3. Передриенко С.В. Плавание: Учебно-методический комплекс, 2017.
4. Булатова М.М. Плавание для оздоровления. Киев: «Здоровье», 2018: 134.
5. Полеся Г В. Лечебное плавание при нарушениях осанки и сколиозе у детей, 2017.
References
1. Adaptivnoe plavanie. Obuchenie plavaniyu lic s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata, 2016.
2. Ganchar A.I. Dinamika pokazatelej plavatel'noj i fizicheskoj podgotovlennosti kursantov morskogo profilya v processe fizicheskogo vospitaniya i sporta s uchetom gendernyh otlichij. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2012; № 4: 37 - 41.
3. Peredrienko S.V. Plavanie: Uchebno-metodicheskij kompleks, 2017.
4. Bulatova M.M. Plavanie dlya ozdorovleniya. Kiev: «Zdorov'e», 2018: 134.
5. Polesya G.V. Lechebnoeplavanieprinarusheniyah osankiiskolioze u detej, 2017.
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 374
Boyakova E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Radomskaya O.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Institute of Art Education and Culturology of Russian Academy of Education
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL PORTRAIT OF A MODERN TEENAGER AND A YOUNG PERSON (ON THE EXAMPLE OF MOSCOW STUDENTS). The article presents a comprehensive study of socio-cultural competencies of modern children and young people aged 12 to 21 years. It summarizes the materials of experimental work on the study of socio-cultural portrait of the younger generation. Emphasis is placed on artistic and aesthetic interests and perceptions, value orientations that affect individual self-realization. The characteristic interests and preferences of teenagers and young people studying in Moscow are highlighted and described. The selective comparative analysis of the results obtained in other major cities of Russia (St. Petersburg, Rostov-on-Don) is carried out. The meaning-related analysis of the respondents' answers shows that modern children are focused mainly on real communication with peers than virtual, pragmatic in the "ideal" construction of their future. The article gives preliminary pedagogical recommendations on the organization of educational work on the cultural component of the term and extracurricular work with students at different levels of education.
Key words: taste, perception, youth, teenager, children, socio-cultural portrait, art education.
Е.В. Боякова, канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного
образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
О.И. Радомская, канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного
образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва, E-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА И МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОСКВЫ)
Статья посвящена комплексному исследованию социокультурных компетенций современных детей и молодежи в возрасте от 12 лет до 21 года. В ней обобщены материалы экспериментальной работы по изучению социокультурного портрета подрастающего поколения. Акцент сделан на художественных и эстетических интересах и восприятии, ценностных ориентациях, влияющих на индивидуальную самореализацию. Выделяются и описываются характерные интересы и предпочтения подростков и молодежи, обучающихся в Москве. На основе изучения массива данных проводится выборочный сравнительный анализ результатов, полученных в других крупных городах России (Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону). На основе содержательного анализа ответов респондентов показано, что современные дети ориентированы преимущественно на реальное общение со сверстниками, чем на виртуальное, прагматичны в «идеальном» построении своего будущего. В статье даны предварительные педагогические рекомендации по организации образовательной работы по формированию культурной составляющей урочной и внеурочной работы с обучающимися на разных уровнях образования.
Ключевые слова: вкус, восприятие, молодежь, подросток, дети, социокультурный портрет, художественное образование.
Внедрение культурного стандарта для школьников, Концепция преподавания предметной области «Искусство» [1] предполагают формирование у детей и молодежи художественного восприятия, интересов, вкуса, ценностных ориентации По мнению Е.П. Олесиной, О.И. Радомской, сформированное художественное восприятие открывает детям и юношеству возможности использовать многообразие культуры в целях саморазвития и общения. Прежде чем построить педагогическую модель развития художественного восприятия на уроках или во внеурочной деятельности, необходимо провести мониторинг по определению уровней его развития [2]. Многое в достижении качества образования зависит от того, какими представляют себе детей педагоги, преподающие предметы искусства, и могут ли они выстроить образовательный процесс в соответствии с психологическими особенностями современных детей, их предпочтениями, интересами, со спецификой региона и месторасположением образовательной организации [3]. Выявление социокультурного портрета современного ребенка даст возможность сравнить, совпадают ли субъективные взгляды педагогов с данными, полученными в научном исследовании, и подготовить педагогические рекомендации по обновлению образовательного процесса.
