Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ'

К ПРОБЛЕМЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ»

ющей среды и состояния здоровья населения промышленных городов. — Ангарск, 1986. — С. 38—39.

18. Соколов Д. К. //Гиг. и сан.— 1986. — № 8. — С. 13— 16.

19. Танаев В. П. // Проблемы оценки функциональных воз-

можностей человека и прогнозирование здоровья.—М., 1985.— С. 414.

20. Этлин С. НРедько Л. А. // Гиг. и сан. — 1986. — № 8. — С. 24—27.

Поступила 02.04.87

УДК 614.7:66]-07:618.33-099

• 1 ' ' А / , Ня 4 I а' V * Я 4 V ' ' Ь-к" » V 4 ЩШ* ' жМ _ ' • (Г~" '

Н. Н. Литвинов, В. И. Казачков, Л. Ф. Астахова

К ПРОБЛЕМЕ ЭМБРИОТОКСИЧЕСКОГО И ТЕРАТОГЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ХИМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Уровень врожденных пороков развития (ВПР) воздействием на беременную различных хими-

среди новорожденных в развитых странах оста- ческих веществ. Необходимо, кроме того, пом-

ется в последние десятилетия высоким — пока- нить, что нельзя рассматривать эмбриотоксиче-

затель популяционной частоты ВПР составляет ское и тератогенное действие химических фак-

^от 2 до 7% [5, 31]. Необходимо отметить, что торов изолированно друг от друга; точнее гово-

20—30 % детской инвалидности, заболеваемо- ря, тератогенное действие почти никогда не об-

сти и смертности обусловлены ВПР [9, 26] и наруживается изолированно от летального, а яв-

они занимают 2—3-е место в структуре перина- ляется его функцией [13].

тальной заболеваемости и смертности [28]. Многочисленные эпидемиологические наблю-Остается высоким и уровень спонтанных абор- дения свидетельствуют о непосредственной при-тов среди населения, например в Финляндии в чинно-следственной связи химического загрязне-70-х годах он составлял 6,9 % от числа всех ния окружающей среды и нарушений репродук-беременностей [23]. тивной функции населения. Это выявлено как в Все эти данные свидетельствуют как о значи- производственных условиях — у работниц метал-тельной распространенности нарушений репро- лургических заводов [22, 24], в текстильной продуктивной функции у населения, так и об оче- мышленности [23], газо- и нефтеперерабаты-видной актуальности изучения этой проблемы с вающей, резинотехнической, химической проточки зрения определения роли и места различ- мышленности [2, 4, 8, 12, 32], у лаборанток и ных этиологических факторов, в частности хими- женщин-хирургов [14, 15, 17, 18], так и в усло-ческих загрязнений окружающей среды, в воз- виях населенных мест, атмосфера, водные источ-никновении такого рода патологии. ники и почва которых была загрязнена химиче-По мнению Н.-А. Ргеуе и соавт. [20], врож- скими соединениями [3, 16, 27, 29, 36, 38]. На-денные дефекты у 10 % детей обусловлены хро- рушения репродуктивной функции как в первом, мосомными нарушениями, у 20%—другими ге- так и во втором случае выражались в увеличе-нетическими дефектами и у 70%—влиянием нии частоты угрозы прерывания беременности, ^-различных факторов окружающей среды, в ря- самопроизвольных абортов, осложнений во вре-^ де случаев совместно с генетическими фактора- мя беременности и родов, врожденных уродств, ми. Другие исследователи считают, что химиче- В ряде случаев установлена достоверная корре-ские факторы окружающей среды являются не- ляционная связь с повышенным содержанием посредственными этиологическими причинами сернистого газа, фосфорного ангидрида, свинца, возникновения не более 5% всех ВПР [19]. При никеля, железа и т. д.

