ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
77
6. Преемственность содержания профессионального образования обеспечивает целостность образовательной системы в концепции непрерывного образования, когда сформированные на одной ступени обучения профессиональные знания, умения, навыки становятся базой для качественного овладения более сложными умениями и навыками на последующих этапах обучения, в частности в процессе профессиональной адаптации.
7. Одним из эффективных путей формирования профессиональной адаптации студентов биологического факультета и молодых специалистов - учителей биологии является комплексный подход к этой проблеме и решение ее в системе школа - вуз - учреждения образования. На решение этих проблем должна быть направлена деятельность педагогических коллективов вуза и учреждений образования.
Литература
1. Гуляева, Т. В. Профессиональная адаптация молодого учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Гуляева. - Минск, 1999. - 148 л.
2. Ростунов, А. Т. Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии / А. Т. Ростунов ; Нац. ин-т образования. - Минск, 1995. - 120 с.
3. Жданов, И. А. Прогнозирование успешности профессиональной деятельности / И. А. Жданов. -М. : Просвещение, 1989. - 63 с.
4. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. - М. : Просвещение, 1990. - 164 с.
5. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. - М. : М-во образования России, Ин-т проф. образования, 1995. - 336 с.
6. Сманцер, А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика : науч. изд-е / А. П. Сманцер. - Минск : БГУ, 1995. - 288 с.
Summary
This article reveals the organizational and pedagogical aspects of biological faculty students’ adaptation for study activities. The article defines basic stages and difficulties of students and young specialis’ professional adaptation. The research demonstrates the necessity of complex approach to the problem of professional adaptation in the system of secondary and higher education.
Поступила в редакцию 02.07.09.
УДК 796.15
В. С. Лемешков
ПОСТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ТРЕНИРОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ
В статье рассматривается актуальная проблема совершенствования спортивной тренировки - построение и содержание годичного цикла подготовки квалифицированных спортсменов в спортивной ходьбе, выявлены особенности, проанализированы комплексные целевые программы. В ходе исследования была разработана высокоэффективная методика, которая позволяет управлять учебно -тренировочным процессом скороходов на различных этапах годичного цикла и добиться стабильно высоких результатов на ответственных стартах года.
Введение
С выходом спортсменов СССР в начале 1950-х гг. на международную арену усилилась конкуренция между нашими спортсменами и спортсменами других стран. Для успешного выступления на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы потребовался новый качественный подъем научных исследований в области спорта. В эти годы основные усилия ученых были направлены на совершенствование структуры тренировочного процесса, определение оптимальных параметров тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле
78
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
и в процессе многолетней тренировки. Осуществлялся поиск эффективных средств повышения и восстановления работоспособности спортсменов и адаптационных процессов; разрабатывалось научное обоснование подготовки спортивного резерва, отбора и ориентации спортсменов; изучались особенности подготовки в связи со сменой временного пояса, погодными условиями, в условиях среднегорья и высокогорья; велась разработка методологии и технологии управления спортивной подготовкой и многое другое.
Результаты исследования и их обсуждение
Укрепление авторитета белорусского спорта на международной арене, способность достигнуть высоко поставленных целей, завоевание достойных мест на соревнованиях различного масштаба, воспитание патриотизма, гордости за свое независимое государство - Республику Беларусь - являются задачами государственной важности, а задачи улучшения системы спортивной подготовки белорусских скороходов, а также ближайшего спортивного резерва являются общественно важными и необходимыми.
Ведущими направлениями в построении и планировании тренировки являются главные принципы традиционной периодизации спортивной тренировки [1], [2] и современные [3], [4], [5], [6], которые отражают опыт подготовки элитных спортсменов ведущими тренерами, имеющими собственные педагогические концепции, следуя которым им удается воспитывать чемпионов.