Н.Н. Фоминой разработана методика сравнительного исследования творческого развития детей на основе изучения продуктов изобразительной деятельности [4]. Е.М. Торшиловой изучена динамика развития эстетических предпочтений и вкусов детей дошкольного возраста и школьников с 4 до 17 лет, определены связи индивидуальных особенностей и уровня развития с эстетическими типами. На основе экспериментальной эстетики ею созданы тестовые методики, используемые, в том числе, в кросс-культурных исследованиях [5], [6]. В нашем исследовании за основу выявления художественных и эстетических вкусов и интересов, жизненных ориентаций взяты принципы, ранее разработанные и опубликованные Е.М. Торшиловой, Ю.У. Фохт-Бабушкиным и другими [5 - 9].
Быстро развивающаяся техника, компьютеризация обыденной жизни, наблюдаемая легкость вхождения подрастающего поколения в современную общественную и культурную среду диктуют изменения в содержании, средствах и методах обучения и воспитания. Между тем масштабных исследований в направлении изучения социокультурного портрета современных детей и молодежи не проводилось.
Группа ученых Института художественного образования и культурологии Российской академии образования в составе Е.П. Олесиной (руководитель проекта), Е.В. Бояковой, Е.Н. Лихановой, Л.П. Печко, О.И. Радомской, Л.Г Савенковой, Е.М. Торшиловой, Н.Н. Фоминой в 2019 году организовали интернет-анкетирование по составленному ими вопроснику. Анкетирование проводилось в нескольких российских регионах и зарубежных странах. Респонденты вне зависимости от места жительства отвечали на одни и те же вопросы.
Цель исследования - выявление общекультурных компетенций современных детей и молодежи. Метод исследования - интернет-анкетирование средствами Google-формы. Мониторинг исключал персонификацию участников, основывался на уважении мнения респондентов. Анкетирование было полностью анонимным и добровольным, сбор адресов электронной почты и других персональных данных не производился. Вопросы сформулированы в закрытой форме с возможностью выбора из нескольких предложенных ответов или дописывания в графе «Другое».
В статье предлагаем для обсуждения данные, полученные в результате обработки некоторых вопросов из анкеты. Московские школьники и молодежь заполнили 697 Google-форм. В анкете не было обязательных вопросов, чтобы соблюсти принцип добровольности. В опросе участвовали респонденты мужского (34,3%) и женского (65,7%) пола в возрасте от 12 лет до 21 года, из них обучаются в школе 65,1%. Наибольшее число анкет получено
от подростков 14 и 15 лет, что составило в сумме 40,4% от общего числа респондентов.
В ответе на вопрос о том, чему посвящают молодые люди свое свободное время, можно было выбирать несколько ответов. Этой возможностью респонденты активно пользовались. Более половины опрошенных проводят свободное время в занятии любимым делом или общении с друзьями (64,4% и 65,3% соответственно) как «предписано» возрастной психологией подростковому и юношескому возрасту В одиночестве гуляют около 30%. Треть из ответивших на этот вопрос общаются в виртуальном пространстве с помощью социальных сетей (34,7%). Общение с родными предпочитают 33,4%, прогулки с животными -9,5%. Таким образом, большинство выбирает «живое» общение. Этот результат идет вразрез со сложившимся в обыденной жизни мнением, что дети избирают виртуальный мир. Современное поколение открыто для сверстников и с удовольствием делится своими интересами с друзьями (86,9%). Особой разницы между мальчиками (80,7%) и девочками (86,8%) не выявлено.
Большой блок вопросов анкеты посвящен интересам респондентов. Безусловным лидером среди любимых занятий после окончания уроков выступает слушание музыки (65,2%) и просмотр кинофильмов (57,1%). Читают 44,9% опрошенных. Компьютерные игры занимают внимание только 21,2% респондентов. И это меньше, чем увлечение рисованием (28,9%). Самостоятельно музицируют 15,9% девочек и мальчиков. Среди прочих увлечений названы танцы, занятия спортом (футбол, баскетбол, катание на скейте, фехтование), активный образ жизни, фотоискусство, туризм, путешествия, компьютерные игры, рукоделие. Мы не выясняли, какую музыку предпочитают слушать респонденты, но можно догадаться, что это поп-, рок-музыка или иные неакадемические течения. В ответах на другой вопрос большинство обучающихся изъявили желание заниматься именно современной музыкой. Между тем, концерты современных композиторов в залах филармоний и консерваторий проходят без аншлага, за исключением «модных» или раскрученных в СМИ. Сложившаяся ситуация должна стимулировать развитие новых форм и методов учебной работы в области искусства и организации досуга школьников и студентов.
