66
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
УДК 796.15
В. С. Лемешков
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СКОРОХОДОВ
В статье рассматриваются основные закономерности и принципы системы многолетней спортивной подготовки квалифицированных скороходов. Стратегия многолетней подготовки спортсменов Беларуси должна объективно учитывать огромный потенциал белорусского спорта и предусматривать пропорциональное развитие всех легкоатлетических дисциплин, что в перспективе позволит бороться за общекомандную победу на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.
Введение
Основные закономерности, присущие современной системе спортивной подготовки, а также основные принципы воспитания, обучения и тренировки, вытекающие из них, достаточно полно изложены в отечественной спортивно-методической литературе [1]—[6].
Процесс подготовки высококвалифицированных скороходов прежде всего направлен на совершенствование самого человека.
Тренеры, как подлинные педагоги и организаторы спорта, постоянно руководствуются в своей деятельности всеми общими принципами воспитания и обучения, творчески конкретизируя их применительно к контингенту спортсменов, особенностям вида спорта.
На систему многолетней спортивной подготовки распространяются все выработанные отечественной педагогикой общие принципы, так как в них сконцентрированы наиболее важные отправные положения, характерные для любой образовательно-воспитательной деятельности.
Какими бы ни были особенности подготовки скороходов высокой квалификации, они всегда подчиняются фундаментальным педагогическим (дидактическим) принципам: воспитанию требовательности и уважения к личности, воспитанию в коллективе и в труде, учету возрастных индивидуальных различий скороходов, научности, сознательности и активности, наглядности, прочности, систематичности, последовательности и т. д. [3], [9], [11].
Целью исследования являлась разработка принципов спортивной подготовки, которые применимы к практическим нуждам, прежде всего достижению необходимого и наивысшего спортивного результата, т. е. именно они (принципы) должны сделать многолетнюю подготовку системой и управлять этой системой. Выстраивается иерархия, последовательность и взаиморасположение принципов в системе управления подготовкой скороходов.
Каждый последующий принцип должен исходить из предыдущих, конкретизировать их, а следовательно, управлять всем процессом подготовки, направлять его к главной цели -достижению запланированного спортивного результата, а затем наивысшего спортивного результата.
Принципы - это исходный пункт для построения и создания системы подготовки.
Это начало, которое определяет:
- глобальные, перспективные, многолетние цели;
- условия, в которых эти цели должны реализоваться;
- главную цель для построения системы подготовки - формулирует системообразующий фактор;
- меру индивидуальности каждого конкретного скорохода;
- для конкретного скорохода конкретные пути специализации - специальной направленности подготовки;
- пути подготовки (направления, время, пространство, скорость), образующие периодически (по циклам) повторяющийся в разных модификациях, постоянно совершенствуемый процесс подготовки.
В конечном итоге все это образует единый целостный алгоритм подготовки, который затем все более наполняется конкретным содержанием.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
67
Результаты исследования и их обсуждение
Общепедагогические принципы, естественно, не могут полностью раскрыть всю совокупность специфических признаков системы многолетней спортивной подготовки. Поэтому в процессе становления этой системы были сформулированы специфические принципы, отражающие целевые установки, закономерные связи между тренировочными и соревновательными воздействиями и реакциями на них организма спортсмена.
К специфическим принципам системы подготовки скороходов относятся: направленность на высшие достижения, углубленная специализация и индивидуализация, единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность и вариативность нагрузок, цикличность процесса подготовки, взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
Однако перечисленные принципы не могут отразить все многообразие закономерностей, характерных для системы многолетней подготовки в спортивной ходьбе. Поэтому в процессе изучения передовой спортивной практики, а также в ходе научных исследований, проведенных нами в спортивной ходьбе, был выявлен и обоснован ряд принципов, характерных для современного развития спорта высших достижений.
Принцип направленности на высшие достижения. Закономерности спорта, выраженные в его соревновательном начале, нацеленности спортивной деятельности на достижение победы в соревнованиях, установление рекорда, в острейшей конкуренции между участниками, выдвигают этот принцип в качестве одного из важнейших.
Направленность на высшие достижения реализуется в использовании наиболее эффективных средств и методов подготовки, постоянном совершенствовании тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации режима жизни, применении специальной системы питания, отдыха и восстановления и т. п. Опыт показывает, что рациональное использование этого принципа может обеспечить достижение результатов современного уровня, успешное выступление в крупнейших соревнованиях.