Современный этап развития спортивной ходьбы требует применения усовершенствованных и высокотехнологичных методик, которые позволят эффективно управлять учебно-тренировочным процессом квалифицированных скороходов на различных этапах годичного цикла и добиваться стабильно высоких спортивных результатов на ответственных стартах. Г оворить же о достаточности научно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса в спортивной ходьбе, особенно у женщин, не приходится [7], [8]. Именно разработка методики построения учебно -тренировочного процесса квалифицированных скороходов в годичном цикле тренировки, а также создание программно-методического обеспечения организации этого процесса является одним из путей решения данного вопроса. С учетом изложенного проблема поиска путей оптимизации построения учебно-тренировочного процесса на различных этапах годичного цикла в спортивной ходьбе является крайне актуальной.
Конкретной теоретико-методологической предпосылкой к разработке проблемы построения и содержания тренировочного процесса послужили: основные положения теории систем и теории управления сложными динамическими системами, распространенными на область спортивной деятельности человека [3]; теоретико-методические основы современной системы спортивной тренировки и ее периодизация [1], [9], [10].
Целью исследования являлась разработка эффективных путей совершенствования учебно-тренировочного процесса квалифицированных скороходов в годичном цикле тренировки. Объектом исследования являлись пути совершенствования подготовки квалифицированных скороходов в годичном цикле тренировки. Предметом исследования была методика построения учебно-тренировочного процесса квалифицированных скороходов в годичном цикле тренировки.
Философским основанием исследования являлись положения материалистической диалектики как метода познания действительности и развития. Общенаучная методология исследования базируется на важнейших положениях системного подхода, а также на теории функциональных систем. В качестве частнонаучных оснований исследования выступили положения теории и методики физической культуры [1], [2], теории спорта [3], [11], [12].
Решение поставленных в исследовании задач обеспечивалось использованием следующих методов: общепедагогических (теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы по проблеме исследования, интервьюирование, беседы и анкетный опрос ведущих тренеров и спортсменов, педагогическое наблюдение, спортивно-педагогическое тестирование физической подготовленности (метод контрольных упражнений), моделирование, педагогический эксперимент); инструментальных (хронометрирование и видеозапись); математико-статистических методов (статистическое описание, корреляционный и факторный анализы). Применение вышеперечисленных методов осуществлялось с учетом требований к проведению педагогического исследования в физическом воспитании и спортивной тренировке.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
79
Исследование было проведено с 1985 по 2008 гг.
Следовательно, спортивные достижения, показанные скороходами в условиях повторяемых соревнований, могут быть описаны множеством параметров, отражающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
Поэтому при планировании подготовки скороходов тренеры и сами спортсмены должны заранее знать, в какой мере они должны достичь заданного результата по каждому параметру, т. е. параметры результата формируются в этом случае в виде определенной модели раньше, чем будут сами результаты. Совершенно ясно, что без установления количественных и качественных значений тех или иных параметров предполагаемых спортивных достижений вряд ли можно сформулировать полное и точное представление о цели спортивной деятельности [1].
Следует отметить, что спортивное достижение определяется суммарным действием многих факторов, имеющих разную природу и степень важности. К числу основных факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень спортивных достижений, относятся индивидуальная спортивная одаренность, пол, возраст, состояние здоровья, тип телосложения, степень физической, технической, тактической и психологической подготовленности, размах спортивного движения и социально-экономические условия его развития в обществе, экзогенные и биологические ритмы, масштаб и условия проведения состязаний и мн. др.
Л. П. Матвеев по этому поводу пишет следующее: «... спортсмены одного и того же возраста, специализирующиеся в одном и том же виде спорта, имеющие одинаковый спортивный стаж и достигшие равных спортивных результатов, могут значительно отличаться друг от друга своими функциональными и иными личными свойствами, от которых зависят перспективы их прогресса в спорте» [2, 175].
Существует мнение, что методика тренировки спортсменов высшего класса периодически изменяется. Приблизительно каждые 15-20 лет в нее вносятся принципиально новые, революционные изменения, которые приводят к очередному взлету результатов. Следовательно, детальное и глубокое изучение и обобщение передового опыта подготовки сильнейших скороходов мира позволяет определить, за счет каких новшеств в методике подготовки произошел рост рекордных достижений у конкретного спортсмена в данный исторический период.