В опросе выявлялись культурные интересы детей и молодежи. Отвечая на вопрос «Если Вам предложат сходить в музей, то какой Вы выберите?», респонденты могли отметить не более двух ответов. В заданном перечне были следующие: картинная галерея (художественный музей); музей фотографии; литературный музей или музей-квартира писателя (поэта); музей техники (космонавтики, автомобилей и др.); музей-квартира ученого, врача, конструктора; музей-квартира композитора; палеонтологический или биологический; исторический или краеведческий. Большинство выборов пришлось на художественный музей (44,2%). На втором месте — музеи фотографии (35,0%), техники (25,8%) и палеонтологии (23,2%). Меньше всего наши дети стремятся посещать мемориальные квартиры композиторов (8,8%), писателей (14%) и ученых (14%). Можно сделать вывод о том, что подрастающее поколение интересует зрелищность. Художественные музеи более привычны для посещения, в них чаще проводят школьные экскурсии или рекламируют в СМИ. Предпочитая в свободное время слушать музыку, наши респонденты не хотят знать о тех, кто ее сочиняет. Или не представляют, что композитор может жить рядом и быть их современником? Или их кумирам не открывают музеев? Респонденты назвали свои варианты музеев для посещения: музей компьютерных игр, кинематографический, современного искусства, бижутерии, «фандомный» и другие, что свидетельствует о широте эрудиции, интересов и понимании того, что музей расширяет личное познавательное пространство человека. Допускаем, что выбор музея сделан гипотетически, но похвально осознании молодыми людьми того, что культурный человек должен посещать музеи.
Нежелающие проводить время в музее имели возможность выбрать ответ «в музей не пойду, займусь чем-то более для меня интересным». Среди московских детей их оказалось 11,9%. Два мальчика, обратившие на себя внимание во время обработки результатов, не отметили в нашей анкете ответ «в музей не пойду...», а дописали свой идентичный ответ в пустой строке. Первый - подросток 12-ти лет, не любящий музей (даже смайлик улыбающийся вставил), хочет заниматься творчеством, для которого выбрал архитектуру и современную музыку. Он проводит время в общении с друзьями, свою комнату оформил репродукциями произведений искусства и хочет в подлиннике увидеть «Подсолнухи» Ван Гога. Напрашивается вывод: этому школьнику еще не встретился свой интересный музей или человек, который может открыть для него мир музея. А где еще он увидит желанные «Подсолнухи» в подлиннике?
Другой подросток 14-ти лет написал в свободной строке, что не пойдет в музей, проигнорировав готовый ответ из списка. Он хочет в жизни покоя и не любит читать, свободное время посвящает виртуальному общению, прогулкам в одиночестве или с домашними животными, любит компьютерные игры и самообразование за компьютером. Слушает музыку, хочет заниматься многими искусствами (архитектурой, декоративно-прикладным и изобразительным искусством, кино, музыкой), познакомиться с Цоем и украшает свою комнату полученными наградами и дипломами. Вкусовой выбор произведений визуального искусства остановил на аляповатой декоративной наклейке с изображением дерева и компьютерном коллаже (не на картинах Кандинского и Поллака), из классических живописных портретов выбрал те, на которых персонажи показались ему красивыми («Она красивая») - «Портрет Жиля де Рэ» Э.Ф. Феррона и «Женский портрет» Ж.В. Баллавоина. Это традиционный выбор современных детей и мо-
лодежи (по данным Е.М. Торшиловой [6]). Этот подросток, находящейся в поиске себя, пожалуй, соответствует обывательскому представлению о современном «компьютерном» ребенке, предпочитающим общение с компьютером или гадже-том живой беседе, желающим заниматься искусством, но ничего для этого не предпринимающим.