этом большую часть этих химических факторов Вместе с тем, по нашему мнению, влияние хи-

составляют лекарственные средства и лишь 5 хи- мических факторов окружающей среды на ре-

мических загрязнителей окружающей среды продуктивную функцию населения не исчерпы-

(органическая ртуть, кадмий, свинец, два ди- вается действием их как непосредственной «при-

фенила) считаются доказанными тератогенами чины» развития эмбриотоксического или терато-

для человека [1]. При этом необходимо учиты- генного эффекта. Основываясь на реально суще-

вать, что данные литературы о значении того ствующих уровнях загрязнения различных объ-

или иного химического фактора в каузальном ектов окружающей среды химическими вещест-

генезе ВПР и различных нарушений течения бе- вами, логичнее предположить, то большинство

ременности исключительно противоречивы, что из них, согласно концепции, разрабатываемой в

связано главным образом с ретроспективным НИИ общей и коммунальной гигиены

характером исследований, отсутствием адекват- им. А. Н. Сысина АМН СССР [7, 10, 11], явля-

ного контроля и большой возможностью случай- ются «условиями» развития в данном случае

ного сочетания рождения ребенка с ВПР или, нарушений репродуктивной функции. Это озна-

например, самопроизвольного аборта, а также чает, что они, действуя на минимальных, поро-

^ 3 Гигиена и санитария № 2 _ 65 _

говых уровнях,- снижают общую резистентность организма и способствуют реализации истинных тератогенов и эмбриотоксических веществ и (или) проявлению различных генетических нарушений. Этой же причиной, как нам кажется, можно объяснить и тот факт, что в многочисленных экспериментальных тератологических и в меньшей степени эмбриотоксических исследованиях выявление «положительного» эффекта требует, как правило, воздействия таких высоких доз или концентраций исследуемых веществ, которые практически не встречаются в реальных условиях окружающей человека среды. Этим же можно объяснить колоссальный разрыв в числе химических соединений, которые доказаны как тератогены для животных — по разным данным от 600 до 2800 [34, 35] и для человека — всего 14—20 веществ [21, 34, 37].

Подтвердить правильность высказанного предположения могли бы результаты экспериментальных работ по моделированию воздействия на животных комбинаций химических соедине-

нии в плане изучения нарушении репродуктивной системы. Однако такие работы единичны и в них, как правило, используются химические соединения, не отличающиеся большой гигиенической значимостью [25, 30, 33, 37], поэтому достаточных оснований для каких-либо обобщений пока нет. Наиболее интересна экспериментальная работа В. П. Ильина и соавт. [6] по моделированию влияния длинноволнового УФ-излучения на эмбриотоксический эффект формальдегида, свидетельствующая о принципиальной возможности изменения сопротивляемости организма к воздействию формальдегида под влиянием исследованного физического фактора, причем эмбриотоксический эффект ослаблялся или усиливался в зависимости от дозы УФ-из-лучения.

Все изложенное выше позволяет считать актуальным исследование, цель которого могла бы быть сформулирована следующим образом: выявить возможную роль гигиенически значимых загрязнений окружающей среды как условий, способствующих реализации эмбриотокси-ческого и (или) тератогенного эффекта, индуцированного известным эмбриотоксическим или тератогенным агентом.

Методическими приемами, используемыми для достижения поставленной цели, могли быть следующие.

1. Моделирование «эталонного» эмбриотокси-ческого и тератогенного эффекта, т. е. подтверждение в эксперименте при ингаляционном или пероральном воздействии зависимости доза — эффект для химического соединения, обладающего ранее доказанными эмбриотоксическими и тератогенными свойствами.

2. Оценка влияния распространенных химических загрязнителей окружающей среды (воздуха, питьевой воды, пищевых продуктов) на уров-

нях, сопоставимых с реальными для городской $ и жилой среды, на «эталонный» эмбриотоксиче-ский и тератогенный эффект.

Получение четких количественных закономерностей подобного рода модифицирующего эффекта факторов окружающей среды в зависимости от уровня воздействия исследованных загрязнителей — модификаторов и воздействующего на организм эмбриотоксического или тератогенного химического соединения позволит установить интенсивность модифицирующего эмбрио-токсичность и тератогенез действия факторов окружающей среды.

