Научная статья на тему 'Пути реализации музыкально-педагогической концепции М. А. Балакирева в современном дополнительном образовании'

Пути реализации музыкально-педагогической концепции М. А. Балакирева в современном дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное воспитание / музыкально-педагогическая концепция / М.А. Балакирев / патриотизм / система дополнительного образования / musical education / musical pedagogical concept / M.A. Balakirev / patriotism / system of supplementary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П В. Комарова

В статье проведен анализ музыкально-педагогической концепции Милия Алексеевича Балакирева и возможностей ее применения в современных условиях дополнительного образования. Несмотря на очевидные педагогические достижения самого Балакирева и его последователей, его концепция мало изучена и требует более пристальных исследований. В результате изучения проблемы было обнаружено, что некоторые элементы педагогической концепции Балакирева успешно применяются сегодня в процессе обучения. Сделаны выводы о том, что педагогические постулаты М.А. Балакирева фундаментальны и направлены на воспитание не только успешного музыканта, но и нравственно развитого патриота, а их применение в современных условиях будет позитивно сказываться на результатах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF IMPLEMENTING BALAKIREV’S MUSICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT IN MODERN SUPPLEMENTARY EDUCATION

The article analyzes a musical and pedagogical conception of Miliy Alekseevich Balakirev and possibilities of its application in modern conditions of further education. Despite obvious pedagogical achievements of Balakirev himself and his followers, his concept is poorly understood and requires more careful research. As a result of studying the problem, it was found that some elements of Balakirev’s pedagogical concept are successfully applied today in the learning process. It is concluded that Balakirev’s pedagogical postulates are fundamental and aimed at educating not only a successful musician, but also a morally developed patriot, and their use in modern conditions will have a positive effect on the learning outcomes.

Текст научной работы на тему «Пути реализации музыкально-педагогической концепции М. А. Балакирева в современном дополнительном образовании»

3. Включать в обучение современные инновационные интерактивные методы обучения, обеспечивающие качественное, заинтересованное восприятие студентами учебного материала: проблемные лекции, диспуты, ролевые и дидактические игры, индивидуальное и групповое проектирование, практикумы, решение исторических задач, электронное тестирование, индивидуальные и групповые консультации, в том числе и через специально созданные в социальных сетях для каждой учебной группы виртуальные образовательные площадки.

4. Необходимо шире использовать в образовательном процессе различные формы работы с информационными кластерами по истории, историческими документами, неизменно вызывающими познавательный интерес и активизирующие процессы восприятия студентов.

Библиографический список

В данной работе была предпринята попытка отразить некоторые существенные проблемы создания психолого-педагогических и дидактических условий, способствующих повышению качества восприятия студентами учебного исторического материала. Не получили должного отражения организационно-педагогические условия, которые, безусловно, заслуживают самого пристального внимания и изучения.

В качестве заключения отметим, что вышеизложенные позиции требуют особого внимания к проблеме улучшения восприятия студентами исторических знаний, что послужит совершенствованию работы по овладению студентами учебной дисциплины «История» и формированию их исторического сознания в системе среднего профессионального образования.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов. Под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова. Москва: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007.

2. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education: электронный научный журнал. 2012; № 1: 8 - 14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36509766&

3. Психологическая наука в России XXстолетия: проблемы теории и истории. Под редакцией А.В. Брушлинского. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01001767124

4. Ананьев Б.Г, Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Москва: Просвещение, 1968. Available at: http://elib. gnpbu.ru/textpage/ananyev_individualnoe-razvitie_1968

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва: Народное образование, 1998.

6. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1990. Available at: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=22581

7. Лихачева О.Н., Шилович О.Б. К вопросу об улучшении качества восприятия студентами учебного материала на примере гуманитарного сегмента. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 16 - 18.

8. Постников П.Г Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). Нижний Тагил, 2003. 152 с. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002429870https:// search.rsl.ru/ru/record/01002429870

9. Ковалев С.В. Основы НЛП, или Введение в человеческое совершенство. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

10. Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. Доминантные модальности восприятия и их динамика. Вестник Башкирского университета. 2011; № 2, Т. 16: 469 - 473.

11. Тенхунен П.Ю., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации. Интеграция образования. 2015; № 4 (81), Т. 19: 28 - 34.

12. Ивашко М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII века): учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). Москва: РАП, 2014.

