Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 600-605
Теоретические и практические вопросы музыкально-эстетического развития подростков в дополнительном образовании1
О.Е. Дробот
ГБУДО Детская школа искусства имени М.А. Балакирева 109444, г. Москва, ул. Ферганская, д. 23 SBIFE Children's Art School named M.A. Balakirev Ferganskaya str., 23, Moscow 109444 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: дополнительное образование, музыкально-эстетическое развитие, подростки, система деятельности преподавателя. Key words: additional education, musical and aesthetic development, adolescents, teacher activity system.
Резюме: В статье освещены теоретические и практические аспекты педагогической деятельности преподавателя на занятиях музыкально-эстетического направления. Предложена разработанная и апробированная система педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков. Кратко описаны этапы опытно-экспериментальной работы по реализации элементов системы. Abstract: The article highlights the theoretical and practical aspects of pedagogical activity of the teacher in the classroom musical and aesthetic direction. The developed and tested system of pedagogical activity of the teacher on musical and aesthetic development of teenagers is offered. The stages of experimental work on the implementation of the system elements are briefly described. [Drobot O.E. Theoretical and practical issues of musical and aesthetic development of adolescents in additional education]
Учреждения дополнительного образования предлагают детям достаточную самостоятельность, свободу выбора образовательных программ, возможность расширить свой кругозор, развить свои способности, определить актуальные цели и стратегии, способствующие социально-профессиональному самоопределению, дают возможность «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности» (Концепция развития дополнительного образования детей). Особенно в этом
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки Российской Федерации № 27.7394.2017/8.9
нуждаются дети подросткового возраста, возраста-перехода от «почти взрослого ребенка к почти зрелому взрослому» (Малкина-Пых). В процессе педагогической деятельности приходится искать новые актуальные, созвучные современному этапу развития общества методы, условия, формы, приемы обучения детей, которые бы способствовали активизации музыкально-эстетического развития подростков (Акишина, Олесина, Радомская, 2017).
Результатом изучения научных трудов и практических исследований по этой теме, стала авторская система педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков. Подчеркнем особое значение в системе специальных педагогических принципов воздействия на музыкально-эстетическое развитие подростков, сформулированных на основе триединства педагогического метода М.А. Балакирева: интонация как камертон авторской (творческой) мысли; импровизация как способ усвоения нового; программность как акт сотворчества. Интонация является импульсом к проникновению в глубины авторской композиторской мысли, позволяет постичь его истоки, услышать ее современное звучание. Импровизация как интерактивный способ усвоения нового помогает почувствовать себя творцом, раскрыть созидательные возможности и умения, проявить инициативность, познакомится с творческим процессом (Красильников, 2015). Программность как акт сотворчества усиливает образное мышление подростка, фокусирует и концентрирует его на одной теме, направляет ход творческой мысли.
Эффективность созданной системы зависит от соблюдения следующих педагогических условий: равноправие сотрудничества преподавателя и учащихся; динамичность и интенсивность образовательного процесса; получение теоретических и практических знаний в активной музыкально-эстетической деятельности; расширение опыта творческой и конкурсной работы; коллективность действий. Разработанные и реализованные в современных формах урока (арт-проекты, творческие дебаты, музыкально-исторические реконструкции, брейн-ринги, квесты) методы музыкально-эстетического
развития подростков (актуализации эстетического чувства, взаимного творческого сопряжения, погружения в художественно-исторический контекст, последовательного осознания авторского замысла) продуктивно работают и обеспечивают высокий уровень музыкально-эстетического развития.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы для выявления уровней музыкально-эстетического развития в контрольной и экспериментальной группах были предложены пять критериев, позволяющие выявить и зафиксировать начальный уровень музыкально-эстетического развития подростков: степень их эмоциональной отзывчивости и открытости к музыкально-эстетической деятельности, интеллектуальной информированности, активности работы, способность к творческому мышлению. Первый критерий -заинтересованность учащегося в музыкально-эстетическом опыте - показывает степень увлеченности данным видом искусства, силу потребности в музыкально-эстетической деятельности. Второй критерий - интеллектуальная эрудированность в области музыки- дает возможность выявить имеющиеся у подростка знания о музыкальном искусстве, которые являются импульсом к дальнейшему музыкально-эстетическому развитию. Третий критерий - активность и инициативность работы в группе - позволяет определить желание и способность подростка к включению в музыкально-эстетическую деятельность, уровень соучастия в ней. Четвертый критерий - коммуникативность в процессе музыкально-эстетической деятельности - отражает потребность подростка в доброжелательном общении с преподавателем и другими учениками в процессе музыкальных занятий. Пятый критерий -способность к творческому самовыражению - обнаруживает: вербальную, эмоциональную и деятельную реакции на музыку, глубину теоретических и практических знаний подростка.