Именно этот принцип предопределяет и постоянное совершенствование спортивного инвентаря, условий и мест проведения соревнований, совершенствование правил соревнований, т. е. деятельность в направлениях, которые существенным образом влияют на результативность тренировочного и соревновательного процессов.
В то же время принцип направленности на высшие достижения в настоящее время определяется двумя важнейшими положениями: программно-целевым и необходимостью опережающего развития всей системы подготовки или её отдельных компонентов.
При ориентации скороходов на достижение максимальных результатов (в одних случаях это личный рекорд, а в других - абсолютное достижение, превышающее рекорд) важную роль играют выбор, оценка и разработка программ и их вариантов в зависимости от критериев (оптимума затрат по времени, средствам, нагрузкам, ресурсам и т. д.). Это конкретно выражается в прогнозировании самого спортивного результата и его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процессов в различных циклах, составлении конкретных программ подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - победы на определенных соревнованиях, достижении конкретного спортивного результата. Поставленная реальная цель должна развертываться в иерархию подцелей и задач, частных мероприятий, составляющих программу подготовки скороходов.
Значительная индивидуализация тренировочного процесса и соревновательного процесса скороходов высшей квалификации связана с различными альтернативными подходами тренеров и спортсменов (риск, тактическое построение, гибкая технология тренировки), состязательностью идей (при соблюдении общих методических принципов), что также способствует опережающему развитию системы подготовки и направленности ее к высшим достижениям.
Принцип единства общей и специальной подготовки скороходов на современном этапе развития спорта высших достижений приобретает новое содержание. На основе общей базовой подготовки, заложенной на начальных этапах многолетнего цикла в детском и юношеском возрасте, происходит увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств. Это особенно наглядно выражено в циклических видах спорта [4]-[8].
68
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Силовая подготовка, столь необходимая во всех видах спорта, все больше отходит от традиционного использования тяжелоатлетических упражнений. Предпочтение отдается соревновательным упражнениям, выполняемым с отягощением, в затрудненных условиях или на специальных тренажерах. На этапе высшего спортивного мастерства расширяется специализированная подготовка, направленная на создание специализированного фундамента [4], [7], [12], который связан с созданием высокого уровня базовых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации), превышающих уровень их проявления в соревновательной деятельности, что создает необходимый запас прочности, превышающий необходимый арсенал технических и тактических навыков (функциональная и другая избыточность).
Принцип непрерывности процесса подготовки. Закономерности становления различных сторон подготовленности скороходов и связанные с ними закономерности функционального резерва систем организма требуют регулярных тренировочных воздействий на протяжении длительного времени. Данный принцип характеризуется следующими положениями:
- спортивная подготовка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов;
- воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа и т. д. как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;
- нагрузка, отдых, питание и другие факторы воздействия на организм регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта. Это предполагает, что повторные занятия, макро- и даже мезоциклы могут проводиться как при повышенной (или восстановившейся) работоспособности, так и при различных степенях утомления скороходов.
Эти положения находят различное отражение в практике подготовки скороходов разного возраста и квалификации. Так, в процессе тренировки юных скороходов, демонстрирующих результаты на уровне второго спортивного разряда, это может быть обеспечено ежедневными одноразовыми занятиями при относительно редких занятиях с большими нагрузками (1-2 недельном микроцикле). При подготовке скороходов высокого класса подобный режим в лучшем случае приведет лишь к поддержанию имеющегося уровня тренированности -для них необходимо ежедневное проведение двух-четырех занятий и еженедельно трех-пяти занятий с большими нагрузками.
Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам. Закономерности формирования адаптации тренировочного и соревновательного воздействия, морфофункциональная специализация органов и систем предъявляют к организму скороходов повышающиеся требования, близкие к пределу их функциональных возможностей, что имеет решающее значение для эффективного протекания приспособительных процессов. Все это предопределяет важность соблюдения указанного процесса.
Еще не до конца выяснены основные закономерности увеличения тренировочных нагрузок. Существует точка зрения, что нагрузки должны возрастать постепенно из года в год, достигая максимальных для каждого скорохода величин на этапе высших достижений. Допускается также скачкообразное увеличение нагрузок. Однако это делается лишь при обеспечении разносторонней подготовленности к подобному «скачку».