Большой интерес при анализе и обобщении опыта подготовки рекордсменов представляют прежде всего данные о построении микро-, мезо- и макроциклов тренировки и особенно система соревновательной и предсоревновательной подготовки, обеспечивающая достижение наивысших результатов; о результативности и надежности выступлений спортсменов в условиях насыщенного и длительного соревновательного периода; о структуре, величине и динамике нагрузок в годичном цикле; о применении нетрадиционных средств и методов подготовки и др.
Следует отметить, что вопросы построения тренировочного процесса скороходов, имеющих высокий уровень спортивного мастерства в больших циклах подготовки (в частности, годичных), имеют долгую историю. Огромный вклад в познание закономерностей построения спортивной тренировки внес Л. П. Матвеев [1], [2]. Благодаря исследованиям по проблеме периодизации спортивной тренировки ему удалось сформулировать ряд важнейших теоретикометодологических положений:
• спортивный результат, показанный в соревнованиях, является наиболее обобщенным критерием спортивной формы, которая представляет собой состояние оптимальной готовности к спортивному достижению;
• в спортивном результате, как в фокусе, отражаются все стороны подготовленности спортсменов в их органическом единстве; анализируя индивидуальную динамику (т. е. ход изменения) спортивных результатов в годичном цикле подготовки, можно судить об уровне спортивной формы, о фазах ее становления, сохранения и утраты;
• фазовость развития спортивной формы является естественной основой построения макроцикла тренировки типа годичных и полугодичных;
• фазы становления, сохранения и временной утраты отражаются в построении отдельных периодов тренировки - подготовительного, соревновательного и переходного;
• в различных видах спорта у сильнейших спортсменов встречаются различные типы кривых динамики спортивных результатов («одновершинные», «двухвершинные спортивные», «трёхвершинные»);
• периоды, когда наблюдается наибольшее количество высших достижений, связаны не столько с сезонно-климатическими условиями, сколько со сроками спортивных состязаний,
80
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
а в конечном счете - с особенностями построения спортивной тренировки, динамикой тренировочных нагрузок.
Фундаментальные теоретико-методологические положения построения тренировочного года (четкая периодизация, вариативность нагрузок, разнообразие средств, нацеленность на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях), разработанные у нас в стране усилиями многих специалистов, нашли широкое признание во многих странах мира.
Большой объем соревновательных выступлений и их высокая концентрация во времени у сильнейших скороходов мира вынуждают тренеров и спортсменов вести поиск новых путей построения тренировки в течение года, позволяющих обеспечивать длительное нахождение в состоянии готовности к демонстрации высоких спортивных результатов. Ввиду этого в научнометодической литературе все настойчивее высказывается мысль о том, что сложившаяся система периодизации спортивной тренировки вошла в противоречие с передовой практикой. Как считает М. Портманн [13], основные принципы планирования, разработанные Л. П. Матвеевым, хотя и применяются в подготовке начинающих спортсменов, уже устарели для построения тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов.
Поэтому в практике подготовки скороходов начали появляться принципиально новые подходы к построению макроциклов тренировки, отличные от классической периодизации, разработанной Л. П. Матвеевым. Некоторые авторы стали отвергать наличие подготовительного, соревновательного и переходного периодов в годичном цикле с присущими им специфическими задачами и содержанием. Они ввели помесячное планирование тренировочного процесса с подготовкой к каждому более или менее ответственному соревнованию, предлагая использовать разнообразные новые обозначения структурных образований тренировочного процесса в течение года -этапы накопления и реализации потенциала, большие блоки, этапы, «спирали» и др. [3], [14], [15].
Имеются некоторые данные и о том, что методика, основанная на равномерном распределении тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности в течение всего года, малоперспективна с точки зрения достижения действительно выдающихся результатов, раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов и демонстрации наивысших результатов в главных соревнованиях сезона. Правда, следует иметь в виду, что этот вариант построения тренировки имеет ряд существенных преимуществ: он позволяет длительное время поддерживать высокий уровень тренированности и достаточно успешно выступать в соревнованиях в течение всего спортивного сезона; при такой структуре годичного цикла подготовки намного проще и однообразнее построение тренировки [12].
