62
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 796.15
УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕНЩИН-СКОРОХОДОВ
В. С. Лемешков
кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель физической культуры
УО «Г омельский государственный педагогический колледж им. Л. С. Выготского»
Статья посвящена общей теории систем. Их основой является принцип обратной связи, согласно которому успешное управление может осуществляться только в том случае, если управляющий субъект будет получать информацию об эффекте, достигнутом тем или иным его действием на управляемый объект.
Введение
В последние годы достижения в спорте реализуются практически на пределе возможностей человека, тем самым подчёркивая актуальность абсолютно всех сторон и механизмов подготовки спортсменов высшей квалификации и всех компонентов сложной системы управления этими механизмами - от момента отбора до периода проведения индивидуально ориентированных реабилитационных мероприятий. Иными словами, спорт не стоит на месте -он целенаправленно и планомерно развивается во всём многообразии, планки рекордов растут, и кажутся они фантастически высокими, поэтому достижения науки, обеспечивающей подготовку спортсменов, должны обосновываться данными фундаментальных исследований. Кроме того, тренерское умение и талант становятся искусством в сочетании со знанием современных технологий влияния на человеческий организм. Разумеется, и в спортивной ходьбе прослеживаются аналогические тенденции, оказывающие влияние на разработку нового комплексного, базисного подхода, позволяющего наиболее эффективные способы и системы свести воедино в общий процесс достижения максимально возможного спортивного результата. Таким образом, сегодня мы стоим на пороге изменений в методике подготовки женщин-скороходов [1].
В настоящее время, наблюдая за работой тренеров, мы не видим применения новых технологий в тренерском процессе. На занятиях царят порядок, организованность, но почти нет индивидуальной работы с талантливыми спортсменами по становлению их неповторимого стиля ходьбы, целевой подготовки женщин-скороходов с конкретными или потенциальными соперниками на основе учёта анализа характера подготовленности последних, победа над которыми гарантирует рост индивидуального мастерства и соответствует победе на крупнейших соревнованиях. Очень слабо применяются технологии индивидуального, психологически ориентированного, технического и физического подходов, позволяющих отслеживать всё многообразие факторов для наиболее эффективного воздействия на тренировочный процесс для каждой спортсменки высшей квалификации. Для внедрения в тренировочный процесс такой комплексной системы совершенствования уровня подготовленности спортсменок нужно думать и о степени квалификации и подготовленности тренерского состава.
Цель исследования - разработка методов управления тренировочным процессом, повышения специальной работоспособности спортсменок, необходимой для достижения запланированного соревновательного результата.
Объектом управления служит спортсменка, её состояние и поведение.
Наиболее важная задача в управлении тренировочным процессом - это организация комплекса управляющих воздействий на спортсменку, эффективно влияющих на её специальную работоспособность, повышение оперативности управления на основе своевременных коррекций тренировочного процесса с конечной целевой задачей перевода её функционального состояния на более высокий уровень к периоду главных стартов сезона. При этом повышение управления специальной работоспособности обеспечивается приростом мощности функциональных систем организма спортсменки [2]-[4].
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
63
Научный подход к построению тренировочного процесса предъявляет требование точной количественной характеристики всех сторон специальной подготовленности спортсменки. Эффективность построения тренировки зависит от количественного выражения структуры подготовленности и соревновательной деятельности спортсменки, от состояния основных функциональных систем организма, задействованных в данном виде спорта. При этом планирование подготовки в годичном цикле целесообразно проводить по схеме «сверху-вниз»: соревновательный результат - уровень различных сторон подготовленности - объёмы и интенсивность средств подготовки - распределение средств в годичном цикле.
При управлении тренировочным процессом в спортивной ходьбе тренеру необходима точная количественная информация о следующих характеристиках соревновательной деятельности и специальной подготовленности женщин-скороходов:
- параметры соревновательной деятельности спортсменок и их сопоставление с модельными характеристиками;
- параметры технической подготовленности и их сопоставление с модельными характеристиками технической подготовленности;
- параметры специальной физической подготовленности спортсменок в контрольных упражнениях и их сравнение с модельными характеристиками;
- показатели состояния основных функциональных систем организма женщин-скороходов;
- показатели психологического состояния женщин-скороходов.
Это позволит более точно и объективно подходить к планированию тренировочного процесса квалифицированных женщин-скороходов, с большей вероятностью достигая запланированного уровня максимальной соревновательной готовности ко времени главных стартов сезона.
