Научная статья на тему 'К проблеме формирования гуманистического идеала у старшеклассников на уроках родной литературы'

К проблеме формирования гуманистического идеала у старшеклассников на уроках родной литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / БАШКИРСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / EDUCATIONAL WORK / HUMANIST IDEAL / BASHKIR FOLK PEDAGOGY / MORAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчулпанова А.А.

Статья посвящена вопросам формирования гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы средствами башкирской народной педагогики. Проанализировав содержание программных произведений по башкирской литературе для 10-11 классов в башкирской школе, мы установили, что в данной программе для 10-11 классов: содержание литературного материала соответствует современным требованиям. Произведения составляют золотой фонд башкирской литературы, отвечают самым высоким требованиям своим содержанием и художественной формой, пропагандируют непреходящие общечеловеческие ценности, гуманистический идеал; содержание литературных произведений направлено, прежде всего, на его восприятие как произведения искусства, представляющего собой синтез произведения искусства, чувства и мыслей; содержание литературных произведений богато образцами традиционной педагогической культуры башкирского народа, его воззрениями на воспитание подрастающего поколения; в произведениях башкирских писателей, включенных в программу обучения 10-11 классов, показаны разнообразные приемы, методы, формы и средства воспитания детей. В то же время анализ содержания литературного материала для 10-11 классов показывает, что на изучение старшеклассникам представлены объемные произведения, такие как трагедии, драмы, романы, требующие более длительного изучения, проникновения в сущность всех тех проблем, раскрываемых в том или ином произведении. Часовые уроки башкирской литературы в старших классах не полностью отвечают и личностным требованиям старшеклассников. Поэтому воспитание гуманности у старшеклассников через изучение произведений родной литературы, отражающей традиции башкирского народа, требует необходимости привлечения учащихся экспериментальных классов к изучению специального курса «Уроки нравственности», разработанного и апробированного нами на материале вышеуказанных отдельных произведений башкирской литературы с этнографическим содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE HUMANIST IDEAL FOR SENIOR PUPILS AT LESSONS OF THE NATIVE LITERATURE

The article is devoted to the formation of humanity at senior pupils at lessons of the native literature means Bashkir folk pedagogy. Analyzing the content of the program of works by Bashkir literature for 10-11 grades at the Bashkir school, we found that the content of literary material in the program for 10-11 grades meets modern requirements. Works of the golden fund of Bashkir literature meet the highest standards for its content and artistic form, promoting lasting human values, humanistic ideal; the content of literary works aimed primarily at its perception as a work of art is a synthesis of art, feelings and thoughts; the content of literary works aimed primarily at its perception as a work of art is a synthesis of art, feelings and thoughts; the content of literary works rich in examples of traditional pedagogical culture of the Bashkir people, his views on the education of the younger generation; in the works of Bashkir writers included in the training program in 10-11 grades are shown a variety of techniques, methods, forms and means of childrearing. At the same time analysis of the content of literary material for grades 10-11 shows that the study of high school students presented voluminous works such as tragedy, drama, novels, requiring a long-term study, the penetration into the essence of the problems disclosed in this or that product. Time Bashkir literature lessons in high school do not fully meet the requirements of personal and high school students. Therefore, education of humanity at senior pupils through the study of works of native literature that reflects the traditions of the Bashkir people, requires the need to involve the students in the experimental classes to study a special course was developed and tested by us, “morality lessons” on the material above the individual works of Bashkir literature and ethnographic content.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования гуманистического идеала у старшеклассников на уроках родной литературы»

УДК 74.00

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

© А. А. Акчулпанова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» Россия, Республика Башкортостан, 450077 г.Уфа, ул. Чернышевского, 25 а. Тел.: +7 (917) 418 38 10.

