Научная статья на тему 'Спортивный результат как многофакторное явление в подготовке высококвалифицированных скороходов'

Спортивный результат как многофакторное явление в подготовке высококвалифицированных скороходов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2408
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В. С. Лемешков

В статье проведен анализ стремления к достижению наиболее высоких спортивных результатов, что является специфической чертой спорта как уникального и многогранного социального феномена. При этом спортивный результат выступает в качестве интегрального продукта всей системы подготовки спортсмена. Сопоставление спортивных результатов в отдельных видах спорта по шкале «лучше – хуже» свидетельствует о возможностях человека в данном виде спортивной деятельности, о качестве школы спорта в стране, об уровне развития спортивной культуры и степени прогресса с ней других видов культуры общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of this article is aspiration for the achievement the highest sport results which are a peculiar feature of sport as a many-sided social phenomenon. Alongside sport results step forward as an integral product of the whole sportsmen’s preparing system.

Текст научной работы на тему «Спортивный результат как многофакторное явление в подготовке высококвалифицированных скороходов»

62

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 796.15

СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КАК МНОГОФАКТОРНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СКОРОХОДОВ

В. С. Лемешков

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель физической культуры

УО «Гомельский государственный педагогический колледж им. Л. С. Выготского»

В статье проведен анализ стремления к достижению наиболее высоких спортивных результатов, что является специфической чертой спорта как уникального и многогранного социального феномена. При этом спортивный результат выступает в качестве интегрального продукта всей системы подготовки спортсмена. Сопоставление спортивных результатов в отдельных видах спорта по шкале «лучше - хуже» свидетельствует о возможностях человека в данном виде спортивной деятельности, о качестве школы спорта в стране, об уровне развития спортивной культуры и степени прогресса с ней других видов культуры общества.

Введение

В связи с тем, что разработка общих основ акмеологии спортивных достижений как относительно нового направления в теории спорта началась сравнительно недавно, большинство категорий данной области научных знаний пока ещё не систематизировано и не подвергалось обстоятельному формально-логическому и содержательному анализу. Некоторые из понятий, к примеру «спортивный результат», «спортивное достижение», рассматривались главным образом в рамках теории спорта.

Поэтому накопленные на сегодня научно-прикладные знания о спортивных результатах носят весьма фрагментарный, неупорядоченный и противоречивый характер, не определена их специфика и структура. Наблюдается неравномерность развития знаний, освещающих теоретикометодологические, психологические, медико-биологические, педагогические, метрологические и многие другие аспекты проблемы максимальных достижений высококвалифицированных скороходов.

Цель исследования - описание влияния факторов, обеспечивающих спортивные наивысшие результаты, что позволяет глубже познать природу рекордных проявлений в спортивной ходьбе, тенденции и закономерности их развития; разработка научно обоснованной методики прогнозирования спортивных результатов; анализ процесса организации и управления подготовкой при достижении спортивных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Соревнования в системе подготовки спортсменов являются не только средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, но и важнейшим средством повышения тренированности и спортивного мастерства.

Спортивный результат как продукт соревновательной деятельности, имеющий самостоятельную ценность для спортсмена, тренера, зрителей, спортивной организации, страны и т. п., обусловливается большим количеством факторов [1], [2].

В научно-методической литературе описано более 150 факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на уровень и динамику спортивных достижений в обществе [3].

На наш взгляд, все эти факторы условно можно разделить на 3 основные группы, обладающие общими родственными признаками (рисунок).

Рисунок - Классификация факторов,

О

о\

V!

S

о

со

_

S

со

Рй

5

Е

s

и

п

со

£

й

п

Я

о

■в

о

и

о

is

о

со

Внешние

1- я группа -

характеристики состояния спортсмена ~€

2-я группа -

средовые

факторы

3-я группа - характеристики системы подготовки спортсменов (тренировочные, соревновательные, внетренировочные и внесоревновательные)

Индивидуально- Социальные факторы:

личностные размах спортивного движения в

факторы: стране, экономическое

возраст, обеспечение сферы спорта,

спортивный стаж, материально-техническая база

здоровье, спорта, национальные традиции,

конституция, популярность спорта, способы

степень материального и морального

спортивной стимулирования, система

одаренности, информации, пропаганды спорта,

уровень наличие необходимых кадров в

подготовленности и др. стране *

Природные факторы: сезонноклиматические и географические условия,

гелиофизические и лунные воздействия и т.п.

Факторы обеспечивающие непосредственную подготовку к соревнованиям: отбор спортсменов, методика тренировки,система соревновательной подготовки, система восстановления работоспособности спортсменов; уровень квалификации тренеров и самосовершенствования спортсменов; материально-техническое, научно-методическое, организационное и медицинское обеспечение и др.