13. Ивашко М.И. История (XIXвек): учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). Москва: РГУП, 2016.

14. Ивашко М.И. и др. История: учебно-практическое пособие. Москва: РГУП, 2017.

References

1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka: okolo53000slov. Pod obschej redakciej prof. L.I. Skvorcova. Moskva: OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izdatel'stvo Mir i obrazovanie», 2007.

2. Ippolitova N., Sterhova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; № 1: 8 - 14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36509766&

3. Psihologicheskaya nauka v RossiiXXstoletiya: problemy teoriii istorii. Pod redakciej A.V. Brushlinskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 1997. Available at: https:// search.rsl.ru/ru/record/01001767124

4. Anan'ev B.G., Dvoryashina M.D., Kudryavceva N.A. Individual'noe razvitie cheloveka i konstantnost' vospriyatiya. Moskva: Prosveschenie, 1968. Available at: http://elib.gnpbu.ru/ textpage/ananyev_individualnoe-razvitie_1968

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

6. Shadrikov V.D. Poznavatel'nye processy i sposobnosti v obuchenii: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1990. Available at: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=22581

7. Lihacheva O.N., Shilovich O.B. K voprosu ob uluchshenii kachestva vospriyatiya studentami uchebnogo materiala na primere gumanitarnogo segmenta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 16 - 18.

8. Postnikov P.G. Didaktika istorii (na puti kprofessional'nomu masterstvu). Nizhnij Tagil, 2003. 152 s. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002429870https://search.rsl.ru/ ru/record/01002429870

9. Kovalev S.V. Osnovy NLP, ili Vvedenie v chelovecheskoe sovershenstvo. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2004.

10. Rogozhnikova T.M., Navalihina A.I. Dominantnye modal'nosti vospriyatiya i ih dinamika. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2011; № 2, T. 16: 469 - 473.

11. Tenhunen P.Yu., Eliseeva Yu.A. Osobennosti vospriyatiya uchebnoj informacii sovremennymi studentami: potencial vizual'noj konceptualizacii. Integraciya obrazovaniya. 2015; № 4 (81), T. 19: 28 - 34.

12. Ivashko M.I. Istoriya (s drevnejshih vremen do konca XVIII veka): uchebnoe posobie (shemy, tablicy, kommentarii). Moskva: RAP, 2014.

13. Ivashko M.I. Istoriya (XIX vek): uchebnoe posobie (shemy, tablicy, kommentarii). Moskva: RGUP, 2016.

14. Ivashko M.I. i dr. Istoriya: uchebno-prakticheskoe posobie. Moskva: RGUP, 2017.

Статья поступила в редакцию 10.01.20

УДК 37.013.43

Komarova P.V., postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE WAYS OF IMPLEMENTING BALAKIREV'S MUSICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT IN MODERN SUPPLEMENTARY EDUCATION. The article analyzes a musical and pedagogical conception of Miliy Alekseevich Balakirev and possibilities of its application in modern conditions of further education. Despite obvious pedagogical achievements of Balakirev himself and his followers, his concept is poorly understood and requires more careful research. As a result of studying the problem, it was found that some elements of Balakirev's pedagogical concept are successfully applied today in the learning process. It is concluded that Balakirev's pedagogical postulates are fundamental and aimed at educating not only a successful musician, but also a morally developed patriot, and their use in modern conditions will have a positive effect on the learning outcomes.

Key words: musical education, musical pedagogical concept, M.A. Balakirev, patriotism, system of supplementary education.

П.В. Комарова, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: [email protected]

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М.А. БАЛАКИРЕВА В СОВРЕМЕННОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье проведен анализ музыкально-педагогической концепции Милия Алексеевича Балакирева и возможностей ее применения в современных условиях дополнительного образования. Несмотря на очевидные педагогические достижения самого Балакирева и его последователей, его концепция мало изучена и требует более пристальных исследований. В результате изучения проблемы было обнаружено, что некоторые элементы педагогической

концепции Балакирева успешно применяются сегодня в процессе обучения. Сделаны выводы о том, что педагогические постулаты М.А. Балакирева фундаментальны и направлены на воспитание не только успешного музыканта, но и нравственно развитого патриота, а их применение в современных условиях будет позитивно сказываться на результатах обучения.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, музыкально-педагогическая концепция, М.А. Балакирев, патриотизм, система дополнительного образования.