Email: Akchulpan@mail.ru

Статья посвящена вопросам формирования гуманности у старшеклассников на уроках родной литературы средствами башкирской народной педагогики. Проанализировав содержание программных произведений по башкирской литературе для 10-11 классов в башкирской школе, мы установили, что в данной программе для 10-11 классов: содержание литературного материала соответствует современным требованиям. Произведения составляют золотой фонд башкирской литературы, отвечают самым высоким требованиям своим содержанием и художественной формой, пропагандируют непреходящие общечеловеческие ценности, гуманистический идеал; содержание литературных произведений направлено, прежде всего, на его восприятие как произведения искусства, представляющего собой синтез произведения искусства, чувства и мыслей; содержание литературных произведений богато образцами традиционной педагогической культуры башкирского народа, его воззрениями на воспитание подрастающего поколения; в произведениях башкирских писателей, включенных в программу обучения 10-11 классов, показаны разнообразные приемы, методы, формы и средства воспитания детей. В то же время анализ содержания литературного материала для 10-11 классов показывает, что на изучение старшеклассникам представлены объемные произведения, такие как трагедии, драмы, романы, требующие более длительного изучения, проникновения в сущность всех тех проблем, раскрываемых в том или ином произведении. Часовые уроки башкирской литературы в старших классах не полностью отвечают и личностным требованиям старшеклассников.

Поэтому воспитание гуманности у старшеклассников через изучение произведений родной литературы, отражающей традиции башкирского народа, требует необходимости привлечения учащихся экспериментальных классов к изучению специального курса «Уроки нравственности», разработанного и апробированного нами на материале вышеуказанных отдельных произведений башкирской литературы с этнографическим содержанием.

Ключевые слова: воспитательная работа, гуманистический идеал, башкирская народная педагогика, нравственные качества.

Сегодняшняя жизнь требует формирования у молодежи необходимых современному человеку знаний, умений, навыков, таких как компьютерная грамотность, владение несколькими иностранными языками, высокий уровень интеллектуального развития, умение построить свою жизнь, ответственность за судьбу своего народа. В вопросах воспитательной работы педагогов беспокоит нравственная глухота подрастающего поколения, жестокость к слабым, равнодушие к пожилым людям, рост детской преступности. Одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы остается преодоление духовного кризиса подрастающего поколения, воспитание у молодежи гражданственности, любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Немаловажную роль в становлении гуманистической личности играет культурное наследие предшествующих поколений, преемственность традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости.

Известные педагоги прошлого X. Абовян, И. Ал-тынсарин, Я. С. Гогебашвили, Я. А. Коменский, А. Навои, К. Насыри, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, М. Уметбаев, Хамза, И. Я. Якович, А. Яссави и другие подчеркивали актуальность и значимость изучения народного опыта воспитания молодого поколения. Опираясь на традиции, заложенные в памятниках народной культуры, ученые углубляли и развивали педагогические идеи, совершенствовали систему воспитания молодежи [1].

Этой проблеме посвящены и труды современных исследователей В. Х. Арутюняна, М. Ачилова, Г. Н. Волкова, А. Ш. Гашимова, А. Э. Измайлова, Н. А. Константинова, З. Ф. Миртурсунова, З. Г. Нигма-

това, И. О. Обидова, М. Орифи, С. Р. Раджабова, А. М. Сафина, М. Стельмаховича, С. Х. Темуровой, Б. Урумбаева, Я. А. Ханбикова, А. Ф. Хинтибидзе, Э. Чориева, М. Ф. Шабаевой, М. Ширбаева, В. С. Бол-баса, О. И. Лесницкой, И. С. Сычевой и др. Труды этих ученых внесли большой вклад в исследование педагогического наследия народов, в разработку основ народной педагогики [2].

В последние годы народный опыт воспитания стал более шире использоваться в практике учебно-воспитательной работы. Опираясь на традиции, заложенные в памятниках народной культуры, ученые углубляли и развивали педагогические идеи, совершенствуя систему воспитания молодежи. Сегодня, когда молодое поколение утратило систему ценностей, нравственный идеал, а своего еще не приобрело, имеют важное значение изучение и использование традиционной культуры народов в учебно-воспитательном процессе. На наш взгляд, такой подход способствует формированию гуманности в эпоху войн, жестокости, эгоизма.

Исследователь становления и развития башкирской народной педагогики В.И. Баймурзина считает, что накопленный опыт воспитания подрастающего поколения является показателем определенного уровня развития народной педагогики башкир, что обусловливается различными внутренними и внешними факторами. Такими факторами, по ее мнению, являются [3]:

1. Отношение человека к самому себе. Кто Я? В чем смысл моей жизни? Какими личностными качествами я обладаю как человек? Обязан ли я быть совершенным человеком? Такой подход к своему «Я» способствует самоанализу человека как к биологическому существу, так и к личности.

2. Отношение одного человека к другому человеку. Кто Я для других? Какое место занимают другие люди в моей жизни? Что необходимо мне знать для общения с другими?