Весьма спорным и интересным является вопрос о том, какие именно главные факторы обусловливают продолжительность и структуру тренировочного года (макроциклов) - только ли календарь спортивных соревнований или же в основе планирования годичного цикла тренировки спортсменов должны лежать биологические закономерности становления спортивной формы.
Динамика соревновательных результатов в каждом большом цикле тренировки (типа годичного или полугодичного) часто используется как показатель длительности удержания состояния спортивной формы. Так, например, в циклических видах спорта принято считать, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы, если его результат в соревнованиях отклоняется от его лучшего личного достижения на 1,5-2%.
Рост достижений в мировой спортивной ходьбе вызывает необходимость не только разрабатывать оригинальную технику физических упражнений, новую тактику спортивной борьбы, но и искать также новые, все более эффективные средства, методы и организационные формы ориентации, отбора и подготовки скороходов, нетрадиционные способы восстановления работоспособности, построения, моделирования, программирования, прогнозирования и контроля тренировочного процесса [14].
Высокие спортивные достижения в спортивной ходьбе во многом определяются скоростью прохождения дистанции. Скорость передвижения по дистанции в спортивной ходьбе, в свою очередь, зависит от рационального сочетания длины и частоты шагов. Поэтому при анализе структуры спортивных достижений на уровне соревновательной деятельности для тренеров-практиков наибольший интерес представляют прежде всего следующие вопросы: Какие результаты показывают сильнейшие скороходы мира на отдельных участках дистанции?; Как эти результаты влияют на конечный общий результат в соревнованиях и какова их значимость? Обращает на себя внимание и тот факт, что среди отдельных структурных компонентов подготовленности есть факторы, значимость которых действительно меняется с увеличением длины дистанции, уровня тренированности. Однако есть и факторы, степень влияния которых на конечный результат остается постоянной независимо от вида спортивного упражнения. К ним относятся: возраст, спортивный стаж, экономичность техники движений.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
81
В современной спортивной ходьбе применяются различные методические подходы к построению годичной подготовки, нередко исключающие друг друга.
С целью выявления особенностей построения тренировочного года у квалифицированных скороходов нами также были проанализированы комплексные целевые программы, планы подготовки сборных национальных команд (России и Республики Беларусь) при подготовке к Олимпийским играм по спортивной ходьбе 2000-2008 гг., официально опубликованные в печати.
Для получения точных сведений о наилучших вариантах построения тренировочного года скороходов нами изучались структура и содержание годичного цикла подготовки у ведущих скороходов мира, России и Белоруссии (всего около 80 случаев). При этом использовались также фактические данные о построении и содержании тренировочного процесса в годичном цикле, отраженные в литературных источниках и исследовательских материалах других авторов.
Следует отметить, что систематизация и изучение опыта построения и планирования тренировочного года ведущими тренерами и спортсменами - дело чрезвычайно трудоемкое, поскольку нередко у представителей одного и того же вида спорта имеются различные представления о наименовании и назначении различных звеньев тренировочного процесса (этапов, периодов, мезоциклов, микроциклов) внутри года.
Поэтому в ходе исследования нас прежде всего интересовали общие вопросы: Сколько циклов обычно планируется в течение года в спортивной ходьбе? Какова их продолжительность? Каково соотношение продолжительности подготовительного и переходного периодов в годичном цикле? Сколько этапов включает каждый период тренировки и какова их длительность? Каковы параметры нагрузок при различных вариантах построения тренировочного года?
В целостной структуре годичного цикла количество этапов (мезоциклов) и их продолжительность зависят от формы построения тренировочного года и специфики вида спорта.