Процессы самопознания и самоопределения, характерные для народов Европы в XIX веке, в значительной мере затронули и Россию. Многие отечественные философы, художники, музыканты, литераторы искали самобытный путь развития страны, они обращались к национальной тематике и мотивам, собирали и изучали фольклор, историю Древней Руси. Это желание передовых и патриотически настроенных людей искусства видеть и слышать мир во всем его многообразии находило активное сопротивление у тех, кто имел другое мнение о путях развития русского искусства, в частности у тех, кто видел желательным развитие российской музыки в фарватере западноевропейской.

Хорошо известен вклад М.И. Глинки в развитие русской симфонической музыки. Композитор Сергей Слонимский так писал об этом: «Глинка одним прыжком стал вровень с Европой, а Балакирев одним прыжком перегнал ее» [1, с. 14]. Как и какими принципами в своей педагогической деятельности М.А. Балакирев добивался того, чтобы входившие в «Могучую кучку» музыканты-любители стали всемирно известными композиторами, сохранившими российские корни в творчестве и прославившими русскую музыку и Отчизну? Комплекс идей, принципов и методов музыкальной педагогики Балакирева в системе современной науки характеризуется как музыкально-педагогическая концепция, анализ которой может помочь дать ответ на этот сложный вопрос.

Актуальность изучения музыкально-педагогической концепции М.А. Балакирева, ее отличительных черт, а также возможностей применения ее элементов в современной российской музыкальной педагогике обусловливается следующими соображениями.

Во-первых, несмотря на очевидные положительные результаты применения концепции самим Балакиревым и его последователями, она мало изучена и требует дополнительной систематизации и осмысления с прицелом на применение в современном дополнительном образовании.

Во-вторых, наблюдается определенная схожесть исторического контекста, в котором находился Балакирев, с нынешними российскими реалиями: пренебрежение национальной музыкой и культурой, отсутствие единства в обществе, его сильное расслоение, культурная ориентация элит исключительно на Запад. Эти обстоятельства не могли не находить отклика в сердцах и умах патриотов XIX века, аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в наши дни.

На основе анализа творческого и педагогического пути М.А. Балакирева, воспоминаний его современников и учеников можно выделить ряд отличительных принципов его музыкально-педагогической концепции:

• Доступность и идейность музыкального образования

Музыкальное образование в XIX веке было преимущественно элитарным

не только в России, но и в других европейских странах. В этом контексте одним из самых важных достижений М.А. Балакирева стала открытая им совместно с Г Я. Ломакиным первая в России Бесплатная музыкальная школа (БМШ), которая предоставляла возможность обучения музыке вне зависимости от достатка и социального положения. БМШ была не только учебно-образовательным учреждением, но и мощной концертной площадкой, пропагандировавшей современную российскую музыку, а также своеобразной платформой для творческого общения композиторов, исполнителей и критиков. Судя по сохранившимся афишам и программам концертов БМШ, мы можем сделать выводы о высоких профессиональных достижениях ее учеников. С уверенностью можно сказать, что БМШ впервые воплотила в жизнь благородную идею всеобщего музыкального образования, а также сыграла важную роль в воспитании композиторов-новаторов, исполнителей и слушателей.

Непростой жизненный путь Милия Алексеевича был проникнут идеологией беззаветного служения на благо России и ее народа. Ведущее место в его системе ценностей занимали любовь к Родине и нравственная чистота, поэтому и педагогическая концепция Балакирева, так же как и его жизнь, немыслима без патриотизма. Здесь также можно отметить принципиальность композитора и педагога, который, как указывали многие современники, с присущей ему эмоциональностью включался в борьбу за отстаивание своих взглядов на будущее российской музыки. В частности, Балакирев категорически не мог принять точку зрения, что русская национальная музыка не существует и не может существовать.

В то же время хочется отметить, что большую поддержку и помощь в формировании идей и взглядов Балакирева оказал музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, в статье которого впервые фигурирует называние кружка молодых композиторов - «Могучая кучка» [2]. Стасов также был своеобразным интеллектуальным центром для кучкистов, он много сделал для популяризации идеи опоры на народную музыку. В настоящее время не хватает таких «интеллектуальных и идейных центров», которые могли бы дать новый импульс незаслуженно отодвинутой на дальний план русской музыке и культуре.

