Humanity space International almanac VOL. 6, No 4, 2017: 688-695
К проблеме экологии культуры и растущего человека: о системе деятельности педагога дополнительного образования по музыкально-эстетическому развитию подростков
О.Е. Дробот
Детская школа искусства имени М.А. Балакирева 109444, г. Москва, ул. Ферганская, д. 23 The Children's Art School named after M.A Balakirev Ferganskaya str. 23, Moscow 109444 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: образование, воспитание, культура, система деятельности, дополнительное образование, музыкально-эстетическое развитие, педагогические методы, принципы воздействия.
Key words: teaching, education, culture, system activity, additional education, musical and aesthetic development, pedagogical methods, principles of exposure. Резюме: В статье излагаются педагогические возможности решения проблемы музыкально-эстетического развития подростков в контексте экологии культуры и человека. Автор рассматривает систему деятельности педагога дополнительного образования (цель, задачи, педагогические принципы и основные методы); акцентирует внимание на важнейших аспектах (воспитание - образование- культура); раскрывает педагогический метод М.А. Балакирева («интонация- импровизация- программность»), отмечает его значимость для современного дополнительного образования и перспективность применения на музыкальных занятиях.
Abstract: The Article outlines the pedagogical possibilities of solving the problem of musical and aesthetic development of adolescents in the context of Culture and human Ecology. The Author examines the System of supplementary Education Teacher activities (the goal, objectives, principles and basic methods of teaching); focuses on the most important aspects (teaching- education- culture); reveals the pedagogical Method of M.A. Balakirev («intonation- improvisation- programmatic line»), notes its significance for modern further Education and the prospect of application on music lessons.
[Drobot O.E. The problem of ecology culture and growing person: on the system of teacher's further education activities on musical aesthetic development of adolescents]
Потребность в изучении проблем экологии культуры и человека, а также возможностей педагогического инструментария для музыкально-эстетического развития подростков возникла в процессе поиска новых актуальных,
созвучных современному миру методов, условий, форм и приемов обучения детей. В связи с этим главная идея исследования заключалась в изучении влияния музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования на музыкально-эстетическое развитие подростков. Эта идея повлекла за собой разработку новых интегрированных направлений обучения и программ в области дополнительного образования; поиск новых форм уроков, синтезирующих в себе несколько искусств, использующих разные виды деятельности; создание научно-методического сопровождения; определение комплекса педагогических воздействий, с помощью которых возможно модернизировать содержание обучения, его реализацию и осуществить музыкально-эстетическое развитие подростка в контексте современных проблем культуры и экологии человека. Большой объем изучаемого материала, сложность структуры педагогической деятельности, целостность и взаимосвязанность ее компонентов привели к мысли о создании системы деятельности педагога дополнительного образования по музыкально-эстетическому развитию подростков. Последовательно представим каждый из элементов предлагаемой системы.
Отсутствие интереса к привычным разновидностям урока, рутинность и однообразие стандартных занятий (биографический, аналитический и т.д.) приводят к пассивности учащихся в учебном процессе и снижению его эффективности. Активность ребёнка в процессе обучения является основным педагогическим принципом. Это понятие характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в приобретении, усвоении, применении знаний и умений, результативностью, соответствием социальным нормам. Вовлеченность ребенка подросткового возраста в процессе урока является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, организации педагогической среды. Огромные педагогические ресурсы учреждений дополнительного образования позволяют создавать условия, использовать новые формы и приемы, необходимые для эффективного музыкально-эстетического развития подростков. Выявление педагогических возможностей и использование их с
учетом современных требований к образованию, позволит достичь поставленной цели - активизировать музыкально-эстетическое развитие подростков путем вовлечения в актуальные для них формы деятельности.
К числу основных педагогических задач, решение которых приведет к поставленной цели, относятся:
• развитие эстетического отношения подростка к жизни и искусству (воспитание эстетического вкуса на основе проверенных временем классических образцов, обучение критическому подходу и оценке к опытам современного искусства, умение видеть и различать категории эстетического не только изучая произведения искусства, но и искать и находить их в реальной жизни);
• накопление практического опыта в процессе музыкально-эстетической деятельности (получение большого объема теоретических и практических знаний, применение их на практике в ходе учебного процесса, пользование ими вне стен учебного заведения);
• формирование творческого отношения к жизни и искусству (демонстрация силы и значимости активной творческой позиции как в учебе, так и в быту).