Мы установили, что длительность этапов не является жестким образованием. Вариации определяются индивидуальными особенностями протекания адаптационных перестроек в связи с тренировочной работой и соотношением процессов «работа - отдых» во всех тренировочных блоках, от тренировочного занятия до макро- и микроциклов, на принципах обеспечения эффекта «суперкомпенсации». Длительность периодов и этапов определяется:
• общей протяженностью планируемого цикла и календарем соревнований;
• количеством выделенных этапов под количество главных (ведущих) задач;
• необходимым временем для решения главной задачи;
• эффективностью тренировки.
У скороходов годичный цикл подразделяется, как правило, на два периода -подготовительный и соревновательный. Осенне -зимний макроцикл, продолжительностью 20-24 недели, включает подготовительный период - 16-18 недель, который, в свою очередь, делится на два этапа: общеподготовительный (10-12 недель) и специальноподготовительный (4-6 недель). Весенне-летний макроцикл, продолжительностью 28-32 недели, состоит из:
• подготовительного периода - 14-16 недель, которые, в свою очередь, делятся на два этапа: общеподготовительный (10-12 недель) и специальноподготовительный (4-6 недель);
• соревновательного периода - 12-14 недель, состоящего из предсоревновательного этапа (2-4 недели) и этапа основных соревнований (10 недель);
• переходного периода - 4-6 недель.
Средняя длительность этапов от 4 до 7-8 недель. Она зависит от индивидуальных особенностей развития адаптационных процессов, календаря соревнований (в соревновательном периоде), стоящих задач и организационных условий тренировок. В решающей степени длительность этапов определяется исчерпанием «тактических адаптационных резервов» [15], [16].
Определение и формирование задач и целевых установок по этапам и микроциклам в каждом конкретном случае исходит из общих закономерностей развития тренированности, обосновывается индивидуальными особенностями развития спортсмена и подчиняется логике преемственности задач в годичном цикле.
По своей структуре задачи и целевые установки подразделяются на стратегические и тактические. Стратегические относятся к тренировке в макроциклах по периодам и большим этапам, тактические - к макроциклам и тренировочным занятиям. Стратегические задачи и целевые установки формируются на основании анализа исходного состояния, вытекают из выводов и заключений этапов «тестирования» и «анализа» и представляют собой продукт объекта целеобразования.
82
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
При определении основных лимитирующих ошибок и формировании техники следует исходить из положения о технической подготовленности как главном системообразующем факторе, анализируя индивидуальный вариант техники, его качество и степень рассогласования с моделью.
Структуру задач и целевых установок следует формировать, подчиняясь логике периодизации и расписанию соревнований, учитывая длительность годичного цикла, особенности календаря соревнований, задачи и условия подготовки и биологические особенности совершенствования организма.
Принцип волнообразности динамики подготовленности, обусловленный принятой периодизацией, предопределяет цикличность целевых установок, особенности сочетания главных задач, влияет на принципы формирования средств и методов тренировки, выбор режимов мышечной деятельности и периодичность их смены.
В связи с принятой периодизацией и моделируемой динамикой общего состояния тренированности и необходимостью сочетания двух классов задач строится логика преемственности стратегических задач по периодам и этапам, выделяются главные и второстепенные задачи, формируются блоки средств и выбираются методы их применения.
Стратегические задачи и целевые установки в процессе программирования трансформируются в тактические задачи тренировки.
Таким образом, на основании результатов исследования построения и содержания годичного цикла тренировки квалифицированных спортсменов в спортивной ходьбе можно сделать следующие выводы.
Выводы
1. Выявлены закономерности в распределении объемов тренировочной нагрузки по периодам и в годичном цикле.
2. Определены ведущие факторы структуры тренировочных нагрузок, взаимосвязанные с успешностью выступления в основных соревнованиях сезона, которые необходимо учитывать при подготовке скороходов.
3. В основе того или иного варианта построения тренировочного года лежат разные концептуальные взгляды на процесс построения спортивной тренировки, на распределение и динамику тренировочных и соревновательных нагрузок в течение года; специфика вида спорта и система соревнований, принятая в нем; возраст, квалификация и индивидуальные особенности спортсменов; условия подготовки и многие другие факторы.