• Служение своему народу, основанное на изучении его истории и культуры, знании своих корней

Как показывает анализ жизни и творчества Балакирева, для него характерно четкое осознание своей миссии, в основе которой было служение Отече-

ству. Балакирев очень высоко ценил подлинно народное искусство, считал его сокровищем, доставшимся от древних времен, которое нужно беречь, изучать и передавать потомкам. Он считал, что важнейшую роль в сохранении связей между поколениями играет изучение родной истории и культуры. Композитор очень высоко ценил знание своих корней и стремился передать эту любовь всем ученикам и последователям. В этой связи весьма показательно, что музыка композиторов-кучкистов писалась на русские исторические сюжеты, была проникнута народными элементами и мелодиями, черпала вдохновение в былинах, сказках, народных песнях и обрядах. Балакирев лично участвовал в изучении и сборе музыки не только русского народа, но и других народов Российской Империи, в частности, народов Кавказа. Четко прослеживается его линия на объединение российского общества на основе музыкальной культуры.

Стоящие в настоящее время перед Россией вызовы делают необходимым поиск объединяющих общество начал, и в этом непростом контексте балакиревские идеи обретают новый смысл. Как показал опыт ДШИ им. Балакирева, введение такого предмета, как «Основы русский традиционной культуры» (ОРТК) позволило предоставить обучающимся новые возможности для ознакомления с родной культурой и помочь в ее популяризации. В результате систематической работы на этом направлении удалось существенно усилить отделения фольклора и народных инструментов школы, наглядным доказательством чего стали результаты ее выпускников (в частности, из успехов можно отметить лауреатство на конкурсе «Синяя птица» ученицы класса гусли; создание оркестра народных инструментов, ансамблей балалаечников, домристов и др., множество театрально-музыкальных выступлений учащихся фольклорного отделения).

• Уважительное отношение к культуре других стран, анализ и изучение лучших образцов

В своей композиторской деятельности кучкисты, опираясь на русскую народную музыку, не забывали также и о лучших образцах зарубежной музыки. Не имея достаточных знаний по гармонии, они анализировали популярные произведения европейских композиторов. На основе полученных результатов упражнялись в написании собственной музыки, добавляя необходимый народный колорит. Вопреки расхожему мнению об их негативном отношении к европейским композиторам, кучкисты высоко ценили западный музыкальный опыт, но при этом считали, что он не должен заменять собой русскую культуру и музыку - мир прекрасен именно в его многообразии. В пользу этого свидетельствует обширная переписка Балакирева со многими ведущими европейскими музыкантами-современниками, в частности с Ф. Листом, а также его трепетное отношение к памяти Ф. Шопена (отметим, что Балакирев был инициатором установки памятника великому пианисту в Варшаве и восстановления родовой усадьбы Шопена - данный подход можно обозначить как «деятельное уважение»). Этот опыт и пример Балакирева представляются очень ценным для современного российского музыкального образования.

• Воспитание как профессиональных музыкантов, так и любителей

Как отмечают исследователи, одной из основных жизненных целей

М.А. Балакирева было строительство новой российской музыкальной культуры, которая могла бы выдвинуть отечественную музыку на передовые позиции в мире. Милий Алексеевич видел жизненную необходимость в обновлении образа музыкальной России. Масштабность указанных задач делала необходимым не только воспитание плеяды талантливых композиторов-новаторов. Новой музыке нужны также были и исполнители, способные интерпретировать и донести ее глубокое содержание, а завершающим логическим элементом цепочки было воспитание новых слушателей. Учитывая это, вполне понятно, почему в музыкально-педагогической концепции Балакирева большое внимание уделялось воспитанию как музыкантов-профессионалов, так и любителей.

В современных российских условиях представляется весьма ценной именно комплексность подхода Балакирева к музыкальному воспитанию. В условиях, когда в среднем школьном образовании роль уроков музыки снижена практически до минимально возможного уровня, когда благодаря современным средствам коммуникации массовая культура оставляет в культурном пространстве лишь сравнительно небольшие «островки безопасности», а в системе дополнительного музыкального образования накопился целый ряд проблем, остро ощущается потребность в системном подходе, подобном балакиревскому.