При постепенном нарастании тренировочных нагрузок выделяют следующие направления повышения эффективности тренировочного процесса:
- увеличение суммарного годового объема работы от 100-200 до 1 500-1 660 ч;
- увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;
- увеличение количества тренировочных занятий в течение одного дня от 1 до 3-4;
- увеличение количества занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла до 4-5;
- увеличение количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих возможностей организма скороходов;
- увеличение объема напряженности соревновательной деятельности;
- применение дополнительных факторов (физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств) с целью повышения работоспособности скороходов и ускорения процессов ее восстановления после работы.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
69
Разумное использование перечисленных возможностей интенсификации тренировочного процесса позволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке скороходов подросткового и юношеского возраста чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально -подготовительными упражнениями, средствами интенсификации восстановительных процессов приводит к довольно быстрому исчерпанию физического и психического потенциала их организма.
Принципы волнообразности и вариативности нагрузок. Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительно крупных его единицах. В отдельных же микроциклах и даже мезоциклах могут наблюдаться иные варианты динамики нагрузок (например, скачки, постепенное возрастание или убывание). Однако при рассмотрении динамики нагрузок в серии микроциклов или двух-трех мезоциклах уже легко проследить ее закономерные волнообразные колебания.
Волнообразность тренировочных нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий.
Строгие временные закономерности колебаний различных волн выделить сложно, так как они определяются многими факторами, в числе которых длительность этапов многолетней и годичной подготовки, индивидуальные особенности скороходов, особенности подготовки к выступлению в конкретном соревновании. Однако в общих чертах они сводятся к следующему. Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены в годичных циклах - большие величины объема работы (например, на первом этапе подготовительного периода) сопровождаются умеренной интенсивностью; возрастание интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки неизбежно влечет за собой уменьшение объема работы.
Периоды напряженной работы и больших нагрузок в мезоциклах и микроциклах чередуются с периодами спада нагрузок, в течение которых создаются условия для восстановления и эффективного протекания адаптационных процессов.
Таким образом, волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать противоречий между видами работы, объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и, таким образом, является инструментом реализации в тренировочном процессе ряда важнейших закономерностей спортивной тренировки.
Вариативность нагрузок обусловливается многообразием задач, стоящих перед спортивной тренировкой, необходимостью управления, работоспособностью скороходов и процессами восстановления в различных структурных образованиях тренировочного процесса. Широкий спектр методов и средств спортивной тренировки, обеспечивающих разнонаправленные воздействия на организм скороходов, применение различных по величине нагрузок в тренировочных занятиях и их частях, а также в более крупных структурных образованиях характеризуют вариативность нагрузок в тренировочном процессе.
Вариативность нагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяемых компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутомления и перенапряжения функциональных систем.
Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, этапов, периодов, макроциклов.
Различают микроциклы тренировки продолжительностью от 2-3 до 7-12 дней; мезоциклы - от 3 до 5-6 недель; этапы и периоды - от 2-3 недель до 4-6 месяцев; макроциклы продолжительностью до 12 месяцев и более.
Построение тренировок на основе различных циклов дает возможность систематизировать задачи и средства тренировочного процесса и реализовать другие его принципы: непрерывность, единство общей и специальной подготовки, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность динамики нагрузок.
70
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Рациональное построение циклов тренировки имеет особое значение, когда одним из важнейших резервов совершенствования систем тренировки является оптимизация тренировочного процесса при относительной стабилизации количественных параметров тренировочной работы, достигших околопредельных величин.
Основы принципа цикличности четко сформулированы Л. П. Матвеевым, В. Н. Платоновым:
- при построении тренировки следует исходить из необходимости систематического повторения ее элементов и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса;
- следует рассматривать любой элемент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более или менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса;
- выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов [3]-[5], [9]—[11].
В то же время для эффективного решения основных задач по повышению всех сторон подготовленности скороходов должны использоваться как сопряженные, так и избирательные методы совершенствования физических качеств и технических навыков на основе учета функциональных сдвигов, долговременной адаптации систем организма и их морфофункциональной специализации.
Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности. Рациональное построение процесса тренировки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности.
Необходимо четко уяснить, что эффективность соревновательной деятельности и её компонентов является интегральной характеристикой подготовленности скорохода; базовые качества и специализированные навыки определяют эффективность действий скорохода при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности, например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности, а в спортивной ходьбе - темп, длина и частота шагов.