Организация и методы исследования
Объектом исследования были 12 квалифицированных спортсменок, в том числе 1 заслуженный мастер спорта, 5 мастеров спорта международного класса, 6 мастеров спорта Республики Беларусь.
В работе использовался комплекс педагогических, медико-биологических и математикостатистических методов исследования.
В ходе констатирующего педагогического эксперимента на протяжении трёх менструальных циклов у спортсменок исследовали изменения специальной работоспособности, характеризующейся спортивными результатами в спортивной ходьбе на 10-20 км. Определение фаз менструального цикла проводилось на основании учёта изменений базальной температуры, данных феномена «папоротника», которые регистрировались 2-3 раза в неделю.
Фактический материал был обработан методами математической статистики. Степень вариативности показателей специальной работоспособности определяли дисперсионным анализом, сопоставляя три разновидности дисперсии:
- между значениями, полученными у спортсменок в разные фазы менструального цикла;
- между результатами женщин-скороходов на дистанции 10-20 км;
- между данными обследований женщин-скороходов в одной фазе.
Исследование проводилось в составе комплексной научной группы сборной команды страны по спортивной ходьбе на трёх чемпионатах страны по лёгкой атлетике - в г. Бресте (2009 г.), Гродно (2010-2011 гг.), а также в ходе тренировочного процесса на УТС сборной команды страны.
Результаты исследования и их обсуждение
Быстрый рост спортивных результатов, биологические особенности женского организма, отсутствие научно обоснованной подготовки женщин в современном спорте высших достижений подчёркивают актуальность проблемы женского спорта. Не вызывает сомнения, что половой диморфизм и связанные с ним физиологические особенности женского организма предопределяют необходимость специфики в построении тренировочного процесса высококвалифицированных женщин-скороходов [5]-[8]. При этом изменения отношений между функциональными системами индивидуумов с различной половой принадлежностью в ответ на одни и те же внешние и внутренние воздействия могут существенно отличаться [9]. А поскольку большинство исследований по изучению влияния спорта на организм, по обоснованию режима и методики
64
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
тренировки было проведено на спортсменах-мужчинах, то их результаты нередко механически переносились на построение тренировки женщин, что далеко не всегда правомерно и безвредно. Между тем доказано [10], что не во все фазы биологического цикла спортсменки в состоянии выполнить тренировочные и соревновательные нагрузки. Кроме того, календарь соревнований не может предусмотреть разнообразие специфического биологического цикла спортсменок -как его общей длительности, так и сроков наступления отдельных фаз. Таким образом, знание особенностей строения женского организма, этапов биологического созревания, периодов овариально-менструального цикла (ОМЦ), функциональных возможностей основных систем организма, восстанавливаемости функций необходимо при планировании тренировочных нагрузок, выборе обучающих и тренирующих воздействий для развития двигательных качеств, технико-тактической и психологической подготовки как при долгосрочном планировании, так и на этапах подготовки.
В настоящее время однозначных данных о методике тренировки женщин нет, хотя можно выделить два разнонаправленных мнения специалистов и в связи с этим два подхода к этому вопросу. Так, В. Н. Платонов [1], [4] отмечает, что первая группа учёных и практиков предлагает учитывать в построении мезоциклов тренировки ОМЦ женщин. Вторая - настаивает на том, что строить тренировочный процесс у спортсменок необходимо по образу и подобию спортсменов на основе общих закономерностей тренировки. Таким образом, на основании эмпирического опыта педагоги-практики разделили методику тренировки женщин на две группы, не имея при этом доказательных научных объяснений различий во взглядах [2], [3], [5], [15].
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что перспективы развития женского спорта зависят от разработки дифференцированной методики построения спортивной подготовки женщин-скороходов.
Характерно, что большинство принимавших участие в вышеназванной дискуссии составляли специалисты - представители легкой атлетики. Возможно, это связано с тем, что она является комплексным видом спорта, включающим дисциплины, связанные с преимущественным проявлением различных двигательных способностей и требующие высокой технической подготовленности. Поэтому её можно рассматривать как модель для многих видов спорта [11].
В целях гуманизации учебно-тренировочного процесса необходим постоянный контроль за здоровьем женщин-скороходов, в частности за характером протекания адаптационных реакций женского организма в условиях интенсивной спортивной деятельности.