• Внимание не только к формированию профессиональных навыков, но также и воспитание личности учащихся, их общее развитие

Всестороннее воспитание личности учащихся было одним из приоритетов педагогической деятельности Балакирева. Во время своего руководства Придворной певческой капеллой он имел возможность широко применить этот принцип: композитор стремился сделать так, чтобы программа обучения была насыщена не только специальными музыкальными предметами, но и включала в себя изучение светской музыки, общемузыкальные дисциплины, выбранный инструмент и общеобразовательные предметы. Таким образом, его воспитанники были лучше подготовлены к следующему жизненному этапу. В своих частных

уроках Балакирев много времени посвящал обязательному чтению с дальнейшим обсуждением выбранной заранее литературы, касающейся личности автора исполняемого произведения, его темы или эпохи. Милий Алексеевич стремился воспитать не узкого специалиста, а эрудированную и нравственную личность, причем в этом процессе он активно использовал биографии и примеры из жизни выдающихся «служителей» государству и народу (Глинка и др.), а также своим личным примером давал ориентир ученикам. Балакирев считал очень важным личность учителя-наставника, постоянно совершенствовал свои профессиональные навыки, имел широкий кругозор. Полагаем очевидным важность следования указанным кредо Балакирева, которые становятся особенно актуальными в наше динамичное время.

Перечислим далее ряд педагогических методов, использовавшихся М.А. Балакиревым и его последователями, учитывая их применимость в современном контексте:

• Коллективное музицирование

Одной из важных стадий работы в балакиревском кружке было исполнение своих произведений коллегам с целью дальнейшего критического и творческого обсуждения и корректировки. Причем этот метод применялся не только в работе с профессиональными музыкантами, но и с учениками-любителями. Балакирев ставил целью «захватить» музыкой всю семью воспитанников. Он стремился вовлечь в музыкальную деятельность родственников своих учеников, их друзей и знакомых, помогал им организовывать ансамбли, участвовал в подборе репертуара, делал облегченные с точки зрения фактуры и исполнительских приемов обработки известных произведений. Важной составляющей музыкальной культуры России он считал коллективное любительское музицирование. Как отмечает Т.А. Зайцева, Милий Алексеевич полагал, что «любительское музицирование на фортепиано - это еще и важнейший путь к облагороженному быту» [3, с. 303].

К безусловным плюсам балакиревского метода можно отнести то, что коллективное любительское музицирование помогает воспитывать грамотного слушателя и облагораживает его - это особенно важно в условиях засилья массовой культуры. Сегодня этот метод не менее актуален и востребован, например, в практическом и многолетнем опыте ДШИ им. М.А. Балакирева. Фестиваль семейных ансамблей «Семья и творчество» пользуется огромной популярностью у учащихся школы и их родственников. С каждым годом он привлекает все больше ансамблей-конкурсантов, растет профессиональный уровень исполняемых музыкальных произведений. Как отмечают участники и педагоги, возможность совместных коллективных и семейных музыкальных репетиций положительно сказывается на укреплении семей и связей между поколениями. Благодаря подготовке к выступлениям на фестивале родители, являющиеся непрофессиональными музыкантами, начинают лучше понимать трудности и радости своих детей, обучающихся музыке, имеют возможность обновить и получить новые музыкальные навыки и опыт выступления на сцене.

Еще одним практическим воплощением этого метода в современных условиях является проведение классных концертов учащихся, но не только в виде ежегодного одноразового «отчета о проделанной работе», а как можно более частного (хотя бы один раз в учебную четверть, предпочтительно - еще чаще) небольшого концерта-показа для своих одноклассников и их родителей, с дальнейшим обсуждением и анализом удавшихся и неудавшихся фрагментов самими выступающими. В ходе таких мероприятий учащиеся не только получают навыки сценических выступлений, но и учатся критическому анализу своих и чужих выступлений. В этом контексте хочется упомянуть успешный опыт канд. пед. наук Л.Н. Макаревской, которая широко применяла такие формы работы в педагогической практике. В ходе организованных ею «мини-концертов» дети исполняли не только готовые целые произведения, но также и выученные отрывки, произведения на стадии разучивания, затем каждый из выступающих мог отметить свои и чужие сильные и слабые моменты, при необходимости - рассказать о возможной версии исполнения произведения другого участника «мини-концерта».