Педагогическая ценность такого подхода заключается в формировании определенных норм общения -этноэтикета: а) почитай и старшего, и младшего; б) придерживайся принятого обращения к людям в соответствии с каждым возрастом; в) если пригласят -приходи, прогонят - уходи.

3. Отношение к своему родному дому, краю, Родине: «Алтын-комош яуган ерзен, тыуып-ускэн ил як-шы» (Родина лучше, чем земля, где много злата и серебра); «Сит илдэ солтан булгансы, уз илендэ олтан бул» (Лучше жить бедно на родной земле, чем быть султаном на чужбине).

4. Отношение к соседу, к соседним народам: «Курше хакы - Тенгре хакы» (Сосед, что Тенгри - бог неба), «Ут курше» (Сосед по огню).

5. Прогрессивные и консервативные традиции. В какой конкретной исторической эпохе возникла та или иная традиция? Каковы условия их выполнения? Какое место занимает та или иная традиция по значимости в конкретный исторический период? Какова эффективность их в развитии и воспитании детей? Что такое понятие «прогрессивный» и «консервативный» в воспитательных традициях башкирского народа? Какова их взаимосвязь с исторической необходимостью их придерживаться между собой?

Попытка понять это соотношение дает возможность отобрать наиболее приемлемые методы воспитания личности ребенка в соответствии с социальным заказом.

6. Самосознание отдельной личности, нации. Мировоззрение народа. В чем смысл жизни? Взгляд на Жизнь и Смерть. Осознание целостности с природой -микро и макрокосм: «тупрактан яралганбыз, тупрака кайтабыз» (Из праха возникли, в прах превратимся); общность с другими народами: «Инэбез Еауа, атабыз -Адам» (Мать наша - Ева, отец - Адам); неотделимость Земли от Космоса: «Ботэ нимэгэ хужа булып, гумер биреп тороуы Тенгри» (Тенгри - бог неба - управляет всеми явлениями).

Как показывают исследования, каждый народ формирует и развивает у подрастающего поколения присущие только ему личностные качества. Башкирский народ не отличается от других в этом. Как было сказано, вышеуказанные факторы возникали в глубине исторического развития народа, претерпевали изменения в своем становлении по велению эпохи и сохранились до наших дней. Изучение произведений устного народного творчества, фольклора башкирского народа дает возможность говорить именно об этом.

Например, в эпосе «Урал-батыр», являющемся одним из шедевров мировой литературы, прослеживается развитие башкирского народа как нации. В судьбе главного героя, Урала, мы видим формирование совершенного человека, который воплотил в себе нравственный идеал башкир. Целый арсенал приемов, методов, форм и средств воспитания детей дошли до нас. Они выработаны народом многими веками и сегодня являются неотделимой часть семейного воспитания детей.

В силу некоторых особенностей жанров устного народного творчества необходимо учитывать и то обстоятельство, что они передавались устно, и каждый сказитель вносил изменения не только в форму их передачи, но и в основные идеи. Таким образом, педаго-

гические идеи башкирского народного воспитания и их реализация в повседневной жизни народа прошли длительный путь, обогащаясь и дополняясь новыми.

Выделим ряд педагогических идей гуманистического содержания, характерных для башкирской народной педагогики [3].

1. Идея воспитания совершенного человека «ка-мил шахес». Главным условием реализации этой идеи выступает формирование у ребенка гармонии души и тела - «Пусть родится у тебя ребенок с шестью органами и здравым умом». Безусловно, это условие является первоосновой, тем не менее не полностью отражает взгляд народа в воспитании совершенного человека. Необходимо выполнение и второго условия -формирование у ребенка определенных личностных качеств:

а) здоровое тело;

б) физическая сила.

При исследовании мифов прослеживается такая закономерность, как наличие у героев неимоверной физической силы, что не только воспевается народом, а в разнообразных сюжетах показывается зло, совершаемое батырами, не умеющими правильно использовать эту физическую силу. Народ в многочисленных примерах предупреждает подрастающее поколение о том, что данная природой сила должна служить только Добру, защищать сирот, немощных и родную землю от ее врагов.

1. Высокая нравственность предполагает умение различать Добро и Зло - один из важных показателей сформированности нравственности. Быть нравственным, в народном понимании, значит, служить добру, совершать добрые деяния в повседневной жизни. Безнравственно то, что совершает насилие, разрушает, а значит, содействует Злу. В сознании башкирского народа нравственность или безнравственность определяются этими двумя понятиями.