Привести к заданной цели и решить обозначенные задачи, позволяет педагогическое воздействие на формирующуюся личность через воспитание, образование и культуру. Равносильная направленность на каждый из этих параметров позволяет сформировать гармонично развитую личность. Этот сплав воспитание- образование- культура является своего рода программой действий, педагогической платформой, опора на которую и комплексное системное воздействие на составляющие позволит обеспечить эффективный личностный рост подростка в направлении музыкально-эстетического развития. Идея, цель, задачи, педагогическая платформа- таковы основные компоненты системы деятельности педагога дополнительного образования.
Исследование музыкально-эстетического развития подростков в системе дополнительного образования, изучение специальной литературы и научных разработок по этой проблеме, анализ ретроспективной и актуальной педагогической
практики, привели к выводам о том, что в результате особого эмоционального напряжения на музыкальных занятиях происходит усложнение и углубление заложенных в ребенке потенциалов, активизация его мыслительной деятельности и творческой самореализации, тем самым развиваются личностные качества детей, их коммуникативные умения и навыки, приобретаются новые компетенции, растет их самосознание и самооценка.
В ходе изучения педагогического наследия прошлого среди ярко результативных и высоко эффективных выделяется педагогическая деятельность М.А. Балакирева. Анализируя ее, рассматривая взгляды М.А. Балакирева, выявляя его педагогический метод («интонация - импровизация-программность»), отметим его особую значимость для системы современного дополнительного образования, перспективность применения на музыкальных занятиях в процессе музыкально-эстетического развития современных подростков (Балакирев, 1961). Особенности педагогического метода М.А. Балакирева созвучны целям системы дополнительного образования: создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития ученика; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом и физическом развитии; освоение, усвоение, присвоение социально одобряемых и личностно значимых жизненных смыслов; формирование и развитие творческого потенциала, профессиональной ориентации. Особо подчеркнем следующие позиции, важные для музыкально-эстетического развития подростков: добровольность получения данного вида образования; индивидуализация и вариативность; осуществление образования и воспитания в сфере свободного времени детей, подростков и юношества; практическая, деятельностная и культурообразующая основа; разноуровневость и разнообразие содержания; опосредованное знакомство с социально одобряемыми и личностно значимыми жизненными смыслами.
Педагогический метод М.А. Балакирева реализуется в системе современного дополнительного образования в процессе ознакомления с богатствами музыкального фольклора и
классического музыкального наследия. Это погружение в музыкальное искусство позволяет в ходе практических занятий: глубже изучить национальную культуру народа, понять интонационный колорит произведений, опираясь на колорит национального мелоса (Ардентов, 1982); осуществить включение учащегося в активное сотворчество-импровизацию, вовлекая его в создание урока; стимулировать фантазию и воображение ребенка, используя в ходе занятий произведения с яркой образностью, программностью (Зайцева, 2012). Триединство «интонация- импровизация- программность» становится фундаментом, который дает возможность построить на этой основе эффективный образовательного процесс, опирающийся на творческое, заинтересованное взаимодействие его участников, приводит учащегося к личностному росту и способствует его музыкально-эстетическому развитию (Зайцева, 2000).
На основе выделенного триединства педагогического метода М.А. Балакирева предпринята попытка обозначить основные педагогические принципы воздействия на музыкально-эстетическое развитие подростков. К ним относятся: интонация как камертон авторской (творческой) мысли; импровизация как способ усвоения нового; программность как акт сотворчества. Поясним сказанное подробнее. Интонация как камертон авторской (творческой) мысли является импульсом к проникновению в глубины авторской композиторской мысли, позволяет постичь его истоки, услышать ее современное звучание. Импровизация как способ усвоения нового помогает растущему человеку почувствовать себя творцом, раскрыть свои созидательные возможности и умения, проявить свою инициативность, познакомиться с особенностями творческого процесса. Программность как акт сотворчества усиливает образное мышление подростка, фокусирует и концентрирует его на одной теме, направляет ход творческой мысли.