• Опережающая педагогика и подтягивание ученика до уровня учителя

С.М. Слонимский отмечал, что в работе с кучкистами талантливым дилетантам Балакирев сразу же ставил грандиозную задачу: писать симфонии и оперы в то время, когда в России своих симфоний еще не было.

Весьма показательно, что этот метод основывался на личном опыте музыканта. В 16 лет Балакирев сам дирижировал домашним оркестром, исполнявшим симфонии Бетховена, при этом, по сути, дирижировать он научился «на ходу», пользуясь советами и товарищеской помощью других музыкантов. Как свидетельствовали ученики Балакирева, он часто использовал игру в четыре руки со своими учениками, для чего даже написал четырехручные обработки 30 русских народных песен, в которых основные технические трудности были в партии педагога, а также рекомендовал этот метод последователям.

Эффективность балакиревского подхода подтверждается фортепианной педагогикой Анны Даниловны Артоболевской, которая активно и успешно использовала в работе с детьми опережающий метод. Как вспоминали свидетели ее уроков, «ученики играли репертуар "на вырост", пьесы с фактурой, упрощенной до степени, позволяющей ребенку проявить определенную самостоятельность». Результатом такого подхода было то, что обучающиеся «забегали» на годы вперед своего развития, при этом у них формировалась особая эмоцио-

нальная привязанность к музыке, они «каждый год все больше и больше [погружались] в запавшие в душу произведения» [4, с. 31]. «Ученику внушалась мысль, что он все может, что все ему по силам, но для этого надо поработать над тем, что ему сейчас задано», - вспоминал свидетель ее работы [5].

• Погружение в музыкальную культуру, изучение и анализ произведений

Как показывает анализ некоторых научных работ, касающихся теории и методологии преподавания музыкальной литературы в ДШИ и ДМШ, имя Балакирева в них незаслуженно опускается, хотя опыт Милия Алексеевича в этой области, безусловно, заслуживает внимания и осмысления.

В ходе работы со своими учениками М.А. Балакирев уделял большое внимание тому, что обучение должно основываться на лучших образцах мировой культуры и включать их подробный анализ, о чем сохранилось немало свидетельств.

Т.А. Зайцева отмечает, что Балакирев пытался сделать «аксиомой для своих подопечных» широкое знакомство с музыкой и регулярное посещение концертов, нахождение в питательной музыкальной среде, видя в этом не только условие успешного обучения, но и норму жизни культурного человека. Как вспоминали ученики Балакирева, большое значение с точки зрения их образования имели не только концерты, проходившие под управлением самого Милия Алексеевича, но также и совместные посещения других концертов, необходимых в процессе обучения [3, с. 330].

В современной педагогической практике этот метод широко используется ведущими преподавателями детских школ искусств, что находит отражение в достижениях их учеников, однако большая часть педагогического состава в силу различных причин не уделяет этому способу воспитания достаточного внимания.

• Импровизационность

Представляется очень важным, что Балакирев видел особую ценность в развитии у обучающихся музыке навыков импровизации и подбора по слуху, причем он считал желательным учить импровизировать прежде интерпретации. «Если <...> будет замечено, что ученик желает на фортепиано прибрать по слуху понравившуюся мелодию, то это уже начало успеха, важный шаг вперед», - писал Милий Алексеевич [3, с. 344].

Балакирев ясно видел, что это вызывает дополнительное желание и интерес к занятиям на самом тяжелом первоначальном этапе. Первичность импровизации обосновывалась Балакиревым тем, что она позволяет сделать так, чтобы занятия оставляли у учащихся приятные эмоциональные впечатления, и у них была возможность выразить себя. Только на втором этапе шло обучение правильной интерпретации авторской музыки.

В этом контексте представляется точными слова С.М. Слонимского об уроках Балакирева: «Поразить воображение, убрать все препоны шаблонных вкусов, приемов и привычек, научить ученика летать раньше, чем он научится ходить. Такова, думается, глубоко осознанная цель столь небывалого и столь естественного, изначально музыкального процесса балакиревских уроков-импровизаций» [4, с. 27].

Отметим, что большой вклад Балакирева в использование в музыкальной педагогике импровизационного метода нередко уходит от внимания исследователей, отмечающих, что Балакирев владел искусством импровизации [5, с. 111]. Балакирев не просто умел импровизировать, но, как отмечали его современники (в частности Мусоргский, Римский-Корсаков и др.), он был импровизатором высокого класса, способным поразить любого профессионального музыканта.