2. Идея воспитания любви к родной земле.

«Верхом на скакуне, со стрелою и луком, не жалея жизни своей, башкир никому не отдавал Урал свой». Из приведенных строк народной песни видно, какое значение придавал башкирский народ защите своего Отечества. Это высший долг каждого.

В чувство патриотизма народ вкладывал и вкладывает широкий смысл: во-первых, сохранение родного языка: «Кто сохранит язык, тот сохранит и Родину»; во-вторых, единение народа: «Общими усилиями и врага можно одолеть»; в-третьих, осуждение межплеменных распрей. Тем не менее в некоторых произведениях народного творчества карымта, и барымта находят одобрение как необходимые условия для упорядочения отношений.

Патриотизм и нравственность - категории неразделимы. Но мы обращаем наше внимание на раскрытие второй категории. Более того, это продиктовано тем, что в основе гуманности лежит нравственность.

Ценностное отношение к миру есть в то же время отношение деятельное. Характеризуя нечто как добро или зло, нравственность одновременно подразумевает, что к первому надо стремиться, а второго избегать. Представление башкирского народа о добре и зле всходит к общечеловеческому пониманию. Урал-батыр (эпос «Урал-батыр») отправляется на поиск Смерти, которая несет зло человеку. А поступки его брата Шульгена не соответствуют моральному облику народа, и в разнообразных эпизодах показывается, как нельзя поступать. О человеке, который нарушает нравственность, башкиры говорят: «Намыс юк» (нет сове-

сти), «Оятлы» (бессовестный). Отсюда ясно, что намыс, оят подразумевают не только выполнение башкирского этикета, т.е. выполнение установленного порядка поведения в обществе, но и отношение к моральным требованиям.

Все это свидетельствует о том, что башкирская народная педагогика считала целью нравственного воспитания превращение моральных принципов и норм в личные убеждения, в факт поведения человека.

Рассматривая нравственное сознание как философскую категорию, этика подчеркивает ее нормативную предписательность, нацеленность на определенные действия, которые находят яркое выражение в определении цели гуманистического воспитания в башкирской народной педагогике: «кеше итеу» (сделать человеком).

«Кеше булыу» (быть человеком) требует наличия следующих качеств: доброты, справедливости, честности, совестливости, заботы о других т. е. наличие всех компонентов гуманности.

Нравственное требование как средство воспитания гуманного человека у башкирского народа приобретает широкий смысл. Это - принципы, качества, нормы, понятия, идеалы, нравы. Все они в совокупности составляют способ регламентации деятельности гуманного человека [4].

Человек, соответствующий этим требованиям, называется «кеше икен!» (действительно человек). Тот, у кого слова не сходятся с делами, подвергается нравственному осуждению. «Одно говорит, поступает по-другому».

«Якшылык» (Добро), «Яманлык» (Зло) - эти два понятия в башкирской народной педагогике были использованы для обобщенной оценки человеческого поведения и нравственных отношений между людьми в их общественной жизни. Народ всегда представлял «якшылык» как нравственное, а «яманлык» - безнравственное, осуждаемое. В понятии «якшылык» народ выражал свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью моральных понятий людьми оценивалось все происходящее вокруг них: общественные явления, действия отдельных лиц, социальных групп, взаимоотношения между людьми, вообще отношения человека ко всему, что его окружает, с чем он соприкасается [4].

Народ считает самым главным формировать у ребенка с младенчества потребность делать добро.

Башкирский народ стремился воспитывать у подрастающего поколения чувство справедливости. Гуманистическим содержанием обращает на себя внима-ниие и такое понятие, как «бурыс» (долг).

С древнейших времен люди понимали, что человек имеет определенные обязанности перед обществом. Народ считал своим долгом борьбу с общественным злом, консерватизмом мышления. Он защищал интересы своего народа, с уважением относился к достоинствам каждого человека независимо от социального положения, возраста, национальности [5].

Детям систематически внушалось: «Не будь только сыном своего отца, но и будь сыном Родины».

Человек, живя вместе с другими, нуждается в ежедневном общении, помощи, заботе. Однако чтобы его счастье было полным, он должен вернуть людям то, в чем сам нуждался и нуждается другой человек. Только тогда возможно полное счастье.