Поэтому необходимо учитывать физические особенности женского организма, систематизировать сведения о специфической биологической цикличности - изменениях гормонального состояния организма, проявляющихся в менструальных циклах, о возрастных нейроэндокринных изменениях у женщин-скороходов в процессе спортивной тренировки. Особенно важным, по нашему мнению, является построение тренировочного процесса, позволяющего сочетать спортивные победы с материнством.
На протяжении менструального цикла у женщин происходят изменения гормонального статуса, осуществляется сложная перестройка нейрогуморальной регуляции дыхания и кровообращения. Как следствие, на протяжении менструального цикла существенно изменяется физическая и умственная работоспособность.
В менструальной фазе увеличивается лёгочная вентиляция и потребление кислорода, уменьшаются содержание гемоглобина и кислородная емкость крови, а скорость потребления кислорода увеличивается. В этот период снижается лабильность нервных процессов, ухудшается проприоцептивная чувствительность. Часто наблюдается увеличение возбудимости, что выражается в появлении неадекватных реакций, обидчивости, конфликтности. В результате этих изменений общая и специальная работоспособность снижается, увеличивается её функциональная стоимость. Скорость восстановления после физических нагрузок низкая [12]-[16].
В наше время, за последние три десятилетия, во всём мире отмечается повышенный интерес к изучению ритмической организации процессов в организме. Интерес к биоритмам закономерен, поскольку ритмы господствуют в природе и охватывают все проявления живого - от деятельности субклеточных структур и отдельных клеток до сложных форм поведения организма.
Изменения гормонального статуса, состояния функциональной системы дыхания оказывают влияние на проявление физических качеств спортсменок, их работоспособность.
Учет данного факта, а также стремление взглянуть на высказанные в дискуссии точки зрения глазами тренера, всегда ищущего то, что из теоретических разработок можно использовать
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
65
в практической деятельности, предопределили разработку теоретико-методической концепции построения макроцикла подготовки спортсменок, специализирующихся в спортивной ходьбе.
В результате анализа данных литературы и практического опыта подготовки спортсменок, а также данных собственных исследований предлагается методологический алгоритм управления тренировкой квалифицированных женщин-скороходов, в основе реализации которого лежит целевой количественный подход к определению содержания тренировочного процесса.
Выводы
Таким образом, на основании результатов проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:
1. Стремление к достижению наиболее высоких спортивных результатов является специфической чертой спорта как уникального и многогранного явления. Оно необходимо потому, что спортивная наука не всегда идёт впереди практики и указывает последней наиболее перспективные методические пути спортивно-технического совершенствования. Довольно часто передовая практика достигает заметных и существенных успехов в построении и организации спортивной тренировки. Это обстоятельство позволяет говорить о возможности описания общей (групповой) тенденции в распределении тренировочной нагрузки, характерной для данного вида лёгкой атлетики.
2. Одним из основных направлений развития спортивной подготовки в современном спорте высших достижений является совершенствование управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и различных сторонах специальной подготовленности спортсменок. Данное направление, опираясь на современные методы диагностики функционального состояния спортсменки с использованием компьютерных технологий, позволяет создать необходимые условия для рационального управления специальной работоспособностью спортсменки и протекания адаптационных процессов в её организме.
3. Целью управления тренировочном процессом в спорте является повышение специальной работоспособности спортсменки, необходимой для достижения запланированного соревновательного результата. Объектом управления является спортсменка (её состояние, поведение). Управление в спорте предусматривает целевую задачу повышения специальной работоспособности спортсменки с помощью правильно организованных тренировочных воздействий на более высокий уровень к периоду главных стартов сезона.
4. Результаты взаимосвязи уровня проявления функциональных возможностей спортсменок и эффективности выполнения специфических нагрузок в разные фазы МЦ послужили методологической основой разработки программ их тренировочной и соревновательной деятельности в микроциклах и мезоциклах спортивной подготовки. Менструальный цикл различной продолжительности можно отождествить с мезоциклами, составленными из микроциклов с разной преимущественной направленностью. Немаловажно и то, что специальную физическую подготовку спортсменок следует контролировать в одной и той же фазе менструального цикла. Если же тестирование проводить без учета этого фактора, то «ложные» результаты могут быть объяснены не влиянием эффекта тренировочных нагрузок, а чисто физиологическими причинами.