Ответы на один из вопросов дают представление о том, каким видом искусства занимаются или хотят заниматься современные дети. Наибольшее число голосов отдано киноискусству (39,1%). Без сомнения, что это мечты о кино, об артистической или режиссерской карьере. Чуть меньше ответов досталось изобразительному искусству (31,6%), хореографии (танцу) (30,6%) и современной музыке (29,7%). В целом эти данные соответствуют выборам в вопросе о любимых занятиях в свободное время. Литературное творчество не привлекает подрастающее поколение. Поэзия набрала 9,7% ответов, современная проза - 6,4%, классическая - 4,1%. Архитектура и декоративно-прикладное искусство набрали 14,9% и 15,4% соответственно, скульптура - 8%, классическая музыка - 11,8%. Таким образом, любя слушать музыку, наши дети мечтают о кино, хотят рисовать и танцевать.
Читательские интересы распределились ожидаемо. Предлагалось отметить не более двух вариантов, но жесткие ограничения не ставились, поэтому некоторые респонденты делали больше выборов. Первое место заняло фэнтези (43,4%), второе — приключения (41,4%), третье — детективы (38,4%). Классическая и современная проза набрали каждая чуть больше 20%, классическая и современная поэзия - 14,6% и 9,6%. Меньше всего читают пьесы (6,1%). Изучение произведений этих жанров входит в школьный курс литературы в отличие от книг-победителей.
Не любят чтение 10,8% московских детей. Из них 6,3% поставили у данного ответа единственную галочку. Другие 4,5% детей отметили в дополнение и некоторые жанры литературы из нашего списка. Это те, кто читать не любит, но всё же читает. Графа «Другое» обнаружила приверженность к чтению романов, научной фантастики, публицистики, исторической литературы, биографий, комиксов, книг по философии и психологии и др. На наш взгляд, полученные результаты очевидны.
Характерным показателем внутреннего мира человека является то пространство, которое не выставляется напоказ всем, и существует только для себя или избранного круга близких людей. Таким является комната или «уголок» подростка или юноши. На вопрос об оформлении собственного пространства респонденты дали больше всего дополнительных ответов. Комнату заполняют мягкими игрушками, картинами из пазлов, постерами, книгами, плакатами и картами, комнатными цветами и др. Кто-то честно признался, что комната находится в беспорядке или заполнена мусором. Несколько человек вовсе предпочитают минимализм или пустоту.
Из предложенных вариантов наиболее популярными оказались разнообразные фотографии (36,7%), произведения собственного творчества (31,6%) и представление личных достижений и наград (28,6%). Подлинными произведениями искусства молодежь свои комнаты украшает мало (их выбрали 5,4%). Понятно, что истинные шедевры дорого стоят, но есть произведения народного творчества, которые имеют высокое художественное качество и достойны быть представленными во вкусовых предпочтениях. Репродукции картин, коих великое множество продается или имеются возможности скачивания и самостоятельной печати, не привлекают школьников и студентов (8,9%).
Последний вопрос анкеты выявлял ожидания от жизни у современных подростков и юношества: «Вы хотели бы в жизни.». Надо было сделать единственный выбор либо дописать свой ответ. Самым популярным оказался ответ: «Реализовать себя» (41,4%). Показатель плавно растет от 13 до 20 лет с 31,1 до 53,1%. Настораживает, что подрастающее поколение в самый активный период жизни хочет покоя. Так ответили 10,3% респондентов и большинство их них -девушки. Среди респондентов женского пола 13 - 14 лет их менее половины, начиная с пятнадцатилетнего возраста, показатели растут, достигая 87% к 19 годам.
Рисковать готовы только 6,9%. Богатыми хотят стать 12,4% и почти столько же - заняться творчеством (11,8%). Свойственное возрасту желание чем-то выделиться среди сверстников, показать свою индивидуальность не характерно для московских респондентов. Быть непохожим на других изъявили желание только 5,3%. Уважать других людей и того меньше - 0,9%. Интересоваться искусством хотели бы 2,7% опрошенных московских детей. Таким образом, поколение будущего ставит перед собой практичные цели. Слушая музыку, мечтая заниматься кино, они думают об обеспеченной жизни и реализации своих планов. Среди других ответов: «счастья», «добиваться цели, чего бы это ни стоило», «сделать что-то стоящее», «быть хорошим другом», «хочется приключений.», «оставаться человеком», «реализовывать себя всю жизнь и быть с любимыми людьми», «быть известными», «быть красивой и иметь свою семью», «помогать людям и животным, спасать им жизнь», «жить комфортно и гармонично». Внимание привлек ответ 14-летней девушки: «Хочу посвятить всю жизнь театру и кино» (правда, написан он был с грубой грамматической ошибкой - («посветить»)). Выяснилось, что она занимается театральным творчеством, хочет познакомиться с известной оперной певицей Натали Дессей и увидеть в подлиннике картину Э. Мунка «Крик». В конкретном случае подросток прилагает усилия для реализации своих планов.