Анализ данных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы показал, что исходный уровень музыкально-эстетического развития подростков в экспериментальной и контрольной группах схож по показателям и существенной количественной разницы в выявленных уровнях
не отмечается, что способствует чистоте эксперимента. По первым трем критериям большинство детей имели средние показатели, число высоких и низких показателей было небольшим. При выявлении коммуникативности подростков (четвертый критерий) наблюдались схожие цифры, число детей стремящихся к общению и закрытых для него примерно равно. Творчески проявить себя (пятый критерий) отказывалось большое количество подростков, высокий и средний балл в этом критерии выявлен у небольшого количества детей.
Констатирующий этап эксперимента показал отсутствие преимущества экспериментальной группы перед контрольной по исходному уровню развития. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил проверить эффективность составляющих элементов системы, таких как идея, цель и конкретизирующие ее задачи, принципы, необходимые педагогические условия, методы и формы и обнаружил достаточно высокую динамику развития детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился на протяжении всего курса учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» (дополнительная
общеразвивающая программа, разработанная на основе и с учетом федеральных государственных требований к данному типу программ в области музыкального искусства) и составлял три года. Задачами формирующего этапа эксперимента стали: уточнение ключевых понятий музыкально-эстетического развития подростков; доработка и апробация системы критериев; корректировка основных положений гипотезы; внедрение важнейших компонентов методического инструментария для музыкально-эстетического развития подростков в системе дополнительного образования; изучение эффективности предложенной системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков; реализация курса занятий на основе созданной оригинальной программы учебного предмета «Музыкальная энциклопедия»; выявление динамики уровней музыкально-эстетического развития по заявленным критериям; подготовка предварительных выводов.
После апробации всех элементов системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков был проведен контрольный эксперимент. который показал, что у учащихся экспериментальной группы значительно активизировалось музыкально-эстетическое развитие, благодаря вовлечению в актуальные для подростков формы деятельности. Предложенные педагогические принципы, созданные педагогические условия, разработанные методы, современные формы работы, описанные при работе над системой педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков,
способствовали повышению уровня музыкально-эстетического развития практически по всем заявленным критериям: 1. более устойчивым и осознанным стал интерес к музыкально-эстетической деятельности; 2. расширился и обогатился их личный опыт в области музыкального искусств, повысилась эрудиция; 3. ярче проявилась активная позиция в эстетическом освоении действительности, сформировалась способность и потребность к эстетической оценке музыкальных произведений; 4. обогатился опыт самопознания и познания других людей; 5. появилась мотивация к проявлению себя в творческой коллективной деятельности.
На основании анализа результатов проведенного эксперимента можно заключить следующее. В экспериментальных группах, в которых музыкальные занятия проводились на основе предлагаемой системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков учащиеся показали более высокий уровень музыкально-эстетического развития, нежели учащиеся, которые не получали педагогической поддержки в русле этой системы либо совсем не посещали занятия. Возникший интерес к творческому мышлению, творческое развитие учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы позволили детям не боятся реализовывать себя не только в области искусства, но осуществлять «творчество жизни» или «повседневное творчество» (Алексеева, 2015), создавать свой уникальный социокультурный портрет, актуальный современности (Торшилова, 2014). Результаты, полученные в ходе опытно-
О.Е. Дробот / O.E. Drobot
экспериментальной работы, убедительно подтверждают преимущество предлагаемой системы педагогической деятельности преподавателя по музыкально-эстетическому развитию подростков в системе дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.Л. 2015. Творческое развитие учащейся молодёжи: к проблеме опытно-экспериментального исследования. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т. 4. № 2: 98-105. Акишина Е.М., Олесина Е.П., Радомская О.И. 2017. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени. - Педагогика искусства. № 4. - URL: http://www.art-
education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_olesina_radomskaya_9 -17.pdf.
«Концепция развития дополнительного образования детей», разработанная Минобрнауки России совместно с Минкультуры России и Минспортом России и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Красильников И.М. 2015. Интерактивная музыкальная деятельность как основа развития музыкальности школьников: монография. М.: Экон-Информ. 179 с.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. - URL : http://iknigi.net/avtor-irina-malkina-pyh/63846-vozrastnye-krizisy-irina-malkina-pyh/read/page-24 .html. Торшилова Е.М. 2014. Концепция изучения социокультурного развития современных детей на различных возрастных этапах. - Педагогика искусства. № 4. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/torshilova.pdf.
Получена / Received: 15.09.2018 Принята/Accepted: 23.10.2018