Башкирская народная педагогика поражает строгим следованием принципа самоотдачи. В содержании традиций, устного народного творчества отсутствует

даже намек на личные интересы. Человека, живущего только для себя и не выполняющего свои обязанности перед другими, народ считает несчастным. По представлению народа, главными благородными чертами человека являются постоянное, искреннее стремление оказывать помощь людям, способность жертвовать многим ради народа и родной земли. Башкирская народная педагогика учит этому подрастающее поколение.

«Намыс» (честь) - это понятие вбирает в себя многое. Начиная с отношения человека к самому себе, к людям, к обществу и заканчивая обратной связью -отношение к нему со стороны людей и общества. То есть само понятие внутри себя обусловлено двусто-ронностью, взаимосвязанностью. Во внимание принимаются личные заслуги человека, прежде всего, его труд и человечность, в зависимости от которых определяется мера оказываемого ему почета и уважения.

Представление о совести сложилось в народе как способ оценки собственных поступков, действий по отношению к окружающей действительности. Совесть считается важнейшим аспектом в области нравственного воспитания, главным побуждением к хорошим поступкам. Это понятие многогранно и включает в свое содержание не только соблюдение таких элементарных правил общежития, как порядочность, честность, но и такие сложные нравственные качества, как гуманизм, доброта и др. Бессовестный поступок осуждался всеми таким определением, как «ер бит» (человек с черным лицом как земля), «битхез» (человек без лица). Человек, заслуживающий оценку «битхез», заслуживает со стороны других людей самую суровую оценку, ибо теряет то, что дано человеку от рождения. Он обезличен, а значит, для других он не существует. Человек, совершивший бессовестный поступок, подвергается и внутренней оценке, оценке своего внутреннего «я». Высшая мера наказания за содеянное -«муки совести», которые дают возможность анализировать свой поступок, снова и снова переживать, извлекать урок на будущее.

Нравственные вышеперечисленные качества определяют гуманистическое содержание башкирской народной педагогики.

Таким образом, гуманность как понятие башкирским народом определяется следующими словами: «кешелелек», «михырбанлылык», «йомарт кунелле» (человек с широкой душой, человечный, душевный, внимательный к другим).

Нравственное требование в башкирской народной педагогике выступает как определенный способ организации межличностных гуманистических отношений. Он предполагает и формирует новые индивидуальные психологические механизмы, производит существенные изменения во внутриличностной структуре. Таким образом, создается гуманистический идеал, который актуализируется в процессе нравственной деятельности. Отдельные конкретные проявления личности несут в себе - порой достаточно полно и предельно отчетливо - существенные признаки и особенности общего, абстрактного. Признак идеального - в его гуманистической сути - входит в комплекс качеств моральных (нравственных). Идеалы выражают диалектику нравственного сознания и устойчивости поведения [4].

Народ понимает, что общество состоит из людей, и они зависимы друг от друга. Отсюда вывод: благополучие общества, страны, села зависит от усилий отдельных людей, а личное благополучие, судьба каждого человека - от благополучия общества, и поэтому каждый человек должен жить не только своими инте-

ресами, но и интересами общества. В этом заключается регулятивная функция нравственных требований.

Идеал является носителем общего, совершенного, характерного для общества, который представлен в многообразии единичного. Он не представляет некую абстрактную схему уже потому, что, персонифицируясь в примере, ориентирует личность на достижение нравственных ценностей. Рассматривая конкретный эпос «Урал-батыр», в котором отчетливо поется гимн гуманизму, мы видим параллель между добром и злом [6].

В образе Урала отчетливо видно воплощение высоких нравственных качеств: честность и бескорыстность, справедливость и гуманизм, неотступная целеустремленность и неимоверная физическая сила - черты богатырского характера [7].

Роль башкирского народного творчества велика в формировании личности, в развитии ее качеств. Важнейшей заповедью нравственности башкир является любовь к труду и людям труда, которая внушалась детям с малолетства. Уважительное отношение к старшим было неотъемлемой частью этновоспитания почти у всех народов. Особая роль в воспитании послушания родителей и уважительного отношения к старшим принадлежит произведениям устного народного творчества.

Итак, гуманный человек - продукт социального развития общества.

Он является социальным качеством, и как социальное качество воспитывается во всех сферах общественного бытия и государственных образовательных учреждениях.