Факторы собственно соревновательной борьбы: условия соревнований (метеорологические, материально-технические и др.), масштаб и правила соревнований, квалификация и особенности действий соперников в заходе; особенности техники, тактики, грубое или неспортивное поведение, поведение других лиц - тренеров, судей, зрителей, травмы и их последствия, ошибки в собственных действиях и др.

Спортивные достижения

С\

U)

ПЕ ДАТ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

64

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Первая группа факторов связана с индивидуально-личностными особенностями скороходов и со степенью их готовности к спортивным достижениям. К ним обычно относят: возраст, пол, спортивный стаж, морфологическую конституцию, тип нервной системы и темперамента, хронотип, одарённость, уровень спортивной работоспособности, адаптационных возможностей организма спортсменов, их спортивной подготовленности - физической, технической, психологической и мн. др. [4].

Вторая группа факторов характеризует эффективность системы подготовки, обеспечивающую рост спортивных достижений в определённом виде спорта. К их числу относят: ориентацию и отбор спортсменов; совершенство методики тренировки, соревнований и реабилитации; материально-техническое, информационное, научное, медико-биологическое обеспечение тренировочного процесса, соревнований; повышение специальных знаний и педагогического мастерства тренеров и уровня самосовершенствования спортсмена [5], [6].

Это, по терминологии Л. П. Матвеева [7], комплекс так называемых тренировочных, соревновательных, внетренировочных и внесоревновательных факторов в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов.

Третья группа факторов включает в себя окружение спортсменов, условия жизни и спортивной деятельности. Это средовые факторы - социальные и природные. К социальным факторам спортивных достижений относят: престиж спорта и спортивных высших достижений в общественном мнении, способы морального и материального вознаграждения за победы в соревнованиях и результаты (публичное одобрение властей, награды, присвоение спортивных званий, премии, различные роды доплат и т. п.), материальное благосостояние народа (в расчёте по размерам национального дохода и калорийности питания на душу населения), средняя продолжительность жизни, общая численность и грамотность населения, финансовое обеспечение сферы спорта, размах спортивного движения в стране, число спортсменов младших и старших разрядов, число подготовленных тренеров, обстановка и поведение зрителей на соревнованиях и т. д.

В состав факторов природной сферы входят климатические, географические и геофизические факторы: температура окружающей среды, влажность воздуха, направление и сила ветра, парциальное давление кислорода, время суток и года (часовой пояс), суточный и годовой ритмы, широта и высота над уровнем моря, геомагнитное поле, межпланетарное или собственное магнитное поле Солнца, лунные ритмы, сезонные ритмы, напряжённость геомагнитного поля Земли и др. [8].

В зависимости от степени изменения перечисленные выше факторы могут быть управляемыми, изменяющимися, и неуправляемыми, стабильными в своём постоянстве или в определённом развитии. К управляемым относятся многие факторы социальной среды и подготовленности спортсменов. К неуправляемым - преимущественно факторы, характеризующие генотип человека, имеющие наследственную основу или необратимый характер развития (например возраст), а также некоторые внешнесредовые факторы (температура окружающей среды, время суток и года, лунные ритмы и т. д.).

По степени взаимосвязи со спортивным результатом среди них можно выделить главные (ведущие) и дополнительные (вспомогательные) факторы. По количеству характеризуемых показателей все факторы делятся на единичные и комплексные (групповые, обобщённые).

Вполне очевидно, что влияние многих из этих факторов на развитие большого спорта и рост высших результатов сложно и многообразно. Результаты исследований позволяют говорить о следующих типах связи в комплексе двигательных способностей спортсменов: специфические и неспецифические, существенные и несущественные, положительные и отрицательные, нейтральные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные.

Учесть многообразие всех факторов, влияющих на спортивные достижения в том или ином виде спорта, в принципе, весьма сложно. Как правило, многие авторы при характеристике результативности соревновательной деятельности стремятся ограничить их число набором некоторых средовых и индивидуальных свойств спортсменов [9].

В этом случае, когда изучается строение спортивных достижений в процессе становления спортивного мастерства, т. е. их морфология, основной акцент делается на анализе факторов, характеризующих различные стороны подготовленности, определяющих успешность спортивной деятельности [10].

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

65

При этом в строении достижений спортсменов разных специализаций и квалификаций целесообразно различать состав и структуру образующих его компонентов [10]. Под составом подразумевается комплекс качественно специфических форм работоспособности, объективно присущих человеку и определяющих успех его спортивной деятельности, а под структурой -закономерности взаимодействия (связи и отношения) между различными составляющими спортивного результата, обеспечивающие их функциональное единство и спортивные возможности человека.