Перечисленные основополагающие предлагаемые принципы, определяющие организацию целостного образовательного процесса музыкально-эстетического развития подростков, будут способствовать решению обозначенных задач
и достижению цели при создании в образовательном процессе необходимых педагогических условий. В числе эффективных педагогических условий можно назвать: равноправие сотрудничества преподавателя и учащихся; динамичность и интенсивность образовательного процесса; получение теоретических и практических знаний в процессе активной музыкально-эстетической деятельности; расширение опыта творческой и конкурсной (соревновательной) работы; коллективность действий.
Выполнение первого условия позволит достичь поставленной цели, благодаря тому, что оно учитывает психолого-педагогические подходы (полисубъектный, личностностно-ориентированный), провозглашающие личность человека высшей суверенной ценностью. Второе условие реализует эргономический подход, ставящий во главу угла комфортное самочувствие каждого субъекта образовательного процесса. Аксиологический, культурологический и средовой подходы отражаются в двух следующих условиях (приобретение новых знаний и их творческое проявление и применение). Последнее условие- коллективность действий,-обеспечивает эффективность образовательного процесса, поскольку человек может реализовать себя только в активной деятельности (поэтому применение деятельностного подхода к образовательному процессу обязательно), и она является основой, средством и причиной развития личности. Но последнее условие учитывает также и специфику подросткового возраста- тягу подростков к общению, обмену мнениями, к объединению в группы по интересам. Выполнение перечисленных условий способствует выстраиванию плодотворного образовательного процесса и эффективному музыкально-эстетическому развитию подростков.
С целью осуществления обозначенной выше цели подростков разработаны и определены педагогические методы, позволяющие:
• поставить музыкально-эстетическую деятельность в круг интересов подростка, органично включив его в процесс познания искусства, сделать музыкально-эстетическое развитие потребностью самого ребенка - метод актуализации
эстетического чувства;
• развивать музыкально-эстетическое чувство естественным для подростка способом через общение в процессе обмена мнениями, отстаивания своей точки зрения, проявления своей индивидуальности- метод взаимного творческого сопряжения;
• увидеть максимально многогранно и многоаспектно любое явление или предмет музыкального искусства, задействуя для этого средства различные виды искусства, исторические документы, новые информационные технологии- метод погружения в художественно-исторический контекст;
• прийти к истокам мысли композитора через выявление интонационных особенностей, интонационного зерна произведения, через их прочувствование при создании импровизаций, через понимание образной программности сочинения - метод последовательного осознания авторского замысла.
Все перечисленные элементы системы деятельности педагога дополнительного образования по музыкально-эстетическому развитию подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рассмотренные составляющие системы: идея, стоящая в ее главе, цель, конкретизирующие задачи, базирующиеся на педагогической платформе «воспитание -образование - культура», принципы, опирающиеся на триединство «интонация - импровизация- программность», условия, необходимые для следования им, методы, способствующие достижению намеченных цели и задач, действуя в комплексе позволяют достичь результата как итога целенаправленного системного взаимодействия в решении проблем экологии культуры и растущего человека.
ЛИТЕРАТУРА
Ардентов Д.Н. 1982. Палладий Андреевич Богданов и его «Страницы воспоминаний». - В сб. Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. (Творчество, исполнительство, образование). Сборник статей. Составитель и отв. редактор П.П. Левандо. Ленинград. С. 116- 136.
О.Е. Дробот / O.E. Drobot
Балакирев М.А. 1961. Исследования и статьи. В 3-х тт. Том 1. Ленинград:
Государственное музыкальное издательство, 445 с. 8 л. ил.: нот. ил. Зайцева Т.А. 2012. Творческие уроки М.А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика: Исследовательские очерки. СПб.: Композитор. 496 с. [16] ил. Зайцева Т.А. 2000. Милий Алексеевич Балакирев. СПб.: Канон. 436 с. ил., нот.
Получена / Received: 14.07.2017 Принята/Accepted: 18.07.2017