Биохимическое исследование активности ряда ферментов, расположенных на важнейших регу-ляторных этапах некоторых метаболических путей обмена веществ (например, гликолиза, окислительного фосфорилирования, цикла трикарбо-новых кислот, пентозофосфатного пути) в органах беременных животных и их плодов позволив, более точно охарактеризовать уровни токсиче- ^ ского поражения при различных режимах воздействия и получить дополнительную информацию о механизмах эмбриотоксического действия изучаемых химических соединений, что позволит дать новые дополнительные характеристики неблагоприятного действия химических загрязнений атмосферного воздуха, воды и пищевых продуктов. Определение активности тканевых ферментов и их изоферментных спектров в сыворотке крови в сочетании с определением активности тех же ферментов в тканях может способствовать выявлению возможной диагностической значимости исследованных ферментов для оценки нарушений репродуктивной функции под влиянием химических факторов среды.

Полученные сведения будут способствовать расширению наших знаний о реальной опасности для населения факторов окружающей среды и разработке тех или иных профилактических

мероприятии для снижения или предотвращения^, нарушений репродуктивной функции населения,Т что имеет несомненное значение для здоровья как настоящего, так и будущих поколений.

Литература

1. Бочков И. П., Боговский П. А., Напалков И. П.// Вести. АМН СССР.— 1986. — № 9. — С. 18—25.

2. Гаевая И. В. // Гиг. и сан.— 1983. — № 2. — С. 30—34.

3. Голубев И. Р., Мамацашвили М. И., Кунцевич И. Е., Осипова Е. М // Гиг. и сан. — 1982. — №4. — С. 74—76.

4. Горобец Е. К. Ц Гиг. труда. — 1984. — № 4.—С. 11 — 15.

5. Дыбан А. П. //Арх. анат. — 1967. — № 1.—С. 8—23.

6. Ильин В. П., Журков В. С., Прокопенко Ю. И. // Гиг. и сан. — 1985. — № 3. — С. 78—79.

7. Литвинов И. Н., Прокопенко Ю. И. //Там же.— 1981.— № 10. —С. 71—74.

8. Низяева И. В.//Г иг. труда. — 1982. — № 6. — С. 24— 28.

9. Саноцкий И. В., Фоменко В. Н. Отдаленные последствия влияния химических соединении на организм. — М., 1979.

10. Сидоренко Г. И., Литвинов Н. Н. // Санитарно-гигиенические аспекты профилактики рака в системе организации противораковой борьбы. — Л., 1978. — С. 63—67.

11. Сидоренко Г. И., Литвинов И. Н.// Сов. здравоохр.— 1985,—№ 1. — С. 7—12.

12. Сорокина С. Ф., Мирошниченко В. П., Ллатица С. Е. и др.//Гиг. труда. — 1981. —№ 9. — С. 31—34.

13. Чернух А. М., Александров П. Я. О тератогенном действии химических веществ. — М., 1969.

14. Axelsson G. А., Lutz С., Rqlander R.// Brit. J. induslr. Med. — 1984. — Vol. 41, N 3. — P. 305—312.

15. Babich H.//3. environm. Hlth. — 1985. —Vol. 48, jsf 2._P. 52—56

16. Benesova V\ // Csl. Hyg. — 1984. — Vol. 29, N 10. —

p 521_526

17. CarolI C.//Technol. Ireland. — 1984. — Vol. 16, N 3.— P. 49—51.

18. Ericson A., Kälten В., Zetterslrom' R. et al.//Arch, environm. Hlth. — 1984. — Vol. 29, N 1. —P. 5—10.

19. Fräser F. C. // Handbook of Teratology. — New York, 1977 _Vol. 3 _P 75_96

20. Freye H.-A., Scheu]ler HSchmidt R. //Wiss. Z. M.-Luthr. Univ. Halle-Wittenberg. Math.-Naturwiss. K. — 1984. — Bd'33, N 2. —S. 37—53.

21. Hanson /. A. // Priciples and Practice of Medical Genetics. — Edinburgh, 1983.— P. 127—151,

22. Hemminki /(., NiCtni M.-L., Koskinen K., Vainio H. // Int. Arch, occtip. environm. Hlth. — 1980. — Vol; 47, N 1.—

Л p 53_go ;

23. Hemminki K-, Nietni M.-L. // Ibid. — 1982. —Vol. 51, N 1. — P. 55—63.

24. Hemminki K., Niemi M.-L., Kyyronen P. et al. // Reproductive Developmental Toxicity - of Metals. — New York, 1983. —P. 369—380.'