Импровизация для Балакирева была не только элементом музыкального творчества, но и частью жизненного кредо. В обучении Милий Алексеевич не был сторонником шаблонных подходов, он стремился адаптировать программу под индивидуальные возможности и способности учеников.

К сожалению, приходится наблюдать, что в современной российской музыкальной педагогике импровизационному подходу в обучении практически не уделяется времени, приоритетом ставится только интерпретация музыки. Зачастую выпускник музыкальной школы не способен подобрать мелодию и аккомпанемент на слух, творчески проявить себя в музыке, не говоря уже о возможности сочинения или реальной импровизации на заданную тему. Недостаток импровизации в ходе уроков, вероятно, является дополнительным фактором отсева школьников на начальном этапе музыкального образования и потери интереса к предмету.

Резюмируя вышесказанное, хотим отметить, что использование Балакиревым уникальных для того времени методов преподавания вызывало мощный отклик в сердцах его учеников, многие из них отмечали, что уроки с Милием Алексеевичем - это «праздники музыки». В частности, Василий Золотарев писал: «Я думаю, что не ошибусь, если приравняю <...> творческое воздействие Балакирева к воздействию древних мыслителей-философов на кружок своих последователей-учеников» [6, с. 108]. При этом он также сравнивал своего учителя с солнцем, «под живительным лучом которого произрастала зеленая поросль молодых музыкантов» [3, с. 315].

Анализ педагогической концепции Балакирева показывает, что заложенные им принципы фундаментальны, направлены на широкое и всестороннее развитие и воспитание патриотически настроенной личности, а позитивные результаты балакиревских воззрений в современных условиях говорят в пользу их эффективности и не угасшей актуальности. К сожалению, не все из методов ба-

лакиревской педагогики отражены в современной преподавательской практике, например, практически забыт импровизационный метод обучения. Однако применение концепции Балакирева является актуальным и возможным в наши дни, что подтверждает опыт одноименной школы искусств, результаты ее учеников, их

Библиографический список

активная гражданская позиция. Широкое распространение и применение принципов Балакирева в современной музыкальной педагогике может существенно обогатить систему дополнительного образования как с духовной, так и с методической стороны.

1. Балакиреву посвящается: сборник статей и материалов. Санкт-Петербург: Композитор, 1998; Выпуск 1.

2. Стасов В.В. Славянский концерт г. Балакирева. Избранные сочинения: в 3-х т. Живопись. Скульптура. Музыка. Москва: Государственное издательство «Искусство», 1952; Т. 1.

3. Зайцева Т. А. Творческие уроки М.А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика. Санкт-Петербург: Композитор, 2012.

4. Гущенков П.М. Мысли о Балакиреве. Балакиревские чтения: тематический сборник материалов. Москва: ИИУ МГОУ 2016: 6 - 44.

5. Александрина Н.Б. Импровизация как метод развития музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ искусств. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011; № 4 (28): 110 - 112.

6. Золотарёв В. Воспоминания о Балакиреве. Советская музыка.1948; № 2: 105 - 109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Balakirevu posvyaschaetsya: sbornik statej i materialov. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 1998; Vypusk 1.

2. Stasov V.V. Slavyanskij koncert g. Balakireva. Izbrannye sochineniya: v 3-h t. Zhivopis'. Skul'ptura. Muzyka. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Iskusstvo», 1952; T. 1.

3. Zajceva T.A. Tvorcheskie uroki M.A. Balakireva. Pianizm, dirizhirovanie, pedagogika. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2012.

4. Guschenkov P.M. Mysli o Balakireve. Balakirevskie chteniya: tematicheskij sbornik materialov. Moskva: IIU MGOU, 2016: 6 - 44.

5. Aleksandrina N.B. Improvizaciya kak metod razvitiya muzykal'no-tvorcheskih sposobnostei uchaschihsya-pianistov detskih shkol iskusstv. VestnikChelyabinskojgosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv. 2011; № 4 (28): 110 - 112.