5. Обоснованием построения программ подготовки женщин-скороходов должно быть не только и не столько создание максимума задаваемых нагрузок, что во многом характерно для сегодняшнего дня, сколько получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного характера.
6. Стратегическое и оперативное управление спортивной тренировкой женщин-скороходов предусматривает создание адаптационной системы управления, которая приспосабливается к изменениям свойств подготовленности и функционального состояния спортсменок были использованы диагностические и прогностические подходы. При разработке и внедрении различных вариантов технологий управления спортивной тренировкой по срочному, отставленному, кумулятивному эффектам использованы соответствующие алгоритмы управления спортивной тренировкой.
7. Внедрение в практику спорта технологических подходов управления тренировочным процессом на основе объективной информации о срочном, отставленном, кумулятивном эффектах
66
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
позволило спортсменкам достичь высокого уровня функциональной подготовленности к ответственным соревнованиям. Спортсменки, использующие разработанную нами технологию управления спортивной тренировкой, также показали в основных соревнованиях более высокие результаты.
Разработанная технология управления спортивной тренировкой на основе информации об отставленном тренировочном эффекте была успешно реализована нами в серии педагогических экспериментов, где участвовали женщины-скороходы.
Литература
1. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
2. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 863 с.
3. Верхошанский, Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 7. - С. 41-54.
4. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов.
- Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
5. Соболева, Т. С. О проблемах женского спорта / Т. С. Соболева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 6. - С. 56-63.
6. Соха, С. Половой диморфизм в теории и практике современного спорта / С. Соха, Т. Соха // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 6. - С. 4-7.
7. Лемешков, В. С. Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов в спортивной ходьбе / В. С. Лемешков // Спортивная наука на рубеже столетий : междунар. сб. науч. тр. -Минск, 2000. - Вып. 1. - С. 258-262.
8. Лемешков, В. С. Научно-методические основы системы подготовки высококвалифицированных скороходов в Республике Беларусь : монография / В. С. Лемешков. - Гомель : УО «Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины», 2004. - 200 с.
9. Лемешков, В. С. Методологические основы системы управления тренировочным процессом женщин-скороходов во время ОМЦ / В. С. Лемешков // Вопросы методологизации образовательного пространства: Методологические чтения, посвященные памяти Г. П. Щедровицкого, Г омель, 23 февр. 2004 г. : сб. науч. ст. / отв. ред.: М. Г. Кошман, В. Н. Старченко. - Гомель : УО «ГГОИПК», 2005. - С. 92-95.
10. Бондаренко, С. К. Спортивная ходьба: техника, методика тренировки / С. К. Бондаренко. - СПб. : СПбНИИФК и С, 1992. - 93 с.
11. Суслов, Ф. П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки реальности иллюзии / Ф. П. Суслов, С. П. Шепель // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 7. -С. 57-61.
12. Шахлина, Л. Г. Проблемы полового диморфизма в спорте высших достижений / Л. Г. Шахлина // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 6. - С. 51-55.
13. Шахлина, Л. Г. Женщина и спорт на рубеже третьего тысячелетия / Л. Г. Шахлина // Наука в олимпийском спорте. - 2000. - № 1. - С. 10-12.
14. Шахлина, Л. Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин / Л. Г. Шахлина.
- Киев : Навукова думка, 2001. - 328 с.
15. Schachlina, L. Physical Fihtnes and work Capacity of female athletes in the Course of Menstrual cycle / L. Schachlina // The Second Jli. Ynt Conl. «For Woman Sport. Woman and Child, a Future Vision from a Sport Perspective». - Egypt : Ale and ria Univ., 1997. - P. 102-122.
16. Schachlina, L. Functional state physical fitness of top women athletes, based on, medical -biological characteristics of the female body / L. Schachlina // Lektnres Given in the Seminar, of Seminar / AAF Moskow Regional development. Dedicated to «Gear of Women Athletics». - M. : lnt. Amateur athletic Federation, 1998. - P. 51-58.
Summary
The article deals with the general theory of systems. Their basis is the principal of backwash, according to which a successful administration can be only achieved if a managing subject will get the information about the results, achieved by this or that action on the administrating subject.
In this article the actual questions concerning the many important sides of the processes of direction’s complex dynamic systems in the modern sport’s highest achievements are examined.
Поступила в редакцию 11.04.12.