В качестве составляющих спортивных результатов используется широкий круг разнообразных показателей, отражающих параметры соревновательной деятельности, уровень технико-тактического мастерства, физической и психологической подготовленности, морфологические особенности организма и возможности его функциональных систем и т. п. Хочется подчеркнуть, что именно набор многих из этих факторов и их комбинаций определяет содержание спортивных достижений в отдельных спортивных дисциплинах. Отдельные параметры физической, технической, тактической и других сторон подготовленности и состояния спортсмена, определяющие его результат, являются не чем иным, как внутренним фактором спортивных достижений [7].

Все эти факторы, в конечном счёте, определённым образом взаимосвязаны и взаимозависимы в момент достижения спортивного результата. Перечисленные выше составляющие спортивных достижений отражают наиболее общие, свойственные спортсменам разных дисциплин и квалификаций качественные характеристики подготовленности. В то же время в зависимости от специфики вида спорта и квалификации спортсменов каждый из этих показателей включает ряд более тонких характеристик, отражающих спортивное мастерство в каждой спортивной дисциплине. Тип связей между ними и позволяет определить структуру достижения. Учитывая множественность и разнородность составляющих спортивных достижений, его строение носит, скорее всего, полиструктурный характер.

Как известно, количественно структура спортивного достижения может быть выражена посредством многомерного статического анализа - корреляционного, факторного, кластерного, регрессивного.

Как уже было показано выше, разные спортсмены могут добиваться одного и того же результата за счёт развития различных качеств и степени совершенства необходимых умений и навыков, компенсируя функциональное отставание одних из них более выраженным развитием других.

Следовательно, при исследовании структуры спортивных достижений речь может идти об общей структуре, которая присуща всем спортсменам одной специализации, и индивидуальной структуре, присущей отдельным выдающимся спортсменам.

Факты, накопленные некоторыми исследователями, свидетельствуют, что структура спортивных достижений в отдельных спортивных дисциплинах не может оставаться постоянной в ходе становления спортивного мастерства [1]. Она изменяется по мере роста подготовленности. Практически это означает, что связи между отдельными факторами в спортивной ходьбе могут изменяться, и довольно существенно. Те из них, которые играли ведущую роль при одном уровне достижений, могут оказаться менее значимыми при другом уровне. Для углублённого познания строения спортивных достижений в каждом виде спорта необходимо выяснить, от каких индивидуальных факторов зависят максимальные результаты в данном виде спорта; какова зависимость между ними и степень важности каждого их них.

Комплексный и структурный анализ спортивных достижений в спортивной ходьбе имеет принципиальное значение и для изучения их строения и законов развития, и для управления тренировкой. Ведь для того, чтобы начать целенаправленную подготовку, тренеру и спортсмену необходимо чётко представлять, что следует тренировать, какие свойства, качества развивать, какие умения и навыки совершенствовать, т. е. необходимо знать, что лежит в основе рекордных достижений.

В связи с повышением уровня спортивного мастерства, возрастанием конкуренции на крупнейших состязаниях (чемпионаты мира и Олимпийские игры) усилилось и стремление проникнуть вглубь самой сущности и структуры спортивного результата, выявить факторы, в наибольшей мере определяющие спортивные высшие достижения. Иначе говоря, стали предприниматься попытки ответить на вопрос: как устроено то или иное спортивное высшее

66

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

достижение. Исследование строения спортивного достижения возможно с помощью комплексного подхода. Его применение предусматривает выделение двух этапов работы: расчленение спортивного достижения на отдельные составляющие и их синтез, интеграция в единое целое. В процессе этого анализ необходимо сочетать с синтезом и наоборот. Познание строения спортивного достижения как системного объекта заключается в выявлении решающих факторов и их доли в данном результате; в определении их упорядочения (иерархии) в рамках целого; в определении взаимных связей между отдельными факторами.

Так как спортивные достижения с позиции системного подхода целесообразно изучать как многомерный и целостный многоуровневый объект, необходимо, прежде всего, выявить взаимосвязи между некоторыми его компонентами, расположенными на различных уровнях единой иерархической структуры. Уже говорилось, что высший иерархический уровень занимают показатели, характеризующие потенциал каждого спортсмена в процессе спортивной деятельности и уровень его спортивного мастерства.

Необходимо отметить, что каждый структурный компонент соревновательной деятельности отражает тот или иной фактор индивидуальных возможностей спортсменов -степень развития и проявления соответствующих двигательных качеств, эффективность техники, морфологические особенности (рост, вес, пропорции тела) и др. Значимость каждого из компонентов соревновательной деятельности в достижении максимальных результатов можно определить по величине коэффициентов корреляции между окончательным результатом и зафиксированными значениями этих составляющих соревновательного упражнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показывает практика, при демонстрации высших (рекордных) достижений в спортивной ходьбе могут быть различные варианты динамики скорости прохождения различных участков дистанции:

1. На протяжении всей дистанции скорость ходьбы практически неизменна от старта до финиша.