Одной из таких сфер является обучение литературе в общеобразовательной школе. Через произведения писателей старшеклассники знакомятся с бытом народа, его культурой, мировоззрением. Герои художественных произведений способствуют формированию у учащихся нравственного идеала, гуманистического идеала, закреплению гуманистических поступков и поведения. Поэтому нам видится особо эффективным воспитание гуманности у старшеклассников именно на уроках башкирской литературы. К сожалению, ценности башкирской литературы на уроках принято рассматривать учителями только с позиции художественной ценности, на воспитательные возможности обращается недостаточное внимание. Изучение и анализ программного материала с педагогической позиции, нам кажется, поможет решить задачи в данном аспекте.

Рассматривая тему исследования в русле использования башкирской народной педагогики в обучении, мы определяем одним из основных условий воспитания гуманности у старшеклассников определение содержания учебного материала по родной литературе, которая представляется программой, утвержденной Министерством образования Республики Башкортостан.

Современные изменения и обновления, реформы в обществе требуют модернизации содержания образования. Это требование касается непосредственно и уроков башкирской литературы. В наше время возникла необходимость не только возвратить некоторые литературные произведения, но потребовалось формирование нового взгляда на башкирскую литературу, обоснование его с точки зрения новых нравственных ценностей. Новая программа по башкирской литературе в старших классах была построена именно с учетом этих особенностей.

В 9-11 классах курс родной литературы ставит следующие задачи:

1) представить системный материал по развитию истории родной литературы, по творчеству отдельных самых известных писателей;

2) представить формирование литературно-нравственных ценностей в соответствующей последовательности;

3) воспитание в учащихся высокоинтеллектуальной, эстетически-нравственной личности.

В старших классах данная программа создана именно с учетом этих особенностей. Башкирская литература 9-11 классов для изучения в школе представляется в хронологическом порядке. В 9 классе вначале дается понятие «Искусство слова в фольклоре», и системное изучение начинается с проникновения в содержание народных кубаиров (кубаир - специфический жанр, присущий только башкирскому народному творчеству) «Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Му-радым». Далее представлены отдельные образцы старинной башкирской литературы: письменные предания и летописи, песенное и художественное творчество сесенов (поэт-сказитель), творчество С. Юлаева, М. Умутбаева, М. Акмуллы, Ш. Бабича. В 10 классе башкирская литература освещает годы революции, 20 - 40-е гг., а в 11 классе - литературу Великой Отечественной войны и до сегодняшних дней [20].

Проанализировав содержание программы, мы установили, что в ней представлены такие новые уникальные произведения в 10 классе, как «Воспоминания» З. В. Тугана, для изучения которого отводится 5 часов, драмы М. Бурангулова «Ашкадар», «Башкирская свадьба» - 6 часов, повести З. Биишевой «Волшебный кубаиры», Р. Гарипова, в 11 классе: «Аманат», «Дон Кихот», «Интегралы» (7 ч), новые драмы М. Ка-рима «Страна Айгуль», «Не бросай огонь, Прометей!», повесть «Долгое - долгое детство» - 8 часов, книги Г. Хусаинова «Жизнь», «Повествования о героях», «Кровавый 55» - 6 часов, романы Р. Султангареева «Судьба», «Певец», «Ханбал» - 4 часа, Д. Булякова -«Жизнь у нас одна» - 4 часа и др [8].

Для текстуального изучения в 10 классе представлены произведения, которые предназначены для формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников через восприятие и анализ произведений, продолжающих традиции произведений устного народного творчества и народной педагогики, освещающие вопросы воспитания гуманизма, милосердия, доброты, культуры и этики.

Таким образом, проанализировав содержание программных произведений по башкирской литературе для 10-11 классов в башкирской школе, мы установили, что в данной программе для 10-11 класса [8]:

1) Содержание литературного материала соответствует современным требованиям. Произведения составляют золотой фонд башкирской литературы, отвечают самым высоким требованиям своим содержанием и художественной формой, пропагандируют непреходящие общечеловеческие ценности, гуманистический идеал.

2) Содержание литературных произведений направлено, прежде всего, на его восприятие как произведения искусства, представляющего собой синтез произведения искусства, чувства и мыслей. По мнению В. Г Белинского, литература должна восприниматься сначала сердцем, а только потом умом.

3) Содержание литературных произведений богато образцами традиционной педагогической культуры

башкирского народа, его воззрениями на воспитание подрастающего поколения.

