сферы научных знаний позволит в дальнейшем уточнить границы, специфику, объект, предмет, структуру теории спортивных рекордных достижений и ее место в общей теории спорта. В результате обобщения имеющегося массива информации можно сформулировать:
Выводы
1. Стремление к достижению наиболее высоких спортивных результатов является специфической чертой спорта как уникального и многогранного социального феномена. Сопоставление спортивных результатов в отдельных видах спорта по шкале «лучше-хуже» свидетельствует о возможностях человека в данном виде спортивной деятельности, о качестве подготовки спортсменов в стране, об уровне развития спортивной культуры и степени прогресса в ней других видов культуры общества.
2. Изменения, наблюдаемые в динамике рекордов, отражают процесс развития технологий подготовки спортсменов, периодически сменяющих друг друга на отдельных этапах истории. На рост спортивных достижений также накладывают свой отпечаток социальные, климатические, географические и другие факторы. Тем не мение ведущая роль принадлежит изменениям в методике подготовки спортсменов.
3. До настоящего времени в теории спорта фактически отсутствует раздел, посвященный рекордным спортивным достижениям. Это обусловлено слабой теоретической и методической разработанностью изучаемой проблемы. Создание теории рекордных достижений требует применения системного подхода, благодаря которому можно было бы объединить разрозненные и односторонние представления об отдельных сторонах спортивных достижений в единое целое.
Внедрение в практику спорта новых методических установок в различные периоды времени отражается на амплитуде и скорости прироста мировых рекордов и достижений.
4. Чтобы создать теорию спорта, которая могла бы активно служить практике, надо не только знать что и как происходит в спорте в настоящее время, но и предвидеть ход будущих спортивных событий, выявлять их тенденции и закономерности. Вот почему прогнозирование спортивных результатов и составляет важнейшую функцию учения о высших спортивных достижениях.
5. Фундаментальные теоретико-методические положения построения тренировочного года (четкая периодизация, вариативность нагрузок, разнообразие средств, нацеленность на достижения наивысших результатов в главных соревнованиях), внедрение в практику спорта новых методических установок в различные периоды времени отражались на амплитуде и скорости прироста мировых результатов и достижений. С момента зарождения теоретической идеи до ее апогея обычно проходит 10-15 лет (в некоторых случаях до 25 лет): таков период «жизни» новых методических концепций. Это зависит прежде всего от образовательной базы тренеров, наличия соответствующего контингента спортсменов и возможностей широкого внедрения в программу большого спорта передовых концепций тренировки.
50
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Литература
1. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 270 с.
2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры, общие основы теории и методики физического воспитания / Л. П. Матвеев // Теоретико-методические аспекты спорта и профессионально -прикладных форм физической культуры : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
3. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта / Л. П. Матвеев. - М. : 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.
4. Годик, М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 136 с.
5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в Олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
6. Годик, М. А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. культуры / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 192 с.
7. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 21-28.
8. Wazny, Z. Tendencje rozwojowe wynikkow sportwoch. Lekka atletyka i podnoszenie ciezarow / Z. Wazny // Vych. Fis. Sport. - 1975. - № 4. - S. 93-115.
9. Tilinger, P. Prognozy vykonu na OH 1988 a 2000 v atletike / P. Tilinger // Teor. Praxe tel. vych. -1985. - № 5. - S. 284-291.
10. Radullscu, A. Progresul recordurilor mondiale in Atletism si perspectivele lor / A. Radullscu // Educatil fizica si sport. - 1985. - № 6. - P. 51-62.
11. Платонов, В. Н. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки / В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, М. Озимек // Наука в Олимпийском спорте. - 2003. - № 1. - С. 3-31.
12. Рузавин, Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ / Г. И. Рузавин. - М. : Мысль, 1978. - 224 с.
13. Баландин, В. И. Прогнозирование в спорте / В. И. Баландин, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - 192 с.
14. Лемешков, В. С. Количественный анализ динамики мировых рекордов в спортивной ходьбе у мужчин / В. С. Лемешков // Уч. записки : сб. науч. тр. / ред. кол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.] ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2007. - Вып. 10. - С. 161-170.
15. Kenelly, A. Enhancing Recovery / A. Kenelly // Preventing underperformance in Athletes. - Human Kinetics, 1906. - P. 25-45.
16. Hill, A. The air resistance toarunner / A. Hill // Proc. Roy Soc. B. - 1929. - P. 102-380.
17. Фарфель, В. С. Исследование по физиологии выносливости / В. С. Фарфель. - М. : Физкультура и спорт, 1949. - 271 с.
18. Смирнов, М. Р. Теоретические основы беговой нагрузки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педвузов / М. Р. Смирнов. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1996. - 217 с.
19. Henry, F. M. Effects of methandienone on the performance and body composition of men undergoing athletic training / F. M. Henry // Clinical Sci. - 1955. - № 30. - P. 457-461.
20. Бондаренко, С. К. Спортивная ходьба: техника, методика тренировки / С. К. Бондаренко. - СПб. : СПбНИИФКиС, 1992. - 93 с.
21. Курамшин, Ю. Ф. Интеграция знаний о рекордных спортивных достижениях: методология, основные тенденции / Ю. Ф. Курамшин // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10.
- С. 39-41.
22. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов.
- Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
23. Горбунов, Г. Д. Психология спорта / Г. Д. Горбунов // Теория и практика физической культуры.
- 1996. - № 12. - С. 15-17.
Summary
The article reflects the actual problems of the formation of the theory of highest sportive record achievements in walking.
Поступила в редакцию 21.01.10.