2. В начале дистанции скорость ходьбы несколько меньше, чем за несколько километров до финиша.

3. Высокая скорость ходьбы находится в начале дистанции, затем она постепенно падает и на заключительном отрезке начинает возрастать.

Характер варьирования скорости на соревновательных дистанциях зависит, прежде всего, от длины дистанции и индивидуальных особенностей подготовленности спортсменов, ранга соревнований, целей, которые ставит спортсмен в них, тактики ходьбы, условий соревнований и др.

На наш взгляд, зависимость между результатами и структурными компонентами соревновательной деятельности у одного и того же спортсмена, показанными в длительной серии состязаний, имеет прямое отношение к разработке индивидуальной структуры спортивного достижения и выбору специальных упражнений, которые должны способствовать совершенствованию наиболее значимых его факторов.

Приведённые выше данные показывают, что в спортивной ходьбе состав и структура соревновательной деятельности имеют характерные особенности. Вклад отдельных компонентов соревновательной деятельности в общую спортивную результативность различен. В каждом конкретном случае значимость отдельных параметров соревновательной деятельности в достижении высоких спортивных результатов зависит от специфики спортивной дисциплины, условий внешней среды, морфологических данных и подготовленности спортсменов.

В структуре соревновательной деятельности необходимо учитывать следующие компоненты:

- общие, включающие в себя параметры, присущие всем спортсменам независимо от уровня мастерства;

- особенные, свойственные отдельным группам спортсменов, достигших высоких результатов преимущественно за счёт родственных параметров соревновательной деятельности;

- индивидуальные, указывающие на неповторимость и своеобразие структуры соревновательной деятельности именно данного спортсмена, которые обусловлены его природным отличием от других спортсменов, конкретными условиями спортивной деятельности и индивидуальными путями формирования его спортивного мастерства.

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

67

Влияние основных компонентов структуры соревновательной деятельности спортсменов на уровень их спортивных результатов является неоднозначным и изменяется как в рамках годичного цикла от соревнования к соревнованию, так и в процессе многолетнего роста мастерства спортсменов.

Структурно'-компонентный аспект системного подхода позволяет рассматривать структуру спортивного достижения как иерархическую и многоуровневую.

Выводы

Таким образом, на основании вклада отдельных факторов соревновательной деятельности, обеспечивающих достижение максимальных результатов в спортивной ходьбе, можно утверждать, что:

1. Первый фактор (системообразующий) включает в себя в качестве составляющих представительность, прогрессирование, стабильность, надёжность и другие параметры достижения, которые характеризуют продуктивность, эффективность системы подготовки спортсмена в целом.

2. Второй фактор (системореализующий) характеризует особенности протекания деятельности спортсмена во время состязания и влияние отдельных её элементов на промежуточный и конечный результат.

3. Третий фактор (системообеспечивающий) определяет степень влияния подготовленности (физической, технической, тактической, психологической) на спортивный результат.

4. Четвёртый фактор (системонаполняющий) характеризует взаимосвязь между спортивным достижением и показателями, обусловливающими спортивные возможности личности (морфологические особенности, пол, возраст и др.).

Логика исследования структуры спортивных результатов требует выявления закономерных связей между компонентами достижений в рамках как одного, так и разных факторов.

Литература

1. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов.

- Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

2. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В. Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

3. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта / Л. П. Матвеев. - М. : 4-ый филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

4. Шварц, Б. В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбор / Б. В. Шварц, С. В. Хрущёв. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 151 с., ил.

5. Войнар, Ю. Теория спорта. Методология программирования : монография / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ. - Минск : Харвест, 2001. - 320 с.

6. Суслов, Ф. П. Структура годичного соревновательно-тренировочного цикла подготовки: реальность и иллюзии / Ф. П. Суслов, С. П. Шепель // Теория и практика физической культуры. - 1999. -№ 9. - С. 57-61.

7. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 270 с.

8. Ленц, Н. А. Проблемы подготовки спортсменов высшей квалификации / Н. А. Ленц // Научноспортивный вестник. - 2004. - № 4. - С. 25-32.

9. Stiehler, G. Sportspiele / G. Stiehler, G. Konzag, H. Dobler. - Berlin : Sportvergal, 1988. - 47 р.

10. Разумовский, Е. А. Совершенствование специальной подготовки спортсменов высшей квалификации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Разумовский ; Гос. центр. ин-т физ. культуры.

- М., 1993. - 48 с.

Summary

The issue of this article is aspiration for the achievement the highest sport results which are a peculiar feature of sport as a many-sided social phenomenon. Alongside sport results step forward as an integral product of the whole sportsmen’s preparing system.

Поступила в редакцию 30.01.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.