При этом нужно отметить, что базовые качества, определяющие эффективность действий скорохода при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности, проявляют большую вариабельность, чем основные компоненты соревновательной деятельности, и меньшую, чем основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития этих качеств и их частные характеристики.
Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей скороходов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.
В то же время в системе подготовки скороходов этот принцип реализуется следующим образом. Адаптация скороходов к экстремальным условиям спортивной борьбы на главных соревнованиях достигается неоднократным моделированием условий и параметров этой борьбы в тренировочной и соревновательной деятельности. При этом значительно возрастает роль системы соревнований и её регламента (число соревнований, стартов) в повышении уровня подготовленности скороходов и достижении ими запланированных результатов.
Тенденция развития видов спорта, изменение правил соревнований, модернизация инвентаря и оборудования должны обеспечить необходимую динамичность системы подготовки: гибкое планирование, оперативную коррекцию программы подготовки, состав технико-тактических навыков, своевременный перенос акцента на развитие тех качеств, которые в полной мере обеспечат надежность достижения поставленной цели в новых условиях.
Таким образом, на основании результатов проведенных исследований решение основных методических задач подготовки квалифицированных скороходов можно сделать следующие выводы.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
71
Выводы
1. Решение основных методических задач подготовки обеспечивается:
- повышением базовой подготовленности как в четырехлетнем, так и в годичном циклах, за счет выполнения оптимальных объемов нагрузок, направленных на увеличение аэробных возможностей (скорости на уровне аэробного и анаэробного порога, МПК) и силовых качеств как основы перехода к высокоинтенсивным соревновательным нагрузкам. Объем силовых упражнений не должен приводить к снижению выносливости;
- постепенной интенсификацией тренировочного процесса, повышением скорости передвижения на предсоревновательных этапах;
- необходимой продолжительностью индивидуальной соревновательной подготовки, характерной для данного вида спорта: на базовых этапах за счет выступления преимущественно на смежных дистанциях, в соревновательном периоде - в основных дисциплинах;
- построением годичной подготовки, включающей от одного до трех микроциклов;
- постепенным достижением высоких общих объемов тренировочных нагрузок.
При этом объемы нагрузок должны быть индивидуализированы в зависимости от продолжительности соревновательной дистанции.
2. Объемы циклических нагрузок по зонам интенсивности в годичном цикле находятся в большинстве дисциплин в пределах:
- II аэробной зоны (до уровня анаэробного порога) - 45-60%;
- III смешанной зоны (выше анаэробного порога) - 10-20%.
3. Соотношение нагрузок, выполняемых в IV (гликолитической), V (алактатной) и I (восстановительной) зонах интенсивности, зависит от длины дистанции и специфики вида спорта.
4. Средства силовой подготовки преимущественно носят специализированный характер, применяются круглогодично и направлены на увеличение и поддержание рабочих усилий.
Литература
1. Лемешков, В. С. Системный подход к тренировочному процессу в подготовке квалифицированных скороходов / В. С. Лемешков // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы IX Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2005 г. / БГУФК ; редкол.: М. Е. Кобринский (председатель) [и др.]. - Минск, 2006. - С. 43-46.
2. Лемешков, В. С. Характеристика особенностей управления тренировочным процессом в спортивной ходьбе / В. С. Лемешков // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : материалы IX Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2005 г. / БГУФК ; редкол.: М. Е. Кобринский (председатель) [и др.]. - Минск, 2006. - С. 46-52.
3. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
4. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов : учеб. пособие / Л. П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
5. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - 4-е изд. -СПб. : Лань, 2005. -384 с.
6. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
7. Озолин, Н. Г. Путь к успеху / Н. Г. Озолин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 112 с.
8. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 863 с.
9. Платонов, В. Н. Теория спорта / В. Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1987. - 540 с.
10. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
11. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
12. Dienhart, M. Periodization training for trach and field H / M. Dienhart // Athletic journal. - 1986. -V. 66. - № 8. - P. 44-45.
Summary
The article is devoted to the research of the problems of highest sportive achievements. In this article the questions concerning the basic laws and the principles of many years standing sporting preparation of qualified sporting men in the sports walking are considered.
Поступила в редакцию 22.01.10.