4) В произведениях башкирских писателей, включенных в программу обучения 10-11 классов, показаны разнообразные приемы, методы, формы и средства воспитания детей. Тем не менее учителя литературы не уделяют должного внимания педагогической нагрузке произведений, а лишь акцентируют их художественную ценность.

Таким образом, обучение и воспитание на уроках башкирской литературы основывается на чувственном восприятии содержания, образов, событий литературного произведения путем воздействия им на эмоционально-эстетическое восприятие, воспитание гуманности у старшеклассников.

В то же время анализ содержания литературного материала для 10-11 классов показывает, что на изучение старшеклассникам представлены объемные произведения, такие как трагедии, драмы, романы, требующие более длительного изучения, проникновения в сущность всех тех проблем, раскрываемых в том или ином произведении. Часовые уроки башкирской литературы в старших классах не полностью отвечают и личностным требованиям старшеклассников.

Поэтому воспитание гуманности у старшеклассников через изучение произведений родной литературы, отражающей традиции башкирского народа, требует необходимости привлечения учащихся экспериментальных классов к изучению специального курса, разработанного и апробированного нами «Уроки нравственности» на материале вышеуказанных отдельных произведений башкирской литературы с этнографическим содержанием.

А общим условием в воспитании гуманности у старшеклассников в обучении родной литературе с использованием башкирской народной педагогики является гуманизация взаимодействия всех участников педагогического процесса, в частности, взаимодействие учителя и ученика. В этом смысле наиболее сильным гуманистическим потенциалом располагают живые, непосредственные контакты учителя и ученика, учителя и родителей, а также учащихся друг с другом. Именно в непосредственных контактах складываются благоприятные условия для взаимовлияния,

самовыражения личности, воспитания человека человеком, происходит обмен духовными ценностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдарова Г. П. Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально - региональный компонент образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 170 с.

2. Баймурзина В. И. Теория и практика башкирской народной педагогики: учеб. пособие. Уфа, 1995. 145 с. Баймурзина В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996. 156 с. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1998. 254 с. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с. Сагитов М. М. Башкирское народное творчество. Т. 1. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987 539 с.

Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды / сост. Ф. А. Надршина. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. 572 с. Программа по башкирской литературе для 5-11 классов. Уфа: Книга, 1994. 83 с;

Айзерман Л. С. Уроки литературы как диалог // Литература в школе. 1990. №4. С. 3.

10. Батурина Г. Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания // Педагогика. 2000. №3.

11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 444 с.

12. Беленький Г. И. Изучение теории литературы в средней школе. М., 199З. 256 с.

13. Беляев В. Традиции народности в педагогике С. Т. Шацкого // Педагогика. 1994. №5. С. 70-73.

14. Богданова О. Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1980. 28 с.

15. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2004. 300 с.

16. Гафаров Б. Б. Методика преподавания башкирской литературы в школе: учеб. пособие. Уфа: Гилем, 2003. 256 с.

17. Гогоберидзе Г. М. Культурологическая основа литературного образования в национальной школе // Вопросы поэтики художественного произведения. М.: МИГУ, 1995. С. 82-83.

18. Гуманистическое воспитание школьников: сб. науч. трудов / Я. И. Ханбиков. Казань: КГПИ, 1983. 144 с.

19. Далгат У. Б. Литература и фольклор: теорет. аспекты. М.: Наука, 1981. 301 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Джуринский А. Н. Учебник для студентов пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 51-52.

21. Кутлугильдина Ю. З. Идеи народного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике: дис. . канд. пед. наук. Казань, 1984. 261 с.

Поступила в редакцию 27.04.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №2

727

ON THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THE HUMANIST IDEAL FOR SENIOR PUPILS AT LESSONS OF THE NATIVE LITERATURE

© A. A. Akculpanova

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University 25a Chernyshevsky St., 450077 Ufa. Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (917) 418 38 10.