Для сравнения приведем некоторые результаты, полученные в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Общение с друзьями молодежь этих городов также предпочитает социальным сетям («живое» общение: Санкт-Петербург - 66,0%, Ростов-на-Дону - 60,6%. Виртуальное: 29,5% и 21,7% соответственно). Совпало ранжирование и набранный процент голосов в выборе любимого занятия и музея для посещения. Молодые жители этих городов любят слушать музыку, смотреть кино, ходить в картинные галереи, читать развлекательную литературу и желают реализоваться с жизни.
Из полученных в анкетах данных видно, что молодые люди Москвы и Санкт-Петербурга дали соотносимые ответы. Показатели Ростова-на-Дону отличаются лишь по нескольким параметрам. Респонденты из этого города меньше жителей столицы сделали выборов в пользу чтения (19,5%) и признались в желании быть непохожими на других (11,2%). Наибольшие различия отмечены в числе любителей прогулок в одиночестве. Чем крупнее город, тем больше респондентов дали такой ответ Шумная Москва (28,3%) с ее толчеёй и бешеным темпом жизни вынуждает подростков и юношество уединяться. В Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону подобных ответов 19,2% и 9,6% соответственно. Между тем желание покоя в жизни у москвичей такое же, как у жителей Санкт-Петербурга и ростовчан.
Предварительные педагогические выводы по итогам анализа анкет касаются организации образовательного процесса и внеклассной работы с обучающимися в школах, среднем профессиональном образовании и вузах:
1. Стимулировать мотивацию к чтению художественной литературы неразвлекательных жанров, формировать читательские интересы, не обращая внимания на источник чтения (бумажная книга, электронная или Интернет).
Библиографический список
2. Воспитывать потребность в посещении музеев как хранилищ художественных, исторических, культурных ценностей и артефактов, повышать качественный уровень и разнообразие доступной возрасту и интересам школьников и студентов образовательно-экскурсионной работы, искать новые пути привлечения молодежи в музеи разной направленности.
3. Развивать художественные и музыкальные интересы, воспитывая вкус к классическому (высокому) искусству и давая образцы качественной новой музыки.
На основе обработанных данных мы можем эскизно нарисовать портрет современного молодого москвича: предпочитает «реальное» общение виртуальному, делясь со сверстниками своими интересами, в свободное время занимается любимым делом. Активный ритм столичной жизни, постоянное нахождение среди людей вызывают у подростков и молодых людей желание уединиться. Вне обучения молодежь любит слушать музыку, смотреть кино и читать, компьютерными играми увлекается мало. У московских студентов и школьников чтение занимает второе место после прослушивания музыки, что не соотносится с утвердившимся мнением о том, что наши дети не читают. Но предпочитают они не классику, предписываемую школьной программой, а развлекательную литературу. Молодые респонденты выбирают для посещения художественные музеи, музеи фотографии и техники. Мемориальные квартиры композиторов, писателей, конструкторов, врачей интереса не вызывают. Современные подростки и юношество мечтают о кинокарьере, достатке и личной реализации.
Сравнительный анализ показателей трех крупных российских городов показал идентичность полученных результатов.
Результаты исследования получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 27.7452.2017/8.9 «Социокультурный портрет современного ребенка на разных этапах детства: возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного восприятия и мышления».
1. Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b/download/728/
2. Олесина Е.П., Радомская О.И. Механизмы реализации педагогической модели развития художественного восприятия и мышления обучающихся. Казанский педагогический журнал. 2017; № 6: 132 - 136.