4. Влияние основных компонентов структуры соревновательной деятельности скороходов на уровень их спортивных результатов является неоднозначным и изменяется как в рамках годичного цикла от соревнования к соревнованию, так и в процессе многолетнего роста мастерства квалифицированных скороходов.
Литература
1. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
2. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учеб. для вузов / Л. П. Матвеев. -
4-е изд. - СПб. : Лань, 2005. - 384 с.
3. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 175 с.
4. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов : учеб. пособие / Л. П. Матвеев. - Киев : Олимпийская литература, 1999. - 318 с.
5. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
6. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 863 с.
7. Бондаренко, С. К. Спортивная ходьба: техника, методика тренировки / С. К. Бондаренко. -СПб., 1992. - 93 с.
8. Королёв, Г. И. Современные принципы системы подготовки в спорте. Очерки по теории методологии современной системы спортивной подготовки. На примере подготовки в спортивной ходьбе / Г. И. Королёв. - М. : Мир атлетов, 2006. - 104 с.
9. Платонов, В. Н. Теория спорта / В. Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1987. - 423 с.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
83
10. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. -Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
11. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.
12. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
13. Portmann, M. Planification et periodisation des Programmes d’Entrainement et de Competition / M. Portmann // Journal de l’Athletisme. - 1986. - № 30. - P. 5-15.
14. Королёв, Г. И. Да здравствует ходьба: Энциклопедия ходьбы человека / Г. И. Королёв. - 2-е изд., доп. - М. : Мир атлетов, 2003. - 528 с.
15. Лемешков, В. С. Научно-методические основы системы подготовки высококвалифицированных скороходов в Республике Беларусь : моногр. / В. С. Лемешков. - Гомель : УО «Гомел. гос. ун-т им. Ф. Скорины», 2004. - 200 с.
16. Лемешков, В. С. Разработка системы периодизации годичного тренировочного цикла в спортивной ходьбе / В. С. Лемешков // Проблемы повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности в спорте (научно-педагогическая школа Т. П. Юшкевича) : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск,13 марта 2008 г. / редкол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Минск : БГУФК, 2008. - С. 48-50.
Summary
The article reflects the actual problems of training highly-qualified footman sportsmen in the annual cycle.
Поступила в редакцию 06.03.09.
УДК 378.1.035
И. В. Угликова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТИПА
Статья выполнена с позиций проектно-программного подхода и посвящена изложению концептуальных оснований деятельности, направленной на развитие социокультурной компетентности студентов в процессе обучения в университете классического типа. Согласно логике концептуализации, в работе указывается на актуальность проектируемой деятельности, ее цель и ценностные основания, подходы и принципы, регламентирующие деятельность, а также теоретическую базу решения обозначенной проблемы. Представленные концептуальные основания составляют необходимый фундамент для последующей разработки технологии развития исследуемого явления.
Введение
В последние годы многие авторы выстраивают свои исследования с позиций проектнопрограммного подхода с учетом разработок Академии последипломного образования и отдела проектирования образовательных систем НИО, разрабатывая такие компоненты образовательных проектов, как концептуальные основания планируемой деятельности, ее технологические аспекты, ресурсное обеспечение.
С позиций практикоориентированной науки и проектирования в образовании концептуализацию рассматривают как развернутое предъявление, форму опосредования и проработки замысла преобразования управляемой деятельности. В этом случае она выступает в качестве атрибута и одной из фаз (наряду с технологизацией и ресурсообеспечением) проектирования (являющегося современным способом, культурной формой нормирования и трансляции образовательных процессов, институтов и сред, который обращен к реальности будущего, направлен на достижение заранее планируемых преобразований, развитие проектируемых объектов [1, 49]).
С тем, чтобы сделать предъявляемый замысел преобразования более полным и четким, в концептуальной части исследования выделяют следующие блоки: проблемный (доказывающий востребованность предполагаемых изменений), целевой (содержащий развернутую формулировку цели деятельности), ценностный (утверждающий и защищающий ценностные основания автора),