Email: akchulpan@mail.ru

The article is devoted to the formation of humanity at senior pupils at lessons of the native literature means Bashkir folk pedagogy. Analyzing the content of the program of works by Bashkir literature for 10-11 grades at the Bashkir school, we found that the content of literary material in the program for 10-11 grades meets modern requirements. Works of the golden fund of Bashkir literature meet the highest standards for its content and artistic form, promoting lasting human values, humanistic ideal; the content of literary works aimed primarily at its perception as a work of art is a synthesis of art, feelings and thoughts; the content of literary works aimed primarily at its perception as a work of art is a synthesis of art, feelings and thoughts; the content of literary works rich in examples of traditional pedagogical culture of the Bashkir people, his views on the education of the younger generation; in the works of Bashkir writers included in the training program in 10-11 grades are shown a variety of techniques, methods, forms and means of childrearing. At the same time analysis of the content of literary material for grades 10-11 shows that the study of high school students presented voluminous works such as tragedy, drama, novels, requiring a long-term study, the penetration into the essence of the problems disclosed in this or that product. Time Bashkir literature lessons in high school do not fully meet the requirements of personal and high school students. Therefore, education of humanity at senior pupils through the study of works of native literature that reflects the traditions of the Bashkir people, requires the need to involve the students in the experimental classes to study a special course was developed and tested by us, "morality lessons" on the material above the individual works of Bashkir literature and ethnographic content.

Keywords: educational work, humanist ideal, Bashkir folk pedagogy, moral qualities.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Aidarova G. P. Etnopedagogicheskie tsennosti v tvorcheskom nasledii kalmytskikh pisatelei kak natsional'no - regional'nyi komponent obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 2001.

2. Baimurzina V. I. Teoriya i praktika bashkirskoi narodnoi pedagogiki: ucheb. posobie [Theory and practice of Bashkir ethnic pedagogy: textbook]. Ufa, 1995.

3. Baimurzina V. I. Etnopedagogika bashkirskogo naroda: istoriya i sovremennost' [Ethno-pedagogy of Bashkir people: past and present]. Ufa, 1996.

4. Valeev D. Zh. Nravstvennaya kul'tura bashkirskogo naroda: proshloe i nastoyashchee [Moral culture of the Bashkir people: past and present]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1998.

5. Volkov G. N. Etnopedagogika [Ethno-pedagogy]. Moscow: Akademiya, 1999.

6. Sagitov M. M. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Vol. 1 [Bashkir folk art. Vol. 1]. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1987

7. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Vol. 2. Predaniya i legendy [Bashkir folk art. Vol. 2. Stories and legends]. Comp. F. A. Nadrshina. Ufa: Bashk. kn. izd-vo, 1987.

8. Programma po bashkirskoi literature dlya 5-11 klassov [Program of Bashkir literature for 5-11 grades]. Ufa: Kniga, 1994. 83 s;

9. Aizerman L. S. Literatura v shkole. 1990. No. 4. Pp. 3.

10. Baturina G. Pedagogika. 2000. No. 3.

11. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1986.

12. Belen'kii G. I. Izuchenie teorii literatury v srednei shkole [The study of theory of literature in middle school]. Moscow, 199Z.

13. Belyaev V. Pedagogika. 1994. No. 5. Pp. 70-73.

14. Bogdanova O. Yu. Razvitie myshleniya starsheklassnikov v protsesse izucheniya literatury: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 1980.

15. Bordovskaya N. V. Pedagogika: ucheb. dlya vuzov [Pedagogy: textbook for universities]. Saint Petersburg: Piter, 2004.

16. Gafarov B. B. Metodika prepodavaniya bashkirskoi literatury v shkole: ucheb. posobie [Methods of Teaching Bashkir Literature in School: Textbook]. Ufa: Gilem, 2003.

17. Gogoberidze G. M. Voprosy poetiki khudozhestvennogo proizvedeniya. Moscow: MPGU, 1995. Pp. 82-83.

18. Gumanisticheskoe vospitanie shkol'nikov: sb. nauch. Trudov [Humanistic education of schoolchildren: collected works] / Ya. I. Khan-bikov. Kazan': KGPI, 1983.

19. Dalgat U. B. Literatura i fol'klor: teoret. Aspekty [Literature and folklore: teoret. aspects]. Moscow: Nauka, 1981.

20. Dzhurinskii A. N. Uchebnik dlya studentov ped. vuzov [Textbook for students of pedagogical universities]. Moscow: Gumanit. izd. tsentr VLADOS, 2000. Pp. 51-52.

21. Kutlugil'dina Yu. Z. Idei narodnogo vospitaniya v bashkirskoi narodnoi pedagogike i ikh ispol'zovanie v sovremennoi shkol'noi praktike: dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 1984.

Received 27.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.