25. Gale T. F. // Environm. Res. — 1984.— Vol. 35, N 2.— P. 405—412.

26. Kacprzyk S. S., Luksza-Janik /(.//Wiad. Lek. — 1984. — Vol. 37; N 14. —P. 1082—1086.

27. Kallen ВThorbert G. '/ Environm. Res. — 1985. — Vol. 37, N 2, — P. 313—319.

28. Khoury M. J., Erikson J. D., Adams M. /.//J.A.M.A.—

1984. — Vol. 252, N 3. — P. 367—372.

29. Klokocki D.t Paulicka-Klokocka Y. // Med. pracy. —

1985.— Vol. 36. N 1. —P. 51—54.

30. Kubena K. S., Carpenter Z. LLandmann W. A. // Nutr. Res. — 1983. — Vol. 3, N 4. — P. 477—485.

31. Kurzel R. В., Cetrulo C. L. // Environm. Sci. Technol.— 1981. —Vol. 15, N 6. —P. 626—640.

32. Lindbohm M.-L., Hemminki K-. Kyuronen P. // Amer. J. induslr. Med. — 1985. —Vol. 8, N6.— P. 579—586.

33. Saton H., Jasuda N., Shimai S. // Toxicol. Lett. — 1985. — Vol. 25, N 2, —P. 199—203.

34. Schardein J. L.. Schwetz B. A., Kenel M. E.// Environm. Hlth Perspect. — 1985. —Vol. 61. —P. 55—67.

35. Shepard Т. H. Catalog of Teratogenic Agents. — Baltimore, 1981.

36. Strassner H. Г., Arnolds C. W. // Principles of Medical Therapy in Pregnancy, — New York, 1985.— P. 117—137.

37. Sullivan E. M. // Adverse Drug Reactions, Their Prediction, Detection and Asessment.— Baltimore, 1972. — P. 19—21.

38. Thron H. L., Biesewig G. // Schriftens. Ver. Wasser. — ' • Boden u. Lufthyg. — 1984. —Bd 59. — S. 231—252.

Поступила 27.U.8S

УДК 613.632:546.15(048.8)

А. Л. Поляк

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЙОДА НА ОРГАНИЗМ РАБОТАЮЩИХ И МЕРЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ

4

Азербайджанский институт усовершенствования врачей им. А. Алиева Минздрава СССР,

Баку

Как известно, йод относится к числу микроэлементов, постоянно присутствующих в организме человека и участвующих в ряде протекающих в нем физиологических и биохимических процессов. В отдельных публикациях прошлых лет [8, 9, 11, 12, 15, 16, 29, 30, 37, 41, 42] отмечалось, что, поскольку йод необходим для нормального течения жизненных процессов, его биологическая роль в организме достаточно подробно изучалась прежде всего с позиций значения именно как биоэлемента. Соединения йода, применяющиеся в медицине, при известных условиях, в частности при поступлении в организм в значительных количествах, могут оказать неблагоприятное (общетоксическое) действие на нервную систему и кровь.

Более выраженным токсическим эффектом по сравнению с I- обладает 12, оказывающий на организм действие, подобное гормону щитовидной железы. В связи с последним чувствительность к 12 резко повышена у людей с гиперфункцией щитовидной железы, особенно у страдающих базедовой болезнью. При использовании йода в медицинской практике возможны выраженные аллергические проявления,' при воздей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствии на кожу — возникновение дерматитов, при воздействии на слизистые оболочки — воспалительные изменения.

С позиций гигиены труда и профессиональной патологии наибольшее значение имеет поступление йода в организм в виде паров, т. е. через дыхательные пути, а также непосредственное соприкосновение с ним открытых кожных покровов работающих. В условиях производства и последующего промышленного применения постоянный контакт с йодом может приводить к заметным токсическим эффектам, нарушениям в состоянии здоровья работающих. Опасность неблагоприятного воздействия йода на организм существует преимущественно в условиях его производства — непосредственный контакт с ним возможен у аппаратчиков, перегрузчиков, смывщиков, прессовщиков, сублиматорщиков, упаковщиков; при производстве йода могут подвергаться опасности также лаборанты и сменные инженеры.

К особенностям технологии производства йода следует отнести использование химических активных веществ (серная и соляная кислоты, сернистый газ, хлор и др.)> обусловливающих воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.