6. Zolotarev V. Vospominaniya o Balakireve. Sovetskaya muzyka.1948; № 2: 105 - 109.

Статья поступила в редакцию 10.01.20

УДК 327

Kosianova O.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalova (Orenburg, Russia),

E-mail: [email protected]

JOINT EDUCATIONAL PROJECT AS A FORM OF INTEGRATIVE INTERACTION OF DEPARTMENTS AND FACULTIES OF UNIVERSITIES OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN. The article reveals a problem of working on joint educational projects of scientists of Russia and Kazakhstan in the field of language and literary education of schoolchildren and students. The work analyzes the learning experience of pupils and students of language and linguistic disciplines in educational institutions of neighboring states, identified common problems that impede the process of teaching language and literature, ways of addressing the identified difficulties, the experience of the implementation of the joint project of scientists of the Orenburg state pedagogical University and the University Baisheva S. A. (Aktobe, Kazakhstan). The material presented leads to the conclusion that the joint work on educational projects scientists of different countries, aimed at addressing the identified problems in the field of philological education of pupils and students, will promote a new, modern teaching methods, updating the content of philological education and integration of efforts of scientists from different countries.

Key words: integrative interaction, educational projects, content of language and literary education.

О.М. Косянова, д-р пед. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, г. Оренбург,

E-mail: [email protected]

СОВМЕСТНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

КАК ФОРМА ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАФЕДР

И ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА

В статье раскрывается проблема работы над совместными образовательными проектами ученых России и Казахстана в области языкового и литературного образования школьников и студентов. Проанализирован опыт обучения школьников и студентов языковым и лингвистическим дисциплинам в образовательных учреждениях соседствующих государств, выявлены типичные проблемы, затрудняющие процесс освоения школьниками языка и литературы, намечены пути устранения выявленных затруднений, представлен опыт реализации совместного проекта ученых Оренбургского государственного педагогического университета и университета имени С.А. Баишева (г Актобе, Казахстан). Представленный материал позволяет сделать вывод, что совместная работа над образовательными проектами ученых разных государств, направленная на устранение выявленных проблем в области филологического образования школьников и студентов, будет способствовать активизации новых, современных методов обучения, обновлению содержания филологического образования и интеграции усилий ученых разных стран.

Ключевые слова: интегративное взаимодействие, образовательные проекты, содержание языкового и литературного образования.

В процессе усиления интеграционных связей государств и вхождения наших стран - России и Казахстана - в мировое сообщество одной из первостепенных задач современного образования, которую ставит государство перед высшей школой, является повышение уровня подготовки выпускников вузов, профессионализм которых стал бы одним из ключевых факторов прогресса общества и конкурентоспособности государства и личности. Важнейшим показателем, определяющим профессиональный и личностный статус выпускника вуза, является высокий уровень его гуманитарной и профессиональной культуры, компетентность, образованность, коммуникабельность, сформированность таких профессионально необходимых качеств, как способность к самообразованию, самостоятельному поиску и отбору информации, умение адекватно воспринимать и адекватно оценивать профессиональные, социальные, конфессиональные, бытовые и другие ситуации, принимать корректные, профессионально и житейски целесообразные решения, которые отвечали бы требованиям морали, вербального и невербального поведения, деловой этики, соответствующего стиля, принятым не только в России, но и за рубежом. Территориально возможности получения образования и трудоустройства молодых выпускников значительно расширились, и в настоящее время, вероятно, правильно говорить о подготовке

молодых людей к условиям жизни и деятельности не только в своей стране, но и в мировом сообществе в целом.

В связи с этой новой, отчетливо обозначенной тенденцией изменяются цели и задачи, поставленные Россией и Казахстаном перед высшей школой. Новые реалии жизни диктуют необходимость по-новому подходить к осмыслению проблем преподавания и содержания лингвистического и литературного образования, искать новые, современные подходы к процессу обучения учащихся и студентов гуманитарным дисциплинам, которые позволили бы выпускнику школы или вуза быстрее адаптироваться к условиям жизни во взрослом сообществе, помогли бы им найти верные стратегии и тактики речевого и национально обусловленного этикетного поведения в различных ситуациях общения с коллегами, знакомыми, друзьями, руководителями, подчиненными и т.д. и в своей стране, и в зарубежных странах. Таким образом, в настоящее время всему педагогическому сообществу России и Казахстана предложена к осмыслению проблема, сложность практического разрешения которой обусловлена отчетливо обозначенными противоречиями:

- с одной стороны, необходимостью нового подхода к изучению языка и классической и современной литературы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.