3. Боякова Е.В. Представления педагогов искусства о современных детях и преподавании предметов эстетического цикла. Педагогика искусства. 2012; № 2. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/boyakova_12_june.pdf
4. Фомина Н.Н., Копцева Т.А., Голобоков Ю.В., Протопопов Ю.Н. Сравнительная характеристика художественно-творческого развития детей первой половины XX века и современных детей в условиях урока и в системе дополнительных занятий изобразительным искусством. Педагогика искусства. 2014; № 4. Available at: http://www. art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/fomina.pdf
5. Торшилова Е.М., Копылов РВ., Полосухина И.А. Типы взаимосвязи восприятия произведения искусства и его эстетической оценки в практике общения детей с искусством. Педагогика искусства. 2013; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/torshilova_kopylov_polosukhina.pdf
6. Торшилова Е.М. Ребенок и искусство. Москва: ФГБНУ «ИХОиК РАО, 2019.
7. Torshilova E.M., Boyakova E.V. Diagnosing Art Appreciation of Children between the Ages of Four and Nine Years. International Journal of Engineering and Technology. 2018; Vol 7, № 4.38: 564 - 568. Available at: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24623/12497
8. Художественные интересы современного школьника. Москва, 1971.
9. Боякова Е.В. Изучение социокультурного развития детей дошкольного возраста. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017; № 8: 18 - 23.
References
1. Koncepciya prepodavaniya predmetnoj oblasti «Iskusstvo» v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/11cfc73e7df5f99beeadf58f363bf98b/download/728/
2. Olesina E.P., Radomskaya O.I. Mehanizmy realizacii pedagogicheskoj modeli razvitiya hudozhestvennogo vospriyatiya i myshleniya obuchayuschihsya. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2017; № 6: 132 - 136.
3. Boyakova E.V. Predstavleniya pedagogov iskusstva o sovremennyh detyah i prepodavanii predmetov 'esteticheskogo cikla. Pedagogika iskusstva. 2012; № 2. Available at: http:// www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/boyakova_12_june.pdf
4. Fomina N.N., Kopceva T.A., Golobokov Yu.V., Protopopov Yu.N. Sravnitel'naya harakteristika hudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya detej pervoj poloviny XX veka i sovremennyh detej v usloviyah uroka i v sisteme dopolnitel'nyh zanyatij izobrazitel'nym iskusstvom. Pedagogika iskusstva. 2014; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/ journal_pdf/fomina.pdf
5. Torshilova E.M., Kopylov R.V., Polosuhina I.A. Tipy vzaimosvyazi vospriyatiya proizvedeniya iskusstva i ego 'esteticheskoj ocenki v praktike obscheniya detej s iskusstvom. Pedagogika iskusstva. 2013; № 4. Available at: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/torshilova_kopylov_polosukhina.pdf
6. Torshilova E.M. Rebenokiiskusstvo. Moskva: FGBNU «IHOiK RAO, 2019.
7. Torshilova E.M., Boyakova E.V. Diagnosing Art Appreciation of Children between the Ages of Four and Nine Years. International Journal of Engineering and Technology. 2018; Vol 7, № 4.38: 564 - 568. Available at: https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/24623/12497
8. Hudozhestvennye interesy sovremennogo shkol'nika. Moskva, 1971.
9. Boyakova E.V. Izuchenie sociokul'turnogo razvitiya detej doshkol'nogo vozrasta. Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2017; № 8: 18 - 23.
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 37.026.7
Ivanova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Primary Education, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov
(Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
Scriabina A.G., senior teacher, Department of Teaching Mathematics Methods North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Darbasova L.A, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, engineering faculty, Yakut State Agricultural Academy (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
COGNITIVE INDEPENDENCE AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM IN MODERN EDUCATION. The article describes theoretical review of a concept "cognitive independence" in educational process framework. The concept is interpreted by the authors as a set of the Federal State Educational Standard requirements of General Secondary Education - for cognitive independence development of secondary level students. Particular attention is paid to such concepts as "activity", "initiative", "cognition" reflecting cognitive independence. The purpose of the article is to refine the concept "cognitive independence" and its components. The tasks of theoretical study and analysis of special literature determine the development vector of students' cognitive independence. A specification of concept "cognitive independence" and its structural components are presented. Conclusions drawn from the results indicate that independence and activity reflect the personal qualities, cognitive activity develops in the process of cognitive activity and cognitive independence are noted in the personal characteristics.
Key words: activity, initiative, cognition, cognitive independence, independent work.